36010

Правовые основы природопользования. Российское природоохранное законодательство

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Кодекс о недрах 2008 Водный кодекс 1998 в редакции 2009 г.; Кодекс о земле 1999 в редакции [2008 г.; Лесной кодекс 2000 в редакции 2008 г.; Налоговый кодекс 2009; законы: Об охране окружающей среды 1992 в редакции 2009 г.

Русский

2013-09-20

36 KB

18 чел.

15. Правовые основы природопользования. Российское природоохранное законодательство.

Законодательство в области экологической безопасности представляет сложную систему, включающую все нормативно-правовые акты и нормы законодательства страны (к которым относятся законы, указы, декреты и директивы президента, постановления и распоряжения правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международные правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения.), предметом регулирования которых являются общественные отношения по сохранению, восстановлению и улучшению объектов окружающей среды непосредственно или в прямом опосредованном реальном проявлении к ним. Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:

Конституция РФ от 12.12.1993 года в ст. 42 впервые закрепляет право граждан на благоприятную природную среду. Кроме того, в ст. 58 содержится положение об обязанности каждого гражданина «сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к ее природным богатствам».
Кодекс о недрах (2008)

Водный кодекс (1998 в редакции 2009 г.);

Кодекс о земле (1999 в редакции [2008 г.);

Лесной кодекс (2000 в редакции 2008 г.);

Налоговый кодекс (2009);

законы:

«Об охране окружающей среды» (1992 в редакции 2009 г.);

«О государственной экологической экспертизе» (2009);

«Об обращении с отходами» (2007 в редакции 2008 г.);

«Об особо охраняемых природных территориях» (2000 в редакции 2008 г.);

«О животном мире» (2007 в редакции 2009 г.);

«Об охране атмосферного воздуха» (1997 в редакции 2008 г.);

«О радиационной безопасности населения» (1998 в редакции 2008 г.);

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1998 в редакции 2008 г.);

«О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС» (1991 в редакции 2008 г.);

«О гидрометеорологической деятельности» (2006 в редакции 2008 г.);

«О питьевом водоснабжении» (1999 в редакции 2008 г.);

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000 в редакции 2006. г.);

«О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (2000 в редакции 2006 г.);

«О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (2009);

«Об охране озонового слоя» (2001 в редакции 2008 г.);

«О растительном мире» (2003 в редакции 2009 г.);

«О техническом нормировании и стандартизации» (2004 в редакции 2008 г.);

«О защите прав потребителей» (2002 в редакции 2008 г.);

«О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (2003 в редакции 2008 г.);

«О защите растений» (2005 в редакции 2009 г.);

«О безопасности генно-инженерной деятельности» (2006 в редакции 2009 г.);

«О перевозке опасных грузов» (2001 в редакции 2007 г.)

«Об энергосбережении» (1998 в редакции 2009 г.);

«Об использовании атомной энергии» (2008).

Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную и уголовную ответственность с обязательным возмещением вреда, причиненного природной среде.


Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуют через три группы норм:

• нормативы качества окружающей среды;

• экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, влияющей на окружающую среду;

• механизм исполнения этих требований.

К нормативным качествам окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (в частности, Минздравом России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в охране окружающей природной среды: требовать предоставления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заялением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Основные положения производственного экологического контроля были введены Постановлением Правительства СССР в 1968 года «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление предусматривало организацию лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосферного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В соответствии с Федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1990 года предприятия получили самостоятельность в определении структуры и финансирования своих подразделений. Однако обязанностью всех предприятий и предпринимателей является проведение экологического контроля производства и недопущение загрязнения окружающей среды; выпуск продукции, не приносящей вреда здоровью человека.

Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» дополняется законодательными актами, конкретизирующими его положения. В 1992 году принят «Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую прит родную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов», В 1994 году — «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению, устойчивого развития».

23 ноября 1995 года вступил в действие Федеральный закон «Об экологической экспертизе», а 26 февраля 1996 года Правительство РФ Постановлением № 168 утвердило «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды».

Регулирование отдельных аспектов экологической безопасности производится на основе новейшего средоохранительного и природноресурсового законодательства: Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, ФЗ «О животном мире», ФЗ «О недрах», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27326. Мышление как особый психологический процесс 35.5 KB
  К формам мышления относятся: Понятие это форма мышления отражающая существенные свойства связи и отношения предметов и явлений. Суждения это форма мышления позволяющая устанавливать простейшие связи между познаваемыми явлениями как связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира их свойствами и признаками. Умозаключение форма мышления в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Виды мышления чаще всего мышление подразделяют на теоретическое понятийное и образное и практическое...
27327. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке 20.18 KB
  Педагогика начального образования как наука о воспитании образовании и развитии младших школьников Педагогика с греческого означает детоводство дитяведение. Педагогика наука о воспитании человека совокупность теоретических и прикладных наук изучающих воспитание образование и обучение. Педагогика это относительно самостоятельная дисциплина имеющая свой объект и предмет изучения. Педагогика в широком смысле влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.
27328. Методология и методика педагогического исследования, Методологическая культура учителя 30.65 KB
  Методы обучения т. В свою очередь возможность исследователя сформировать новые методы и подходы в своей педагогической деятельности является показателем его высокой методологической культуры. Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования Пути способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. Различают теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.
27329. Система образования и ее характеристика 23.22 KB
  Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Создавать условия для общедоступности образования приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников. Носить демократический характер образования и допускать автономность обр.
27330. Целостный педагогический процесс 42.13 KB
  Раскрывая вторую характерную черту педагогического процесса усовершенствование он пишет: Усовершенствование же имеет три направления: 1 устранение препятствий с пути естественного развития сил отрицательная сторона; 2 прямое положительное содействие правильному развитию наличных способностей положительная сторона; 3 искоренение недостатков и насаждений ценных свойств усовершенствование в тесном смысле. Понятие структура и функции педагогического процесса Педагогическим процессом называется развивающиеся взаимодействие...
27331. Воспитательный процесс и его характеристика 17.82 KB
  Сложность воспитательного процесса Сложность воспитательного процесса состоит и в том что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя как например в процессе обучения. Одна из особенностей воспитательного процесса его непрерывность. Процесс воспитания комплексный что означает единство целей задач содержания форм и методов воспитательного процесса подчиненное идее целостности формирования личности.
27332. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 21.42 KB
  Принципы: Организация социально открытого пространства духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога; социальнопедагогического партнёрства; индивидуальноличностного развития; интегративности программ духовнонравственного воспитания; социальной востребованности воспитания. Нравственность учителя моральные нормы которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни его отношение к своему...
27333. Воспитательная система школы. Составляющие воспитательной системы школы 21.29 KB
  Воспитательная система школы это такой способ организации ее жизнедеятельности который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы И. Ее компоненты: цели выраженные в исходной концепции то есть совокупность идей для реализации которых система создается;деятельность обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности ее организующий и в ней участвующий;...
27334. Дидактика как теория обучения (историко-педагогический аспект) 19.72 KB
  Дидактика теория обучения часть педагогического изучения закономерностей процесса образования и обучения. Задачи дидактики: Установление целей и задач теории Анализ процесса обучения и открытие его закономерностей Обоснование принципов и правил обучения Определение содержания образования Конкретизация форм организации обучения Разъяснение методов и способов обучения Характеристика материальных средств с помощью которых выполняются задачи обучения. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания.