35765

Творческий проект. Последовательность выполнения проектов.

Практическая работа

Педагогика и дидактика

Проведение экологической экспертизы изделия или анализ экологических факторов влияющих на выбор решения проблемы исследования. Подсчет себестоимости изготовленного изделия предполагаемой прибыли и срока окупаемости или подробное рассмотрение экономических факторов влияющих на выбор решения проблемы. Разработка при необходимости бизнесплана рекламы товарного знака изделия или услуги. Проект может состоять из отдельных частей например эскизов рисунков чертежей на изготовление какоголибо изделия или разработки технологического...

Русский

2013-09-19

401 KB

177 чел.

Творческий проект

Последовательность выполнения проектов.

  1.  Постановка проблемы.

Педагог ставит перед учащимися проблему, знакомит с банком идей для ее решения, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и критерии оценки. Хорошо, если учащиеся сами могут найти проблему, опираясь на ранее изученный материал.

  1.  Выбор темы проекта, ее обоснование.
  2.  Исследование, заимствование.

Работа с различными информационными источниками (книги, журналы, газеты, интернет, беседы со специалистами и др.), анализ и обработка информации.

  1.  Развитие идеи.

Анализ и синтез лучших идей. Разработка собственного банка идей. Выбор и развитие из многих альтернативных вариантов наиболее подходящего решения проблемы, детальное ее исследование. Оценка возможностей (интеллектуальных, материальных, финансовых) реализации своей идеи.

Выбор материалов, инструментов, оборудования; предварительные экономические расчеты, экологические ограничения и достоинства проекта, безопасность труда (техногенного или другого решения).

  1.  Планирование.

Разработка рациональной технологии реализации задуманного (проведение научного исследования, изготовление материальных объектов труда и т.д.).

  1.  Организация и технология выполнения проектов (проведения исследования, изготовление материального объекта труда).

Организация рабочего места (интеллектуальной деятельности).

Обработка и систематизация информации, полученной в ходе работы, результатов труда. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности.

  1.  Эколого-экономическое обоснование.

Проведение экологической экспертизы изделия или анализ экологических факторов, влияющих на выбор решения проблемы исследования. Подсчет себестоимости изготовленного изделия, предполагаемой прибыли и срока окупаемости или подробное рассмотрение экономических факторов, влияющих на выбор решения проблемы. Разработка (при необходимости) бизнес-плана, рекламы, товарного знака изделия или услуги. Выбор рынка для реализации интеллектуальной или материальной продукции, полученной в ходе проектирования, возможные идеи дальнейшего совершенствования.

  1.  Подведение итогов.

Подготовка письменной части проекта к защите. Самооценка проекта (рефлексия), анализ его достоинств и недостатков. Перспективы производства или использования результатов исследования.

  1.  Защита проекта.
  2.  Доклад и демонстрация интеллектуальной и материальной продукции; ответы на вопросы.

Творческий проект по технологии — это самостоятельная итоговая работа. Качество ее выполнения зависит от того, насколько прочны ваши знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях.

Это своего рода контрольная работа за определенный период учебы или результат изучения крупной темы.

Проект может состоять из отдельных частей, например эскизов, рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия или разработки технологического процесса. Он может содержать результаты испытаний, экономические расчеты и т. д.

Варианты проектов могут быть самыми различными. Творческим проектом может быть и услуга по организации (разработка сценария, технология проведения) какого-либо праздника или мероприятия.

Не обязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, выполнялся самостоятельно. Проект может быть выполнен совместно с несколькими одноклассниками, при этом работа каждого должна быть четко оговорена.

Творческий проект должен предусматривать создание нового, эффективного, конкурентоспособного изделия (или услуги), отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя (если проект выполнен с учетом реализации полученного изделия путем продажи).

Этапы выполнения творческого проекта

Работу над творческим проектом можно разделить на три этапа: подготовительный, технологический и заключительный (рис. 116).

Рис. 116. Схема выполнения творческого проекта

Подготовительный этап. Он включает в себя выбор темы проекта и ее обоснование, выбор и анализ конструкции изделия (услуги) и разработку технологии его изготовления (выполнения).

При выборе темы проекта надо обязательно изучить потребность в изделии, оценить возможность его изготовления: наличие необходимых материалов, инструмента и оборудования, соответствие предстоящей работы вашим технологическим возможностям и экономичность изделия.

После окончательного выбора темы проекта следует ее обоснование — письменное изложение в виде небольшого сочинения причин, на основании которых была выбрана данная тема.

Следующим шагом является выбор и анализ конструкции изделия. Конструкцию изделия можно выбирать по следующим критериям: оригинальность, доступность, эстетичность, безопасность. Здесь можно использовать конструкции изделий, увиденных в книгах и журналах, вносить и изменять в них какие-либо конструктивные элементы, конструировать по собственному замыслу. Разрабатываются несколько вариантов возможных конструкций изделия, и выбирается лучший из них на основании сравнения их достоинств и недостатков.

Заканчивается подготовительный этап разработкой технологии изготовления изделия — составлением технологического процесса или технологической карты. Здесь описывается весь процесс обработки и сборки изделия, указываются применяемые материалы, для каждой операции перечисляются необходимые инструменты и оборудование. Все чертежи деталей изделия и технологические карты называются технической документацией.

Технологический этап. На этом этапе выполняются операции, предусмотренные технологическим процессом. При изготовлении изделия следует строго соблюдать последовательность операций, указанных в технологической карте или технологическом процессе, безукоризненно придерживаться правил безопасной работы.

Заключительный этап. Здесь осуществляется окончательный контроль, выполняется рекламный проспект, определяются затраты на изготовление изделия, предлагаются возможные пути его реализации.

Рекламный проспект изделия включает в себя товарный знак производителя, наименование изделия и его назначение, несколько рекламных фраз.

Товарный знак может представлять собой эмблему, состоящую из букв (например, начальных букв фамилии и имени исполнителя проекта), слов, рисунков или их комбинаций.

Рекламные фразы должны привлекать внимание и пояснять основное назначение изделия.

Для определения затрат на изготовление изделия необходимо рассчитать стоимость материалов для изготовления изделия.

Защита проекта проводится в виде доклада перед всеми учащимися класса. К защите должны быть представлены: изделие, обоснование проекта, техническая документация, рекламный проспект проекта и экономический расчет,

В процессе выполнения проекта удобно применять компьютерную технику. С помощью компьютера вы подготовите обоснование проекта, выполните рекламный проспект изделия, выполните необходимые расчеты в процессе выполнения проекта, посчитаете стоимость материалов, необходимых для выполнения вашего проекта.

Творческий проект. Этапы выполнения проекта:

(подготовительный, технологический, заключительный),

обоснование темы проекта, выбори анализ конструкции изделия,разработка технологии изготовления изделия, техническая документация, рекламный проспект, товарный знак,

рекламные фразы, затраты на изготовление изделия, стоимость материалов.

  1.  Что называется творческим проектом? 2. Какие этапы выполнения творческого проекта вы знаете? 3. Что входит в подготовительный этап выполнения проекта? 4. По каким критериям следует выбирать лучший вариант конструкции изделия? 5. Что называется технической документацией? 6. Что входит в технологический этап выполнения проекта? 7. Что должно быть представлено к защите проекта? 8. Что включает в себя рекламный проспект?

  1.  Пример выполнения творческого проекта                 

    «Модель спортивного автомобиля»

  1.  Обоснование темы проекта
  2.  Я увлекаюсь моделями автомобилей. В магазинах можно найти самые разнообразные модели, но сделанные из металла стоят очень дорого, а пластмассовые быстро ломаются. Поэтому я решил смастерить какую-либо модель своими руками. Наиболее интересной для меня стала модель спортивного автомобиля. Для ее изготовления можно использовать любые материалы: плотный картон, жесть, проволоку или древесину. Я выбрал древесину лиственных пород (липу, осину, ольху и др.), она хорошо обрабатывается, отдельные детали изделия можно соединить с помощью клея ПВА, поверхность покрыть масляным лаком. Инструменты для обработки древесины есть в нашем доме.
  3.  На изготовление модели пойдет совсем немного материала, она не будет дорогой. Для того чтобы модель было легко изготовить, нужно разработать несложную технологию ее изготовления. Если что-то в готовой модели будет выглядеть недостаточно хорошо, всегда есть возможность ее доработать.
  4.  

Выбор и анализ конструкции изделия

  1.  Спортивные автомобили мы часто видим в журналах, на экране телевизора, и их внешний вид нам знаком. Но модель, в точности повторяющую форму

реального автомобиля, изготовить очень сложно. Поэтому лучше остановиться на конструкции, имеющей упрощенные формы (рис. 117).

Разработка эскизов деталей изделия

  1.  

Самая крупная деталь в модели автомобиля — это корпус (рис. 118). Для него понадобится брусок размером 160 х 60 х 35 мм.

Для изготовления колес (рис. 119) нужен цилиндрический брусок 030 мм, который будет распилен на два узких (передних) и два широких (задних) колеса.

Детали обтекателя и передний бампер (рис. 120, 121) можно выпилить из трехслойной фанеры толщиной 4 мм.

Деталь «водитель» (рис. 122) выполняется из цилиндрического бруска 015 мм.

Для соединения колес с корпусом модели необходимы четыре деревянных мебельных шканта — небольшие цилиндрические детали 08 мм и длиной 30...35 мм.

Технологический процесс изготовления изделия

Изготовление корпуса

1.   Выстрогать рубанком брусок размером 160 х 60 х 35 мм.

2.  Разметить с помощью линейки и карандаша центры отверстий и наколоть их шилом. Закрепить корпус в тисках или на верстаке и просверлить ручной дрелью 4 отверстия 08 мм на глубину 10 мм (см. рис. 118).

3.  Разметить скос капота корпуса. Закрепить корпус в тисках, опилить ножовкой скос и зачистить поверхность напильником.

4.  Сострогать рубанком фаски 5 мм на скосе капота корпуса.

5.  Разметить и запилить ножовкой паз на глубину 5 мм для установки бампера и косой паз для установки вертикальной стойки обтекателя. Зачистить пазы напильником.

Изготовление колес

6.  Выстрогать рубанком брусок квадратного сечения 32 х 32 мм и длиной 100...120 мм.

7.  Разметить центры окружностей на торцах бруска и вычертить на них циркулем окружности 030 мм.

8.  Сострогать рубанком четыре ребра бруска до получения восьмигранника. Придать заготовке цилин-

Техническая эстетика изделий

Наука, требующая создания изделий, имеющих привлекательный внешний вид, удачное соотношение между частями изделия, хорошее цветовое оформление, называется технической эстетикой.

Часто мы не задумываемся о внешней форме создаваемых изделий, так как считаем, что главное в конструировании — работоспособность изделия, однако это не так. Любая вещь должна быть красивой, гармонировать с окружающими ее предметами. Большое значение должно придаваться отделке изделия, его геометрической форме. Например, опытные авиамоделисты при одном только взгляде на модель могут определить, будет она хорошо летать или нет.

Оказывается, красота основана на различных вычислениях, законах математики. Самым распространенным, известным еще с глубокой древности под названием золотое сечение является пропорциональное отношение отрезков о и Ь, выражающееся формулой (о + Ь): а = о: Ь. Любое архитектурное сооружение, обладающее этим отношением, будет, на взгляд человека, казаться красивым.

На основе этого отношения можно графически построить или расчленить, например, стороны прямоугольника (рис. 86).

Рис. 86. Деление прямоугольников на основе золотого сечения

Творческий проект «Дверная ручка»

Выбор и обоснование проекта

Идея проекта возникла на основе моих наблюдений и исследований дверных ручек. Я обнаружил много недостатков ручек, имеющихся на дверях в школе и дома. У нас в доме скобяные ручки. Они опасны, так как можно повредить пальцы или прищемить себе ладонь зазором расшатавшейся ручки и даже порезаться острыми кромками головок шурупов.

В хозяйственном магазине я видел шаровидные ручки, изготовленные из цветного стекла. Они красивы, и мне кажется, будут удобны в эксплуатации. Аналогичные маленькие ручки на наших шкафах. Вдохновленный идеей, я решил выточить на токарном станке большие круглые деревянные ручки для дверей.

Развитие идеи проекта. Мой проект будет состоять из разработки конструкции и изготовления ручки, а также обоснования необходимости изделия и экономических расчетов, которые я изложу в пояснительной записке.

Я столкнулся с рядом проблем, которые необходимо решить при выполнении проекта.

/. Традиции. Ручка двери может быть круглой, шаровидной или овальной формы, в виде металлической скобы. Из рассказов родителей я узнал, что раньше в доме были в основном деревянные шаровидные ручки.

  1.  Выбор материала. Лучше всего сделать ручку из древесины с красивой текстурой, например красного дерева, бука, дуба или ясеня. Можно выточить дверную ручку и из любой другой древесины, а затем окрасить в белый, красный, черный или какой-нибудь другой цвет.
  2.   Разработка конструкций и вариантов крепления ручки к двери. Я предполагаю разработать несколько конструкций и форм ручки и выбрать лучшую, наиболее красивую. Для крепления ручки с разрешения родителей в двери просверлю отверстие. В отверстие вставлю металлический стержень или трубку и на нее с обеих сторон закреплю ручки. Это можно сделать склеиванием, на резьбе, гайками, расклепыванием.
  3.   Выбор формы. Ручка шарообразной формы безопасна и удобна в эксплуатации. Если ее выполнить из древесины, она не будет охлаждаться от мороза.
  4.  Изготовить такую ручку мне будет по силам. На уроках технологии я уже научился точить заготовки из древесины на токарном станке. Однако как крепить деревянную ручку на резьбе, я пока не знаю. Крепить гайками трудно, да они будут отвинчиваться. Легче расклепать трубки на торцах и таким образом закрепить ручки.
  5.  5. Разметка и последовательность изготовления ручки. Для этого мне придется составить технологическую карту.
  6.  6.  Оборудование и инструменты. Выточить ручку можно на станке СТД-120М. Учитель подсказал, что просверлить ручку точно по центру можно сверлом в патроне на токарном станке ТВ-6, и обещал мне помочь.
  7.  7. Экономические расчеты. Попробую рассчитать себестоимость дверной ручки. Если она окажется низкой, то я предложу моим одноклассникам изготовить такие же ручки для дверей в их квартирах.
  8.  8.  Экологичность. Ручка из натуральной древесины, экологична, то есть не содержит вредных примесей, в холодное время года она останется теплой. Клей я буду держать в руке и пользоваться им осторожно, поэтому моя работа будет безопасной.
  9.  
  10.  Выявленные проблемы я постараюсь изложить в виде опорной схемы размышлений.
  11.  Варианты ручек проработаны мной в эскизах с текстовыми пояснениями.
  12.  
  13.  Вариант 1. Шаровидная ручка.
  14.  Ручки вытачиваются в виде шаров. Отверстия сквозные или глухие. Крепятся с трубкой клеем.
  15.  

Достоинства: простая в изготовлении.

  1.  Недостатки: непрочная, неудобная в использовании.
  2.  Вариант 2. Полукруглая ручка.
  3.  Шар разрезается на две части. Каждая часть крепится на трубке выпуклостью внутрь или наружу.
  4.  Достоинства: простая в изготовлении.
  5.  Недостатки: некрасивая и непрочная.
  6.  Вариант 3. Удлиненная ручка.
  7.  Для прочности крепления ручка удлинена. Отверстие сквозное или глухое.
  8.  Достоинства: простая в изготовлении.
  9.  Недостатки: длинная, не очень красивая и не слишком прочная.
  10.  Вариант 4. Фигурная ручка.
  11.  Трубка расклепывается или развальцовывается на торцах. Крепление простое и прочное.
  12.  Достоинства: прочная, удобная и довольно красивая.
  13.  Недостатки: сложная в изготовлении.
  14.  

  1.  Для выбора варианта ручки я показал рисунки вариантов ручек одноклассникам и спросил их, какая ручка лучше. Вариант 1 понравился пяти ученикам, вариант 2 — никому, вариант 3 — десяти, вариант 4 — пятнадцати. Результаты опроса я записал в виде таблицы.
  2.  

Вариант ручки

1

2

3

4

Выбор учащимися, человек

5

0

10

15

  1.  Я сделал окончательный выбор — вариант 4.
  2.  Чертеж ручки. Чертеж будет сборочным, так как изделие состоит из трех деталей: двух одинаковых ручек и трубки. К сборочному чертежу я составил спецификацию в виде таблицы.
  3.  

  1.  
  2.  Расклепать
  3.  Дверная ручка. Сборочный чертеж:
  4.  1 — ручка; 2— трубка; 3— дверь; 4— клей 

Спецификация к сборочному чертежу дверной ручки

Поз.

Обозначение

Наименование

Кол.

Примечание

Документация

ТП 00.001

Сборочный чертеж

*

Детали

7

ТП 00.001

Ручка

2

Древесина

2

ТП 00.002

Трубка

1

Сталь

3

Дверь

1

Материалы

Клей

БФ-88

Технология изготовления   изготовление дверной ручки   

Вначале я подберу трубку. Затем выточу и просверлю ручки. Просверлю дверь, вставлю на клей трубку в дверь и одену две ручки. Торцы трубок расклепаю. Всю последовательность запишу в технологической карте.

Таблица. Технологическая карта изготовление дверной ручки

№ п/п

Последовательность

выполнения работ

(операций)

Изображение

Оборудование и инструменты

1

2

3

4

1

Подобрать, разметить и отрезать металлическую трубку 010 мм и длиной 150 мм

=

Линейка, карандаш, штангенциркуль, напильник, ножовка по металлу, тиски

Испытание изделия

Испытания показали, что одна из ручек отклеилась и вылезла из трубки. Оказалось, что трубка не расклепалась (не развальцевал ась). Да и сделать это одному было трудно, так как трубка с другого торца должна упираться во что-либо. Я попросил отца помочь придержать трубку, подставив молоток или топор. Но отец неожиданно предложил новое решение — запилить трубку на 10... 15 мм, насадить ручку на трубку с клеем и с торца забить в трубку намазанный клеем маленький деревянный конус. Трубка при этом расклинится и прочно удержит ручкл: Так мы и сделали. Получилось простое и прочное соединение. Выступающий конец конуса я отпилил и зачистил.

Экономические расчеты

Расчет себестоимости С изделия будет состоять из расчета стоимости трубки Ср древесины С2 на комплект из двух ручек, клея С3, электроэнергии на работу станков С4, оплаты труда С5:

В магазине стройматериалов я узнал, что трубка диаметром 10 мм и длиной 1 м стоит 30 рублей. На ручку потребовалось 150 мм трубки, стоимость трубки составила: С1 = 4,5 руб.

На две ручки потребовался брусок размером 60x60x180 мм. Цена брусков за 1 м3 равна 2000 руб.

Объем бруска составил 6x6x18 = 648 (см3), или 0,648 дм3.

Так как в 1 м3 содержится 1000 дм3, то 1 дм3 будет стоить 2 руб., а 0,648 дм3 — 1,29 руб. Округлим до 1,3 руб. Таким образом, С2 = 1,3 руб.

На склеивание ручки потребовалось У4 тюбика клея. Тюбик клея стоит 20 руб. Стоимость клея составила С3 = 5 руб.

На точение и сверление комплекта из двух ручек потребовалось 3 ч работы на станке. Мощность их электродвигателей равна 1,5 кВт. Таким образом, потребовалось электроэнергии 4,5 кВт-ч.

Цена электроэнергии за 1 кВт-ч — 1,0 руб.

Стоимость потребной (или затраченной) электроэнергии составила С4 = 4,5 руб.

Оплата труда рассчитывалась из расчета 600 руб. в месяц. В месяце около 20 рабочих дней. За один рабочий день я заработаю 30 руб.

На выполнение и оформление всего проекта мне потребовалось два дня по 6 ч работы, в том числе на изготовление изделия — один день, то есть 6 ч.

Итак, за один день я заработал 30 руб. С5 = 30 руб.

Общая себестоимость изделия составила:

С =С1 + С2345 = 4,5 +1,3 + 5 + 4,5 + 30 ==45,3 (руб.).

Защита и оценка проекта

Для защиты проекта я оформил на компьютере и распечатал на принтере пояснительную записку с рисунками и таблицами. Представил изготовленный комплект ручки. Предварительно потренировался в защите проекта дома. Родители и друзья положительно оценили мой проект. Теперь я готовлюсь к защите в классе перед товарищами и учителем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17886. ПРАКТИКА ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 31.22 KB
  НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: ПРАКТИКА ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Определить условия общего и частичного равновесия ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ ЗАНЯТИЯ 1. Уравнения потребительского спроса. Спрос отдельного потребителя на каждо
17887. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА НА ПРАКТИКЕ 99.48 KB
  НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА НА ПРАКТИКЕ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Определить ключевые понятия в экономической роли государства на практике выявить основные причины отказа рынка или фиаско рынка познакомиться с различными вариантами ...
17888. Микроэкономика. Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины 216.5 KB
  Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины Микроэкономика для студентов обучающихся по направлениям 0305 Экономика и предпринимательство и Менеджмент всех форм обучения Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины ...
17889. СВІТОВЕ ГОСПОДАРСТВО ЯК ЦІЛІСНА СИСТЕМА. ЗАГАЛЬНОЦИВІЛІЗАЦІЙНІ ЕКОНОМІЧНІ ОЗНАКИ ТА КРИТЕРІЇ 277 KB
  Тема 1 . СВІТОВЕ ГОСПОДАРСТВО ЯК ЦІЛІСНА СИСТЕМА. ЗАГАЛЬНОЦИВІЛІЗАЦІЙНІ ЕКОНОМІЧНІ ОЗНАКИ ТА КРИТЕРІЇ ПЛАН Поняття світового господарства 2. Загальне поняття €œміжнародна економіка€ 3. Загальноцивілізаційні економічні ознаки та критерії. Пре...
17890. ВИДІЛЕННЯ ПІДСИСТЕМ СВІТОВОГО ГОСПОДАРСТВА ТА ПОКАЗНИКИ ЙОГО РОЗВИТКУ 204 KB
  Тема 2 . ВИДІЛЕННЯ ПІДСИСТЕМ СВІТОВОГО ГОСПОДАРСТВА ТА ПОКАЗНИКИ ЙОГО РОЗВИТКУ ПЛАН Критерії виділення підсистем світового господарства. Основні показники розвитку світового господарства. Групи країн у світовій економіці. Класифікації країн за метод...
17891. ГЛОБАЛЬНА ЕКОНОМІЧНА СИСТЕМА: КОНЦЕПЦІЇ ТА МОДЕЛІ РОЗВИТКУ 101 KB
  Тема 3 . ГЛОБАЛЬНА ЕКОНОМІЧНА СИСТЕМА: КОНЦЕПЦІЇ ТА МОДЕЛІ РОЗВИТКУ ПЛАН 1. Концепції глобальної економічної системи 2. Головні елементи міжнародної економічної системи 3. Моделі економічного розвитку 1. Концепції глобальної економічної системи Світов...
17892. МІЖНАРОДНА ТОРГІВЛЯ 354.5 KB
  тема 4. Міжнародна торгівля 1. Сутність міжнародної торгівлі та її роль в системі світогосподарських зв’язків. Еволюція теорій міжнародної торгівлі 2. Види та методи сучасної міжнародної торгівлі 3. Міжнародна торгівля послугами 4. Показники міжнародної торгівлі 5.
17893. Світова економіка: суть, основні закономірності і тенденції її розвитку на рубежі ХХ-ХХ1вв 53 KB
  Лекція 1. Світова економіка: суть основні закономірності і тенденції її розвитку на рубежі ХХХХ1вв. Світова економіка є складною системою що включає безліч складових її елементів. Основу цієї системи утворюють міжнародне і обмежене рамками окремих держав національне в...
17894. Субєкти сучасного світового господарства і система показників, що характеризують їх місце в світовій економіці 45.5 KB
  Лекція 2. Суб'єкти сучасного світового господарства і система показників що характеризують їх місце в світовій економіці. 1. Основні типи держав і їх економічних об'єднань в світовій економіці У міжнародній практиці всі країни світу підрозділяються на три основні груп