36010

Правовые основы природопользования. Российское природоохранное законодательство

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Кодекс о недрах 2008 Водный кодекс 1998 в редакции 2009 г.; Кодекс о земле 1999 в редакции [2008 г.; Лесной кодекс 2000 в редакции 2008 г.; Налоговый кодекс 2009; законы: Об охране окружающей среды 1992 в редакции 2009 г.

Русский

2013-09-20

36 KB

17 чел.

15. Правовые основы природопользования. Российское природоохранное законодательство.

Законодательство в области экологической безопасности представляет сложную систему, включающую все нормативно-правовые акты и нормы законодательства страны (к которым относятся законы, указы, декреты и директивы президента, постановления и распоряжения правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международные правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения.), предметом регулирования которых являются общественные отношения по сохранению, восстановлению и улучшению объектов окружающей среды непосредственно или в прямом опосредованном реальном проявлении к ним. Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:

Конституция РФ от 12.12.1993 года в ст. 42 впервые закрепляет право граждан на благоприятную природную среду. Кроме того, в ст. 58 содержится положение об обязанности каждого гражданина «сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к ее природным богатствам».
Кодекс о недрах (2008)

Водный кодекс (1998 в редакции 2009 г.);

Кодекс о земле (1999 в редакции [2008 г.);

Лесной кодекс (2000 в редакции 2008 г.);

Налоговый кодекс (2009);

законы:

«Об охране окружающей среды» (1992 в редакции 2009 г.);

«О государственной экологической экспертизе» (2009);

«Об обращении с отходами» (2007 в редакции 2008 г.);

«Об особо охраняемых природных территориях» (2000 в редакции 2008 г.);

«О животном мире» (2007 в редакции 2009 г.);

«Об охране атмосферного воздуха» (1997 в редакции 2008 г.);

«О радиационной безопасности населения» (1998 в редакции 2008 г.);

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1998 в редакции 2008 г.);

«О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС» (1991 в редакции 2008 г.);

«О гидрометеорологической деятельности» (2006 в редакции 2008 г.);

«О питьевом водоснабжении» (1999 в редакции 2008 г.);

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000 в редакции 2006. г.);

«О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (2000 в редакции 2006 г.);

«О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (2009);

«Об охране озонового слоя» (2001 в редакции 2008 г.);

«О растительном мире» (2003 в редакции 2009 г.);

«О техническом нормировании и стандартизации» (2004 в редакции 2008 г.);

«О защите прав потребителей» (2002 в редакции 2008 г.);

«О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (2003 в редакции 2008 г.);

«О защите растений» (2005 в редакции 2009 г.);

«О безопасности генно-инженерной деятельности» (2006 в редакции 2009 г.);

«О перевозке опасных грузов» (2001 в редакции 2007 г.)

«Об энергосбережении» (1998 в редакции 2009 г.);

«Об использовании атомной энергии» (2008).

Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную и уголовную ответственность с обязательным возмещением вреда, причиненного природной среде.


Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуют через три группы норм:

• нормативы качества окружающей среды;

• экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, влияющей на окружающую среду;

• механизм исполнения этих требований.

К нормативным качествам окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (в частности, Минздравом России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в охране окружающей природной среды: требовать предоставления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заялением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Основные положения производственного экологического контроля были введены Постановлением Правительства СССР в 1968 года «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление предусматривало организацию лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосферного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В соответствии с Федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1990 года предприятия получили самостоятельность в определении структуры и финансирования своих подразделений. Однако обязанностью всех предприятий и предпринимателей является проведение экологического контроля производства и недопущение загрязнения окружающей среды; выпуск продукции, не приносящей вреда здоровью человека.

Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» дополняется законодательными актами, конкретизирующими его положения. В 1992 году принят «Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую прит родную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов», В 1994 году — «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению, устойчивого развития».

23 ноября 1995 года вступил в действие Федеральный закон «Об экологической экспертизе», а 26 февраля 1996 года Правительство РФ Постановлением № 168 утвердило «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды».

Регулирование отдельных аспектов экологической безопасности производится на основе новейшего средоохранительного и природноресурсового законодательства: Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, ФЗ «О животном мире», ФЗ «О недрах», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73540. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ФИЛЬТРЫ 168.5 KB
  Фильтры применяются для выделения или подавления определенных колебаний разделения частотных каналов формирования спектра сигналов. По расположению на шкале частот полосы пропускания различают следующие фильтры: а нижних частот...
73541. Параллельный колебательный контур и резонанс токов 193.5 KB
  Параллельный колебательный контур с потерями и векторные диаграммы Комплексная входная проводимость такого контура: комплексные проводимости ветвей с индуктивностью и емкостью соответственно...
73542. Простые колебательные контуры 106 KB
  Цепи в которых возникает явление резонанса называют колебательными контурами или резонансными цепями. изображена схема последовательного контура с реактивными элементами L и С и активным сопротивлением R характеризующим потери в контуре. Комплексное входное сопротивление контура на данной частоте определяется согласно уравнению...
73544. Методы и средства защиты растений от болезней 89.5 KB
  Внесение удобрений в высоких дозах часто приводит к тому что возрастает восприимчивость растений к патогенам. Мероприятия по защите растений от болезней должны основываться на всестороннем изучении самой болезни биологических особенностей патогена и защищаемого растения. Система защиты сельскохозяйственной культуры от болезней включает научно обоснованные приемы обеспечивающие благоприятные условия для развития растений без снижения ими уровня устойчивости подавление возбудителей болезней или ограничение их развития.
73545. Сорняки. Биологические особенности сорняков 46 KB
  Паразитные сорняки это растения утратившие способность к фотосинтезу и питающиеся за счет растенияхозяина. Стеблевые паразитные сорняки присасываются к стеблю растенияхозяина. Корневые паразитные сорняки присасываются к корням растенияхозяина это заразихи подсолнечниковая конопляная капустная.
73546. Меры борьбы с сорняками 82.5 KB
  Гербициды от лат. По характеру действия на растения делятся на гербициды сплошного действия убивающие все виды растений и гербициды избирательного селективного действия поражающие одни виды растений и не повреждающие другие.
73547. Механизация работ по защите растений 85.5 KB
  Важное значение в уничтожении возбудителей болезней грибного и бактериального происхождения находящиеся на поверхности или внутри тканей семян и клубней имеет протравливание которое осуществляется протравителями. Протравители следует отрегулировать так чтобы выдерживалось установленное соотношение между количеством препарата и семян в смесительной камере...
73548. Понятие экономического роста. Типы экономического роста. Источники и факторы экономического роста 69.5 KB
  Современный экономический рост (наиболее известное определение дал американский экономист, лауреат Нобелевской премии С. Кузнец) представляет собой развитие, при котором долгосрочные темпы роста производства устойчиво превышают темпы роста населения.