36052

Софисты и Сократ

Доклад

Логика и философия

Софисты делились на старших софистов к ним относятся: Протагор Горгий Гиппий на софистов Эристов которых так не любил Сократ: Продик Антифонт и на софистов политиков: Критий Фрасимах. Именно с эристами и вступил в схватку Сократ. Что касается самого Сократа то он родом из бедной семьи.

Русский

2013-09-20

32 KB

4 чел.

Софисты и Сократ.

Софист – термин, сам по себе позитивный, означающий мудрый, эксперт знания. Софисты делились на старших софистов, к ним относятся: Протагор, Горгий, Гиппий, на софистов Эристов (которых так не любил Сократ): Продик, Антифонт, и на софистов политиков: Критий, Фрасимах. Основными предметами софистов стали:

Риторика – умение убеждать

Филология  – анализ литературы древнегреческих поэтов

Языкознание – синтаксис, грамматика.

+этика и политика

Главный принцип софистов по Протагору: «человек есть мера всех вещей», то есть софисты стояли в теории познания на позициях относительности, они признавали относительность знания и отрицали его объективное содержание. Утверждали, что каждый предмет таков, какой он в нашем понимании. Например, дует ветер, для одного человека он холодный, а для другого теплый. Протагор говорит, что по поводу каждой вещи можно высказать два противоположных суждения. Протагора за его книгу «О богах» осудили за неуважение к богам, приговорив к изгнанию, его корабль потерпел крушение на пути в Сицилию и он погиб, книга была сожжена.

На смену старшим софистам пришли софисты-эристы. Начало, которым положил Горгий, в своем произведение «О том чего нет, или о природе», в котором высказал три положения:  ничто не существует, если есть нечто существуемое то оно не познаваемо, а если и познаваем, то его познание неизъяснимо и невыразимо. Эти три положения легли в основу философии софистов-эристов. Эристика – искусство спорить обо всем, то есть что угодно доказывать и опровергать. С этого времени софисты становятся учителями риторики и берут за это деньги, чем вызывают недовольство. Именно с эристами и вступил в схватку Сократ. Что касается самого Сократа, то он родом из бедной семьи. Его принимали за опасного чудака, и, в конце концов выставили против него обвинение в богохульстве и растлении молодежи, в итоге его казнили. Сократ полагал, что истина существует, что истина объективна и независима от человека. Сократ останавливался на проблеме человека: Что есть сущность человек? Ответ в конечном счете полученным Сократом – человек это его душа. Сократ совершает переворот в системе ценностей, он говорит, что: истинные ценности, не те что связаны с внешними вещами (богатство, сила, слава), еще менее с телесными (красота. здоровье, мощь), но лишь сокровища души – истинная ценность. По Сократу добродетель это всегда знание, порок всегда невежество. Никто не грешит сознательно, а совершает зло по незнанию. Диалектика Сократа – диалог, в процессе которого Сократ сначала принимал образ ничего незнающего человека (в отличии от софистов, которые изображают из себя всезнаек), заставлял высказываться собеседника, потом подчеркивал неполноту и неточность его суждений, затем шел процесс их критики и опровержения до того момента, пока собеседник не признавал свое невежество. Ирония некое притворство, Сократ, иронизируя, стимулировал человека к рефлексии. Майевтика – искусство рождения мысли при помощи беседы. Мысль должна быть самостоятельна, идеология костыль для рождения мысли. Но все же в 1 пункте Сократ был согласен с софистами: данные чувственных впечатлений – относительные. Учение Сократа о слове и разуме несет в себе философию Сократа: «Вечное сокрыто от людей, но к вечному стремится человек». А понятие истины и Бога сливаются воедино для Сократа, путь к очищению – это знание.