35487

Информационные процессы

Шпаргалка

Информатика, кибернетика и программирование

Будем различать данные знания и информацию: информацию можно получить после соответствующей обработки знаний или данных.ru : информацию по отраслям статистики; интегрированные базы данных; статистическую информацию первичных отчетов. Государственная система правовой информации включает: комплекс баз данных правовой информации содержащей более 340000 правовых актов; база данных действующего российского законодательства; база данных судебной статистики и т. Централизованное базируется на базах данных МЧС МВД и т.

Русский

2013-09-15

256 KB

7 чел.

Характеристика процессов замещения традиционных ресурсов информационными

По мере перехода от индустриальной эпохи к постиндустриальной значимость отдельных факторов производства поменялась.

От экономики, основной чертой которой была фирма, общество идет к экономике, основой которой становится информационная сеть.

В результате произошло смещение в интенсивности использования различных ресурсов.

Современное производственное предприятие, организация, офис в процессе своего функционирования потребляет следующие ресурсы:

- трудовые;

- материальные;

- финансовые;

- ресурсы для обеспечения безопасности;

- информационные (интеллектуальные).

Все ресурсы, за исключением последних, являются традиционными.

Их характерная черта – ограниченность (одноразовость) в использовании.

В отличие от них информационные ресурсы являются многоразовыми, не подлежащими физической амортизации.

Доля участия информационных ресурсов в процессе производства, согласно данным из доклада Европейской комиссии по стратегическим исследованиям, возросла в среднем за последние 20 лет с 10% до 27%.

Это значит, что часть капитала фирмы, которую составляют знания в различной форме (информационный ресурс) растет ускоренными темпами.

Так как традиционных ресурсов на планете становиться все меньше и цена на них растет, поэтому сегодня важнейшая проблема любой фирмы, любого производства заключается в сокращении их потребления, то есть сокращении зависимости от них.

Основная доля цены на продукт становитсят связана с созданием добавленной стоимости за счет знаний, то есть информационных ресурсов. 

Если необходимо сохранить объем производства и, при этом, не увеличивать материальные ресурсы, то достичь этого можно только за счет привлечения большего объема информационных ресурсов (новых знаний технологий, материалов и т.д.).

43. Информационные ресурсы: определение, значение, влияние на развитие общества

Согласно закону РФ: информационные ресурсы - это информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, других информационных системах.

Будем различать данные, знания и информацию:

информацию можно получить после соответствующей обработки знаний или данных.

В информационной сфере знания не испытывают перенасыщения, скорее наоборот – действует закон возрастающей доходности.

Вложив в знания (исследования, ОКР) один раз значительные средства и получив результат производитель получает экономию по переменной затрат, поскольку сложная продукция отличается высокой стоимостью изготовления, но относительно низкой стоимостью при тиражировании. 

Сделав единовременные затраты производитель получает возрастающий все доход.

Если раньше целью любого производства было увеличение количества материальных благ за счет

увеличения материальных ресурсов,

то сегодня за счет уменьшения зависимости от материальных ресурсов, 

то есть за счет их более интенсивного использования: знаний новых технологий, новых материалов, новых методов управления, конъюнктуры рынка, тенденций валют, новых организационных приемов и т.д.

В ближайшей, а особенно в отдаленной перспективе основными источниками богатства для большей части населения будут не природные ресурсы, а знания и коммуникации.

44. Общая структура и характеристика информационных ресурсов предприятия

Все информационные ресурсы (ИР), используемые на предприятии, предназначены для обеспечения внешнеэкономической и внутриэкономической деятельности.

По источнику приобретения они являются либо внешними по отношению к нему, либо внутренними (корпоративными).

Внешнеэкономическая деятельность обеспечивается глобальными (мировыми) ИР, а внутриэкономическая – государственными (национальными) и региональными, что можно представить с помощью рисунка ниже.

45. Структура и использование глобальных информационных ресурсов на предприятии

При деятельности на мировом рынке необходимо знать

 какова структура и объем потенциального рынка;

 какова специфика страны, местности, климата, традиций, отношение покупателей на тот или иной товар;

 кто конкуренты, их характеристика;

 какова специфика бизнес-методов в стране;

 каковы логистические, тарифные, таможенные, налоговые условия в изучаемой стране;

 каковы законы по внешнеэкономической деятельности в данной стране и т.д.

Значительная часть деловую информацию составляет система международной статистики, в создании которой участвует около 200 международных и организаций из 191 страны мира. Основные публикации статистических материалов ООН:

- Демографический ежегодник;

- Статистический ежегодник;

- Статистический ежегодник промышленных товаров;

- Статистический ежегодник международной торговли;

- Статистический ежегодник промышленных товаров;

- Статистический ежегодник ЮНЕСКО, где находятся данные об уровне грамотности и развития культуры в международном масштабе.

Доступ к мировым информационным статистическим ресурсам предоставляют различные информационные агентства.

Выделяют фирму LexisNexis Statistical (nexis.com).

Если статистические глобальные информационные ресурсы необходимы для осуществления государственного управления, то для управления предприятиями необходима более глубокая детализация статистических информационных ресурсов, которая формируется частными компаниями. Это неофициальная статистика, которая боле объективна. Она содержит следующее:

- результаты деятельности участников рынка (доля фирмы на рынке, объем экспорта продукции в другие страны и т.д.);

- экономические связи различных регионов или стран.

1). Одной из ведущих является информационная система TradStat (www.tradstatweb.com), которая специализируется на международной торговле. Предоставляется информация по всем товарам, которые импортируются или экспортируются в 30 странах мира.

2). Известна также система Euromonitor (www.monitor.com) предоставляющая информацию о состоянии рынка продуктов и услуг в Англии, Франции, Италии, Германии, Испании и США.

3). В странах СНГ рынок продовольственных и непродовольственных товаров отслеживает система БизнесАналитика (www.businessanalytca.ru) по 12 странам СНГ.

Известен каталог ресурсов официальной статистики (Official Statistics on the Web (www.librari.auckland.ac.nz/Subjects/offstats/). На нем представлена информация о ресурсах социальной, экономической и общей информации.

NationMaster (www.nationmaster.com). На этом сайте представлена информация из Всемирного банка, ООН, ВОЗ и т.д.

46. Структура и использование государственных информационных ресурсов на предприятии

Государственные (национальные) информационные ресурсы делятся на:

- федеральные;

- находящиеся в совместном ведении государства и субъектов федерации;

- находящиеся в ведении субъектов федерации.

Структура государственных информационных ресурсов.

Среди государственных Информационных Ресурсов выделяют 

- библиотечную сеть;

- архивный фонд;

- гос. систему статистики;

- гос. систему НТИ;

- гос. систему правовой информации;

- ИР органов государственной власти и местного самоуправления;

- ИР о природных ресурсах и явлениях, процессах;

- ИР социальной сферы;

- ИР в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности.

Информационные ресурсы библиотечной сети. В России находятся 150000 библиотек (публичные федеральные, региональные субъектов федерации, муниципальные, система научно-технических библиотек, библиотечная система РАН, вузов медицинских учреждений и т.д.). Автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в 2,5 тысяч библиотек.

Информационные ресурсы Архивного фонда состоят из государственных и негосударственных архивов. В ведении Росархива находятся 193 млн. ед. хранения. Ведется работа по созданию сетей архивов.

Научно-техническая информация. В государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ) входят: федеральные, отраслевые и региональные органы НТИ. Образовано объединение «РОСинформресурс» - специализированная федеральная информационная сеть с единым информационным ресурсом.

Информационные ресурсы государственной системы статистики включают (www.gks.ru) :

- информацию по отраслям статистики;

- интегрированные базы данных;

- статистическую информацию первичных отчетов.

Государственная система правовой информации включает:

- комплекс баз данных правовой информации, содержащей более 340000 правовых актов;

- база данных действующего российского законодательства;

- база данных судебной статистики и т.д.

Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления.

Здесь существует две схемы формирования информационных ресурсов:

- централизованное информационное обеспечение органов государственной власти федерального и регионального уровня;

- самостоятельное формирование необходимых ИР региональными и муниципальными органами власти.

Централизованное базируется на базах данных МЧС, МВД и т.д. ИР муниципального уровня пока развиты слабо.

 Информация о природных ресурсах, явлениях, процессах.

Создается информационная система недропользования при Министерстве природных ресурсов в которой имеется:

- Федеральный геологический фонд;

- Государственный банк цифровой геологической информации;

- Фонд гидрометеорологии;

- Банк данных государственного мониторинга геологической среды.

В настоящее время развернуты работы по созданию земельных кадастров.

Информационные ресурсы социальной сферы.

Наиболее развиты информационные ресурсы в здравоохранении и образовании. Сеть Минздрава насчитывает 61 информационный центр. Развитие информационных ресурсов в области образования идет в двух направлениях:

- создание федеральной университетской сети RUNNET;

- создание региональных центров информации.

Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности.

Наиболее крупные ресурсы:

- базы данных по федеральному бюджету и бюджетов субъектов РФ, реестр паспорта импортных сделок, реестр страховых компаний (Минфин РФ);

- реестр собственности РФ (Мингосимущество РФ);

- базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТК России);

- базы данных «Налоговая отчетность», гос. реестр налогоплательщиков (МНС);

- фонд лицензий на банковскую и аудиторскую деятельность (Банк России) и др.

47. Структура региональных информационных ресурсов

Региональные информационные ресурсы делятся на:

- ИР субъектов РФ;

- ИР городские;

- ИР муниципальные.

Региональные (муниципальные, городские) информационные ресурсы предназначены для управления территориальным образованием.

Практически вся первичная информация создается на муниципальном уровне.

Участвуют в этом следующие организации:

- региональные и муниципальные органы статистики;

- органы юстиции, осуществляющие регистрацию прав собственности;

- налоговые органы;

- страховые;

- медицинские и т.д.

Базовыми информационными ресурсами являются: кадастры, реестры и регистры.

Кадастр недвижимости - информация о муниципальной, региональной и федеральной собственности.

Градостроительный кадастр (ген. план, градостроительное зонирование и т.д.).

Картографический кадастр (топографические планы, аэросъемки).

Реестр инженерных сетей и коммуникаций.

Регистр юридических лиц, находящихся в:

- собственности муниципалитета;

- субъекта федерации;

- федеральной собственности.

Регистр физических лиц

- БД о избирателях;

- налогоплательщиков;

- пенсионерах и т.д.

Создается база данных, содержащая адресно-справочную информацию о кадастрах, регистрах, реестрах, базах данных.

 

48. Структура и содержание корпоративных информационных ресурсов. Понятие контента.

Под информационным ресурсом предприятия (организации) будем понимать совокупность собственных, приобретаемых и поставляемых извне данных, зафиксированных как на бумажных, так и электронных носителях. 

Структура информационных ресурсов предприятия приведена на рисунке ниже.

Формы существования корпоративных ресурсов могут быть следующими:

бумажные документы,

электронные документы,

базы данных,

базы знаний,

web-сайты,

файлы различной природы (аудио, видео) и т.д.

В сущности, информационные ресурсы – это общий объем данных и знаний, циркулирующих на предприятии, входящих в него и исходящих из него, материализованных на каком-либо носителе.

Ресурсы делятся на три группы:

- приобретаемые и получаемые от сторонних организаций.

- генерируются внутри предприятия,

- внешние – то есть поступают извне.

Информационные ресурсы, в зависимости от материального носителя делятся на внемашинные и внутримашинные.

внемашинные – бумажные документы управленческого и организационно-распорядительного характера,

внутримашинные – это внемашинные информационные ресурсы, введенные в память компьютера.

Управленческие документы отражают производственные, хозяйственные, финансовые и прочие операции, выполняемые в процессе функционирования предприятия.

Это плановые, бухгалтерские, аналитические, статистические, маркетинговые, логистические, проектно-конструкторские и технологические (трудовые, материальные и технологические нормы) и прочее.

Документы организационно-распорядительного характера делятся на следующие группы:

- организационные (задачи и цели предприятия, структура предприятия, штатное расписание, устав предприятия и т.д.);

- распорядительные (приказы, указания, предписания, инструкции и прочее);

- справочные (письма входящие и исходящие, акты, справки, обзоры, рефераты, библиотечные подборки и т.д.);

- прочие (патентная, юридическая и прочая документация).

Внешние информационные ресурсы могут быть как платными (приобретаемыми), так и предоставляемыми сторонними организациями в соответствии с договоренностями или обязательствами (получаемые ресурсы). Как те, так и другие могут иметь как бумажную форму представления, так и передаваться по каналам связи.

Приобретаемые информационные ресурсы включают периодически выполняемые платные услуги аналитического характера.

В отличие от приобретаемых, получаемые информационные ресурсы отражают деловые отношения с партнерами, также отношения с выше или ниже стоящими организациями.

Содержательно они отражают информацию, получаемую из

банков,

страховых,

налоговых и прочих организаций.

Особое место в данном классе занимают Интернет-ресурсы отдельных министерств и ведомств.

Собственные информационные ресурсы могут быть либо структурированными, и тогда они подлежат арифметической, логической и другой обработке программными средствами, либо нет.

Структурируемые информационные ресурсы – это базы данных, хранилища данных, базы знаний.

Управленческие, а также организационно-распорядительные документы фиксируют все производственно-хозяйственные, финансовые и другие операции.

Данный подкласс информационных ресурсов является неформализованным, однако их содержание и вид материальных (бумажных) носителей регламентируются государственными стандартами. 

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. 

Документ обладает двумя свойствами: многофункциональность (регистрация информации, передача, обработка и хранение) и наличием юридической силы.

 Форма и содержание управленческих документов регламентируется нормативно-методической базой, создаваемой государственными органами.

49. Средства доступа к информационным ресурсам

Доступ к большинству ИР на предприятии и за его пределами обеспечивают web-порталы.

Они позволяют осуществлять поиск информации, а также публиковать документы независимо от их месторасположения или формата.

Предоставление информации в web-порталах на основе строгой персонализации и прав доступа пользователя к тем или иным информационным ресурсам.

Доставка информационных ресурсов осуществляется на основе информационных сетей, которые условно делятся, как и информационные ресурсы, на:

глобальные (GAN – Global Area Network);

национальные (WAN - Wide Area Network);

региональные, городские (МАN- Metropolitan Area Network)

локальные (LAN - Local Area Network) - для доставки собственных (корпоративных) информационных ресурсов.

Основу сети Интернет составляет опорная сеть (Internet BachBone), соединяющая мощные компьютеры.

Скорость передачи данных в ней достигает 4000 Тбайт/сек.

К ним сети присоединяются континентальные, трансматериковые и трансатлантические магистрали.

К последним подключаются национальные провайдеры, а за тем локальные (ICP - Internet Service Provider).

В РФ существуют провайдеры, соединяющие региональные сети с остальной частью Интернет (РосТелеком): (региональные – до сотен км., локальные – до нескольких км).

Основу региональных сетей составляют ведомственные и корпоративные сети. Ведомственные – объединяют локальные сети ведомств. Корпоративная сеть возникает в результате расширения одной локальной.

С точки зрения средств доступа выделяют четыре категории сетевых информационных ресурсов:

- web-страницы, web-сайты и web-порталы;

- электронная почта, форумы, конференции;

- файлы;

- базы данных.

50. Категории сетевых информационных ресурсов

Следует различать понятия Интернет и www – всемирную паутину.

Если Интернет – это объединение компьютеров по всему миру путем объединения разрозненных сетей, то WWW (Всемирная паутина)– это множество документов, хранящихся на различных компьютерах, подключенных к Интернет.

Эти документы связаны ссылками. Отдельный документ называемый web-страницей - это гипертекстовый документ. Совокупность таких страниц создает – web-сайт.

Доступ к web-сайтам должен основываться в первую очередь на работе с источниками метаинформации (информации о информации). За последние века человечество придумало только три способа поиска информации:

 ссылки (в Internet они называются гиперссылки)

 каталоги и справочники;

 Поисковые системы (предметный указатель).

Первый способ. Этому способу в Интернете соответствуют каталоги и справочники, в которых страницы размещены по рубрикам. Поиск по каталогам вначале был основным методом. В каталогах имеются иерархические тематические рубрики, которые указывают человеку каким образом следует двигаться в каталоге.

Среди иностранных каталогов выделяют Yahoo (www. Yahoo.com. 14 разделов, 25000 рубрик), Lycos (www.lycos.com) лучший российский Rambler.ru Начиная с верхнего уровня пользователь последовательно открывает рубрику, подрубрику, пока не дойдет до списка сайтов.

ООО «Международное бюро информатизации и телекоммуникаций» (www.mbt.ru) предлагает следующую информацию:

- российскую энциклопедическую информацию (http://reit/mbt/ru/rus//);

- web-каталог деловой информации;

- web-каталог бизнес-ресурсов по рынку товаров и услуг;

- оказание поисковых, аналитических и консультационных услуг.

Второй способ – гиперссылки, использует указатели на нужные интернет-страницы. Ссылки в Интернете гипертекстовые.

Третий способ – поисковые порталы (машины например, google.com, yandex.ru, bing.com) – в их основе алфавитный список важных терминов - ключевые слова и адреса всех страниц, на которых эти слова встречаются.

Доступ к ИР по электронной почте. Провайдер предоставляет почтовый ящик, имеющий уникальный адрес. Для отправления писем используется протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol), для приема – POP – протокол (Post Office Protocol), который контролирует право забирать почту.

Поиск в файлах.

Файлы распространяются в виде коробочных программных продуктов (диск с руководством, лицензия). Они бывают: условно-бесплатные – программные продукты (ПО) - продукты поставляемые с ознакомительными целями, через какое-то время они выключаются, бесплатное ПО (вместе с Windows бесплатно поставляется Internet Explorer). Передача файлов осуществляется с помощью FTP-протоколов (File Transfer Protocol).

51. Поиск информационных ресурсов в Интернете

Наиболее мощными поисковыми машинами, на сегодняшний день в мире являются:

Google (google.com),

Bing (bing.com)

Alta Vista (www.altavista.digital.com),

Yahoo! (www.yahoo.com),

Infoseek (www.infoseek.com),

Baidu (baidu.com)

GoTo (www.goto.com),

FTP search (ftpsearch.ntnu.no - поиск в системе FTP),

 

а также отечественные:

Yandex (yandex.ru),

Rambler (www.rambler.ru),

Compass (compass.tsu.ru),

Russian FTP search (ftpsearch.city.ru - поиск в системе FTP).

Популярность приобретают метапоисковые (мультипоисковые) машины, которые переадресовывают запрос на поисковые машины, а за тем суммируют полученное и удаляют дублируемые записи. Например, Metabot.ru, nigma.ru

Функционирование поисковой машины включает два процесса: 

1) индексирование ресурсов Internet (автоматическое построение и обновление индекса);

2) поиск по индексу информации, соответствующей запросу пользователя.

Поисковая машинаэто программа, которая составляет и хранит предметный указатель Интернета (индекс) и находит в нем заданные ключевые слова, а затем адреса сайтов.

Основной действующий элемент машины – это робот-паук (программный агент) систематически посещающий сайты, считывающий адреса сайтов, которые необходимо индексировать.

За тем создается индекс.

Специфика индекса заключается в том, что в нем по алфавиту хранятся только основы слов содержащих ссылки на номера web-страниц, где они присутствуют.

 

Индексная запись имеет следующую структуру:

Основа (номер страницы, номер страницы, …, номер страницы).

Основа это ключевое слово специально обработанное (без окончания).

Если в обычном тексте мы идем от страницы к словам, то поисковая машина идет от слов к страницам.

Поэтому индекс поисковой машины называется инвертированным (перевернутым).

 Поисковая программа в соответствии с запросом пользователя перебирает индексы и выдает результаты, содержащие текстовую копию страниц Интернета.

Поисковые машины могут просмотреть не более трети всех сайтов в Интернете (по другим данным не более 10%).

Существует еще невидимый и закрытый Интернет.

Роботы, являясь программными агентами, отвечают за извлечение документов из сети. Все поисковые агенты делятся на

- неспециализированные и

- специализированные.

Неспециализированные агенты обеспечивают поиск по ключевым словам и устойчивым словосочетаниям. Такие системы агентов объединяют ссылки на сайты, найденные множеством машин поиска. Используя агентов такого класса можно уменьшить число результирующих документов.

Специализированные агенты приспособлены искать сайты по видам (новости, музыка, акции, книги, видеоклипы и т.д.).

52. Классификация и кодирование информационных ресурсов

В управленческой документации одна часть данных кодируется, а вторая – нет (адреса, фамилии и т.д.).

Кодирование необходимо для сокращения затрат на ввод документов и упрощения операций по их обработке.

Коды находятся в классификаторах, содержащих также систематизированный свод наименований объектов и их группировки.

Для того чтобы получить коды объектов, они предварительно классифицируются.

Классифицирование - это деление множества объектов на классы в соответствии с нужным признаком. 

Если признаков несколько и между ними существует иерархическая соподчиненность, то получают иерархическую классификацию.

 

Правила построения иерархического классификатора:

1.

2. Определить число признаков, указать их наименование и соподчиненность (например, А (факультет) старше Б (специальности), Б старше В (группы), В старше Г (номера студента в группе).

3. Определить число значений, принимаемых каждым признаком и выбрать максимальное (например, А принимает максимальное значение 5, Б – 3, В – 4, Г - 25).

4. Построить классификационное дерево.

5. Построить структуру кода по схеме

 

 

 

Если между признаками нет иерархической зависимости, то имеет место одноуровневая многопризначная (фасетная) классификация.

Классы-фасеты получают путем отнесения объектов в классы согласно значениям признаков одновременно.

Множество студентов можно разделить по трем признакам: пол, успеваемость и место проживания (регион). 

Фасеты позволяют с помощью операций пересечения, объединения и др. получить ответы на различные вопросы.

Существует три уровня классификаторов экономической информации: общегосударственные, отраслевые и локальные (классификаторы предприятий).

А. Общегосударственные классификаторы делятся на следующие группы:

1. Классификаторы управленческих документов, видов деятельности, экономических и социальных показателей

-  Общероссийский классификатор продукции (ОКП);

-  Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);

-  Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД);

-  Общероссийский классификатор валют (ОКВ);

-  Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) и др.

 

2. Классификаторы организационных структур.

-  Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ);

-  Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);

-  Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и др.

 

3. Классификаторы информации о населении и кадрах.

-  Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН);

-  Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО);

-  Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

 

Код унифицированной формы документа (код) состоит из 8 знаков

 

Б. Отраслевые классификаторы - создаются отраслей производства или видов деятельности (коды бухгалтерских счетов, коды видов оплат и удержаний, виды операций с материальными ценностями и т.д.).

В. Локальные классификаторы – для отдельных предприятий или организаций (табельные номера, коды структурных подразделений, коды поставщиков и т.д.).

Коды необходимы для упрощения процедур автоматического поиска информации, ее группировки, сортировки и получения сводных результатов вычислений.

Кодирование – это процесс присвоения условного обозначения объектам. Коды могут быть цифровыми, буквенными и буквенно-цифровыми.

Распространены системы кодирования: порядковая, серийная, позиционная, мнемоническая (код повторения), шахматный код.

Порядковая система кодирования предполагает присвоение всем позициям кодируемой номенклатуры порядковые номера без пропусков..

Серийная система ориентирована на кодирование объектов, которые предварительно сгруппированы в серии.

Позиционная система кодирования отражает иерархическую соподчиненность признаков классификации.

В бухгалтерском учете распространены позиционные двух и трехпризначные коды.

Мнемонический код повторяет характеристики объекта, например коды гаечных ключей, могут быть следующими: ключ 12 на 14 кодируется как 1214, ключ 14 на 17 – как 1417 и т.д.

Шахматный код применятся для кодирования двухпризначных номенклатур

53. Электронный документооборот

Под электронным документооборотом будет пониматься движение электронных документов от аппарата управления к объекту управления и обратно, а также из внешней среды.

Документооборот строго регламентируется указанием места обработки документов, момента их получения или передачи на другое место или сдачи в архив.

Различают обычный (бумажный) и электронный документооборот.

Электронный документ – это бумажный документ, введенный в память компьютера в соответствии с установленными правилами или полученный по каналам передачи данных из внешней среды.

Функции систем электронного документооборота состоят в следующем:

 

1. Хранение электронных документов в архиве.

Носители электронных документов характеризуются двумя параметрами:

- стоимостью хранения 1 мегабайта информации;

- скоростью доступа к информации.

Задача заключается в выборе оптимального носителя.

 

2. Организация поиска документов.

Существуют два типа поиска:

 

А). Атрибутивный поиск: каждому документу присваивается набор идентифицирующих его атрибутов м поиск идет по ним. Примеры атрибутов: код поставщика, код или фамилия служащего, время создания документа и т. д.

 

Б). Полнотекстовый поиск: документ отыскивается по словам, входящим в сам документ.

 

Для поиска известного документа используется атрибутивный тип, для неизвестного - полнотекстовый.

 

3. Поддержка защиты документов от несанкционированного доступа. Каждый документ должен иметь список пользователей, имеющих право доступа к нему.

 

4. Маршрутизация и передача документов.

Маршрутизация в системе электронного документооборота - это построение схемы, согласно которой они передаются с одного рабочего места в другое.

 

Известна

1. Свободная маршрутизация: последовательная или параллельная.

При последовательной маршрутизации документ проходит от одного пользователя к другому, а при параллельной - он одновременно поступает к нескольким пользователям.

 

2. Свободная маршрутизация с контролем исполнения.

Под контролем понимается:

-контроль доставки документа;

-контроль исполнения (выдача извещения, что задание выполнено);

-мониторинг задания (кто и что сейчас делает с заданием).

 

3. Маршрутизация по заранее определенным маршрутам с контролем исполнения.

 

4. Система электронной почты.

54. Собственные внутримашинные информационные ресурсы предприятия

Внутримашинные - структурированные информационные ресурсы: управленческие документы, а также иная структурированная информация размещаемая в памяти компьютера в соответствии с некоторой моделью.

Структуризация достигается благодаря моделям, устанавливающих правила размещения данных в памяти и возможные операции над ними. Наиболее распространенными формами существования внутримашинных информационных ресурсов являются:

- файлы;

- базы данных;

- хранилища данных;

- базы знаний.

Файл – это последовательное отображение однородных управленческих документов на машинном носителе в виде записей.

Для обращения каждый файл должен иметь имя и расширение, уточняющее его назначение: EXE, COM – программные файлы, готовые к использованию, DBF – файлы базы данных, DOC, TXT – текстовые файлы и т.д.

По содержанию выделяют: файлы данных и программные файлы.

Файловая система обладает рядом серьезных недостатков,

первый из которых заключается в ее ориентации на профессиональных программистов,

второй - это - чрезмерная избыточность данных, являющаяся причиной возрастания затрат на их корректировку,

третий - это высокая зависимость прикладных программ от изменения структуры файлов.

Главная особенность баз данных, существенно отличающая их от файловой системы, состоит в их ориентации на интерактивный режим работы с ними конечного пользователя (бухгалтера, финансиста, менеджера и т.д.). 

Широкое применение баз данных не профессионалами-программистами стало возможным благодаря специально созданному программному комплексу – системам управления базами данных (СУБД)..

СУБД – это комплекс программ, предназначенный для создания и хранения базы данных, обеспечения логической и физической целостности данных, предоставления санкционированного доступа конечным пользователям. 

Дальнейшее развитие баз данных привело к появлению хранилищ данных, назначение которых отлично от баз данных.

Базы данных предназначены для оперативного отражения ежедневных производственно-хозяйственных, финансовых и других операций предприятия,

Хранилища данных необходимы для долговременного хранения данных в специально создаваемых многомерных информационных кубах.

Информационные кубы предназначены исключительно для аналитической обработки данных.

55.Реляционная модель базы данных и ее характеристики

Данные в базе соответствуют некой модели. 

Распространенными моделями баз данных являются: реляционная, сетевая и иерархическая.

Иерархические и сетевые модели баз данных имеют более сложную структуру и для выдачи нужных отчетов содержат свои наборы селекционных, навигационных и иных операций.

Так как в процессе управления предприятиями и организациями широко используются таблицы, поэтому наиболее распространенной моделью баз данных в настоящее время является реляционная модель. 

Реляционная модель базы данных основывается на понятии “отношение”, и представляется совокупностью таблиц.

Домен – это множество значений, принимаемых свойствами (характеристиками) отражаемого объекта.

Атрибут – это имя множества значений, входящих в домен. Атрибуты используются в качества средства для обращения к доменам.

Кортеж – это множество элементов из доменов, составляющих одну строку отношения (таблицы).

Отношение – это множество кортежей, отражающих свойства объекта в форме таблицы.

Ключ таблицы – это такой атрибут, который позволяет определить значения искомых строк таблицы.

Таблицы, входящие в реляционную модель, строятся в рамках ограничений, диктуемых операциями их обработки.:

- таблица должна иметь имя (например, ДЕТАЛЬ, ПОСТАВЩИК, ПОСТАВКИ);

- таблица должна быть простой, то есть не содержать составных элементов, например, у поставщика должен быть только один номер телефона, указанный в одной строке;

- в таблице не должно быть одинаковых строк;

- должен быть известен первичный ключ, используемый для поиска или выполнения других логических операций.

Таблицы реляционной модели обрабатываются с помощью операций реляционной алгебры.

Выделяют три основных операции:

ВЫБОРКА – когда из таблицы выбирают только строки, удовлетворяющие некоторому условию

 

ПРОЕКЦИЯ – в реляционной алгебре — унарная операция, которая позволяет получить «вертикальное» подмножество таблицы. Это подмножество, которое получается выбором атрибутов с последующим исключением, избыточных дубликатов кортежей.

Пусть дана таблица T с атрибутами и есть некоторое подмножество атрибутов .

 Результат проекции - новая таблица, полученная из исходной таблицы вычеркиванием атрибутов, не входящих в выбранное подмножество, с последующим возможным удалением избыточных дубликатов кортежей.

При осуществление проекции необходимо задать проецируемое отношение и некий набор его атрибутов, который станет заголовком результирующего.

СОЕДИНЕНИЕ – объединяются таблицы

56. Применение реляционной модели базы для решения экономических задач

уществует несколько режимов взаимодействия пользователей СУБД:

- режим конечного пользователя с применением конструктора баз данных и запросов;

- программный режим, предполагающий знание пользователем языка СУБД и позволяющий создавать прикладные программы.

Конечный пользовать, как правило, пользуется конструктором, с помощью которого задается структура БД, формулы для расчетов и структура отчета.

Достаточно популярной СУБД для данного класса является MS Access.

Программный режим предполагает создание программ с помощью программистов-профессионалов.

Профессиональные (промышленные) СУБД представляют собой программную основу для создания и функционирования крупных экономических объектов. На их базе создаются комплексы управления и обработки информации на крупных предприятиях, банках или даже целых отраслей.

Для того чтобы использовать базу данных для решения экономических задач необходимо выполнить ряд этапов, предназначенных для ее создания.

Для этого предварительно всю управленческую документацию, имеющую непосредственное отношение к данной задаче, следует сгруппировать следующим образом:

- выделить входные оперативные документы, содержащие переменную информацию и отражающие текущие производственно-хозяйственные факты или финансовые операции (оперативные базы данных);

- выделить условно-постоянные документы, содержащие нормативно-справочные данные (условно-постоянные базы данных);

- разработать результирующие документы, таблицы, отчеты (результирующие базы данных);

- определить документы, предназначенные для корректировки условно-постоянных данных.

Далее осуществляется описание таблиц базы данных средствами СУБД, задание связей между таблицами и разработка форм отчетов, которые также описываются средствами СУБД.

При необходимости обеспечивается защита данных, указываются права и ограничения по доступу к данным.

57. Схемы циркуляции данных в централизованные базах данных, их применение в экономической сфере

С появлением и развитием локальных и иных сетей появилась возможность организации доступа к одним и тем же данным из различных структурных подразделений предприятия или из других регионов.

Для этого разработаны два вида баз данных:

- централизованные;

- распределенные.

Централизованная база данных характерна тем, что она полностью находится на центральном компьютере,

К ней обращаются пользователи (клиенты) с помощью своих компьютеров за информацией.

Управление базой данных (ее корректировка и прочие процедуры, поддерживающие ее целостность, безопасность и пр.) осуществляется централизованно, смотри рисунок .

Компьютер, который располагает ресурсами, называется сервером. 

Компьютер, который обращается к серверу за данными или требованием решения задачи, называется клиентом.

 Недостатки централизованной БД состоят в следующем:

- требуется передача большого потока данных;

- низкая надежность;

- низкая производительность.

Преимущества: минимальные затраты на корректировку централизованной БД.

58. Схемы циркуляции данных в распределенных базах данных, их применение в экономической сфере

Распределенная база данных – это базы, части которой находятся в различных узлах сети.

Их создают для исправления недостатков централизованных баз данных.

Предприятия сами по себе имеют распределенную структуру, поэтому данные фактически распределены по структурным подразделениям.

Фактически распределенная база данных есть виртуальный объект, составные части которого хранятся в разных узлах сети.

Для пользователя они находятся в одной логической модели базы данных (это значит, что для него база едина).

Полностью распределенная БД создается в тех случаях, когда частота решения всех задач и объемы передаваемых данных для их решения примерно одинаковы.

Если это не так, то данные должны находится там, где существует наибольшая частота обращения к ним.

59. Схемы доступа к данным на основе архитектур файл-сервер и клиент-сервер

Для решения экономических задач в средах централизованной или распределенной базы данных можно воспользоваться одним из следующих методов доступа к данным:

1. Доступ на основе архитектуры сети вида "файл-сервер";

2. Доступ на основе архитектуры сети вида "клиент-сервер".

Доступ на основе архитектуры сети вида "файл-сервер".

Схематично такой метод доступа можно представить в виде рисунке ниже

Имеется общая база данных на сетевом сервере. Обработка данных преимущественно на рабочих местах клиентов. Сетевое программное обеспечение занято лишь передачей данных на рабочую станцию.

Доступ на основе архитектуры сети вида "клиент-сервер".

В данной архитектуре возможны следующие варианты доступа:

- доступ к удаленным данным (ДУД);

программа на компьютере клиента производит ввод исходных оперативных данных и осуществляет решение задач на основе дополнительных данных поступивших из сервера, а также вывод (печать) результатов.

- доступ с помощью сервера баз данных (СБД);

На компьютере клиента находятся программы ввода исходных данных и печати. Программа решения задачи находится на сервере. На компьютере клиента осуществляется лишь ввод исходных данных и печать результатов).

 

- доступ с помощью сервера приложений (СП).

ввод, передача, обработка и печать результатов выполняется также как и в предыдущей модели за исключением того, что прикладная программа и исходные данные находятся на одном сервере, а БД на другом. Это позволит ускорить процесс получения результата.

60. Хранилища данных и их применение для решения аналитических задач с помощью аналитических измерений

Хранилище данных (ХД) – это предметно-ориентированный, многомерный, неизменяемый и поддерживающий хронологию набор данных.

OLAP-технологии часто реализуются с помощью хранилищ данных, являющихся дальнейшим развитием реляционных баз данных.

Для чего они нужны?

В отличие от баз данных, которые предназначены для обслуживания повседневной деятельности предприятия, ХД содержат собранные за много лет данные, предназначенные для оперативного многомерного анализ данных.

Результаты анализа используются для принятия решений.

Базовыми понятиями ХД являются:

аналитические измерения (реквизиты-признаки);

меры измерения (реквизиты-основания) .

Моделью данных в ХД служат гиперкубы, т.е. многомерные базы данных, в ячейках которых находятся анализируемые данные.

Осями многомерной системы координат служат отобранные реквизиты экономических показателей, отражающих финансово-экономическое состояние предприятия.

Например, для продаж это могут быть товар, регион, период или время.

Реквизиты, размещаемые по осям гиперкуба, называют аналитическими измерениями. Большинство аналитических измерений можно представить иерархической структурой.

Например, измерение “исполнитель” может иметь следующие иерархические уровни: предприятие – подразделение – служащий.

На пересечениях осей - измерений - находятся данные, количественно характеризующие процесс, с помощью установленной меры измерений.

Это могут быть суммы оплат, объемы продаж в штуках или в денежном выражении, коэффициенты, проценты, остатки товаров на складах, прибыль, затраты и т. п.

Над хранилищем данных можно выполнять следующие операции:

1. Операция среза позволяет выделить из многомерного куба те данные, которые соответствуют зафиксированному (указанному) значению одного или нескольких измерений.

Из одного куба можно создать множество срезов и от каждого получить аналитический отчет в той или иной форме.

Аналитический отчет – это данные из куба, сгруппированные по одному или нескольким измерениям.

2. Операция вращения – это изменение расположения измерений в пространстве, что, возможно, облегчит принятие решений.

Например, измерение «время», представленное горизонтально, можно повернуть и расположить вертикально, а товар показать горизонтально. Возможно, именно эта операция поможет принять правильное решение.

3. Операции консолидации и детализации - либо для агрегирования данных (обобщения) либо для их детализации.

Осуществить эти операции можно благодаря иерархии, установленной среди измерителей. .

Хранилище данных относится к одному из перспективных направлений развития систем формирования решений.

Как правило, современные ERP-системы оснащены средствами их создания.

Например, система MS Navision полностью поддерживает идею хранилищ данных, что позволяет получить аналитическую информацию для принятия решений.

Далее рассказываете про лабораторную работу.

61. Правило получения данных с помощью аналитических измерений

Известно, что базовыми понятиями ХД являются: аналитические измерения (реквизиты-признаки) и меры измерения (реквизиты-основания).

Осями многомерной системы координат служат отобранные реквизиты экономических показателей, отражающих финансово-экономическое состояние предприятия.

Например, для продаж это могут быть товар, регион, период или время.

 

Рассмотрим основное правило манипулирования аналитическими измерениями, используемыми для выдачи информации для принятия решений.

 

Двухмерное представление данных можно получить, зафиксировав все значения аналитических измерений кроме одного или двух: по горизонтальной и по вертикальной оси.

В ячейках таблицы находятся значения мер.

Кратко рассказать вопрос 62

62. Визуализация результатов получения данных из хранилища данных

Кратко рассказать вопрос 60

Для принятия решений данные из хранилища необходимо визуализировать, однако даже трехмерный куб сложно представить на экране компьютера, так чтобы были видны значения показателей.

Если же хранилище данных имеет больше трех измерений, многомерная визуализация возможна, если в двухмерных таблицах использовать отображения нескольких аналитических измерений, представленных в виде иерархически расположенных названий граф и строк.

Двухмерное представление данных можно получить, как бы «разрезав» хранилище по нескольким осям (аналитическим измерениям).

Для этого фиксируя необходимые значения аналитических измерений, получают двухмерную таблицу.

Как правило, по горизонтальной оси одно измерение, по вертикальной - другое.

Следует подчеркнуть, что меры измерения фактически также играют роль измерений.

Если необходимо показать одну меру, то можно разместить в заголовках строк и столбцов два измерения. Если же необходимо показать несколько мер, тогда одну из осей таблицы займут названия мер, а другую значения единственного» неразрезанного» измерения.

63. Базы знаний, определение и применение для формирования экономических решений.

Знания также как и данные являются информационным ресурсом и хранятся в компьютере в соответствии с разработанной моделью.

База знаний – это знания человека (эксперта, специалиста), помещенные в память компьютера в соответствии с некоторой моделью.

Работа с базами знаний – это одно из направлений искусственного интеллекта, целью которого является создание инструментальных средств, позволяющих решать задачи, традиционно считающиеся интеллектуальными.

Модель - это правила или соглашения, выполнение которых позволяет представить нечто в памяти компьютера в том виде, которая позволяет использовать формальные (программные) средства для их обработки (получение новых знаний).

Существуют различные модели представления баз знаний, среди которых наиболее популярными являются:

- продукционные модели (деревья вывода);

- семантические сети (ассоциативные сети),

- фреймы;

- деревья целей;

- нечеткие множества.

Так как любая модель, и в том числе модель представления знаний, формальна, поэтому могут создаваться программные средства для их обработки.

Знания, как и прочие формы представления информации, устаревают или становятся ненужными, поэтому должна быть система управления ими.

Система управления знаниями это совокупность программных средств, обеспечивающих поиск, ввод, обработку, использование и корректировку знаний.

64. Семантические сети в решении экономических задач

Кратко рассказать Вопрос 63

Семантическая сеть – это ориентированный граф, вершины (узлы) которого соответствуют понятиям моделируемой предметной области, а дуги – отношениям между ними.

В качестве понятий обычно выступают конкретные или абстрактные объекты, а отношений связи.

Семантические сети содержат описание связей в явной форме, указанных с помощью синтаксических, семантических и прагматических отношений.

Наиболее часто в них используется следующие отношения:

-целое-часть (класс – подкласс, элемент – множество и т.д.);

-функциональная связь, определяемая глаголом (производит, находится, поставляет … и т.д.);

-атрибутивные (иметь значение, иметь свойство);

- логические (И, ИЛИ, НЕТ);

- временные (в течение, раньше, позже…).

Пояснить базу знаний легче в сравнении с базой данных, так как различия между ними нечеткие (размытые).

Сравнивая базу данных и базу знаний видим, что в базе данных информация более скудная и поэтому с уверенностью трудно ответить на вопрос:

Делал ли ООО «Восход» заказ ООО «Рассвет» на арматуру, которую тот производит или ООО»Восход» поставил арматуру, которую произвел ООО «Рассвет»?

Отличие баз знаний от баз данных состоит в том, что первые содержат связи между объектами в явной форме.

Обрабатывается семантическая сеть на основе принципа сопоставления объекта и отношений, указанных в запросе, с объектами и отношениями, имеющимися в семантической сети.

65. Дерево вывода в решении экономических задач

Дерево вывода – это множество объединенных правил, отражающих условия выполнения некоторого процесса.

Правила представляют собой языковую конструкцию вида:

 

ЕСЛИ <условие, ct(условия)>, ТО <заключение, ct(заключения)> ct(правила),

 

где

ct(условия) – коэффициент определенности условия;

ct(заключения) - коэффициент определенности заключения;

ct(правила) - коэффициент определенности правила.

 

Коэффициент ct

равный 0, указывает на полную неопределенность,

равный 1 – на полную определенность.

Правила и коэффициенты задает эксперт.

Множество правил объединяются в дерево вывода.

Знания такого рода представляются графически, а также как рассчитывается коэффициент определенности заключения.

Условимся заключение, получаемое с помощью правила, изображать сверху, а условия - снизу.

Число рядом с условием указывает на его определенность, а число рядом с линией - на определенность самого правила.

Условий в правиле может быть несколько, которые связанны между собой союзами И или ИЛИ.

Например

ЕСЛИ А и В и С, ТО Е,

ЕСЛИ А или В или С, ТО Е.

66. Фреймы в решении экономических задач

Фрейм — (англ. frame — «каркас» или «рамка») — способ представления знаний в искусственном интеллекте, представляющий собой схему действий в реальной ситуации. Первоначально термин «фрейм» ввёл Марвин Минский в 70-е годы XX века для обозначения структуры знаний для восприятия пространственных сцен. Фрейм — это модель абстрактного образа, минимально возможное описание сущности какого-либо объекта, явления, события, ситуации, процесса.

Фреймы используются в системах искусственного интеллекта (например, в экспертных системах) как одна из распространенных форм представления знаний.

Фреймы – предназначены для представления стереотипных ситуаций.

Они объединяют декларативные и процедурные знания.

Фреймы объединяются в сеть.

В них указывается: каким образом фрейм реагирует на изменение ситуации, что следует делать далее.

Фрейм состоит из слотов – перечня характеристик объекта.

Основная идея фреймасосредоточение всей информации об объекте в одной структуре данных.

С некоторыми слотами фрейма связаны процедуры, автоматически выполняемые при определенных условиях. 

Условия (реакции на события) могут быть следующими:

- реакция на событие «если добавлено»;

- реакция на событие «если удалено»;

- реакция на событие «если изменено».

Во фрейме «Руководитель» указаны процедуры 1, 2, 3, 4 активизируются при изменении значений слотов.

Слот «Заработная плата» связан с фреймом «Зарплата», который активизируется с помощью процедуры 4. Она включается при изменения слота «Заработная плата». Процедура 4 включается при изменении значения слота «Заработная плата», после включается процедура 5, так изменился слот «Почасовая заработная плата».

67. Дерево целей в решении экономических задач

Дерево целей является дальнейшим совершенствованием целевого управления, известного сегодня как Goal-управление.

В основу его построения положено понятие цели, измерение достижения которой осуществляется с помощью значений соответствующих экономических показателей.

Например, уровень достижения цели “Увеличить рентабельность предприятия” можно измерить показателем “Рентабельность” в числовом диапазоне от 0 до 1.

Цель “Увеличить рентабельность предприятия с 0,3 до 0,5” в дереве целей указывается именно таким образом.

Дерево целей можно продолжить, если указать из чего состоят выручка и затраты. Это позволит рассчитать управляющие воздействия более детального характера (см. раздел 8.4). Представление знаний в виде дерева целей возможно, если известна цель управления и формулы, согласно которым можно рассчитать уровень достижения каждой из подцелей.

Рассказать про обратный вывод.

68. Нечеткие множества в решении экономических задач

В процессе создания моделей баз знаний специалисты сталкиваются с проблемой отражения и использования нечеткой, то есть неопределенной информации. 

Представление таких знаний “как высокий человек”, “добросовестный поставщик”, “надежный партнер” и т.д., потребовали нового взгляда на методы их формализации.

Задачи, решаемые человеком, в большинстве случаев опираются именно на нечеткие, размытые и неопределенные знания о процессах или событиях. Знания человека в большинстве случаев нечеткие. Он оперирует такими понятиями как высокий, низкий, горячее, холодное, бедный, богатый и т.д. в повседневной производственной практике и быту.

Нечёткое (или размытое, расплывчатое, туманное, пушистое) множество — понятие, введённое Лотфи Заде в 1965 г. Он расширил классическое понятие множества, допустив, что характеристическая функция (функция принадлежности элемента множеству) может принимать любые значения в интервале [0,1], а не только значения 0 или 1. Для того чтобы такого рода знания можно было использовать для формирования решений, в 1965 году Л.Заде предложил теорию нечетких множеств.

В основе данной теории лежит понятие функции принадлежности, которая указывает степень принадлежности какого-либо элемента некоторому множеству элементов.

Данная функция является субъективной и строится на основании знаний, опыта или ощущений некоторого субъекта к какому-либо объекту, процессу, явлению и т.д.

Степень принадлежности элементов множества Е множеству А можно однозначно представить как:

Но принадлежность элементов может характеризоваться и приблизительно, например:

- более или менее принадлежит;

- скорее принадлежит;

- возможно принадлежит и т.д.

Функция принадлежности нечёткого множества — обобщение индикаторной функции классического множества. В нечёткой логике она представляет степень принадлежности каждого члена к данному нечёткому множеству. Степени принадлежности часто смешивают с вероятностями, хотя они принципиально отличны

Для того чтобы функцию принадлежности можно было использовать в практических расчетах, вводятся операции пересечения и объединения нечетких множеств.

Операция пересечения нечетких множеств соответствует нахождению минимума значений их функций принадлежности:

Операция объединения соответствует максимуму значений их функций принадлежности

Пример применения нечетких множеств

В ходе управления финансами очень часто возникает задача борьбы с неопределенностью, сопровождающей финансовые решения. Неопределенность эта двоякая:

а) текущее состояние финансовой системы не может быть распознано с необходимой точностью;

б) будущие показатели финансовой системы и ее внешнего окружения неизвестны вполне точно.

Нечеткие множества в этом смысле могут выступать как инструмент моделирования неопределенности, который базируется на известной мыслительной способности человека оперировать качественными категории и оформлять свои логические выводы также в качественной форме.

Если качество некоторого объекта может быть выражено некоторой иерархией количественных и/или качественных признаков, причем известно, как одни факторы доминируют над другими в пределах одного уровня иерархии, то оказывается возможным оценить комплексное качество объекта на основе того же для отдельных свойств иерархии.

Оценка качества — это квалиметрия. Характерные задачи квалиметрии в финансовом менеджменте: оценка риска банкротства предприятия, оценка надежности акций и облигаций, выбор управляющей компании, оценка перспективности приобретения недвижимости, стоимостная оценка банковских залогов и т. д.

Если речь идет об операциях с будущими значениями финансовых факторов, то удобно моделировать эти факторы как нечеткие числа и функции. Тогда можно получить итоговые результаты моделирования в таком же виде — и оценить риск того, что эти финансовые результаты окажутся ниже предустановленных нормативов.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65036. РУСЬ И СТЕПЬ 643.5 KB
  Эти встречи со степью и определяли причудливые изгибы исторических судеб Руси. Соседство со степными просторами предопределило же превращение Руси в Россию когда восторжествовав наконец над Золотой Ордой русский народ приступил к освоению необъятных пространств Евразии.
65037. Золотоордынский город Сарай и роль ханской власти в его истории 32.5 KB
  Особенно большое внимание проблемам возникновения, развития и упадка джучидских городов и роли центральной власти в их судьбах уделял Г.А. Федоров-Давыдов.
65038. К вопросу о хронологии и топографии Селитренного городища эпохи Тохтамыша (1380 – 1396 гг.) 43.5 KB
  Для исследования использовались помимо публикаций материала отчеты Поволжской археологической экспедиции ПАЭ и каталог коллекции монет с Селитренного городища за 1965-1997 гг. Федоровым-Давыдовым 4932 медных и 112 серебряных монет.
65039. СЕЛИТРЕННОЕ ГОРОДИЩЕ: ХРОНОЛОГИЯ И ТОПОГРАФИЯ 254 KB
  Исследование округи Селитренного городища также актуально так как эта тема ещё не была объектом изучения. Целью диссертационной работы является изучение хронологии и топографии Селитренного городища.
65040. Неизвестное сочинение ХIII века 73.5 KB
  Речь идет о вымышленной биографии Чингисхана насыщенной фантастическими эпизодами. Римскую курию интересовал прогноз на будущее: кто они монголы Кто ими правит и к чему они стремятся И хотя брат Иоанн не скрывает каким образом ему удалось получить различные сведения о монголах имя самого...
65041. Образ Чингисхана в мировой литературе XIII-XV веков 101 KB
  Мировую известность Чингисхану обеспечили преемники создавшие к 1260 г. Однако победив хорезмшаха Чингисхан даже не попытался занять всю территорию его царства.
65042. Пожиратели мертвецов 38.5 KB
  Книга Марко Поло: записки путешественника или имперская космография. 232-234 Марко Поло не равнодушен к теме поедания мертвецов. Есть у них вот какой обычай: когда кого присудят к смерти и по воле государя казнят берут они то тело варят его и едят...
65043. ХРИСТИАНСКИЙ МИР И «ВЕЛИКАЯ МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ» 2.42 MB
  Имя францисканца Иоанна де Плано Карпини хорошо известно читающей публике. Его знаменитое описание дипломатического путешествия по просторам империи Чингис-хана сегодня переведено почти на двадцать языков мира.
65044. ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ ЭПОХИ ЧИНГИСХАНА: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЧАСТЬЕ-БЛАГОДАТИ 44.5 KB
  Обычно эти слова историки Чингисхана трактуют как свидетельство варварства и дикости души вождя монголов. Её цель установление мирового порядка основанного на иерархическом мироустройстве которое обеспечивало стабильность и процветание для монголов.