36046

Консервативная политическая мысль России 19 века, ее черты

Доклад

История и СИД

Основа К: идея традиции и преемственности как основа всякой творческой жизни сохранение традиции но что считать традицией Пол традиции Др Руси утрачены благодаря П1 петровские преобразования нельзя было считать традицией тк они еще не были укоренены в народе только в верхах инновации как традиции еще не закрепились прошло 100 лет. Чаадаев Философическое письмо славянофилы Хомяков Киреевский Аксаков Самарин поздние славянофилы Данилевский Россия и Европа теория лок цций Леонтьев Россию нужно подморозить задержать...

Русский

2013-09-20

30.5 KB

12 чел.

Консервативная политическая мысль России 19 века, ее черты.

19 век – период борьбы социализма, либерализма, консерватизма и их обогащения + накладывается на борьбу еще 2х направлений – западничества и славянофилов. Все они появились не на русской почве, термины заимствованы с Запада (от лат «общественный», «свободный», «сохраняю»), их развитие было следствием европеизации России, но все идеологии, прийдя в Россию, наполнились своим содержанием, нельзя отождествлять зап и рус варианты.

Радикализм – не идеология, а метод (крайний метод преобразования существующей действительности: консерватизм в виде реакции, социализм с рев ломкой обществ отношений, либерализм Радищева). Нов уч литературе радикалами обычно назыв социалистов, а либералы – умеренные.

Отождествление К с реакцией (не совсем так: реакция – насильственные действия, реставрация старого). Но: элементы реакции в К есть. Реакция - стремление вернуть то, что было. К - стремление сохранить существующее. Закономерность: либеральный император сменяется консервативным (А1 - Н1). Становление рос К произошло в к18-н19в (как на Зап). К сформировался как реакция, протест на французскую революцию (Англия: Бёрк). Россия напугана революцией, до этого считалось, что р – европейская страна, после Фр рев надо было доказать, что Р – не европейская страна.

Основа К: идея традиции и преемственности как основа всякой творческой жизни, сохранение традиции, но что считать традицией? Пол традиции Др Руси утрачены благодаря П1, петровские преобразования нельзя было считать традицией, тк они еще не были укоренены в народе (только в верхах), инновации как традиции еще не закрепились (прошло ~ 100 лет). В конечном итоге идейной основой рос консерватизма становится Уваров с триадой «Православие, самодержавие, народность». Для простого народа – отождествление с Троицей, для грамотного – отождествление с гегелевской формулой: тезис – антитезис, синтез. Но: разное понимание смысла терминов православия, самодержавия, народности. =)

2 направления в рус консерватизме 19 века:

1)охранительный К (системный): наиболее политизированный, это сторонники уже существующих институтов, для них гл элемент – «самодержавие». Уваров – идеолог, Погодин, Шевырев (профессор Моск ун-та), Катков, Тихомиров («Монархическая государственность»: есть т зр, что он – не консерватор, а традиционалист, в традиционализме есть свои консерваторы и новаторы – творцы, сам он говор про себя: мои идеалы не в прошлом, не в настоящем, не в будущем, а в вечном), Победоносцев («Великая ложь нашего времени», критик многопартийности, свободы слова). Прагматики. Задача: удержать, остановить процесс.

2)оппозиционный К (антисистемный): противники существующих институтов, стремление к изменению системы. Сочетание К и Либерализма. Важнейший элемент – «православие» и «народность», а «самодержавие» - подчиненный им элемент. Чаадаев («Философическое письмо»), славянофилы (Хомяков, Киреевский, Аксаков, Самарин), поздние славянофилы (Данилевский «Россия и Европа» - теория лок ц-ций, Леонтьев «Россию нужно подморозить, задержать прогресс, чтобы сохранить традиции, к-ру, Соловьев, Достоевский (основатель рус почвенничества). Они хотели перемен в России, реформировать в ней что-то, приблизить к идеалу. Перемены дБ способствовать сохранению традиций, ценностей, к-ры. Сторонники самодержавия, неограниченной монархии.

Особенности рус консерватизма (для 2х направлений): 1)отсутствие единого понятия «традиция»; 2)совмещение несовместимых, взаимоисключающих положений (Чаадаев совмещал консерватизм и западничество), двойственное отношение к Западу, с 1й ст, Запад воспринимался как От притяжения, все мыслители получили зап образование =) зап ценности, с 2й ст, Запад – От отрицания (источник рев заразы). Все они доказ, что Р – не Европа, но в то же время стремились сохранить лучшие западные ценности =) непонятность для общества. К либо тяготел к утопизму, оторвавшись от жизни/ гос К.

Черты консерватизма, особенности в России (Заусаева, 20век): 1)иная, чем на Западе, соц база: у нас – бюрократия, а не буржуазия. 2)Запад: «лучшая теория – это практика», Россия: консерватизм склонен к теоретизированию. 3)Запад: конфронтация м/ду буржуазией и охранителями, Россия: нет конфронтации. 4)Россия: борьба разворачивается м/ду консерватизмом и либерализмом, а не м/ду либерализмом и радикализмом (социализмом). 5)костный, нет адаптационной возможности. Либералы – государственники (парадокс), а консерватизму не хватало гос-венности. Милюков говорил о соц либерализме: либерализма еще толком не сложилось, а соц либерализм уже был обоснован. Монархизм: проявляется в консерватизме, но иногда выделяют в отдельное течение.

Сегодня идеи К приобретают все большую популярность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5923. Чрезвычайные ситуации социального характера. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни 262.82 KB
  Чрезвычайная ситуация социального характера-обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного социального или социально-политического явления и создающая реальную угрозу жизненно важным интересам...
5924. Определение основных количественных характеристик показателей надежности 78 KB
  Определение основных количественных характеристик показателей надежности Исходные данные: Выборка случайных чисел для определения основных количественных характеристик показателей надежности...
5925. Русская иконопись. Икона как живописное призведение 31.32 KB
  История эволюции иконописи Начиная с X века - времени принятия Русью христианства в качестве государственной религии - тысячи храмов столетие за столетием украшались драгоценными мозаиками, стенными росписями и иконами с изображениями религиозных...
5926. Специфіка художньо – педагогічного аналізу творів на уроках музики в початковій школі 109 KB
  Специфіка художньо - педагогічного аналізу творів на уроках музики в початковій школі Пізнавально- творчі можливості учнів розвиваються у спілкуванні з музикою, в процесі цілеспрямованого аналізу музичних творів. Адже тільки власна діяльн...
5927. Організація навчального та виховного процесу у ЛНТУ та на факультеті бізнесу 27.9 KB
  Організація навчального та виховного процесу у ЛНТУ та на факультеті бізнесу. Студентське самоврядування Вища освіта є необхідною для влаштування на роботу в сучасний час. ВНЗ повинні готувати кадрів для забезпеч...
5928. Воспитательные системы образовательных учреждений: организационно-методические основы, сущность, классификация 82 KB
  Воспитательные системы образовательных учреждений: организационно-методические основы, сущность, классификация Сегодня является общепризнанным положение о том, что эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной...
5929. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров 12.69 MB
  Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров В учебнике изложены теоретические аспекты товароведения и экспертизы непродовольственных товаров.Основное внимание уделено формированию качества,методам анализа ...
5930. Воспитательные системы: общая характеристика 38.68 KB
  Воспитательные системы: общая характеристика. Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых они создаются совместной деятельности людей, её реализующих самих людей ка...
5931. Динамические и частотные характеристики САУ 165.9 KB
  Динамические и частотные характеристики САУ Цель работы: Ознакомление с динамическими и частотными характеристиками систем автоматического управления (САУ) и получение навыков исследования линейных динамических моделей. Постановка задачи: В качестве...