35561

Профилактика зависимости от ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Книга

Обществознание

Представленные в пособии материалы позволят тренеру составить детальный план тренинговых занятий с учетом потребностей целевой группы различного опыта и знаний подростков о вреде наркотиков. Основные понятия В ходе тренинга с участниками группы происходят изменения. Развитие или движение группы во времени обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с ведущим называют групповой динамикой. Групповая сплоченность формирование у участников чувства принадлежности к группе группового единства необходимое...

Русский

2013-09-17

2.45 MB

0 чел.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

ПРАКТИКУМ

Организация Объединенных Наций Управление по наркотикам и преступности

Профилактика зависимости от ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Подготовка и проведение тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков

Практикум

Москва 2008

Авторы:

Татьяна Воробьева, Александра Ялтонская

При участии:

Светланы Пхиденко, советника по вопросам снижения спроса на наркотики, Региональное Представительство УНП ООН в России и Беларуси.

Редактор: Ольга Сафуанова

Рецензенты:

Сирота Н.А. — д.м.н., профессор, руководитель отдела профилактики ННЦ Наркологии Росздрава, декан факультета клинической психологии, зав. каф. клинической психологии, ГОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава.

Щербакова С.А. — участник международного волонтерского движения по профилактике аддик-тивного поведения и ВИЧ/СПИДа у детей, студентка 5-го курса факультета клинической психологии, ГОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава.

Данный практикум является частью комплекта материалов по разработке долгосрочных комплексных программ профилактики наркомании, основанных на формировании жизненных навыков, и предназначен для представителей неправительственных организаций (НПО), руководителей профилактических программ и волонтеров НПО.

Разработка материалов осуществлена в рамках проекта 2007/124-155 «Ограничение распространения употребления наркотиков среди молодежи с использованием партнерского подхода» при финансовой поддержке Представительства Европейской Комиссии в Российской Федерации в рамках Партнерской Программы Институционального Развития (1ВРР).

Содержание настоящего издания отражает точку зрения авторов и может не всегда совпадать с официальной позицией Управления ООН по наркотикам и преступности и Представительства Европейской Комиссии в Российской Федерации. Права на публикацию принадлежат Региональному Представительству Управления ООН по наркотикам и преступности в России и Беларуси.

Дизайн, верстка - ООО «Верди». Тираж - 500 экз.

Москва, Российская Федерация © УНП ООН, 2008

Содержание

Введение 6

Общие принципы проведения обучающего тренинга 7

Тематический план программы формирования жизненных навыков 9

Примеры проведения занятий 27

Приложения 33

Приложение 1. Информация для тренера 33

Понятие о персональном пространстве и границах личности Чем отличается дружба от социального давления? Информация о психоактивных веществах Что такое стресс?

Приложение 2. Копилка разминок 37

Приложение 3. Анкеты для участников 41

Литература 44

Введение

Предлагаемый практикум по подготовке и проведению тренинговых занятий содержит детальный тематический план занятий по профилактике зависимости от психоактивных веществ (ПАВ); демонстрационные примеры проведения занятий и упражнений по ключевым темам программы формирования жизненных навыков (ФЖН); образцы анкет, предлагаемых для заполнения участникам в начале и в конце программы.

В практикум также включен раздел, содержащий информацию для тренера о современных взглядах на проблемы зависимости от психоактивных веществ, стресс и совладающее поведение. Эта информация поможет тренеру ориентироваться в теме, передавать знания участникам программы и отвечать на возникающие у них вопросы.

Представленные в пособии материалы позволят тренеру составить детальный план тренинговых занятий с учетом потребностей целевой группы, различного опыта и знаний подростков о вреде наркотиков.

Тренинги помогут привить подросткам навыки противодействия культуре, связанной с употреблением наркотиков. При этом те участники, которые, возможно, уже имеют опыт приема психоактивных веществ или даже определенные проблемы, связанные с их употреблением, смогут приобрести в ходе занятий знания и навыки, которые позволят им изменить свои установки в отношении ПАВ.

Предлагаемые тренинговые материалы допускают возможность внесения в них дополнений и изменений. При этом важно учитывать мнение участников, их отношение к программе, привлекать их к доработке материалов, что может способствовать преодолению кризиса доверия к ведущим и успешной реализации профилактической программы.

В программе использованы модифицированные варианты заданий и упражнений, изложенных в изданиях, которые представлены в списке литературы.

Общие принципы проведения обучающего тренинга

Для работы с группой подростков наиболее подходящей и эффективной формой является тренинг.

Основные понятия

В ходе тренинга с участниками группы происходят изменения. Развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с ведущим, называют групповой динамикой. Групповая сплоченность — формирование у участников чувства принадлежности к группе, группового единства — необходимое условие эффективной работы группы. Групповое напряжение — члены группы могут существенно различаться по взглядам, потребностям, убеждениям, поэтому во время совместной деятельности они нередко противостоят друг другу, создавая поле напряжения.

Нормы группы

В процессе работы группы в ней складываются определенные нормы. Ведущий группы с самого начала знакомит участников с принципами работы, которые впоследствии стремится поддерживать вся группа.

К групповым нормам относятся следующие:

принцип откровенности и искренности;

принцип открытости;

отказ от использования «ярлыков»;

право отказаться от участия в упражнении — правило «стоп»;

соблюдение конфиденциальности;

толерантность, терпимое отношение к членам группы;

принцип поддержки;

принцип ответственности;

принцип эмпатии.

Как происходит обучение в процессе тренинга жизненных навыков

Навыки в рамках программы прививаются путем:

детального объяснения учащимся сущности навыка; демонстрации примера того, как применять данный навык; предоставления возможности учащимся отработать этот навык в упражнении; поддержки, констатации успехов участников; закрепления навыка в поведенческих домашних заданиях.

Что следует учитывать при проведении обучающих тренингов

Материалы, содержащие в себе оценочные суждения, грешащие морализаторством, вряд ли обеспечат высокий уровень образовательных программ о вреде наркотиков.

Исследования показывают, что информация, основанная на желании вызвать у аудитории шок или ужас, может даже вызвать обратный профилактическому эффект, несмотря на свою яркость и очевидную привлекательность.

У участников должна быть возможность оценить свои нынешние познания и то, что еще предстоит изучить. У них также должна быть возможность использовать свои знания на практике и расширять их посредством реализации собственных планов действий, и это должно отражаться в результатах домашних заданий.

Качественные материалы не должны содержать готовых ответов, важно, чтобы они пробуждали в участниках желание задуматься о вреде употребления наркотиков, а также развивали у них способность оценивать факты и учитывать различные перспективы.

?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65069. Вопрос о существовании двух Сараев и проблема локализации Гюлистана 344 KB
  Целью данной работы является исследование вопроса о возможности существования двух столиц в Золотой Орде и связанного с ним вопроса о местоположении города Гюлистана. Хотя, последние примерно 40 лет считается доказанным факт существования двух столиц...
65070. Источники обычного права монгольских народов 69 KB
  На основе анализа обычного права монгольских племен делается вывод о его трансформации в нормы позитивного права. Делается концептуальный вывод о том что в праве монгольских племен часто нормы позитивного права становились нормами обычного права.
65071. События эпохи Монгольской империи в бурятских письменных памятниках XVIII – начала XX веков 125.5 KB
  Укажем только на тот факт что в продолжительной полемике материалы бурятских письменных памятников и фольклора почти не привлекались хотя вопрос об этнической принадлежности туматов был интересен прежде всего тем что изначально господствовало мнение...
65072. Золотоордынские ханы 60—70-х годов XIV в. Хронология правлений 419.5 KB
  Одним из важнейших источников сведений по теме являются сохранившиеся до наших дней серебряные и медные золотоордынские монеты того времени на которых выбивалось имя правившего хана отмечались место и время год по хиджре их чекана.
65074. Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию 105.5 KB
  Ритуал клятвы относится к культурным универсалиям. История клятвы такова. Петахия описывает два обычая клятвы скреплявших отношения между половцем и чужестранцем проводником и путешественником: В этой земле не ходят иначе как с провожатым.
65076. Укек по письменным источникам XIII – XVIII веков 133 KB
  Самым первым по времени упоминанием об Укеке принято считать сообщение францисканского монаха Гильома де Рубрука. Летом 1253 г. он проезжал через «новый поселок» на берегу Волги, «который татары устроили вперемежку из русских и сарацин, перевозящих послов...