35731

Примерная структура и содержание творческих проектов

Практическая работа

Педагогика и дидактика

После сбора необходимой информации учащиеся выдвигают различные творческие идеи по выполнению того или иного изделия. Изделия могут быть объединены техникой исполнения стилем назначением. Каждый из рассматриваемых вариантов должен иметь краткую характеристику которая может включать название изделия его назначение описание техники исполнения. Содержание данного раздела представляет собой подробное описание выбранного для дальнейшего изготовления окончательного варианта изделия.

Русский

2013-09-19

173.5 KB

55 чел.

Примерная  структура и содержание творческих проектов.

В структуру творческого проекта входят следующие составные части:

- пояснительная записка,

- проект (изделие)  (теоретическая разработка)

- защита творческого проекта (во время базовой части курсов)

К оформлению пояснительной записки предъявляются в первую очередь требования как к печатной работе. Текст должен быть выполнен на компьютере шрифтом Times New Roman №14, междустрочный интервал – 1, ориентация страницы книжная, поля на странице  - слева 2,5 см, сверху, справа, снизу 1,5 см. Текстовая часть пояснительной записки выполняется единым шрифтом и в черном цвете. Страницы должны быть пронумерованы. Работа должна иметь содержание, в котором обязательно должны быть указаны страницы, на которых расположен тот или иной раздел. Разделы пояснительной записки выделяются жирным шрифтом. Цветные надписи допускаются только в таблицах, на схемах и чертежах. Пояснительная записка может быть иллюстрирована фотографиями и рисунками по теме проектной работы. Необходимо обратить внимание на то, чтобы работа не была перегружена фотоматериалами. В целом объем пояснительной записки творческого проекта должен быть не менее 15 страниц печатного текста.

На титульном листе пояснительной записки должны быть указаны название министерства, института, кафедры, тема проекта, автор, учебное заведение, рецензент.

Министерство образования и науки РТ

Институт развития образования РТ

Кафедра профессионального и технологического образования

Творческий проект по технологии

на тему:

                          Выполнил:

                                                             ___________________________

                                                            ___________________________

г. ______

20___ г.

Содержание пояснительной записки творческого проекта может меняться в зависимости от темы проекта и содержать следующие разделы:

Обоснование возникшей проблемы и потребности.

Схема обдумывания.

Выявление основных параметров и ограничений.

Теоретические сведения.

История и современность.

Банк идей.

Эскизная проработка базового варианта.

Требования к изделию.

Дизайн-спецификация.

Инструменты и оборудование.

Материалы.

Правила безопасности во время работы.

Технология изготовления.

Контроль качества.

Экологическое обоснование.

Экономическое обоснование.

Реклама.

Самооценка.

Словарь терминов.

Литература.

Рассмотрим более подробно содержание основных разделов пояснительной записки творческого проекта.

Обоснование возникшей проблемы и потребности. В данном разделе дается обоснование выбранной темы проекта, находят отражение ответы на следующие вопросы: почему выбрана эта тема, чем она интересна, каково ее значение. Особое внимание в данном разделе необходимо уделить практической значимости выполняемой работы.

Схема обдумывания. Схема должна включать основные аспекты работы над проектом. Учащийся, начиная проект, еще может не представить, какую именно работу будет выполнять, но он должен четко знать, в какой последовательности она будет организована.

5.1. Примерная схема обдумывания

 

 

Выявление основных параметров и ограничений. В данном разделе необходимо установить основные требования к выполняемой работе. То есть определить рамки, в которых будет проходить работа над проектом.

Пример. Изделие должно отвечать следующим требованиям:

  •  Изделие должно быть выполнено аккуратно.
  •  Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.
  •  Изделие должно быть красивым.
  •  Изделие должно быть прочным.

Теоретические сведения. В данном разделе излагаются теоретические основы выбранной темы проекта, на базе которых в дальнейшем выполняется изделие.

История и современность. Данный раздел представляет собой историческую справку по выбранной теме проекта. Кроме этого здесь важно показать связь истории и современности вопроса.

Банк идей. После сбора необходимой информации учащиеся выдвигают различные творческие идеи по выполнению того или иного изделия. Изделия могут быть объединены техникой исполнения, стилем, назначением. Вариантов изделий должно быть не менее трех. Каждый из рассматриваемых вариантов должен иметь краткую характеристику, которая может включать название изделия, его назначение, описание техники исполнения. Информация может быть представлена как текстом, так и в виде схемы или таблицы. Принятие решения о выборе того или иного предложенного варианта можно сделать, применив маркетинговую технологию «Сетка принятия решений».

Пример:

Варианты

Критерии оценки

Вариант

1

Вариант

2

Вариант

3

Наличие заказа и спроса на рынке

-

+

+

Наличие материалов

Наличие инструментов и оборудования

Достаточность знаний и умений

Возможность применения

Другие

 

Вывод: исходя из результатов оценки определяется оптимальный вариант.

 Эскизная проработка базового варианта. Содержание данного раздела представляет собой подробное описание выбранного для дальнейшего изготовления окончательного варианта изделия. Здесь обязательно наличие подробного эскиза изделия и его фото.

Требования к изделию.

Требования к изделию дают наглядное представление об основных свойствах изготавливаемого изделия и оформляются в таблице по форме.

Название изделия

Функциональное назначение

Пользователь

Единичное или массовое производство

Требования к материалам

Метод изготовления

Внешний вид, стиль

Требования с точки зрения безопасности использования

Экологические требования

5.3. Дизайн-спецификация.

Она представляет собой схему, которая наглядно представляет основные аспекты изготовления изделия.

Инструменты и оборудование. В данном разделе приводится описание инструментов и оборудования, применяемых для изготовления изделия в выбранной технике, а также обоснование выбранных инструментов для изготавливаемого в дальнейшем изделия. Информация может быть представлена как в виде текста, так и в виде таблицы или схемы.

Материалы. В данном разделе приводится описание материалов, используемых для изготовления в выбранной технике, а также обоснование материалов для изготавливаемого в дальнейшем изделия. Информация может быть представлена как в виде текста, так и в виде таблицы или схемы. Данный раздел может содержать также конфекционную карту, которая представляет собой образцы возможных используемых материалов.

Правила техники безопасности. Санитарно-гигиенические требования. Данный раздел содержит информацию о правилах безопасного выполнения тех или иных видов работ. Теоретический материал учащимся излагается доступным языком и может сопровождаться иллюстрациями.

5.4. Технология изготовления

 (Разрабатывается на базовой части курсов).

В этом разделе размещают технологическую карту изготавливаемого изделия. При этом технологическая карта должна быть представлена в виде таблицы и содержать следующие графы:

п/п

Последовательность

выполнения работ

Эскиз

Инструменты, оборудование, материалы

Кроме того, может быть добавлена такая информация, как технические и технологические условия, техника безопасности и так далее.

Контроль качества. В этом разделе перечисляются требования, которым в конечном итоге отвечает выполненное изделие.

Пример. Готовое изделие отвечает следующим требованиям:

  •  Цветовое сочетание материалов гармонично.
  •  Все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.
  •  Работа оформлена в законченное изделие.
  •  В целом изделие производит благоприятное впечатление.

Экологическое обоснование представляет собой обоснование экологической безопасности выполняемого изделия, безотходность его производства, возможность вторичного использования или экологическую безопасность утилизации.

Экономическое обоснование.

Раздел посвящен экономическим расчетам себестоимости и цены изделия, а также размеров предполагаемой прибыли.

Пример оформления раздела: (Разрабатывается на базовой части курсов)

Себестоимость: С=С1+С2+Ао.

Затраты

Стоимость за единицу

Количество

Общая стоимость

Стоимость материалов (С1)

Стоимость коммунальных услуг (С2)

Стоимость оборудования (Со)

Итого:

Ао – амортизация (износ) оборудования – 0,05 % от стоимости оборудования.

Реклама. В данном разделе дается реклама выполняемого проекта с указанием формы рекламного носителя (объявление в газете, журнале, рекламный щит, реклама на телевидении т.д.).

Самооценка. Нельзя недооценивать важность данного раздела. На этом этапе у учащегося формируется критическое мышление, развивается логика, умение анализировать и делать выводы.

Словарь терминов. В данный список достаточно включить от трех до пяти основных, наиболее часто употребляемых в проекте терминов. Конечно же, лучше, если эти термины будут напрямую связаны с основной темой проекта.

Литература. При работе над проектом используют различные источники информации, в том числе и возможностей Интернета.

Важной частью творческого проекта является контрольно-оценочный лист. Контрольно-оценочный лист составляется и заполняется учителем. Его структура зависит от тематики творческого проекта. Важными условиями для учителя при подготовке контрольно-оценочного листа являются понятность и объективность оценки, охват всех этапов работы над проектом, наглядность результатов оценки.

Пример:

Примерный контрольно-оценочный лист

творческого проекта

Класс_____Ф.И. учащегося______________________________________

Тема творческого проекта_______________________________________

п/п

Этапы

выполнения проекта

Критерии

оценки

Кол-во

баллов

Оценка

в баллах

1

2

3

4

5

1

Организационно-подготовительный этап

- обоснование возникшей проблемы и потребности

- выбор модели, описание внешнего вида модели

- выбор материала

- выбор оборудования, инструментов, организация рабочего места

Есть/нет

Есть/нет

Есть/нет

Есть/нет

1

1

1,5

1,5

2

Технологический этап

- выполнение технологических операций

- соблюдений технологической последовательности

- правильность сборки и отделки изделия

- ВТО в соответствии с технологическими требованиями

- соблюдение ТБ и культура труда

Есть/нет

Есть/нет

Есть/нет

Есть/нет

Есть/нет

1

1

1

1

1

3

Заключительный этап

- экономическое обоснование

- экологическое обоснование

- защита проекта

- убедительность изложения материала

- общие впечатления от изделия (гармония, соответствие теме, дополнение и т.д.)

- ответы на вопросы

Есть/нет

Есть/нет

Есть/нет

Есть/нет

Есть/нет

Есть/нет

1

1

1

0,5

0,5

1

Общий балл

15

15

Оценка

5 (отлично)

 

Дата__________ Подпись учителя_____________________

Кроме контрольно-оценочного листа учитель готовит рецензию на творческий проект, в которой отражает все сильные и слабые стороны проделанной работы, вносит предложения для учащегося по совершенствованию выполненного изделия и устранению сделанных в ходе работы ошибок. Форму рецензии учитель выбирает сам, главное – в ней должна быть отражена следующая информация: автор, тема проекта, руководитель, оценка проекта.

Пример:

РЕЦЕНЗИЯ

Ф.И.учащегося _____________ Класс______________________________________

Тема проекта__________________________________________________________

Дата сдачи_________________

Руководитель-консультант______________________________________________

Оценка проекта

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Дата______________  Подпись руководителя ________________

Проект может включать и другие разделы по усмотрению учителя и учащихся в зависимости от темы проектной работы и уровня технологической подготовки школьника.

В настоящее время наибольшую актуальность в работе учителя технологии приобретает уровневая оценка проектной деятельности школьников.

Уровни подготовки учащихся по проектированию и изготовлению изделий

Уровень 1

Учащиеся вырабатывают идеи.

Выделяют характеристики простых изделий.

Составляют простейшие планы по воплощению идей и практику.

Используя эскизы и специальную терминологию для описания своих планов, объясняют, что они делают и какие инструменты используют. В случае необходимости могут обосновать выбор тех или иных материалов и инструментов.

Могут объяснить, как функционирует любое простейшее изделие.

Уровень II

Учащиеся предлагают идеи и могут составить план по их реализации, на основе своего опыта работы с материалами и инструментами.

Используют эскизы и специальную терминологию для описания своих проектов.

Выбирают методы реализации проекта, материалы и инструменты объясняя свой выбор.

Могут предложить несколько вариантов использования материалов и инструментов.

Оценивают достоинства и недостатки созданного изделия и делают предложения по его возможному улучшению в будущем.

  

Уровень III

Учащиеся вырабатывают идеи для проектов, нацеленных на удовлетворение различных потребностей.

Реалистично планируют работу по достижению поставленных задач.

Могут обосновать идею и планируемую конструкцию изделия (используя различные модели, эскизы и специальную терминологию).

Учащиеся обосновывают план работы, выбор инструментальных средств, оборудования, материалов, методов изготовления. Обладают навыками по довольно точной обработке материалов и сборке изделия.

Оценивают изделие и намечают способы его дальнейшего усовершенствования.

Уровень IV

Учащиеся генерируют идеи, опираясь на собранную ими информацию.

Учитывают взгляды возможных потребителей своего изделия.

Предлагают альтернативные идеи, используют модели, эскизы и специальную терминологию. Кроме того, показывают, что они видят ограниченность некоторых своих идей.

Используя различные материалы и детали, создают качественное изделие, выполненное с высокой точностью обработки. Демонстрируют его работоспособность.

Могут работать с необходимыми инструментами и на различном оборудовании.

Анализируют изделие и его использование, намечают пути его возможности улучшения.

Уровень V

Учащиеся ищут и используют разные источники информации, которые помогут выполнить проект.

Объясняют идеи и обсуждают их, демонстрируя эскизы и модели.

Могут установить связь между характеристиками проектируемого изделия и его аналогами.

Разрабатывают подробный план реализации идеи.

Владеют различными инструментами и оборудованием высокой точностью обработки.

Экспериментируют и рассматривают возможность улучшения изделия.

Проверяют и оценивают изделие с учетом ситуаций, в которых его будут применять.

Оценивают изделие, возможные ограничения ресурсов использование информационных источников.

Уровень VI

Учащиеся используют разные источники информации, анализируют форму и функции подобных изделий.

Делают эскизы, чертежи и модели, исследуют и проверяют идеи, обсуждают их с возможными потребителями.

Разрабатывают различные варианты планов реализации идеи.

Работают с разными материалами, инструментами, оборудованием и осознанно используют разнообразные технологические процессы.

Проводят исследование и понимают, как могут изменяться их подходы к решению проблемы в процессе развития проекта.

Они оценивают, как проведено исследование, использованы источники информации, технология и процесс изготовления.

Учащиеся оценивают изделие, его применение, намечают ………. возможного улучшения данного изделия в будущем.

Уровень VII

Учащиеся используют широкий круг источников информации, который помогает им вырабатывать идеи.

Они исследует форму, функциональное назначение и знание промышленных технологий при выработке идей.

Учитывают различные потребности и разрабатывают реальные проекты.

Планируют проект так, чтобы уложиться в отведенное время.

Умеют работать с разными материалами, инструментами оборудованием и деталями, учитывая их характеристики. Знают технологические процессы.

Вносят изменения в проект в соответствии с требованиями методами изготовления. Обосновывают все изменения проекта.

Выбирают методы для оценки изделия и возможного улучшения его в будущем.

Уровень VIII

Учащиеся используют широкий диапазон стратегий для разработки идей.

Принимают решения, которые отвечают физическим характеристикам материалов и не противоречат основным требованиям.

Организуют эффективную работу, точно и последовательно используя материалы, инструменты и оборудование.

Используют разнообразные критерии оценки изделия.

Ясно представляют связь каждого этапа проекта с решением конечной задачи и процессом проектирования.

Продвинутый уровень

Учащиеся находят и глубоко анализируют информацию, необходимую для проектирования.

Анализируют и обобщают потребности в данном изделии ресурсов и достаточно точно оценивают время, необходимо для выполнения этапов работы.

Точно планируют работу с использованием различных ресурсов и достаточно точно оценивают время, необходимо для выполнения этапов работы.

Грамотно подбирают материалы и инструменты.

Умеют использовать оборудование.

Изготовляют надежные изделия высокого качества, которые соответствуют всем требованиям, заложенным в проекте.


Мода, стиль, силуэт

Историческая справка

Проблема,

потребность

Название

изделия

Экологическое

обоснование

Модель

Экономические

обоснование

Охрана труда

Конструкция

Технология изготовления

Материалы

Инструменты, приспособления,

оборудование

Название изделия с указанием техники изготовления

Для чего? Назначение изделия

Сколько?

Размер финансовых затрат

Чем? Инструменты и оборудование

Из чего?

Материалы

Для кого? Кто пользователь изделия

Где? Место применения

Как? Способ изготовления


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83733. Глобус – модель Земли 44.52 KB
  Цель: познакомить с глобусом – моделью Земли; формировать понятия: глобус модель экватор полюса земная ось материки океаны. Планируемые результаты предметные: научатся: определять форму планеты Земля находить на глобусе полюса экватор земную ось материки океаны; иметь представление о накоплении...
83734. What do we name the Motherland? Что мы называем Родиной? 87 KB
  Teacher: Ok, you are right. The title of our lesson is our motherland and its power. Are you ready to find out more interesting information concerned this topic? If yes, let’s get the ball rolling. После ответов учащихся, учитель подводит итог ответам и объявляет тему и цель урока.
83735. Россия в эпоху Великих реформ 941.15 KB
  Здесь вы найдете статистические данные исторические документы воспоминания современников задания по карте. Кроме того вам надо на плакате графически изобразить с помощью линий и надписей Положительные и отрицательные последствия для сельского хозяйства страны...
83736. Свободное падение. Урок – решение задач 28.25 KB
  Цель урока: рассмотреть частный случай свободного падения – движение тела брошенного горизонтально с начальной скоростью. Задачи урока: систематизировать и обобщить знания по теме Свободное падение; дать представление о движении тела брошенного горизонтально с начальной скоростью...
83737. Индустриализация СССР 30-х гг. ХХ века 73.93 KB
  Цели урока: Личностный результат - осознавать необходимость индустриализации СССР в 30-е годы ХХ века осмысливать сложность и историческую значимость модернизации страны воспитывать объективный подход к историческим событиям чувство гордости за достижения нашей страны...
83738. СОЮЗЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ 46.77 KB
  Обучающий аспект: знакомство с группами сочинительных союзов и их ролью в речи с группами подчинительных союзов и их значением формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
83739. Конституция Российской Федерации – основной закон страны 64.78 KB
  Образовательная - закрепление и расширение знаний по теме «Конституция Российской Федерации. Конституционное право», характеризовать конституцию как основной закон государства, знать её содержание, подготовка к ЕГЭ по обществознанию.
83740. Возрасты нашей жизни 84.5 KB
  Цели урока: Образовательная познакомиться с периодами жизни который проходит человек с основными особенностями возрастных ступеней человека. Планируемые результаты в соответствии с ФГОС: Предметные: обучающиеся смогут объяснять смысл изучаемых понятий раскрывать и характеризовать основные...
83741. Образование множественного числа имён существительных в английском языке 46.91 KB
  Цели урока: Ознакомление учащихся с образованием множественного числа существительных. Активизация лексики по теме House в диалогической речи. Формирование и развитие навыков чтения и аудирования. Развитие интереса к изучению английского языка.