35697

Соломоплетение. Творческий проект

Практическая работа

Педагогика и дидактика

Работа из соломки украшение для дома или ёлки Лапти выполнено в рамках творческого проекта по курсу Народные художественные ремёсла. Цель работы: создание украшения из соломки Лапти используя разные техники и приёмы соломоплетения. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ На Беларуси плетением соломки занимались издавна. Соломенные пауки одно из самых древних творений из соломки и пожалуй самое загадочное.

Русский

2013-09-19

1.55 MB

95 чел.

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Пояснительная записка к творческому проекту

по курсу «Народные художественные ремёсла»

Тема: «Соломоплетение»

Выполнила  студентка 3.2 группы   

4 курса специальности 1-03 01 03 «Изобразительное искусство»

Забельская Т. М.

Руководитель:  ст. преподаватель Сидорович  Ж.М.

Работа защищена с оценкой ___________

2013


ВВЕДЕНИЕ

  Соломка - древнейший из материалов, возделываемый и обрабатываемый человеком. Руки, взявшие первый колос и первый стебель уже никогда не оставляли их, глаза, увидевшие красоту налитого колоса и золотистого стебля не смогли отвернуться от них. Так повелось от поколения к поколению, генетически передалось современным мастерам.

На протяжении последних десятилетий соломоплетение и аппликация соломкой стали визитной карточкой искусства Беларуси. Стремительное и бурное развитие этих ремесел во второй половине 20 века, позволили им от первобытного уровня форм и техник достичь вершин профессионального искусства

Произведения современных белорусских мастеров украшают экспозиции многих музеев Беларуси и других стран. Они достойны создания собственного музея, где были бы сохранены, собраны воедино и представлены в полном объеме развившихся в этих ремеслах направлений, как унаследованных из прошлого, так и возникших на ниве неустанных поисков современных мастеров.

Работа из соломки украшение для дома или ёлки «Лапти» выполнено в рамках творческого проекта по курсу «Народные художественные ремёсла».

Новогодняя елка, украшенная соломенными игрушками, не раз становилась главным украшением праздника. Без труда она затмевает собой красавиц, украшенных стеклянными шарами и гирляндами.

Цель работы: создание украшения из соломки «Лапти» используя разные техники и приёмы соломоплетения.

 Задачи работы:

  •  изучение и творческое переосмысление белорусских традиций соломоплетения;
  •  практическое освоение технических приёмов соломоплетения.

ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ

     На Беларуси плетением соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому, так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Бесчисленны поверья и обряды связанные с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров. Соломенные "пауки", кони, птицы, куклы - это не просто образы, каждый из них связан с человеком создававшим его, соприкасавшимся с ним, незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали.

     Соломенные "пауки", одно из самых древних творений из соломки и, пожалуй, самое загадочное. Их формы, построенные на соединении множества одинаковых модулей, поражают своей гармонией. Хаос множества соломенных трубочек в руках творящих мастеров превращается в космически упорядоченные диковинные конструкции, будто в руках мастера создается Мир. Современные исследования во многом подтверждают эту аналогию. "Пауков" в крестьянских семьях вывешивали в канун Нового года, на самом почетном месте дома - Красном углу. Его строгая гармония форм и движения призваны были оберегать дом и его хозяев. Вбирая в паутину своей конструкции все негативное, что могло помешать счастливому течению жизни семьи. Каждый год повторялся цикл. Старый "паук" сжигался и на его место вывешивался новый. "Паука" подвешивали над колыбелькой ребенка и над головами молодых во время свадьбы. Охранять, приносить счастье и в то же время украшать, давать возможность любоваться - такое назначение этих удивительных конструкций.

     Кони, козы, птицы, куклы из соломки - это тоже божества и защитники: конь - герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза - символ урожая и плодовитости; кукла - Мать-Прородительница, защитница женщин; птицы - души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленницы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление.

     Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников. Современные люди во многом утратили веру в божественность создаваемых ими образов. Однако удивляет сила и мощь народных традиций перешагнувших через века и продолжающих свое существование.

     Сказать, что судьба белорусского соломоплетения складывалась все время счастливо, конечно, нельзя. Как и любая другая судьба она знала и периоды расцвета, и упадка. Белорусское соломоплетение может гордиться периодами своего наивысшего взлета в конце ХVIII- начале XIX веков. В это время белорусскими мастерами были созданы, уникальные в истории искусства, соломенные Царские врата. До наших дней сохранилось трое Царских врат, двое из них хранятся в Музее белорусского народного искусства деревни Раубичи под Минском, одни в Гродненском историко-археологическом музее. Предполагается, что соломенное оформление имели целые иконостасы в униатских церквях.

     Упадок в соломоплетении, после взлета в XVIII- начале XIX-го веков, начался с середины XIX века. Соломенные изображения животных и птиц утрачивали свою обрядовую значимость и постепенно перешли в ранг детских игрушек и пустячных забав, времени на изготовление которых не всегда находилось в нелегкой повседневности крестьянской жизни.

     Соломенные бытовые изделия для хранения продуктов, зерна, которые были незаменимы в крестьянском быту на протяжении многих веков хоть и медленно, но тоже стали вытесняться более современными изделиями. Хотя по прочности они могли соперничать с любыми из них. Емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели самые разнообразные размеры и формы и находили широкое применение в хозяйстве. Самые большие могли вмещать в себя десятки килограммов зерна. Они были гигроскопичны, их не грызли мыши. Эти неоценимые качества соломенной утвари сделали их жизнь в крестьянской среде более продолжительной нежели пластики. И даже в 1940-1950-е годы некоторые крестьяне изготавливали такие изделия для себя.

С середины 19 века начало уменьшаться и изготовление элементов одежды из соломки. Самыми распространенными из них были соломенные шляпы. Соломенная шляпа была обязательной частью народного летнего мужского костюма. Постепенно сельские жители стали отдавать предпочтение головным уборам фабричного производства, а шляпы продолжали носить для защиты от солнца во время работ в поле или когда пасли скот.

      Новый взлет в истории белорусского соломоплетения начался в 1960-е годы. С этого времени соломоплетение стало интенсивно обогащаться новыми приемами плетений. Особенно ярко и разнообразно развилась художественная сторона соломенных изделий. В современном соломоплетении появились Имена. И это одна из его отличительных черт от соломоплетения прошлого - безымянного, не оставившего для истории ни одного имени мастера.

     Родоначальницей современного соломоплетения является Вера Ильинична Гаврилюк (1904-1986). Она возродила древнейшие приемы изготовления соломенных фигурок. Вера Ильинична стала основательницей художественного промысла на Брестской фабрике художественных изделий. За ней последовала мастер из Могилева Екатерина Артеменко. Пример мастеров оказался захватывающим для более молодого поколения мастеров и художников.

     Удивительные, казалось бы не сочетаемые, качества соломки: неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент, открыли перед мастерами, постигшими тайны соломки, невероятные просторы для творчества. Ими разрабатывались приемы и декор, доселе неведомые в соломоплетении. Имена Таисии Агафоненко, Лидии Гловацкой, Евгения и Галины Соломянко, Тамары Павловской, Ларисы Лось, Веры Солдатовой, Анны Ивановой и многих, многих других мастеров составляют сокровищницу белорусского искусства соломоплетения. (рис.1,2,3)

Техника плетения из соломки напоминает плетение из других материалов. Путем соединения и переплетения соломин создают соломенные ленты или уже готовые формы. Из полуфабрикатов – жгутов и плетенок – далее создают более сложные изделия. Существует множество различных видов плетения соломки в зависимости от использования заготовок материала и способов их соединения. Рассмотрим некоторые  виды плетений  которые я использовала в своей работе «Лапти».

Прямое плетение.

Чтобы приступить к прямому плетению, необходимо приготовить сплющенные в ленту соломины. Для этого увлажните толстую соломину и расщепите ее вдоль стебля острием ножа или иголкой, затем расправьте ее следующим способом: приложите к доске и прогладьте тупым концом ножа, переверните другой стороной и повторите эту операцию. Можно проглаживать не очень нагретым утюгом.(рис.4)

Плетение плоских косичек.

Тройная косичка.

Тройную косичку плетут как обычную косу, то есть попеременно перехлестывают соломинами, расположенными по краям, среднюю соломину. Плетение ведут поочередно крайними правой и левой соломинами, соблюдая при плетении прямой угол. Как только одна из соломин заканчивается, ее тут же наращивают. И главное, плетите от себя, соломины перебирайте большими и указательными пальцами, помогая иногда средними. (рис.5)

Четвертная «Зубатка»

«Зубатка» – одна из самых распространенных и декоративных плетенок. Называется она так из-за зубчатых краев. «Зубатка» отличается простотой изготовления, малой способностью к растяжению. Широко используется для сшивания шляп, сумок, краевого оформления. Широко используется для сшивания шляп, сумок, краевого оформления.Технология ее плетения напоминает изготовление четвертную косичку (рис. а—в предыдущего рисунка), с той лишь разницей, что в данном случае поочередно заплетаются две правые соломины, а потом – две левые.Техника плетения: 1-ю соломину перегните к себе, уложив ее поверх 4-й и 3-й соломин, под 2-ю соломину (рис. 9, а).4-ю соломину уложите под 3-ю поверх 2-й и параллельно 1-й (рис. 9, б). Далее 3-ю соломину заплетайте от себя за 4-ю, пропустив ее под 2-ю и 4-ю соломины и уложив поверх 1-й. Так формируется первый левый зубец плетенки (рис. 9, в).Правый зубец начинают формировать, перегнув 3-ю соломину через 1-ю, уложив ее поверх 4-й и параллельно 2-й (рис. 9, г). Следующая позиция – перегните 1-ю соломину от себя за 3-ю, пропустив под 4-ю и 3-ю и уложив поверх 2-й соломины. Так получится второй зубец (рис. 9, д).Далее 1-ю соломину перегните от себя за 2-ю соломину, уложите поверх 3-й параллельно 4-й (рис. 9, е).Третий зубец сформируйте, перегнув 2-ю соломину от себя за 1-ю, пропустите под 3-ю и 1-ю соломины и уложите поверх 4-й (рис. 9, ж).

Витое плетение.

Способом объемного плетения можно выполнять также витые плетенки-шнуры. Такие плетенки имеют несколько разновидностей, их вид зависит от количества соломин. Чем больше соломин, тем чаще витки на плетенке и тем она прочнее. Витые плетенки пластичны, они легко гнутся и образуют различные узоры. Изготавливают их на каркасе; если в качестве каркаса использовать проволоку, плетенке можно придать необходимую форму.

Витая плетенка из пяти соломин

Такая плетенка выполняется из пяти связанных в пучок соломин. После того как заплетка завершается, все соломинки закрепляются в исходное положение для начала плетения следующего витка. После этого плетение нужно повернуть завязанными концами соломинок к себе, чтобы в дальнейшем они оказались внутри плетенки. Далее плетение ведется последовательно всеми пятью соломинами по направлению к себе. В процессе плетения две соломины должны все время находиться параллельно друг другу. Нижняя соломина перегибается через верхнюю и укладывается параллельно следующей. После этого плетение поворачивается влево на 90° и вновь повторяется операция с двумя соломинами. Для получения равномерной толщины плетенки в ее сечении при укладке соломин необходимо соблюдать квадрат.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

    Для того, чтобы  сделать работу из соломки нужно  заготовить её заранее. Ещё летом причём можно заготавливать в разные сроки. Я заготавливала соломку в одно время, когда она была золотистая. На цвет соломы влияют и погодные условия.  Стебли я срезала у самой земли и сразу же связала их вместе как бы  в снопы. После я почистила солому. И посортиравала её по длине . Я перед началом  работы  залила кипятком солому и держала её там некоторое время, чтобы она стала мягкой и эластичной. Распаренная солома (особенно верхние ее коленца) имеют достаточно высокую пластичность, но ее все же можно повысить, если перед началом плетения погрузить солому на 2-З часа в 2%-ный раствор нашатырного спирта. Так  как у меня изделие небольшое и нужно очень высокую пластичность и эластичность соломки.

Для витого плетения. Размягченную солому я тщательно промыла в чистой воде, уложила в полиэтиленовый пакет. Это необходимо для того, чтобы солома не высыхала в течение нескольких часов, а, следовательно, и не теряла свою пластичность, необходимую гибкость.  А так же мне необходима проглаженная солома для моей работы. После распаривания сырья соломины разрезаю кончиком ножниц вдоль волокон. Расправляю соломины на х/б ткани. Затем проглаживаю утюгом соломенную пластину с двух сторон до полного высыхания. Вот и всё соломку я подготовила можно приступать к работе.

1. Делаю стельку моим лаптям из плотно картона. С низу наклеила холстик, с верху сделала аппликацию соломки в технике прямое плетение.

2. Основу лаптю делаю из верхнее части стебля в технике витого плетения. Концы соломки закрепила один за другой. Горячим клеем приклеила к стельке лаптя.

3. Верхнюю часть лаптя тоже вырезаем из плотного картона, а сверху аппликация соломки в технике прямое плетение.

4. Декорирую лапоть плетением четвёртая зубатка. Для более крепкого сцепления ,я прострочила на машинке. Приклеила верхнюю часть лаптя к основанию.

5. Такой же элемент четвёртая зубатка  сделала снизу стельки для декора. И так же прострочила на машинки.

6. Теперь я сплела тройную косичку. Длинной окало 30 см. Чтоб наши лапти можно было подвесить. И закрепила её между стелькой и основанием.

7. Осталось последняя деталь для украшения .Взяла одну полоску соломки и обернула край лаптя. Завязав сзади на узелок.

Забельская Татьяна. Изделие из соломки «Лапти», 18*8 см; соломка, горячий клей, нитки, холст, картон; разные виды техник соломоплетения  2013 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Я изучила традиции соломаплетения, овладела техническими приёмами, навыками, научилась гармонично связывать между собой различные техники соломаплетения.

  Однако в настоящее время ремесленное наследие росписи по дереву нуждается в восстановлении и сохранении , а так же в дальнейшем развитии. Ведь если мы не будем знать свои корни мы не будем развивать в бедующем.

  Подводя итог хочется отметить, что дисциплина народные художественные ремесла в системе художественного образования развивают у учащихся высокий уровень умений и навыков, развивают усидчивость, терпение, кропотливость, аккуратность. В какой-то мере развивается патриотизм - прикосновение к истокам, корням народного ремесла. Постепенно (поэтапное) задачи влияют на повышение умственных способностей, развивают способность анализировать. Развивают художественные и творческие способности. Полученные знания, умения и навыки, особенно на начальном развитии личности, помогут нам адаптироваться к современным условиям, найти свое место в жизни, реализоваться как личностям.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Лобачевская О.А. Плетение из соломки. М. Культура и традиции. 2000
  2.   Сахута Я.М. Народнае мастацтва Беларусі. Мн. Беларуская Энцыклапедыя. 1997
  3.  http://straw.iatp.by/docs/pletenie/hist_pl.htm
  4.  http://www.labirint.ru/books/185654/


ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1 . Кузнецова Н.

"Паук"-шар.г.Минск.1999 г.

2. Вера Гаврилюк."Старинная белорусская свадьба".г. Брест.1970г.h 16 см.

Соломка, нитки. Плетение.Реп. "Белорусская соломенная игрушка".М., 1974г..

3. Шкатулка.Учебная работа.

Рук. Виктория Червонцева.    2000 г.    30х30х14 см

Соломка. Плетение..Декоративное отделение.Музыкального училища г.Молодечно

4. Прямое плетение

5.Плетение плоских косичек. Тройная косичка


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51276. ПРОГРАММНО-АППАРАТНАЯ ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ 967 KB
  Межсетевые экраны по понятным причинам используются для сетей TCP IP и классифицируются в соответствии с уровнем эталонной модели взаимодействия открытых систем сетевой моделью OSI. Вопервых сетевая модель сетей TCP IP предусматривает только 5 уровней физический интерфейсный сетевой транспортный и прикладной в то время как модель OSI 7 уровней физический канальный сетевой транспортный сеансовый презентационный и прикладной. Для сканирования всех 131070 портов от 1 до 65535 для TCP и UDP на всех узлах может понадобиться...
51277. Распределение объема услуг предприятия бытового обслуживания 130.5 KB
  Выполнить распределение объема услуг предприятия по видам услуг и ассортименту изделий по форме табл. Определить объем бытовых услуг заданного предприятия структурного подразделения в форме табл.1 вначале по видам услуг затем по ассортименту изделий.
51278. Теплотехника и теплоэнергетика. Лабораторные работы 5.76 MB
  Вентиляторы – это воздуходувные машины создающие определенное давление и служащие для перемещения воздуха при потерях давления в вентиляционной сети не более 12кПа. Вентиляторы высокого давления используют в основном для технологических целей например для дутья в вагранки в агломерационных установках для подачи воздуха к форсункам в фильтроочистительных системах и в системах пневмопочты. При вращении рабочего колеса 1 частицы воздуха увлекаются лопатками 2 во вращательное движение при этом на частицы воздуха действуют центробежные...
51279. Настройка параметров Windows 127 KB
  Microsoft Windows хранит информацию о конфигурации в двух местах: реестре и службе каталогов ctive Directory. Модификации реестра или ctive Directory приводят к изменению конфигурации Windows. Для настройки среды Windows прежде всего просматривает файл utoexec.
51283. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СИСТЕМЫ ТОНКИХ ЛИНЗ 1.01 MB
  Линза называется тонкой если толщина линзы мала по сравнению с размерами сферических поверхностей ограничивающих линзу. Линзы бывают собирающими см. Оптический центр линзы точка через которую лучи идут не преломляясь. Фокусов у линзы два: задний и передний.
51284. Основные режимы движения механизма 907 KB
  При установившемся режиме скорость начального звена изменяется периодически. Причиной является периодический характер действия сил и моментов, приложенных к механизму, а также периодические изменения приведенного момента инерции механизма