3601

Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения в школе для детей со сниженным слухом

Практическая работа

Педагогика и дидактика

Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения в школе для детей со сниженным слухом В процессе обучения и воспитания детей большую роль играет речь, поскольку она является не только орудием мышления и средством общения, но и ср...

Русский

2012-11-04

5.75 MB

25 чел.

Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения в школе для детей со сниженным слухом

В процессе обучения и воспитания детей большую роль играет речь, поскольку она является не только орудием мышления и средством общения, но и средством передачи накопленных человеческих знаний.

В специальной школе для детей с недостатками слуха в сравнении с общеобразовательной школой задания обучения и воспитания значительно усложняются в результате недостаточной слуховой функции, которая влияет на речевое развитие ребенка, и ее потеря (в той или другой степени) нуждается в специальном обечении  детей.

Одной из основных и специальных задач школы для детей с недостатками слуха есть формирование у учащихся устной речи.

 У детей с недостатками слуховой функции речь имеет спектр специфических дефектов в произношении как отдельных слов, фраз, так и отдельных звуков. Конечно, такая искаженная речь не может быть средством общения поскольку она имеет недостатки структурные, лексические, грамматические. Поэтому дети с нарушениями слуха не могут вступать в контакт с другими, что влияет не только на их речевое развитие, но и на общее развитие личности.

Решающим критерием эффективности обучения становится не знание, не запоминание лексики или грамматической структуры, а практические навыки и умения, то есть определенный речевой материал, который необходим для подготовки детей к жизни в социуме, для удовлетворения собственной потребности, для сообщения или получения нужной информации.

 На специальных занятиях используются разные виды и форма речевой деятельности.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения с учащимся подготовительного класса

Тема: Звуки Ф,Ш.

 Различение речевого материала по теме «Одежда»

Задачи: закреплять правильное произношение звука Ф в прямом слоге на материале слогов, слов. Подготовка артикуляционного аппарата учащегося к постановке звука Ш. Формировать у учащегося зрительное представление о правильном положении органов артикуляции в момент произношения звука Ш. Учить воспринимать слухо-зрительно и на слух слова, фразы, математический материал.

Развивать мышление, связную речь, словесно-логическую память.  Развивать умения правильно выполнять упражнения при работе с компьютером.

Воспитывать интерес к занятию, внимание, усидчивость, дисциплинированность.

Оборудование: слухоречевой тренажер, таблички, картинки, пособие «Играем в слова», кроссворд.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

- Сядь прямо, послушай, я расскажу чем мы будем сегодня заниматься. Будем играть, читать, говорить. Во время занятия следи за своим произношением. Чем мы будем заниматься сегодня?

Ответ учащегося (Мы будем играть, читать, говорить)

2. Выполнение дыхательно-голосовых упражнений.

Произнеси звуки  протяжно и кратко.

А _______________            а.

О _______________       о.

У _______________             у.

Скажи громко: А ___ И.

Скажи тихо:       а ___и.

Программа «Видимая речь», упражнение  «Длительность звучания».

- Сегодня мы будем путешествовать на подводной лодке. Для того, чтобы подводная лодка свободно двигалась под водой, ты должен правильно произносить звуки. «Умный» компьютер подскажет тебе: правильно ты произносишь звук или нет.

(Образец произношения дает учитель, ученик повторяет упражнение  несколько раз).

3. Работа над звуком Ф.

  •  Программа «Видимая речь», упражнение  «Наличие голоса».

- А сейчас выполним упражнение «Клоун». Внимательно посмотри на клоуна. Какого цвета у него бант? (Черного цвета)

- Если ты правильно произносишь звук, цвет банта изменится. Будем произносить звук Ф. Будь внимательным, следи за голосом.

(Ученик произносит звук Ф – цвет банта становится зелёным)

- Какого цвета бант у клоуна? (Зелёного цвета)

- Ты произносил звук правильно, молодец.

Повтори слоги:  ФА ФА ФА

                                ФО ФО ФО

Прочитай слоги  ФА ФО ФУ ФИ

  А

О

Составь слоги   Ф        У

Е

Прочитай слова: фартук, фонарь, Федя, футбол.

- Скажи, что такое фартук? (Не знаю)

- Посмотри, вот у меня фартук. Дома у мамы есть фартук?

(Да, у мамы есть фартук)

Из данных слов выбери слова со звуком Ф.

Прочитай их и покажи на картинках:

фартук, лук, дерево, фото, дом, футбол, сова, филин

     

                      

- Молодец, хорошо. Но не забывай правильно произносить звук Ф.

4. Постановка звука Ш.

- Выполняем артикуляционные упражнения

Упражнения для губ.

- Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука О. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Упражнения для развития выдоха.

- Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки – ощущается тёплая струя. (Многократным упражнением добиться у ребёнка необходимой силы выдоха)

Упражнения для языка.

- Поднять язык к передней  части нёба, с помощью зонда, подложенного под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуты на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение несколько раз.

Произнеси Ш  Ш  Ш

Повтори АШ   ОШ   УШ- Молодец, на следующем занятии продолжим работу над звуком Ш.

5. Развитие слухового восприятия.

  •  Послухай, повтори, покажи:

плаття, штани, халат, кофта, спідниця, майка, труси, сорочка.

  •  Склади слова і напиши:
  •  актрук  (малюнок куртки)     
  •  очросак (малюнок сорочки)    
  •  Що ти одягаєш на голову взимку? (Я одягаю шапку)
  •  Що ти одягаєш на руки? (Я одягаю рукавиці)  

  •  Математический материал:

- Если ты правильно решишь  примеры, то сумеешь разгадать кросворд и узнаешь куда спешат звери.

(Самостоятельная работа учащегося с отчетом о выполнении работы)

  •  Работа на „голое ухо”

- Слушай внимательно и повтори: один, фото, школа, спідниця

( Ученик повторяет слова)

6. Итог занятия.

- Молодец. Хорошо работал на занятии. Не забывай в классе и дома правильно произносить звуки. До свидания.

Занятие по развитию слухового восприятия с учащейся 5 класса.

Тема: Текст «Этажи леса»

Задачи: Развитие слухового восприятия; закрепление произносительных навыков; обогащение и расширение словаря учащихся; закрепление знаний, полученных на фронтальных уроках на материале текста; развитие внимания, мышления, памяти.

Оборудование: конструктивная картина с изображением лесной растительности, индивидуальная ЗУА, таблички.

    Ход занятия:

1.Оргмомент.

Проверка слуха.

2.Восприятие текста с голоса учителя.

- Я сейчас прочту текст, а ты его вспомни.

(Ученик воспринимает текст с индивидуальным аппаратом)

Этажи леса.

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи. Мышки  живут  в  корнях деревьев – в самом низу. Разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле. Дрозды ещё повыше, на кустарниках. Дупляные птицы – дятел, синички, совы – ещё повыше. На разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы.

У зверушек и птиц, живущих в лесу, с этажами не так как у людей. Каждый зверёк и птичка живёт только в своём этаже.

3. Восприятие и воспроизведение предложения из текста, ответы на вопросы:

- Послушай предложения и повтори: У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи.

Вопросы учителя:

- Где ещё бывают этажи? (В домах)

- На каком этаже живёшь ты? (Я живу на  … этаже)

- Сколько этажей в твоём доме? (В моём доме … этажей)

4. Работа с конструктивной картиной.

-  Внимательно рассмотри картину, ответь на вопросы и покажи на картине этажи птиц и зверей.

- Где живут мышки? (Мышки живут в корнях деревьев)

- Кто вьёт гнёздышки на земле?

(Соловьи. Соловьи вьют свои гнёздышки прямо на земле)

- Кто живёт на кустарниках? (Дрозды. Дрозды живут на кустарниках)

- Кто живёт повыше? (Дупляные птицы: дятел, синички, совы)

- Почему дятла, синицу и сову называют дупляные птицы?

(Потому что их домик – дупло)  

- Кто селится на самом верху? (Ястребы и орлы)

- Сколько этажей получилось в этом лесном домике?

(Четыре этажа. В этом лесном домике получилось четыре этажа.)

- Кто живёт на первом этаже? (Мыши и соловьи)

- Кто живёт на втором этаже? (Дрозды)

- Кто живёт на третьем этаже? (Живут дупляные птицы)

- А на каком этаже живут хищники? (Хищники живут на … этаже)

5. Восприятие и воспроизведение предложений.

- Повтори предложения и сосчитай, сколько в нём слов:

Каждый зверёк и птица живёт только в своём этаже. ( 9 слов)

- Пожалуйста, дай полный ответ. (В этом предложении девять слов)

- Повтори и дополни предложение:

Мышки живут в корнях деревьев  -  …  .

(Мышки живут в корнях деревьев  -  в самом низу)

-Послушай и исправь мои ошибки:

Ястребы и орлы селится на самом верху. (Селится – селятся)

(Допущена ошибка: нужно говорить селятся)

Дрозды живут … кустарник … .

(Правильно будет так: Дрозды живут на кустарниках)

6. Восприятие фраз из текста на слух без ЗУА.

- Сними аппарат, послушай и повтори:

Этаж – этажи, этажи леса.

Хищник – хищники.

Живёт – живут.

Мышки живут в корнях деревьев.

(Ученик повторяет за учителем)

7. Упражнение на развитие логического мышления, памяти, внимания.

- Надень аппарат, внимательно слушай задание: Посмотри внимательно на картинку. Какие ошибки допустил художник? (Перепутал названия птиц)

                          

- Назови правильно каждую птицу.

(Ученица называет)

- Найди большую хищную птицу и назови её. (Ястреб)

- Назови зимующих птиц.

(Сорока, ворона, голубь, воробей)

- Есть ли на картинке перелётные птицы? Назови.

(Есть. Это ласточка, утка, аист)

- Назови домашнюю птицу.

(Петух)

- Какую ещё ошибку допустил художник?

(Петух высоко не летает)

8. Итог занятия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28181. Лазеры. Принципиальная схема лазера. Основные структурные элементы лазера и их назначение. Типы лазеров. Основные характеристики лазеров 181 KB
  Каждому радиационному переходу между энергетическими уровнями и в спектре соответствует спектральная линия характеризующаяся частотой и некоторой энергетической характеристикой излучения испущенного для спектров испускания поглощенного для спектров поглощения или рассеянного для спектров рассеяния атомной системой. При этом распространение излучения в среде обязательно сопровождается уменьшением его интенсивности выполняется закон Бугера где интенсивность излучения вошедшего в вещество d толщина слоя коэффициент...
28182. Оптика движущихся сред. Эффект Доплера. Поперечный и продольный эффект Доплера 194 KB
  Он гласит: все физические законы независимы инвариантны по отношению к выбору инерциальной системы отсчёта. Это означает что уравнения выражающие законы физики имеют одинаковую форму во всех инерциальных системах отсчёта. Поэтому на основе любых физических экспериментов нельзя выбрать из множества инерциальных систем отсчёта какуюто главную абсолютную систему отсчёта обладающую какимилибо качественными отличиями от других инерциальных систем отсчёта. Она одинакова во всех направлениях в пространстве и во всех инерциальных системах...
28183. Поляризация света. Способы получения поляризованного света. Закон Малюса. Поляризационные призмы 238.5 KB
  Явление поляризации света было открыто Эразмусом Бартолинусом, датским учёным, в 1669 году. В своих опытах Бартолинус использовал кристаллы исландского шпата, имеющие форму ромбоэдра. Если на такой кристалл падает узкий пучок света, то, преломляясь
28184. Распространение света в изотропных средах. Отражение и преломление света на границе между диэлектриками. Основные законы геометрической оптики. Формулы Френеля 146 KB
  При этом падающий отражённый и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром восстановленным к границе раздела сред в точке падения О. Углы соответственно углы падения отражения преломления волн. Амплитуду падающей волны разложим на составляющие Ер параллельную плоскости падения и Еs перпендикулярную плоскости падения. Для составляющих вектора Е перпендикулярных плоскости падения рисунок 3 выполняются условия в которых индексы при Е и p при Н опущены: .
28185. Линза как оптическая система. Аберрации линз 126 KB
  На рисунке 1 введены обозначения: a1 расстояние от вершины первой преломляющей поверхности до осевой точки A предмета; a´1 расстояние от вершины первой преломляющей поверхности до изображения A´ получаемого после преломления на ней; a2 расстояние от вершины второй преломляющей поверхности до точки A´; a´2 расстояние от вершины второй преломляющей поверхности до изображения A´´ построенного линзой. Для любой центрированной оптической системы выполняется условие Лагранжа Гельмгольца: ...
28186. Интерференция света. Условия возникновения стационарной интерференции света. Интерференционные схемы с делением волн по фронту (опыт Юнга, зеркало Ллойда, бизеркало Френеля, бипризма Френеля). Влияние размеров источника на интерференционную картину. Усло 159 KB
  Интерференционные схемы с делением волн по фронту опыт Юнга зеркало Ллойда бизеркало Френеля бипризма Френеля. Пусть в точках А и В рисунок 1 находятся два монохроматических источника волны от которых доходят до точки наблюдения С. Взаимное усиление или ослабление двух или большего числа волн при их наложении друг на друга при одновременном распространении в пространстве называется интерференцией волн. Интерференционная картина ИК распределение интенсивностей в области волнового поля где волны налагаются друг на друга.
28187. Интерференционные схемы с делением волн по амплитуде. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины и полосы равного наклона. Кольца Ньютона. Применение интерференции света 134 KB
  Пусть на тонкую прозрачную пластинку постоянной толщины рисунок 1 из вакуума падает волна с плоским фронтом ей соответствует пучок параллельных лучей сформированная с помощью точечного источника и линзы в фокусе которой источник находится. Так как условия распространения всех лучей падающих на пластинку в этом опыте одинаковы то для лучей и а также других пар лучей одинаковых с ними по происхождению оптическая разность хода будет одинаковой: 1 где n показатель преломления материала...
28188. Двухлучевые интерферометры. Интерферометры Рэлея, Жамена, Майкельсона, Линника. Многолучевые интерферометры (интерферометр Фабри-Перо, пластинка Люммера-Герке). Интерференционные фильтры 110 KB
  Если зеркало М1 расположено так что М´1 и М2 параллельны образуются полосы равного наклона локализованные в фокальной плоскости объектива О2 и имеющие форму концентрических колец. Если же М1 и М2 образуют воздушный клин то возникают полосы равной толщины локализованные в плоскости клина М2 М1 и представляющие собой параллельные линии. Если поверхность исследуемого образца имеет дефект в виде впадины или выступа высотой l то интерференционные полосы искривляются. Если то интерференционная полоса искривляется так что занимает...
28189. Дифракция света. Принцип Гюйгенса-Френеля. Метод зон Френеля. Дифракция света на круглом отверстии, на круглом препятствии и прямолинейном крае экрана 97.5 KB
  Дифракция света на круглом отверстии на круглом препятствии и прямолинейном крае экрана Дифракция волн от лат. diffractus разломанный преломлённый в первоначальном узком смысле огибание волнами препятствий. В современном более широком смысле под дифракцией понимают любое отклонение от законов геометрической оптики при распространении волн. При таком общем толковании дифракция волн переплетается с явлениями распространения и рассеяния волн в неоднородных средах.