35490

Информационные системы. Процесс информатизации

Шпаргалка

Информатика, кибернетика и программирование

Информационный процесс. Характеристика его составляющих Информационный процесс процесс получения создания сбора обработки накопления хранения поиска распространения и использования информации. Базовыми фундаментальными понятиями экономической информатики являются: данные; информация и экономическая информация; информационный процесс; задача и экономическая задача; знания; Данные В повседневной жизни мы сталкиваемся с сообщениями об объектах событиях процессах от различных источников. Информационная система это...

Русский

2013-09-15

78.5 KB

5 чел.

1. Объективная необходимость процесса информатизации, направления ее развития.

Мир идет к информационному обществу. В нем:

- устраняются ограничения в получении и производстве новых информационных ресурсов.

- изменяется жизнь людей за счет повышения эффективности применения вновь полученных знаний,

Это ведет к ускоренному развитию социальных процессов.

Процесс производства и внедрения информации и знаний во все сферы человеческой деятельности называется информатизацией.

Зачем?

Для максимального удовлетворения информационных потребностей общества за с помощью внедрения компьютеров и средств коммуникаций

Имеются несколько тенденций

- слияние компьютерных и коммуникационных технологий в "инфокоммуникационные технологии". Они порождают новый, сетевой сектор экономики. Скорее всего, он будет доминировать в XXI веке. Продукцией сетевой экономики является собранная, переработанная и переданная пользователю информация, предлагаемая на рынке в качестве товара (документы, справочники, каталоги, реферативные журналы, статистические и аналитические расчеты и т.д.).

- Переход к открытым программным системам (продуктам), которые могут легко взаимодействовать друг с другом в соответствии с определенными стандартами.

Это позволяет обеспечить

- расширяемость (модульность)

- мобильность (перенос с платформы на платформы)

- способность к взаимодействию с другими системами;

Проблемы информатизации

Социальные:

- недостаточно компьютеров у населения, в офисах (хотя, казалось бы, куда уж больше);

- отсутствии развитой инфраструктуры информатизации;

- недостаточна компьютерная грамотность населения.

Научные

Теоретико – методологические

Следует выяснить

- закономерности информатизация общества;

- адекватность отражения компьютерными системами отчужденных индивидуальных знаний и их обобщения в форме коллективного разума (в форме искусственного интеллекта);

- как осуществить интеграцию систем, воспроизводящих осознанные и неосознанные умственные усилия человека с помощью интеллектуальных технологий. То есть выяснить, как оптимально объединять для решения задач усилия человека, классические информационные системы и системы искусственного интеллекта (ИИ).

 

Практические

Сложности внедрения новейших программных продуктов в практику управления в различных сферах деятельности человека.

Методологическая основа информатизации – информатика, наука, предназначенная для формирования теоретических основ моделирования информационных связей между объектами реальной действительности в соответствии с представлениями о единстве информации в естественных и искусственных системах.

Информатика – теоретическая и прикладная.

В зависимости от природы информационных связей информатика делится по отраслям человеческой деятельности: научно-техническая, экономическая, медицинская, геологическая и т д. В соответствии с этим по отраслевому признаку выделяется понятие “экономическая информатика”. 

Под экономической информатикой понимается наука, предназначенная для формирования теоретических основ моделирования деятельности хозяйствующих субъектов, также государственных, региональных и муниципальных образований.

Цель экономической информатики заключается в обеспечении хозяйственных субъектов, а также государственных и муниципальных служб и организаций эффективными информационными технологиями.

Предмет экономической информатики - закономерности информационного моделирования и методы предоставления данных и знаний об экономической деятельности предприятий (организаций) хозяйствующему и другому субъекту, а также внедрение информационных технологий в практику управления.

Цель и предмет определяют допустимое множество методов для изучения и моделирования экономических процессов.

Все методы делятся на общенаучные и специфические.

Общенаучные включают: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, абстрагирование, конкретизацию и так далее, и тому подобное. Они выявляют закономерности в устойчивых информационных процессах или явлениях.

Специфические методы ориентированы лишь на определенный круг информационных явлений, отражающих экономические процессы.

К наиболее популярным методам относятся:

- информационно-логические: графы, диаграммы и графики, стандартизированные и визуальные средства представления бизнес-процессов и информационных потоков;

- математические: имитационное, стохастическое, детерминированное, сетевое и оптимизационное моделирование, нечеткая математика, системный, математический, регрессионный, факторный и другие виды анализа.


2. Информационный процесс. Характеристика его составляющих

Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации.

Под информацией же будет пониматься результат обработки данных, для конкретного пользователя, пригодный для принятия управленческих или иных решений.

Данные – это сообщения, отражающие некие факты, об объектах, событиях, процессах, используемые человеком. Они отражают факты в той последовательности, в которой они появляются. Как правило, они не систематизированы в соответствии с потребностями управленческого персонала.

Информация - результат обработки данных, адресованной конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений.

Сбор и регистрация информации - это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, приемлемому для данной информационной системы, в результате на машинном носителе формируется некоторый машинный код.

Процесс хранения собственно состоит из записи-хранения-считывания информации.

Запись - это физическое изменение некого материального носителя при записи под воздействием сигнала.

Считывание – это преобразования состояния материального носителя в исходный сигнал.

Процессы обработки должны иметь определенной цель.

Главная цель – получение полезного результата.

Процесс(предмет,объект)-данные-обработка-информация-цель

3. Данные и информация. Виды экономической информации. Экономический показатель.

Под информацией же будет пониматься результат обработки данных, для конкретного пользователя, пригодный для принятия управленческих или иных решений.

Данные – это сообщения, отражающие некие факты, об объектах, событиях, процессах, используемые человеком. Они отражают факты в той последовательности, в которой они появляются. Как правило, они не систематизированы в соответствии с потребностями управленческого персонала.

Информация - результат обработки данных, адресованной конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений.

Экономическая информатика изучает свойства экономической информации, возникающей в процессе производственно-хозяйственной деятельности или управления.

В большинстве случаев экономическая информация фиксируется, а затем обрабатывается и, наконец, поставляется потребителю в форме управленческих документов. Это, как правило, таблицы (накладная, наряд, требование и т. д).

Управленческие документы содержат экономические показатели для определения состояния управляемого объекта, оценки эффективности экономических процессов.

В экономике принято выделять макро и микроэкономические показатели.

Макроэкономические показатели характеризуют экономику в целом (величина валового внутреннего продукта (ВВП), величина валового национального продукта (ВНП), уровень инфляции, объем экспорта, объем импорта в целом, а также по отраслям, объем уплаченных налогов и т.д.)

Микроэкономические показатели описывают состояние отдельных хозяйственных и других единиц (конкурентоспособность, рентабельность, прибыль, затраты и т.д.).

В экономическом показателе однозначно указывается место и время осуществления какого-либо производственного, хозяйственного, финансового или другого процесса.

В экономическом показателе однозначно указывается место и время осуществления какого-либо производственного, хозяйственного, финансового или другого процесса.

Показатель является минимальным по объему сообщением, сохраняющим информативность, т.е. содержательность.

Показатели применяются в двух случаях:

- для представления экономических расчетов в виде формул;

- для визуализации результатов работы с хранилищами данных (гиперкубами).

Качественные и количественные характеристики, так называемые реквизиты в экономических показателях делятся на

- реквизиты-признаки, отражающие качественные характеристики объекта, процесса, явления;

- реквизиты-основания, отражающие количественную характеристику объекта, процесса или явления.

В состав экономического показателя всегда входит лишь один реквизит-основание и один или несколько реквизитов-признаков.

Циркулирующие в организации управленческие документы (акты, наряды, накладные, счета и т.д.) состоят из одного или более экономических показателей.

3. Знания их классификация и представление с помощью онтологий

Знания – это обобщенный, систематизированный и проверенный практикой результат изучения реальной действительности.

Осознанные знания – это: книги, базы данных, документы и т.д..

Они в соответствии с взглядами, например, Бертрана Рассела осознанные знания делятся на:

- Декларативные - получаемые путем восприятия, отражают факты или наличие свойств у объектов, субъектов, предметов

- Процедурные - получаемые путем рассуждения. Они не зависят от происходящих событий, а только от целей обработки знаний и способов их представления.

Неосознанные знания воспроизводятся с помощью систем искусственного интеллекта, например, искусственных нейросетей,..

Интуиция (интуитивные знания) — способность принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты.

Соотношения между понятиями ²знания" и ²информация² такое же, как и между понятиями ²данные² и ²информация².

Данные и знания всегда первичны, информация – вторична.

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὤν род. п. ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) — раздел философии, изучающий бытие.

Применительно к информатике и информационным процессам

Онтоло́гия — это попытка всеобъемлющей и детальной формализации некоторой области знаний с помощью концептуальной схемы.

Концептуальная схема - это структуры данных, содержащей все релевантные классы объектов, их связи и правила (теоремы, ограничения), принятые в этой области.

Справочно: relevant - уместный, обоснованный, относящийся к делу, имеющий отношение к делу, соответствующий.

То есть, представление знаний при помощи онтологий – это рассмотрение некой структуры, всех допустимых ее объектов, всех их (объектов) связей и возможных правил, по которым они (объекты) и она (структура) функционируют.

Онтологии делятся на общие и частные. Например, онтология предприятия более общая по сравнению с онтологией цеха.

4. Иерархия фундаментальных понятий информатики.

Данные-информация=данные+смысл-знания=информация+обобщения

Накопление данных-показателей об объекте---анализ(дедукция):выявление смысла данных---синтез(индукция):обобщение и получение нового знания.

Базовыми (фундаментальными) понятиями экономической информатики являются:

- данные;

- информация и экономическая информация;

- информационный процесс;

- задача и экономическая задача;

- знания;

 

Данные

В повседневной жизни мы сталкиваемся с сообщениями об объектах, событиях, процессах от различных источников.

Если сообщения отражают какие-либо факты, то их принято называть данными.

Данные, могут представлены в структурированной, либо неструктурированной форме, на каком-либо материальном носителе (бумажные документы, магнитные диски, флеш-карты и т.д.).

Данные собираются накапливаются, структурируются, хранятся в специализированных устройствах, преобразуются, в соответствии с заданными целями по определенным алгоритмам и выводятся на устройства визуализации.

Информация - результат обработки данных, адресованной конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений.

 Знания – это обобщенный, систематизированный и проверенный практикой результат изучения реальной действительности.

5. Определение экономической задачи, характеристика экономических задач.

В общем случае под задачей понимается формулировка направления действий, осуществление которых позволит достичь поставленную цель.

Применительно к компьютерам общие формулировки должны быть конкретизированы.

Так как любая задача решается с определенной целью, для достижения которой должны быть выделены средства, то формально ее можно представить в виде:

 

,

где - наименование задачи;

- цель, которая должна быть достигнута в результате решения

задачи;

- средства (ресурсы), необходимые для достижения цели;

 - операции (действия, мероприятия), которые следует выполнить,

В более общих случаях задача заключается не в поиске операций для преобразования данных в результат, а в достижении целей управления.

Задачи, решаемые с помощью компьютеров, по объему логических и вычислительных операций можно разделить на два класса: информационные (управленческие) и вычислительные.

В области экономики преобладают информационные задачи, которые по характеру вычислительных процедур можно разделить на:

- поисковые;

- расчетные (транзакционные);

-аналитические;

-интеллектуальные.

Расчетные задачи наиболее распространены в экономике.

Это - задачи получения учетной информации, разработки планов (базирующихся на оперативной и нормативно-справочной информации).

Результаты решения предназначены для составления отчетов и отчетности (месячной, квартальной, годовой).

6. Информационная система, ее определение, роль и место в системе управления

Информационная система – это совокупность содержащихся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Информационная система – это замкнутый информационный контур, состоящий из прямой и обратной связи, в котором, согласно информационным технологиям, обрабатываются, циркулируют, хранятся и обрабатываются управленческие документы.

Информационные системы существовали всегда. Они существовали и тогда, когда компьютеров не было.

Далеко не вся информация в системе управления обрабатывается с помощью компьютеров.

7. состав информационной системы

Мы видим - замкнутый информационный контур, состоящий из прямой и обратной связи, в котором, согласно информационным технологиям, обрабатываются, циркулируют, хранятся и обрабатываются управленческие документы.

Далеко не вся информация в системе управления обрабатывается с помощью компьютеров.

С помощью обозначений  указаны ее ручная и автоматизированная части.

Соответственно, два информационных потока.

1). Информационный поток  не обрабатывается компьютерами и составляет неавтоматизированную часть информационной системы - . В рамках этой части циркулирует патентная, юридическая, библиотечная, стратегическая и прочая информация, формализация которой невозможна.

2). Поток  - отражает компьютерную обработку информационного контура и поэтому составляет автоматизированную часть информационной системы - .

Он организован на базе локальной сети и имеет непосредственный выход в сторонние сети предприятий и организаций, а также в сеть Интернет.

Таким образом, информационная система предприятия состоит из двух частей: автоматизированной и неавтоматизированной.

8. Информационный бизнес, информационный рынок, информационный менеджмент.

Информационный бизнес - производство, торговля и предоставление информационных продуктов и услуг.

Наиболее распространенными информационными продуктами и услугами являются:

- производство микроэлектронных компонентов;

- производство технического обеспечения компьютеров;

- производство программного обеспечения;

- производство телекоммуникационного оборудования;

- предоставление консалтинговых услуг;

- производство и предоставление информационных ресурсов, а также услуг по информационному обслуживанию на государственном и региональном уровне;

- сервисное обслуживание технических и программных комплексов и т.д.

Информационный бизнес ориентирован не только на производство информационных продуктов, но и их реализацию на рынке.

Информационный рынок - совокупность хозяйствующих субъектов, предлагающих покупателям компьютеры, средства коммуникаций, программное обеспечение, информационные и консалтинговые услуги, а также сервисное обслуживание технических и программных средств. 

Участниками данного рынка являются предприятия по производству компьютеров и средств передачи данных, организации, занятые разработкой программных продуктов, созданием и эксплуатацией информационных ресурсов (баз данных), телекоммуникационные службы.

В настоящее время информационный рынок состоит из двух сегментов:

- рынок информационных технологий (ИТ-рынок);

- телекоммуникационный рынок (ТЛК-рынок).

ИТ-рынок включает: компьютерное аппаратное обеспечение, программное обеспечение, офисное аппаратное обеспечение и ИТ-услуги.

ТЛК-рынок составляют: услуги предоставления связи, коммуникационное оборудование конечного пользователя и коммуникационно-сетевое оборудование.

Осознание важности информации, необходимой для управления любым объектом, привело к понятию информационного менеджмента.

Это совокупность методов и средств, обеспечивающих информационный сервис для всех работников предприятия. 

Информационный сервис рассматривается как один из факторов материального производства или предоставления услуг.

Информационный менеджер – это специалист, главные функции которого заключаются в следующем:

- планирование внедрения и модернизации информационной системы, ее поиск на рынке программных продуктов;

- оценка рынка программных продуктов с помощью маркетингового инструментария;

- приобретение информационных технологий с нужными функциями и свойствами;

- организация внедрения информационной системы и обучения персонала;

- обеспечение эксплуатации информационной системы: администрирование, тестирование, адаптация, организация безопасности и т.д.;

- обновление существующей информационной системы, внедрение новых версий;

- вывод из эксплуатации информационной системы.

Организационно информационный менеджер - связующим звеном между специалистами предметных областей (финансистами, бухгалтерами, экономистами, менеджерами и т.д.) и специалистами в области информационных технологий (программистами, сетевиками, электронщиками и т.д.).

С другой стороны он является также связующим звеном между специалистами в области информационных технологий и высшим руководством организации (тор-менеджерами)..


9. Информационный сервис и информационная инфраструктура.

Под информационным сервисом понимается комплекс услуг, предназначенный для автоматизации какой-либо управленческой деятельности.

Такого рода сервис делится на виды (Интернет-сервис, почтовый сервис, аналитический сервис, маркетинговый и другой).

Единицей измерения информационного сервиса может служить бизнес-процесс, для осуществления которого указывается цель, ресурсы и процедуры преобразования входной информации в результирующую.

Примерами информационного сервиса могут быть: управление поставщиками, управление себестоимостью продукции, расчет бюджета, расчет финансового плана и т. д.

Информационный сервис базирется на следующих принципах:

- информационное обслуживание на предприятии должно рассматриваться как равноправный партнер бизнеса. Это означает, что информационная служба выступает в качестве подразделения-подрядчика, а все остальные структурные подразделения предприятия - в качестве заказчика. Бюджет подрядчика формируется из средств заказчиков, в зависимости от удовлетворенности поставляемой продукцией (информацией);

- должен существовать, как и в любом бизнесе, конечный продукт информационной системы. Таким продуктом является информационная услуга.

Понятие "инфраструктура" пришло из экономики и означает комплекс вспомогательных служб, обеспечивающих функционирование макро и микроэкономических хозяйствующих субъектов.

Инфраструктура играет вспомогательную роль в создании условий для производственных и других основных процессов. На макроэкономическом уровне это дороги, мосты, аэропорты, городская транспортная сеть и т.д., на микроэкономическом – это службы и сооружения, необходимые для производства продукции.

Под информационной инфраструктурой понимается среда, состоящая из автоматизированной и неавтоматизированной частей информационной системы, обеспечивающих информационный сервис.

Цель создания информационной инфраструктуры состоит в предоставлении какого-либо вида сервиса, необходимого для функционирования предприятия.

Информационная инфраструктура предприятия – это комплекс систем, состоящий из набора специализированного программного обеспечения, сетевых служб, службы каталога, политик информационной безопасности, систем резервного копирования и хранения данных, средств спам-защиты и т.д.

В совокупности данный комплекс определяет доступность бизнес-приложений для сотрудников предприятия и возможности роста бизнеса.

Служба каталога позволяет по ряду признаков упорядочивать информацию о сетевых ресурсах (общие папки, серверы печати, принтеры, пользователи и т.д.), хранящуюся в едином месте, что обеспечивает централизованное управление, как самими ресурсами, так и информацией о них. Таким образом, служба каталога решает задачи администрирования ресурсов, контролируя их использование.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42923. Компьютерные вирусы: классификация, проблемы борьбы с ними 613.68 KB
  Web 16 О Доктор Веб 16 Основной логотип Dr.origin Вредоносная программа детектированная с помощью технологии Origins Trcing технология несигнатурного поиска разработанная специалистами Доктор Веб Вирусы для разных ОС В данную группу объединяют вредоносные программы разработанные для определенных операционных систем ОС.Web О Доктор Веб Доктор Веб российский разработчик средств информационной безопасности. Антивирусная продукция компании Доктор Веб создана на основе собственной технологии.
42924. Синтезирование и моделирование широкополосного трансформатора сопротивления, выполненного на четвертьволновых линиях передачи 222.05 KB
  В результате получить конструкцию трансформатора сопротивлений соответствующую требованиям установленным заданием и ОСТом. Этапы выполнения работы: Синтез трансформатора сопротивлений в распределенном электрическом элементном базисе. Моделирование Подстройка трансформатора сопротивлений согласно требованиям задания. Подпись Дата Лист 4 НГТУ Rг = 10 Ом внутреннее сопротивление источника сигнала; Rн = 50 Ом сопротивление нагрузки; fн = 1ГГц fв = 2ГГц диапазон частот; KстU = 12 коэффициент стоячей волны напряжения на...
42925. Государственное регулирование рыночной экономики 113.59 KB
  Необходимость вмешательства национального государства в рыночную экономику. Подходы российского государства к макроэкономической политике стратегия тактика. Во всем мире функции государства в управлении экономикой значительно расширились в течение ХХ века особенно в промышленно развитых странах. Необходимость вмешательства национального государства в рыночную экономику.
42926. Сестринский процесс при ревматизме 644 KB
  На данный момент по данным статистики ВОЗ ревматизм остается одной из главных причин инвалидизации трудоспособного населения во многих развивающихся странах, тогда как в развитых странах частота встречаемости заболевания постепенно снижается. По данным статистики: за 2008 год на территории РФ было зарегистрировано 1.929 чел. с острой ревматической лихорадкой, 12.291 чел. с хроническими ревматическими заболеваниями сердца, 8.831 чел. с ревматическими пороками клапанов.
42927. Управление проектами 61.84 KB
  Общая характеристика управления проектами 10 2 2 6 2. Обоснование целесообразности проекта 10 8 2 6 6 3. Основные формы организационной структуры проекта 10 4 4 6 4.
42928. Краткая характеристика предприятия ОАО «Германий» 111.27 KB
  За эти годы предприятие прошло путь от поставщика продукции на внутренний рынок до экспортера всей номенклатуры выпускаемой продукции в США Израиль Японию страны Европы и Азии. В настоящее время предприятие ГЕРМАНИЙ единственное в России имеющее полный цикл переработки широкую номенклатуру продукции и большие производственные мощности. Команда профессионалов создает продукцию и услуги индивидуально учитывая пожелания потребителей по срокам поставки и качеству продукции ориентируясь на их планы в области бизнеса. до готовой...
42929. Сестринский процесс при стенокардии 173.99 KB
  Предмет изучения: сестринский процесс при стенокардии. Цель исследования: изучение сестринского процесса при стенокардии. Для достижения поставленной цели исследования необходимо изучить: Этиологию и предрасполагающие факторы стенокардии; Клиническую картину и особенности диагностики; Методы исследования и подготовку к ним; Принципы лечения и профилактику стенокардии; Манипуляции выполняемые медицинской сестрой; Особенности сестринского процесса при стенокардии. Нестабильная стенокардия: впервые возникшая стенокардия;...
42930. Расчет двухкаскадного резистивного усилителя на биполярных транзисторах 1.87 MB
  Расчет двухкаскадного резистивного усилителя на биполярных транзисторах пояснительная записка к курсовой работе по электронике Студент гр.130601 Аннотация Данная пояснительная записка написана к курсовой работе по дисциплине Электроника для варианта 03 и содержит в себе результаты расчета резистивного усилителя на биполярных транзисторах. В качестве анализируемого усилителя выступает двухкаскадный усилитель на кремниевых биполярных транзисторах основные параметры которого рассчитываются в одной из...
42931. Анализ организационно-правовых форм предприятий и их особенностей 69.31 KB
  Центральным звеном рыночной экономики в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц выбора вариантов решения проблем альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия направленных на достижение желаемых конечных результатов системы целей являются хозяйствующие субъекты организации предприятия домашние хозяйства...