35953

Стратегии и методы исследования психического развития ребенка

Контрольная

Психология и эзотерика

Стратегия формирования психических процессов активного вмешательства построения процесса с заданными свойствами экспериментально-генетический метод метод экспериментально вызванного генеза Выготский метод поэтапно=планомерного формирования умственных понятий и образов. Благодаря стратегии формирования психических функций удается проникнуть в суть развития психики. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие затем как операция и по мере формирования становится функцией. Теория формирования умственных...

Русский

2013-09-20

41.5 KB

11 чел.

10. Стратегии и методы исследования психического развития ребенка.

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. Это полностью относится и к детской психологии, где уровень теории формирует цели и задачи этой науки.

Стратегия – общее направление исследования, которое должно привести к достижению желаемого результата – фактов.

В зависимости от задачи, которую перед собой ставили ученые появлялись следующие стратегии исследования.

1.Задача: накопление фактов и расположение их во временной последовательности.

Стратегия наблюдения. Методы: - дневники (В.С.Мухина, Ж. Пиаже) - Зеркало Гезелла -М.Л.Басов. Метод активного наблюдения

Минусы: если наблюдения делают не родители не являющиеся психологами, то у них получаются субъективные результаты; факт можно увидеть только 1 раз.

2.Задача: приведение фактов в систему, выделение этапов и стадий развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и, в конце концов, понять его причину.

Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание. Методы: - поперечных срезов, -лонгитюда

3.Задача: Построение явления с заранее заданными желаемыми свойствами.          

Стратегия формирования психических процессов (активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами) -экспериментально-генетический метод (метод экспериментально вызванного генеза) Выготский - метод поэтапно-планомерного формирования умственных понятий и образов. Гальперин.

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. В детской психологии уровень теории формирует цели и задачи. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Обильное наблюдение привело к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было систематизировать, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить общие тенденции и закономерности. Так возникла стратегия констатирующего эксперимента, который позваляет установить наличие или отсутствие изучаемого явления. Но обе стратегии не приводят к пониманию движущих причин психического развития человека. Теперь настал черед появиться стратегии формирующего эксперимента, гда происходит активное вмешательство, построение процесса с заданными свойствами.

Методы наблюдения:

Родительские дневники. Огромный фактический материал был собран родителями, известными психологами, который наблюдали за своими детьми (Прейер, Штерн, Пиаже, Рыбников, Менчинская, Гвоздев и др.). Однако, наблюдения разных авторов проводились с разными целями, поэтому их трудно сопоставить друг с другом. В первых дневниках отсутствовала единая техника наблюдения и их интерпретация носила часто субъективный характер.

Система объективного наблюдения (Басов). Исследовательскую работу с детьми должен вести сам педагог, воспитывающий и обучающий детей в коллективе, в который наблюдаемый ребенок входит.

Методы констатирующего эксперимента:

  •  метод срезов (тесты). Тестовое обследование ребенка начинается с 1908 года, когда А. Бине заказали обследовать детей для отбора в специальные школы. Бине создал ряд стандартизированных задач для каждого возраста. Затем Термен предложил формулу для измерения коэфициента интеллекта. Позднее стало ясно, что непоняткно, какая именно функция исследуется с помощью тестов. Тесты также критикуют за то, что ребенок там представлен как абстрактный носитель психологических свойств. Здесь скрыты качественные новообразования.
  •  Метод лонгитюдного (“продольного”) исследования. Изучали детей на протяжении длительного времени. Этот метод позволил обнаружить точки качественных скачков в развитии ребенка.

Стратегия формирующего эксперимента. Основатель — Выготский. Он применил свою теорию об опосредованном строении высших психических функций на своей способности запоминания (запоминал около 400 слов, используя как средство города):

  •  экспериментально генетический метод позволяет выявить качественные особенности ВПФ (эксперименты Выготского с памятью)
  •  и др.

Благодаря стратегии формирования психических функций удается проникнуть в суть развития психики.

Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом:

  1.  Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения, без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.
  2.  Теория деятельности А. Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз -- от деятельности к функции.
  3.  Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования.

Проблема соотношения экспериментального генеза с реальным генезом - одна из самых серьезных и до сих пор нерешенных (т.к. результаты формирующего эксперимента относятся к лабораторным данным). На ее значение для детской психологии указывали А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоциональноволевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.

Концепция учебной деятельности - исследования Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни - путем создания экспериментальных школ.

Теория "первоначального очеловечивания" И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

Стратегия формирования психических процессов - одно из достижений советской детской психологии.


Данной работой Вы можете всегда поделиться с другими людьми, они вам буду только благодарны!!!
Кнопки "поделиться работой":

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26556. ВСЭ ПРОДУКТОВ УБОЯ ПРИ ВНУТРЕННЕМ ПОРАЖЕНИИ РВ 2.97 KB
  Выздоровление длится более 3 мес а при крайне тяжелой степени наступает смертельный исход.При хроническом течении различают три степени болезни: легкую среднюю и тяжелую. При легкой степени наблюдаются функциональные изменения в сердечнососудистой системе и органах пищеварения дистоння. При средней степени снижается количество лимфоцитов и нейтрофилов с общей лейкопенией проявляется тромбоцитопения и умеренная эритропения.
26557. ВСЭ ПРОДУКТОВ УБОЯ ПРИ ЛЕПТОСПИРОЗЕ И ЛИСТЕРИОЗЕ 8.32 KB
  Если имеются дегенеративные изменения мускулатуры или желтушное окрашивание не исчезающее в течение двух суток тушу и все внутренние органы направляют на техническую утилизацию. При отсутствии дегенеративных изменений в мускулатуре но при наличии в ней желтушного окрашивания исчезающего в течение двух суток тушу а также внутренние органы не имеющие патологических изменений выпускают после проварки. Кишечник и патологически измененные органы направляют на техническую утилизацию. Патологически измененные органы кровь и головы от...
26558. ВСЭ ТУШ И ОРГАНОВ ВЫНУЖДЕННО УБИТЫХ ЖИВОТНЫХ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ОРГАНИЧЕСКИМИ И МИНЕРАЛЬНЫМИ ЯДАМИ. ПРИЧИНА ОТРАВЛЕНИЙ И ПИЩЕВАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ МЯСА ОТРАВИВШИХСЯ ЖИВОТНЫХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА 21.73 KB
  ВСЭ ТУШ И ОРГАНОВ ВЫНУЖДЕННО УБИТЫХ ЖИВОТНЫХ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ОРГАНИЧЕСКИМИ И МИНЕРАЛЬНЫМИ ЯДАМИ. ПРИЧИНА ОТРАВЛЕНИЙ И ПИЩЕВАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ МЯСА ОТРАВИВШИХСЯ ЖИВОТНЫХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. В практике встречаются случаи отравлений сельскохозяйственных животных минеральными удобрениями ядовитыми растениями хлоридом натрия и другими солями минеральными ядами мышьяк медь и др. Особо опасны при отравлениях животных фосфорорганические хлорорганические карбаматные ртутьсодержащие и другие пестициды ядохимикаты} которые используют в борьбе с...
26559. ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ РОЖЕ СВЕНЕЙ 7.89 KB
  Мускулатура туши иногда гиперемирована и с кровоизлияниями. В случае обнаружения в мясе или внутренних органах этих бактерий туши обеззараживают проваркой а внутренние органы направляют на техническую утилизацию или уничтожают. Кроме того такие туши можно направлять на изготовление вареноконченых грудинок и кореек. В случаях убоя животных туши со всеми внутренними органами и шкурой уничтожают.
26560. ВСЭ И САНОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ САРКОЦИСТОЗЕ, ЭХИНОКОККОЗЕ, ЦЕНУРОЗЕ, ДИКТИОКАУЛЕЗЕ. ЦЕНУРОЗ МОЗГА 19.36 KB
  При поедании собаками и волками голов животных инвазированных ценурами происходит их заражение ценурозом. Болезнь наблюдается у молодых животных не старше 2 лет и характеризуется бесцельными круговыми движениями в одну сторону. При убое животных в начале болезни отмечают следы миграции онкосфер на мягкой мозговой оболочке интенсивную гиперемию ее на отдельных участках со свежими кровоизлияниями. Остро и хронически протекающая болезнь травоядных животных крупный рогатый скот овцы лошади и др.
26561. ВСЭ ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ СТОЛБНЯКЕ И ПСЕВДОТУБЕРКУЛЕЗЕ. ВСЭ ПРИ СТОЛБНЯКЕ 1.21 KB
  При установлении столбняка тушу с внутренними органами и шкурой уничтожают. При наличии истощения и множественных поражений лимфатических узлов или при обнаружении псевдотуберкулезных изменений в мышцах тушу и внутренние органы утилизируют. При отсутствии истощения и поражении только внутренних органов или лимфатических узлов внутренние органы направляют на утилизацию а тушу и другие продукты убоя выпускают без ограничений.
26562. ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ТРИХИНЕЛЛЕЗЕ 3.52 KB
  ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ТРИХИНЕЛЛЕЗЕ. У свиней трихинеллез протекает без выраженных признаков. ВСЭ: все туши свиней начиная с 3недельного возраста исследуются на трихинеллез.
26563. ВСЭ И САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ТУБЕРКУЛЕЗЕ 3.85 KB
  Шкуры после посолки – без ограничений. Свиные при наличии пораже в нижнеч л у – зачищают голову – на проварку тушу – без ограничений. При очагах на брыжейке – кишк утилизируют туши и внут орг – без ограничений.
26564. ВСЭ ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ЭМФИЗЕМАТОЗНОМ КАРБУНКУЛЕ 8.51 KB
  Печень пятнистоглинистого цвета имеет очаги красноватожелтого цвета величиной до грецкого ореха иногда в ней содержатся газы. Почки дряблые с некротическими очагами темнокоричневого цвета или глинистые граница между корковым и мозговым слоями сглажена. Мышцы дряблые темнокрасного цвета местами сероватые мышечные волокна деструктированы миолиз при надавливании на них выжимается кровянистый липкий сок содержащий пузырьки газа неприятного прогорклого запаха. Ткани в области карбункула темнокрасного дегтеобразного цвета; рыхлая...