35788

МОЙ ВЫБОР. Рабочая тетрадь проекта по профессиональному самоопределению

Практическая работа

Педагогика и дидактика

И мы надеемся рабочая тетрадь Мой выбор поможет Вам в этом так как проблема выбора профессии рано или поздно встаёт перед любым человеком. Правильный выбор профессии можно назвать той ступенькой которая поможет Вам добиться творческих успехов достичь поставленных целей найти смысл своей жизни. Только серьёзные размышления о своём месте в жизни и активная деятельность по выбору профессии приведут Вас к верному решению. Основная цель рабочей тетради – помочь Вам понять себя свои особенности цели в жизни и на основе этого сделать...

Русский

2013-09-19

102 KB

225 чел.

Муниципальное общеобразовательное учреждение          

средняя общеобразовательная школа №2  г. Нижние Серги                                

  Свердловской области

Рабочая тетрадь

проекта по профессиональному самоопределению

«МОЙ ВЫБОР»

                                      

                        Составитель: Слизов Иван Александрович

                                    

                                               Руководитель: Архипова Ирина Владимировна

Нижние Серги, 2011 г.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «ПРОЕКТ «МОЙ ВЫБОР»

Труд, в котором достигаются не только собственные цели, но и цели общества позволяет человеку стать счастливым, найти смысл своей жизни, добиться выдающихся успехов. Но труд приносит радость и успех только тогда, когда он по душе.

Спросите себя и других: «Каким человеком Вы вырастите?», «Кем Вы станете?», «Какую профессию выберете»?  Вы получите множество ответов. Но важнее всего для Вас сейчас – найти свой, единственно верный, подходящий только Вам ответ на эти вопросы. Важнее всего для Вас сейчас совершить свой собственный профессиональный и жизненный выбор.

И мы надеемся, рабочая тетрадь «Мой выбор» поможет Вам в этом, так как проблема выбора профессии рано или поздно встаёт перед любым человеком. И только от Вас, от Вашего решения зависит Ваше  будущее и будущее всего нашего общества.

Правильный выбор профессии можно назвать той ступенькой, которая поможет Вам добиться творческих успехов, достичь поставленных целей, найти смысл своей жизни.  

Только серьёзные размышления о своём месте в жизни и активная деятельность по выбору профессии приведут Вас к верному решению.

Основная цель рабочей тетради – помочь Вам понять себя, свои особенности, цели в жизни и на основе этого сделать правильный выбор профессии, совершить профессиональное самоопределение.

Следуйте инструкциям, выполняйте все задания и в итоге Вы получите пояснительную записку к своему творческому проекту, которую можете распечатать. Успехов Вам!

I-й этап – Исследовательский

Шаг 1: Проблема

Этот шаг является самой первой ступенью в процессе проектирования. Прежде всего, на этом этапе необходимо осуществить поиск проблемной области.

Определите проблемную область в проектировании своего профессионального пути:


Проблемной областью является выбор профессии, пригодность к каком-либо виду профессиональной деятельности.

Шаг 2: Осознание проблемной области 

Из проблемной области выделите различные подпроблемы, которые помогут Вам добиться поставленной цели:

Шаг 3: Определение потребности и её формулировка

Потребностью каждого молодого человека является умение осуществлять выбор профессии в соответствии со своими интересами и возможностями.

Подумайте и запишите, что необходимо учитывать при выборе профессии:

1.Свои возможности

2.Учебные заведения

3.Личное предпочтение профессии

4.Здоровье

5.План достижения цели

6.Перспективы профессии

Шаг 4: Определение конкретной задачи и ее формулировка

Целью творческого проекта является профессиональное самоопределение человека.

Подумайте и запишите какие задачи нужно решить, чтобы достичь поставленной цели:

1.Получить образование

2.Устроиться на работу

3. «Идти по карьерной лестнице»

Шаг 5: Выявление основных параметров и ограничений

В процессе проектирования могут возникнуть затруднения, которые ограничивают сферу поиска.

Запишите те затруднения, которые могут препятствовать Вашему профессиональному самоопределению и выбору профессию:

1.Недостаток умственных способнойтей

2.Ограничение по здоровью

3.Учебные заведения

Решение названного круга вопросов – сложный и трудоемкий процесс, требующий квалифицированной помощи психолога, профконсультанта, собственный усилий.

Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций

На этом этапе необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности.

С помощью СМИ и Интернет-ресурсов узнайте, какие новые специальности появились в последние годы, в чем заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им. Выберите 3 специальности, наиболее привлекательных для Вас и опишите их.

Специальность 1:Менеджер высшего и среднего звена

Содержание труда по первой специальности:

Деятельность менеджера как управленца направлена главным образом на обеспечение роста прибыли организации. Ее конкретное содержание во многом определяется направлением специализации и уровнем менеджера. Здесь укажем только общие для всех менеджеров элементы труда.

Любой менеджер организует деятельность подчиненных, исходя из стратегии развития своей компании. Менеджер работает с другими людьми для достижения целей организации и экономического успеха. Он разрабатывает бизнес-план, планирует деятельность, ставит подчиненным задачи, мотивирует их на выполнение, наделяет их ресурсами и полномочиями, контролирует их труд, оценивает их работу, дает им обратную связь. Он изучает спрос и предложение на рынке; проводит переговоры (внутренние коммуникации, с персоналом, и внешние, с представителями других организаций). Он ищет средства и ресурсы для достижения целей организации. Он принимает участие в процессе приема, подбора кадров и оказывает помощь в профессионально-квалификационном росте работников. Он проводит переговоры, беседует с клиентами. Он готовит консолидированные отчеты и проводит презентации.

Учебные заведения, в которых можно получить данную специальность: СИНХ, ВШЭ УрФУ, Институт Эконимике и бизнеса,

Специальность 2:Программист

Содержание труда по второй специальности:

Программист разрабатывает и внедряет программные коды, типовые и стандартные программные средства.

Также программист:

Разрабатывает программное обеспечение;

Разрабатывает операционные системы, их интерфейс, работает с сетями;

Разрабатывает алгоритмы и программы на основе математических моделей;

Разрабатывает технологии решения задач по обработке информации, определяет схемы и алгоритмы обработки данных, выбирает язык программирования для описания составленных алгоритмов;

Изучает информационные технологии, выполняет построение информационной среды;

Работает с глобальными сетями;

Адаптирует имеющиеся программы под особенности конкретного предприятия;

Разрабатывает инструкции по работе с компьютерными программами, оформляет техническую документацию, и т.п.

Учебные заведения, в которых можно получить данную специальность: УрФУ, УГГУ, УрГУПС, СИНХ

Специальность 3:врач

Содержание труда по третьей специальности:

Врач выявляет причины различных заболеваний, оказывает плановую и экстренную медицинскую помощь.

Врач проводит диагностику и лечение больных в больнице (стационарно) либо в поликлинике (амбулаторно).

Врач проводит санитарно-просветительскую работу среди населения, мероприятия для профилактики болезней, а также занимается реабилитацией больных в период восстановления.

Врач пропагандирует среди пациентов здоровый образ жизни и занимает активную позицию в борьбе с наркотиками, алкоголизмом и курением.

Врач (особенно в научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках) занимается разработкой и внедрением новых методов диагностики и лечения заболеваний.

Учебные заведения, в которых можно получить данную специальность: УгМА

Шаг 7: Построение опорной схемы размышлений

Для дальнейшей работы над проектом необходимо разработать опорную схему размышлений, где необходимо указать факторы и условия, которые следует учитывать при решении данной проблемы.

Ориентируясь на этот алгоритм, вы должны проследить как будет происходить ваш выбор профессии:

II –й этап – Выработка проектного решения

Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернатив

Приступаем к исследованию пунктов опорной схемы размышления.

Для определения профессиональных интересов и склонностей используйте методику «Опросник профессиональной готовности».

На основании полученных результатов выберите одну из сфер профессиональной деятельности и заштрихуйте соответствующий прямоугольник цветным карандашом:

Сферы профессиональной деятельности

Шаг 9: Изучение интересов и склонностей

Изучите свои интересы и склонности и помощью психодиагностической методики «Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова».

Какая из пяти сфер профессиональной деятельности в большей мере соответствует вашим результатам? Заштрихуйте ее:

Шаг 10: Изучение требований к профессиям

Познакомьтесь с требованиями к различным сферам профессиональной деятельности. Соотнесите их со своими личностными характеристиками, подумайте, насколько у вас развиты те качества, которые необходимы специалисту тому или иному типу профессий. Выберите ту сферу, которая наиболее вам подходит:

Шаг 11: Профессиональные ограничения

Изучите ограничения по сферам профессиональной деятельности и выберите наиболее предпочтительные для вас типы профессиональной деятельности:

Шаг 12: Изучение содержания будущей профессиональной деятельности

Ознакомьтесь с профессиограммами и психограммами сфер профессиональной деятельности и выберите ту сферу, которая лучше всех сочетается с параметрами, выявленными в шагах № 9 и 11 .

Знакомство с профессиограммой и психограммой профессии можно осуществить по следующей схеме:

Шаг 13: Выявление индивидуальных характеристик

Ознакомьтесь с методиками, которые рекомендованы для выбранной вами сферы профессиональной деятельности и определите и изучите свои индивидуальные личностные и психофизиологические характеристики. Зафиксируйте полученные результаты:

  1.  Психофизиологические показатели (показатели здоровья):

Медицинские ограничения для менеджера:

некорректируемые нарушения зрения и слуха,

вирусоносительство (туберкулез и т.п.),

выраженные дефекты речи,

серьезные заболевания сердечно-сосудистой системы,

рассеянность, невнимательность,

слабая оперативная и долговременная память,

нервно-психические заболевания.

2. Знания, умения, навыки:

На мой взгляд достаточно, но нужно еще много работать над совершенстваванием их

3. Особенности развития познавательных процессов.

- ощущения и восприятие: быстрое

- память: средняя

- внимание сфокусированное

- мышление обширное

- интеллект

- речь

- воображение

4. Профессионально-важные качества:

развитые лексические способности,

развитые логические способности,

сильно выраженная склонность к управленческой работе,

склонность к работе в сфере общения,

выраженная активность и физическая подвижность,

высокая эмоциональная устойчивость.

Соотнесите полученные результаты с требованиями и ограничениями к вашей сфере профессиональной деятельности, приведенными в шагах № 10,

11

Если полученные результаты вас не устраивают, то возвратитесь к шагу № 8 и выберите другой вариант.

В итоге вы должны определить одну сферу профессиональной деятельности, которая наиболее вам подходит. При этом удобно воспользоваться банком профессий и выбрать из него заинтересовавшую вас специальность, изучить ее описание и характеристики.

Специальность Менеджер

Профессиограмма специальности менеджер:

1) Общая характеристика профессии

Деятельность менеджера как управленца направлена главным образом на обеспечение роста прибыли организации. Ее конкретное содержание во многом определяется направлением специализации и уровнем менеджера. Здесь укажем только общие для всех менеджеров элементы труда.

Любой менеджер организует деятельность подчиненных, исходя из стратегии развития своей компании. Менеджер работает с другими людьми для достижения целей организации и экономического успеха. Он разрабатывает бизнес-план, планирует деятельность, ставит подчиненным задачи, мотивирует их на выполнение, наделяет их ресурсами и полномочиями, контролирует их труд, оценивает их работу, дает им обратную связь. Он изучает спрос и предложение на рынке; проводит переговоры (внутренние коммуникации, с персоналом, и внешние, с представителями других организаций). Он ищет средства и ресурсы для достижения целей организации. Он принимает участие в процессе приема, подбора кадров и оказывает помощь в профессионально-квалификационном росте работников. Он проводит переговоры, беседует с клиентами. Он готовит консолидированные отчеты и проводит презентации.

2) Профессионально-важные качества

Для успешного освоения профессии менеджера необходимы базовые знания по математике, русскому языку, обществоведению. Желательно знание иностранных языков.

Квалифицированный менеджер должен знать:

трудовое законодательство,

научную организацию производства и специфику своего предприятия,

закономерности ценообразования и налогообложения,

основы маркетинга и рекламы,

технику ведения деловых переговоров.

Квалифицированный менеджер должен уметь:

управлять большим количеством сотрудников,

осуществлять бизнес-планирование, четко определяя сроки, ресурсы, средства и методы достижения цели,

ставить задачи подчиненным, мотивировать их,

организовывать деятельность подчиненных, наделяя ресурсами, определяя их функционал, компетентность и зоны ответственности,

контролировать деятельность подчиненных, давать им конструктивную обратную связь,

держать в голове большой объем информации из разных источников,

пользоваться современной оргтехникой,

целенаправленно заниматься развитием подчиненных и саморазвитием.

3) Содержание труда

__Деятельность менеджера как управленца направлена главным образом на обеспечение роста прибыли организации. Ее конкретное содержание во многом определяется направлением специализации и уровнем менеджера. Здесь укажем только общие для всех менеджеров элементы труда.

Любой менеджер организует деятельность подчиненных, исходя из стратегии развития своей компании. Менеджер работает с другими людьми для достижения целей организации и экономического успеха. Он разрабатывает бизнес-план, планирует деятельность, ставит подчиненным задачи, мотивирует их на выполнение, наделяет их ресурсами и полномочиями, контролирует их труд, оценивает их работу, дает им обратную связь. Он изучает спрос и предложение на рынке; проводит переговоры (внутренние коммуникации, с персоналом, и внешние, с представителями других организаций). Он ищет средства и ресурсы для достижения целей организации. Он принимает участие в процессе приема, подбора кадров и оказывает помощь в профессионально-квалификационном росте работников. Он проводит переговоры, беседует с клиентами. Он готовит консолидированные отчеты и проводит презентации.

4) Условия труда

Менеджер работает в условиях интенсивного высокоинтеллектуального умственного труда, обычно в офисном помещении. У него подвижный образ деятельности. Ему требуются хорошо развитые организаторские и коммуникативные навыки для руководства подчиненными, для делового общения с представителями других организаций, а также умение работать в команде управленцев.

Главные средства труда менеджера: его профессионализм и опыт, креативное словесно-логическое мышление, умение убеждать. Дополнительные средства труда: компьютер.

Менеджер сам ставит задачи себе и подчиненным. При этом менеджер (в отличие от предпринимателя) жестко ограничен в принятии решений набором норм, правил, заданных собственниками организации.

5) Необходимые знания, умения, навыки

Для успешной деятельности в качестве менеджера необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

интерес к работе с информацией,

креативность,

хорошо развитое внимание,

способность концентрироваться на задаче и быстро переключаться с одной задачи на другую,

развитые лексические способности,

развитые логические способности,

сильно выраженная склонность к управленческой работе,

склонность к работе в сфере общения,

выраженная активность и физическая подвижность,

высокая эмоциональная устойчивость.

6) Требования профессии к человеку

Современная профессия менеджера, как правило, требует наличие высшего образования.

7) Медицинские противопоказания

Медицинские ограничения для менеджера:

некорректируемые нарушения зрения и слуха,

вирусоносительство (туберкулез и т.п.),

выраженные дефекты речи,

серьезные заболевания сердечно-сосудистой системы,

рассеянность, невнимательность,

слабая оперативная и долговременная память,

нервно-психические заболевания.

8) Психограмма профессии

Профессиональное качество

Уровень развития

качества

1

2

3

4

5

интерес к работе с информацией

/

креативность

/

хорошо развитое внимание,

/

способность концентрироваться на задаче и быстро переключаться с одной задачи на другую

/

развитые лексические способности

/

развитые логические способности

/

сильно выраженная склонность к управленческой работе

/

склонность к работе в сфере общения

/

выраженная активность и физическая подвижность

/

высокая эмоциональная устойчивость.

/

III –й этап – Технологический

Шаг 14: Определение путей получения профессии

Теперь, когда вы уже осуществили свой выбор и определили будущую специальность, определите пути получения профессии:

УрФУ, УрГУ,

Шаг 15: Выбор места обучения

Обучение по каждому из путей может быть платным или бесплатным. В соответствии с ограничениями, которые вы установили в шаге № 5, выберите для себя вид обучения (заштрихуйте соответствующий прямоугольник):

Теперь выберите учебное заведение (одно или несколько), в котором(ых) вы бы хотели получить свою будущую специальность и запишите его (их) название(я):

УрФУ

Шаг 16: Профессиональная проба

Итак, после того, как вы определили свою будущую специальность, а также путь ее получения, необходимо провести профессиональную пробу, которая является важнейшим этапом в профессиональном самоопределении.

Только пройдя ее, вы сможете полностью убедиться, подходит ли вам профессия или нет.

После прохождения профессиональной пробы сделайте вывод о том, следует ли приобретать данную специальность или выбрать другую. Вы всегда можете вернуться в шаг № 13 и сделать другой выбор.

1) Название профессиональной пробы

Тест по профопределению

2) Содержание профпробы

20 вопросов теста по профессиональному самоопределению

3) Полученные результаты

___Результаты теста показали, что я пригоден иметь профессию, связанную с управленческой деятельностью.

4) Вывод о соответствии выбранной профессии Вашим интересам и склонностям
да,  соответствует

Шаг19: Самооценка

Вернитесь ко 2, 4 и 7-му пунктам. Проанализировав их, попытайтесь самостоятельно дать себе оценку. При этом необходимо учитывать, сделано ли то, что запланировано.

Самооценка:

Я думаю, что я определился с выбором профессии, поставил цели, наметил планы, нужно идти к ним.

Если результаты, полученные в ходе выполнения работы Вас полностью устраивают, то Вы смогли удачно развить идею проекта и теперь можете воплощать ее в жизнь.


Проблемное поле анализа профессиональной деятельности

Выбор профессиональной деятельности

Пригодность по здоровью

Выбор учебного заведения

Умственная пригодность

8:        Программа совершенствования и развития

4:         Соотнесение индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности

3:         Выявление индивидуальных личностных и психофизиологических характеристик

5:         Определение социально-экономических факторов выбора профессии: пути и условия получения профессионального образования, материальные затраты на обучение и т.д.

7:        Профессиональные планы и перспективы

2:          Анализ сферы профессиональной деятельности в соответствии с интересами и склонностями

:          Определение профессиональных интересов и склонностей

6:        Профессиональная проба

Человек - Техника

Человек - Природа

Человек - Человек

Человек – Художественный образ

Человек – Знаковая система

Человек - Техника

Человек - Природа

Человек - Человек

Человек – Художественный образ

Человек – Знаковая система

Человек - Техника

Человек - Природа

Человек - Человек

Человек – Художественный образ

Человек – Знаковая система

Человек - Техника

Человек - Природа

Человек - Человек

Человек – Художественный образ

Человек – Знаковая система

Человек - Техника

Человек - Природа

Человек - Человек

Человек – Художественный образ

Человек – Знаковая система

Профессиограмма

Общая характеристика профессии

Содержание труда

Необходимые знания

Условия труда

Требования профессии к человеку

Профессионально важные качества

Медицинские противопоказания

Человек - Техника

Человек - Природа

Человек - Человек

Человек – Художественный образ

Человек – Знаковая система

Платное

Бесплатное


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25328. Кожная рецепция 24 KB
  Ее рецепторы представляют собой свободные нервные окончания и сложные образования тельца Мейснера тельца Пачини в которых нервные окончания заключены в специальную капсулу. Это механорецепторы реагирующие на растяжение давление и вибрацию. При температуре кожи 3137С эти рецепторы почти неактивны. Ниже этой границы холодовые рецепторы активизируются пропорционально падению температуры затем их активность падает и совсем прекращается при 12 С.
25329. Интеро- и проприорецепция 30.5 KB
  Все эти рецепторы представляют собой механорецепторы специфическим раздражителем которых является их растяжение. Сухожильные рецепторы оплетают тонкие сухожильные волокна окруженные капсулой. Таким образом в отличие от мышечных веретен сухожильные рецепторы информируют нервные центры о степени напряжения мышц и скорости его развития.
25330. Двигательный анализатор 39.5 KB
  Интрафузалъные волокна подразделяются на два типа: 1 длинные толстые с ядрами в ядерной сумке которые связанны с наиболее толстыми и быстропроводящими афферентными нервными волокнами они информируют о динамическом компоненте движения скорости изменения длины мышцы и 2 короткие тонкие с ядрами вытянутыми в цепочку информирующие о статическом компоненте удерживаемой в данный момент длине мышцы. Другие суставные рецепторы возбуждаются только в момент движения в суставе т. посылают информацию о скорости движения.
25331. РЕГУЛЯЦИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ 37 KB
  Им был разработан новый метод изучения желудочной секреции. Парасимпатические влияния приводят к усилению кровотока и повышенной секреции слюны. В секреции желудочных желез выделено три фазы: сложнорефлекторная желудочная и кишечная. Возбуждение секреции во вторую фазу желудочного пищеварения обусловлено импульсами из механорецепторов передаваемыми в пищеварительный центр по центростремительным ветвям блуждающего нерва.
25332. Функции печени в связи с всасыванием 45.5 KB
  В процессах пищеварения она принимает весьма многообразное участие которое проявляется в следующем: желчь активирует ферменты выделяемые поджелудочной и кишечными железами наиболее сильно выражена активация липазы которая расщепляет примерно в 20 раз больше жира после прибавления желчи к раствору; желчь эмульгирует жиры чем способствует их расщеплению и всасыванию; желчь усиливает движения кишок и возбуждает при поступлении в кишечник секрецию поджелудочной железы. Все изложенное свидетельствует о важной роли желчи в пищеварении в...
25333. Обмен веществ, энергии и информации 27 KB
  В процессе обмена веществами энергией и информацией с внешней средой происходит формирование структур живого тела восстановление их снашивающихся элементов а также освобождение энергии для поддержания жизнедеятельности организма. Обмен энергии обеспечивает поддержание жизнедеятельностисохранение устойчивого неравновесного негэнтропийного состояния живого тела. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ ТЕПЛООБРАЗОВАНИЕ И ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА Способность организма человека поддерживать постоянную температуру обусловлена сложными биологическими и физикохимическими...
25334. ОБМЕН БЕЛКОВ 24.5 KB
  В состав белков входят различные аминокислоты к вторые подразделяются на заменимые и незаменимые. Из печени такие аминокислоты поступают в ткани и используются для синтеза тканеспецифичных белков. При избыточном поступлении белков с пищей после отщепления от них аминогрупп они превращаются в организме в углеводы и жиры.
25335. ОБМЕН ЛИПИДОВ 25.5 KB
  Общее количество жира в организме человека колеблется в широких пределах и составляет 1020 массы тела при ожирении оно может достигать 4050. Жировые депо в организме непрерывно обновляются. При обильном углеводном питании и отсутствии жиров в пище синтез жира в организме может происходить из углеводов.
25336. ОБМЕН УГЛЕВОДОВ 23.5 KB
  Избыток глюкозы в печени фосфорилируется и переходит в гликоген. При уменьшении концентрации глюкозы в крови резко снижается физическая работоспособность. Важным производным глюкозы является аскорбиновая кислота витамин С которая не синтезируется в организме человека. При голодании запасы гликогена в печени и концентрация глюкозы в крови уменьшаются.