35504

Безопасность жизнедеятельности. Понятие безопасности. Классификация и реализация опасностей

Контрольная

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Понятие опасности. Классификация и реализация опасностей. Аксиома о потенциальной опасности деятельности. Системный подход к анализу безопасности. Принципы, методы, средства обеспечения безопасности деятельности. Идентификация опасностей с помощью декомпозиции деятельности. Примерная схема проектирования БЖД.

Русский

2015-01-15

1.08 MB

13 чел.

Безопасность жизнедеятельности

1. Понятие опасности. Классификация и реализация опасностей. Аксиома о потенциальной опасности деятельности. Системный подход к анализу безопасности. Принципы, методы, средства обеспечения безопасности деятельности. Идентификация опасностей с помощью декомпозиции деятельности. Примерная схема проектирования БЖД.

Опасность – возможность причинения ущерба ЛР, МР, ПР, свойство ЧТС причинять ущерб.

Безопасность – свойства элементов СЧТС сохранять условия взаимодействия с min возможностью нанесения ущерба.

Аксиома: любая деятельность потенциально опасна. Скрытые опасности – потенциальные, они реализуются благодаря причинам. Триада О–П–НП – логический процесс перехода потенциальной опасности в реальный ущерб (пожар).

Источники:

ПР – стихийные явления – РЧЖК, МР – разрушения, поломки, износ, несовершенства – РЧЖК, ЛР – халатность, ошибочные действия.

Классификация:

1. По природе происхождения: природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные.

2. Официальные ст: хим, физ, психофиз, физиологич.

3. По последствиям: импульсивные, кумулятивные.

4. По локализации: связанные с литосферой, атмосферой, гидросферой, космосом.

5. По ущербу: социальные, технические, экологические.

6. По сфере проявления: бытовая, производственная, спортивная…

7. По характеру воздействия на человека: активные, пассивные (активизируются за счет энергии, носителем которой является сам человек, острые предметы, неровные).

Идентификация опасностей – процесс обнаружения и установления колич, врем, простр и др характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение БЖД.

Системный анализ – методологические средства, используемые для подготовки и обоснования решений по проблемам Б.

Цель:

1. Выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий.

2. Разработать предупреждающие мероприятия, уменьшающие вероятность появления этих причин. Причины и опасности образуют цепные структуры, построение деревьев позволяет выявить причины различных нежелательных событий.

Методы анализа:

1. Априорный – выбираются нежелательные события, которые потенциально возможны.

2. Апостериорный – после того, как нежелательные события уже произошли.

Обеспечение безопасности

Принципы.

1. Нормирования. Установление параметров, соблюдение которых обеспечит защиту от (ПДВ, ПДК).

2. Слабого звена – в действующую систему вводится элемент, реагирующий на изменение соответствующего параметра и предотвращает опасность (предохранитель).

3. Информации – персоналу передается и им усваиваются сведения, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень Б.

Методы.

1. Пространственное или временное разделение гомо- и ноксосферы (дист упр, автоматизация).

2. Нормализация ноксосферы путем исключения О или уменьшения их воздействия (защита от шума, газа, пыли).

3. Приемы и средства, направленные на адаптацию человека к соответствующей среде и повышение его защиты (профотбор, обучение, СИЗ).

Схема проектирования БЖД.

1. Декомпозиция объектов – предметы, средства, продукты труда, энергия, природно-клим факторы и тд.

2. Идентификация опасностей, создаваемых каждым элементом.

3. Построение дерева.

4. Колич и кач оцнка опасностей, сравнение с нормами, перечень О, защита от которых необходима.

5. Определение целей – количественное опр параметров условий труда, которые должны быть достигнуты.

6. Комплексная оценка

7. Анализ возможных принципов, методов и средств обеспечения безопасности, набор вариантов.

8. Анализ вариантов, выбор приемлемого

9. Анализ приемлемых методов, выбор конкретных методов и средств.

10. Расчеты – конкретные инж решения

11. Оценка эффективности – показатели.

2. Параметры и состояние окружающей среды. Реакция окружающей среды на её загрязнение. Уменьшение загрязнения окружающей среды.

Любая деятельность экологическом плане потенциально опасна. В проц природопользования необходимо прогнозировать последствия использования новых технологий. Естественные факторы, воздействующие на атмосферу:

1. Геомагнитное поле земли – всеохватывающий и всепроникающий физический фактор, воздействующий на все живое.

2. Космическое излучение: видимый свет, тепловое инфракрасное, ультрафиолет, радиоактивное, рентген.

3. Стихийные явления – приурочены к зонам, труднопредсказуемы.

Антропогенное воздействие на биосферу:

1. Загрязнение атмосферы газами (90), тв частицами (10).

Источники: ТЭЦ, металлургические предприятия, хим и цементные заводы.

Защита: физические – тв частицы отделяют от газов. Химические – улавливание газов путем абсорбции и адсорбции. Применение высотных труб для рассеивания. Создание санитарно-защитной зоны.

2. Загрязнение гидросферы: химическое – увеличение орг и неорг примесей. Физическое – тепловые, механические и радиоактивные примеси. Биологическое – изменение свойств водной среды в результате увеличения примесей. Органическое – легкая и тяжелая промышленность, животноводческое хозяйство.

Защита: безотходные технологии, контроль за уровнем вредных примесей, очистка сточных вод.

Методы очистки вод:

1) механическая – разделение на твердую и жидкую фазы.

2) химическая – добавляют специальные компоненты, кот образуют безвредные соединения и выпадают в осадок.

3. Загрязнение почв. В зависимости от ЛД-50 делят.

4. радиоактивное загрязнение – ядерные взрывы, атомная энергетика, использование РП в медицине, строительстве. Захоронение: в изолированном (с цементом, в контейнеры, в океан), в разбавленном виде.

5. тепловое загрязнение среды – снижается площадь лесов, нарушается тепловой баланс, поднимается темп.

6. Шум – адаптация невозможна.

Защита: снижение шума в источнике, создание экранов, зеленые насаждения.

7. Искусственное электромагнитное излучение – ЛЭП, ретрансляторы, телецентры. ПДУ 2-10 Вм, неблагоприятно 1000 Вм. ЭМИ нарушает физиологические функции человека, особо опасно на эмбрион.

Защита: создание защитных зон.

3. Организационно-правовые вопросы по охране труда на производстве. Влияние вредных факторов производства на человека, опасности, приводящие к травматическим повреждениям. Организация, методы и средства защиты от рассматриваемого фактора.

ОТ – система закон актов, соц-эк, организационных, технических, гигиенич и леч-процедурных мероприятий и средств, обеспечивающих Б, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.

Включает:

1. Производственная санитария – уменьшение на работающих вредных производственных факторов.

2. ТБ – организационные мероприятия, предупреждающие действие опасных ПФ. Пожарная Б – исключение возд на рабочих опасных факторов пожара, обеспечение защиты материальных ценностей.

3. Правовые и организационные вопросы по ТБ.

4. ОПФ – приводит к травме или другому резкому ухудшению здоровья.

5. ВПФ – приводит к заболеванию или снижению работоспособности. Законы: Конституция, Об основах ОТ, трудовой кодекс.

Виды инструктажа: вводный, первоначальный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

ОПФ И ВПФ:

1. Физические. Движущиеся машины и механизм; повышенная запыленность, загазованность воздуха; высока низкая температура поверхностей оборудования, материалов, воздуха; повышенный уровень шума, вибрация, ультра-, инфразвук; ПиП барометрическое давление, влажность; ПУ ионизирующих излучений; ПУ статического электричества, ЭМИ; П напряженность электрического поля; отсутствие и недостаток естественного света; П яркость, пульсация света.

2. Химические. По характеру воздействия: общетоксические, раздражающие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию. По пути проникновения: через дыхательные пути, кожный покров, пищеварительную систему.

3. Биологические. Микро- и макроорганизмы.

4. Психофизические. Физические перегрузки: статические, динамические, гиподинамия. Нервно-психические: умственное перенапряжение, пренапр анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки.

4. Классификация чрезвычайных ситуаций, их поражающих факторов, способов защиты от их воздействия. Принципы, способы и организация спасательных и других неотложных работ в очагах поражения ЧС.

ЧС – обстоятельство на определенной территории или акватории, при которой в результате возникновения источника ЧС на объекте, тер акв нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу, окр среде.

Поражающий фактор ЧС – составляющая источника ЧС, имеющая физ, хим, соц основы или воздействие и оцениваемая количественным образом.

Классификация:

1. По происхождению: природные; техногенные; биолого-социальные; ЧС на акваториях; экологические ЧС; ЧС в результате военных действии; теракты.

2. По темпу развития: внезапные (ДТП, землетрясения); стремительные (пожары, выбросы по давлениями); умеренные (наводнения, радиационные выбросы); плавные (засухи, эпидемии).

3. По масштабу распространения поражающего фактора (погибшие, резко ухудшились условии ЖД, МРОТ): локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные.

4. По ведомственной принадлежности: ЧС на коммунальных системах, обрушение сооружений, крушение транспортных средств, химические, радиационные и тд.

Защита населения. – комплекс мероприятий, увязанных по месту, времени, цели, направленные устранение или снижение до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов ЧС.

Принципы:

1. Заблаговременность проведения всех мероприятий по защите на всех высокорисковых территориях.

2. Дифференцированность проведения мероприятий по защите (учет особенностей высокорисковых территорий: демогр, геогр, наличие опасных объектов).

3. Универсальность планируемых и проводимых мероприятий по защите (применимость технологий как в мирное так и в военное время).

Способы:

1. укрытие в специальных сооружениях

2. проведение эвакуационных мероприятий

3. применение СИЗ органов дыхания и кожных покровов

4. применение средств медицинской защиты

5. противорадиационные, противохимические работы на территориях

6. аварийно-спасательные и др работы на пораженных территориях.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются в режиме чрезвычайной ситуации:

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;

оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субьектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;

проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ;

проведение мероприятии по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

Меры:

остановка деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;

проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территория организаций, находящихся в зоне ЧС; ограничение доступа людей в зону ЧС;

разбронирование в установление порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;

использование в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

привлечение к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12954. День захисника Вітчизни 49.5 KB
  Тема. День захисника Вітчизни Мета: познайомити дітей з видами військ; розвиток памяті уваги організованості самостійності умінь погоджувати інтереси в процесі подолання певним відповідним віковим особливостям труднощів; формування колективу виключення розєдн
12955. Воспитательные мероприятия. Классный час Человек отражается в своих поступках и другие 133.5 KB
  Классный час Человек отражается в своих поступках Цель: развить умение входить в положение других людей лучше понимать их чувства мотивы поведения; научиться прогнозировать и корректировать свое поведение поступки в самых различных жизненных ситуациях...
12956. Воспитательные мероприятия. Школа самоуважения 131.28 KB
  Школа самоуважения В период адаптации при переходе от начальной школы к старшейважной задачей для ребёнка является сохранение самоуважения. Правовой и психологический аспекты этой темы нашли отражение в данном сценарии. Основное содержание классного часа созда
12957. Тема классного часа: «Я- гражданин России» 52 KB
  Конспект классного часа. Тема классного часа: Я гражданин России Задачи: Образовательные Знакомство с понятием гражданин. Знакомство с символами России. Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к своей стране. 2. Воспитывать интерес к Росси...
12958. Познайте тайны собственного Я. Классный час (4 класс) 160 KB
  Классный час 4 класс Тема: Познайте тайны собственного Я Цель: способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка его индивидуальных качеств; формировать у учащихся нравственные нормы жизни. Оборудование: страницы устного журнала; виз
12959. Внеклассного мероприятия на тему «Белка и Стрелка - первые космонавты» 18.83 KB
  Планконспект пробного урока Внеклассного мероприятия на тему Белка и Стрелка первые космонавты проведенного студентом Трифоновой Евгенией Валерьевной в 1 Б классе 16 апреля 2013 г. Цель: познакомить детей с первыми космонавтами Белкой и Стрелкой. Задач
12960. Классный час «Приходи, Масленица!» 31 KB
  Классный час Приходи Масленица Цели: познакомить учащихся с основными традициями празднования Масленицы в разных странах создать условия для: расширения з наний учащихся об окружающем мире; развития интереса к истории представлений о народных обрядах разн...
12961. Классный час Давайте знакомиться 121.31 KB
  Классный час Дата: 01.04.2013 Тема: Давайте знакомиться Задачи: раскрыть личностные особенности детей познакомиться с их интересами и увлечениями формировать навыки самодисциплины содействовать созданию сплоченного классного коллектива. Оборудов...
12962. Расчет плоских стержневых систем с применением ПК SCAD 348 KB
  Лабораторная работа № 3 Тема: Расчет плоских стержневых систем с применением ПК SCAD Расчетная схема : плоская рама при соотношении жесткостей J2 = 2 J1. ДOKУMEHT 03 ...