35934

Экологическая экспертиза

Контрольная

Экология и защита окружающей среды

в Российской Федерации вступил в силу закон Об экологической экспертизе где определяется что экологическая экспертиза это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Основные принципы проведения...

Русский

2013-09-20

56.5 KB

1 чел.

Экологическая экспертиза -

в конце 1995 г. в Российской Федерации вступил в силу закон "Об экологической экспертизе", где определяется, что  экологическая экспертиза -это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий  этой деятельности на окружающую природную среду и связанных  с ними социальных, экономических и иных последствий  реализации объекта экологической экспертизы.

Основные принципы проведения экологической экспертизы:

  •  - презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  •  - обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  •  - комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
  •  - независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;
  •  - научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
  •  - гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
  •  - ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

В настоящее время в России государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, имеющие исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.

По инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Возможность проведения такой экспертизы должна быть зафиксирована в Уставе инициатора экспертизы.

 Цели экологической экспертизы:

  •  - определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды; - определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности; - определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности; - обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

 

 Порядок и процедура проведения экологической экспертизы. После представления материалов на государственную экологическую экспертизу заказчику экологической экспертизы предоставляется смета расходов и выставляется счет на оплату всех работ, связанных с проведением государственной экологической экспертизы. Расчет стоимости экспертизы включает в себя оплату работы внештатных экспертов и командировочные расходы (в случае необходимости выезда на место реализации намечаемой деятельности).

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. Срок проведения определяется в зависимости от сложности объекта, экологической опасности намечаемой деятельности, природных особенностей территории, экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Продолжительность проведения экспертизы для сложных объектов не должна превышать 6 месяцев.

Для проведения государственной экологической экспертизы создается экспертная комиссия, руководитель и члены которой являются высококвалифицированными специалистами по предоставленным на рассмотрение вопросам, относящимся к компетенции государственных природоохранных органов. Эксперты государственной экологической экспертизы не могут быть представителями заказчика или разработчика рассматриваемых материалов, а также гражданами, состоящими в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком.

В случаях, когда при проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов РФ, в состав экспертной комиссии включаются эксперты по представлениям соответствующих территориальных органов Госкомэкологии России. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экспертизу, также имеют право участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в обсуждении.

В процессе работы экспертной комиссии проводится организационное заседание, на котором заслушивается доклад разработчиков представленных на экспертизу материалов, определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп, утверждается календарный план работы экспертной комиссии. В дальнейшем, на основании работы с представленными на экспертизу материалами, подготавливаются индивидуальные экспертные заключения, которые обсуждаются экспертами на заседаниях групп, после чего формируются в групповые заключения. Руководитель экспертной комиссии и ее ответственный секретарь, как правило, - штатный сотрудник Госкомэкологии России, на основании групповых заключений готовят проект сводного заключения. Все заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем. При необходимости в ходе работы экспертной комиссии организуется выезд группы на место предполагаемой реализации объекта экспертизы.

Закон поясняет в каких случаях применяется экологическая экспертиза: при решении вопроса о строительстве, при разработке проектов правовых актов, федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, в отношении проектов генеральных планов развития территорий, проектов схем развития промышленности, проектов генеральных схем расселения, природопользования, проектов комплексных схем охраны природы Российской Федерации, технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду; материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду и многое-многое другое (ст.11-12 Закона). То есть объектом экологической экспертизы является любая хозяйственная либо иная деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую среду. Результатом работы экологической экспертизы является заключение, то есть документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. В большинстве случаев, экологическая экспертиза отвечает на вопрос, можно ли проводить строительство без причинения вреда природе или нет, не нанесет то или иное строительство вреда природе.

Экологический аудит
     Поскольку Федеральный Закон "Об экологическом аудите"
находится в стадии проекта, эта процедура отчасти развивается с учетом опыта финансового аудита на основе Федерального Закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". "экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности".Иначе говоря, это проверка выполнения на предприятии определенной деятельности в экологическом аспекте.

Стадии -- постановка проблемы; сбор данных, анкетирование, оценка информационных материалов, услуги.

Виды экологического аудита

Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит.

Инициативный вид экологического аудита - проводится на добровольной основе по решению руководства хозяйствующего субъекта.

Обязательный вид экологического аудита - проводится по решению и поручению государственных органов (суд, арбитраж, природоохранные органы) в соответствии с действующим законодательством, при осуществлении деятельности, затрагивающий интересы экологической безопасности, при лицензировании видов деятельности в области охраны окружающей среды и в других случаях.Кроме того, обязательный экоаудит в установленном порядке может проводиться при реализации международных обязательств, например, конвенций и соглашений, для учета экологического фактора при действующей программе приватизации и реструктуризации государственных и муниципальных предприятий, при реализации процедуры банкротств хозяйствующих субъектов, экологической санации производства, при проведения обязательного экологического страхования, при подготовке инвестиционных проектов и программ в том случае, когда это предусмотрено условиями инвестирования, а также при обосновании и реализации экологических программ различного уровня. Следует учитывать, что обязательное экологическое аудирование может осуществляться по решению органов государственной власти для видов деятельности, оказывающих существенное воздействие на состояние экологической обстановки различных объектов, территорий и здоровье населения. Характерными особенностями экоаудита является его независимость, конфиденциальность, объективность, системность, компетентность, лицензионная обеспеченность и соответствие целям и задачам, которые определяются заказчиком (клиентом) при заключении договора на проведение экоаудита.В ходе экологического аудита  по анализу внутреннего контроля  предприятия  в управлении процессом производства, выявлении и оценке не достаточно проработанных и  слабых сторон производственного процесса, учету области рисков для окружающей территории обследуемого объекта, собираются  доказательства эффективности работы внутреннего контроля экологической безопасности, производится оценка  собранных данных,   формируется отчёт и экспертное заключение экологического аудита.  На основе отчета экологического аудита формируется план мероприятий, рекомендованных корректирующих мер.

Заключение экоаудитора будет содержать следующую информацию: выводы о соответствии природоохранной и производственной деятельности законодательству и нормативным актам; заключение о состоянии финансово-экономической отчетности, учета, своевременности и величине текущих экологических платежей, целенаправленности использования капитальных средств, выделенных на охрану окружающей среды; оценку воздействия аудируемого предприятия на состояние среды, здоровье производственного персонала, экологию в регионе, данные о наличии и величине выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, производство которых ограничено или запрещено международными обязательствами государства; результаты анализа темпов роста производства продукции и количества выбросов и сбросов загрязняющих веществ, потребления энергетических и материальных ресурсов; результаты сравнительного анализа основных показателей природоохранной и производственной деятельности аудируемого предприятия и подобных предприятий в Украине и других странах; оценку потенциальной опасности аудируемого предприятия при возникновении аварийной ситуации, эффективность разработанного плана работ по ликвидации очагов аварии, наличие необходимых материально- технических средств; заключение о профессиональной компетентности работников природоохранных служб предприятия, их обеспеченности современными техническими средствами контроля за соблюдением допустимых величин загрязнения; информированность руководящего и производственного персонала о величине и характере загрязнения окружающей среды их предприятием, наличие материального и морального стимулирования за снижение уровня загрязнения и энерго- и материалоемкости выпускаемой продукции.

Целевой  экологический аудит проводит анализ и оценку воздействия на окружающую среду и её состояние, на основе инвентаризации средств производства, выявляются и анализируются источники прямого или косвенного воздействия на экологию окружающей среды, рассматриваются риски возникновения аварийных ситуаций, прогнозируются и оцениваются последствия для окружающих территорий и населения, связанных с предполагаемыми рисками, анализируются существующие меры предотвращения аварийных ситуаций и предлагается в случае необходимости проведение мер по снижению рисков.

Таким образом, юридически, ни экологическая экспертиза не экологический аудит не имеет никакого отношения к микроэкологии (экологии жилья, офиса, помещений для пребывания человека вообще), как подотрасли экологии. И экологическая экспертиза и экологический аудит имеют дело с хозяйственной деятельностью и степенью воздействия этой деятельности на природу и на здоровье человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74071. Предмет, методы и основные источники «Истории права зарубежных стран» 48.5 KB
  Предмет методы и основные источники Истории права зарубежных стран. Истоки права. История ПЗС иногда ее называют Всеобщая история государства и права изучает возникновение оформление и функционирование правовых обычаев и законов а также их последующие изменения у разных народов мира в отдельные периоды от древности до современной эпохи...
74072. Право Древнего Востока 88.5 KB
  Право Древнего Востока. Право Древнего Египта. Право Древнего Вавилона. Это в свою очередь сказалось на застойном характере восточных социальных структур на отсутствии на Востоке условий для развития тех политических и правовых институтов которые были призваны обслуживать нужды нарождавшегося гражданского общества: общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого полноправного гражданина правовые гарантии его интересов прав и свобод.
74073. Право Юго-Восточной Азии в античное время 89.5 KB
  Особое место в истории Индии занимает Магадско-Маурийский период (IV-II вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства - Магатха. Наивысшего могущество оно достигло при правлении династии Маурьев, и особенно, при Чандрагупте I (основателе династии) и Ашоке.
74074. Право Древней Греции 60 KB
  Право Древней Греции План. Государственноправовое устройство греческих полисов. Право Древней Греции. По достижении 18 лет они начинали пользовались политическими правами и правом получения различных пособий от государства.
74075. Римское право 71 KB
  Древний Рим – одно из крупнейших рабовладельческих государств – оставил ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все последующее развитие европейской цивилизации. Как гласит известное выражение. Римляне трижды покоряли мир – первый раз легионами, второй раз – христианством, третий раз – правом.
74076. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 66 KB
  Для феодальной земельной собственности были характерны следующие особенности: 1 иерархический характер; 2 сословный характер; 3 ограничение права распоряжаться землей а некоторые категории например церковные земли вообще были изъяты из гражданского оборота. Основные черты феодального права Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права.
74077. Право континентальной Европы в средние века 100 KB
  Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (феода) – условного наследственного земельного владения. Феодалы считались вассалами короля, а он их сеньором.
74078. Право средневековой Англии 70.5 KB
  После нормандского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с сильной королевской властью. В руках монарха были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть. Это объясняется, прежде всего, необходимостью сплочения завоевателей для удержания в повиновении покоренного населения.
74079. Государство и право Византии 61 KB
  Государство и право Византии. Право Византии. В Византии не было определенного порядка престолонаследия. В связи с этим в Византии широко распространился институт соправителей когда император назначал соправителя своего малолетнего сына цезаря для облегчения тому борьбы за престол.