35561

Профилактика зависимости от ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Книга

Обществознание

Представленные в пособии материалы позволят тренеру составить детальный план тренинговых занятий с учетом потребностей целевой группы различного опыта и знаний подростков о вреде наркотиков. Основные понятия В ходе тренинга с участниками группы происходят изменения. Развитие или движение группы во времени обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с ведущим называют групповой динамикой. Групповая сплоченность формирование у участников чувства принадлежности к группе группового единства необходимое...

Русский

2013-09-17

2.45 MB

0 чел.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

ПРАКТИКУМ

Организация Объединенных Наций Управление по наркотикам и преступности

Профилактика зависимости от ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Подготовка и проведение тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков

Практикум

Москва 2008

Авторы:

Татьяна Воробьева, Александра Ялтонская

При участии:

Светланы Пхиденко, советника по вопросам снижения спроса на наркотики, Региональное Представительство УНП ООН в России и Беларуси.

Редактор: Ольга Сафуанова

Рецензенты:

Сирота Н.А. — д.м.н., профессор, руководитель отдела профилактики ННЦ Наркологии Росздрава, декан факультета клинической психологии, зав. каф. клинической психологии, ГОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава.

Щербакова С.А. — участник международного волонтерского движения по профилактике аддик-тивного поведения и ВИЧ/СПИДа у детей, студентка 5-го курса факультета клинической психологии, ГОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава.

Данный практикум является частью комплекта материалов по разработке долгосрочных комплексных программ профилактики наркомании, основанных на формировании жизненных навыков, и предназначен для представителей неправительственных организаций (НПО), руководителей профилактических программ и волонтеров НПО.

Разработка материалов осуществлена в рамках проекта 2007/124-155 «Ограничение распространения употребления наркотиков среди молодежи с использованием партнерского подхода» при финансовой поддержке Представительства Европейской Комиссии в Российской Федерации в рамках Партнерской Программы Институционального Развития (1ВРР).

Содержание настоящего издания отражает точку зрения авторов и может не всегда совпадать с официальной позицией Управления ООН по наркотикам и преступности и Представительства Европейской Комиссии в Российской Федерации. Права на публикацию принадлежат Региональному Представительству Управления ООН по наркотикам и преступности в России и Беларуси.

Дизайн, верстка - ООО «Верди». Тираж - 500 экз.

Москва, Российская Федерация © УНП ООН, 2008

Содержание

Введение 6

Общие принципы проведения обучающего тренинга 7

Тематический план программы формирования жизненных навыков 9

Примеры проведения занятий 27

Приложения 33

Приложение 1. Информация для тренера 33

Понятие о персональном пространстве и границах личности Чем отличается дружба от социального давления? Информация о психоактивных веществах Что такое стресс?

Приложение 2. Копилка разминок 37

Приложение 3. Анкеты для участников 41

Литература 44

Введение

Предлагаемый практикум по подготовке и проведению тренинговых занятий содержит детальный тематический план занятий по профилактике зависимости от психоактивных веществ (ПАВ); демонстрационные примеры проведения занятий и упражнений по ключевым темам программы формирования жизненных навыков (ФЖН); образцы анкет, предлагаемых для заполнения участникам в начале и в конце программы.

В практикум также включен раздел, содержащий информацию для тренера о современных взглядах на проблемы зависимости от психоактивных веществ, стресс и совладающее поведение. Эта информация поможет тренеру ориентироваться в теме, передавать знания участникам программы и отвечать на возникающие у них вопросы.

Представленные в пособии материалы позволят тренеру составить детальный план тренинговых занятий с учетом потребностей целевой группы, различного опыта и знаний подростков о вреде наркотиков.

Тренинги помогут привить подросткам навыки противодействия культуре, связанной с употреблением наркотиков. При этом те участники, которые, возможно, уже имеют опыт приема психоактивных веществ или даже определенные проблемы, связанные с их употреблением, смогут приобрести в ходе занятий знания и навыки, которые позволят им изменить свои установки в отношении ПАВ.

Предлагаемые тренинговые материалы допускают возможность внесения в них дополнений и изменений. При этом важно учитывать мнение участников, их отношение к программе, привлекать их к доработке материалов, что может способствовать преодолению кризиса доверия к ведущим и успешной реализации профилактической программы.

В программе использованы модифицированные варианты заданий и упражнений, изложенных в изданиях, которые представлены в списке литературы.

Общие принципы проведения обучающего тренинга

Для работы с группой подростков наиболее подходящей и эффективной формой является тренинг.

Основные понятия

В ходе тренинга с участниками группы происходят изменения. Развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с ведущим, называют групповой динамикой. Групповая сплоченность — формирование у участников чувства принадлежности к группе, группового единства — необходимое условие эффективной работы группы. Групповое напряжение — члены группы могут существенно различаться по взглядам, потребностям, убеждениям, поэтому во время совместной деятельности они нередко противостоят друг другу, создавая поле напряжения.

Нормы группы

В процессе работы группы в ней складываются определенные нормы. Ведущий группы с самого начала знакомит участников с принципами работы, которые впоследствии стремится поддерживать вся группа.

К групповым нормам относятся следующие:

принцип откровенности и искренности;

принцип открытости;

отказ от использования «ярлыков»;

право отказаться от участия в упражнении — правило «стоп»;

соблюдение конфиденциальности;

толерантность, терпимое отношение к членам группы;

принцип поддержки;

принцип ответственности;

принцип эмпатии.

Как происходит обучение в процессе тренинга жизненных навыков

Навыки в рамках программы прививаются путем:

детального объяснения учащимся сущности навыка; демонстрации примера того, как применять данный навык; предоставления возможности учащимся отработать этот навык в упражнении; поддержки, констатации успехов участников; закрепления навыка в поведенческих домашних заданиях.

Что следует учитывать при проведении обучающих тренингов

Материалы, содержащие в себе оценочные суждения, грешащие морализаторством, вряд ли обеспечат высокий уровень образовательных программ о вреде наркотиков.

Исследования показывают, что информация, основанная на желании вызвать у аудитории шок или ужас, может даже вызвать обратный профилактическому эффект, несмотря на свою яркость и очевидную привлекательность.

У участников должна быть возможность оценить свои нынешние познания и то, что еще предстоит изучить. У них также должна быть возможность использовать свои знания на практике и расширять их посредством реализации собственных планов действий, и это должно отражаться в результатах домашних заданий.

Качественные материалы не должны содержать готовых ответов, важно, чтобы они пробуждали в участниках желание задуматься о вреде употребления наркотиков, а также развивали у них способность оценивать факты и учитывать различные перспективы.

?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75625. Сирийско-советские отношения в 1970 - 1991 годах 320 KB
  Практика двусторонних политических и экономических отношений Сирии с Советским Союзом, наличие в них определенных успехов, бесспорно, показывает целесообразность и необходимость дальнейшего развития этих отношений в различных областях. Но сотрудничество двух стран нуждается, на наш взгляд, в корректировке в определении своих целей и задач, а также налаживании его нового механизма.
75626. ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КАК ФАКТОР ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ 585 KB
  Влияние системы менеджмента качества на выбор инвестиционной стратегии предприятия. Роль качества в условиях глобальной конкуренции в нефтегазовой Отрасли. Описание системы качества используемой Группой Газпром. Сравнительный анализ системы менеджмента качества используемой Группой компаний Газпром с системами менеджмента качества компаний конкурентов на мировом рынке...
75627. Информационная база научных публикаций в области менеджмента на основе онтологии (на примере факультета управления и психологии ФГБОУ ВПО «КубГУ») 3.2 MB
  В результате исследования была разработана информационная база научных публикаций на основе онтологии, были изучены особенности информационного обеспечения научных исследований, проведена оценка состояния этих исследований на факультете управления и психологии КубГУ.
75628. ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИМИДЖА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ(НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГЛАВЫ СТАРОМИНСКОГО РАЙОНА) 392 KB
  Проводником между населением и властными структурами в первую очередь служит имидж. Этот инструмент и есть средство воздействия на массовое сознание. От политических технологий, формирующих имидж, во многом зависит успех предстоящих планов.
75629. Информационно-документационное обеспечение принятия стратегических решений в организации (на примере ОАО «Родина») 904 KB
  Раскрытие сущности понятия «организация информационно-документационного обеспечения принятия стратегических решений» и выявление особенностей современного этапа развития систем ДОУ; характеристика нормативно-правовой базы информационно-документационного обеспечения управления; оценка эффективности действующей системы ДОУ в ОАО «Родина»...
75630. ИЗУЧЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ НА ВОДНЫЕ РАСТВОРЫ БЕЛКОВ И ДНК 4.02 MB
  В процессе выполнения работы были получены ДНК из цельной крови и белок из сыворотки крови. Было изучено влияние отклика электромагнитного поля на нуклеиновые и белковые структуры, а так же были изучены релаксационные частоты спектров. Намечены пути дальнейшего применения биологических структур для создания нанотехнологичных устройств
75631. Зимний туризм на Байкале 1.28 MB
  Про зимний отдых на Байкале можно говорить часами потому как сафари на снегоходах и путешествия на собачьих упряжках по льду Байкала катание на горных и равнинных лыжах подледная рыбалка и дайвинг это далеко не полный перечень всех вариантов зимнего отдыха на Байкале. На снегоходе можно побывать в самых труднодоступных уголках Байкала оказаться у берега там куда летом на катере опасно подходить заглянуть со льда в загадочный полумрак пещер. Большое количество маршрутов одно...
75632. Планирование учебно-тренировочного процесса по полиатлону в детско-юношеской спортивной школе 190.96 KB
  Провести опытно-экспериментальное исследование учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе; ознакомиться с организацией и методами опытно-экспериментального исследования; провести анализ динамики физической подготовленности у спортсменов полиатлонистов; ознакомиться с результатами опытно-экспериментального исследования.
75633. РАЗРАБОТКА INTERNET-ПРИЛОЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ САЙТА ДЛЯ МБОУ СОШ №12 1.31 MB
  Разработать Интернет-приложение на примере сайта для МБОУ СОШ № 12, тем самым предоставить пользователям сети Интернет доступ к информационно-образовательному ресурсу, для самостоятельного изучения информации.