35561

Профилактика зависимости от ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Книга

Обществознание

Представленные в пособии материалы позволят тренеру составить детальный план тренинговых занятий с учетом потребностей целевой группы различного опыта и знаний подростков о вреде наркотиков. Основные понятия В ходе тренинга с участниками группы происходят изменения. Развитие или движение группы во времени обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с ведущим называют групповой динамикой. Групповая сплоченность формирование у участников чувства принадлежности к группе группового единства необходимое...

Русский

2013-09-17

2.45 MB

0 чел.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

ПРАКТИКУМ

Организация Объединенных Наций Управление по наркотикам и преступности

Профилактика зависимости от ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Подготовка и проведение тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков

Практикум

Москва 2008

Авторы:

Татьяна Воробьева, Александра Ялтонская

При участии:

Светланы Пхиденко, советника по вопросам снижения спроса на наркотики, Региональное Представительство УНП ООН в России и Беларуси.

Редактор: Ольга Сафуанова

Рецензенты:

Сирота Н.А. — д.м.н., профессор, руководитель отдела профилактики ННЦ Наркологии Росздрава, декан факультета клинической психологии, зав. каф. клинической психологии, ГОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава.

Щербакова С.А. — участник международного волонтерского движения по профилактике аддик-тивного поведения и ВИЧ/СПИДа у детей, студентка 5-го курса факультета клинической психологии, ГОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава.

Данный практикум является частью комплекта материалов по разработке долгосрочных комплексных программ профилактики наркомании, основанных на формировании жизненных навыков, и предназначен для представителей неправительственных организаций (НПО), руководителей профилактических программ и волонтеров НПО.

Разработка материалов осуществлена в рамках проекта 2007/124-155 «Ограничение распространения употребления наркотиков среди молодежи с использованием партнерского подхода» при финансовой поддержке Представительства Европейской Комиссии в Российской Федерации в рамках Партнерской Программы Институционального Развития (1ВРР).

Содержание настоящего издания отражает точку зрения авторов и может не всегда совпадать с официальной позицией Управления ООН по наркотикам и преступности и Представительства Европейской Комиссии в Российской Федерации. Права на публикацию принадлежат Региональному Представительству Управления ООН по наркотикам и преступности в России и Беларуси.

Дизайн, верстка - ООО «Верди». Тираж - 500 экз.

Москва, Российская Федерация © УНП ООН, 2008

Содержание

Введение 6

Общие принципы проведения обучающего тренинга 7

Тематический план программы формирования жизненных навыков 9

Примеры проведения занятий 27

Приложения 33

Приложение 1. Информация для тренера 33

Понятие о персональном пространстве и границах личности Чем отличается дружба от социального давления? Информация о психоактивных веществах Что такое стресс?

Приложение 2. Копилка разминок 37

Приложение 3. Анкеты для участников 41

Литература 44

Введение

Предлагаемый практикум по подготовке и проведению тренинговых занятий содержит детальный тематический план занятий по профилактике зависимости от психоактивных веществ (ПАВ); демонстрационные примеры проведения занятий и упражнений по ключевым темам программы формирования жизненных навыков (ФЖН); образцы анкет, предлагаемых для заполнения участникам в начале и в конце программы.

В практикум также включен раздел, содержащий информацию для тренера о современных взглядах на проблемы зависимости от психоактивных веществ, стресс и совладающее поведение. Эта информация поможет тренеру ориентироваться в теме, передавать знания участникам программы и отвечать на возникающие у них вопросы.

Представленные в пособии материалы позволят тренеру составить детальный план тренинговых занятий с учетом потребностей целевой группы, различного опыта и знаний подростков о вреде наркотиков.

Тренинги помогут привить подросткам навыки противодействия культуре, связанной с употреблением наркотиков. При этом те участники, которые, возможно, уже имеют опыт приема психоактивных веществ или даже определенные проблемы, связанные с их употреблением, смогут приобрести в ходе занятий знания и навыки, которые позволят им изменить свои установки в отношении ПАВ.

Предлагаемые тренинговые материалы допускают возможность внесения в них дополнений и изменений. При этом важно учитывать мнение участников, их отношение к программе, привлекать их к доработке материалов, что может способствовать преодолению кризиса доверия к ведущим и успешной реализации профилактической программы.

В программе использованы модифицированные варианты заданий и упражнений, изложенных в изданиях, которые представлены в списке литературы.

Общие принципы проведения обучающего тренинга

Для работы с группой подростков наиболее подходящей и эффективной формой является тренинг.

Основные понятия

В ходе тренинга с участниками группы происходят изменения. Развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с ведущим, называют групповой динамикой. Групповая сплоченность — формирование у участников чувства принадлежности к группе, группового единства — необходимое условие эффективной работы группы. Групповое напряжение — члены группы могут существенно различаться по взглядам, потребностям, убеждениям, поэтому во время совместной деятельности они нередко противостоят друг другу, создавая поле напряжения.

Нормы группы

В процессе работы группы в ней складываются определенные нормы. Ведущий группы с самого начала знакомит участников с принципами работы, которые впоследствии стремится поддерживать вся группа.

К групповым нормам относятся следующие:

принцип откровенности и искренности;

принцип открытости;

отказ от использования «ярлыков»;

право отказаться от участия в упражнении — правило «стоп»;

соблюдение конфиденциальности;

толерантность, терпимое отношение к членам группы;

принцип поддержки;

принцип ответственности;

принцип эмпатии.

Как происходит обучение в процессе тренинга жизненных навыков

Навыки в рамках программы прививаются путем:

детального объяснения учащимся сущности навыка; демонстрации примера того, как применять данный навык; предоставления возможности учащимся отработать этот навык в упражнении; поддержки, констатации успехов участников; закрепления навыка в поведенческих домашних заданиях.

Что следует учитывать при проведении обучающих тренингов

Материалы, содержащие в себе оценочные суждения, грешащие морализаторством, вряд ли обеспечат высокий уровень образовательных программ о вреде наркотиков.

Исследования показывают, что информация, основанная на желании вызвать у аудитории шок или ужас, может даже вызвать обратный профилактическому эффект, несмотря на свою яркость и очевидную привлекательность.

У участников должна быть возможность оценить свои нынешние познания и то, что еще предстоит изучить. У них также должна быть возможность использовать свои знания на практике и расширять их посредством реализации собственных планов действий, и это должно отражаться в результатах домашних заданий.

Качественные материалы не должны содержать готовых ответов, важно, чтобы они пробуждали в участниках желание задуматься о вреде употребления наркотиков, а также развивали у них способность оценивать факты и учитывать различные перспективы.

?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62602. Права дитини 115.98 KB
  Мета: сформувати в учнів уявлення про Декларація прав дитини з’ясувати обов’язки та права дітей; розвивати вміння висловлювати свою думку; виховувати почуття відповідальності за себе та за свої вчинки. Що ви очікуєте від сьогоднішнього уроку...
62609. Урок русского языка в современной школе 5.52 MB
  В учебно-методическом пособии много практического материала который конкретизирует основные теоретические положения и разные подходы к построению уроков; в нем показываются способы внедрения в урок различных нововведений отражены особенности функционирования отдельных структурных элементов урока...
62610. Словарь ошибок вокальной педагогики 861.51 KB
  Эта школа за последние столетия вобрала в себя все наиболее эффективные способы и приемы постановки и развития певческого голоса. в Парижской консерватории был создан первый учебник где присутствовало ошибочное направление болонской итальянской школы утверждавшее в частности что самая удобная гласная – А самая трудная – У; низкие мужские и женские голоса имеют 2 регистра. А у начинающих певцов нет своего взгляда на вокал; себя они не слышат не ощущая изнутри своего голоса. Как же быть Даже определить тип голоса...