35690

Метод проектов (научно-исследовательских или художественно-эстетических)

Практическая работа

Педагогика и дидактика

Результат деятельности каждого из участников проекта фиксируется учитывается его личный вклад в общее дело. На протяжении всего времени реализации проекта осуществляется его психологопедагогическая поддержка и сопровождение. Метод проектов предполагает создание временных творческих коллективов деятельность которых направлена на осуществление данного проекта. Главной целью в данном случае является успешная реализация проекта а личностнопрофессиональное и творческое развитие членов коллектива выступает латентной целью и побочным...

Русский

2013-09-19

56 KB

2 чел.

Метод проектов

(научно-исследовательских или художественно-эстетических)

Музыкально-педагогическое          образование как часть мирового образовательного пространства подвержено глубочайшим изменениям, обусловленными социально-экономическими сдвигами глобального характера и чисто психологическими факторами: кризисом технократического мышления и дефицитом человечности.

Мировое сообщество осознает, что необходимо такое образование, которое носило бы творческий характер и стало основой нового мышления. На юроге XXI века (1996 год) Международная комиссии по образованию в своем докладе, представленном ЮНЕСКО, провозглашает четыре основополагающих принципа, на которых должно строиться образование в современном мире. Сформулированы эти принципы в самом общем виде, представляя собой основные элементы взаимодействия человечества в целом и обучения его совместной жизни.

Первый принцип реализован в требовании: научиться жить вместе, расширяя знания о других, их истории, культуре, традициях и образе мышления. Благодаря осознанию растущей взаимозависимости может быть выработан новый подход к совместному взаимодействию, к анализу рисков и вызовов, ожидающих нас в будущем, к успешному осуществлению мировых проектов или мирному разрешению неизбежных конфликтов.

Второй принцип связан с необходимостью научиться приобретать знания. Прогресс в экономической и социальной деятельности предполагает сочетание широких общих культурных знаний с глубоким постижением ограниченного числа дисциплин. Общий культурный уровень является основой для непрерывного образования и овладения знаниями в течение всей жизни. При этом процесс обучения должен выполнять три функции: приобретения, актуализации и использования знаний.

Третий принцип сформулирован как требование научиться работать, совершенствоваться в своей профессии, приобрести компетентность, дающую возможность справляться с непредвиденными ситуациями. Высокая квалификация станет доступной, если учащиеся и студенты будут в процессе учебы включены в различные формы профессиональной и социальной деятельности.

Четвертый принцип - научиться жить особенно актуален, поскольку XXI век требует от человека большей самостоятельности, способности к оценке, усиления личной ответственности. Ни один из талантов человека не должен остаться невостребованным. В каждом спрятаны сокровища: индивидуальная и общечеловеческая память, способность к размышлению, воображение, эстетическое чувство, физические возможности, способность к общению и др. Отсюда вытекает необходимость самопознания, самоосуществления, самореализации личности.

Именно эти принципы, сформулированные в наиболее общем виде, стали основой современной парадигмы образования, которая отражает кардинальные изменения взглядов на место человека в мире, роль образования в современном обществе, сутью которого признается творческое преобразование мира, расширение функций обучения, предполагающее инновационный и опережающий его характер, и возможность человека активно созидать собственное будущее.

Метод творческих научно-исследовательских и художественно-эстетических проектов включает в себя как основу элементы метода проектов и технологию коллективной творческой деятельности.

Метод проектов является вариантом Дальтон-плана, разработанным Хелен Паркхерст, ученицей Джона Дьюи. Он предполагает самостоятельную деятельность обучающихся над каким-либо проектом. Проектное задание разрабатывается педагогом, реализация его управляема и контролируема, результат практически ориентирован. Результат деятельности каждого из участников проекта фиксируется, учитывается его личный вклад в общее дело. На протяжении всего времени реализации проекта осуществляется его психолого-педагогическая поддержка и сопровождение.

Технология коллективной творческой деятельности, разрабатываемая Иваном Петровичем Ивановым, Сергеем Сергеевичем Кашлевым, Сергеем Даниловичем Поляковым и др. Сущностной характеристикой этой технологии является взаимодействие педагога и студентов как равноправных субъектов музыкально-педагогического процесса, которые совместно планируют, организуют, осуществляют, анализируют и рефлексируют совместную творческую деятельность. В нашем случае — это деятельность по реализации научно-исследовательских и художественно-эстетических проектов.

Отличие метода проектов от метода коллективной творческой деятельности, описанного ранее, заключается в том, что коллективная творческая деятельность предполагает стабильное, протяженное во времени существование творческих коллективов (исполнительских, научных), осуществляющих эту деятельность. Основной целью работы коллективов является творческое и профессиональное развитие как самого коллектива (имеется в виду коллектив как целостное образование), так и творческое и личностно-профессиональное становление и развитие его членов. Творческая же деятельность выступает как средство этого профессионально-творческого роста.

Метод проектов предполагает создание временных творческих коллективов, деятельность которых направлена на осуществление данного проекта. Коллектив существует до тех пор, пока проект не будет реализован. Главной целью, в данном случае, является успешная реализация проекта, а личностно-профессиональное и творческое развитие членов коллектива выступает латентной целью и побочным результатом. Творческая деятельность выступает как средство успешной и качественной реализации проекта.

Следует отметить, что все перечисленные творческие методы соответствуют гуманистической парадигме образования и признакам личностно ориентированного музыкально-педагогического процесса. Использование метода проектов в музыкально-педагогическом процессе не ограничивается только вузовским обучением. На основе метода проектов Викторией Владимировной Граковой, например, разработана программа Клуба любителей музыки, на основе репрезентативного исследования доказана возможность эффективного эстетического воспитания подростков средствами музыкального искусства: «Оптимальные для подростков условия учебно-музыкальной деятельности обеспечивает включение метода проектов в систему внеклассной работы. Проекты призваны поставить школьников в субъектную позицию. Усваивая заданное содержание, ученик не просто получает научную информацию, а преобразует ее на основе собственного опыта, т.е. строит субъективную модель познания, в которую включаются не только логически существенные, но и личностно значимые признаки познаваемых объектов». При реализации проекта в со-творческой деятельности учащиеся накапливают опыт выдвижения идей, планирования, выполнения заданий, контроля за протеканием деятельности и ее результатами, корректировки и т.д.

Метод творческих научно-исследовательских и художественно-эстетических проектов осуществляется в три основных этапа:

  1.  Подготовка, организация проекта - выдвижение идеи и целей проекта; обсуждение возможности и путей его реализации; вычленение отдельных этапов реализации проекта; определение частных задач, создание творческих микрогрупп, по решению каждой из составных частей проекта; создание руководящего и управляющего органа проекта.
  2.  Реализация проекта - выполнение заданий творческими микрогруппами; получение     промежуточных    результатов;     осмысление     и     анализ промежуточных   результатов;   объединение   усилий   микрогрупп   для достижения основной цели проекта; осуществление проекта и получение конечного    результата,         продукта    деятельности.     Для     научно-исследовательских проектов, решивших какую-либо научную проблему, это может быть научный текст (статья, доклад, методические рекомендации, коллективная монография, организация семинара, конференции и т.д.). Для художественно-эстетического проекта конечным результатом может служить проведение концерта, какого-либо мероприятия, изменение предметно-пространственной среды, музыкально-развивающей среды и т.д.
  3.  Осуществление    анализа    и   рефлексия   реализованного   проекта   -подведение итогов реализации проекта в микрогруппах; определение и осознание  личностной  значимости   проекта  для   каждого   участника; анализ и рефлексия взаимодействия членов творческого коллектива в микрогруппах и по проекту в целом; анализ и рефлексия  руководства и управления   проектом;       подведение   итогов,   анализ   и   рефлексия осуществленного   проекта  на  заключительном   собрании  творческого коллектива; благодарность и роспуск коллектива, завершение проекта.

Требованиями     к    осуществлению     научно-исследовательского     или художественно-эстетического проекта как творческого метода являются:

  1.  корреляция    личностной    и    коллективной    значимости    проектной деятельности;
  2.  свобода выбора направления работы и выбора микрогруппы;
  3.  демократичность   руководства   и    косвенное   управление   проектной деятельностью;
  4.  реальная ценность (эстетическая, научная, этическая, духовная и пр.) конечного результата, продукта деятельности;
  5.  обязательная рефлексия как процедуры проектной деятельности, так и ее результатов для личности и временного творческого коллектива.

Условиями реализации этого метода выступают следующие положения:

  1.  расширение   степени   свободы   и   постепенный   переход   от   прямого управления    к самоуправлению студенческим временным творческим коллективом;
  2.  общественное признание значимости реализуемого проекта, создающее атмосферу заинтересованности конечным результатом и психологической поддержки со стороны окружающих;
  3.  реализация проекта должна обеспечивать рост личностного потенциала всех его участников;
  4.  проект    не    должен    быть     единичным    явлением,     обучающийся последовательно участвует в различных проектах, постепенно переходя от менее сложных к более сложным проектам   и меняя свои ролевые позиции (исполнитель частной задачи, разработчик, руководитель и т.д.);
  5.  условием является также индивидуальная стратегия развития личности, реализуемая        в    последовательно    сменяющихся    проектах    через коллективную творческую деятельность.

Рассмотренный нами метод проектов (научно-исследовательских или художественно-эстетических) позволяет укрепить различные функции будущего учителя музыки, необходимые ему в полифункциональной музыкально-педагогической деятельности. Часто проекты реализуются в процессе прохождения студентами многочисленных педагогических практик, в реальных педагогических условиях учебных заведений. Именно метод проектов «перебрасывает мостик» между системой профессионального развития педагога-музыканта в процессе обучения и системой его будущей профессиональной деятельности.

Биографические сведения:

 

Гракова Виктория Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры частных методик  БГПУ им.М.Танка.

Дьюи Джон (англ. John Dewey; 20 октября 1859, Бёрлингтон, штат Вермонт — 1 июня 1952, Нью-Йорк) — американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам.

Свидетельством международного признания Дж. Дьюи стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. 

Иванов Игорь Петрович (1923—92), российский педагог, доктор педагогических наук (1971), действительный член АПН (1989), профессор, лауреат премии А. Макаренко. В конце 1950-х один из инициаторов коммунарского движения. Работы по проблемам коллективной творческой деятельности (КТД).

Кашлев Сергей Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент; декан факультета повышения квалификации специалистов образования ИПКиПК БГПУ им. М.Танка. 

Паркхерст Хелен (1887–1959), английский педагог, разработавшая систему Дальтон-плана.

Полякова Елена Степановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры фортепиано БГПУ им. М.Танка.

Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84525. Регуляція утворення і виділення жовчі. Механізми надходження жовчі в дванадцятипалу кишку 39.8 KB
  Механізми надходження жовчі в дванадцятипалу кишку. Механізм жовчоутворення та жовчовиділення: Утворення жовчі іде постійно але збільшується під час травлення під впливом складнорефлекторних механізмів які відносяться до 1ї фази жовчоутворення вигляд запах їжі звуки що супроводжують їду а також нейрогуморальних впливів які діють під час 2ї фази жовчоутворення та жовчовиділення. Механізм надходження жовчі в дванадцятипалу кишку: Вихід жовчі з жовчного міхура та її рух по жовчовивідних шляхах зумовлений різницею тисків в...
84526. Склад і властивості кишкового соку. Регуляція його секреції. Порожнинне і пристінкове травлення 42.9 KB
  Порожнинне і пристінкове травлення. Поняття про порожнинне та пристінкове травлення: Порожнинне травлення проходить в порожнині кишкового каналу за рахунок ферментів. Порожнинне травлення може забезпечити гідроліз до кінцевих продуктів але його тривалість дуже велика. Пристінкове травлення проходить на мембрані глікокалікса мікроворсинок ентероцитів за допомогою фіксованих ферментів активні центри яких направлені на субстрат.
84527. Всмоктування в травному каналі. Механізми всмоктування йонів натрію, води, вуглеводів, білків, жирів 44.89 KB
  Механізми всмоктування йонів натрію води вуглеводів білків жирів. Всмоктування – це процес транспорту речовин із порожнини травного каналу у внутрішні середовища організму кров та лімфу. Найінтенсивніше процеси всмоктування проходять в верхніх відділах тонкого кишківника. Всмоктування в шлунку.
84528. Рухова функція кишок, види скорочень, їх регуляція 50.42 KB
  Рух тонкої та товстої кишок принципово не відрізняються хоча рухи товстої кишки складніші так як в ній хімус знаходиться протягом більш тривалого часу. Саме в цих місцях виникають м’язеві скорочення що рухаються вздовж кишки в дистальному напрямку. Тонічні скорочення тривають близько 10 хв такі скорочення займають великі ділянки кишки. За рахунок тонусу зростає внутрішньокишковий тиск що покращує всмоктування і контакт хімусу та стінок кишки.
84529. Фізіологічні механізми голоду та насичення 40.95 KB
  Голод – фізіологічний стан зумовлений зниженням концентрації поживних речовин у крові спрямований на відновлення їх балансу в крові. Насичення – сума процесів що змушує організм відмовитися від приймання їжі при підвищенні рівня поживних речовин в крові до певного рівня. Активність обох центрів регулюється рівнем поживних речовин в крові інформація про котрий надходить від периферичних та центральних рецепторів глікорецептори ліпорецептори.
84530. Загальна характеристика системи кровообігу. Фактори, які забезпечують рух крові по судинах, його спрямованість та безперервність 43.29 KB
  Фактори які забезпечують рух крові по судинах його спрямованість та безперервність. СИСТЕМА КРОВООБІГУ ВИКОНАВЧІ ОРГАНИ МЕХАНІЗМИ РЕГУЛЯЦІЇ Нервові Гуморальні Серце Судини Хвилинний об’єм крові ХОК який є адекватним потребам організму В залежності від потреби організму ХОК може змінюватися у дорослої людини від 5 л хв спокій до 30 л хв стан фізичного навантаження у добре тренованого спортсмена. Причиною руху крові по судинам та через камери серця є різниця градієнт тисків що створюється завдяки: нагнітальній насосній функції...
84531. Автоматія серця. Градієнт автоматії. Дослід Станіуса 45.23 KB
  Ця здатність є у структурах серця побудованих з атипічних кардіоміоцитів а саме в стимульному комплексі провідній системі серця: Пазуховопередсердний вузол nodus sinutrilis; Передсердношлуночковий вузол nodus trioventriculris; Передсердношлуночковий пучок або пучок Гіса; Ніжки пучка Гіса права та ліва; Волокна Пуркіньє. Ці елементи провідної системи серця носять назву центрів автоматії й мають певний порядок. Градієнт автоматії – зменшення ступеня автоматії елементів провідної системи серця в напрямку від...
84532. Потенціал дії атипових кардіоміоцитів сино-атріального вузла, механізми походження, фізіологічна роль 43.38 KB
  Така зміна стану каналів мембран АКМЦ веде до повільного зменшення мембранного потенціалу деполяризація мембрани. Частота з якою центр автоматії генерує ПД залежить від двох факторів: 1 величина порогового потенціалу; чим вона більша тим частота менша; в звичайних умовах під впливом механізмів регуляції частіше змінюється рівень мембранного потенціалу спокою зміна порогового потенціалу зміна частоти генерації імпульсів збудження водієм ритму зміна частоти серцевих скорочень; 2 швидкість повільної діастолічної деполяризації ПДД;...
84533. Провідна система серця. Послідовність і швидкість проведення збудження по серцю 42.64 KB
  Послідовність і швидкість проведення збудження по серцю. Швидкість проведення збудження по структурах серця різна. Чинниками що впливають на швидкість проведення збудження по м’язовим волокнам є: діаметр волокон амплітуда ПД величина порогу деполяризації швидкість розвитку піку ПД наявність нексусів між міокардіоцитами – вони мають низький опір що сприяє швидкій передачі ПД з одного КМЦ на другий і збільшенню швидкості проведення збудження. Причинами великої швидкості проведення збудження по провідній системі серця є: великий діаметр...