35490

Информационные системы. Процесс информатизации

Шпаргалка

Информатика, кибернетика и программирование

Информационный процесс. Характеристика его составляющих Информационный процесс процесс получения создания сбора обработки накопления хранения поиска распространения и использования информации. Базовыми фундаментальными понятиями экономической информатики являются: данные; информация и экономическая информация; информационный процесс; задача и экономическая задача; знания; Данные В повседневной жизни мы сталкиваемся с сообщениями об объектах событиях процессах от различных источников. Информационная система – это...

Русский

2013-09-15

78.5 KB

5 чел.

1. Объективная необходимость процесса информатизации, направления ее развития.

Мир идет к информационному обществу. В нем:

- устраняются ограничения в получении и производстве новых информационных ресурсов.

- изменяется жизнь людей за счет повышения эффективности применения вновь полученных знаний,

Это ведет к ускоренному развитию социальных процессов.

Процесс производства и внедрения информации и знаний во все сферы человеческой деятельности называется информатизацией.

Зачем?

Для максимального удовлетворения информационных потребностей общества за с помощью внедрения компьютеров и средств коммуникаций

Имеются несколько тенденций

- слияние компьютерных и коммуникационных технологий в "инфокоммуникационные технологии". Они порождают новый, сетевой сектор экономики. Скорее всего, он будет доминировать в XXI веке. Продукцией сетевой экономики является собранная, переработанная и переданная пользователю информация, предлагаемая на рынке в качестве товара (документы, справочники, каталоги, реферативные журналы, статистические и аналитические расчеты и т.д.).

- Переход к открытым программным системам (продуктам), которые могут легко взаимодействовать друг с другом в соответствии с определенными стандартами.

Это позволяет обеспечить

- расширяемость (модульность)

- мобильность (перенос с платформы на платформы)

- способность к взаимодействию с другими системами;

Проблемы информатизации

Социальные:

- недостаточно компьютеров у населения, в офисах (хотя, казалось бы, куда уж больше);

- отсутствии развитой инфраструктуры информатизации;

- недостаточна компьютерная грамотность населения.

Научные

Теоретико – методологические

Следует выяснить

- закономерности информатизация общества;

- адекватность отражения компьютерными системами отчужденных индивидуальных знаний и их обобщения в форме коллективного разума (в форме искусственного интеллекта);

- как осуществить интеграцию систем, воспроизводящих осознанные и неосознанные умственные усилия человека с помощью интеллектуальных технологий. То есть выяснить, как оптимально объединять для решения задач усилия человека, классические информационные системы и системы искусственного интеллекта (ИИ).

 

Практические

Сложности внедрения новейших программных продуктов в практику управления в различных сферах деятельности человека.

Методологическая основа информатизации – информатика, наука, предназначенная для формирования теоретических основ моделирования информационных связей между объектами реальной действительности в соответствии с представлениями о единстве информации в естественных и искусственных системах.

Информатика – теоретическая и прикладная.

В зависимости от природы информационных связей информатика делится по отраслям человеческой деятельности: научно-техническая, экономическая, медицинская, геологическая и т д. В соответствии с этим по отраслевому признаку выделяется понятие “экономическая информатика”. 

Под экономической информатикой понимается наука, предназначенная для формирования теоретических основ моделирования деятельности хозяйствующих субъектов, также государственных, региональных и муниципальных образований.

Цель экономической информатики заключается в обеспечении хозяйственных субъектов, а также государственных и муниципальных служб и организаций эффективными информационными технологиями.

Предмет экономической информатики - закономерности информационного моделирования и методы предоставления данных и знаний об экономической деятельности предприятий (организаций) хозяйствующему и другому субъекту, а также внедрение информационных технологий в практику управления.

Цель и предмет определяют допустимое множество методов для изучения и моделирования экономических процессов.

Все методы делятся на общенаучные и специфические.

Общенаучные включают: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, абстрагирование, конкретизацию и так далее, и тому подобное. Они выявляют закономерности в устойчивых информационных процессах или явлениях.

Специфические методы ориентированы лишь на определенный круг информационных явлений, отражающих экономические процессы.

К наиболее популярным методам относятся:

- информационно-логические: графы, диаграммы и графики, стандартизированные и визуальные средства представления бизнес-процессов и информационных потоков;

- математические: имитационное, стохастическое, детерминированное, сетевое и оптимизационное моделирование, нечеткая математика, системный, математический, регрессионный, факторный и другие виды анализа.


2. Информационный процесс. Характеристика его составляющих

Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации.

Под информацией же будет пониматься результат обработки данных, для конкретного пользователя, пригодный для принятия управленческих или иных решений.

Данные – это сообщения, отражающие некие факты, об объектах, событиях, процессах, используемые человеком. Они отражают факты в той последовательности, в которой они появляются. Как правило, они не систематизированы в соответствии с потребностями управленческого персонала.

Информация - результат обработки данных, адресованной конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений.

Сбор и регистрация информации - это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, приемлемому для данной информационной системы, в результате на машинном носителе формируется некоторый машинный код.

Процесс хранения собственно состоит из записи-хранения-считывания информации.

Запись - это физическое изменение некого материального носителя при записи под воздействием сигнала.

Считывание – это преобразования состояния материального носителя в исходный сигнал.

Процессы обработки должны иметь определенной цель.

Главная цель – получение полезного результата.

Процесс(предмет,объект)-данные-обработка-информация-цель

3. Данные и информация. Виды экономической информации. Экономический показатель.

Под информацией же будет пониматься результат обработки данных, для конкретного пользователя, пригодный для принятия управленческих или иных решений.

Данные – это сообщения, отражающие некие факты, об объектах, событиях, процессах, используемые человеком. Они отражают факты в той последовательности, в которой они появляются. Как правило, они не систематизированы в соответствии с потребностями управленческого персонала.

Информация - результат обработки данных, адресованной конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений.

Экономическая информатика изучает свойства экономической информации, возникающей в процессе производственно-хозяйственной деятельности или управления.

В большинстве случаев экономическая информация фиксируется, а затем обрабатывается и, наконец, поставляется потребителю в форме управленческих документов. Это, как правило, таблицы (накладная, наряд, требование и т. д).

Управленческие документы содержат экономические показатели для определения состояния управляемого объекта, оценки эффективности экономических процессов.

В экономике принято выделять макро и микроэкономические показатели.

Макроэкономические показатели характеризуют экономику в целом (величина валового внутреннего продукта (ВВП), величина валового национального продукта (ВНП), уровень инфляции, объем экспорта, объем импорта в целом, а также по отраслям, объем уплаченных налогов и т.д.)

Микроэкономические показатели описывают состояние отдельных хозяйственных и других единиц (конкурентоспособность, рентабельность, прибыль, затраты и т.д.).

В экономическом показателе однозначно указывается место и время осуществления какого-либо производственного, хозяйственного, финансового или другого процесса.

В экономическом показателе однозначно указывается место и время осуществления какого-либо производственного, хозяйственного, финансового или другого процесса.

Показатель является минимальным по объему сообщением, сохраняющим информативность, т.е. содержательность.

Показатели применяются в двух случаях:

- для представления экономических расчетов в виде формул;

- для визуализации результатов работы с хранилищами данных (гиперкубами).

Качественные и количественные характеристики, так называемые реквизиты в экономических показателях делятся на

- реквизиты-признаки, отражающие качественные характеристики объекта, процесса, явления;

- реквизиты-основания, отражающие количественную характеристику объекта, процесса или явления.

В состав экономического показателя всегда входит лишь один реквизит-основание и один или несколько реквизитов-признаков.

Циркулирующие в организации управленческие документы (акты, наряды, накладные, счета и т.д.) состоят из одного или более экономических показателей.

3. Знания их классификация и представление с помощью онтологий

Знания – это обобщенный, систематизированный и проверенный практикой результат изучения реальной действительности.

Осознанные знания – это: книги, базы данных, документы и т.д..

Они в соответствии с взглядами, например, Бертрана Рассела осознанные знания делятся на:

- Декларативные - получаемые путем восприятия, отражают факты или наличие свойств у объектов, субъектов, предметов

- Процедурные - получаемые путем рассуждения. Они не зависят от происходящих событий, а только от целей обработки знаний и способов их представления.

Неосознанные знания воспроизводятся с помощью систем искусственного интеллекта, например, искусственных нейросетей,..

Интуиция (интуитивные знания) — способность принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты.

Соотношения между понятиями ²знания" и ²информация² такое же, как и между понятиями ²данные² и ²информация².

Данные и знания всегда первичны, информация – вторична.

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὤν род. п. ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) — раздел философии, изучающий бытие.

Применительно к информатике и информационным процессам

Онтоло́гия — это попытка всеобъемлющей и детальной формализации некоторой области знаний с помощью концептуальной схемы.

Концептуальная схема - это структуры данных, содержащей все релевантные классы объектов, их связи и правила (теоремы, ограничения), принятые в этой области.

Справочно: relevant - уместный, обоснованный, относящийся к делу, имеющий отношение к делу, соответствующий.

То есть, представление знаний при помощи онтологий – это рассмотрение некой структуры, всех допустимых ее объектов, всех их (объектов) связей и возможных правил, по которым они (объекты) и она (структура) функционируют.

Онтологии делятся на общие и частные. Например, онтология предприятия более общая по сравнению с онтологией цеха.

4. Иерархия фундаментальных понятий информатики.

Данные-информация=данные+смысл-знания=информация+обобщения

Накопление данных-показателей об объекте---анализ(дедукция):выявление смысла данных---синтез(индукция):обобщение и получение нового знания.

Базовыми (фундаментальными) понятиями экономической информатики являются:

- данные;

- информация и экономическая информация;

- информационный процесс;

- задача и экономическая задача;

- знания;

 

Данные

В повседневной жизни мы сталкиваемся с сообщениями об объектах, событиях, процессах от различных источников.

Если сообщения отражают какие-либо факты, то их принято называть данными.

Данные, могут представлены в структурированной, либо неструктурированной форме, на каком-либо материальном носителе (бумажные документы, магнитные диски, флеш-карты и т.д.).

Данные собираются накапливаются, структурируются, хранятся в специализированных устройствах, преобразуются, в соответствии с заданными целями по определенным алгоритмам и выводятся на устройства визуализации.

Информация - результат обработки данных, адресованной конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений.

 Знания – это обобщенный, систематизированный и проверенный практикой результат изучения реальной действительности.

5. Определение экономической задачи, характеристика экономических задач.

В общем случае под задачей понимается формулировка направления действий, осуществление которых позволит достичь поставленную цель.

Применительно к компьютерам общие формулировки должны быть конкретизированы.

Так как любая задача решается с определенной целью, для достижения которой должны быть выделены средства, то формально ее можно представить в виде:

 

,

где - наименование задачи;

- цель, которая должна быть достигнута в результате решения

задачи;

- средства (ресурсы), необходимые для достижения цели;

 - операции (действия, мероприятия), которые следует выполнить,

В более общих случаях задача заключается не в поиске операций для преобразования данных в результат, а в достижении целей управления.

Задачи, решаемые с помощью компьютеров, по объему логических и вычислительных операций можно разделить на два класса: информационные (управленческие) и вычислительные.

В области экономики преобладают информационные задачи, которые по характеру вычислительных процедур можно разделить на:

- поисковые;

- расчетные (транзакционные);

-аналитические;

-интеллектуальные.

Расчетные задачи наиболее распространены в экономике.

Это - задачи получения учетной информации, разработки планов (базирующихся на оперативной и нормативно-справочной информации).

Результаты решения предназначены для составления отчетов и отчетности (месячной, квартальной, годовой).

6. Информационная система, ее определение, роль и место в системе управления

Информационная система – это совокупность содержащихся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Информационная система – это замкнутый информационный контур, состоящий из прямой и обратной связи, в котором, согласно информационным технологиям, обрабатываются, циркулируют, хранятся и обрабатываются управленческие документы.

Информационные системы существовали всегда. Они существовали и тогда, когда компьютеров не было.

Далеко не вся информация в системе управления обрабатывается с помощью компьютеров.

7. состав информационной системы

Мы видим - замкнутый информационный контур, состоящий из прямой и обратной связи, в котором, согласно информационным технологиям, обрабатываются, циркулируют, хранятся и обрабатываются управленческие документы.

Далеко не вся информация в системе управления обрабатывается с помощью компьютеров.

С помощью обозначений  указаны ее ручная и автоматизированная части.

Соответственно, два информационных потока.

1). Информационный поток  не обрабатывается компьютерами и составляет неавтоматизированную часть информационной системы - . В рамках этой части циркулирует патентная, юридическая, библиотечная, стратегическая и прочая информация, формализация которой невозможна.

2). Поток  - отражает компьютерную обработку информационного контура и поэтому составляет автоматизированную часть информационной системы - .

Он организован на базе локальной сети и имеет непосредственный выход в сторонние сети предприятий и организаций, а также в сеть Интернет.

Таким образом, информационная система предприятия состоит из двух частей: автоматизированной и неавтоматизированной.

8. Информационный бизнес, информационный рынок, информационный менеджмент.

Информационный бизнес - производство, торговля и предоставление информационных продуктов и услуг.

Наиболее распространенными информационными продуктами и услугами являются:

- производство микроэлектронных компонентов;

- производство технического обеспечения компьютеров;

- производство программного обеспечения;

- производство телекоммуникационного оборудования;

- предоставление консалтинговых услуг;

- производство и предоставление информационных ресурсов, а также услуг по информационному обслуживанию на государственном и региональном уровне;

- сервисное обслуживание технических и программных комплексов и т.д.

Информационный бизнес ориентирован не только на производство информационных продуктов, но и их реализацию на рынке.

Информационный рынок - совокупность хозяйствующих субъектов, предлагающих покупателям компьютеры, средства коммуникаций, программное обеспечение, информационные и консалтинговые услуги, а также сервисное обслуживание технических и программных средств. 

Участниками данного рынка являются предприятия по производству компьютеров и средств передачи данных, организации, занятые разработкой программных продуктов, созданием и эксплуатацией информационных ресурсов (баз данных), телекоммуникационные службы.

В настоящее время информационный рынок состоит из двух сегментов:

- рынок информационных технологий (ИТ-рынок);

- телекоммуникационный рынок (ТЛК-рынок).

ИТ-рынок включает: компьютерное аппаратное обеспечение, программное обеспечение, офисное аппаратное обеспечение и ИТ-услуги.

ТЛК-рынок составляют: услуги предоставления связи, коммуникационное оборудование конечного пользователя и коммуникационно-сетевое оборудование.

Осознание важности информации, необходимой для управления любым объектом, привело к понятию информационного менеджмента.

Это совокупность методов и средств, обеспечивающих информационный сервис для всех работников предприятия. 

Информационный сервис рассматривается как один из факторов материального производства или предоставления услуг.

Информационный менеджер – это специалист, главные функции которого заключаются в следующем:

- планирование внедрения и модернизации информационной системы, ее поиск на рынке программных продуктов;

- оценка рынка программных продуктов с помощью маркетингового инструментария;

- приобретение информационных технологий с нужными функциями и свойствами;

- организация внедрения информационной системы и обучения персонала;

- обеспечение эксплуатации информационной системы: администрирование, тестирование, адаптация, организация безопасности и т.д.;

- обновление существующей информационной системы, внедрение новых версий;

- вывод из эксплуатации информационной системы.

Организационно информационный менеджер - связующим звеном между специалистами предметных областей (финансистами, бухгалтерами, экономистами, менеджерами и т.д.) и специалистами в области информационных технологий (программистами, сетевиками, электронщиками и т.д.).

С другой стороны он является также связующим звеном между специалистами в области информационных технологий и высшим руководством организации (тор-менеджерами)..


9. Информационный сервис и информационная инфраструктура.

Под информационным сервисом понимается комплекс услуг, предназначенный для автоматизации какой-либо управленческой деятельности.

Такого рода сервис делится на виды (Интернет-сервис, почтовый сервис, аналитический сервис, маркетинговый и другой).

Единицей измерения информационного сервиса может служить бизнес-процесс, для осуществления которого указывается цель, ресурсы и процедуры преобразования входной информации в результирующую.

Примерами информационного сервиса могут быть: управление поставщиками, управление себестоимостью продукции, расчет бюджета, расчет финансового плана и т. д.

Информационный сервис базирется на следующих принципах:

- информационное обслуживание на предприятии должно рассматриваться как равноправный партнер бизнеса. Это означает, что информационная служба выступает в качестве подразделения-подрядчика, а все остальные структурные подразделения предприятия - в качестве заказчика. Бюджет подрядчика формируется из средств заказчиков, в зависимости от удовлетворенности поставляемой продукцией (информацией);

- должен существовать, как и в любом бизнесе, конечный продукт информационной системы. Таким продуктом является информационная услуга.

Понятие "инфраструктура" пришло из экономики и означает комплекс вспомогательных служб, обеспечивающих функционирование макро и микроэкономических хозяйствующих субъектов.

Инфраструктура играет вспомогательную роль в создании условий для производственных и других основных процессов. На макроэкономическом уровне это дороги, мосты, аэропорты, городская транспортная сеть и т.д., на микроэкономическом – это службы и сооружения, необходимые для производства продукции.

Под информационной инфраструктурой понимается среда, состоящая из автоматизированной и неавтоматизированной частей информационной системы, обеспечивающих информационный сервис.

Цель создания информационной инфраструктуры состоит в предоставлении какого-либо вида сервиса, необходимого для функционирования предприятия.

Информационная инфраструктура предприятия – это комплекс систем, состоящий из набора специализированного программного обеспечения, сетевых служб, службы каталога, политик информационной безопасности, систем резервного копирования и хранения данных, средств спам-защиты и т.д.

В совокупности данный комплекс определяет доступность бизнес-приложений для сотрудников предприятия и возможности роста бизнеса.

Служба каталога позволяет по ряду признаков упорядочивать информацию о сетевых ресурсах (общие папки, серверы печати, принтеры, пользователи и т.д.), хранящуюся в едином месте, что обеспечивает централизованное управление, как самими ресурсами, так и информацией о них. Таким образом, служба каталога решает задачи администрирования ресурсов, контролируя их использование.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57863. Географічне середовище як сфера взаємодії суспільства і природи. Природокористування. Ресурсозабезпеченість 37.5 KB
  Мета: розглянути географічне середовище як сферу взаємодії суспільства і природи сформувати поняття ресурсозабезпеченість природокористування; розвивати економічне мислення уміння аналізувати ступені впливу людини на природу...
57864. Енергетика України і проблеми енергозбереження 104.5 KB
  Мета уроку: узагальнити й систематизувати знання учнів про виробництво електроенергії на електростанціях різних типів; показати учням зв’язок енергетики та екологiї їхню взаємодiю шляхи полiпшенню стану енергетики на глобальному та мiсцевому рівнях...
57865. Трудові ресурси і зайнятість населення України 228.5 KB
  Мета: вивчити поняття трудові ресурси економічно активне населення зайнятість населення безробіття; визначити географію трудових ресурсів України; зясувати в чому полягає проблема зайнятості населення...
57866. Механічний рух населення України. Сальдо міграції 233.5 KB
  Мета уроку: розкрити поняття міграція сальдо міграції сформувати знання про види значення та наслідки механічного переміщення українців окреслити основні тенденції та напрямки міграцій населення України...
57867. Таємниці повітряного океану Землі 104.5 KB
  Мета та завдання уроку: освітні: сформувати знання у учнів про атмосферу її будову та склад повітря; розкрити значення атмосфери для життя на Землі і необхідність її вивчення; ознайомити зі змістом поняття погода†та її основними показниками. Виховні: продовжувати формувати географічну культуру особистості як необхідну складову освіченості школяра; сприяти формуванню свідомого розуміння значення атмосфери та важливості її вивчення виховувати бажання вивчати досліджувати та берегти повітряну...
57868. ЦІННІСТЬ ЗНАНЬ У ЖИТТІ ЛЮДИНИ. ДАР МОВИ І ЙОГО ВИКОРИСТАННЯ 784 KB
  Мета: пояснити учням вартість знань для кожної людини, поглиблювати їхні знання про виникнення мови та її використання за допомогою сюжетів зі Святого Письма та прикладів з життя...
57869. Чому люди поважають звичаї, традиції і закони? 91.5 KB
  Розвивати уміння оцінювати власні вчинки або вчинки інших людей з точки зору моральних норм; розвивати мислення, уміння знаходити загальне і відмінне; творчо мислити і фантазувати; співпереживати витворам мистецтва;
57870. Mes goûts et mes loisirs 180 KB
  Bonjour, mes enfants! Je suis ravie de vous voir. Notre leçon est consacrée aux goûts et aux loisirs. Nous allons parler de vos préférences, de tout ce que vous aimez ou détestez, je ferai votre connaissance avec le sondage des écoliers français.
57871. Прилагателно име. Граматически особенности. Правопис и употреба 3 MB
  Ход на урока: Днес на нашия урок присъстват гости от цяла Запорожка област но нашата работа ще протече както и друг път. Проверка на домашната работа и поставяне на темата: В. Ето ви образец за домашната работа...