35934

Экологическая экспертиза

Контрольная

Экология и защита окружающей среды

в Российской Федерации вступил в силу закон Об экологической экспертизе где определяется что экологическая экспертиза это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Основные принципы проведения...

Русский

2013-09-20

56.5 KB

1 чел.

Экологическая экспертиза -

в конце 1995 г. в Российской Федерации вступил в силу закон "Об экологической экспертизе", где определяется, что  экологическая экспертиза -это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий  этой деятельности на окружающую природную среду и связанных  с ними социальных, экономических и иных последствий  реализации объекта экологической экспертизы.

Основные принципы проведения экологической экспертизы:

  •  - презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  •  - обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  •  - комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
  •  - независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;
  •  - научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
  •  - гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
  •  - ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

В настоящее время в России государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, имеющие исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.

По инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Возможность проведения такой экспертизы должна быть зафиксирована в Уставе инициатора экспертизы.

 Цели экологической экспертизы:

  •  - определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды; - определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности; - определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности; - обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

 

 Порядок и процедура проведения экологической экспертизы. После представления материалов на государственную экологическую экспертизу заказчику экологической экспертизы предоставляется смета расходов и выставляется счет на оплату всех работ, связанных с проведением государственной экологической экспертизы. Расчет стоимости экспертизы включает в себя оплату работы внештатных экспертов и командировочные расходы (в случае необходимости выезда на место реализации намечаемой деятельности).

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. Срок проведения определяется в зависимости от сложности объекта, экологической опасности намечаемой деятельности, природных особенностей территории, экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Продолжительность проведения экспертизы для сложных объектов не должна превышать 6 месяцев.

Для проведения государственной экологической экспертизы создается экспертная комиссия, руководитель и члены которой являются высококвалифицированными специалистами по предоставленным на рассмотрение вопросам, относящимся к компетенции государственных природоохранных органов. Эксперты государственной экологической экспертизы не могут быть представителями заказчика или разработчика рассматриваемых материалов, а также гражданами, состоящими в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком.

В случаях, когда при проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов РФ, в состав экспертной комиссии включаются эксперты по представлениям соответствующих территориальных органов Госкомэкологии России. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экспертизу, также имеют право участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в обсуждении.

В процессе работы экспертной комиссии проводится организационное заседание, на котором заслушивается доклад разработчиков представленных на экспертизу материалов, определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп, утверждается календарный план работы экспертной комиссии. В дальнейшем, на основании работы с представленными на экспертизу материалами, подготавливаются индивидуальные экспертные заключения, которые обсуждаются экспертами на заседаниях групп, после чего формируются в групповые заключения. Руководитель экспертной комиссии и ее ответственный секретарь, как правило, - штатный сотрудник Госкомэкологии России, на основании групповых заключений готовят проект сводного заключения. Все заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем. При необходимости в ходе работы экспертной комиссии организуется выезд группы на место предполагаемой реализации объекта экспертизы.

Закон поясняет в каких случаях применяется экологическая экспертиза: при решении вопроса о строительстве, при разработке проектов правовых актов, федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, в отношении проектов генеральных планов развития территорий, проектов схем развития промышленности, проектов генеральных схем расселения, природопользования, проектов комплексных схем охраны природы Российской Федерации, технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду; материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду и многое-многое другое (ст.11-12 Закона). То есть объектом экологической экспертизы является любая хозяйственная либо иная деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую среду. Результатом работы экологической экспертизы является заключение, то есть документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. В большинстве случаев, экологическая экспертиза отвечает на вопрос, можно ли проводить строительство без причинения вреда природе или нет, не нанесет то или иное строительство вреда природе.

Экологический аудит
     Поскольку Федеральный Закон "Об экологическом аудите"
находится в стадии проекта, эта процедура отчасти развивается с учетом опыта финансового аудита на основе Федерального Закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". "экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности".Иначе говоря, это проверка выполнения на предприятии определенной деятельности в экологическом аспекте.

Стадии -- постановка проблемы; сбор данных, анкетирование, оценка информационных материалов, услуги.

Виды экологического аудита

Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит.

Инициативный вид экологического аудита - проводится на добровольной основе по решению руководства хозяйствующего субъекта.

Обязательный вид экологического аудита - проводится по решению и поручению государственных органов (суд, арбитраж, природоохранные органы) в соответствии с действующим законодательством, при осуществлении деятельности, затрагивающий интересы экологической безопасности, при лицензировании видов деятельности в области охраны окружающей среды и в других случаях.Кроме того, обязательный экоаудит в установленном порядке может проводиться при реализации международных обязательств, например, конвенций и соглашений, для учета экологического фактора при действующей программе приватизации и реструктуризации государственных и муниципальных предприятий, при реализации процедуры банкротств хозяйствующих субъектов, экологической санации производства, при проведения обязательного экологического страхования, при подготовке инвестиционных проектов и программ в том случае, когда это предусмотрено условиями инвестирования, а также при обосновании и реализации экологических программ различного уровня. Следует учитывать, что обязательное экологическое аудирование может осуществляться по решению органов государственной власти для видов деятельности, оказывающих существенное воздействие на состояние экологической обстановки различных объектов, территорий и здоровье населения. Характерными особенностями экоаудита является его независимость, конфиденциальность, объективность, системность, компетентность, лицензионная обеспеченность и соответствие целям и задачам, которые определяются заказчиком (клиентом) при заключении договора на проведение экоаудита.В ходе экологического аудита  по анализу внутреннего контроля  предприятия  в управлении процессом производства, выявлении и оценке не достаточно проработанных и  слабых сторон производственного процесса, учету области рисков для окружающей территории обследуемого объекта, собираются  доказательства эффективности работы внутреннего контроля экологической безопасности, производится оценка  собранных данных,   формируется отчёт и экспертное заключение экологического аудита.  На основе отчета экологического аудита формируется план мероприятий, рекомендованных корректирующих мер.

Заключение экоаудитора будет содержать следующую информацию: выводы о соответствии природоохранной и производственной деятельности законодательству и нормативным актам; заключение о состоянии финансово-экономической отчетности, учета, своевременности и величине текущих экологических платежей, целенаправленности использования капитальных средств, выделенных на охрану окружающей среды; оценку воздействия аудируемого предприятия на состояние среды, здоровье производственного персонала, экологию в регионе, данные о наличии и величине выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, производство которых ограничено или запрещено международными обязательствами государства; результаты анализа темпов роста производства продукции и количества выбросов и сбросов загрязняющих веществ, потребления энергетических и материальных ресурсов; результаты сравнительного анализа основных показателей природоохранной и производственной деятельности аудируемого предприятия и подобных предприятий в Украине и других странах; оценку потенциальной опасности аудируемого предприятия при возникновении аварийной ситуации, эффективность разработанного плана работ по ликвидации очагов аварии, наличие необходимых материально- технических средств; заключение о профессиональной компетентности работников природоохранных служб предприятия, их обеспеченности современными техническими средствами контроля за соблюдением допустимых величин загрязнения; информированность руководящего и производственного персонала о величине и характере загрязнения окружающей среды их предприятием, наличие материального и морального стимулирования за снижение уровня загрязнения и энерго- и материалоемкости выпускаемой продукции.

Целевой  экологический аудит проводит анализ и оценку воздействия на окружающую среду и её состояние, на основе инвентаризации средств производства, выявляются и анализируются источники прямого или косвенного воздействия на экологию окружающей среды, рассматриваются риски возникновения аварийных ситуаций, прогнозируются и оцениваются последствия для окружающих территорий и населения, связанных с предполагаемыми рисками, анализируются существующие меры предотвращения аварийных ситуаций и предлагается в случае необходимости проведение мер по снижению рисков.

Таким образом, юридически, ни экологическая экспертиза не экологический аудит не имеет никакого отношения к микроэкологии (экологии жилья, офиса, помещений для пребывания человека вообще), как подотрасли экологии. И экологическая экспертиза и экологический аудит имеют дело с хозяйственной деятельностью и степенью воздействия этой деятельности на природу и на здоровье человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48254. Анатомія та фізіологія людини 9.73 MB
  Знання будови тіла людини і пізнання сутності життєвих процесів на різних рівнях організації організму здавна цікавили учених-біологів, філософів та широкі верстви населення. Основними стимулами для розвитку цих знань були практичні потреби життя людей, зокрема потреби медицини. Потрібно було багато століть для того, щоб людство прийшло до сучасного рівня знань у таких галузях науки, як анатомія, фізіологія та гігієна людини.
48255. Господарське право. Курс лекцій. О.М. Вінник 1.84 MB
  У пропонованому курсі лекцій на підставі аналізу нормативно-правових актів. висвітлюються основні теми та інститути господарського права - як загальної частини (поняття господарського права, господарські правовідносини, господарське законодавство, субєкти господарських правовідносин, майнова основа господарювання, господарські зобовязання, господарсько-правова відповідальність, антимонополь-но-конкурентне регулювання, правове регулювання банкрутства), так і спеціальної частини (особливості правового регулювання певних видів господарських відносин: у сфері капітального будівництва, інноваційної, фінансової та біржової діяльності, агентських відносин, комерційної концесії, зовнішньоекономічної діяльності, іноземного інвестування, спеціальних режимів господарювання).
48256. ПЕДАГОГІКА. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 1.93 MB
  Виховання у вузькому педагогічному значенні цілеспрямована виховна діяльність педагога з метою досягнення конкретної мети в колективі учнів. Навчання – процес керівництва пізнавальною діяльністю учнів засвоєнням ними знань умінь і навичок. Воно завжди має двосторонній характер включає в себе і діяльність педагога викладання пояснення інструктування і діяльність учнів учіння засвоєння. Педагог учитель викладач інструктор викладає учням навчальний матеріал спонукає їх до учіння спрямовує й організовує їх пізнавальну...
48257. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН 83 KB
  Мультиферментные комплексы примеры биологическая роль. Микросомальная система оксидоредуктаз ее биологическая роль. Понятие биологическая роль. Роль кислорода.
48258. ОСОБЛИВОСТІ ПОБУДОВИ ПЛАНУ РАХУНКІВ НБУ 1.51 MB
  Перший її рівень представляє Національний банк України який відіграє роль центрального банку з характерними лише для нього функціями та операціями. Виходячи з цього Національним банком України розроблено два Плани рахунків: один для установ Національного банку України другий для комерційних банків. Безперервність діяльності банку вважається що банк постійно функціонує і продовжуватиме свою діяльність у майбутньому. Якщо реальна вартість продажу менша ніж залишкова вартість первісна вартість за мінусом зносу банку необхідно врахувати...
48259. Ідейно-теоретичні концепції свободи преси 892.5 KB
  Основні принципи авторитаризму – контроль регламентація та використання засобів масової комунікації. У цих рисах німецька нацистська журналістика дуже схожа з радянською тоталітарною системою масової комунікації тому її можна визначити як перехідну модель журналістики між авторитарною та тоталітарною системами журналістики. Саме суди визначають межі втручання влади у сферу масової комунікації. Тут не вистачає специфіки комунікації як творчого процесу бо з одного боку визначення надто широке телевізор телефон наприклад теж можна...
48260. Феномен університетської освіти у історичному вимірі 945.5 KB
  В XI столітті XII столітті були засновані: Болонський університет 1088 Болонський університет найстаріший університет Європи в місті Болонья Північна Італія заснований в 1088 році як юридичний навчальний заклад. Заснований Університет Історія 9 століття Салерно Італія Медичний факультет; статус університету під сумнівом кінець 11 століття Болонья Італія Точна дата заснування не відома; офіційний рік заснування 1088; В кінці 11 століття існувала школа права; поступовий розвиток в університет 13 століття Заснований Університет...
48261. Літературознавство як наука 224 KB
  Автор будьякого художнього твору завжди репрезентує певний культурний прошарок своєї доби спостерігаючи яку беручи участь в її житті він водночас представляє певний ідеологічний або політичний напрям. Щоб розібратися в задумі письменника в політичній спрямованості його твору чи творчості треба знати основні факти біографії митця його зв'язки з іншими людьми участь у політичному і громадському житті. Вужчим за науковим обсягом вважаються так звані допоміжні галузі літературознавства – бібліографія археологія текстологія методика...
48262. Уголовно-процессуальное право 108.76 KB
  Структурно уголовно-процессуальное право распадается на части; Общую и Особенную. Деление это носит двойственный характер. С одной стороны, оно отражает специфику структуры Уголовно-процессуального кодекса, что уже понятия уголовно-процессуального права. С другой стороны, такая дифференциация оправдана методологически.