35922

Экологический мониторинг

Контрольная

Экология и защита окружающей среды

МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА: Дистанционные аэрокосмические методы космические пилотируемые орбитальные станции корабли многоразового использования автономные спутниковые съемочные системы и т.; авиационного базирования самолеты вертолеты и микроавиационные радиоуправляемые аппараты и составляют значительную часть дистанционных данных remotely sensed dt как антонима контактных прежде всего наземных видов съемок способов получения данных измерительными системами в условиях физического контакта с объектом съемки; к...

Русский

2013-09-20

64.5 KB

61 чел.

Экологический мониторинг.

Экологический мониторинг в РФ (по Положению об организации …, 2003) – это комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Функции мониторинга состояния окружающей среды (Бурдин, 1985): наблюдение, выявление, анализ, моделирование, оценка, прогноз. Цели: оценка состояния Ос и прогноз предполагаемых изменений состояния ОС.

В конечном итоге целью мониторинга является оптимизация отношений человека с природой, экологическая ориентация хозяйственной деятельности

По масштабам и географическому охвату: Глобальный,  Государственный, Региональный, Локальный. По видам природных сред: Мониторинг воздушной среды, Мониторинг водной среды, Мониторинг почв. По степени воздействия: Фоновый мониторинг, Мониторинг разных видов загрязнения и источников загрязнения.

Система мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:  о состоянии окружающей среды;  о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e., об источниках и факторах воздействия);  о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;  о существующих резервах биосферы.

Задачи: наблюдение за состоянием ОС; выявление изменений ОС, связанных с деятельностью человека; анализ наблюдаемых изменений; моделирование экологической ситуации.

1) глобальный мониторинг. Цель глобального мониторинга – изуч Земли.

Цели мон-га опр-ся в ходе международного сотрудничества в рамках различных международных организаций, соглашений, конвенций и договоров.

Одна из осн-х задач – опр-ние допус-го возд-ия на Землю,в частности на биос-у.

ГСМОС была создана усилиями мир. сооб-ва. Осн. положения и цели программы были сформ-ны в 1974 г. на Первом межправительственном совещании по мониторингу в г. Найроби (Кения). Первоочередной задачей была признана организация мон-га загр-ия ОПС и вызывающих его фак-в возд-ия. Координирует проведение ГСМОС – Всемирная Метеорологическая организация (ВМО)

Система ГСМОС имеет пять действующих программ: 1 мон-нг сост-ия атм-ры, 2перенос загр-щих в-в на большие рас-ния,3прог-ма здоровья чел, 4программа Мир ок,5программа возобновляемых рес-ов суши.

Проведение наблюдений за:1 природными изменениями в ОС- связанны с изм-ем климата, погоды, темп-ры, раст-го покрова.; происходят оч.медленно за большой отрезок времени.

2 антр-ми изм-ями – развиваются гораздо быстрее, посл-вия опасны. Для их установления необходима инф-ция о первоначальном сост-ии объекта ОС.

Важная составная часть ГСМОС – фон.мон-нг или мон-нг фон-го загр-ния  ОПС.

В настоящее время создана мировая сеть станций фонового мониторинга (в рамках ВМО) на кот.осущ-тся слежение за опред-ми параметрами сос-ия ОПС.

Набл-ия охватывают все типы экос-ем: 1Водные (морские и пресноводные)

2Наземные (аркт-кие, лесные, степные, пуст-ные, горные).

Набл-ния пров-ся под эгидой ООН и координируются ЮНЕСКО.

На тер-рии Рос. станции комп-ого фон-го мон-га расп-ны в 6 биос-ых зап-ках и явл-ся частью глоб-ных  международных набл-льных сетей.

В Рос осн-ми напр-ми глоб-ого м-га считают:1Изуч-е небольших, проявляющихся повсеместно, глоб-ых изм-ий климата вследствие загр-ия.2Изуч. эффектов, свя-ых с распр-ием загр-х в-в на большие рас-ния.3 Изуч-ие антр-ых возд-й, облад-их большой инерционностью эф-в.

Россией подписан ряд документов касающихся междунар-го сотр-ва по орг-ции глоб.м-га:

«Заявление о реализации спец-й эко инициативы»,«Заявление о совместном осуществлении мер, связ-х с сокращением выбросов газов, вызыв-их парниковый эф-т» «Киотский протокол» и др.

Пр-ром междунар-го сотр-а в обл.глоб-го м-га могут служить след-е прог-мы:

 Всемирная программа исслед-й климата (ВПИК) - основана в 1980 г. В рамках ВПИК ведется:1 глоб-й м-г климата Земли, 2изучается естес-ная и антр-ная изм-ть климата, 3влияние Мир.ок. на сос-ие Клим-ких усл-й,4возд-вия разл-ых Клим-ких зон на чел-ю деят-ть.5 разрабатывается всеобъемлющая теория климата .

Междунар-ая геосферно-биосф-я прогр-ма (МГБП) –проводится Междунар. советом по науке (МСНС) с 1986 г. В осуществлении МГБП принимают участие науч-е орг-ции 77 стран, в том числе рос. ученые.

Цель программы: изуч-ие долговрем-го взаим-вия между разл-ми оболочками Земли

В этих целях используется глоб-ая взаимосвязанная сис-ма наземных и косм-их набл-ий за рядом физ, хим и биол парам-в суши,океана,атмосферы и космоса.

В ходе иссл-ний провод-я модел-ние возм-х в будущем изм-ий глоб среды обитания .

Разрабатывались семь ключевых направлений:1 «Глоб атмосферная химии» -  зако-ти хим проц-в в глоб атмосфере и роль биол-х проц-в в круговороте малых газ-х комп-ов. 2«Глоб изм-я и наземные экос-мы и Землепользование и изм-ие наземного покрова – Моделир-ие земной сис-ы с целью прогноза ее эволюции. 3 «Биосф-е аспекты гидролог-го цикла»-  Взаимодействие раст-го покрова с физ-ми проц-ми, ответственными за формирование глоб круговорота воды. 4«Взаимодействие суша-океан в береговой зоне» - Изуч-е прибрежных экос-ем и вл-ия изм-ий землепользования.5«Глобальные потоки вещества в океане».6 «Динамика глоб-х океанических систем».7«Глоб-е изм-ия в прошлом». Работа по этой прог-ме позволила очертить круг проблем для дальнейшего разв-ия сис-мы глоб мон-га.

2) государственный мониторинг.

Единая государственная система экологического мониторинга России создана с целью наблюдения за происходящими в ОПС физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последействия его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза ее состояния.

Руководит проведением государственного мониторинга Министерство природных ресурсов РФ,

Мониторинг загрязнения ОПС ведет Росгидромет. Система наблюдений включает следующие подсистемы:

1) слежения за загрязнением воздуха в городах и промышленных районах;

2) слежения за загрязнением почв;

3) слежения за загрязнением пресных и морских вод;

4) слежения за трансграничным (межгосударственным) переносом веществ, загрязняющих атмосферу;

5) слежения за химическим и радионуклидным составом и кислотностью атмосферных осадков и загрязнением снежного покрова;

6) слежения за фоновым загрязнением атмосферы;

7) комплексных наблюдений за загрязнением природной среды и состоянием растительности.

При этом выполняются три вида работ: 1) режимные наблюдения; 2) оперативные и 3) специальные работы.

Режимные наблюдения проводятся систематически на основе ежегодно составляемых программ на специально организованных пунктах наблюдения (постах, станциях, центрах).

Необходимость выполнения оперативных (срочных) работ обусловлена случаями аварийного загрязнения природной среды или стихийных бедствий.

Специальные работы обычно являются ответом на увеличение уровня воздействия того или иного антропогенного фактора на развитие природных экосистем. К ним относится, например, мониторинг загрязнения почв пестицидами.

В результате сбора, обработки, учета, хранения и распространения информации о состоянии ОПС и ее загрязнении формируется единый государственный фонд данных, которым пользуются компетентные органы в процессе принятия решений.

Локальный мониторинг. К локальному мониторингу относятся наблюдения за состоянием ОС различных зон города, промышленных и сельскохозяйственных районов и отдельных предприятий.

Объекты локального мониторинга (ЛМ): источники загрязнения, -компоненты окружающей среды, атмосферный воздух, поверхностные, сточные, почвенно-грунтовые, подземные воды, почвенный и растительный покров в зонах влияния источников загрязнения объектов хозяйствования.

К лок-му м-гу отн-ся набл-ия за сост-ем ОС разл-х зон города, пром-ных и сельскохоз-х районов и отд-х предприятий.

Перечень объектов - пунктов набл-ия ЛМ утвер-ся органами Мин-ва пр-х рес-ов и ООС. Организация ЛМ предполагает:1Уст-ние объектов нар-го хоз-ва, оказыв-щих наибольшее влияние на сост-ие ОС, и придание им статуса пунктов наблюдений ЛМ.2Проведение систематических набл-ий за выбросами,сбросами,отх-ми произ-ва и потр-ния предприятий и ОС.3Созд-е и ведение банка данных о сост-и объектов ОС.4Обесп-ие сопоставимости и согласованности инф-ции с данными,получ-ми при ведении др видов м-га, в том числе мон-га по ЧС.

На действующих предприятиях сис-ма ЛМ созд-ся и функц-т на основе имеющейся приборно-аналитической базы (а при ее отсут-ии посл-я создается) с ориентацией на внедрение автоматизированных систем непрерывного контроля.

Общ принципы орг-ции ЛМ ОС на предприятиях:1Сис-ма ЛМ создается и эксплуатируется природополь-елем или юрид-м лицом, им уполномоченным, и финансируемым за счет собственных средств, средств респуб-го бюджета, местных бюджетов и целевых бюд-х фондов и охр природы.2Сис-ма ЛМ частично вкл-т в себя производ-ый эко контроль. Для выполнения работ по ЛМ на предприятии организуется спец-ная служба, подчиненная одному из заместителей руков-ля предприятия.3. Числ-ть и кадровый состав подразделений, осущ-щих ведение ЛМ на пред-ях уст-ются в завис-ти от объема и сложности работ.4.Конц-ции загр-х в-в в выбросах (сбросах) опр-ся след-ми методами:А)Автома-ми сист-ми,Б)Инструм-ми (автомат-ми и полуавтомат-ми),В)Инструм-но-лаб-ми.5. На завершающем этапе создания сис-ы ЛМ по возм-ти должен быть обес-н непрерывный автомат-ий контроль за осн-ми загр-ми в-вами на ист-х, оказ-х наиболее неблаг-ное возд-вие на ОС.6.Природопользователь обязан обеспечить сохр-ть стационарных систем контроля, доступ и безоп-ть работ на точках проботбора в люб время суток, возможность разм-ния пробоотборных устр-в и измер-ной апп-ры, емкостей для хр-ия и транспортировки проб.7. Для строящихся и проект-ых об-в в проектно-сметной документации в обяз-ном порядке должно быть предусмотрено созд-ие сис-мы ЛМ. 8.Перечень предприятий, на кот должны быть созданы сис-мы ЛМ и сроки введениях их в эксплуатацию, опр-ся орг-ми МПР.

Посл-ть работ по орг-ции ЛМ о с на предпр-ях:1 проведение инвентар-ции предприятий как ист-в загр-ния (выбросов и сбросов загр-х в-в) ОС;2предвар-ный вывод о степени готов-ти предпр-ий к созд-ию и ведению ЛМ;3 составление списка предпр-ий по очередности ввода системы ЛМ;4опред-ние сос-ва контрол-мых пок-лей (загр-х в-в);5опр-ние период-ти набл-ий и передачи инф-ции, массивов инф-ции, сроков представления инф-ции, ответственных лиц и т.д.6вып-ние предварительных работ по созд-ю терр-ных инфо-но-аналитических центров ЛМ;7 унификация приборно-аналитической и методологической базы ведения работ по ЛМ предприятия;8 обуч-е, переподготовка, повыш-е квалификации персонала;9разработка инструкции о порядке орг-ции ЛМ ОС на предприятии.

Сод-ние инструкции о порядке орг-ции ЛМ:1перечень струк-ых подразделений и должностных лиц, ответ-ных за материально-тех-кое, орган-ное и инф-ное обеспечение комплекса работ по ведению ЛМ.2 должностных лиц, ответ-ных за ведение отчетной докум-ции, представление гос статотчетности, а также опер-ной и период-й м-говой инф-ции об изм-х режимов выбросов (сбросов),случаях превыш-я норм-в ПДВ (ВСВ), ПДС (ВСС), аварийных или иных непредвиденных ситуациях;3порядок предоставления рег-ой и оперативной инф-ции структурным подразделениям и руководству предприятия; 4права, обяз-ти и ответ-ть должностных лиц за внедрение автомат-ных систем непрерывного и квазинепрерывного контроля.

МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА:

  1.  Дистанционные ( аэрокосмические методы)
  •  космические (пилотируемые орбитальные станции, корабли многоразового использования, автономные спутниковые съемочные системы и т. п.);
  •  авиационного базирования (самолеты, вертолеты и микроавиационные радиоуправляемые аппараты) и составляют значительную часть дистанционных данных (remotely sensed data) как антонима контактных (прежде всего наземных) видов съемок, способов получения данных измерительными системами в условиях физического контакта с объектом съемки;
  •  к неконтактным (дистанционным) методам съемки, помимо аэрокосмических, относятся разнообразные методы морского (наводного) и наземного базирования, включая, например, фототеодолитную съемку, сейсмо, электромагниторазведку и иные методы геофизического зондирования недр, гидроакустические съемки рельефа морского дна с помощью гидролокаторов бокового обзора, иные способы, основанные на регистрации собственного или отраженного сигнала волновой природы.

Спутниковые данные дистанционного зондирования позволяют решать следующие задачи контроля состояния окружающей среды:

  1.  Определение метеорологических характеристик: вертикальные профили температуры, интегральные характеристики влажности, характер облачности и т. д.);
  2.  Контроль динамики атмосферных фронтов, ураганов, получение карт крупных стихийных бедствий;
  3.  Определение температуры подстилающей поверхности, оперативный контроль и классификация загрязнений почвы и водной поверхности;
  4.  Обнаружения крупных или постоянных выбросов промышленных предприятий;
  5.  Контроль техногенного влияния на состояние лесопарковых зон;
  6.  Обнаружение крупных пожаров и выделение пожароопасных зон в лесах;
  7.  Выявление тепловых аномалий и тепловых выбросов крупных производств и ТЭЦ в мегаполисах;
  8.  Регистрация дымных шлейфов от труб;
  9.  Мониторинг и прогноз сезонных паводков и разливов рек;
  10.  Обнаружение и оценка масштабов зон крупных наводнений;
  11.  Контроль динамики снежных покровов и загрязнений снежного покрова в зонах влияния промышленных предприятий.
  12.  Наземные методы

Физико-химические методы:

-Качественные методы. Позволяют определить, какое вещество находится в испытуемой пробе. Например на основе хроматографии[2].
-
Количественные методы.
-
Гравиметрический метод. Суть метода состоит в определении массы и процентного содержания какого-либо элемента, иона или химического соединения, находящегося в испытуемой пробе.
-
Титриметрический (объемный) метод. В этом виде анализа взвешивание заменяется измерением объемов, как определяемого вещества, так и реагента, используемого при данном определении. Методы титриметрического анализа разделяют на 4 группы: а) методы кислотно-основного титрования; б) методы осаждения; в) методы окисления-восстановления; г) методы комплексообразования.
-
Колориметрические методы. Колориметрия — один из наиболее простых методов абсорбционного анализа. Он основан на изменении оттенков цвета исследуемого раствора в зависимости от концентрации. Колориметрические методы можно разделить на визуальную колориметрию и фотоколориметрию.
-
Экспресс-методы. К экспресс методам относятся инструментальные методы, позволяющие определить загрязнения за короткий период времени. Эти методы широко применяются для определения радиационного фона, в системе мониторинга воздушной и водной среды.
-
Потенциометрические методы основаны на изменении потенциала электрода в зависимости от физико-химических процессов, протекающих в растворе. Их разделяют на: а) прямую потенциометрию (ионометрию); б) потенциометрическое титрование.

3) Методы биологического мониторинга

  1.  Биоиндикация — метод, который позволяет судить о состоянии окружающей среды по факту встречи, отсутствия, особенностям развития организмов-биоиндикаторов[3]. Биоиндикаторы — организмы, присутствие, количество или особенности развития которых служат показателями естественных процессов, условий или антропогенных изменений среды обитания. Условия, определяемые с помощью биоиндикаторов, называются объектами биоиндикации.
  2.  Биотестирование — метод, позволяющий в лабораторных условиях оценить качество объектов окружающей среды с помощью живых организмов.
  3.  Оценка компонентов биоразнообразия — является совокупностью методов сравнительного анализа компонентов биоразнообразия


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63642. Objectives of macroeconomic analysis and macroeconomic policy 503.5 KB
  Тhe GDP deflator reflects what’s happening to the overall level of prices in the economy. In most systems of national accounts the GDP deflator measures the ratio of nominal (or current-price) GDP to the real (or chain volume) measure of GDP.
63643. УПРАВЛIННЯ IНВЕСТИЦIЯМИ 304.68 KB
  Економічна сутність інвестицій та їх класифікація Ефективне управління інвестиціями обумовлює необхідність: з’ясування сутності інвестицій та можливості їх реалізації в різних формах; розробки і реалізації інвестиційної стратегії як головної мети інвестиційної діяльності...
63644. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 241.5 KB
  Далее вспомним Юма утверждавшего что действительность для человека поток его ощущений; кантовскую критику разума по которой мы видим не то что есть а только то что можем видеть в силу своего устройства; странное положение Фихте весь мир это Я преломляющее реальность...
63645. Русская философия. Конец ХVIII – начало ХIХ веков 165 KB
  Одна из основных проблем его философии концепция бытия и человека в нем. Таким образом Чаадаев по существу утверждает иррациональность бытия человека. К философии истории тесно примыкает концепция человека. Однако раздвоенность природы человека обусловила трагизм его положения.
63646. Evolution of views on the role of state in the market economy 144.5 KB
  Became a base for development of now industrialized countries, played a key role in mixed economy formation. Appeared in the wake of Great Depression in the USA. State should actively interfere in the economy because free market does not posses mechanisms to help the economy struggle out from crisis.
63647. Теоретические проблемы периодизации развития Российского государства 82.1 KB
  С момента своего возникновения и до конца XIX века ведущую роль в системе политической власти играл класс феодалов основной собственник земли с постепенно закрепленными на ней крестьянами. Этот период делят на следующие этапы: а Раннефеодальное государство с VIII до середины XV века.
63649. УПРАВЛİННЯ ФİНАНСОВИМИ РИЗИКАМИ 420.02 KB
  Ризики у фінансово-господарській діяльності суб’єктів господарювання Ефективне забезпечення моделі управління фінансовими ризиками передбачає зокрема вирішення таких проблемних питань: аналіз умов виникнення і формування комерційних ризиків...