35490

Информационные системы. Процесс информатизации

Шпаргалка

Информатика, кибернетика и программирование

Информационный процесс. Характеристика его составляющих Информационный процесс процесс получения создания сбора обработки накопления хранения поиска распространения и использования информации. Базовыми фундаментальными понятиями экономической информатики являются: данные; информация и экономическая информация; информационный процесс; задача и экономическая задача; знания; Данные В повседневной жизни мы сталкиваемся с сообщениями об объектах событиях процессах от различных источников. Информационная система это...

Русский

2013-09-15

78.5 KB

5 чел.

1. Объективная необходимость процесса информатизации, направления ее развития.

Мир идет к информационному обществу. В нем:

- устраняются ограничения в получении и производстве новых информационных ресурсов.

- изменяется жизнь людей за счет повышения эффективности применения вновь полученных знаний,

Это ведет к ускоренному развитию социальных процессов.

Процесс производства и внедрения информации и знаний во все сферы человеческой деятельности называется информатизацией.

Зачем?

Для максимального удовлетворения информационных потребностей общества за с помощью внедрения компьютеров и средств коммуникаций

Имеются несколько тенденций

- слияние компьютерных и коммуникационных технологий в "инфокоммуникационные технологии". Они порождают новый, сетевой сектор экономики. Скорее всего, он будет доминировать в XXI веке. Продукцией сетевой экономики является собранная, переработанная и переданная пользователю информация, предлагаемая на рынке в качестве товара (документы, справочники, каталоги, реферативные журналы, статистические и аналитические расчеты и т.д.).

- Переход к открытым программным системам (продуктам), которые могут легко взаимодействовать друг с другом в соответствии с определенными стандартами.

Это позволяет обеспечить

- расширяемость (модульность)

- мобильность (перенос с платформы на платформы)

- способность к взаимодействию с другими системами;

Проблемы информатизации

Социальные:

- недостаточно компьютеров у населения, в офисах (хотя, казалось бы, куда уж больше);

- отсутствии развитой инфраструктуры информатизации;

- недостаточна компьютерная грамотность населения.

Научные

Теоретико – методологические

Следует выяснить

- закономерности информатизация общества;

- адекватность отражения компьютерными системами отчужденных индивидуальных знаний и их обобщения в форме коллективного разума (в форме искусственного интеллекта);

- как осуществить интеграцию систем, воспроизводящих осознанные и неосознанные умственные усилия человека с помощью интеллектуальных технологий. То есть выяснить, как оптимально объединять для решения задач усилия человека, классические информационные системы и системы искусственного интеллекта (ИИ).

 

Практические

Сложности внедрения новейших программных продуктов в практику управления в различных сферах деятельности человека.

Методологическая основа информатизации – информатика, наука, предназначенная для формирования теоретических основ моделирования информационных связей между объектами реальной действительности в соответствии с представлениями о единстве информации в естественных и искусственных системах.

Информатика – теоретическая и прикладная.

В зависимости от природы информационных связей информатика делится по отраслям человеческой деятельности: научно-техническая, экономическая, медицинская, геологическая и т д. В соответствии с этим по отраслевому признаку выделяется понятие “экономическая информатика”. 

Под экономической информатикой понимается наука, предназначенная для формирования теоретических основ моделирования деятельности хозяйствующих субъектов, также государственных, региональных и муниципальных образований.

Цель экономической информатики заключается в обеспечении хозяйственных субъектов, а также государственных и муниципальных служб и организаций эффективными информационными технологиями.

Предмет экономической информатики - закономерности информационного моделирования и методы предоставления данных и знаний об экономической деятельности предприятий (организаций) хозяйствующему и другому субъекту, а также внедрение информационных технологий в практику управления.

Цель и предмет определяют допустимое множество методов для изучения и моделирования экономических процессов.

Все методы делятся на общенаучные и специфические.

Общенаучные включают: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, абстрагирование, конкретизацию и так далее, и тому подобное. Они выявляют закономерности в устойчивых информационных процессах или явлениях.

Специфические методы ориентированы лишь на определенный круг информационных явлений, отражающих экономические процессы.

К наиболее популярным методам относятся:

- информационно-логические: графы, диаграммы и графики, стандартизированные и визуальные средства представления бизнес-процессов и информационных потоков;

- математические: имитационное, стохастическое, детерминированное, сетевое и оптимизационное моделирование, нечеткая математика, системный, математический, регрессионный, факторный и другие виды анализа.


2. Информационный процесс. Характеристика его составляющих

Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации.

Под информацией же будет пониматься результат обработки данных, для конкретного пользователя, пригодный для принятия управленческих или иных решений.

Данные – это сообщения, отражающие некие факты, об объектах, событиях, процессах, используемые человеком. Они отражают факты в той последовательности, в которой они появляются. Как правило, они не систематизированы в соответствии с потребностями управленческого персонала.

Информация - результат обработки данных, адресованной конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений.

Сбор и регистрация информации - это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, приемлемому для данной информационной системы, в результате на машинном носителе формируется некоторый машинный код.

Процесс хранения собственно состоит из записи-хранения-считывания информации.

Запись - это физическое изменение некого материального носителя при записи под воздействием сигнала.

Считывание – это преобразования состояния материального носителя в исходный сигнал.

Процессы обработки должны иметь определенной цель.

Главная цель – получение полезного результата.

Процесс(предмет,объект)-данные-обработка-информация-цель

3. Данные и информация. Виды экономической информации. Экономический показатель.

Под информацией же будет пониматься результат обработки данных, для конкретного пользователя, пригодный для принятия управленческих или иных решений.

Данные – это сообщения, отражающие некие факты, об объектах, событиях, процессах, используемые человеком. Они отражают факты в той последовательности, в которой они появляются. Как правило, они не систематизированы в соответствии с потребностями управленческого персонала.

Информация - результат обработки данных, адресованной конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений.

Экономическая информатика изучает свойства экономической информации, возникающей в процессе производственно-хозяйственной деятельности или управления.

В большинстве случаев экономическая информация фиксируется, а затем обрабатывается и, наконец, поставляется потребителю в форме управленческих документов. Это, как правило, таблицы (накладная, наряд, требование и т. д).

Управленческие документы содержат экономические показатели для определения состояния управляемого объекта, оценки эффективности экономических процессов.

В экономике принято выделять макро и микроэкономические показатели.

Макроэкономические показатели характеризуют экономику в целом (величина валового внутреннего продукта (ВВП), величина валового национального продукта (ВНП), уровень инфляции, объем экспорта, объем импорта в целом, а также по отраслям, объем уплаченных налогов и т.д.)

Микроэкономические показатели описывают состояние отдельных хозяйственных и других единиц (конкурентоспособность, рентабельность, прибыль, затраты и т.д.).

В экономическом показателе однозначно указывается место и время осуществления какого-либо производственного, хозяйственного, финансового или другого процесса.

В экономическом показателе однозначно указывается место и время осуществления какого-либо производственного, хозяйственного, финансового или другого процесса.

Показатель является минимальным по объему сообщением, сохраняющим информативность, т.е. содержательность.

Показатели применяются в двух случаях:

- для представления экономических расчетов в виде формул;

- для визуализации результатов работы с хранилищами данных (гиперкубами).

Качественные и количественные характеристики, так называемые реквизиты в экономических показателях делятся на

- реквизиты-признаки, отражающие качественные характеристики объекта, процесса, явления;

- реквизиты-основания, отражающие количественную характеристику объекта, процесса или явления.

В состав экономического показателя всегда входит лишь один реквизит-основание и один или несколько реквизитов-признаков.

Циркулирующие в организации управленческие документы (акты, наряды, накладные, счета и т.д.) состоят из одного или более экономических показателей.

3. Знания их классификация и представление с помощью онтологий

Знания – это обобщенный, систематизированный и проверенный практикой результат изучения реальной действительности.

Осознанные знания – это: книги, базы данных, документы и т.д..

Они в соответствии с взглядами, например, Бертрана Рассела осознанные знания делятся на:

- Декларативные - получаемые путем восприятия, отражают факты или наличие свойств у объектов, субъектов, предметов

- Процедурные - получаемые путем рассуждения. Они не зависят от происходящих событий, а только от целей обработки знаний и способов их представления.

Неосознанные знания воспроизводятся с помощью систем искусственного интеллекта, например, искусственных нейросетей,..

Интуиция (интуитивные знания) — способность принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты.

Соотношения между понятиями ²знания" и ²информация² такое же, как и между понятиями ²данные² и ²информация².

Данные и знания всегда первичны, информация – вторична.

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὤν род. п. ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) — раздел философии, изучающий бытие.

Применительно к информатике и информационным процессам

Онтоло́гия — это попытка всеобъемлющей и детальной формализации некоторой области знаний с помощью концептуальной схемы.

Концептуальная схема - это структуры данных, содержащей все релевантные классы объектов, их связи и правила (теоремы, ограничения), принятые в этой области.

Справочно: relevant - уместный, обоснованный, относящийся к делу, имеющий отношение к делу, соответствующий.

То есть, представление знаний при помощи онтологий – это рассмотрение некой структуры, всех допустимых ее объектов, всех их (объектов) связей и возможных правил, по которым они (объекты) и она (структура) функционируют.

Онтологии делятся на общие и частные. Например, онтология предприятия более общая по сравнению с онтологией цеха.

4. Иерархия фундаментальных понятий информатики.

Данные-информация=данные+смысл-знания=информация+обобщения

Накопление данных-показателей об объекте---анализ(дедукция):выявление смысла данных---синтез(индукция):обобщение и получение нового знания.

Базовыми (фундаментальными) понятиями экономической информатики являются:

- данные;

- информация и экономическая информация;

- информационный процесс;

- задача и экономическая задача;

- знания;

 

Данные

В повседневной жизни мы сталкиваемся с сообщениями об объектах, событиях, процессах от различных источников.

Если сообщения отражают какие-либо факты, то их принято называть данными.

Данные, могут представлены в структурированной, либо неструктурированной форме, на каком-либо материальном носителе (бумажные документы, магнитные диски, флеш-карты и т.д.).

Данные собираются накапливаются, структурируются, хранятся в специализированных устройствах, преобразуются, в соответствии с заданными целями по определенным алгоритмам и выводятся на устройства визуализации.

Информация - результат обработки данных, адресованной конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений.

 Знания – это обобщенный, систематизированный и проверенный практикой результат изучения реальной действительности.

5. Определение экономической задачи, характеристика экономических задач.

В общем случае под задачей понимается формулировка направления действий, осуществление которых позволит достичь поставленную цель.

Применительно к компьютерам общие формулировки должны быть конкретизированы.

Так как любая задача решается с определенной целью, для достижения которой должны быть выделены средства, то формально ее можно представить в виде:

 

,

где - наименование задачи;

- цель, которая должна быть достигнута в результате решения

задачи;

- средства (ресурсы), необходимые для достижения цели;

 - операции (действия, мероприятия), которые следует выполнить,

В более общих случаях задача заключается не в поиске операций для преобразования данных в результат, а в достижении целей управления.

Задачи, решаемые с помощью компьютеров, по объему логических и вычислительных операций можно разделить на два класса: информационные (управленческие) и вычислительные.

В области экономики преобладают информационные задачи, которые по характеру вычислительных процедур можно разделить на:

- поисковые;

- расчетные (транзакционные);

-аналитические;

-интеллектуальные.

Расчетные задачи наиболее распространены в экономике.

Это - задачи получения учетной информации, разработки планов (базирующихся на оперативной и нормативно-справочной информации).

Результаты решения предназначены для составления отчетов и отчетности (месячной, квартальной, годовой).

6. Информационная система, ее определение, роль и место в системе управления

Информационная система – это совокупность содержащихся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Информационная система – это замкнутый информационный контур, состоящий из прямой и обратной связи, в котором, согласно информационным технологиям, обрабатываются, циркулируют, хранятся и обрабатываются управленческие документы.

Информационные системы существовали всегда. Они существовали и тогда, когда компьютеров не было.

Далеко не вся информация в системе управления обрабатывается с помощью компьютеров.

7. состав информационной системы

Мы видим - замкнутый информационный контур, состоящий из прямой и обратной связи, в котором, согласно информационным технологиям, обрабатываются, циркулируют, хранятся и обрабатываются управленческие документы.

Далеко не вся информация в системе управления обрабатывается с помощью компьютеров.

С помощью обозначений  указаны ее ручная и автоматизированная части.

Соответственно, два информационных потока.

1). Информационный поток  не обрабатывается компьютерами и составляет неавтоматизированную часть информационной системы - . В рамках этой части циркулирует патентная, юридическая, библиотечная, стратегическая и прочая информация, формализация которой невозможна.

2). Поток  - отражает компьютерную обработку информационного контура и поэтому составляет автоматизированную часть информационной системы - .

Он организован на базе локальной сети и имеет непосредственный выход в сторонние сети предприятий и организаций, а также в сеть Интернет.

Таким образом, информационная система предприятия состоит из двух частей: автоматизированной и неавтоматизированной.

8. Информационный бизнес, информационный рынок, информационный менеджмент.

Информационный бизнес - производство, торговля и предоставление информационных продуктов и услуг.

Наиболее распространенными информационными продуктами и услугами являются:

- производство микроэлектронных компонентов;

- производство технического обеспечения компьютеров;

- производство программного обеспечения;

- производство телекоммуникационного оборудования;

- предоставление консалтинговых услуг;

- производство и предоставление информационных ресурсов, а также услуг по информационному обслуживанию на государственном и региональном уровне;

- сервисное обслуживание технических и программных комплексов и т.д.

Информационный бизнес ориентирован не только на производство информационных продуктов, но и их реализацию на рынке.

Информационный рынок - совокупность хозяйствующих субъектов, предлагающих покупателям компьютеры, средства коммуникаций, программное обеспечение, информационные и консалтинговые услуги, а также сервисное обслуживание технических и программных средств. 

Участниками данного рынка являются предприятия по производству компьютеров и средств передачи данных, организации, занятые разработкой программных продуктов, созданием и эксплуатацией информационных ресурсов (баз данных), телекоммуникационные службы.

В настоящее время информационный рынок состоит из двух сегментов:

- рынок информационных технологий (ИТ-рынок);

- телекоммуникационный рынок (ТЛК-рынок).

ИТ-рынок включает: компьютерное аппаратное обеспечение, программное обеспечение, офисное аппаратное обеспечение и ИТ-услуги.

ТЛК-рынок составляют: услуги предоставления связи, коммуникационное оборудование конечного пользователя и коммуникационно-сетевое оборудование.

Осознание важности информации, необходимой для управления любым объектом, привело к понятию информационного менеджмента.

Это совокупность методов и средств, обеспечивающих информационный сервис для всех работников предприятия. 

Информационный сервис рассматривается как один из факторов материального производства или предоставления услуг.

Информационный менеджер – это специалист, главные функции которого заключаются в следующем:

- планирование внедрения и модернизации информационной системы, ее поиск на рынке программных продуктов;

- оценка рынка программных продуктов с помощью маркетингового инструментария;

- приобретение информационных технологий с нужными функциями и свойствами;

- организация внедрения информационной системы и обучения персонала;

- обеспечение эксплуатации информационной системы: администрирование, тестирование, адаптация, организация безопасности и т.д.;

- обновление существующей информационной системы, внедрение новых версий;

- вывод из эксплуатации информационной системы.

Организационно информационный менеджер - связующим звеном между специалистами предметных областей (финансистами, бухгалтерами, экономистами, менеджерами и т.д.) и специалистами в области информационных технологий (программистами, сетевиками, электронщиками и т.д.).

С другой стороны он является также связующим звеном между специалистами в области информационных технологий и высшим руководством организации (тор-менеджерами)..


9. Информационный сервис и информационная инфраструктура.

Под информационным сервисом понимается комплекс услуг, предназначенный для автоматизации какой-либо управленческой деятельности.

Такого рода сервис делится на виды (Интернет-сервис, почтовый сервис, аналитический сервис, маркетинговый и другой).

Единицей измерения информационного сервиса может служить бизнес-процесс, для осуществления которого указывается цель, ресурсы и процедуры преобразования входной информации в результирующую.

Примерами информационного сервиса могут быть: управление поставщиками, управление себестоимостью продукции, расчет бюджета, расчет финансового плана и т. д.

Информационный сервис базирется на следующих принципах:

- информационное обслуживание на предприятии должно рассматриваться как равноправный партнер бизнеса. Это означает, что информационная служба выступает в качестве подразделения-подрядчика, а все остальные структурные подразделения предприятия - в качестве заказчика. Бюджет подрядчика формируется из средств заказчиков, в зависимости от удовлетворенности поставляемой продукцией (информацией);

- должен существовать, как и в любом бизнесе, конечный продукт информационной системы. Таким продуктом является информационная услуга.

Понятие "инфраструктура" пришло из экономики и означает комплекс вспомогательных служб, обеспечивающих функционирование макро и микроэкономических хозяйствующих субъектов.

Инфраструктура играет вспомогательную роль в создании условий для производственных и других основных процессов. На макроэкономическом уровне это дороги, мосты, аэропорты, городская транспортная сеть и т.д., на микроэкономическом – это службы и сооружения, необходимые для производства продукции.

Под информационной инфраструктурой понимается среда, состоящая из автоматизированной и неавтоматизированной частей информационной системы, обеспечивающих информационный сервис.

Цель создания информационной инфраструктуры состоит в предоставлении какого-либо вида сервиса, необходимого для функционирования предприятия.

Информационная инфраструктура предприятия – это комплекс систем, состоящий из набора специализированного программного обеспечения, сетевых служб, службы каталога, политик информационной безопасности, систем резервного копирования и хранения данных, средств спам-защиты и т.д.

В совокупности данный комплекс определяет доступность бизнес-приложений для сотрудников предприятия и возможности роста бизнеса.

Служба каталога позволяет по ряду признаков упорядочивать информацию о сетевых ресурсах (общие папки, серверы печати, принтеры, пользователи и т.д.), хранящуюся в едином месте, что обеспечивает централизованное управление, как самими ресурсами, так и информацией о них. Таким образом, служба каталога решает задачи администрирования ресурсов, контролируя их использование.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13600. Экономическая свобода – эта свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность 14.53 KB
  Экономическая свобода эта свобода любой деятельности включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность. Ф. фон Хайек Выбранное мной высказывание раскрывает сущность экономической свободы и ее роль как основы хозяйственной деятельности. Эконом
13601. О будущем демократического общества не нужно узнавать по звездам, его можно прочесть в лицах избирателей В. Швебель 16.94 KB
  О будущем демократического общества не нужно узнавать по звездам его можно прочесть в лицах избирателей. В. Швебель В выбранном мною высказывании автор обращается к проблеме позиции электората в демократическом обществе. Эта проблема несомненно важна и актуальна...
13602. Государство растит людей: прекрасное – хороших, противоположное – дурных 19.45 KB
  Государство растит людей: прекрасное хороших противоположное дурных Сократ Выбранное мною высказывание затрагивает проблему связанную с пониманием того как государственный строй политическая система связаны с воспитанием нравственных гражданских качеств....
13603. Прекращение юридического лица 158 KB
  В данной работе акцентируется внимание на прекращение юридического лица, а именно её реорганизацию и ликвидацию. Если человек умирает, то после его смерти, остаются о нем только воспоминания, и его смерть ни как не причиняет имущественного вреда посторонним лицам.
13604. Политология. «Государство растит людей: прекрасное - хороших, противоположное - дурных» 18.41 KB
  Политология. Государство растит людей: прекрасное хороших противоположное дурных. Сократ Тема выбранная мною раскрывает проблему того как государственные порядки устои влияют на формирование нравственных качеств. Человечество издревле волновал вопрос
13605. Лозунг истинной демократии - не «Пусть это сделает правительство», а «Дайте нам сделать это самим» 32.5 KB
  Лозунг истинной демократии не Пусть это сделает правительство а Дайте нам сделать это самим. Д. Эйзенхауэр Выбранное мною высказывание затрагивает вопрос о сущности демократии задачах демократического правления. Данная тема крайне актуальна в современном
13606. Деспотизм не может существовать в стране до тех пор, пока не уничтожена свобода прессы, подобно тому, как ночь не может наступить, пока солнце не зашло 34 KB
  Деспотизм не может существовать в стране до тех пор пока не уничтожена свобода прессы подобно тому как ночь не может наступить пока солнце не зашло. Ч. Колтон Выбранное мною высказывание роль и значение свободы печати как гарантию сохранения демократических поря...
13607. Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они все одинаково были подчинены законам 13.62 KB
  Истинное равенство граждан состоит в том чтобы они все одинаково были подчинены законам. Ж. Даламбер Выбранное мною высказывание связано с пониманием сущности и значимости равенства граждан перед законом. Данный вопрос представляется мне чрезвычайно значимым и акт...
13608. Лозунг демократии – не «Пусть это сделает государство», а «Дайте нам сделать это самим» 18.07 KB
  Лозунг демократии не Пусть это сделает государство а Дайте нам сделать это самим. Д. Эйзенххауэр Выбранное мною высказывание посвящено роли народа при демократическом режиме проблема политической деятельности и активности принятой в обществе и ее соотнесен...