35982
Принципы научной лексикографии и фразеологии. Словари РЯ
Контрольная
Иностранные языки, филология и лингвистика
Словари РЯ. Лингвистические словари бывают одноязычными двуязычными и многоязычными. К числу одноязычных лингвистических словарей относятся: словари синонимов омонимов антонимов паронимов исторические этимологические диалектологические фразеологические словари иностранных слов нормативные и др. Различаются словари академического типа и словарисправочники.
Русский
2013-09-20
45 KB
16 чел.
Принципы научной лексикографии и фразеологии. Словари РЯ.
Лексикография 1) наука о составлении словарей; 2) процесс описания лексики языка через составление словарей; 3) совокупность всех существующих словарей русского языка.
Основная задача лексикографии научная разработка принципов и приемов словарного описания лексики, а также составление самих словарей, отражающих различные аспекты рассмотрения слов в системе языка.
Принципы лексикографического описания включают:
Одно из важнейших понятий тип словаря, определяемый набором существенных хар-к: избранным объектом описания, определённым аспектом описания, способом подачи языковых единиц (структурой словарной статьи или определённогого фрагмента словаря), характером и приемами семантизации словарных единиц, объемом словаря и др. Система взаимосвязанных и вместе с тем противопоставленных друг другу словарей различных типов образует общую типологию словарей. Принципы выделения различных типов словарей и их классиикации были разработаны и обоснованы Л. Щербой в 1940. («Опыт общ теории лексикографии», 1940). Выделил 6 противопоставленийний: 1) словарь академического типа («Сл-рь СРЛЯ» ак. наук СССР в 17 т.,1950-56гг.) словарь-справочник («Сл-рь р.я» С.И.Ожегова). 2) Энц.сл-рь общий сл-рь. 3) Тезаурус (максим пласт лекс, весь яз мат-л: «Сл-рь ря» под ред. Шахматова,1977 до «О») обычн. сл-рь. 4)обычный сл-рьидеограф.(«Рус-тат. сл-рь» Бобов, Борбулёв). 5)Толковый переводной.6) Неист-ист.(«Сл-рь ря 11-17 вв»).
Словарь - книга, статьи кот. располож. в алфавитном порядке.
Функции словарей: информативная (приобщение к накопленным знаниям); коммуникат.(межъязык общение, обуч. Родн. и ин.язу); нормативная (опис-е яз-х ед., фиксир-е знач, нормализ-я и унификация яз как средства общения).
Лингвистические словари бывают одноязычными, двуязычными и многоязычными. К числу одноязычных лингвистических словарей относятся: словари синонимов, омонимов, антонимов, паронимов, исторические, этимологические, диалектологические, фразеологические, словари иностранных слов, нормативные и др. У каждого из упомянутых видов лингвистических словарей имеются свои задачи, которые определяют особенности построения словаря, отбор словника и подбор примеров.
Общая типология словарей. Различаются словари академического типа и словари-справочники. В академическом словаре язык находит максимально полное отражение как единая цельная система. Лексические единицы получают здесь всестороннее и обстоятельное толкование (прежде всего, для ученых). Словари-справочники ориентированы на широкую аудиторию. Словарь Ожегова нормативный словарь-справочник. Словари: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические словари это научные или научно-популярные справочные издания, представляющие собой систематизированный свод информации в каких-либо областях. Энц./ энциклопедич сл-ри содержат свод знаний по всем обл. жизни и науки/отд отраслям знаний. Осн отличие энцикл от лингв сл-рей-в объекте описания. Виды энц.: 1)универсальные дают системные знания по всем обл. жизни общ и по разл. отраслям науки; 2)спец/отраслев. содерж систематизир. свод знаний из 1 обл. науки, техники, производства, к-ры (медиц, фсф, физ, биол, архит, муз-ная, др). Лингвистические словари - 2 большие группы: аспектные и толковые. Аспектные словари характеризуют лексику языка с различных точек зрения, т.е. это словари синонимов, омонимов и т.д. Толковые словари лингвистические словари, в которых объясняются значения слов и фразеологизмов какого-либо языка средствами самого языка. Толковые словари являются комплексными: их словарные статьи, помимо дефиниции, содержат сведения о его написании, особенностях произношения, о месте ударения, о грамматических, словообразовательных свойствах, о стилистических и функциональных сферах, к которым единицы языка могут быть отнесены. Лингв.словари, в отлич. от энцикл., хар-ют слова и только попутно предм. и понятия, кот. обознач. Осн. типы лингвистич. словарей: 1)язычные (сведения о сл. 1 яз, на кот-х эти сведения изложены); 2)языч/ многоязычные/переводные (слова 1 языка и перевод их на др.яз: «Рус-фр» Яранцев).
Типы язычных словарей в зависимости от способа описания слова, целей и задач: 1)толковые (дают толк-е знач. слов яз. формами этого же яз), 2)аспектные (раскрывают отд аспекты сл и хар-р отношений м/у ними). Виды толковых сл-рей в зав-ти от объема словника, принц. отбора мат-ла и его хар-ки: • большие/ полные/тезаурусы (охват всю лексику лит-го яз) «Толк. сл-рь живого великорус яз.» В.И.Даля, «Толк.сл-рь ря» под ред. Ушакова; • малые/краткие (толкуют наиб активные в речи сл(«Толк.сл-рь ря» Ожегова). Частные сл-ри (отраж некот. тематич. гр. словар-го состава, террит. и соц-но огранич. лексику). Виды частных сл-рей: • терминологич. (объясн. терм разл. обл. знаний) «Сл-рь лингв-х терминов» Ахмановой, «Справоч.лингв-х терм» Розенталя, Теленковой; • диалектн (содерж.диал. лексику,даёт ее объяснение); • яз писателей; • отд. разнов слов (сокращ, собств.имен, географич. названий). Виды аспектных сл-рей: • историч (включ. сведения, относящ к ист слов); • этимолог. (сод свед о наиб др знач-х и их мотивировке) «Этим.сл-рь» Макса Фасмера, Преображенского; • иностр-х слов (Лёхина,Петрова); • словообр. Тихонова, Потиха З.А. под ред Бархударова; • граммат. (предст-е о грам-х св-вах сл)«Гр-ка слов ря. Словоизм-е» Зализняк; • орфограф (фиксируют нормативн напис-е сл)1.Ушакова;• орфоэпич (содерж. инф. о нормат. произнош. и ударении сл) «Рус.лит.произнош и удар-е.Сл-рь-справочник» Р.И.Аванесов,С.И.Ожегов; • ассоциативные сл-ри; • сл-ри синонимов («Сл.син.ря» Александровой); • антонимич сл-ри (1.Введенская.2.Колесников); • омонимич сл-ри(Ахманова); • сл-ри паронимов; • обратный; • фразеологич (Молотков,«ШК.фраз.сл-рь» Жуков); • частотный
Структура словарной статьи. Расположение слов в словаре может быть гнездовым или алфавитным. Толкование значений в словаре может быть описательным, когда дается описание существенных признаков понятия; синонимическим, когда значение слова передается синонимами; перечислительным, когда значение слова передается перечислением подклассов (дети сыновья и дочери); отсылочным, когда значение производного слова описывается путем отсылки производящему (ребячий то же самое, что ребяческий).Словарь состоит из: 1) словника, т.е. подбора вокабул (заглавных слов) со взаимн.ссылками и отсылками; 2) филиации, т.е. расчлен-е подачи знач. вокабулы; 3) стилистич, грам. и фонетич ремарок/помет к сл и их знач-м; 4) иллюстр-х примеров; 5) идиоматических и фразеол-х сочетаний к сл; 6) перевода (в разнояз-х сл-рях)/толкования (в 1язычных сл-рях). 7) Описание значения слова (дефиниция).
Фразеография
Фразеография (греч. phrasis выражение, grapho пишу) это раздел науки о языке, занимающийся систематизацией фразеологического материала и составлением фразеологических словарей. возникла в сов. языкознании в 4050-х гг. 20 в. (работы В. В. Виноградова и его школы). Предпосылки для создания Ф. были заложены в работах А. А. Потебни, И. А. Бодуэна де Куртенэ, А. А Шахматова, К. Бругмана, Г. Пауля, Й. О. Есперсена и др., выделявших в речи тесные словесные группы, нерегулярные по значению и синтаксически неразложимые.
Фразеологические единицы издавна включались в толковые словари. Обычно фразеологические обороты помещаются в конце словарной статьи за знаками: ромб (◊), тильда (~) или звездочка (*).
Впервые фразеологизмы приводятся в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля, «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова, а также в толковых словарях АН СССР.
Из наиболее интересных справочников по русской фразеологии следует назвать сборник «Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний» М.И. Михельсона (1902). Фразеологические единицы описывались также в различных сборниках крылатых слов и выражений: «Крылатые слова» С.М. Максимова (1890, 1955), «Крылатое слово» С.Г.Займовского (1930), «Крылатые слова» Н.С.Ашукина и М.Г.Ашукиной (1955, 1966) и др. В 1967 г. «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И.Молоткова.
Фразеологизмы располагаются в алфавите грамматически господствующего слова. Словарная статья дается при стержневом компоненте. В словарной статье после заголовка указывается сочетаемость фразеологизма со словом, дается стилистическая оценка оборота, приводится иллюстративный материал из произведений художественной литературы.
В 1980 г. вышел «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П.Жукова. В 1981 г. вышел «Словарь-справочник по русской фразеологии» под редакцией Р.И.Яранцева (М.: Русский язык, около 800 фразеологизмов). Последний словарь пословиц и поговорок Зимина.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
56219. | СТОН ЗЕМЛІ | 1.57 MB | |
Було б неправдою говорити що проблема сміття нова. В Україні щорічно кількість сміття збільшується на мільярд тон. Що таке свіже повітря вони вже й призабули адже з року в рік купи сміття навпроти їхніх будинків перетворюються на справжнісінькі гори... | |||
56222. | Alice in Wonderland | 527.5 KB | |
Хто ці люди за професією? Who teaches children? An actor Who treats animals? A driver Who drives cars? A doctor Who works in a bank? A teacher Who works in a hospital? A vet Who plays in a film? A banker | |||
56223. | Впровадження інтерактивних технологій на уроках англійської мови засобами “storytelling with children” | 65.5 KB | |
Визначаючи методи та засоби реалізації інтерактивного навчання на уроках іноземної мовихотілося б розповісти про використання мною такої форми роботи... | |||
56224. | Стосунки у сім’ї. Проблеми у спілкуванні батьків та дітей | 51 KB | |
Good morning, dear pupils! I’m very glad to greet you on our today’s lesson and I hope it will be interesting and useful for you. You will be able to clarify some important questions and problems. | |||
56225. | Стратегии работы с детьми групп риска (по материалам газеты «Школьный психолог») | 128 KB | |
У таких детей значительно повышена активность правого полушария. За счёт этого они имеют богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения. | |||
56226. | Веселий ярмарок українських страв | 343.5 KB | |
Мета. Познайомити дітей зі стравами української національної кухні, з традиціями, повязаними із готуванням страв; розповісти про професію кухаря, важливість їжі в житті людини. Виховувати повагу до людської праці, бажання самим допомагати дорослим. | |||
56227. | Традиційні українські страви | 85.5 KB | |
Мета: ознайомити та поглибити знання дітей про традиційні українські страви; розвивати культуру звязного мовлення, вміння виступати з повідомленням, узагальнювати матеріал, висловлювати власну думку; виховувати шанобливе ставлення та інтерес... | |||