35561

Профилактика зависимости от ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Книга

Обществознание

Представленные в пособии материалы позволят тренеру составить детальный план тренинговых занятий с учетом потребностей целевой группы различного опыта и знаний подростков о вреде наркотиков. Основные понятия В ходе тренинга с участниками группы происходят изменения. Развитие или движение группы во времени обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с ведущим называют групповой динамикой. Групповая сплоченность формирование у участников чувства принадлежности к группе группового единства необходимое...

Русский

2013-09-17

2.45 MB

0 чел.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

ПРАКТИКУМ

Организация Объединенных Наций Управление по наркотикам и преступности

Профилактика зависимости от ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Подготовка и проведение тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков

Практикум

Москва 2008

Авторы:

Татьяна Воробьева, Александра Ялтонская

При участии:

Светланы Пхиденко, советника по вопросам снижения спроса на наркотики, Региональное Представительство УНП ООН в России и Беларуси.

Редактор: Ольга Сафуанова

Рецензенты:

Сирота Н.А. — д.м.н., профессор, руководитель отдела профилактики ННЦ Наркологии Росздрава, декан факультета клинической психологии, зав. каф. клинической психологии, ГОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава.

Щербакова С.А. — участник международного волонтерского движения по профилактике аддик-тивного поведения и ВИЧ/СПИДа у детей, студентка 5-го курса факультета клинической психологии, ГОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава.

Данный практикум является частью комплекта материалов по разработке долгосрочных комплексных программ профилактики наркомании, основанных на формировании жизненных навыков, и предназначен для представителей неправительственных организаций (НПО), руководителей профилактических программ и волонтеров НПО.

Разработка материалов осуществлена в рамках проекта 2007/124-155 «Ограничение распространения употребления наркотиков среди молодежи с использованием партнерского подхода» при финансовой поддержке Представительства Европейской Комиссии в Российской Федерации в рамках Партнерской Программы Институционального Развития (1ВРР).

Содержание настоящего издания отражает точку зрения авторов и может не всегда совпадать с официальной позицией Управления ООН по наркотикам и преступности и Представительства Европейской Комиссии в Российской Федерации. Права на публикацию принадлежат Региональному Представительству Управления ООН по наркотикам и преступности в России и Беларуси.

Дизайн, верстка - ООО «Верди». Тираж - 500 экз.

Москва, Российская Федерация © УНП ООН, 2008

Содержание

Введение 6

Общие принципы проведения обучающего тренинга 7

Тематический план программы формирования жизненных навыков 9

Примеры проведения занятий 27

Приложения 33

Приложение 1. Информация для тренера 33

Понятие о персональном пространстве и границах личности Чем отличается дружба от социального давления? Информация о психоактивных веществах Что такое стресс?

Приложение 2. Копилка разминок 37

Приложение 3. Анкеты для участников 41

Литература 44

Введение

Предлагаемый практикум по подготовке и проведению тренинговых занятий содержит детальный тематический план занятий по профилактике зависимости от психоактивных веществ (ПАВ); демонстрационные примеры проведения занятий и упражнений по ключевым темам программы формирования жизненных навыков (ФЖН); образцы анкет, предлагаемых для заполнения участникам в начале и в конце программы.

В практикум также включен раздел, содержащий информацию для тренера о современных взглядах на проблемы зависимости от психоактивных веществ, стресс и совладающее поведение. Эта информация поможет тренеру ориентироваться в теме, передавать знания участникам программы и отвечать на возникающие у них вопросы.

Представленные в пособии материалы позволят тренеру составить детальный план тренинговых занятий с учетом потребностей целевой группы, различного опыта и знаний подростков о вреде наркотиков.

Тренинги помогут привить подросткам навыки противодействия культуре, связанной с употреблением наркотиков. При этом те участники, которые, возможно, уже имеют опыт приема психоактивных веществ или даже определенные проблемы, связанные с их употреблением, смогут приобрести в ходе занятий знания и навыки, которые позволят им изменить свои установки в отношении ПАВ.

Предлагаемые тренинговые материалы допускают возможность внесения в них дополнений и изменений. При этом важно учитывать мнение участников, их отношение к программе, привлекать их к доработке материалов, что может способствовать преодолению кризиса доверия к ведущим и успешной реализации профилактической программы.

В программе использованы модифицированные варианты заданий и упражнений, изложенных в изданиях, которые представлены в списке литературы.

Общие принципы проведения обучающего тренинга

Для работы с группой подростков наиболее подходящей и эффективной формой является тренинг.

Основные понятия

В ходе тренинга с участниками группы происходят изменения. Развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с ведущим, называют групповой динамикой. Групповая сплоченность — формирование у участников чувства принадлежности к группе, группового единства — необходимое условие эффективной работы группы. Групповое напряжение — члены группы могут существенно различаться по взглядам, потребностям, убеждениям, поэтому во время совместной деятельности они нередко противостоят друг другу, создавая поле напряжения.

Нормы группы

В процессе работы группы в ней складываются определенные нормы. Ведущий группы с самого начала знакомит участников с принципами работы, которые впоследствии стремится поддерживать вся группа.

К групповым нормам относятся следующие:

принцип откровенности и искренности;

принцип открытости;

отказ от использования «ярлыков»;

право отказаться от участия в упражнении — правило «стоп»;

соблюдение конфиденциальности;

толерантность, терпимое отношение к членам группы;

принцип поддержки;

принцип ответственности;

принцип эмпатии.

Как происходит обучение в процессе тренинга жизненных навыков

Навыки в рамках программы прививаются путем:

детального объяснения учащимся сущности навыка; демонстрации примера того, как применять данный навык; предоставления возможности учащимся отработать этот навык в упражнении; поддержки, констатации успехов участников; закрепления навыка в поведенческих домашних заданиях.

Что следует учитывать при проведении обучающих тренингов

Материалы, содержащие в себе оценочные суждения, грешащие морализаторством, вряд ли обеспечат высокий уровень образовательных программ о вреде наркотиков.

Исследования показывают, что информация, основанная на желании вызвать у аудитории шок или ужас, может даже вызвать обратный профилактическому эффект, несмотря на свою яркость и очевидную привлекательность.

У участников должна быть возможность оценить свои нынешние познания и то, что еще предстоит изучить. У них также должна быть возможность использовать свои знания на практике и расширять их посредством реализации собственных планов действий, и это должно отражаться в результатах домашних заданий.

Качественные материалы не должны содержать готовых ответов, важно, чтобы они пробуждали в участниках желание задуматься о вреде употребления наркотиков, а также развивали у них способность оценивать факты и учитывать различные перспективы.

?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28353. Гражданско-правовая охрана индивидуальной свободы и личной жизни граждан 14.35 KB
  Гражданскоправовая охрана индивидуальной свободы и личной жизни граждан. Например права направленные на индивидуализацию личности управомоченного лица право на имя право на защиту чести и достоинства и права направленные на обеспечение личной неприкосновенности право на телесную неприкосновенность право на охрану жизни и здоровья право на неприкосновенность личного облика право на неприкосновенность личного изображения. К этим правам относятся: права на неприкосновенность жилища личной документации; право на тайну личной жизни...
28354. Понятие и значение наследования. Основные категории наследственного права 14.46 KB
  Основные категории наследственного права. Особенностью наследственного правопреемства является его универсальность: все права умершего переходят как единое целое причем одновременно и без посредничества третьих лиц. Значение наследования состоит в том что оно является основанием способом возникновения права собственности на чужое имущество. Понятие наследственное право употребляется в двух смыслах: объективном и субъективном: в субъективном смысле это право лица быть признанным к наследованию и его права на имущество после принятия...
28355. Субъекты наследственного правопреемства. Недостойные наследники 14.75 KB
  Граждане и государство могут быть наследниками как по закону так и по завещанию. При наследовании по закону граждане находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя а также дети зачатые при его жизни и родившиеся после его смерти; При наследовании по завещанию любые лица находившиеся в живых к моменту смерти наследодателя а также зачатые при его жизни и родившиеся после его смерти. Вопервых не имеют права наследовать ни по закону ни по завещанию граждане которые противозаконными действиями направленными против наследодателя...
28356. Наследство: понятие и состав 14.51 KB
  Наследство: понятие и состав. В его состав согласно ст. Состав наследственного имущества чрезвычайно разнообразен. Включаются в состав наследства средства транспорта а также другое имущество предоставленное государством или муниципальным образованием на льготных условиях наследодателю в связи с его инвалидностью или другими подобными обстоятельствами ст.
28357. Наследование по завещанию: понятие и общие положения 13.85 KB
  Наследодатель вправе сделать распоряжение своим имуществом на случай смерти путем составления завещания. Условия совершения завещания: совершается полностью дееспособным гражданином должно быть совершено лично наследодателем в завещании должно содержаться распоряжение только одного лица Принципы: свобода завещания наследодатель по своему усмотрению выбирает наследников и завещает все или часть своего имущества также он вправе лишить наследства одного или нескольких наследников без объяснения причин в любое время может...
28358. Общие правила, касающиеся формы и порядка совершения завещания 14.64 KB
  Общие правила касающиеся формы и порядка совершения завещания. Форма завещания должна быть письменной. К содержанию завещания ГК РФ особых требований не предусматривается. Завещание обязательно должно быть подписано завещателем лично либо при помощи рукоприкладчика о чем делается запись при составлении завещания.
28359. Формы завещания, порядок их совершения 15.06 KB
  Завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. В случае когда в соответствии с правилами ГК при составлении подписании удостоверении завещания или при передаче завещания нотариусу присутствуют свидетели не могут быть такими свидетелями и не могут подписывать завещание вместо завещателя: нотариус или другое удостоверяющее завещание лицо; лицо в пользу которого составлено завещание или сделан завещательный отказ супруг такого лица его дети и родители; граждане не обладающие дееспособностью в полном объеме;...
28360. Недействительность завещания. Изменение, отмена и исполнение завещания 14.57 KB
  В зависимости от основания недействительности завещание является недействительным в силу признания его таковым судом оспоримое завещаниеили не зависимо от такого признания ничтожное. По иску лица права или законные интересы которого нарушены этим завещанием оспаривание недействительности З. а также применение последствий недействительности З. отменено завещателем полностью или в соответствующей части в случае недействительности последующего З.
28361. Наследование по закону: понятие и общие положения 14.01 KB
  Дети супруг и родители наследодателя.Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления. Полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя его дудушка и бабушка как со стороны отца так и со стороны матери.и сестры родителей наследодателя.