35527

Международные и региональные (Европейские) организации по стандартизации. Их задачи, статус, приоритетные направления. Маркировка продукции в ЕЭС, отвечающей требованиям Директив

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Взаимозаменяемость- это свойство независимо изготовленных деталей занимать свое место в сборочной единице без дополнительной или ручной обработки при сборке, обеспечивая при этом нормальную работу сборочного узла, другими словами это возможность сборки и замены при ремонте деталей и сборочных единиц другими независимо изготовленными экземплярами без подгонки при выполнении технических условий, и при достижении заданных показателей машины.

Русский

2014-03-28

22.23 KB

12 чел.

Международные и региональные (Европейские) организации по стандартизации. Их задачи, статус, приоритетные направления. Маркировка продукции в ЕЭС, отвечающей требованиям Директив.

В последнее время во внешнеэкономической деятельности государств наблюдается возрастание роли международных документов. Причем необходимость разработки и применения международных стандартов становится все более очевидной, так как различия национальных стандартов на одну и туже продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются техническим барьером на пути развития международной торговли. Опыт крупных зарубежных компаний показывает, что вложения в международную стандартизацию дают на единицу затрат 20 - 40 единиц прибыли.

Международная стандартизация — это совокупность организаций по стандартизации и продуктов их деятельности: стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции.

Такими организациями являются Международная организация по стандартизации (ИСО или ISO), Международная электротехническая комиссия (МЭК или IEC) и Международный союз электросвязи (МСЭ или ITU).

ИСО как международная организация создана в 1947 г. и в 2007 г. международная общественность отметила ее 60-летие. Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники (прерогатива МЭК). Сегодня в работе ИСО принимают участие более 150 стран. Одним из основателей организации был СССР. Органами ИСО являются Генеральная ассамблея (высший орган), Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты (ТК) и Центральный секретариат. В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой организации руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. В рамках технических комитетов (более 200) действуют рабочие группы (РГ), которые разрабатывают проекты международных стандартов.

Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические (ТК 12 «Единицы измерений» и др.) и комитеты, работающие в конкретных областях техники и производства (ТК 22 «Автомобили», ТК 216 «Обувь» и др.).

Членство в ИСО может быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (далее по тексту - МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75 %) активных членов ТК.

Сейчас действует более 14 тыс. МС ИСО. При этом 75 % МС ИСО приходится на основополагающие стандарты и стандарты на методы испытаний.

В практике международной стандартизации основной упор при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т.е. на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится и используется продукция.

В настоящее время во многих странах мира широко применяются стандарты, разрабатываемые ТК 176 «Системы обеспечения качества». В 1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятиях, в 1994 г. — вторая версия, в 2000 г. — третья версия.

Международные стандарты ИСО не являются обязательными. Каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. Стремясь поддержать конкурентоспособность своих товаров, изготовители вынуждены применять международные стандарты.

МЭК создана в 1906 г, в ней работают представители 62 стран, основная цель - разработка стандартов в области электротехники, радиоэлектроники и связи. Россия является членом МЭК с 1911 г. Высший руководящий орган МЭК — Совет, в состав которого входят национальные комитеты. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. В настоящее время разработано свыше 5200 стандартов, технических отчетов, рекомендаций.

Предполагается, что в перспективе деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться.

Средний показатель использования странами-членами ИСО международных стандартов в общем числе национальных — 22 %, в странах с более высоким уровнем развития — 40 %. Выдвинут принцип единого стандарта, единых испытаний и сертификатов, признаваемых во всех странах, а также устранения повторов в испытаниях и процедурах подтверждения соответствия. В 2001 г. ИСО предложен проект «Мечта 1/1/1» (1/1/1 «Dream»). Уже сегодня на мировом рынке такие объекты стандартизации, как контейнерные перевозки, кредитные карточки, кораблестроение, отвечают стандартам и оцениваются по единым процедурам соответствия.

МСЭ это международная организация, координирующая деятельность государственных организаций и коммерческих компаний по развитию сетей и услуг электросвязи. Создание этой организации связывают с принятием Международной телеграфной конвенцией (1865 г.). Важнейшим достижением МСЭ является принятие в 1999 г. Рекомендаций по системе телевидения высокой четкости и регламентацией таких базовых параметров как число строк разложения, формат кадра и др. Количество стандартов МСЭ составляет 1,5 тыс. единиц.

ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН) известна своей деятельностью в области стандартизации требований безопасности механических транспортных средств, участием (совместно с ИСО) в подготовке универсальных правил по электронному обмену данными — системы ЭДИФАКТ, а также в разработке стандартов на мясо, овощи и фрукты. В рамках ЕЭК ООН разрабатываются международные стандарты — Правила ЕЭК ООН. В 2003 г. в России было введено в действие в качестве стандартов 105 из 114 Правил ЕЭК ООН.

Одно из приоритетных направлений ЕЭК ООН — разработка Правил, предусматривающих поэтапное повышение требований к вредным выбросам автомобилей – это уже известны нормы Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4, Евро-5.

МТП (Международная торговая палата) внесла большой вклад в унификацию торговой документации. Например, важнейшее значение для внешней торговли имеет сборник «ИНКОТЕРМС» — Международные правила толкования торговых терминов.

Комиссия «Кодекс алиментариус» действует в рамках объединенного комитета экспертов продовольственной комиссии ООН (ФАО) и Всемирной организации по здравоохранению (ВОЗ). Европейское отделение комиссии определяет возможность использования пищевых добавок в продуктах (добавки на упаковках обозначаются — Е 103, Е 210 и т.д., а буква Е происходит от сокращения слова «Europe»). Всего Комиссией разработано свыше 300 международных стандартов на пищевые продукты и несколько десятков сводов гигиенических правил.

ЮНЕСКО, МАГАТЭ и другие международные организации при ООН также участвуют в работах по стандартизации в пределах своей компетенции.

Региональные организации по стандартизации. В мире действуют несколько региональных организаций по стандартизации, например, в Скандинавии, Латинской Америке, Арабском регионе, Африке, Европейском союзе (ЕС). Наибольший интерес вызывает опыт стандартизации в ЕС.

СЕН (Европейский комитет по стандартизации) учрежден в 1961 г.

СЕНЭЛЕК (Европейский комитет по стандартизации в электротехнике) создан в 1972 г. В рамках СЕН и СЕНЭЛЕК действует больше 200 ТК. Фонд нормативных документов СЕН/СЕНЭЛЕК превысил 14 тыс. единиц.

Техническое законодательство ЕС представлено постановлениями Совета, директивами Совета, гармонизированными европейскими стандартами.

Постановления Совета имеют прямое действие для стран — членов ЕС (без переоформления через национальное законодательство).

Директива Совета вводится через законодательные акты государств — членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в национальных рамках.

Основные принципы применения директив Совета:

  1.  в директивах на продукцию задаются обязательные для выполнения общие (существенные) требования безопасности;
  2.  задача установления конкретных характеристик возлагается на европейские стандарты;
  3.  продукция, выпущенная в соответствии с гармонизированными (с директивой ЕС) европейскими стандартами, рассматривается как соответствующая общим (существенным) требованиям директивы (принцип презумпции соответствия);
  4.  если изготовитель продукции не желает воспользоваться гармонизированным стандартом или такого стандарта нет, то он должен доказать соответствие продукции общим (существенным) требованиям директивы, как правило, с помощью третьей стороны;
  5.  перечень гармонизированных с директивой европейских стандартов публикуется в официальном издании — журнале Совета ЕС (Official Journal of Europe).

Продукция может поступать на рынок ЕС только после процедуры оценки соответствия, при положительных результатах которой она маркируется специальным знаком

Европейские стандарты (ЕН, EN) играют важную роль в международной стандартизации, так как их базой являются лучшие стандарты отдельных европейских стран. Например, Международный стандарт ИСО 216 на размеры и форматы бумаги, получивший распространение во всем мире, первоначально был разработан в Германии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2596. Юные знатоки физики 30.35 KB
  Юные знатоки физики Цели: Воспитательные: Привитие навыков культурного общения. Выявление способностей детей. Развивающие: Формирование умений делать опыты и пользоваться измерительными приборами, Развивать умения творчески...
2597. Позакласне (додаткове) читання світової літератури в школі 25.07 KB
  Сутність поняття позакласне читання. Значення позакласного читання учнів. Принципи організації позакласного читання. Принципи добору творів для позакласного читання. Організація системи позакласного читання. Методичні прийоми орг...
2598. Електричний струм в напівпровідниках 147.83 KB
  Характеристика електропровідності. Провідність речовин. Власна і домішкова провідність напівпровідників. Електропровідність речовин характеризується наявністю великої кількості вільних зарядів та їх рухливістю. В провідниках є вели...
2599. Психологическая характеристика подросткового возраста 210.9 KB
  Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте Подростковый возраст 10-16 лет. Четких границ нет (13-16 мальчики и 12-15 девочки). Относится к числу переходных и критических периодо...
2600. Моя професія - бухгалтер. Професійна орієнтація 190 KB
  Професійна орієнтація — система організації та проведення навчально-виховної роботи, спрямованої на засвоєння студентами необхідних знань про соціально-економічні і психофізіологічні умови правильного вибору професії, формування у них уміння аналізувати вимоги професії до психологічної структури особистості
2601. День Соборності України – день єднання народу 42.08 KB
  Психолого-педагогічне обґрунтування обрання теми та форми виховного заходу. Було обрано тему День Соборності України – день єднання народу у формі класної години. Необхідність проведення заходу виникла  у зв’язку зі святом 22 січня...
2602. Внеклассное мероприятие по теме Весна пришла 88.61 KB
  Форма проведения: соревнование двух команд Цели: развитие памяти, внимания, наблюдательности, смекалки, активизация мыслительной деятельности, формирование у учащихся навыков самостоятельной работы; воспитание духа соревнования, честности, целе...
2603. Защитники Родины 28.24 KB
  Тема: Защитники Родины. Форма проведения: игра-соревнование; Цель: расширить представление детей об общенародном празднике, посвященном вооруженным Силам России, воспитывать у них любовь к защитникам Отечества и к своей Родине, создать атмосферу п...
2604. Масленица. Воспитательное мероприятие 29.91 KB
  Цели: Познакомить учащихся с русскими традициями масленичной недели. Задачи: -  Воспитывать уважение и интерес к культурному наследию нашей страны.- Формировать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, дисциплинированности. Материалы и ...