35953

Стратегии и методы исследования психического развития ребенка

Контрольная

Психология и эзотерика

Стратегия формирования психических процессов активного вмешательства построения процесса с заданными свойствами экспериментально-генетический метод метод экспериментально вызванного генеза Выготский метод поэтапно=планомерного формирования умственных понятий и образов. Благодаря стратегии формирования психических функций удается проникнуть в суть развития психики. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие затем как операция и по мере формирования становится функцией. Теория формирования умственных...

Русский

2013-09-20

41.5 KB

16 чел.

10. Стратегии и методы исследования психического развития ребенка.

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. Это полностью относится и к детской психологии, где уровень теории формирует цели и задачи этой науки.

Стратегия – общее направление исследования, которое должно привести к достижению желаемого результата – фактов.

В зависимости от задачи, которую перед собой ставили ученые появлялись следующие стратегии исследования.

1.Задача: накопление фактов и расположение их во временной последовательности.

Стратегия наблюдения. Методы: - дневники (В.С.Мухина, Ж. Пиаже) - Зеркало Гезелла -М.Л.Басов. Метод активного наблюдения

Минусы: если наблюдения делают не родители не являющиеся психологами, то у них получаются субъективные результаты; факт можно увидеть только 1 раз.

2.Задача: приведение фактов в систему, выделение этапов и стадий развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и, в конце концов, понять его причину.

Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание. Методы: - поперечных срезов, -лонгитюда

3.Задача: Построение явления с заранее заданными желаемыми свойствами.          

Стратегия формирования психических процессов (активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами) -экспериментально-генетический метод (метод экспериментально вызванного генеза) Выготский - метод поэтапно-планомерного формирования умственных понятий и образов. Гальперин.

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. В детской психологии уровень теории формирует цели и задачи. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Обильное наблюдение привело к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было систематизировать, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить общие тенденции и закономерности. Так возникла стратегия констатирующего эксперимента, который позваляет установить наличие или отсутствие изучаемого явления. Но обе стратегии не приводят к пониманию движущих причин психического развития человека. Теперь настал черед появиться стратегии формирующего эксперимента, гда происходит активное вмешательство, построение процесса с заданными свойствами.

Методы наблюдения:

Родительские дневники. Огромный фактический материал был собран родителями, известными психологами, который наблюдали за своими детьми (Прейер, Штерн, Пиаже, Рыбников, Менчинская, Гвоздев и др.). Однако, наблюдения разных авторов проводились с разными целями, поэтому их трудно сопоставить друг с другом. В первых дневниках отсутствовала единая техника наблюдения и их интерпретация носила часто субъективный характер.

Система объективного наблюдения (Басов). Исследовательскую работу с детьми должен вести сам педагог, воспитывающий и обучающий детей в коллективе, в который наблюдаемый ребенок входит.

Методы констатирующего эксперимента:

  •  метод срезов (тесты). Тестовое обследование ребенка начинается с 1908 года, когда А. Бине заказали обследовать детей для отбора в специальные школы. Бине создал ряд стандартизированных задач для каждого возраста. Затем Термен предложил формулу для измерения коэфициента интеллекта. Позднее стало ясно, что непоняткно, какая именно функция исследуется с помощью тестов. Тесты также критикуют за то, что ребенок там представлен как абстрактный носитель психологических свойств. Здесь скрыты качественные новообразования.
  •  Метод лонгитюдного (“продольного”) исследования. Изучали детей на протяжении длительного времени. Этот метод позволил обнаружить точки качественных скачков в развитии ребенка.

Стратегия формирующего эксперимента. Основатель — Выготский. Он применил свою теорию об опосредованном строении высших психических функций на своей способности запоминания (запоминал около 400 слов, используя как средство города):

  •  экспериментально генетический метод позволяет выявить качественные особенности ВПФ (эксперименты Выготского с памятью)
  •  и др.

Благодаря стратегии формирования психических функций удается проникнуть в суть развития психики.

Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом:

  1.  Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения, без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.
  2.  Теория деятельности А. Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз -- от деятельности к функции.
  3.  Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования.

Проблема соотношения экспериментального генеза с реальным генезом - одна из самых серьезных и до сих пор нерешенных (т.к. результаты формирующего эксперимента относятся к лабораторным данным). На ее значение для детской психологии указывали А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоциональноволевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.

Концепция учебной деятельности - исследования Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни - путем создания экспериментальных школ.

Теория "первоначального очеловечивания" И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

Стратегия формирования психических процессов - одно из достижений советской детской психологии.


Данной работой Вы можете всегда поделиться с другими людьми, они вам буду только благодарны!!!
Кнопки "поделиться работой":

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37194. Инвестиционный проект 56.5 KB
  Понятие инвестиционного проекта трактуется двояко: 1 как деятельность мероприятие предполагающая осуществление комплекса какихлибо действий обеспечивающих достижение определенных целей; 2 как система включающая определенный набор организационноправовых и расчетнофинансовых документов необходимых для осуществления какихлибо действий или описывающих эти действия. В Федеральном законе Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений дано такое определение инвестиционного проекта:...
37195. Сущность инвестиций 47 KB
  N 160ФЗ Об иностранных инвестициях в Российской Федерации Федеральный закон N 39ФЗ О рынке ценных бумаг а также отдельные указы Президента РФ отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти. Закон РФ Об иностранных инвестициях в РФ от 09. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской...
37196. ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ 1.13 MB
  ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ Вы будете изучать: Понятие прибыли организации Методы планирования прибыли организации Методы операционного анализа Цели: Изучить экономическую литературу раскрывающую содержание прибыли предприятий Изучить содержание методов планирования прибыли организации Изучить содержание методов операционного анализа Результат: Представление о механизме формирования и использования прибыли организации. Управление прибылью.288322 Ключевые слова: прибыль организации виды прибыли методы планирования прибыли точка...
37197. ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 220 KB
  ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ Вы будете изучать: Экономическое содержание основного капитала Источники финансирования основного капитала Методы начисления амортизации. Цели: Изучить экономическую литературу раскрывающую экономическую природу основного капитала и методику начисления амортизации основных средств. Ключевые слова: основной капитал источники финансирования основного капитала амортизация методы начисления амортизации. Методы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.
37198. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ 279 KB
  Задачи: Отражение перспектив развития организации; Оценка потенциальных влияний сегодняшних решений на возможности компании в ближайшем будущем; Постановка целей которые служат мотивацией работникfv и позволяют установить критерии оценки их деятельности. Контроль за воплощением финансового плана в жизнь=регулярный пересмотр финансового плана в соответствии с текущими тенденциями в деятельности организации на рынке и экономике в целом. Показатели долгосрочных планов используются как некая база для оценки последующей деятельности. Но...
37199. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 2.7 MB
  Результат: Обозначить экономическую природу оборотного капитала Рассчитать потребность в оборотных активах организации. Структура оборотных активов организации. Учитывая способ отражения оборотных средств в бухгалтерском балансе можно представить что в рассматриваемом случае оборотный капитал представляет собой с одной стороны часть пассива баланса содержащую величину авансированного капитала собственного и заемного на создание оборотных средств активов организации а с другой стороны сами оборотные средства активы....
37200. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 139 KB
  :финансовое состояние организации – уровень сбалансированности отдельных структурных элементов активов и капитала предприятия а также уровень эффективности их использования. Инструмент финансового анализами – анализ коэффициентов которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности.С другими государственными органами Организация получает целевое государственное финансирование и тем самым улучшает коэффициенты финансовой устойчивости улучшает структуру баланса и повышает его валюту При наличии хорошо разработанного бизнесплана...
37201. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ 228.5 KB
  СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ Вы будете изучать: Сущность финансов организаций; Виды финансовых отношений организации и принципы их организации; Функции и роль финансов в деятельности организации; Состав финансовых ресурсов организации; Элементы финансового механизма организации; Цель лекции: Понять природу финансов организации и определить их роль в деятельности организации. Роль финансов в деятельности организации. фирмой называют субъект экономической деятельности или говоря иначе экономический субъект...
37202. Фондовая биржа 62.5 KB
  Именно поэтому в российском законодательстве определяется что членами фондовой биржи любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. В России к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относят коммерческие банки поэтому они также могут быть членами биржи. Причем коммерческие банки как правило самые активные члены биржи. 79 акций Франкфуртской фондовой биржи принадлежали отечественным коммерческим банкам и 10 зарубежным банкам.