36032

Происхождение РЯ и основные этапы его становления

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

В своем историческом развитии русский язык прошел несколько этапов: 1 выделение восточнославянских племен предков русских украинцев и белорусов из общеславянского единства и образование древнерусского языка VI XIV вв. 2 распад древнерусского языка и возникновение языка русской народности XIV XVII вв. и 3 формирование и развитие национального русского языка 2я половина XVII XX в. Первый этап формирования будущего русского языка связан с Киевской Русью феодальным государством восточнославянских племен диалекты которых...

Русский

2013-09-20

31 KB

51 чел.

Происхождение РЯ и основные этапы его становления.

Индоевропейский язык – рассад 3-2тыс. до н.э. Протославянский – конец 2 тыс. – сер. 1 тыс. до н.э. Праславянский – до 6 в. н.э. Общеславянский (юж., зап., вост. ветви)– 6-12 в. н.э. Старославянский 863-11в. С 12в. – отдельный славянские языки. 14в. – РЯ отделяется. 14-17в. – старорусский язык – язык рус.нации (до этого – народности). 18в. – язык петровской япохи (2 столицы, 2 произносит.нормы). Державин, Крылов, АСП – СРЯ. СРЯ – язык привитой французским. 19в. – отделяется белорусский от РЯ. Революция – новояз. 21в. – влияние англ.яз., интернета.

Вместе с украинским и белорусским языком русский язык принадлежит по своему происхождению к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков.

По своему типу русский язык — флективный, преимущественно синтетический: грамматические значения в нем находят внутрисловное выражение: рукой — фузионное совмещение значений твор. пад., ед. ч. и жен. р. существительного, писал — значение прошедшего времени, сделать — префиксальная перфективация (совершенный вид), ср. делать и мн. др. Вместе с тем в нем есть (и развиваются) аналитические формы, характеризующиеся «выходом» за пределы одного слова и раздельным выражением основного (лексического) и дополнительного (грамматического) значений языковой единицы: буду читать, начнет петь, принять решение, одержать победу, более высокий (ср. почитаю, запоет, решить, победить, выше) и т. п.

В своем историческом развитии русский язык прошел несколько этапов: 1) выделение восточнославянских племен (предков русских, украинцев и белорусов) из общеславянского единства и образование древнерусского языка (VI - XIV вв.), 2) распад древнерусского языка и возникновение языка русской народности (XIV - XVII вв.) и 3) формирование и развитие национального русского языка (2-я половина XVII - XX в.).

Первый этап формирования будущего русского языка связан с Киевской Русью, феодальным государством восточнославянских племен, диалекты которых легли в основу древнерусского языка. После принятия христианства (988 - 989) на Руси стали распространяться церковные книги, которые присылались из Болгарии и были написаны на старославянском языке, возникшем в результате переводов Кириллом и Мефодием богослужебных книг с греческого языка на южнославянский солунский диалект. Этот язык был первым письменным языком славян в IX-XI вв. Принадлежа к южнославянской группе языков, он обнаруживает характерные фонетические и морфологические черты этой группы, например неполногласие (ст. ел. градъ, глава. брегъ, млЪко, ср. русск. город, голова, берег, молоко), причастия, суффиксы которых содержат звук [ш'] на месте русского [ч'] (ср. в современном русском языке лежащий, стоящий и лежачий, стоячий) и др. Принятие христианства на Руси способствовало продвижению старославянского языка как языка церкви (и шире — образованности, просвещения) на восток, где он испытывал влияние живых диалектов исконно восточнославянского языка, что приводило к возникновению его местных разновидностей (изводов). Продолжением старославянского языка, подвергшегося таким изменениям, является церковнославянский язык, который широко использовался в церкви, научной литературе и оказывал заметное влияние на развитие русского литературного языка. Близостью древних языков южных и восточных славян объясняется то, что старославянский (церковнославянский) язык не воспринимался как чужой на Руси и сыграл важную роль в становлении русского национального языка.

Формирование языка великорусской народности (а в дальнейшем и национального языка) связано с возвышением Москвы, ставшей в XIV в. центром Великого княжества Московского, а со второй половины XVb. — столицей единого Российского государства. В это время начинают формироваться и закрепляться нормы устной и письменной московской речи, которые оказывают влияние на развитие русского языка этого периода в целом. Московский говор — основа русского языка, образование которого тесно связано с перерастанием русской народности в нацию и относится ко 2-й половине XVTI в. Этот язык подвергается обработке и нормализации, обогащается творчеством писателей и становится высшей формой русского национального языка.

Национальный язык неразрывно связан с литературным языком и языком художественной литературы.

Термин «современный русский язык» употребляется в широком и узком понимании: как язык от Пушкина до наших дней и как язык последних десятилетий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58703. Маркетинг. Урок з економіки 108 KB
  Розвиток вмінь використовувати здобуті знання з маркетингу на практиці: проводити сегментацію ринку; приймати споживче рішення; працювати з графіком життєвого циклу товару та визначати етапи життєвого...
58704. Людські - чесноти. Доброта 166 KB
  Мета: продовжити знайомити учнів з людськими чеснотами вчити характеризувати події та явища як прояв добра і зла розкрити моральний зміст доброти; сприяти розвитку в учнів мотивації до добрих гуманних вчинків розвивати мислення творчу уяву збагачувати словниковий запас...
58706. Усне множення двоцифрових і круглих багатоцифрових чисел на розрядні числа 59 KB
  Мета: закріплювати вміння учнів виконувати усне множення двоцифрових і круглих багатоцифрових чисел на розрядні числа; удосконалювати вміння розв’язувати складені задачі розв’язання яких вимагає знаходження дробу від числа...
58707. Узагальнююче слово при однорідних членах речення. Двокрапка й тире при узагальнюючих словах у реченнях з однорідними членами 36 KB
  Мета: а навчальна: навчити розрізняти узагальнюючі слова при однорідних членах речення; моделювати схеми речень з узагальнюючим словом при однорідних членах; б розвиваюча: розвивати творчі вміння поширювати речення узагальнюючими...
58708. Число іменників (однина і множина) 87.5 KB
  Які іменники відносяться до власних Як пишуться власні іменники А як загальні Наведіть приклади. Які іменники відносяться до чоловічого роду Які до жіночого А які до середнього Актуалізація опорних знань. Я буду називати іменники а ви будете записувати у перший стовпчик іменники...
58709. Урок української літератури з використанням відеозаписів та особистісно орієнтованих технологій 59.5 KB
  Обладнання: портрети Сковороди книжки з його творами відеофільм Григорій Сковорода збірка Сад божественних пісень підручник. Де і коли народився Григорій Сковорода У Чорнухах на Полтавщині 3 грудня 1722 р. Сковорода Хто були його батьки...
58710. Клуб веселых математиков 39.5 KB
  Цель: обобщать и систематизировать знания по математике. Задачи: познакомить с различными видами задач по математике; развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, творческие способности...
58711. Здоровые дети – в здоровой семье 49.5 KB
  Оборудование Экран мультимедийный проектор ноутбук Набор цветных кружков красный желтый зеленый для каждого учащегося Ход мероприятия Слайд 1 Всем известно и понятно Что здоровым быть приятно. Слайд 2 Добрый день ребята.