36046

Консервативная политическая мысль России 19 века, ее черты

Доклад

История и СИД

Основа К: идея традиции и преемственности как основа всякой творческой жизни сохранение традиции но что считать традицией Пол традиции Др Руси утрачены благодаря П1 петровские преобразования нельзя было считать традицией тк они еще не были укоренены в народе только в верхах инновации как традиции еще не закрепились прошло 100 лет. Чаадаев Философическое письмо славянофилы Хомяков Киреевский Аксаков Самарин поздние славянофилы Данилевский Россия и Европа теория лок цций Леонтьев Россию нужно подморозить задержать...

Русский

2013-09-20

30.5 KB

12 чел.

Консервативная политическая мысль России 19 века, ее черты.

19 век – период борьбы социализма, либерализма, консерватизма и их обогащения + накладывается на борьбу еще 2х направлений – западничества и славянофилов. Все они появились не на русской почве, термины заимствованы с Запада (от лат «общественный», «свободный», «сохраняю»), их развитие было следствием европеизации России, но все идеологии, прийдя в Россию, наполнились своим содержанием, нельзя отождествлять зап и рус варианты.

Радикализм – не идеология, а метод (крайний метод преобразования существующей действительности: консерватизм в виде реакции, социализм с рев ломкой обществ отношений, либерализм Радищева). Нов уч литературе радикалами обычно назыв социалистов, а либералы – умеренные.

Отождествление К с реакцией (не совсем так: реакция – насильственные действия, реставрация старого). Но: элементы реакции в К есть. Реакция - стремление вернуть то, что было. К - стремление сохранить существующее. Закономерность: либеральный император сменяется консервативным (А1 - Н1). Становление рос К произошло в к18-н19в (как на Зап). К сформировался как реакция, протест на французскую революцию (Англия: Бёрк). Россия напугана революцией, до этого считалось, что р – европейская страна, после Фр рев надо было доказать, что Р – не европейская страна.

Основа К: идея традиции и преемственности как основа всякой творческой жизни, сохранение традиции, но что считать традицией? Пол традиции Др Руси утрачены благодаря П1, петровские преобразования нельзя было считать традицией, тк они еще не были укоренены в народе (только в верхах), инновации как традиции еще не закрепились (прошло ~ 100 лет). В конечном итоге идейной основой рос консерватизма становится Уваров с триадой «Православие, самодержавие, народность». Для простого народа – отождествление с Троицей, для грамотного – отождествление с гегелевской формулой: тезис – антитезис, синтез. Но: разное понимание смысла терминов православия, самодержавия, народности. =)

2 направления в рус консерватизме 19 века:

1)охранительный К (системный): наиболее политизированный, это сторонники уже существующих институтов, для них гл элемент – «самодержавие». Уваров – идеолог, Погодин, Шевырев (профессор Моск ун-та), Катков, Тихомиров («Монархическая государственность»: есть т зр, что он – не консерватор, а традиционалист, в традиционализме есть свои консерваторы и новаторы – творцы, сам он говор про себя: мои идеалы не в прошлом, не в настоящем, не в будущем, а в вечном), Победоносцев («Великая ложь нашего времени», критик многопартийности, свободы слова). Прагматики. Задача: удержать, остановить процесс.

2)оппозиционный К (антисистемный): противники существующих институтов, стремление к изменению системы. Сочетание К и Либерализма. Важнейший элемент – «православие» и «народность», а «самодержавие» - подчиненный им элемент. Чаадаев («Философическое письмо»), славянофилы (Хомяков, Киреевский, Аксаков, Самарин), поздние славянофилы (Данилевский «Россия и Европа» - теория лок ц-ций, Леонтьев «Россию нужно подморозить, задержать прогресс, чтобы сохранить традиции, к-ру, Соловьев, Достоевский (основатель рус почвенничества). Они хотели перемен в России, реформировать в ней что-то, приблизить к идеалу. Перемены дБ способствовать сохранению традиций, ценностей, к-ры. Сторонники самодержавия, неограниченной монархии.

Особенности рус консерватизма (для 2х направлений): 1)отсутствие единого понятия «традиция»; 2)совмещение несовместимых, взаимоисключающих положений (Чаадаев совмещал консерватизм и западничество), двойственное отношение к Западу, с 1й ст, Запад воспринимался как От притяжения, все мыслители получили зап образование =) зап ценности, с 2й ст, Запад – От отрицания (источник рев заразы). Все они доказ, что Р – не Европа, но в то же время стремились сохранить лучшие западные ценности =) непонятность для общества. К либо тяготел к утопизму, оторвавшись от жизни/ гос К.

Черты консерватизма, особенности в России (Заусаева, 20век): 1)иная, чем на Западе, соц база: у нас – бюрократия, а не буржуазия. 2)Запад: «лучшая теория – это практика», Россия: консерватизм склонен к теоретизированию. 3)Запад: конфронтация м/ду буржуазией и охранителями, Россия: нет конфронтации. 4)Россия: борьба разворачивается м/ду консерватизмом и либерализмом, а не м/ду либерализмом и радикализмом (социализмом). 5)костный, нет адаптационной возможности. Либералы – государственники (парадокс), а консерватизму не хватало гос-венности. Милюков говорил о соц либерализме: либерализма еще толком не сложилось, а соц либерализм уже был обоснован. Монархизм: проявляется в консерватизме, но иногда выделяют в отдельное течение.

Сегодня идеи К приобретают все большую популярность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32856. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ В ЕВРОПЕ. ДЖ.БРУНО, ДЕКАРТ, Ф.БЭКОН, ГОББС, Д.ЛОКК. ФРАНЦУЗСКИЙ АТЕИЗМ И МАТЕРИАЛИЗМ 56.45 KB
  Лицо эпохи постепенно начинает определять наука ее авторитет постоянно растет вытесняя на периферию культурного пространства притязания религии. Отрицательное отношение церкви к Спинозе было вызвано неявной критикой им религии что нашло позднее наиболее полное выражение в работе Теологическополитический трактат 1670. Утверждение материалистических идей французские материалисты совмещали с резкой критикой религии и церкви. Антиклерикализм и деизм Вольтера Одним из первых выдающихся французских просветителей выступивших против религии и...
32857. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КАНТ, ФИХТЕ, ШЕЛЛИНГ, ГЕГЕЛЬ 46.21 KB
  Немецкая философия конца XVIII первой половины XIX века есть завершение традиции классической европейской философии в целом. Хотя все представители этого этапа развития философии самобытные и яркие мыслители их объединяет общность разрабатываемых проблем и единство исследовательских принципов. С известными оговорками к немецкой классической философии можно отнести и ее критиков Людвига Фейербаха и Карла Маркса. Все представители этого направления европейской философии поставили философию в сердце культуры показали неотделимость...
32858. ФИЛОСОФИЯ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА 36.68 KB
  ФИЛОСОФИЯ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА. Созданная Карлом Марксом 1818-1883 в содружестве с Фридрихом Энгельсом 1820-1895 марксистская философия явилась своеобразным порождением немецкой классической философии: перевернутый объективный идеализм Гегеля здесь превратился в материализм а перевернутый антропологизм Фейербаха превратился хотя и не сразу в социологизм. Другая ее особенность в том что философия у Маркса и Энгельса оказалась тесно связанной с политэкономией и теорией социализма на основе переосмысления классической английской...
32859. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КИРЕЕВСКИЙ, ХОМЯКОВ, ГЕРЦЕН, ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, ЛЕОНТЬЕВ, ДАНИЛЕВСКИЙ, ЛЕНИН, ФЛОРЕНСКИЙ 45.31 KB
  Ее феноменальность заключается в том что русская философия развивалась исключительно автономно самостоятельно независимо от европейской и мировой философии не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада эмпиризма рационализма идеализма и др. Характерными чертами русской философии являются: сильная подверженность религиозному влиянию особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения философских мыслей художественное творчество литературная критика публицистика искусство эзопов язык что...
32860. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ. АГНОСТИЦИЗМ. МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ. ИЗМЕНЕНИЕ И ПОКОЙ. (ОПРЕДЕЛЕНИЯ.) ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА 35.77 KB
  В истории философии М. появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обвах древн. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. этой эпохи было стремление к анализу к разделению природы на более или менее обособленные не связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития среди представителей материалистической философии...
32861. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ. СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ: ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ, ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ. СЕНСУАЛИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ. АГНОСТИЦИЗМ 23.5 KB
  ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ. Таким образом лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания эмпирического и теоретического познания реальный путь к постижению истины. Проблема истины в познании Следующая важнейшая проблема в познании это проблема истины. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени.
32862. СОЗНАНИЕ И ЧЕЛОВЕК. ГИЛОЗОИЗМ, ПАНПСИХИЗМ. РЕДУКЦИОНИЗМ, ФИЗИКАЛИЗМ, МЕХАНИЦИЗМ 23.23 KB
  Проблема сознания в философии Признание в материализме материи в качестве субстанции сразу же ставит проблему объяснения сознания его происхождения и сущности. Но в дальнейшем было осознано качественное отличие явлений сознания от материальных вещей. Это отличие состоит в невещественности идеальности сознания. Как же решается проблема сознания Уже в древности существовало представление о самостоятельном существовании души.
32863. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВОВЕДЕНИИ 48.5 KB
  Это положение правильно до возникновения экологического кризиса: в нем противопоставление природы и общества превращающее общественный организм только в социальный. Биосфера это часть природы оболочка Земли в которую входят живые организмы жизнь и неживое вещество преобразуемое потребляемое и охватываемое жизнью. Географическая среда обществ это часть природы с которой данное общество взаимодействует. Единство и борьба природы и человечества сопровождается с одной стороны воздействием природы на общество а с другой стороны ...
32864. МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ТРУД. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ТРУДА. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВОВЕДЕНИИ 81 KB
  Ключевым при изучении экономической жизни общества является анализ материального производства ибо общество не может существовать без производства необходимых для жизни людей материальных благ. Говоря о материальном производстве необходимо учитывать следующие моменты: Нередко в философской и экономической литературе понятие материального производства отождествляется с понятием общественного производства. Поскольку материальное производство является не только важнейшей но и определяющей сферой совокупного общественного производства то в...