36010

Правовые основы природопользования. Российское природоохранное законодательство

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Кодекс о недрах 2008 Водный кодекс 1998 в редакции 2009 г.; Кодекс о земле 1999 в редакции [2008 г.; Лесной кодекс 2000 в редакции 2008 г.; Налоговый кодекс 2009; законы: Об охране окружающей среды 1992 в редакции 2009 г.

Русский

2013-09-20

36 KB

17 чел.

15. Правовые основы природопользования. Российское природоохранное законодательство.

Законодательство в области экологической безопасности представляет сложную систему, включающую все нормативно-правовые акты и нормы законодательства страны (к которым относятся законы, указы, декреты и директивы президента, постановления и распоряжения правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международные правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения.), предметом регулирования которых являются общественные отношения по сохранению, восстановлению и улучшению объектов окружающей среды непосредственно или в прямом опосредованном реальном проявлении к ним. Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:

Конституция РФ от 12.12.1993 года в ст. 42 впервые закрепляет право граждан на благоприятную природную среду. Кроме того, в ст. 58 содержится положение об обязанности каждого гражданина «сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к ее природным богатствам».
Кодекс о недрах (2008)

Водный кодекс (1998 в редакции 2009 г.);

Кодекс о земле (1999 в редакции [2008 г.);

Лесной кодекс (2000 в редакции 2008 г.);

Налоговый кодекс (2009);

законы:

«Об охране окружающей среды» (1992 в редакции 2009 г.);

«О государственной экологической экспертизе» (2009);

«Об обращении с отходами» (2007 в редакции 2008 г.);

«Об особо охраняемых природных территориях» (2000 в редакции 2008 г.);

«О животном мире» (2007 в редакции 2009 г.);

«Об охране атмосферного воздуха» (1997 в редакции 2008 г.);

«О радиационной безопасности населения» (1998 в редакции 2008 г.);

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1998 в редакции 2008 г.);

«О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС» (1991 в редакции 2008 г.);

«О гидрометеорологической деятельности» (2006 в редакции 2008 г.);

«О питьевом водоснабжении» (1999 в редакции 2008 г.);

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000 в редакции 2006. г.);

«О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (2000 в редакции 2006 г.);

«О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (2009);

«Об охране озонового слоя» (2001 в редакции 2008 г.);

«О растительном мире» (2003 в редакции 2009 г.);

«О техническом нормировании и стандартизации» (2004 в редакции 2008 г.);

«О защите прав потребителей» (2002 в редакции 2008 г.);

«О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (2003 в редакции 2008 г.);

«О защите растений» (2005 в редакции 2009 г.);

«О безопасности генно-инженерной деятельности» (2006 в редакции 2009 г.);

«О перевозке опасных грузов» (2001 в редакции 2007 г.)

«Об энергосбережении» (1998 в редакции 2009 г.);

«Об использовании атомной энергии» (2008).

Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную и уголовную ответственность с обязательным возмещением вреда, причиненного природной среде.


Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуют через три группы норм:

• нормативы качества окружающей среды;

• экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, влияющей на окружающую среду;

• механизм исполнения этих требований.

К нормативным качествам окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (в частности, Минздравом России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в охране окружающей природной среды: требовать предоставления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заялением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Основные положения производственного экологического контроля были введены Постановлением Правительства СССР в 1968 года «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление предусматривало организацию лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосферного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В соответствии с Федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1990 года предприятия получили самостоятельность в определении структуры и финансирования своих подразделений. Однако обязанностью всех предприятий и предпринимателей является проведение экологического контроля производства и недопущение загрязнения окружающей среды; выпуск продукции, не приносящей вреда здоровью человека.

Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» дополняется законодательными актами, конкретизирующими его положения. В 1992 году принят «Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую прит родную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов», В 1994 году — «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению, устойчивого развития».

23 ноября 1995 года вступил в действие Федеральный закон «Об экологической экспертизе», а 26 февраля 1996 года Правительство РФ Постановлением № 168 утвердило «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды».

Регулирование отдельных аспектов экологической безопасности производится на основе новейшего средоохранительного и природноресурсового законодательства: Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, ФЗ «О животном мире», ФЗ «О недрах», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26961. Применение норм права 11.11 KB
  Применение норм права. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА воплощение предписаний норм права в правомерном поведении субъектов правав их практической деятельности. ОСОБЕННОСТИ: 1 Реализация права всегда связана ТОЛЬКО с ПРАВОМЕРНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ людейтаким поведениемкоторое соответствует правовым предписаниям.Это АКТИВНЫЕ положительные действияиспользование права или исполнение обязанности;в другомБЕЗДЕЙСТВИЕ субъектоввоздержание от совершения противоправных действий.
26962. Акт применения права, их виды 5.74 KB
  РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА—воплощение предписаний норм права в правомерном поведении субъектов права,в их практической деятельности.Осуществление прав,исполнение и соблюдение обязанностей,применение права-ВЛАСТНАЯ деятельность СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ СУБЪЕКТОВ по реализации правовых норм относительно конкретных жизенных случаев,определенной правовой ситуации и индивидуально-определенных лиц.
26964. КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ И ПРИНЦИПЫ ИХ РЕШЕНИЯ 5.42 KB
  КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ И ПРИНЦИПЫ ИХ РЕШЕНИЯ КОЛЛИЗИИпротиворечия между положениями двух или нескольких норм праварегулирующими одни и те же или смежные общественные отношения. ВИДЫесть общее решение: 1между Конституцией и всеми иными актамиразрешается в пользу Конституции; 2между законами и подзаконными актамиразрешается в пользу законов как актов большей юридической силы; 3между общефедеральными актами и актами субъектов федерации:если последний принят в пределах ведения субъектадействует именно он;если последний принят вне пределов...
26969. Юридическая техника НПА 8.02 KB
  Юридическая техника НПА.ТЕХНИКАсовокупность методовсредств и приемовиспользуемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации НПА для обеспечения их совершенства. Юридическая техника внешне материализуется в УРОВНЕ СОВЕРШЕНСТВА НПА в качестве формы права. ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ НПА.