35976

Экономическая классификация природных ресурсов

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Классификация природных ресурсов по происхождению. При строгом контроле за соблюдением этих норм истощения лесных ресурсов не происходит. Каждый ландшафт или природнотерриториальный комплекс обладает определенным набором разнообразных видов природных ресурсов.

Русский

2013-09-20

46 KB

11 чел.

Экономическая классификация природных ресурсов            

В связи с двойственным характером понятия "природные ресурсы", отражающим их

природное происхождение, с одной стороны, и хозяйственную, экономическую

значимость - с другой, разработаны и широко применяются в специальной и

географической литературе несколько классификаций.

I. Классификация природных ресурсов по происхождению. Природные ресурсы

(тела или явления природы) возникают в природных средах (водах, атмосфере,

растительном или почвенном покрове и т.д.) и в пространстве образуют

определенные сочетания, меняющиеся в границах природно-территориальных

комплексов. На этом основании они подразделяются на две группы: ресурсы

природных компонентов и ресурсы природно-территориальных комплексов.

1. Ресурсы природных компонентов. 

По принадлежности к компонентам ландшафтной оболочки выделяют ресурсы: 1) минеральные, 2) климатические, 3)водные, 4) растительные, 5) земельные, 6) почвенные, 7) животного мира.

главное - дает возможность выявить предельные объемы изъятия ресурса из

природной среды, не допуская его истощения или ухудшения качества. Например,

точное представление об объемах ежегодного прироста древесины в лесах

определенного района позволяет рассчитать допустимые нормы рубок. При строгом

контроле за соблюдением этих норм истощения лесных ресурсов не происходит.

2. Ресурсы природно-территориальных комплексов. На данном уровне

подразделения учитывается комплексность природно–ресурсного потенциала

территории, вытекающая из соответствующей комплексной структуры самой

ландшафтной оболочки. Каждый ландшафт (или природно-территориальный комплекс)

обладает определенным набором разнообразных видов природных ресурсов.

Часто возникают такие условия, когда один или несколько ресурсов определяют направление хозяйственного развития целого региона. В одном случае могут складываться благоприятные условия для добычи минерального сырья, в других - для выращивания ценных культурных. На этом основании выделяются природно-ресурсные

территориальные комплексы по наиболее предпочтительному виду хозяйственного освоения. Они делятся на: 1) горнопромышленные, 2)сельско- хозяйственные, 3) водохозяйственные, 4) лесохозяйственные, 5)селитебные, 6) рекреационные и др.

Использование только одной классификации видов ресурсов по их происхождению

недостаточно, так как она не отражает экономического значения ресурсов и их хозяйственной роли.

Среди систем классификации природных ресурсов, отражающих их экономическую

значимость и роль в системе общественного производства, чаще применяется

классификация по направлению и формам хозяйственного использования ресурсов.

II. Классификация по видам хозяйственного использования. Основной

критерий подразделения ресурсов в этой классификации - отнесение их к различным

секторам материального производства. По этому признаку природные ресурсы

делятся на ресурсы промышленного и сельскохозяйственного производства.

1. Ресурсы промышленного производства. Эта подгруппа включает все виды

природного сырья, используемые промышленностью. В силу очень большой

разветвленности промышленного производства, наличия многочисленных отраслей,

потребляющих разные виды природных ресурсов и соответственно выдвигающих к ним

различные требования. Виды природных ресурсов, дифференцируются следующим

образом:

1) энергетические, к которым относятся: а) горючие полезные ископаемые (нефть, угли, газ, уран, битуминозные сланцы и др.); б) гидроэнерго ресурсы - энергия свободно падающих речных вод, приливно-волновая энергия морских вод и др.; в) источники биоконверсионной энергии - использование топливной древесины, производство биогаза из отходов сельского хозяйства; г) ядерное сырье, используемое для получения атомной

энергии;

2) неэнергетические включающие подгруппу природных ресурсов, которые

поставляют сырье для различных отраслей промышленности или же участвуют в

производстве по технологической необходимости: а) полезные ископаемые, не

относящиеся к группе каустобиолитов; б) воды, используемые для промышленного

водоснабжения; в) земли, занятые промышленными объектами и объектами

инфраструктуры; г) лесные ресурсы, поставляющие сырье для лесохимии и

строительной индустрии; д) рыбные ресурсы относятся к данной подгруппе условно,

так как в настоящее время добыча рыбы и обработка улова приобрели промышленный

характер.

2. Ресурсы сельскохозяйственного производства. Они объединяют виды

ресурсов, участвующих в создании сельскохозяйственной продукции: а)

агроклиматические - ресурсы тепла и влаги, необходимые для продуцирования

культурных растений или выпаса скота; б) почвенно-земельные ресурсы - земля и

ее верхний слой - почва, обладающая уникальным свойством продуцировать

биомассу, рассматриваются и как природный ресурс и как средство производства в

растениеводстве; в) растительные кормовые ресурсы-ресурсы биоценозов, служащие

кормовой базой выпасаемого скота; г) водные ресурсы - воды, используемые в

растениеводстве для орошения, а в животноводстве - для водопоя и содержания

скота.

Довольно часто выделяют также природные ресурсы непроизводственной сферы или

непосредственного потребления. Это, прежде всего ресурсы, изымаемые из

природной среды (дикие животные, составляющие объект промысловой охоты,

дикорастущие лекарственные растения), а также ресурсы рекреационного

хозяйства, ресурсы заповедных территорий и ряд других.

Ш. Классификация по признаку исчерпаемости. При учете запасов природных

ресурсов и объемов их возможного хозяйственного изъятия пользуются

представлениями об исчерпаемости запасов. А. Минц предложил называть

классификацию по этому признаку экологической. Все природные ресурсы по

исчерпаемости делятся на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые.

    1. Исчерпаемые ресурсы. 

Потребности в таких ресурсах со стороны производства или для организации благоприятных условий обитания человеческого общества значительно превышают объемы и скорости естественного восполнения. В результате неизбежно наступает истощение запасов природного ресурса. В группу исчерпаемых включены ресурсы с неодинаковыми скоростями и объемами формирования. Это

позволяет провести их дополнительную дифференциацию. На основе интенсивности и

скорости естественного образования ресурсы делят на подгруппы:

1. Невозобновляемые, к которым относят: а) все виды минеральных

ресурсов или полезные ископаемые. б) Земельные ресурсы 

2. Возобновляемые ресурсы, к которым принадлежат: а) ресурсы

растительного и б) животного мира. И те и другие восстанавливаются

довольно быстро, и объемы естественного возобновления хорошо и точно

рассчитываются.

3. Относительно (не полностью) возобновляемые. Некоторые ресурсы хотя и

восстанавливаются в исторические отрезки времени, но возобновляемые объемы их

значительно меньше объемов хозяйственного потребления. Именно поэтому такие

виды ресурсов оказываются весьма уязвимыми и требуют особенно тщательного

контроля со стороны человека. К относительно возобновляемым ресурсам относятся

и очень дефицитные природные богатства: а) продуктивные пахотно-пригодные

почвы; б) леса с древостоями спелого возраста; в) водные

ресурсы в региональном аспекте.

Среди тел и явлений природы ресурсного значения имеются и такие, которые практически неисчерпаемы, К ним относятся климатические и водные ресурсы.

    А) климатические ресурсы. 

Обычно под климатическими ресурсами понимают запасы тепла и влаги, которыми располагает конкретная местность или регион.

    Б) Водные ресурсы планеты. Земля обладает колоссальным объемом

воды -около 1,5 млрд. куб. км. Однако 98% этого объема составляют соленые воды

Мирового океана, и только 28 млн. куб. км - пресные воды. Поскольку уже

известны технологии опреснения соленых морских вод, воды Мирового океана и

соленых озер можно рассматривать как потенциальные водные ресурсы,

использование которых в будущем вполне возможно.

    

Экономические оценки природных ресурсов

Экономическая (или в более широком смысле - хозяйственная) оценка природных

условий и естественных ресурсов подразумевает применение экономических критериев, т.е. сопоставление свойств природных факторов с требованиями, вытекающими из практической, хозяйственной деятельности человека.

В качестве содержания экономической оценки естественных ресурсов

рассматривается учет влияния закономерных территориальных различий в природных

свойствах этих ресурсов и их источников на производительность общественного

труда

    Критерием оценки предлагается считать сравнительную экономическую

эффективность использования данного источника ресурсов.

Направления оценки природных ресурсов:
- оценка леса и лесных ресурсов;
- оценка водных ресурсов;
- оценка месторождений;
- оценка карьеров;
- оценка садов;
- оценка ландшафта;
- оценка межевания;
- оценка почв;
- оценка нерудных ресурсов;
- оценка топливно-энергетических ресурсов;
- оценка сельскохозяйственных ресурсов;
- оценка гидроэнергетических ресурсов.

Исследования по оценке природных ресурсов могут также включать следующие работы:
- оценку рыбных ресурсов;
- таксацию леса.

Оценка природных ресурсов, по своей сути, носит преимущественно экономическую направленность, прогнозируя скорость и примерный срок истощения месторождения или необходимость в разработке нового.

В настоящее время существует два направления в оценке природных ресурсов: это оценка уже освоенных и оценка неосвоенных ресурсов. Кстати, в понятие "природные ресурсы" может входить всё, что человек берёт от природы для своей хозяйственной деятельности. Оценка уже освоенных природных ресурсов подразумевает проведение целого комплекса мероприятий (в зависимости от вида ресурса), включая все возможные из них на сегодняшний день. Например, кадастровый учёт земель.

Оценка природных ресурсов – это сложный и специфический процесс, требующий учёта множества различных факторов. Среди них экономические факторы, экологические, географические, социальные, технологические и многие другие. На стоимость природных ресурсов большое влияние оказывает их месторасположение, величина месторождения; свойства, состав и качество полезного ресурса; условия эксплуатации; мощность пластов и условия залегания; хозяйственное значение; годовой объём добычи и многое другое.

Лесные ресурсы имеют в основном почвозащитное, рекреационное значение.

Учёт ресурсов - это натуральное выявление количества и качества природных ресурсов.

Учёт необходим для оценки природных богатств и степени обеспеченности ими территорий страны, оценки их состояния, планирования и прогнозирования использования и воспроизводства и т.д.

Показателями учёта являются: количество, качество, масса, продуктивность ресурса, степень его изученности, направление применения ресурсов по их пользователям. Итогом учёта ресурсов является составление балансов использования и воспроизводства, где отражаются объём вовлечения ресурса в производство, объём его потребления, рассеивания и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54171. Особливості навчання математиці дітей із затримкою психічного розвитку в умовах якісної освіти 450.5 KB
  Поданий матеріал може бути використаний вчителями математики, які працюють як в спеціалізованих класах корекції для дітей із затримкою психічного розвитку, так і звичайних класах загальноосвітньої школи. В посібнику відображені питання класифікації дітей із затримкою психічного розвитку, зазначені причини затримки розвитку, подана характеристика дітей даної категорії та визначені особливості їх навчальної діяльності на уроках математики.
54172. Применение свойств действий при вычислениях и решении уравнений в 5-м и 6-м классах 151.5 KB
  На усвоение этих свойств достаточно на такой ранней стадии устные упражнения с дальнейшим переходом к письменным упражнениям, развивая у учеников умение и навыки работы с числовыми выражениями, решении уравнений без использования правил нахождения неизвестного компонента действия: развивая у учеников творческий подход к решению математических задач.
54173. Система практичних завдань при вивченні математики у 5-6 класах 199.5 KB
  Звичайно в шкільних підручниках є задачі-розрахунки, в основу яких покладено залежності між величинами, які часто зустрічаються в житті, між компонентами руху; між ціною, кількістю і вартістю; між продуктивністю праці, часом роботи і одержаною продукцією; розрахунки часу; знаходження периметрів, площ; обчислення витрат різних матеріалів тощо.
54174. Система дидактичних умов пізнавальної діяльності учнів на уроках математики 119.5 KB
  Система дидактичних розумів розвитку пізнавальної діяльності учнів на уроках математики. Розвиток пізнавального інтересу учнів. Прийоми активізації пізнавальної діяльності учнів на уроках математики. Інтерактивні технології навчання – спосіб створення умов залучення учнів до пізнавальної діяльності.
54175. Первісна. Інтеграл. Застосування інтегралу при розвязуванні задач економічного змісту 690.5 KB
  Група студентів ділиться на чотири команди. На першому етапі заняття проводиться узагальнення та систематизація знань учнів з теми, розглядаються учнівські презентації про виникнення інтегралу та його використання. На другому етапі – пояснення нового матеріалу, потім його закріплення в вигляді створення проектів кожною підгрупою.
54176. Развитие культуры в условиях нижнего и среднего палеолита 33 KB
  Одним из важнейших способов выживания человека в первобытную эпоху стал беспрерывный процесс познания окружающего мира. На раннем этапе жизни человека предметом познания и осмысления является природа, от которой напрямую зависит жизнь человеческого общества.
54177. Новые информационные технологии в профильном обучении математики на примере темы „Многогранники” в 11 классе 827.5 KB
  Рассмотрение различных случаев взаимного расположения диагоналей ребер и граней многогранника использование для этого моделей и готовых чертежей способствует развитию пространственных представлений учащихся их интуиции Рис. Особо подчеркиваются характеристические свойства призмы.
54178. Видатні вчені на уроках математики 165 KB
  Задача 2 Вирішивши поділити всі свої заощадження між усіма синами хтось склав такий заповіт: Старший з моїх синів повинен отримати 1000 франків і 1 8 частину остачі; наступний 2000 франків і 1 8 нової остачі; третій син – 3000 франків і 1 8 частини третьої остачі і т. Так як усі сини отримали порівну то 1 8 частина кожної нової остачі була на 1000 франків менше 1 8 частини попередньої остачі тобто уся нова остача була на 8000 франків менше попередньої. Так як за умовою усі гроші були розділені повністю то коли молодший син отримав по...
54179. Видатні вчені на уроках математики: Евклід, Б.В.Гнеденко, Карл Фрідріх Гаусс 110 KB
  Евклід (бл.365 – бл.300 до н. е.) – старогрецький математик визнаний основоположник математики. Родом з Афін, учень Платона. Автор найдавніших трактатів з математики. Основна праця «Начала» (латинізована назва «Елементи») включає в себе 15 книжок, у яких міститься систематизований вклад геометрії, а також деяких питань теорії чисел.