35964

Внимание и его свойства

Контрольная

Психология и эзотерика

Устойчивость внимания – длительность сосредоточения внимания на объекте. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на какомлибо объекте предмете деятельности не отвлекать и не ослаблять внимание. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 910 годам. Сосредоточенность внимания – степень концентрации внимания на объекте.

Русский

2013-09-20

89 KB

0 чел.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: 1. Устойчивость внимания – длительность сосредоточения внимания на объекте. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекать и не ослаблять внимание.

У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут. Для учителей это, прежде всего, означает, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно длиться более 7 минут.

2. Сосредоточенность внимания – степень концентрации внимания на объекте. Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированния внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Существуют причины, снижающие концентрацию внимания, т.е. делающие его более поверхностным. Часть этих причин имеет физиологический характер (наличие у ребенка аденоидов – кислород плохо поступает в мозг, поэтому внимание рассеянно), часть – педагогический(пример ошибочного воспитания в раннем детстве – у ребенка много игрушек, как следствие он не изучает их свойства, не учится в них играть и развивается поверхностный взгляд + телевизор – быстрая смена кадров, как следствие поверх взгляд, т к концентрированный взгляд вызывает головную боль).

3. Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания).

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Может быть непроизвольным, и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором - сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Легко заметить, что переключение внимания у младших школьников происходит отнюдь не сразу. Так, давая следующее задание, учителя еще продолжают выслушивать ответы на предыдущее. Будьте уверены: новое задание дети не слышали. Переключаемость внимания поддается тренировке легче, чем другие свойства. Для этого из урока в урок учитель должен регулярно менять виды деятельности и виды заданий

4. Распределение внимания – возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается. Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно, т.е. концентрацию сознания на двух разных объектах в одно и то же время. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма (ребенок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным), при проведении арифметических диктантов и т. п. Очень полезное и необходимое для учебы свойство! Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном течении психического развития ребёнка. Поэтому в 1-м классе дети, отвечая у доски, способны, сначала сказать, а потом записать предложение. К 8 годам распределение внимания на два учебных объекта становится нормой, если одно из необходимых психических действий, хоть в какой-то степени автоматизировано. Если у школьника автоматизиpoвaлcя процесс письма (ему не надо вспоминать каждый графический символ), тогда он может начать учиться одновременно при этом говорить.

5. Объём внимания – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей - 5-7 единиц информации.

Под объёмом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает трех-четырех символов, а у некоторых и еще меньше. Поскольку объем внимания напрямую связан с величиной очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга, то его педагогическая коррекция имеет ограниченные возможности. Поэтому учителя скорее просто должны учитывать маленький объем внимания детей, чем пытаться его увеличить педагогическими средствами. Он возрастает вместе с развитием мозга ребенка к окончанию пубертата. В младших же классах опытные учителя ограничивают наглядность на уроке именно тремя ­ четырьмя пособиями, не дают разных примеров более обозначенного числа, даже свои объяснения нового материала выстраивают в блоки, не превышающие объема детского внимания.

Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно.

Непроизвольное внимание возникает под влиянием двух рядов факторов: внешних ­особенностей предметов и явлений - и внутренних - отношения личности к тем или иным фактам, явлениям, предметам, событиям, благодаря которым они и становятся привлекательными.

Непроизвольное внимание остаётся преобладающим видом внимания младшего школьника, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте всё ещё сильная реакция на всё новое, яркое, необычное. Ребёнок не может ещё в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся всё своё внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы.

Непроизвольное внимание в период обучения ребёнка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным.

На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью,- в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. У детей с различной успеваемостью внимание на протяжении с 1 по 4 классы развивается по-разному. У хорошо успевающих учащихся внимание развито средне, у отличников - хорошо, а у неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. От класса к классу у хорошо успевающих учащихся происходит интенсивное развитие произвольного внимания, а у слабоуспевающих показатели внимания в 1­м и 2-м классах примерно одинаковы, и лишь к 3 - му классу наблюдается небольшой рост.

Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить "5", заслужить похвалу учителя). Воспитание у младших школьников далёкой мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями детей, путём связывания друг с другом близких и всё более отдалённых целей. Например, наиболее далёкая мотивация (стать полезным для общества человеком) должна связываться с более близким мотивом - успешно перейти в следующий класс. А последний мотив, в свою очередь, должен связываться с ближайшим мотивом - получить высокую оценку учителя.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряжённой интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Послепроизвольное внимание имеет громадное значение для педагогического процесса. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания. И каждый из них имеет свои ценные качества.

Исследования показывают, что различные свойства внимания имеют различное влияние на успешность обучения по разным школьным предметам. Например, при изучении математики ведущая роль принадлежит - объему внимания, русскому - распределению, чтению - устойчивости. Развивая различные свойства внимания можно повысить успеваемость школьников по разным предметам.

Непременной стороной обучения грамоте является обучение элементарному письму. Письмо относится к самым сложным видам речевой деятельности. То, что эта речь мыслительная - и есть одна из величайших трудностей, с которой встречается ребенок.

Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию(понимать) и комплекс лингвистических умений (языковые). Психологическую природу процесса письма составляет механизм взаимодействия слухового, артикуляционного, зрительного и двигательного компонентов. Сложность формирования письма как вида деятельности объясняется разнообразным сочетанием слуховых и речедвигателых (артикуляционных) компонентов со зрительными и двигательными.

Письмо, имеет общую природу с другими формами речевой деятельности (чтением, устным изложением), характеризуется специфическим зрительно-двигательным звеном. Роль зрительных представлений в письме состоит в том, что они являются его содержанием, и в том, что только посредством зрительных представлений устанавливается характерная для сформированного навыка письма связь слухо-рече-зрительного представления с двигательными. Последние являются средством воспроизведения в процессе письма зрительно воспринятых знаков.

В процессе формирования элементарного навыка письма в коре головного мозга ученика возникают условно-рефлекторные связи нe только со звуковыми и оптическими признаками букв, но и с их пространственными, количественными отношениями. Буква - "сложный комплексный раздражитель", в котором, помимо формы, отдельными раздражителями являются величина, направление знака или его элементов, а также количество подобных элементов.

В силу особенностей детского нерасчлененного восприятия необходимо специально направлять его аналитическую деятельность на выделение отдельных компонентов этого целостного раздражителя (буквы). Ребенок может связать букву со звуком только в том случае, если дробному анализу подвергнута сама буква, а не только звуковой состав слова. На основе анализа становится возможным цельное восприятие буквенного знака, т. е. его, синтез.

При обучении письму у первоклассников происходит формирование целостной ассоциативной системы, в которой сочетается деятельность речеслухового, речедвигательного, зрительного и общедвигательного анализаторов. Каждый из этих анализаторов должен функционировать в соответствии с закономерностями формирующейся аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга ребенка, Недостаточный учет этих требований в методике и практике обучения грамоте является главным источником трудностей, испытываемых пepвоклассниками в процессе обучения их чтению, и особенно письму. Однако при всем значении сенсомоторных операций в письме как виде речевой деятельности с самого начала освоения графического навыка необходимо развивать внутреннюю речемыслительную деятельность ребенка.

Основные ступени формирования навыка письма.

  1.  Подготовительная ступень – совпадает с безбуквенной ступенью в период обучению грамоте.

На данной ступени решаются задачи: - отработка координации движений; - знакомство с гигиеническими требованиями при обучении письму; - развитие речи и мышления детей (вводится необходимая терминология – речь, слово, слог, ударный слог); - отработка умения анализировать предложение, слово; – отработка элементов букв (наклонная/прямая черта, маленькая/большая с выходом вверх/вниз, черта с закруглением вверху/внизу, полуовал справа налево/слева направо большой и маленький, овал сверху вниз/снизу вверх большой и маленький.

Упражнения в этот период: Обводка по шаблону или трафарету в прописях,Обводка по контуру,Соединения по ориентирам, Штриховка и раскрашивание в разных направлениях,Орнаментное рисование бордюров из прямых и ломаных линий, из кривых, волнообразных линий,Рисование знакомых предметов,Письмо элементов букв.

  1.  Обучение письму букв – совпадает с буквенной ступенью обучения грамоте подготовительного периода (а, о, у, ы, и) и с основным периодом обучения грамоте.

Буквенная ступень письма. Порядок изучения рукописных букв определяется букварем и азбукой, а приемы ознакомления с начертанием буквы следуют так: 1) предъявление рукописной буквы на карточке большого формата; сравнение ее с печатным вариантом (чем похожи, чем отличаются); 2) анализ – из каких элементов состоит буква (письменная); 3) нахождение письменной буквы на строчке прописи – посмотреть различают ли дети буквы (поставьте указку на большую печатную букву); в прописи находят из каких элементов состоит буква; 4) выполнение подготовительных упражнений в письме буквы: а) рассмотреть рисунок, обсудить, что нарисовано, на что похожи элементы; б) обведение буквы по образцу на доске с предварительным показом написания буквы учителем на доске; в) нахождение данной буквы в прописи и обведение образца красного цвета в прописи в воздухе (обратить внимание на расстояние между буквами); г) обведение буквы по трафарету в прописи; д) самостоятельное письмо буквы (на доске и в тетради) до середины строки с проверкой по трафарету или кальке, а потом с использованием ритмического метода.

В основной период дополняется:

  1.  отработка соединения букв с другими буквами – верхнее, среднее, нижнее -
  2.  письмо слов с предварительным лексико-орфографическим анализом,
  3.  письмо словосочетаний и предложений.

Дополнительными приемами в это период являются – обведение буквы по трафарету на доске, конструирование буквы на фланелеграфе, упражнение: перевод печатной буквы в письменную. Учитель пишет на доске печатную букву, а детей просит написать письменную; диктанты – буквенные, слоговые, словарные. Упражнения выполняются на дополнительных строчках, также выполняют сочинения по картинке.

На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы наудиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь. На втором - писать важнейшие элементы букв, усвоить алгоритм письма. На третьем - писать буквы. На четвергом - писать слова.

При управлении обучением нужно дать учащимся полный набор ориентиров для правильного выполнения действия. С этой целью необходимо: проанализировать образец т.е. выделить все элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий. Проанализировать материал и орудие действия: тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку. Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения. Обеспечить самоконтроль учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией.

К каллиграфическим ошибкам относятся: не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке, буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко. Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево, не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме, не выдерживается нужная высота букв, Обнаруживается ломаность, вычурность письма, имеет место угловатость, «заборность» письма, не соблюдается связность букв при письме, наблюдается полная неразборчивость, «каша», ошибки по «кинетическому сходству» (похожее движение У-Ч, б-д, Е-З, д-а, д-у). Пути исправления: на минутке чистописания представлять схожие буквы в виде значков б↑, д↓ Де↓ушка у↓ит ры↑у. Исправление ошибочного написания на доске (написать на доске с ошибками – чтобы переписали правильно).

Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов. Нарушения параллельности нередко приводят к искажению других элементов, например петли у букв у и д: Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради.

Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей; горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов.

Искажение овалов, полуовалов и других пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м — л, вместо д — а.

Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена эта задача: ошибки группируются по порождающим их причинам. Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.

Недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохая ручка, неровная бумага или вернее неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в соединениях элементов, содержащих, закругления букв.

Показателем графического навыка является связанность письма. Связанность письма характеризуется количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Она проявляется в умении школьника выполнять правила соединения букв и плавно передвигать руку вправо по мере написания целостных буквенных комплексов. Связанность письма - важный показатель сформированности графического навыка. При соблюдении норм безотрывного письма почерк учащегося становится четким и устойчивым, а темп письма - более ускоренным. Для улучшения этого критерия учитель может использовать методику письма вслепую. Детям предлагает воспроизвести букву, слог или слово, контролируя себя лишь на основе двигательных ощущений.

Нарушение пропорций - верхний овал больше, чем должен быть. Тоже самое, но верхний овал значительно превышает нижний. Нарушение пропорций и искажение одного из элементов верхнего овала. Нарушение наклона в 65 градусов, элементы буквы не параллельны. Буква Д-искажение полуовала, связанное с неумением вести правильную кривую линию. Нарушение пропорции - верхний элемент касается вертикального. Недостаточная округлость элементов, искажение петельки. Нарушение пропорций петельки и верхняя часть округлой линии касается вертикального элемента.

Методы и приемы обучения письму в современной школе: Линейный (особая разлиновка) - в основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обучению, слова писались с использованием вспомогательной сетки. Копировальный (обводит образец) - суть этого метода заключается в том, что обучающий обводит элементы букв, целые буквы и их соединения по готовым пунктирным линиям, что позволяет ему упражняться вначале в выполнении рабочих движений, а затем уже перейти к самостоятельному изображению этих графических комплексов. Ритмический (письмо под счет) - письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Этот способ удобен для работы со всем классом, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма. Но при длительном и постоянном использовании такого способа дети быстро утомляются, у них притупляется интерес. Генетический (письмо букв по схожести элементов) - суть этого принципа заключается в постепенном переходе от простых форм букв к более сложным знакам путем прибавления к ранее изучённым элементам новых. Метод Карстера (английский) – обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: письмо элементов букв в крупном плане, затем букв, слов и только потом письмо без вспомогательных линий.

Иум - неумением ребенка дифференцировать буквенные знаки по количеству составляющих элементов, искажение петельки (наклон несоблюден), не выдерживает нужную высоту буквы(м).

Дал –

Аист – разноразмерность букв, нарушение наклона, не соблюдается связность букв.

Пять – разнонаправленность наклона, не соблюдается расположение букв по линии строки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49165. Проект печатной платы для устройства “Широкополосный антенный усилитель” 280.5 KB
  А ведь в большинстве случает можно обойтись штатной автомобильной антенной и правильно выбранным антенным усилителем Критерий выбора антенного усилителя – максимальное качество приема сигналов всех возможных радиостанций в данной местности. При выборе антенного усилителя необходимо учитывать следующее: полоса пропускания усилителя должна полностью перекрывать весь радиовещательный диапазон 015. при меньшем усилении незначителен выигрыш в качестве приема удаленных или маломощных радиостанций а при большем – возможна перегрузка самого...
49166. Философия. Исторические этапы развития философии 672 KB
  Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.
49167. Характеристики цифровой системы передачи непрерывных сообщений и их расчет 1.31 MB
  Описание процесса преобразвания сигнала от источника сообщения до получателя. Рассмотрим процесс преобразования сигнала от источника до получателя. Непрерывный сигнал t предаётся в формирователь первичного сигнала для преобразования в первичный электрический сигнал bt. Количество уровней квантования L определяется исходя из ошибки квантования пикфактора сигнала и отношения сигнал шум.
49168. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КУРСА ЕВРО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОСЕТИ 520.5 KB
  Проектирование нейросети Анализ зависимостей курса евро Заключение Введение Начиная с 80х годов для решения экономических задач широкое распространение получили нейронные сети. В общем случае нейронные сети могут решать как задачи классификации разделения входных примеров на заданное число классов так и задачи аппроксимации предсказания непрерывных функций.
49169. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 12.68 MB
  В связи с этим приобретает огромное значение оценка финансовых результатов деятельности и финансового состояния предприятия в настоящем прошлом и будущем. С помощью анализа финансового состояния предприятия и хозяйственной деятельности вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия обосновываются планы и управленческие...
49170. Применение просвечивающего электронного микроскопа 895.5 KB
  Конструкция просвечивающего электронного микроскопа. Применение просвечивающего электронного микроскопа. Во-вторых существенное повышение до 1 Å и менее разрешающей способности электронных микроскопов что сделало их конкурентоспособными с автоионными микроскопами в получении прямых изображений кристаллической решетки. Сегодня трудно себе представить биологическую медицинскую физическую металлографическую химическую лаборатории без оптического микроскопа: исследуя капельки крови и срез ткани медики составляют заключение о состоянии...
49172. Система горячего водоснабжения, центральный тепловой пункт (ЦТП) и тепловые сети от ЦТП до присоединенных зданий 249 KB
  В ЦТП должна быть предусмотрена противокоррозийная и противонакипная обработка воды согласно СНиП Температура горячей воды должна быть: в местах водоразбора 55С на выходе из ЦТП 6065С. Определение температуры воды в подающей трубе теплосети в точке излома повышенного графика. Максимальный секундный расход воды на расчетном участке сети л с при гидравлическом расчете теплопроводов системы горячего водоснабжения определяется по формуле...
49173. Краниальная остеопатия 6.2 MB
  На протяжении десяти лет он пытался избавиться от этой идеи, но не смог, и решил доказать ее ошибочность. Следующие двадцать лет он изучал кости черепа. Учебники предлагали скудную информацию. Но чем глубже он вникал в проблему, тем логичнее казалось его первоначальное предположение. Сатерлэнд поставил много экспериментов на самом себе, производил и выправлял дефекты на собственном черепе при помощи оригинальных механических приспособлений.