35953

Стратегии и методы исследования психического развития ребенка

Контрольная

Психология и эзотерика

Стратегия формирования психических процессов активного вмешательства построения процесса с заданными свойствами экспериментально-генетический метод метод экспериментально вызванного генеза Выготский метод поэтапно=планомерного формирования умственных понятий и образов. Благодаря стратегии формирования психических функций удается проникнуть в суть развития психики. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие затем как операция и по мере формирования становится функцией. Теория формирования умственных...

Русский

2013-09-20

41.5 KB

22 чел.

10. Стратегии и методы исследования психического развития ребенка.

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. Это полностью относится и к детской психологии, где уровень теории формирует цели и задачи этой науки.

Стратегия – общее направление исследования, которое должно привести к достижению желаемого результата – фактов.

В зависимости от задачи, которую перед собой ставили ученые появлялись следующие стратегии исследования.

1.Задача: накопление фактов и расположение их во временной последовательности.

Стратегия наблюдения. Методы: - дневники (В.С.Мухина, Ж. Пиаже) - Зеркало Гезелла -М.Л.Басов. Метод активного наблюдения

Минусы: если наблюдения делают не родители не являющиеся психологами, то у них получаются субъективные результаты; факт можно увидеть только 1 раз.

2.Задача: приведение фактов в систему, выделение этапов и стадий развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и, в конце концов, понять его причину.

Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание. Методы: - поперечных срезов, -лонгитюда

3.Задача: Построение явления с заранее заданными желаемыми свойствами.          

Стратегия формирования психических процессов (активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами) -экспериментально-генетический метод (метод экспериментально вызванного генеза) Выготский - метод поэтапно-планомерного формирования умственных понятий и образов. Гальперин.

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. В детской психологии уровень теории формирует цели и задачи. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Обильное наблюдение привело к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было систематизировать, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить общие тенденции и закономерности. Так возникла стратегия констатирующего эксперимента, который позваляет установить наличие или отсутствие изучаемого явления. Но обе стратегии не приводят к пониманию движущих причин психического развития человека. Теперь настал черед появиться стратегии формирующего эксперимента, гда происходит активное вмешательство, построение процесса с заданными свойствами.

Методы наблюдения:

Родительские дневники. Огромный фактический материал был собран родителями, известными психологами, который наблюдали за своими детьми (Прейер, Штерн, Пиаже, Рыбников, Менчинская, Гвоздев и др.). Однако, наблюдения разных авторов проводились с разными целями, поэтому их трудно сопоставить друг с другом. В первых дневниках отсутствовала единая техника наблюдения и их интерпретация носила часто субъективный характер.

Система объективного наблюдения (Басов). Исследовательскую работу с детьми должен вести сам педагог, воспитывающий и обучающий детей в коллективе, в который наблюдаемый ребенок входит.

Методы констатирующего эксперимента:

  •  метод срезов (тесты). Тестовое обследование ребенка начинается с 1908 года, когда А. Бине заказали обследовать детей для отбора в специальные школы. Бине создал ряд стандартизированных задач для каждого возраста. Затем Термен предложил формулу для измерения коэфициента интеллекта. Позднее стало ясно, что непоняткно, какая именно функция исследуется с помощью тестов. Тесты также критикуют за то, что ребенок там представлен как абстрактный носитель психологических свойств. Здесь скрыты качественные новообразования.
  •  Метод лонгитюдного (“продольного”) исследования. Изучали детей на протяжении длительного времени. Этот метод позволил обнаружить точки качественных скачков в развитии ребенка.

Стратегия формирующего эксперимента. Основатель — Выготский. Он применил свою теорию об опосредованном строении высших психических функций на своей способности запоминания (запоминал около 400 слов, используя как средство города):

  •  экспериментально генетический метод позволяет выявить качественные особенности ВПФ (эксперименты Выготского с памятью)
  •  и др.

Благодаря стратегии формирования психических функций удается проникнуть в суть развития психики.

Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом:

  1.  Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения, без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.
  2.  Теория деятельности А. Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз -- от деятельности к функции.
  3.  Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования.

Проблема соотношения экспериментального генеза с реальным генезом - одна из самых серьезных и до сих пор нерешенных (т.к. результаты формирующего эксперимента относятся к лабораторным данным). На ее значение для детской психологии указывали А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоциональноволевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.

Концепция учебной деятельности - исследования Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни - путем создания экспериментальных школ.

Теория "первоначального очеловечивания" И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

Стратегия формирования психических процессов - одно из достижений советской детской психологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22881. Еволюція поняття числа 135 KB
  В основі всіх числових множин лежить натуральний ряд чисел. Відомо що діагональ квадрата в такому випадку рівна Покажемо що не є раціональним числом. Кожне дійсне не раціональне число можна записати у вигляді нескінченного періодичного десяткового дробу. Відрізок ділимо на 10 різних частин за беремо число яке на 1 менше за номер відрізка на якому знаходиться число .
22882. Формула Муавра 74 KB
  Доведемо що формула Муавра вірна для будьяких цілих степенів. Приклад застосування формули Муавра Виразити і через . За формулою Муавра маємо а з іншого боку за формулою Бінома: прирівняємо дійсні та уявні частини:.
22883. Тригонометрична форма комплексного числа 64 KB
  Нехай `відповідає комплексному числу позначимо через довжину вектора а через кут який утворює цей вектор з додатним напрямком осі тоді тригонометрична форма комплексного числа. Назвемо модулем комплексного числа а аргумент комплексного числа якщо то аргумент не визначається. Нехай тоді Для даного комплексного числа його модуль визначається точно а аргумент з точністю до періода.
22884. Корені комплексного числа 114 KB
  Запишемо в тригонометричній формі: тоді за фомулою Муавра маємо: прирівняємо модулі . Розглянемо варіанти: тоді і ; тоді ; тоді ; тоді ; тоді тоді Покажемо що справедлива наступна нерівність: і співпадає з одним із чисел Поділимо на з залишком де і тоді де .
22885. Алгоритм знаходження НСД 71 KB
  Поділимо на з залишком і стст якщо то процес закінчуємо інакше ділимо на при цьому стст якщо то процес закінчуємо інакше лідимо на і так далі. Оскільки на кожному кроці степінь залишку зменшується то за скінченну кількість кроків процес закінчиться.
22886. Теорема про найбільший спільний дільник 149 KB
  Доведення Припустимо і ненульові многочлени. Позначимо через таку множину многочленів зрозуміло що . Якщо і довільний многочлен який не обов’язково належить то і .
22887. Теорема про найбільший спільний дільник (доведення іншим способом) 90 KB
  Нехай і для визначеності стст. Покажемо що стст. Припустимо що стст тоді стстст що неможливо. Нехай і взаємнопрості тоді існують многочлени і такі що причому і можна вибрати так що стст стст.
22888. Схема Горнера та її застосування 109 KB
  Прирівняємо коефіцієнти при відповідних степенях маємо: Приклад застосування.
22889. Незвідні многочлени та основна теорема про подільність многочлена 63 KB
  Аналогічним чином в кільці многочленів є незвідні многочлени . Многочлен є незвідним над полем якщо з того що і слідує що степінь одного із многочленів рівна нулю тобтохоч один із многочленів рівний . Аналогічно основній теоремі арифметики будьякий многочлен відмінний від можна розкласти в добуток незвідних многочленів.