3601

Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения в школе для детей со сниженным слухом

Практическая работа

Педагогика и дидактика

Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения в школе для детей со сниженным слухом В процессе обучения и воспитания детей большую роль играет речь, поскольку она является не только орудием мышления и средством общения, но и ср...

Русский

2012-11-04

5.75 MB

26 чел.

Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения в школе для детей со сниженным слухом

В процессе обучения и воспитания детей большую роль играет речь, поскольку она является не только орудием мышления и средством общения, но и средством передачи накопленных человеческих знаний.

В специальной школе для детей с недостатками слуха в сравнении с общеобразовательной школой задания обучения и воспитания значительно усложняются в результате недостаточной слуховой функции, которая влияет на речевое развитие ребенка, и ее потеря (в той или другой степени) нуждается в специальном обечении  детей.

Одной из основных и специальных задач школы для детей с недостатками слуха есть формирование у учащихся устной речи.

 У детей с недостатками слуховой функции речь имеет спектр специфических дефектов в произношении как отдельных слов, фраз, так и отдельных звуков. Конечно, такая искаженная речь не может быть средством общения поскольку она имеет недостатки структурные, лексические, грамматические. Поэтому дети с нарушениями слуха не могут вступать в контакт с другими, что влияет не только на их речевое развитие, но и на общее развитие личности.

Решающим критерием эффективности обучения становится не знание, не запоминание лексики или грамматической структуры, а практические навыки и умения, то есть определенный речевой материал, который необходим для подготовки детей к жизни в социуме, для удовлетворения собственной потребности, для сообщения или получения нужной информации.

 На специальных занятиях используются разные виды и форма речевой деятельности.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения с учащимся подготовительного класса

Тема: Звуки Ф,Ш.

 Различение речевого материала по теме «Одежда»

Задачи: закреплять правильное произношение звука Ф в прямом слоге на материале слогов, слов. Подготовка артикуляционного аппарата учащегося к постановке звука Ш. Формировать у учащегося зрительное представление о правильном положении органов артикуляции в момент произношения звука Ш. Учить воспринимать слухо-зрительно и на слух слова, фразы, математический материал.

Развивать мышление, связную речь, словесно-логическую память.  Развивать умения правильно выполнять упражнения при работе с компьютером.

Воспитывать интерес к занятию, внимание, усидчивость, дисциплинированность.

Оборудование: слухоречевой тренажер, таблички, картинки, пособие «Играем в слова», кроссворд.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

- Сядь прямо, послушай, я расскажу чем мы будем сегодня заниматься. Будем играть, читать, говорить. Во время занятия следи за своим произношением. Чем мы будем заниматься сегодня?

Ответ учащегося (Мы будем играть, читать, говорить)

2. Выполнение дыхательно-голосовых упражнений.

Произнеси звуки  протяжно и кратко.

А _______________            а.

О _______________       о.

У _______________             у.

Скажи громко: А ___ И.

Скажи тихо:       а ___и.

Программа «Видимая речь», упражнение  «Длительность звучания».

- Сегодня мы будем путешествовать на подводной лодке. Для того, чтобы подводная лодка свободно двигалась под водой, ты должен правильно произносить звуки. «Умный» компьютер подскажет тебе: правильно ты произносишь звук или нет.

(Образец произношения дает учитель, ученик повторяет упражнение  несколько раз).

3. Работа над звуком Ф.

  •  Программа «Видимая речь», упражнение  «Наличие голоса».

- А сейчас выполним упражнение «Клоун». Внимательно посмотри на клоуна. Какого цвета у него бант? (Черного цвета)

- Если ты правильно произносишь звук, цвет банта изменится. Будем произносить звук Ф. Будь внимательным, следи за голосом.

(Ученик произносит звук Ф – цвет банта становится зелёным)

- Какого цвета бант у клоуна? (Зелёного цвета)

- Ты произносил звук правильно, молодец.

Повтори слоги:  ФА ФА ФА

                                ФО ФО ФО

Прочитай слоги  ФА ФО ФУ ФИ

  А

О

Составь слоги   Ф        У

Е

Прочитай слова: фартук, фонарь, Федя, футбол.

- Скажи, что такое фартук? (Не знаю)

- Посмотри, вот у меня фартук. Дома у мамы есть фартук?

(Да, у мамы есть фартук)

Из данных слов выбери слова со звуком Ф.

Прочитай их и покажи на картинках:

фартук, лук, дерево, фото, дом, футбол, сова, филин

     

                      

- Молодец, хорошо. Но не забывай правильно произносить звук Ф.

4. Постановка звука Ш.

- Выполняем артикуляционные упражнения

Упражнения для губ.

- Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука О. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Упражнения для развития выдоха.

- Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки – ощущается тёплая струя. (Многократным упражнением добиться у ребёнка необходимой силы выдоха)

Упражнения для языка.

- Поднять язык к передней  части нёба, с помощью зонда, подложенного под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуты на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение несколько раз.

Произнеси Ш  Ш  Ш

Повтори АШ   ОШ   УШ- Молодец, на следующем занятии продолжим работу над звуком Ш.

5. Развитие слухового восприятия.

  •  Послухай, повтори, покажи:

плаття, штани, халат, кофта, спідниця, майка, труси, сорочка.

  •  Склади слова і напиши:
  •  актрук  (малюнок куртки)     
  •  очросак (малюнок сорочки)    
  •  Що ти одягаєш на голову взимку? (Я одягаю шапку)
  •  Що ти одягаєш на руки? (Я одягаю рукавиці)  

  •  Математический материал:

- Если ты правильно решишь  примеры, то сумеешь разгадать кросворд и узнаешь куда спешат звери.

(Самостоятельная работа учащегося с отчетом о выполнении работы)

  •  Работа на „голое ухо”

- Слушай внимательно и повтори: один, фото, школа, спідниця

( Ученик повторяет слова)

6. Итог занятия.

- Молодец. Хорошо работал на занятии. Не забывай в классе и дома правильно произносить звуки. До свидания.

Занятие по развитию слухового восприятия с учащейся 5 класса.

Тема: Текст «Этажи леса»

Задачи: Развитие слухового восприятия; закрепление произносительных навыков; обогащение и расширение словаря учащихся; закрепление знаний, полученных на фронтальных уроках на материале текста; развитие внимания, мышления, памяти.

Оборудование: конструктивная картина с изображением лесной растительности, индивидуальная ЗУА, таблички.

    Ход занятия:

1.Оргмомент.

Проверка слуха.

2.Восприятие текста с голоса учителя.

- Я сейчас прочту текст, а ты его вспомни.

(Ученик воспринимает текст с индивидуальным аппаратом)

Этажи леса.

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи. Мышки  живут  в  корнях деревьев – в самом низу. Разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле. Дрозды ещё повыше, на кустарниках. Дупляные птицы – дятел, синички, совы – ещё повыше. На разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы.

У зверушек и птиц, живущих в лесу, с этажами не так как у людей. Каждый зверёк и птичка живёт только в своём этаже.

3. Восприятие и воспроизведение предложения из текста, ответы на вопросы:

- Послушай предложения и повтори: У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи.

Вопросы учителя:

- Где ещё бывают этажи? (В домах)

- На каком этаже живёшь ты? (Я живу на  … этаже)

- Сколько этажей в твоём доме? (В моём доме … этажей)

4. Работа с конструктивной картиной.

-  Внимательно рассмотри картину, ответь на вопросы и покажи на картине этажи птиц и зверей.

- Где живут мышки? (Мышки живут в корнях деревьев)

- Кто вьёт гнёздышки на земле?

(Соловьи. Соловьи вьют свои гнёздышки прямо на земле)

- Кто живёт на кустарниках? (Дрозды. Дрозды живут на кустарниках)

- Кто живёт повыше? (Дупляные птицы: дятел, синички, совы)

- Почему дятла, синицу и сову называют дупляные птицы?

(Потому что их домик – дупло)  

- Кто селится на самом верху? (Ястребы и орлы)

- Сколько этажей получилось в этом лесном домике?

(Четыре этажа. В этом лесном домике получилось четыре этажа.)

- Кто живёт на первом этаже? (Мыши и соловьи)

- Кто живёт на втором этаже? (Дрозды)

- Кто живёт на третьем этаже? (Живут дупляные птицы)

- А на каком этаже живут хищники? (Хищники живут на … этаже)

5. Восприятие и воспроизведение предложений.

- Повтори предложения и сосчитай, сколько в нём слов:

Каждый зверёк и птица живёт только в своём этаже. ( 9 слов)

- Пожалуйста, дай полный ответ. (В этом предложении девять слов)

- Повтори и дополни предложение:

Мышки живут в корнях деревьев  -  …  .

(Мышки живут в корнях деревьев  -  в самом низу)

-Послушай и исправь мои ошибки:

Ястребы и орлы селится на самом верху. (Селится – селятся)

(Допущена ошибка: нужно говорить селятся)

Дрозды живут … кустарник … .

(Правильно будет так: Дрозды живут на кустарниках)

6. Восприятие фраз из текста на слух без ЗУА.

- Сними аппарат, послушай и повтори:

Этаж – этажи, этажи леса.

Хищник – хищники.

Живёт – живут.

Мышки живут в корнях деревьев.

(Ученик повторяет за учителем)

7. Упражнение на развитие логического мышления, памяти, внимания.

- Надень аппарат, внимательно слушай задание: Посмотри внимательно на картинку. Какие ошибки допустил художник? (Перепутал названия птиц)

                          

- Назови правильно каждую птицу.

(Ученица называет)

- Найди большую хищную птицу и назови её. (Ястреб)

- Назови зимующих птиц.

(Сорока, ворона, голубь, воробей)

- Есть ли на картинке перелётные птицы? Назови.

(Есть. Это ласточка, утка, аист)

- Назови домашнюю птицу.

(Петух)

- Какую ещё ошибку допустил художник?

(Петух высоко не летает)

8. Итог занятия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11121. Професія скляр 38 KB
  СКЛЯР Зміст праці. Скляр має справу з особливим матеріалом склом. Скло це твердий прозорий тендітний матеріал виготовлений з чистого кварцового піску соди і вапняку. Шибки роблять за допомогою машин: розплавлену масу видавлюють через вузьку подовжню щілину нап...
11122. Професія слюсар 34.5 KB
  СЛЮСАР Слюсар дуже розповсюджена і багатопланова професія. Існує широкий спектр слюсарних робіт отже слюсарі мають спеціалізацію в якомусь конкретному виді виконуваних робіт. Робота слюсаря необхідна на всіх етапах створення експлуатації і ремонту різноманітн...
11123. Професія тесля 32 KB
  ТЕСЛЯ Зміст праці. Предметом праці теслі є деревина як будівельний матеріал. Зміст праці теслі дуже різноманітний. Вони зводять різні деревяні конструкції розповсюджені в сільському господарстві задіяні в будівництві міських споруджень і заміських будинків. Теслі...
11124. Задачи и метод сопротивления материалов. Растяжение и сжатие 977 KB
  Задачи и метод сопротивления материалов. Растяжение и сжатие. Общие понятия. Возведение сооружений и строительство машин которые далее будем называть конструкциями начинается с составления проекта в котором определяют форму размеры и материал конструкции. Каждая
11125. Геометрические характеристики плоских сечений. Статические моменты площади. Центр тяжести площади 1.28 MB
  Геометрические характеристики плоских сечений. Основным объектом изучаемым в курсе сопротивление материалов является стержень. Сопротивление стержня различным видам деформации часто зависит не только от его материалов и размеров но и от очертаний оси формы попер...
11126. Основы теории напряженного состояния 1.08 MB
  Основы теории напряженного состояния. Напряжения в точке. Если мысленно вырезать вокруг какойнибудь точки тела элемент в виде бесконечного малого кубика то по его граням в общем случае будут действовать напряжения представленные на рис. 3.1. Совокупность нормальных...
11127. Теории прочности. Чистый сдвиг 786 KB
  Теории прочности. Чистый сдвиг Теории прочности. Важнейшей задачей инженерного расчета является оценка прочности элемента конструкции по известному напряженному состоянию. Для простых видов деформаций в частности для одноосных напряженных состояний определение з...
11128. Кручение. Кручение бруса некруглого сечения 911.5 KB
  Кручение. Кручение бруса некруглого сечения. Кручение прямого круглого бруса. Деформация кручения вызывается парами сил плоскости действия которых перпендикулярны к оси стержня. Поэтому при кручении в произвольном поперечном сечении стержня из шести внутренних сил
11129. Чистый изгиб. Поперечный изгиб 623 KB
  Чистый изгиб. Поперечный изгиб. Общие понятия. Деформация изгиба заключается в искривлении оси прямого стержня или в изменении начальной кривизны прямого стержня рис. 6.1. Ознакомимся с основными понятиями которые используются при рассмотрении деформации изгиба. С