36008

Европейский и русский сентиментализм. Философские истоки и поэтика

Доклад

Логика и философия

Опирается на философское направление сенсуализм филос течение согласно которому основой чел существа явл чувчства они же лежат в основе чел деятельности и познания. Искусство сеет стремится воздействовать на сферу чувств эмоций человека и перестраивает худ. в лит сентимент меняется жанровая система на 1 план выходят те жанры в которых можно показать чел. Им становится обычный человек главная добродетель которого чувствительность боатая внутренняя жизнь способность сочувствовать отзываться другим людям.

Русский

2013-09-20

29 KB

8 чел.

6.Европейский и русский сентиментализм. Философские истоки и поэтика. 
Литра 18века - литра эпохи просвещения, гл ее пафос - идея нравст, умств развития, активно просвещение личности.

18век - век активного гос.строительства. Гл. тема - просветительская.

Худ строй лит 19 в - движенье от классицизма с его идеей нормативности, образцовасти, подрожатальности к сентиментализму и романтизму, где интерес к внутр миру и свободе творчества.

лекции:

В европе форм в нач 18в, в России - в 60-нач 70. Опирается на философское направление - сенсуализм - филос течение, согласно которому основой чел существа явл чувчства, они же лежат в основе чел деятельности и познания. Основоположником сенсуализма явл Локк. Искусство сеет стремится воздействовать на сферу чувств, эмоций человека и перестраивает худ.принципы, стремясь к этой цели.

Черты:

1. в лит сентимент меняется жанровая система, на 1 план выходят те жанры, в которых можно показать чел.чувтва наиболее полно и глубоко, в прозе это дневник, романе-письма, записки, жанр рассказа и повести. В поэзии на 1 план выходят средние жанры: дружеские послания, элегии, песни. В драматургии создаются новые жаны: жанр "слезной драмы"и комической оперы.

2. меняется герой. Им становится "обычный" человек, главная добродетель которого - чувствительность, боатая внутренняя жизнь, способность сочувствовать, отзываться другим людям. Избегаю четко характеризующих героев как "+" , так и "-", подчеркивают сдожность человеч натуры (Бедная Лиза Карамзина).

3. Именно в литре сентимент появляется психологизм, т.е. изображение внутренней жизни человека через внешние приметы, как правило это монологи, особенности поведения героя, выражение лица, изображение окружающего мира, чаще пейзаж как пейзаж души (сравнитьпейзажи в бедной лизе).

4. Меняется конфликт. Наиболее частый для сентимент конфликт - это столкновение чувствительности и холодности, естеств и искусственности.

На сент оказали идеи Ж.Ж.Руссо. Согласно Руссо, естесв человек нравственно превосходи целовека цивилизованного. Поэтому наиболее часто излюбленные герои сент - дикарь, ребенок, простой человек, женщина, не тронутые цивилизацией.

5. Меняется образ автора. Это не условная фигура, как в классицизме, а живой человек, наделенный конкретной биографией, четкой позицией, часто знакомый с героями и постоянно высказывающий эмоц сочувствие, сострадание героям. Автор-рассказчик - своеобразный пример чувствительного человека. Авторское повествование настигается эмоц содержанием, становится самоценным, интересным.

6. Меняются отношения читателя к лит пр-ию, читателькое восприятие становится эмоц, побуждает читателя воспринимать текст как модель самостроительства, воспринимать текст всем своим существом. (Успех Карамзина: такая реакция говорит об изменении отношения читателя к произведению - читаю сердцем).

7. Сент в России был связан с переосмыслением стилеой системы лит.яз. Система 3-х штилей, созд Лом, постепенно начала забываться и критерием в выборе стил.средств становится вкус автора, его эмоц ассоциативное восприятие. (Карамзин принимает/не принимает слова, основываясь на ассоциациях: пичутечка - прекрасно, парень - отвратительно, ткт первое трогает сердце). Писатели-сентимент стремились ориент на разговор язык образованного общества, т.н. "салонный" язык.

не из лекций:

Лит направление зарод. на рубеже 50-60гг 18в. Расцвет приходится на 90е гг, а закат первое 10-летие 19в.1812г - верхняя граница сентиментализма. Многие писатели Екатер-ой эпохи начинали как классицисты, а заканчивали как сент-сты. Есть нек. общ черты м/у этими направлениями: они оба исходят из решения 1 проблемы - взаимодей-е человека и гос-ва, чел и цивилизации. Решают они эту проблему прямо противоположными способами. С точки зрения класс, чел имеет рацональное начало, страсти разрушительны, чел д. научиться подчинять страсти собственному рассудку путём приобщения к культуре и науке.(оды Ломоносова).  С точки зрения сентименталистов естественная природа человека-это всё благое в нём, чел добрый, красивый. Цивилизация губит в человеке всё его природное начало. Принцип возвращения к природе. Положит. герой сент-зма - чел добрый и чувствительный, умеющий сострадать и совеселиться другим. Это простые по своему положению люди. Писатели: Херасков, Карамзин, Дмитриев.  Причины зарождения сентиментализма:- сильное влияние оказ. евр сентиментализм. 20-30г 18в. Европей-их сент-их писателей начали активно переводить и подражать: Гёте, Ричардсон, Юнг, Стерн, Руссо, сформировался частный человек, эта мысль вдохновляла сентименталистов. Жанры: Ода, только теперь это лирическое стих-е разного, камерного содержания. –драматические жанры(комическая опера).-Эпистолярный роман, - жанр путешествия, повесть.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54494. Musik in unserem Leben 239.5 KB
  Anne-Sophie Mutter ist eine weltberühmte Geigerin. Schon als Kind wusste sie, was sie wollte, und bald hat sie ihren Traum verwirklicht. Im Alter von 7 Jahren gewann sie den Wettbewerb „Jugend musiziert“. 1976 fiel sie dem bekannten österreichischen Dirigenten Herbert von Karajan auf. Ein Jahr später trat sie schon als Solistin seines Orchesters bei den Salzburger Konzerten auf. Diese Zusammenarbeit öffnete der Geigerin die Tür zum internationalen Erfolg.
54495. Musik. Die größten Komponisten der Ukraine und Deutschlands 97.5 KB
  Das Thema der heutigen Stunde lautet: Musik. Die größten Komponisten der Ukraine und Deutschlands. Lernziele sind: Wortschatz festigen und erweitern, Fragen stellen und beantworten, den Text lesen, Dialoge führen.
54496. Музика як мова почуттів 54.5 KB
  Мета уроку: Закріпити в учнів отримані на протязі вивчення теми знання про композиторів та їх творчість. Виявити рівень володіння і розуміння супутньої темі музичної термінології. На конкретних прикладах показати можливості музичного мистецтва виражати різноманітні настрої та почуття людини.
54497. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей 41.58 KB
  В условиях рыночной экономики производитель ставит перед собой цель получения максимально возможного дохода, отбирая для производства наиболее подходящие для этой цели материальные блага
54498. Диференційований підхід до розкриття творчого потенціалу учнів на уроках музики 50.5 KB
  Предлогаемий материал,конечно. знаком многим из вас,кто-то возможно, на своих уроках осуществляет дифференцированный подход в обучении. Но в педагогике очень сложно что-либо открыть новое,необходимо лишь глубже изучать теорию,преломлять ее на процесс преподавания,чтобы затем эти практические наработки и становились материалом для творческих работ на категорию.
54499. La musique dans notre vie 46.5 KB
  Практична: - повторення й активізування вживання ЛО та МФ за темою. - розвивати навички та вміння аудіювання; - розвивати вміння та навички діалогічного та морфологічного мовлення; - розвивати навички та вміння читання тексту з метою отримання необхідної інформації;
54500. ЯКИЙ НАСТРІЙ І ЯК ЙОГО ПЕРЕДАЄ МУЗИКА? 40 KB
  Автором музики є композитор. А хто автор тієї музики, яка надійшла до нас з найдавніших часів? Музику створює не лише композитор, а й народ. Саме його музика – найдревніша. Народна музика передавалася від людини до людини, від села до села, з покоління в покоління. Наприклад, українська народна пісня „Ходить гарбуз по городу”. У ній розповідається про багатий урожай городини. Гарна весела пісня! Її варто не лише прослухати, але й розучити.