36011

Понятие о современном русском литературном языке. Литературный язык и его признаки. Разновидности общенационародного языка, лежащие за границами литературного языка

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Литературный язык и его признаки. Разновидности общенационародного языка лежащие за границами литературного языка. Понятие о современном русском литературном языке.

Русский

2013-09-20

36 KB

22 чел.

  1.  Понятие о современном русском литературном языке. Литературный язык и его признаки. Разновидности общенационародного языка, лежащие за границами литературного языка.

Понятие о современном русском литературном языке.

Система языка включает в себя элементы разных уровней: звуки, морфемы, слова, фразы, поэтому выделяются подсистемы:

  •  фонетическая
  •  лексическая
  •  морфологическая
  •  синтаксическая

Все системы автономны. Язык, как система, является предметом изучения нескольких наук.

Русский (национальный) язык – это исторически сложившая языковая общность, которая включает в себя все средства языка русского народа: диалектизмы, профессионализмы, литературный язык и т.д.

Русский язык, как язык русской народности, сложился в 14-15 вв. с образованием Московского государства (основа русского языка – московский диалект и диалекты прилегающих территорий).

На формирование русского языка оказали другие языки: старославянский, немецкий (в Петровскую эпоху), французский (19 в.), английский (20-н.21 вв.)

Русский язык входит в восточную группу славянской ветви индоевропейской языковой семьи.

Современный русский язык – в широком смысле, это язык от Пушкина до наших дней, в узком – 1 этап – от Пушкина до 90-х гг. 19 в; 2 этап – от 90-х гг. 19 в. До наших дней.

Именно с Пушкина происходило становление и упорядочение лексической, грамматической, стилистической систем русского языка, происходила его нормализация.

Современный русский литературный язык – это образцовый вариант языка, который обслуживает разнообразные культурные потребности народа, который подчинён особым строгим правилам – языковым нормам.

Признаки:

  1.  Нормированность (наличие языковых норм, которые выполняются).
  2.  Кодифицированность (упорядоченность и фиксация языковых норм).
  3.  Устойчивость, традиция, стабильность.
  4.  Полифункциональность (использование языка в различных сферах).

Современный русский литературный язык – язык межнационального общения, один из мировых языков (используется ООН). Это государственный язык РФ.

Литературный язык и его признаки.

Литературный язык – это основа современного русского языка; средство коммуникации во многих сферах. Отличается от других разновидностей русского языка такими свойствами как нормированность и обработанность.

Современный русский литературный язык сложился на базе общенародного национального русского языка и вобрал в себя всё самое лучшее.

Литературный язык – сформулированная коммуникативная система, ведущей категорией которой является языковая норма. Он используется в различных сферах и может быть представлен как система стилей.

Стиль – разновидность литературного языка, предназначенная для определённой сферы деятельности человека.

Классификация стилей:

  •  Книжно-письменные (научный, деловой, публицистический, церковно-религиозный)
  •  Разговорный стиль

Разновидности общенационального языка, лежащие за границами литературного языка.

1) Территориальные диалекты -  речь, в которой употребляются слова, понятные жителям той или иной местности.

2) Профессиональные диалекты – речь людей, объединенных общностью занятий и профессией.

3) Жаргон – речь социальных групп людей, объединенных общностью занятий и интересов.

Как синоним к термину и слову «жаргон» используется термин «арго» - речь низов общества, деклассированных групп и уголовного мира.

4) Городское просторечие


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80079. Вічне і живе Шевченкове слово 48.5 KB
  Збагатити знання учнів про життя і творчість Тараса Григоровича Шевченка. Шевченка ілюстрації малюнки запис пісень на вірші Шевченка виставка творів поета для дітей Кобзар карта України. рушник з портретом Шевченка Хід уроку Організація класу до уроку Емоційне налаштування на урок...
80080. Квітами барвистими луг цвіте 61 KB
  Мета: Вдосконалювати вміння правильно, виразно читати, за допомогою інтерактивних методів навчання; Формувати елементарні аналітико-синтетичні вміння у роботі над текстом; Розвивати усне мовлення першокласників; Виховувати дбайливе ставлення до рослин, бажання доглядати й оберігати їх.
80081. Множення чисел, що закінчуються нулями. Водойми України (Математика Я і Україна. Природознавство) 57 KB
  Мета уроку. Показати можливі форми запису при множенні чисел, які закінчуються нулями. Удосконалювати обчислювальні навички. Розвивати логічне мислення. Сформувати уявлення про водойми, дати поняття про джерело, річку, озеро, болото, море; навчити дітей їх розрізняти.
80082. Сложение и вычитание вида 430+50, 200+640, 20+640, 760-400, 760-40 57.5 KB
  Цели. Формировать умения применять общие правила сложения и вычитания круглых трёхзначных чисел; развивать умения решать составные задачи, развивать логическое мышление. внимательность, память, вычислительные и графические навыки, расширять кругозор о животных, о гороскопе; прививать интерес...
80083. Урок позакласного читання в 4 класі за історичною повістю Марка Вовчка «Кармелюк» 42.5 KB
  Мета уроку: прищеплювати любов до читання, цікавість до історичного минулого України; виховувати почуття національної гідності, повагу до історичного минулого України; вдосконалювати навички правильного, свідомого, виразного читання і самостійного читання мовчки; розвивати мислення...
80084. Ой зима, зима, зима… Веселіш пори нема! 52.5 KB
  Вчити дітей гармонійному заповненню площини паперу елементами зображення; поглибити знання про особливості будови тіла людини та її пропорції. Розвивати уяву дітей; удосконалювати техніку роботи фарбами. Виховувати любов і повагу до традицій рідного краю.
80086. Лариса Письменна «Чарівна гостя» 36 KB
  Мета. Продовжити знайомити учнів із художніми творами, у яких зображується зима; звернути увагу учнів на образні слова і вислови, вжити у творі Л.Письменної «Чарівна гостя»; удосконалювати навички читання, розвивати усне мовлення учнів. Обладнання. малюнки, ілюстрації...
80087. ДИФЕРЕНЦІАЦІЯ ЗВУКІВ «Ц» - «С» 51.5 KB
  Вчити дітей розрізняти звуки «Ц» - «С» в усному і писемному мовленні. Розвивати фонематичні процеси, пам’ять, монологічне мовлення. Закріпляти навик правильної звуковимови; шкільні знання і уміння. Таблиці, картки з малюнками, картки із завданням, додаткова література.