36008

Европейский и русский сентиментализм. Философские истоки и поэтика

Доклад

Логика и философия

Опирается на философское направление сенсуализм филос течение согласно которому основой чел существа явл чувчства они же лежат в основе чел деятельности и познания. Искусство сеет стремится воздействовать на сферу чувств эмоций человека и перестраивает худ. в лит сентимент меняется жанровая система на 1 план выходят те жанры в которых можно показать чел. Им становится обычный человек главная добродетель которого чувствительность боатая внутренняя жизнь способность сочувствовать отзываться другим людям.

Русский

2013-09-20

29 KB

7 чел.

6.Европейский и русский сентиментализм. Философские истоки и поэтика. 
Литра 18века - литра эпохи просвещения, гл ее пафос - идея нравст, умств развития, активно просвещение личности.

18век - век активного гос.строительства. Гл. тема - просветительская.

Худ строй лит 19 в - движенье от классицизма с его идеей нормативности, образцовасти, подрожатальности к сентиментализму и романтизму, где интерес к внутр миру и свободе творчества.

лекции:

В европе форм в нач 18в, в России - в 60-нач 70. Опирается на философское направление - сенсуализм - филос течение, согласно которому основой чел существа явл чувчства, они же лежат в основе чел деятельности и познания. Основоположником сенсуализма явл Локк. Искусство сеет стремится воздействовать на сферу чувств, эмоций человека и перестраивает худ.принципы, стремясь к этой цели.

Черты:

1. в лит сентимент меняется жанровая система, на 1 план выходят те жанры, в которых можно показать чел.чувтва наиболее полно и глубоко, в прозе это дневник, романе-письма, записки, жанр рассказа и повести. В поэзии на 1 план выходят средние жанры: дружеские послания, элегии, песни. В драматургии создаются новые жаны: жанр "слезной драмы"и комической оперы.

2. меняется герой. Им становится "обычный" человек, главная добродетель которого - чувствительность, боатая внутренняя жизнь, способность сочувствовать, отзываться другим людям. Избегаю четко характеризующих героев как "+" , так и "-", подчеркивают сдожность человеч натуры (Бедная Лиза Карамзина).

3. Именно в литре сентимент появляется психологизм, т.е. изображение внутренней жизни человека через внешние приметы, как правило это монологи, особенности поведения героя, выражение лица, изображение окружающего мира, чаще пейзаж как пейзаж души (сравнитьпейзажи в бедной лизе).

4. Меняется конфликт. Наиболее частый для сентимент конфликт - это столкновение чувствительности и холодности, естеств и искусственности.

На сент оказали идеи Ж.Ж.Руссо. Согласно Руссо, естесв человек нравственно превосходи целовека цивилизованного. Поэтому наиболее часто излюбленные герои сент - дикарь, ребенок, простой человек, женщина, не тронутые цивилизацией.

5. Меняется образ автора. Это не условная фигура, как в классицизме, а живой человек, наделенный конкретной биографией, четкой позицией, часто знакомый с героями и постоянно высказывающий эмоц сочувствие, сострадание героям. Автор-рассказчик - своеобразный пример чувствительного человека. Авторское повествование настигается эмоц содержанием, становится самоценным, интересным.

6. Меняются отношения читателя к лит пр-ию, читателькое восприятие становится эмоц, побуждает читателя воспринимать текст как модель самостроительства, воспринимать текст всем своим существом. (Успех Карамзина: такая реакция говорит об изменении отношения читателя к произведению - читаю сердцем).

7. Сент в России был связан с переосмыслением стилеой системы лит.яз. Система 3-х штилей, созд Лом, постепенно начала забываться и критерием в выборе стил.средств становится вкус автора, его эмоц ассоциативное восприятие. (Карамзин принимает/не принимает слова, основываясь на ассоциациях: пичутечка - прекрасно, парень - отвратительно, ткт первое трогает сердце). Писатели-сентимент стремились ориент на разговор язык образованного общества, т.н. "салонный" язык.

не из лекций:

Лит направление зарод. на рубеже 50-60гг 18в. Расцвет приходится на 90е гг, а закат первое 10-летие 19в.1812г - верхняя граница сентиментализма. Многие писатели Екатер-ой эпохи начинали как классицисты, а заканчивали как сент-сты. Есть нек. общ черты м/у этими направлениями: они оба исходят из решения 1 проблемы - взаимодей-е человека и гос-ва, чел и цивилизации. Решают они эту проблему прямо противоположными способами. С точки зрения класс, чел имеет рацональное начало, страсти разрушительны, чел д. научиться подчинять страсти собственному рассудку путём приобщения к культуре и науке.(оды Ломоносова).  С точки зрения сентименталистов естественная природа человека-это всё благое в нём, чел добрый, красивый. Цивилизация губит в человеке всё его природное начало. Принцип возвращения к природе. Положит. герой сент-зма - чел добрый и чувствительный, умеющий сострадать и совеселиться другим. Это простые по своему положению люди. Писатели: Херасков, Карамзин, Дмитриев.  Причины зарождения сентиментализма:- сильное влияние оказ. евр сентиментализм. 20-30г 18в. Европей-их сент-их писателей начали активно переводить и подражать: Гёте, Ричардсон, Юнг, Стерн, Руссо, сформировался частный человек, эта мысль вдохновляла сентименталистов. Жанры: Ода, только теперь это лирическое стих-е разного, камерного содержания. –драматические жанры(комическая опера).-Эпистолярный роман, - жанр путешествия, повесть.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30256. Основные методы (школы) литературоведения. Основные методы (школы) литературоведения. Психоаналитический метод 31 KB
  Психоаналитический метод Эта влиятельная в литературоведении школа возникла на основе учения австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда 1856 – 1939 и его последователей.
30257. Основные методы (школы) литературоведения. Формальный метод 26.5 KB
  Формальный метод Общество изучения поэтического языка научное объединение созданное в 1916 18 группой лингвистов Е. Печатный орган Сборники по теории поэтического языка в. были теория поэтического языка и стиха Поливанов Якубинский Брик; Эйхенбаум Мелодика русского лирического стиха 1922; Тынянов Проблема стихотворного языка 1924 2 изд.
30258. Цели и задачи теории литературы 45 KB
  Цели и задачи теории литературы Литературоведение – наука о литературе. Она охватывает различные области изучения литературы и на современном этапе научного развития делится на такие самостоятельные научные дисциплины: теория литературы изучает социальную природу специфику закономерности развития и общественную роль художественной литературы и устанавливает принципы рассмотрения и оценки литературного материала история литературы исследует процесс литературного развития и определяет место и значение в этом процессе различных литературных...
30259. Взаимосвязь теории литературы с другими науками 34.5 KB
  Взаимосвязь теории литературы с другими науками Современное Л.: теория литературы история литературы и литературная критика. Теория литературы исследует общие законы структуры и развития литературы. Предметом истории литературы является прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса.
30260. Первый этап формирования литературоведческой науки: от античности до средневековья 125 KB
  Исторический взгляд на поэтику стал возможен после того как сложилось понятие всемирной литературы ввел Гэте. развития человечества которым в свою очередь обусловлено единство развития литературы. Далее у Чернец идет про литературную критику теорию и историю литературы т. региональная и национальная специфика литературы.
30261. Второй этап формирования литературоведческой науки: средневековье, схоластический 28 KB
  Для схоластики характерно использование философского мето да. Од нако такая общая оценка средневековой схоластики была бы оши бочной. Общая оценка схоластики часто испытывала влияние критики со стороны гуманизма и Реформации. Появлению и развитию схоластики в первую очередь способствовали два фактора: обновление церкви которое среди прочего выражалось в реформе монашества движение Клюни а также усилившаяся к тому времени взаимосвязь между философским образованием и богословием.
30262. Филология как наука. Вспомогательные литературоведческие дисциплины 25 KB
  Аристотель был первым кто попытался их систематизировать в своей книге первый дал теорию жанров и теорию родов литературы эпос драма лирика. Современное литературоведение состоит из: теории литературы истории литературы литературной критики. Теория литературы изучает общие закономерности литературного процесса литературу как форму общественного сознания литературные произведения как единое целое специфику взаимоотношений автора произведения и читателя. Теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами а...
30263. Понятие об уровнях текста 23.5 KB
  Первый верхний уровень идейнообразный. Второй уровень средний стилистический. Третий уровень нижний фонический звуковой. Нижний звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить в стихотворении хореический ритм или аллитерацию на р нет даже надобности знать язык на котором оно написано это и так слышно.
30264. Языковой уровень текста. Лингвистический анализ художественного текста 26 KB
  Языковой уровень текста. Лингвистический анализ художественного текста Лингвистический анализ текста как искусство постижения многогранности слова и проникновения в духовный мир произведения Изучение литературы нельзя считать процессом направленным только на получение специфических знаний воспитание души и расширение читательского кругозора – это прежде всего проникновение в глубины и восхождение к высотам Языка – “одного из самых великих творений человечестваâ€. Лингвистический анализ художественного текста – это фундамент его...