35899

Реляционная модель. Свойства и основные особенности реляционной модели Информационный принцип наполнения БД. Замкнутость реляционных систем, проявление замкнутости в синтаксе языка SQL

Контрольная

Информатика, кибернетика и программирование

Техническая статья Реляционная модель данных для больших разделяемых банков данных доктора Е. 12 правил Кодда Реляционная СУБД должна быть способна полностью управлять базой данных через ее реляционные возможности. Онлайновый реляционный каталог описание БД и ее содержания должны быть представлены на логическом уровне как таблицы к которым можно применять запросы используя язык базы данных. Он должен поддерживать описание структуры данных и манипулирование ими правила целостности авторизацию и транзакции.

Русский

2013-09-20

45 KB

26 чел.

1 вопрос. Реляционная модель. Свойства и основные особенности реляционной модели Информационный принцип наполнения БД. Замкнутость реляционных систем, проявление замкнутости в синтаксе языка SQL.

Реляционная модель – данные представлены в виде набора таблиц, и имеются некоторые программные элементы, кот-е обеспечивают взаимодействие между данными, находящимися в различных таблицах.

Техническая статья "Реляционная модель данных для больших разделяемых банков данных" доктора Е.Ф. Кодда, опубликованная в 1970 г., является родоначальницей современной теории реляционных БД. Доктор Кодд определил 13 правил реляционной модели (которые называют 12 правилами Кодда ).

12 правил Кодда

  1.  Реляционная СУБД должна быть способна полностью управлять базой данных через ее реляционные возможности.
  2.  Информационное правило - вся информация в реляционной БД (включая имена таблиц и столбцов) должна определяться строго как значения в таблицах.
  3.  Гарантированный доступ - любое значение в реляционной БД должно быть гарантированно доступно для использования через комбинацию имени таблицы, значения первичного ключа и имени столбца
  4.  Поддержка пустых значений (null value) - СУБД должна уметь работать с пустыми значениями (неизвестными или неиспользованными значениями), в отличие от значений по умолчанию и независимо для любых доменов.
  5.  Онлайновый реляционный каталог - описание БД и ее содержания должны быть представлены на логическом уровне как таблицы, к которым можно применять запросы, используя язык базы данных.
  6.  Исчерпывающий язык управления данными - по крайней мере, один из поддерживаемых языков должен иметь четко определенный синтаксис и быть всеобъемлющим. Он должен поддерживать описание структуры данных и манипулирование ими, правила целостности, авторизацию и транзакции.
  7.  Правило обновления представлений (views) - все представления, теоретически обновляемые, могут быть обновлены через систему.
  8.  Вставка, обновление и удаление - СУБД поддерживает не только запрос на отбор данных, но и вставку, обновление и удаление
  9.  Физическая независимость данных - на программы-приложения и специальные программы логически не влияют изменения физических методов доступа к данным и структур хранилищ данных.
  10.  Логическая независимость данных - на программы-приложения и специальные программы логически не влияют, в пределах разумного, изменения структур таблиц.
  11.  Независимость целостности - язык БД должен быть способен определять правила целостности. Они должны сохраняться в онлайновом справочнике, и не должно существовать способа их обойти.
  12.  Независимость распределения - на программы-приложения и специальные программы логически не влияет, первый раз используются данные или повторно.
  13.  Неподрывность - невозможность обойти правила целостности, определенные через язык базы данных, использованием языков низкого уровня

Для лучшего понимания РМД следует отметить три важных обстоятельства:

- модель является логической, то есть отношения являются логическими (абстрактными), а не физическими (хранимыми) структурами;

- для реляционных баз данных верен информационный принцип: всё информационное наполнение базы данных представлено одним и только одним способом, а именно — явным заданием значений атрибутов в кортежах отношений; в частности, нет никаких указателей (адресов), связывающих одно значение с другим;

- наличие реляционной алгебры позволяет реализовать декларативное программирование и декларативное описание ограничений целостности, в дополнение к навигационному (процедурному) программированию и процедурной проверке условий.

Кроме того, в состав реляционной модели данных включают теорию нормализации.

Реляционная алгебра представляет собой набор операторов, использующих отношения в качестве аргументов, и возвращающие отношения в качестве результата. Реляционная алгебра замкнута таким образом, что результаты одних реляционных выражений можно использовать в других выражениях. Для выполнения некоторых реляционных операторов требуется, чтобы отношения были совместимы по типу.

Операторы:

1. Объединением двух совместимых по типу отношений А и В называется отношение с тем же заголовком, что и у отношений А и В, и телом, состоящим из кортежей, принадлежащих или , А или В , или обоим отношениям. Синтаксис операции объединения: A UNION B.

2. Пересечением двух совместимых по типу отношений А и В называется отношение с тем же заголовком, что и у отношений А и В , и телом, состоящим из кортежей, принадлежащих одновременно обоим отношениям А и В. Синтаксис операции пересечения: A INERSECT B.

3. Вычитанием двух совместимых по типу отношений А и В называется отношение с тем же заголовком, что и у отношений А и В , и телом, состоящим из кортежей, принадлежащих отношению А и не принадлежащих отношению В. Синтаксис операции вычитания: A MINUS B.

4. Декартовым произведением двух отношений и называется отношение, заголовок которого является сцеплением заголовков отношений А и В: , а тело состоит из кортежей, являющихся сцеплением кортежей отношений А и В: , таких, что , .

Синтаксис операции декартового произведения: A TIMED B.

Замечание. Если в отношения A и B имеются атрибуты с одинаковыми наименованиями, то перед выполнением операции декартового произведения такие атрибуты необходимо переименовать.

5. Выборкой на отношении А с условием с называется отношение с тем же заголовком, что и у отношения А, и телом, состоящем из кортежей, значения атрибутов которых при подстановке в условие с дают значение ИСТИНА. с – представляет собой логическое выражение, в которое могут входить атрибуты отношения А и (или) скалярные выражения.

В простейшем случае условие с имеет вид , где – один из операторов =, <, > и т.д., а X и Y – атрибуты отношения A или скалярные значения. Такие выборки называются -выборки (тэта-выборки).

Синтаксис операции выборки: A WHERE c или A WHERE .

6. Проекцией отношения A по атрибутам X, Y,…,Z, где каждый из атрибутов принадлежит отношению A, называется отношение с заголовком (X, Y,…,Z) и телом, содержащим множество кортежей вида (x,y,…,z), таких, для которых в отношении A найдутся кортежи со значением атрибута X равным x, значением атрибута Y равным y, …, значением атрибута Z равным z.

Синтаксис операции проекции: A[X,Y,…,Z].

7. Соединением отношений А и В по условию с называется отношение (A TIMES B) WHERE c , где с представляет собой логическое выражение, в которое могут входить атрибуты отношений А и В и (или) скалярные выражения.

8. Деление. Пусть даны отношения А(X1,X2,…, Xn, Y1,Y2,…, Ym) и B(Y1,Y2,…, Ym), причем атрибуты Y1,Y2,…, Ym- общие для двух отношений. Делением отношений A на B называется отношение с заголовком (X1,X2,…, Xn) и телом, содержащим множество кортежей (x1,x2,…, xn), таких, что для всех кортежей (y1,y2,…, ym) принадлежит B, в отношении A найдется кортеж (x1,x2,…,xn,y1,y2,…,ym).

Синтаксис операции деления: A DEVIDBY B.

 

Примеры использования реляционной алгебры .

1. Получить имена поставщиков, которые поставляют деталь P2

 ((SP JOIN S ) WHERE P#=’P2’ ) [SNAME]

 2.Получить номера поставщиков ,которые поставляют по крайней мере все те детали , которые поставляет поставщик S2

 SP[S#,P#] DEVIDEBY (SP WHERE S#=’S2’)[P#]

 4. Получить имена поставщиков которые не поставляют деталь P2

 ((S[S#] MINUS (SP WHERE P#=’P2’)[S#]

Наиболее распространенные реляцион. СУБД:

FoxPro, Access, Paradox, Clarion - персональные

MS SQL Server, Oracle, Sybase, Interbase, Ingres – корпоративные

Целью теории реляционной БД было создание минимального набора таблиц, в котором осуществлялось бы хранение минимально-избыточных данных.

Осн. свойства реляцион. модели (фундаментальные свойства):

  1.  Данные воспринимаются пользователями как таблица, и никак иначе.
  2.  Каждая таблица сост. из однотипных строк и имеет уникальное имя (в пределах БД).
  3.  Строки имеют фиксированное число полей и значений. Множественные поля и повторяющиеся группы недопустимы.
  4.  Таким образом, в каждой позиции таблицы на пересечении строки и столбца всегда имеется одно значение, которое может быть и пустым.
  5.  Строки таблицы обязательно отличаются друг от друга хотя бы единственным значением, что позволяет однозначно идентифицировать любую строку таблицы.
  6.  Столбцам таблицы однозначно присваиваются имена, и в каждом из них размещаются однородные значения данных.
  7.  Полное информационное содержание БД представляется в виде явных значений данных, и такой метод явл-ся единственным, т.е. не сущ. каких-либо связей или указателей, соединяющих одну таблицу с другой.
  8.  При выполнении операций с таблицей, ее строки и столбцы можно обрабатывать в любом порядке безотносительно к их информационному содержанию. Этому способствует наличие имен таблиц, имен столбцов, а так же возможность выделения строки или набора строк с указанными признаками.
  9.  Записи в таблице располагаются в том порядке, в котором они были туда занесены


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81976. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ КУРСОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ SEMANTIC WEB 849.5 KB
  Разработка эволюционного прототипа системы для поддержки процесса планирования учебных курсов. Подход к разработке, основанный на технологиях семантической паутины, экспериментальный на ЭВМ.
81977. Дитина вдома. Побутові небезпеки 48.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із правилами небезпечної поведінки вдома; формувати вміння і навички що допоможуть уникнути побутових небезпек за відсутності батьків; спонукати учнів до виконання правил поведінки вдома; виховувати в дітей обережність.
81979. Великі українці. Маленькі історії про великі істини 94 KB
  Історико-пізнавальний проект передбачав підготовку учнів 5-8 класів на протязі двох місяців. Діти готували матеріал про одного або двох із запропонованих їм творчою групою (до якої входили вчителі та учні) представників із числа Великих українців (до їх числа входили українці обрані самими дітьми).
81980. Велетні чарівники 95.5 KB
  Формувати науковий світогляд та початкове уявлення про астрономію; дати елементарне уявлення про Всесвіт закріпити знання про воду та її значення розширити знання про повітря; розвивати пізнавальні інтереси вміння бачити красу і захоплюватися нею.
81981. ТО СВІТЛИЙ ВЕЛИКДЕНЬ ГОСПОДНІЙ ДИТЯЧИЙ ЗВЕЛИЧУЄ СПІВ 74 KB
  У нашого українського народу існує повір’я, що від тих батьків, які не дотримуються звичаїв, родяться діти, що стають вовкулаками. Вовкулака – це завжди похмурий, завжди чимось незадоволений чоловік; в день святого Юрія він перекидається вовком, бігає разом з іншими звірами по лісі...
81982. Великодні свята в Україні 891 KB
  Практична: розвивати комунікативні навички учнів у учнів; формувати вміння підтримувати бесіду використовуючи лексику з даної теми; розвивати культуру спілкування; вчити учнів виконувати проектпрезенту вати результати проектних досліджень; розвивати навички групової роботикри тичного...
81983. Проект з французької мови: Чому Великдень є улюбленим святом дітей? 182.5 KB
  Завдання: Збагатити знання про історію та традиції святкування Пасхи. Дібрати французькі та українські прислів’я та приказки до цього свята та зробити порівняльну характеристику. Скласти вітальні привітання до свята Великодня. Оформити проект до цього свята.
81984. ВЕРНІСАЖ РОКУ 257.5 KB
  Ознайомити учнів із поняттям текст формувати уявлення про текст як форму звязного висловлювання його характерні ознаки; розвивати вміння визначати тему тексту добирати заголовок до тексту відповідно до його змісту; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати усне і писемне мовлення...