35953

Стратегии и методы исследования психического развития ребенка

Контрольная

Психология и эзотерика

Стратегия формирования психических процессов активного вмешательства построения процесса с заданными свойствами экспериментально-генетический метод метод экспериментально вызванного генеза Выготский метод поэтапно=планомерного формирования умственных понятий и образов. Благодаря стратегии формирования психических функций удается проникнуть в суть развития психики. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие затем как операция и по мере формирования становится функцией. Теория формирования умственных...

Русский

2013-09-20

41.5 KB

11 чел.

10. Стратегии и методы исследования психического развития ребенка.

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. Это полностью относится и к детской психологии, где уровень теории формирует цели и задачи этой науки.

Стратегия – общее направление исследования, которое должно привести к достижению желаемого результата – фактов.

В зависимости от задачи, которую перед собой ставили ученые появлялись следующие стратегии исследования.

1.Задача: накопление фактов и расположение их во временной последовательности.

Стратегия наблюдения. Методы: - дневники (В.С.Мухина, Ж. Пиаже) - Зеркало Гезелла -М.Л.Басов. Метод активного наблюдения

Минусы: если наблюдения делают не родители не являющиеся психологами, то у них получаются субъективные результаты; факт можно увидеть только 1 раз.

2.Задача: приведение фактов в систему, выделение этапов и стадий развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и, в конце концов, понять его причину.

Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание. Методы: - поперечных срезов, -лонгитюда

3.Задача: Построение явления с заранее заданными желаемыми свойствами.          

Стратегия формирования психических процессов (активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами) -экспериментально-генетический метод (метод экспериментально вызванного генеза) Выготский - метод поэтапно-планомерного формирования умственных понятий и образов. Гальперин.

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. В детской психологии уровень теории формирует цели и задачи. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Обильное наблюдение привело к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было систематизировать, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить общие тенденции и закономерности. Так возникла стратегия констатирующего эксперимента, который позваляет установить наличие или отсутствие изучаемого явления. Но обе стратегии не приводят к пониманию движущих причин психического развития человека. Теперь настал черед появиться стратегии формирующего эксперимента, гда происходит активное вмешательство, построение процесса с заданными свойствами.

Методы наблюдения:

Родительские дневники. Огромный фактический материал был собран родителями, известными психологами, который наблюдали за своими детьми (Прейер, Штерн, Пиаже, Рыбников, Менчинская, Гвоздев и др.). Однако, наблюдения разных авторов проводились с разными целями, поэтому их трудно сопоставить друг с другом. В первых дневниках отсутствовала единая техника наблюдения и их интерпретация носила часто субъективный характер.

Система объективного наблюдения (Басов). Исследовательскую работу с детьми должен вести сам педагог, воспитывающий и обучающий детей в коллективе, в который наблюдаемый ребенок входит.

Методы констатирующего эксперимента:

  •  метод срезов (тесты). Тестовое обследование ребенка начинается с 1908 года, когда А. Бине заказали обследовать детей для отбора в специальные школы. Бине создал ряд стандартизированных задач для каждого возраста. Затем Термен предложил формулу для измерения коэфициента интеллекта. Позднее стало ясно, что непоняткно, какая именно функция исследуется с помощью тестов. Тесты также критикуют за то, что ребенок там представлен как абстрактный носитель психологических свойств. Здесь скрыты качественные новообразования.
  •  Метод лонгитюдного (“продольного”) исследования. Изучали детей на протяжении длительного времени. Этот метод позволил обнаружить точки качественных скачков в развитии ребенка.

Стратегия формирующего эксперимента. Основатель — Выготский. Он применил свою теорию об опосредованном строении высших психических функций на своей способности запоминания (запоминал около 400 слов, используя как средство города):

  •  экспериментально генетический метод позволяет выявить качественные особенности ВПФ (эксперименты Выготского с памятью)
  •  и др.

Благодаря стратегии формирования психических функций удается проникнуть в суть развития психики.

Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом:

  1.  Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения, без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.
  2.  Теория деятельности А. Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз -- от деятельности к функции.
  3.  Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования.

Проблема соотношения экспериментального генеза с реальным генезом - одна из самых серьезных и до сих пор нерешенных (т.к. результаты формирующего эксперимента относятся к лабораторным данным). На ее значение для детской психологии указывали А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоциональноволевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.

Концепция учебной деятельности - исследования Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни - путем создания экспериментальных школ.

Теория "первоначального очеловечивания" И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

Стратегия формирования психических процессов - одно из достижений советской детской психологии.


Данной работой Вы можете всегда поделиться с другими людьми, они вам буду только благодарны!!!
Кнопки "поделиться работой":

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49437. Автоклавная установка для изделий на основе ИКВ 143.64 KB
  Классификация автоклавов Выбор типа и состава автоклава Технические характеристики автоклавов Процессы происходящие при автоклавной обработке Устройство автоклава Цикл работы автоклава Требования к охране труда при эксплуатации автоклавов Автоклавные установки для производства ячеистых материалов Расчетный раздел Расчетная аэродинамическая схема Расчет теплоизоляции материальный баланс процесса автоклавной обработки ячеистобетонных изделий Тепловой баланс Техникоэкономическое обосновние Введение Последние...
49438. Проектирование оптической линии связи Новосибирск - Омск 836 KB
  Определение типа кода передачи. Выбор системы передачи. Волоконно-оптическая линия связи ВОЛС это вид системы передачи при котором информация передается по оптическим диэлектрическим волноводам известным под названием оптическое волокно. Технологии волоконно-оптических сетей помимо вопросов волоконной оптики охватывают также вопросы касающиеся электронного передающего оборудования его стандартизации протоколов передачи вопросы топологии сети и общие вопросы построения сетей.
49442. Магистральная волоконно-оптическая линия связи 1.33 MB
  Приложение Задание Спроектировать магистральную волоконно-оптическую линию связи. Одним из важнейших достижений последнего десятилетия в области связи несомненно является создание волоконно-оптических систем передачи ВОСП на базе использования волоконно-оптических линий связи ВОЛС. Использование волоконно-оптических линий связи и систем передачи информации позволяет повысить надежность помехозащищенность скрытность и пропускную способность линий связи Перспективы развития оптической связи связаны с новыми технологиями:...
49443. Мост передний ведущий МАЗ 5434-2300010-20 244 KB
  Данный мост технологичен и ремонтопригоден. Его конструкция в определённых пределах проста, узлы, по возможности, выполнены небольших габаритов и массы, при этом их число минимально. Конструкция моста обеспечивает удобство сборки, места расположения крепежных элементов доступны для сборочного инструмента.
49444. ДИСКРЕТНАЯ ОБРАБОТКА СИГНАЛОВ И ЦИФРОВАЯ ФИЛЬТРАЦИЯ 7.43 MB
  Произвести сравнение результатов вычислений: сравнить форму спектра дискретизированной последовательности со спектром исходного аналогового сигнала; установить связь между: результатом Zпреобразования и спектральной плотностью дискретизированной последовательности; спектром исходного периодического аналогового сигнала и дискретными отсчётами его спектральной плотности.2...
49445. Проект подстанции для ткацкого цеха №3 предприятия ОАО ХБК «Шуйские ситцы» 646.8 KB
  Проектируем подстанцию для ткацкого цеха № 3 ООО «Новогоркинская мануфактура». Подстанция получает питание от ГПП расположенного на расстоянии L=0.25 км. Напряжение питания – 6.3 кВ. Подстанция питает ткацкий цех площадью 4520м2, в котором установлено 385 ткацких станков АТПР-100-2У, вентиляционную установку мощностью – 210 кВт