35914

Государственное регулирование экономики: сущность, средства, объекты. Институционализм

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Какие же проблемы не может решить рынок 1. А поскольку сегодня практически во всех странах мира преобладает рынок несовершенной конкуренции то регулирующая роль государства значительно возрастает. Оно должно обеспечивать условия для эффективного развития производства; перераспределять доходы хозяйствующих субъектов и населения в целом; оказывать поддержку малообеспеченным; регулировать рынок рабочей силы; смягчать цикличность развития экономики; проводить антиинфляционную и антикризисную политику; способствовать развитию конкуренции...

Русский

2013-09-20

75.5 KB

0 чел.

Государственное регулирование экономики: сущность, средства, объекты. Институционализм.

Рыночная экономика - это такой тип хозяйства, где связь производителей и потребителей осуществляется посредством купли-продажи. В настоящее время существует несколько разновидностей рыночной экономики. Это социально - рыночное хозяйство, смешанная экономика и корпоративная экономика. Важнейшими критериями их разграничения являются: целевая направленность государственных программ, принципы регулирования экономики, доля государственного сектора в народном хозяйстве. О возможности формирования рыночной экономики есть и у России, что связано с появлением разных форм собственности и хозяйствования, наличием традиций регулирования и социальной направленности развития экономики, развитием рыночных отношений.

В рыночной экономике основные экономические проблемы решаются с помощью собственного механизма (спрос, предложение, цена, конкуренция). Однако, даже в условиях рынка свободной (совершенной) конкуренции не все проблемы разрешимы. А, следовательно, в экономические процессы должен вмешиваться еще какой-то механизм, кроме рыночного - государство.

Какие же проблемы не может решить рынок?

1. Обеспечивание экономики необходимым количеством денег. В любой момент в каждой стране в обращении должно быть строго определенное количество денег. Различают операционный спрос на деньги, связанный с затратами на товары и услуги, который зависит от цен на эти блага, их количество и скорости оборота денежных единиц; спекулятивный спрос, который зависит от средней нормы прибыли. банковского процента, курса акций, т.е. этот спрос на деньги связан с более выгодным их применением . И только государство,обладающее правом эммиссии денег, в состоянии обеспечить операционный спрос на деньги. Если Центральный банк не подчинен правительству, то он может обеспечить два вида спроса на деньги путем манипуляции банковским процентам.

2. Деятельность производителей и потребителей порождает внешние эффекты, которые влияют на всех граждан страны. Например, загрязнение окружающей Среды наносит вред всем людям, и без участия государства здесь не обойтись. Первым анализ внешних эффектов начал англ. экономист А. Пигу в Кембриджском университете, отсюда и пошло название “ налог Пигу”, “ эффект Пигу”.

3. Обеспечение населения “ общественными товарами”, которые предназначены для коллективного пользования и нужны всем без исключения : государственное управление, национальная оборона, охрана общественного порядка и др. Затраты на эти товары осуществляются из центрального ( государственного) и местных бюджетов. Но государство должно установить такую плату (налоги) за них , чтобы они оказывали одинаковое влияние на материльное благосостояние всех граждан независимо от их доходов. К.Виксель (1851-1926) - один из видных экономистов шведской школы предложил устанавливать более высокие налоги для богатых и низкие - для бедных. Это вошло в мировую экономическую теорию и практику под названием “Критерий К.Викселя”. Речь шла о введении разумной шкалы прогрессивного налогообложения, которая бы позволяла, во-первых, обеспечить поступление достаточных средств в госбюджет и, во-вторых, способствовала бы более справедливому распределению доходов населения.

Названные три функции государства типичны для свободного, совершенного рынка. А поскольку сегодня практически во всех странах мира преобладает рынок несовершенной конкуренции, то регулирующая роль государства значительно возрастает. Оно должно обеспечивать условия для эффективного развития производства; перераспределять доходы хозяйствующих субъектов и населения в целом; оказывать поддержку малообеспеченным; регулировать рынок рабочей силы; смягчать цикличность развития экономики; проводить антиинфляционную и антикризисную политику; способствовать развитию конкуренции, т.е. проводить антимонопольную политику; стимулировать развитие фундаментальных научных исследований и многое другое.

Регулирование экономики государство осуществляет посредством правовых, административных и экономических инструментов. Среди последних важное

6. Сущность, функции и типы рынка. Характеристика современного российского рынка.

Причины возникновения рынка таковы: общественное разделение труда, экономическая обособленность товаропроизводителей, их самостоятельность. А кроме того, появлению рынка способствовала ограниченность всех ресурсов производства, что побуждает каждого искать пути повышения его эффективности.

С появлением денег рынок стали определять как форму товарного обмена, товарно-денежного обращения.

По субъектам рыночных отношений рынок можно определить как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих сделки по поводу купли-продажи товаров.

Теперь понятие рынка расширяется, до представления его элементом воспроизводства совокупного общественного продукта. И рынок определяется как совокупность экономических отношений в сфере обращения продукта в товарно-денежной форме.

Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений между покупателями и продавцами, а также посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Через рыночные отношения реализуются экономические отношения субъектов рынка: продавцов и покупателей (производителей и потребителей). Первые стремятся при продаже товаров не только покрыть затраты на их производство и реализацию, но и получить прибыль; а вторые - удовлетворить платёжеспособный спрос, т.е. с наименьшими затратами более полно удовлетворить свои потребности.

Рынок выполняет множество функций, но наиболее важными являются следующие:

  1.  Информационная: рынок даёт информацию о состоянии экономики данного региона или страны в целом, в зависимости от вида рынка.
  2.  Ценообразующая: рынок как бы нивелирует индивидуальные затраты товаропроизводителей и признаёт лишь общественно необходимые затраты труда, обслуживающие рыночные цены.
  3.  Посредническая: рынок сводит производителей и потребителей и помогает каждому выбрать нужного партнёра.
  4.  Стимулирующая: рынок заставляет производителей постоянно совершенствовать производство, сокращать индивидуальные затраты до общественно необходимых, производить то, что нужно покупателю. Покупателей рынок заставляет заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретаемые товары.
  5.  Регулирующая: в ходе конкуренции рынок формирует соответствующую структуру экономики, т.е. даёт ответы на вопросы: что производить, как производить, для кого производить.
  6.  Созидательно-разрушительная: рынок не только поддерживает сбалансированность экономики, но и даёт сигнал о необходимости структурной перестройки хозяйства.
  7.  Санирующая: рынок как бы очищает экономику от неконкурентоспособных производителей и неплатёжеспособных покупателей и даёт дорогу жизнеспособным отраслям, предприятиям и платёжеспособным покупателям, потребителям.
  8.  Дифференцирующая: рынок неизбежно расслаивает общество на бедных и богатых.

Система рынков - это совокупность всех разновидностей рынков, а их много. Выделяются следующие виды рынков:

1. По характеру конкуренции: 

а) классический рынок, т.е. рынок свободной, совершенной конкуренции;

б) современный рынок, т.е. рынок несовершенной конкуренции, который имеет несколько видов: монополистический, олигополистический и рынок монопольной конкуренции и др.

2. По объектам купли-продажи: это, прежде всего рынок средств производства и предметов потребления, но поскольку то и другое представлено множеством разнообразных товаров, то имеется и много разновидностей рынка: рынок товаров и услуг, приобретаемых населением; рынок средств производства; рынок земли; рынок недвижимости;  7. Теория потребительского поведения. Закон убывающей предельной полезности.

Теория потребительского поведения рассматривает многие проблемы: как потребитель распределяет свои доходы, как это влияет на спрос на разные товары и услуги, почему изменены цены и доходов по-разному отражается на спросе на разные товары и услуги, почему одни из них более чувствительны, а другие - менее к этим изменениям и т.д.

Поведение потребителя можно начать рассматривать с его предпочтений, которые, как правило, характеризуются следующими чертами.

Во-первых, у каждого из нас одни уже практически сформированы без учета цены предпочитаемых товаров. Так многие предпочитают весной потребить свежие ягоды, в которых больше витаминов, но увидев их цену, довольствуются вареньем или компотами из этих ягод, которые заготовили, когда цены на них были невысокие. Во-вторых, наши предпочтения транзитивны, т.е. переходны. В-третьих, если не учитывать цену, то потребитель всегда предпочитает большее количество товаров меньшему.

Характер предпочтений потребителя составляет основу его поведения. Наши возможности (доходы) всегда ограничены, а потребности безграничны, и мы всегда стоим перед проблемой выбора: как при наименьших расходах полнее удовлетворить свои потребности, т.е. определить оптимальный набор товаров. В реальной жизни потребляется множество различных товаров, но для удобства предположим, что выбор осуществляется между двумя товарами, или наборами, содержащими по два товара каждый, но в разном количественном их соотношении.

Рассмотрев предпочтения потребителя, надо проанализировать его возможности. Ведь то, что хочет приобрести потребитель, не всегда означает, что он это приобретает. Его решение зависит от цены на товары и услуги и от дохода, которым он располагает. Значит его бюджет всегда ограничен. И потому, когда он приобретает больше одного товара, тогда меньше сможет приобрести другого, и наоборот. Если предположить, что потребитель располагает средствами в 10 единиц, то он может купить 8 единиц товара “А” и 2 единицы товара “Б”, или 6 единиц “А” и 4 единицы “Б”, или 2 единицы “А” и 8 единиц “Б”..

А теперь, чтобы получить оптимальный набор, который бы наиболее полно при данном доходе удовлетворил бы наши потребности, надо совместить 2 графика: карту безразличия и бюджетной линии, В точке касания бюджетной линии одной из кривых безразличия и будет находиться оптимальный набор - А. Оптимальный набор должен находиться на бюджетной линии и имеет наиболее предпочтительное сочетание товаров.

Второй закон Госсена (нем. экономист) гласит: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине.

Отсюда суть правила потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую предельную полезность.

Далее, на поведение потребителя оказывает влияние изменение цен на товары и услуги. Когда мы говорили о предпочтениях и возможностях потребителя, то мы полагали, что цены на товары и услуги не меняются, хотя в реальной жизни так не бывает. Цены изменяются, это порождает два эффекта. Первый - это эффект дохода, суть его в том, что при уменьшении цены потребитель может больше купить данного товара, не сокращая при этом куплю другого товара, т.к. при неизменном денежном доходе, уменьшение цены на товар означает увеличение реального дохода покупателя-потребителя. Второй - эффект замены заключается в том, что если цена товара снижается, то у потребителя появляется желание купить его больше, взамен тех товаров, на которые цены остались прежними, но теперь они оказались относительно дороже.

В экономическую науку был введен также “закон Энгеля “: с увеличением дохода его доля, расходуемая на товары

 8. Спрос, его закон, факторы и эластичность.

Рассмотрим элементы рыночного механизма, одним из которых является спрос. Спрос - одна из самых фундаментальных рыночных категорий, которая возникает и действует на рынке, в сфере товарного обмена. Спрос - это форма выражения потребности в товарах и услугах, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами, или: это совокупность товаров и услуг, которые необходимы для удовлетворения наших потребностей и которые мы можем оплатить. Следовательно, спрос есть платежеспособная потребность людей, по этому спрос и называют платежеспособным спросом.

Итак, спрос можно определить как выраженное в денежной форме желание и возможность потребителя приобрести данный товар, в данное время, в данном месте, по данной цене.

Спрос зависит от разных факторов (детерминантов), важнейшими среди них являются следующие: цена данного товара; цены на товары - субституты (заменяемые); цены на комплементарные (дополняющие) товары; доход, выделяемый потребителем для покупки данного товара; вкусы и предпочтения потребителя; объективные, естественные условия потребителя; инфляционные ожидания; изменения моды и др.

Функция спроса показывает зависимость величины спроса от соответствующих указанным факторам величин. Зависимость между величиной спроса на данный товар и уровнем его цены можно изобразить графически (см. настенную таблицу). На графике видно, что эта зависимость обратная: чем ниже цена, тем больше спрос на этот товар. Такой график называется графиком спроса, а линия, соединяющая точки величины спроса на данный товар, - кривой спроса. Она полого опускается сверху вправо, т.к. с увеличением цены на данный товар, спрос на него падает. Изменение величины спроса на графике выражается в перемещении точки по кривой спроса.

Если изменяются другие факторы, то меняется сам спрос в целом, что проявляется на графике спроса в сдвиге самой кривой спроса влево вниз или вправо - вверх. Например, если увеличивается доход потребителя, что позволяет ему увеличить свой спрос, то кривая спроса смещается вправо - вверх и наоборот.

Зависимость между ценой и спросом находит отражение в законе спроса: с ростом цен (при прочих равных условиях, т.е. когда все другие факторы не меняются) количество товаров, которое может купить потребитель, уменьшается и наоборот. Закон спроса действует одновременно с законом стоимости, как одна из форм его выражения, как элемент механизма реализации закона стоимости.

Спрос на разные товары в ответ на изменение цен ведет себя по-разному, что находит отражение в коэффициенте эластичности спроса, который представляет собой отношение процентного изменения в объема спроса на данный товар к процентному изменению цены на этот товар. Эластичность - это степень реагирования спроса на изменение цены товара или других факторов. Мы рассмотрим коротко эластичность спроса по цене, которая выражается отношением процентного изменения в количестве продукции, на которую предъявлен спрос, к процентному изменению цены на эту продукцию. Если это отношение больше единицы, то спрос эластичный, если меньше единицы - спрос неэластичный; если равно единице, то речь идет о единичной эластичности спроса, т.е. когда снижение цены компенсируется соответствующим ростом объема спроса.

Обычно эластичность спроса по цене у разных товаров разные: на товары первой необходимости (продукты питания, одежда) он неэластичен, а на предметы роскоши - эластичен. Кроме того, эластичность спроса по цене на разные товары зависит от наличия товаров-заменителей. Если они есть, например, разные сорта чая, то спрос на данный товар (чай) будет эластичным, т.к. повышение цен на один сорт чая приведет к повышению спроса на другой сорт чая. Если данный товар не имеет заменителей, то спрос на него будет неэластичен (бензин). Неэластичен спрос и на привычные товары, т.к. потребители отдают предпочтение тем товарам, к которым они привыкли, а других они не желают покупать.

Кроме того, различают еще перекрестную эластичность спроса по цене, которая бывает положительной на взаимозаменяемые товары и отрицательной - на взаимодополняющие товары. Перекрестная эластичность спроса выражается в изменении спроса на одни товары под влиянием изменения цен на другие товары. Например, в условиях энергетического кризиса росли цены на бензин, а потому упал спрос на автомобили, расходующие много горючего (например отрицательной перекрестной эластичности).

Перекрестная эластичность используется при проведении антимонопольной политики. Так, доказательством того, что фирма не является монополистом данного товара, служит положительная перекрестная эластичность спроса с аналогичным товаром другой фирмы.

первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на предметы роскоши и на духовное развитие увеличивается.

На поведение потребителя, кроме сказанного выше, влияют окружающие его люди. Наука выделяет три формы этого влияния, которые порождают соответственно три эффекта. 1. Эффект присоединения к большинству, когда потребитель покупает то, что покупают все. 2. Эффект сноба, когда потребитель не желает делать то, что все, чтобы выделиться, отличиться, он никогда не купит то, что покупают все, большинство. 3. Эффект демонстративного, престижного потребления, чтобы произвести впечатление, подчеркнуть свое преимущество. Это еще называют “эффектом Веблена Т.” (1857-1929, амер. экономист, описавший в своей книге “ Теория праздного класса” данное явление ). Некоторые экономисты выделяют еще “спекулятивный эффект” в поведении потребителя в условиях дефицита; “эффект капризов”, сиюминутных желаний ,т.е. нерациональный спрос и др. Такова коротко суть теории потребительского поведения.

рынок рабочей силы; рынок технологий; валютный рынок; рынок ценных бумаг; рынок информации; рынок интеллектуальной собственности (лицензии, патенты, научно-технические разработки и др.); рынок произведений искусства; рынок отдельных видов товаров и т.д.

3. По субъектам рынка: рынки покупателей, продавцов, посредников, государственных учреждений.

4. По территориальному признаку: местный, региональный, национальный и мировой рынки.

5. По степени насыщённости рынка товарами: равновесный рынок, дефицитный, избыточный.

6. По характеру продаж: оптовый рынок и розничный.

7. По степени соответствия национальному законодательству: легальный, теневой рынок (“черный”, ”серый” и др.).

8. По степени зрелости: различают неразвитый рынок, развитой рынок, формирующийся рынок.

9. По отраслям: рынок сельскохозяйственной продукции; рынок автомобилей и др.

10. По формам хозяйствования есть государственный рынок, кооперативный, рынок товаров индивидуальной трудовой деятельности, рынок смешанных предприятий, рынок семейных хозяйств и т.д.

Кроме того, в развитых странах широко распространены и такие виды рынков, как ярмарки, аукционы, телефонно-телексный рынок, долгосрочные контракты, разовые сделки, биржевая торговля, тендеры (торги).

Биржа - наиболее развитая форма регулярно действующего оптового рынка, функционирующий по утвержденному уставу в соответствии с законодательством без наличия товаров, где купля-продажа осуществляется посредниками в форме сделок без наличия продавца и покупателя.

Современный российский рынок. 

В ходе нынешней реформы возрождаются рын. отн-я, но для этого нужны опред. условия, без которых они не смогут нормально развиваться: 1) наличие разнообразных форм собств-ти, что порождает многообразие производителей однотипной продукции, способствует развитию здоровой между ними конкуренции; 2) необходима экон. и юрид. свобода всех хозяйствующих субъектов, которые самостоятельно находили бы себе партнёров, несли полную материальную и юрид. ответственность за результаты своей деятельности; 3) ценообразование должно осуществляться под влиянием спроса и предложения; 4) нужен свободный доступ на р-к всех субъектов; 5) необходимо свободное маневрирование ресурсами; 6) р-к должен иметь необходимую инфраструктуру и др.

Но люди не могут по своей воле создавать все эти условия. Они объективно складываются в каждой стране. Так должно быть и в России. Но для нас сложность не только в том, что Россия восстанавливает рыночную систему хозяйства, а что переходный этап для любой страны труден и сложен. К сожалению, у нас этот этап совпал ещё и с распадом единого народно-хозяйственного комплекса страны, что привело к разрыву связей между регионами, производителями.

Сложность и трудность вхождения России в развитые рын. отн-я, а точнее в систему социально-ориентированного рын. хоз-ва, усугубляется и тем, что рынок имеет не только позитивные, но и негативные последствия (порождает социальное расслоение общества, инфляцию, безработицу и др.), что настораживает людей.

В России в настоящее время низкий уровень развития пр-ва по сравнению с развитыми странами; ослаблены (а точнее разорваны) мирохозяйственные связи; сохраняются элементы административно-командной системы хозяйствования; слабо развито мелкое и среднее предпринимательство; разбалансированность экономики и многое другое. Наконец, для этого требуется чётко разработанная научно обоснованная, поэтапная программа перехода. Осуществляемая экон. реформа в России должна в итоге способствовать более полному удовлетворению потребностей людей, их всестороннему развитию. Такое возможно лишь при активном, осознанном участии всех членов общества в этом процессе при хорошо продуманной, взвешенной экономической политике государства. значение имеет программирование или рекомендательное (индикативное) планирование. Оно появилось сразу после второй мировой войны во Франции. Нидерландах, Норвегии, Японии, а чуть позже - в Швеции, Финляндии, Великобритании и др. странах. Эти планы-прогнозы не являются обязательными для хозяйствующих субъектов, но государство всячески поощряет фирмы, объединенения, которые учитывают их в своей деятельности.

Кроме этого, во всех странах государство выступает и как самостоятельный хозяйствующий субъект, имея свой сектор в экономике. Удельный вес его в разных странах разный: весьма незначителен в США (1-2% в НД в середине в 80-х годов ) и гораздо больший в странах Западной Европы ( Франция - 20% в ВВП , Швеция - 14%, Австрия - 26%).

В нашем традиционном понимании государственный сектор - это прежде всего совокупность государственных предприятий. В мировой экономической науке это понятие гораздо шире, оно связано не только с государственной собственностью, но со всей совокупностью разных форм участия государства во всех фазах общественного производства. Именно благодаря этому государственный сектор и служит экономической основой выполнения всех государственных функций. В странах, где государственный сектор расширяется за допустимые пределы. необходима приватизация части его, а потому этот процесс является общемировым.

Развитие современной экономики регулируется двумя механизмами: рыночным и государственным. В рыночной экономике государственное регулирование не должно затруднять действие рыночного механизма, а создавать для его действия благоприятные условия. Сочетание этих двух регуляторов должно быть таким, при котором обеспечивается наивысшая эффективность экономики, хотя сделать это не просто.

В реальной жизни это пока еще никому не удавалось. Более того, по этой проблеме среди экономистов нет единого мнения. По поводу допустимых границ вмешательства государства в экономические процессы четко выделилось два направления: кейнсианское и неоклассическое. Представители кейнсианской школы выступают за активное вмешательство государства в экономику. По их мнению. государство путем регулирования добивается расширения собственных и частных инвестиций и тем самым способствует росту эффективного спроса. чтобы он находился в соответствии с предложением. Эта модель предполагает повышение занятости населения, эффективный рост экономики, а основными инструментами они считают госбюджет и кредитно-денежную политику. Эту концепцию широко использовал в США президент Ф.Д.Рузвельт, что дало хорошие результаты.

Сторонники неоклассической школы считают, что рыночный механизм в состоянии сам обеспечивать стабильное , эффективное развитие экономики без государственного вмешательства. Основатель монетаризма М.Фридмен считал, что рост денежной массы должен соответствовать среднегодовым темпам прироста национального дохода. Его идеи широко использовал президент США Р.Рейган. Неоклассики против роста государственных доходов, государство должно сокращать собственные доходы и расходы, снижать налоги, что само по себе уже будет стимулировать развитие предпринимательства, способствовать развитию экономики.

Мировой опыт показывает, что для каждого этапа развития экономики надо определять наиболее оптимальное сочетание этих механизмов регулирования.