35491

Информационные системы. Шпаргалка

Шпаргалка

Информатика, кибернетика и программирование

Для информационных систем характерно Многоаспектность Многофункциональность Различные сферы применения Поэтому классифицировать информационные системы сложно. Могут быть системы: автоматизированные слабо автоматизированные и не автоматизированные Уровень интеграции информационных процессов. Могут быть системы: интегрированные процессные информационные системы выполненные на единой информационной базе и обеспечивающие сквозную связь между всеми элементами ИС. Онги поддерживают управление бизнеспроцессами ...

Русский

2013-09-15

163 KB

35 чел.

10. Классификация информационных систем.

Для информационных систем характерно

- Многоаспектность

- Многофункциональность

- Различные сферы применения 

Поэтому классифицировать информационные системы сложно.

Признаки классификации отражают цели того, кто осуществляет классификацию.

Если это изучение лишь некоторых свойств информационных систем, то можно классифицировать, например, по следующим свойствам:

1). Степень автоматизации информационных процессов.

Она может быть разной. Могут быть системы: автоматизированные, слабо автоматизированные и не автоматизированные Уровень интеграции информационных процессов. Могут быть системы:

- интегрированные (процессные) информационные системы, выполненные на единой информационной базе и обеспечивающие сквозную связь между всеми элементами ИС. Онги поддерживают управление бизнес-процессами,

- функционально-позадачные системы (состоящие из локальных частей)

Функционально-позадачные системы содержат локальные подсистемы слабо связанные между собой.

 

2). Вид обрабатываемой информации;

По виду обрабатываемой информации системы делятся на: документальные и фактографические.

Документальные информационные смстемы - предназначены для поиска неструктурированной информации, находящейся в текстовых (книги, статьи, рефераты, приказы и т.д.) или графических документах. Яркий пример – поисковики в Интернет

Фактографические информационные системы - оперируют фактическими сведениями, представленными в виде специальным Образом организованных совокупностей формализованных записей данных. Фактографические информационные системы используются не только для реализации справочных функций, но и для решения задач обработки данных. Под обработкой данных понимается специальный класс решаемых на ЭВМ задач, связанных с вводом, хранением, сортировкой, отбором и группировкой записей данных однородной структуры. Эти задачи предусматривают представление пользователям итоговых результатов обработки в виде отчетов табличной формы.

 

3). Отраслевая принадлежность. Имеющаяся в отраслях специфика обработки информации в различных отраслях отражается на структуре информационных систем. Например, ИС - предприятий связи, промышленных предприятий, транспортных предприятий, банков, налоговых структур и т.д. и т.п..

4). По уровень обслуживаемой системы управления - федеральный, региональный, муниципальный, офисный, личный.

5). По классу решаемых задач. Информационные системы делятся на

- вычислительные, предназначены для решения математических (технических) задач (например, управление робототехническими комплексами, средствами связи, железнодорожным и иным транспортом, летательными аппаратами и т.д.).

- информационные (управленческие), предназначены для решения оперативных и аналитических задач в экономике.

11. Структура и схема функционирования функционально-позадачных информационных систем.

Следует различать объекты управления, для обслуживания которых ИС создается.

В сфере бизнеса, и тогда информационные системы должны обслуживать бизнес-процессы.

Но там, где бизнес-процессы отсутствуют (налоговое, статистическое, региональное, муниципальное или государственное управление и т.п.) приходиться решать локальные, отдельные, слабо связанные между собой управленческие задачи.

В этом случае информационные системы создаются для обслуживания управленческого персонала, который, работает в соответствии с должностными инструкциями.

Функционально-позадачные информационные системы можно представить в виде двух частей:

- функциональной, которая состоит из функциональных подсистем и отражает цели и функции управления.

Тут используются модели различного характера:

- информационные,

- математические,

- статистических и прочие,

выражающие суть деятельности того или иного структурного подразделения.

Именно в функциональной части осуществляется последовательная трансформация целей управления в функции управления с последующей постановкой задач управления.

Результаты, решения этих задач являются либо прямыми предписаниями объекту управления, либо содержат учетные данные.

Функциональная часть информационной системы может в соответствии с позадачным принципом.

Тогда информационная система рассматривается как инструмент, предназначенный для поддержки какой-либо функции управления за счет решения соответствующих задач.

Например

- расчет месячного плана производства;

- расчет фактической себестоимости производства;

- расчет плана загрузки производственных мощностей и т. д.

 

В этом случае функциональная часть состоит из подсистем для соответствующего структурного подразделения.

Функциональная часть отображается в проектных материалах и в последствии материализуется в обеспечивающей части.

Обеспечивающая часть ИС состоит из: информационного, программного, технического, правового и другого обеспечения.

Пример структуры функционально-позадачной информационной системы. муниципального управления (например, управление - муниципальным имуществом, городским хозяйством, образованием, культурой и спортом и т.д.) смотри ниже.

На вход служб аппарата поступают данные из внешней среды и отчетные данные объекта управления.

 

11. Структура и схема функционирования процессных информационных систем.

Процессы связывают воедино деятельность нескольких структурных подразделений, производящих конкретный конечный продукт или услугу.

Процесс – это совокупность видов деятельности, которая по технологии преобразует входы в выходы.

Выделяют две группы процессов:

сквозные: проходящие через несколько подразделений (межфункциональные);

 процессы подразделений: деятельность ограничена рамками одного подразделения.

Примеры: процесс производства, процесс продаж, процесс поставок и т.д.

Если процесс увеличивает добавленную стоимость, то он называется бизнес-процессом. Выделяют их часто на основе клиенто-ориентированных цепочек.

Под бизнес-процессом понимается совокупность увязанных в единое целое действий, выполнение которых увеличивает добавленную стоимость и позволяет получить конечный результат (товар или услугу). 

На его выходе появляется продукт, имеющий ценность для потребителя.

Если бизнес-процесс представить цепочкой создания добавленной стоимости, то все они делятся на:

- основные бизнес-процессы - то, ради чего существует предприятие - производимый конечный товар или услуга)

- вспомогательные процессы.

Основные бизнес-процессы: это процессы, которые создают.

Вспомогательные процессы - не имеют непосредственного отношения к производимым товарам и услугам, но без них невозможно получение добавленной стоимости. Как правило, это управленческая деятельность.

Типовыми вспомогательными процессами являются:

бухгалтерские и финансовые процессы, включающие управление наличными средствами, учет дебиторов и кредиторов и прочие операции;

процессы управления кадрами, включающие учет рабочего времени и заработной платы, учет прибылей отчеты о командировках и т.д.

Деление процессов на основные и вспомогательные является нечетким, та как в одних ситуациях они могут быть основными, а в других – вспомогательными. Основной же процесс может перетекать в вспомогательный.

Все бизнес-процессы состоят из бизнес-операций, под которыми понимается совокупность действий на одном рабочем месте.

Каждый бизнес-процесс характеризуется:

 эффективностью (доходностью, стоимостью, временем, качеством);

 входом (информация, материалы);

 выходом (результат выполнения процесса);

 процессом (последовательность операций);

 схемой (графическое представление последовательности операций);

владельцем (ответственный за бизнес-процесс).

Организация бизнес-процессов противоречит стандартной иерархической структуре управления, так как требуется объединение сотрудников из различных отделов.

Поэтому процессный подход в организации функциональной части ориентирован на матричную структуру управления организацией, представляющую собой решетчатую систему управления.

Реализуется принцип двойного подчинения исполнителей: непосредственному руководителю функциональной службы и руководителю бизнес-процесса.

Как правило, руководитель бизнес-процесса взаимодействует с двумя группами подчиненных: постоянными и временными.

12. Системный анализ – научная основа создания информационных систем

«Системный анализ — это совокупность методов, основанных на использовании ЭВМ и ориентированных на исследование сложных систем — технических, экономических, экологических и т.д. Результатом системных исследований является, как правило, выбор вполне определенной альтернативы: плана развития региона, параметров конструкции и т.д. Поэтому истоки системного анализа, его методические концепции лежат в тех дисциплинах, которые занимаются проблемами принятия решений: исследование операций и общей теории управления». Так говорил Никита Моисеев.

То есть, системный анализ — научный метод познания, заключающийся в действиях устанавливающих структурные связи между переменными или элементами исследуемой системы.

Система – базовое понятие системного анализа, множество взаимосвязанных элементов (подсистем) которые функционируют сообща для достижения общей цели

Он основывается на комплексе общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов. Системный анализ возник в эпоху разработки компьютерной техники. Успех его применения при решении сложных задач во многом определяется современными возможностями информационных технологий.

Сущность системного анализа

Сущность системного подхода состоит в том, что рассмотрение категорий системного анализа создает основу для логического и последовательного подхода к проблеме принятия решений.

Состоит из этапов

1. формирование целей

2. Определение границ системы

3. Определение структуры системы

4. Определение связей (внешних и между подсистемами).

 

Эффективность решения проблем с помощью системного анализа определяется структурой решаемых проблем.

Различают

- Хорошо структурированные (well-structured), или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены очень хорошо;

Для решения хорошо структурированных количественно выражаемых проблем используется известная методология исследования операций, которая состоит в построении адекватной математической модели (например, задачи линейного, нелинейного, динамического программирования, задачи теории массового обслуживания, теории игр и др.) и применении методов для отыскания оптимальной стратегии управления целенаправленными действиями.

- Слабо структурированные (ill-structured), или смешанные проблемы, которые содержат как качественные элементы, так и малоизвестные, неопределенные стороны, которые имеют тенденцию доминировать.

Для них используется методология системного анализа, системы поддержки принятия решений.

При применении системного анализа к решению сложных задач процедура принятия решений обычно присутствуют следующие основные этапы:

- формулировка проблемной ситуации;

- определение целей;

- определение критериев достижения целей;

- построение моделей для обоснования решений;

- поиск оптимального (допустимого) варианта решения;

- согласование решения;

- подготовка решения к реализации;

- утверждение решения;

- управление ходом реализации решения;

- проверка эффективности решения.

 

Неструктурированные (unstructured), или качественно выраженные проблемы, содержат лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;

13 Стандартизация – технологическая основа для разработки открытых информационных систем

Конкурентоспособность информационных систем, информационных технологий и отдельных программных продуктов, сложность создания и развития требуют их соответствия общепризнанным стандартам, ограничивающих фантазии и поле деятельности разработчиков.

Стандартизация информационных технологий и систем повышает их прибыльность за счет снижения затрат на создание и особенно модификацию.

Стандартизации подлежат:

- базовые функции операционных систем;

- функции управления базами данных и распределенная обработка;

- функции пользовательского интерфейса;

- функции взаимосвязи открытых систем;

- структура данных и документов;

- - безопасность информационных систем и др.

Стандарты разрабатываются многочисленными специализированными организациями.

Существуют ассоциации и консорциумы, разрабатывающие рекомендации, полезные в деле автоматизации управленческих процессов.

Стандарты в области информационных технологий можно классифицировать следующим образом:

1. По уровню утверждающей организации.

- Верхний уровень международные стандарты (ISP), признанные соответствующими международными комитетами.

- Средний уровень - региональные стандарты, создаваемые для группы стран или континентов

- Нижний уровень - национальные стандарты, действующие в рамках отдельных государств.

2. По предмету стандартизации: функциональные стандарты (стандарты на языки программирования, интерфейсы, протоколы) и стандарты на организацию жизненного цикла (ЖЦ) информационных систем.

Объектами стандартизации являются:

процессы (Что делать);

практика (Как следует делать);

источник (Какие данные использовать);

описание.

14. Определение процессов, бизнес-процессов и их характеристика 

Процесс – это совокупность видов деятельности, которая по технологии преобразует входы в выходы.

Процессы связывают воедино деятельность нескольких структурных подразделений, производящих конкретный конечный продукт или услугу.

Выделяют две группы процессов:

 сквозные: проходящие через несколько подразделений (межфункциональные);

 процессы подразделений: деятельность ограничена рамками одного подразделения.

Примеры: процесс производства, процесс продаж, процесс поставок и т.д.

Если процесс увеличивает добавленную стоимость, то он называется бизнес-процессом.

Под бизнес-процессом понимается совокупность увязанных в единое целое действий, выполнение которых увеличивает добавленную стоимость и позволяет получить конечный результат (товар или услугу). 

Все бизнес-процессы состоят из бизнес-операций, под которыми понимается совокупность действий на одном рабочем месте. На его выходе появляется продукт, имеющий ценность для потребителя.

Каждый бизнес-процесс характеризуется:

 эффективностью (доходностью, стоимостью, временем, качеством);

 входом (информация, материалы);

 выходом (результат выполнения процесса);

 процессом (последовательность операций);

 схемой (графическое представление последовательности операций);

- владельцем (ответственный за бизнес-процесс)

Если бизнес-процесс представить цепочкой создания добавленной стоимости, то все они делятся на:

- основные бизнес-процессы - то, ради чего существует предприятие - производимый конечный товар или услуга)

- вспомогательные процессы, которые не имеют непосредственного отношения к производимым товарам и услугам, но без них невозможно получение добавленной стоимости. Как правило, это управленческая деятельность.

Типовыми вспомогательными процессами являются:

- бухгалтерские и финансовые процессы, включающие управление наличными средствами, учет дебиторов и кредиторов и прочие операции;

- процессы управления кадрами, включающие учет рабочего времени и заработной платы, учет прибылей отчеты о командировках и т.д.

Деление процессов на основные и вспомогательные является нечетким, та как в одних ситуациях они могут быть основными, а в других – вспомогательными. Основной же процесс может перетекать в вспомогательный.

15. Информационное сопровождение бизнес-процессов

Информационное сопровождение бизнес-процессов – это использование информационных систем и иных средств IT технологий для успешного ведения бизнеса (для извлечения прибыли, получения конкурентных преимуществ и т.п.).

Важную роль при сопровождении бизнес-процессов играют интегрированные информационные системы

Под ними понимается открытый комплекс программно-аппаратных средств, поддерживающий бизнес-процессы и объединяющий данные, функции и производственные процессы в одно целое.

Современные системы класса ERP уже содержат необходимые компоненты, позволяющие организовать информационное сопровождение большинства этапов снабжения, производства и реализации продукции.

В практике управления широкое распространение получили следующие программные системы, интегрируемые в рамках ERP-систем в одно целое:

- SCM (Supply Chain Management) – управление цепочками снабжением;

- CRM (Customer Relationship Management) – управление взаимоотношениями с клиентами; 

- CRP (Capacity Requirements Planning) – планирование потребности в производственных мощностях.

 

Центральное место в ней занимает CRP-система, основная задача которой состоит в расчетах загрузки оборудования по производственным технологическим маршрутам с учетом времени на его переналадку, простои, корректировку планов производства и т.д. В результате решения данной задачи составляется план-график выпуска продукции.

16. Состав и характеристика стандартов MRP и MRPII

Стандарт MRP (Material Requirements Planning) определяет последовательность операций, предназначенных для планирования потребности предприятия в материалах.

Процесс MRP представлен на рисунке ниже.

Информационная система, базирующаяся на стандарте MRP – это средство управления заказами на готовую продукцию, сырьем и материалами.

Она позволяет заказать ровно столько сырья и материалов, сколько необходимо для плана заказов.

Данный стандарт (MRP) впоследствии многократно модифицировался, превратившись в MRP II, и сейчас включает все новые и новые возможности.

Стандарт MRP II, который включает MRP c добавлением стандарта CRP (Capacity Requirements Planning) для учета потребностей в производственных мощностях.

Можно условно записать следующее: MRP II = MRP + CRP.

Базой для всех возможных модификаций служит MRP II Standard System, который содержит описание 16 групп функций. Некоторые из них

- планирование продаж;

- планирование ресурсов;

- управление складом;

- планирование поставок;

- планирование производственных операций;

- управление финансами;

- оценка результатов деятельности и др.

17. Состав и характеристика ERP-систем.

ERP (Enterprise Resources Planning – планирование ресурсов предприятия ) система – это интегрированная система, обеспечивающая планирование и управление всеми ресурсами предприятия, его снабжением, сбытом, кадрами и заработной платой, производством, научно-исследовательскими и конструкторскими работами.

Далее под интегрированной информационной системой будет пониматься открытый комплекс программно-аппаратных средств, поддерживающий бизнес-процессы и объединяющий данные, информационную поддержку функций управления и производственных процессов в одно целое.

А интеграция (лат. integratio) здесь – связывание (объединение, слияние) отдельных частей или функций системы является одним из условий ее функционирования.

ERP = MRPII + реализация всех типов производства + интегрирование планирования ресурсов по различным направлениям деятельности компании + многозвенное планирование

В состав ЕRP-систем в большинстве случаев включаются следующие функции:

- планирование всех ресурсов;

- производство;

- управление финансами;

- кадры и зарплата;

- сбыт и снабжение;

- научно-исследовательские и конструкторско-технологические разработки.

В 80-90 годах прошлого столетия произошли процессы

- глобализации сбыта и поставок;

- роста конкуренции из-за возможностей получения информации из глобальной информационной сети;

- увеличения количества заказных производств (производство по заказам).

Поэтому изменились требования к информационным системам.

В результате появились системы, ориентированные на учет, что отразилось на требованиях к составу ERP-систем.

Появилась новая концепция, известная под аббревиатурой ERP II, которая частично обеспечивает перечисленные требования.

Производственные подсистемы остаются центральными для рассматриваемых систем, и различия между MRPII и ERP - системами лежат именно в области планирования производства.

Главная особенность такого класса систем:

обработка заказов должна быть связана с планированием производства, а плановые потребности автоматически должны стыковаться с планами закупок (снабжения).

Стоимость продукции автоматически изменяется в соответствующих бухгалтерских регистрах, а критическая информация о прибыльности немедленно становится известной соответствующим должностным лицам.

Современные системы класса ERP уже содержат необходимые компоненты, позволяющие организовать информационное сопровождение большинства этапов снабжения, производства и реализации продукции.

18. Состав и характеристика CRM-систем

Основа идеологии и главное достоинство CRМ (Customer Relationship Management) это синхронизация (ориентация на покупателя) деятельности покупателя с исполнительным и планирующим центром компании. Это обеспечивает оперативное выявление благоприятных возможностей для создания конкурентных преимуществ.

Производители, побуждаемые взаимодействием с покупателем, а не одними внутренними проблемами производства, могут получить существенные преимущества путем систематического подхода к оценке того:

- какие продукты нужно производить 

- какие услуги нужно предлагать 

- какие новые рынки перспективны для развития 

 

Таким образом, принимают решения по выбору производимых продуктов и рыночных ниш.

Информация о том, что действительно требуется, что работает, а что нет, что будет продаваться, а что нет - исходит от покупателя.

Задача подразделений продажи и маркетинга - понимать нужды покупателей и пытаться предложить соответствующее их решение, создавать спрос.

Кроме того, подразделения маркетинга должны владеть информацией о новых рыночных тенденциях, давлении конкурентов, о проблемах обслуживания покупателей, ценообразовании и спросе.

Обработка заказов теперь включает, кроме функции ввода заказа, функции продажи и маркетинга.

В идеале продавцы совместно с покупателем (может быть, на его рабочем месте) формируют заказы, определяя его потребности, которые динамически переводятся в требования к продуктам и к их производству.

Технология конфигурирования заказов позволяет проверить его выполнимость, до того как он размещен;

19. Состав и характеристика SCM-систем

Система планирования процессов снабжения (SCM-система) обеспечивает координацию и контроль всех участников цепочки снабжения.

SCM (Supply Chain Management) управление цепочками снабжением. Системы позволяют - организовать передачу требований субподрядчикам, координировать работу с поставщиками, а также планировать производственные графики для рационального использования производственных и складских помещений.

Типовые функции SCM-систем состоят в следующем:

- закупка и снабжение производства (организация взаимодействия с поставщиками, оформление заказов, осуществление расчетов и т.д.);

- управление складами (отслеживание и размещение товаров на складах, прием на хранение, отпуск со склада и т.д.);

- управление транспортом (расчеты стоимости перевозки, таможенные затраты, стоимость разгрузочно-погрузочных работ.

Все заявки внутри SCM привязаны к единому каталогу товаров с внутренним артикулом.

Желательна интеграция с программой складского учета и модулем CRM.

20. Состав и характеристика CRP-систем

Стандарт CRP (Computing Resource Planing.) определяет последовательность операций, предназначенных для вычисления потребности в производственных мощностях.

Грубо говоря, ставится задача определить оборудование, требуемое для производства компонент и готовых изделий, которые имеются в плане материальных потребностей (MRP). То есть, сколько станков и прочего нужно, чтобы сделать то, что нужно сделать. Необходимо также использовать информацию о маршрутизации для каждого изделия (следить и учитывать во время производственного цикла).

Процесс CRP затрагивает только компоненты структуры изделия, обозначенные как производимые, и не имеет отношение к приобретаемым компонентам.

Потребность в производственных мощностях основана на запланированном производственном заказе, сгенерированном MRP и SIC.

В стандартных системах входными данными для планирования потребности в производственных мощностях служат данные "планового запуска" MRP - то есть сформированная потребность в производимых узлах и полуфабрикатах.

Таким образом он может быть реализован только после расчета потребности в материалах.

Планирование потребности в производственных мощностях

Если оказалось, что производительность недостаточна, чтобы удовлетворить требования MRP, то вследствие этого или MRP потребность должна быть изменена, или производительность должна быть увеличена.

Также может быть возможно увеличить производительность за счет сверхурочного времени, добавляя дополнительные смены, заключая субподрядные договора, и т.д.

 

21. Влияние информационных систем на структуру управления предприятием.

Простое внедрение средств автоматизации без пересмотра подходов к управлению основными процессами на предприятии мало что дает.

Если информационная система является лишь отражением существующих на предприятии управленческих процессов, то затраты, связанные с ее внедрением минимальны. К сожалению, минимальным будет также и экономический эффект от такого проекта.

Надо ясно представлять, что информационные системы класса MRP-ERP не панацея и не всегда эффективны.

Наибольший эффект от них можно получить при следующих характеристиках производства:

- производство дискретного типа, поэтому они почти не применяется в сфере обслуживания, торговля, транспорт, нефтепереработка;

- длительный цикл производства продукции и многоступенчатое производство;

- спрос на продукцию не равномерен, имеет место интенсивный поток изменений.

Для того чтобы полностью использовать возможности информационных систем в совершенствовании процессов управления, желательно коренное преобразование системы управления.

То есть, должно осуществиться взаимное влияние: использование информационной системы требует изменения системы управления предприятием, а с другой сама, информационная система должна быть адаптирована с учетом специфики предприятия.

Если внедрению информационной системы предшествует этап радикального пересмотра существующих методов управления, то имеет место реинжиниринг бизнес-процессов.

Реинжиниринг вносит в систему управления следующие изменения:

1. Переход от задач управления к бизнес-процессам - изменяет отношения между подчиненными и их руководителями. Если при традиционном иерархическом управлении имеет место разделение людей по функциональным подразделениям, то после реорганизации сотрудники объединяются вокруг бизнес-процессов. Такие команды иногда называют виртуальными, так как они состоят из временных сотрудников, принадлежащих различным структурным подразделениям. Для управления виртуальными командами создают матричные структуры.

2. Удачное внедрение информационной системы обычно сокращает количество менеджеров среднего звена. Необходимая информация уже в интегрированном виде может поступать от сотрудников, непосредственно главному менеджеру, что ведет к перераспределению ответственности. Работа работников нижнего звена становится более содержательной, а высшего звена более оперативной за счет ликвидации излишней согласованности, ожиданий, проверок и т.д.;

3. Происходит пересмотр критериев оценки труда и оплаты труда, так как оценивается не деятельность сотрудника, а результаты его деятельности. Это становится возможным благодаря внедрению бизнес-процессов, обеспечиваемых виртуальными командами, члены которых ориентированы на максимальное удовлетворение клиентов.

22. Понятие открытых систем.

Открытая информационная система (в экономике) – это система, которая способна взаимодействовать с другими системами посредством использования международных стандартов.

Эти стандарты определяют интерфейсы взаимодействия между системами

Интерфейс – это совокупность правил, в соответствии с которыми осуществляется взаимодействие объектов (программ, оборудование, человека)

Создание открытой (как впрочем и любой другой) информационной системы – это

- выбор методов проектирования

- использование инструментальных средств

- организационные мероприятия по реализации проектирования.

Методы проектирования в зависимости от степени использования средств автоматизации могут быть: ручными или автоматизированными.

Автоматизированное проектирование базируется на CASE-средствах (Computer Aided System Software Engineering). С их помощью снижается трудоемкость проектных работ.

Большинство CASE-технологий ориентированы на автоматизацию проектирования программного обеспечения.

Средства проектирования можно классифицировать по степени использования типовых проектных решений:

·  индивидуальное проектирование в максимальной степени отражает особенности объекта управления;

·  типовое проектирование (является обобщением передового опыта) адаптирует с различной степенью готовые «полуфабрикаты» под его специфику объекта.

Адаптация может быть:

- реконструкция – переработка соответствующих программных модулей;

- параметризация – настройка информационной системы по соответствующим параметрам;

- изменение модели объекта управления, под которую перегенерируются проектные решения.

Что имеем в результате?

Набор конструкторской и технологической документации, где представлены проектные решения, реализующую ИС и позволяющие производить ее эксплуатацию.

23.Классификация стандартов, используемых в процессе создания информационных систем.

Все множество стандартов верхнего уровня можно разделить на две группы:

- стандарты, регламентирующие архитектуру информационной системы и взаимодействие прикладных программ внутри системы;

- стандарты, обеспечивающие взаимодействие одной информационной системы с иными (внешними) информационными системами.

Стандартизация включает:

- базовые стандарты;

- профили, обеспечивающие конкретные функции;

- средства для уточнения параметризации на основе профилей.

Базовый стандарт включает:

Обязательная часть

Опция 1

Опция 2

Обязательная часть содержит:

1.Терминология.

2.Общее руководство.

3.Принципы.

4.Стандарты на элементы:

- стандарты на потребителя;

- стандарты на процессы;

- стандарты на продукты;

- стандарты на ресурсы.

24. Объекты стандартизации и состав стандартов, используемых в процессе создания информационных систем.

Все без исключения стандарты верхнего уровня предназначены для создания открытых информационных систем. Стандарты открытых информационных систем необходимы для обеспечения взаимодействия информационных технологий за счет достижения следующих видов мобильности:

- мобильность данных, заключающаяся в способности систем к взаимодействию за счет использования согласованных форматов данных (стандарт ISO 7498); стандарты обмена ГОСТ 6201-90 (ISO9735), ГОСТ 6106-87(ISO 6422)

- мобильность программ, заключающаяся в переносе прикладных программ при замене технических средств (ISO 9945);

- мобильность пользователя, заключающаяся в предоставлении дружественного интерфейса пользователю, не имеющему специальной подготовки;

- расширяемость - возможность добавления (наращивания) новых функций, которыми ранее информационная система не обладала, без ее модификации.

Стандартизации подлежат:

- базовые функции операционных систем (какие?);

- функции управления базами данных и распределенная обработка (какие?);;

- функции пользовательского интерфейса (какие?);;;

- функции взаимосвязи открытых систем (какие?);;;

- структура данных и документов (какие?);; ;

- безопасность информационных систем и др

Под интерфейсом понимается совокупность правил, в соответствии с которыми осуществляется взаимодействие объектов (программ, оборудования, человека).

25 Профили как уточнение и адаптация стандартов к условиям их использования

При создании информационной системы стандарты должны конкретизироваться в соответствии с целями управления и спецификой объекта управления.

Из всех стандартов можно выделить те, которое наилучшим образом соответствует специфике внедряемого информационного сервиса.

Под профилем стандартов понимается выделенная совокупность базовых стандартов с указанными требованиями и рекомендациями, предназначенными для реализации конкретной функции в конкретном программном, техническом и другом окружении.

Конкретное окружение – это

- тип предприятия,

- обслуживаемые функции управления,

- классы задач,

- условия передачи и обработки территориально распределенных данных,

- среда документооборота, охватывающего цехи, склады и службы управления производством и т.д.

Профилирование стандартов – это фундаментальное понятие, используемое для адаптации стандартов к конкретной области применения.

Профиль стандартов всегда объединяет в себе два качества:

- удовлетворяет потребности управления, то есть обеспечивает информационную поддержку соответствующих функций управления и решаемых задач на конкретном предприятии;

- удовлетворяет требованиям и принципам построения открытых систем, технических, программных и коммуникационных средств (переносимость, расширяемость, дружественный интерфейс и др.).

Благодаря профилю осуществляется агрегирование базовых стандартов и определение значений их параметров, которые в базовых стандартах не задаются.

Поэтому профиль это не только набор согласованных стандартов, но и их параметризация.

На базе одного стандарта может формироваться несколько профилей.

Например, на основе Федерального государственного обучающего стандарта «Прикладная информатика» можно создать учебные планы следующих профилей:

Информационные системы в экономике,

Информационные системы в юриспруденции,

Информационные системы в медицине и т.д.

Одна часть дисциплин в стандарте является общей для всех профилей, а другая – предназначена для конкретного профиля.

На практике имеет место и иной процесс: один профиль создается на базе нескольких стандартов.

26. Характеристика стандарта обмена данными, его состав

Рассмотрим сокращенную структуру стандарта обмена данными в системах класса «Банк-Клиент» на примере программной системы 1С: Предприятие:

Справочно: Система 1С: Предприятие подготавливает и учитывает различные платежные документы. Для доставки их в банк применяются системы дистанционного банковского обслуживания, в том числе и системы класса "Банк - Клиент". Один из модулей этой системы устанавливается на рабочем месте бухгалтера.

Стандарт разработан с целью выработки единых правил обмена финансовыми документами, описания структуры и форматов данных.

Что мы видим?

Модуль "Клиент банка" - программа, установленная у пользователя.

Модуль "Банк" - программа, установленная в банке.

 

Обмен какими документами происходит?

платежное поручение,

заявление на аккредитив,

платежное требование,

инкассовое поручение.

1. Что делает пользователь при передаче информации в Банк?

 

Вводит в программу информацию или использует уже имеющиеся файлы (то есть, вводит, исправляет, удаляет, выбирает) платежные документы. Какие? – Смотри выше.

Передает их в банк, причем передача данных осуществляется в два этапа.

На первом этапе пользователь подготавливает данные (платежные документы) и с помощью модуля обмена данными формирует файл данных.

На втором, с помощью программы "Клиент банка" этот файл читается и обрабатывается (приводится к стандартному виду, в соответствии со стандартами передачи данных). Результат обработки передается по телекоммуникационным каналам в Банк.

2. Что делает пользователь при приеме информации из Банка?

Прием данных также осуществляется в два этапа.

На первом - пользователем инициируется прием данных из Банка и формирование файла.

На втором, с помощью модуля обмена данными " этот файл читается и обрабатывается.

27.Создание информационных систем с учетом стандартов их жизненного цикла.

В соответствии со стандартом ИСО/МЭК 12207-95 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств» создание информационных систем должно базироваться на понятии «жизненный цикл» программной системы.

Под жизненным циклом понимается период времени ее существования, начиная с выработки первоначальной концепции и кончая ее моральным устареванием и ликвидацией.

Традиционный жизненный цикл проектирования стоит из 

- анализа объекта и системы управления;

- проектирования информационной системы:

- внедрения информационной системы;

- тестирования и реализации.

В соответствии со стандартом ИСО/МЭК ТО 15504 жизненный цикл программной системы состоит из следующих процессов:

- Основные процессы;

- Процессы приобретения 

- обоснование необходимости в приобретении

- выявление требований

- выбор поставщика

- поставка и приемка

- Инженерные процессы

- проектирование программных средств

- конструирование программных средств (производство программных продуктов)

- эксплуатация

- тестирование

- сопровождение

 

- Вспомогательные процессы;

-  Документирование

-  Идентификация документов на выходе всех процессов

-  Спецификация которые должны получиться на выходе всех процессов

-  Верификация

-  Определение критериев верификации

-  Организация верификации

-  Идентификация дефектов

-  Проверка соответствия

-  Определение критериев соответствия рабочих продуктов

-  Организация контроля соответствия

-  Предоставление доказательств соответствия программных продуктов

 

- Организационные процессы.

-  Административное управление

-  Оценка ресурсов и работ

-  Разработка планов по выполнению работ

-  Организация мониторинга хода выполнения работ

-  Непосредственно организационные процессы

-  Определение текущей способности системы производить требуемые услуги

-  Усовершенствование процессов

-  Организация улучшения деятельности путем аттестации

-  Сбор данных вида «цена-качество» для усовершенствования

 

В основных процессах фигурируют две стороны: заказчик и поставщик (разработчик). Заказчик, прежде всего, должен определиться с требованиями к будущей информационной системе. Эти требования содержат стратегию ее приобретения (например, тендерное предложение), пользовательские требования к системе, обоснование заключения договора с поставщиком, согласование процесса приемки готовой системы.

28. Этапы создания информационных систем с ориентацией на бизнес-процессы.

В информационных системах, ориентированных на бизнес-процессы, информационная поддержка управления ими осуществляется за счет интегрированных систем класса ERP.

Как правило, используется стандартное программное обеспечение. Однако, конкретные условия требуют адаптации. Есть два пути.

Адаптация процессов на предприятии – изменение существующих в компании бизнес-процессов и организационной структуры под ERP-систему..

Адаптация ERP-системы к особенностям предприятия осуществляется в том случае, если в ней какая-либо функция либо отсутствует, либо выполняется не так надо. Эта адаптация, проводимая на уровне пользовательской настройки, проблемой не является. Поэтому традиционный цикл проектирования трансформируется во внедрение ERP-системы в следующей последовательности:

- определение требований;

- анализ расхождений;

- конфигурация и адаптация;

- тестирование и реализация.

В отличие от традиционных систем ввод в действие ERP-систем подразумевает внедрение заранее спроектированных разработчиком приложений, характеризующихся:

- процессно-ориентированной ориентацией;

- непосредственным участием конечных пользователей в процессе внедрения.

В том случае, если уместен процессный подход, то создаваемая информационная система не должна быть простым слепком существующей системы управления.

Поэтому, выполнить ряд работ, важнейшими среди которых являются инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов.

Под инжинирингом бизнеса понимается набор методов и средств, которые используются на предприятии для описания и проектирования бизнеса. С их помощью осуществляется формальное описание существующих процессов, происходящих на предприятии. Цель бизнес-инжиниринга состоит в определении фактического состояния дел на предприятии и отражении его в моделях типа «как есть».

Реинжиниринг бизнеса – это радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения улучшения показателей деятельности предприятия. В результате создается модель «Как должно быть». Реинжиниринг – это видение новых перспективных технологий работы предприятия.

В отличие от инжиниринга реинжиниринг предусматривает замену старых методов управления новыми, обеспечивающими улучшение деятельности предприятия.

При реинжиниринге сначала определяется «что» должна делать компания, предприятие и т.д., а за тем «как» она должна это осуществлять.

Весь процесс можно представить набором стадий и операций :

 

Начальная

Формулирование целей

Создание команды разработчиков

Разработка плана и бюджета проекта

Стадия моделирования

Описание существующих бизнес-процессов «Как есть»

Разработка моделей «Как должно быть»

Стадия реализации проекта

Создание сервисов, реализующих модели «Как должно быть»

Тестирование результатов реализации

Стадия внедрения

Опытная эксплуатация

Документирование

Обучение

В результате описания существующих бизнес-процессов «как есть» получаем

- общую и детализированную диаграммы потоков данных, являющихся содержанием функциональной модели бизнеса. В функциональной модели, выполняемой в нотации IDEF, отражается взаимосвязь функций (операций) и документов, в которых фиксируются результаты производственно-хозяйственной деятельности;

- спецификации основных бизнес-операций, в которых описываются правила (алгоритмы) выполнения операций в различных стандартных ситуациях. Правила могут принимать различные формы: дерево решений, формулы, схемы и т.д.;

- состав данных, используемых в основных и вспомогательных бизнес-процессах.

Все выявленные и формализованные бизнес-операции должны быть привязаны к структурным подразделениям с помощью специальных указателей.

Анализ моделей «как есть» позволяет выявить:

- наличие лишних процессов, от которых можно отказаться.

- наличие эквивалентных по содержанию, но разных по структуре процессов.

Этап «как должно быть» - один их самых ответственных участков создания информационных систем.

В нем определяются новые информационные сервисы, призванные поддерживать скорректированные бизнес-процессы (реинжиниринг бизнеса).

29. Эффективность информационных систем.

Определение эффективности – это фундаментальная проблема, которая в области информатики в целом пока не решена.

Однако, этот вопрос очень важен при принятии решений об инвестициях в информационную инфраструктуру. Тут появляется проблема финансовой ответственности специалистов в области информатики.

Хотя информационные системы стали одной из крупнейших статьей расхода корпоративных расходов, инвестирование в них часто совершается в слепую, без ясного видения результатов.

Это потому что сложно определить результаты от эксплуатации информационной инфраструктуры вообще, и информационной системы в частности. Проблемным является тоже и процесс подсчета затрат.

С одной стороны, затраты на информационные технологии распределяются по многим направлениям бухгалтерского учета, а с другой, существуют невидимые затраты, объем которых значителен.

Определять доходы, получаемые в результате эксплуатации информационной системы - достаточно сложная задача. Для ее решения следует рассмотреть источники их возникновения. Их можно разделить на несколько частей:

1. Доход, первого рода получают за счет применения таких информационных сервисов, которые непосредственно влияют на экономические показатели предприятия. Например:

а) сокращение простоя оборудования за счет решения оптимизационной задачи;

б) сокращение затрат на хранение запасов материалов за счет повышения ритмичности поставок;

в) сокращение неустоек и выплат штрафных санкций за счет введения графика доставки продукции;

г) повышение рентабельности предприятия за счет применения экспертных систем в процессе принятия решений и т.д.

2. Доход второго рода получают за счет повышения производительности и качества труда, непосредственно зависящих от средств автоматизации управленческих функций. Например:

а) снижение трудовых затрат на ввод первичных документов за счет их передачи по каналам связи;

б) сокращение времени решения бухгалтерских, финансовых, маркетинговых и других задач за счет применения средств автоматизации;

в) снижение затрат за счет сокращения штата сотрудников, привлекаемых к делопроизводству, поиску и сортировке управленческой документации за счет внедрения электронного документооборота и т.д.

Результаты второго рода могут быть измерены с помощью экономических показателей, находящихся в бухгалтерской отчетности.

3. Доход третьего рода получают за счет положительного взаимовлияния уже автоматизированных управленческих процессов на другие автоматизированные или не автоматизированные. Связь эта опосредованная (не прямая). Например, улучшение работы службы маркетинга, за счет внедрения новых средств автоматизации, влияет не только на эффективность процессов сбыта и снабжения, но и на само производство, так как оно, возможно, будет работать более ритмично. Последнее повысит производительность труда.

Доходы третьего рода измерить достаточно трудно, нет общепризнанных взглядов, подходов и, соответственно, методик. Однако синергетический (системный) эффект несомненно имеет место, что обязывает прилагать усилия к его изучению.

30. Оценка и выбор информационных систем и технологий.

В процессе создания информационных систем или технологий необходимо осуществить их оценку и выбор, исходя их возможностей и потребностей покупателя.

Для этого необходимо получить достоверную информацию о производителе покупаемого программного продукта.

Как правило, эта информация включает:

1. Оценку репутации фирмы-производителя на рынке программных продуктов, число продаж данного программного продукта.

2. Количество внедрений данного продукта фирмой-производителем.

3. Соответствие покупаемой системы стандартам открытых систем.

4. Адаптируемость системы к новым информационным потребностям, новому производству, новым организационным структурам (за счет изменения параметров настроек или написания новых программ).

5. Совместимость покупаемой системы с иными системами, которые уже функционируют на предприятии, например системами управления технологическими процессами.

6. Приемлемость цены, складывающаяся из цены покупки, внедрения, сопровождения. Опыт показывает, что полная цена в два-три раза выше, по сравнению с ценой собственно программного продукта.

Если по всем пунктам имеем положительный ответ, то переходят непосредственно к процессу оценки покупаемой и внедряемой информационной системы.

Процесс оценки выполняется на основе действующих в нашей стране следующих стандартов: ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93.

Оценка программной продукции, ГОСТ 28195-89.

Оценка качества программных средств. Общие положения; ИСО/МЭК 12207-95 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств».

Оценка осуществляется на основе анализа соответствия продукта-претендента пожеланиям пользователя по следующим характеристикам:

- функциональные возможности;

- надежность и безопасность;

- практичность и удобство применения;

- эффективность;

- сопровождаемость.

Каждая характеристика оценивается с помощью атрибутов.

В зависимости от наличия или отсутствия - анализируемую информационную систему, можно оценить нулем или единицей (ДА, НЕТ).

Если сумму всех единиц разделить на число, характеризующее "идеальную" систему, то можно получить оценку анализируемой информационной системы. Согласно данной методике "идеальная" система оценивается числом 36.

 

Оценки

Высокая при 0,7< к ≤ 1,

средняя при 0,5< к ≤ 0,7

низкая при к < 0,5,


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28746. Русская культура 2-й половины 14-15 веков 18.11 KB
  в Москве открывается первый Печатный двор в котором издается богословская православная литература. расписывал в Москве Благовещенский собор. К началу царствования Ивана III в Москве не было ни одного понастоящему величественного здания. Иван III начинает интенсивное строительство в Москве.
28747. Великая Октябрьская Социалистическая Революция 17.81 KB
  16 октября 1917 г. В ходе революции к 25 октября 1917 г. Вечером 25 октября на 2ом Всероссийском Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов объявили что власть переходит ко 2ому Съезду Советов а на местах к Советам рабочих солдатских и крестьянских депутатов.
28748. ГРАЖДАНСКАЯ война И ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ в России 15.75 KB
  После выхода России из 1й мировой войны германские и австровенгерские войска в феврале 1918 оккупировали часть Украины Белоруссии Прибалтики и юга России что привело к заключению в марте 1918 Брестского мира. После окончания советскопольской войны Красная Армия нанесла ряд ударов по войскам генерала П. Эмигрировало к концу Гражданской войны до 2 млн. предпосылки и причины гражданской войны в России то их можно свести к следующим: 1.
28749. Новая экономическая политика 21.12 KB
  По сравнению с 1913 годом валовое производство крупной промышленности сократилось почти на 13 а мелкой более чем на 44. Не отказываясь от конечной цели создания нерыночной системы экономики НЭПа большевики прибегли к использованию товарноденежных отношений при одновременном сохранении в руках государства командных высот: национализированной земли и недр крупной и большей части средней промышленности транспорта банковского дела монополии внешней торговли. система совершенствования сельскохозяйственного производства предшествовала...