36058

Политическая философия веховцев («Вех»)

Доклад

Логика и философия

Работа посвящена интеллигенции но с их стороны была принята с жесточайшей критикой. Суть оценки: система ценностей и идеалов интеллигенции была ложной. Вопросы Вех: не есть ли наше уныние и растерянность не только реакция на неудачу революции но и пробудившееся сознание ответственности и вины за случившееся не слишком ли много сил мы отдали борьбе против и не слишком ли мало борьбе за вместо того чтобы бороться с внешними формами устроения не стоило бы посвятить себя полностью умножению ценностей духовной культуры может быть причина...

Русский

2013-09-21

29.5 KB

3 чел.

Политическая философия веховцев («Вех»).

Сборник «Вехи» вышел 14 апреля 1909г. До сегодняшнего дня является предметом дискуссий. Работа посвящена интеллигенции, но с их стороны была принята с жесточайшей критикой. Положительно отозвались: Розанов, белых, Трубецкой. Скандальное произведение. Ленин: «энциклопедия интеллектуального ренегатства», «поток помоев на демократов». Авторы: Струве, Франк, Бердяев, Булгаков, Новгородцев, Изгоев, Кистяковский, Гершензон.

От анализа: что движет русской интеллигенцией? Попытка выразить систему ценностей и идеалов, которыми жила рус интеллигенция в нач XXв. Суть оценки: система ценностей и идеалов интеллигенции была ложной. Вела по ложному пути интеллигенцию и все общество. Интеллигенция м/т завести страну в кризис. В 1918г «Из глубины» - анализ того краха, к которому привела интеллигенция. Ленин: Вехи – война кадетов против дем движения.

Вопросы Вех: *не есть ли наше уныние и растерянность не только реакция на неудачу революции, но и пробудившееся сознание ответственности и вины за случившееся? *не слишком ли много сил мы отдали борьбе против и не слишком ли мало борьбе за? вместо того, чтобы бороться с внешними формами устроения, не стоило бы посвятить себя полностью умножению ценностей духовной культуры, может быть причина человеческого несчастья в изъянах внутреннего устроения, а не во внешних формах; *возможно, цель деятельности интеллигенции и составляет прежде всего в желании жить, любить, быть с народом, разделить с ним его судьбу, а не в том, чтобы, превратившись в секту, готовить наступление. Разве наша задача – п возбуждение людей, а не воспитание. *быть может наш путь не в том, чтобы противостоять офиц власти, а в том, чтобы находить возможности для самого активного сотрудничества с ней. *не является ли сегодня гл задачей сохранение традиции, дабы любой ценой не допустить скачков в истории, чреватых кровью, разорением, душевным опустошением. Ведь только прошлое России есть залог ее будущего. *встает проблема интеллектуальной совести: не слишком ли много в нас верхоглядства, не следует ли для начала признать, что для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, нужны годы упорной работы, а не постоян радик преобразования ради самих радик преобразований.

Вехи – попытка рос либерализма стать консервативным либерализмом. Идея борьбы с левыми. Бердяев: быть левым в то время означало быть красивым и умелым. Струве: гл – отщепенство (противостояние г-ву).

Струве: «Русская интеллигенция и революция». Черта интеллигенции: рассуждение о свободе, кот не связана с ответственностью, призыв б-бы с г-вом, но не берет на себя ответ-ть эту идею продолжить.

С. Булгаков: Черта интеллиг: идолопоклонничество, народобожие, фанатизм. Служение народу, борьба за его счастье – высш цель, ради кот следует жертвовать жизнью.

Франк: Черта интеллиг: морализм, но мораль носит абстрактный, утилитарный характер. Все, что приносит благо народу, считается моральным. Примесь нигилизма.

Гершензон: идея о площадности рос сознания; для рус интеллигенции характерна установка: рос интеллигенция готова идти на площадь и действовать во имя мирных интересов.

Кистяковский: низкий уровень правосознания в Рос.

Бердяев: поверхностное изучение философии: не для поиска истины, а для обоснования средств (обоснование радик шагов).

Характеристика интеллигенции: неотмирность, эсхатологич мечта о грядущем царстве (Божьем) правды, стремление к спасению человечества, беспочвенность, утопизм, безответственность, презрительное отношение к мещанству.

Интеллигент – монах, кот ненавидит роскошь, богатство, производительность. Любит нищих, бедных. Идеальный тип чела, кот хочет сделать бедных богатыми. Считает власть злой.

Вывод философии Вех: книга оказалась пророческой. Выход, который вроде бы все искали, не нашли. Как выход прозвучало: отказ от морализма (рассматривать добро в утилитарных целях), переход к реалистич гуманизму и созидающей культуре, д просвещать народ. Интеллигенция заплатила высшую цену за идею =. Эта книга была определенным социальным опытом. Гл опасность для будущего – отсутствие идеи личной ответственности. Чел свобода – источник личной ответ-ти.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59282. СВІТЛИЦЯ ШЕВЧЕНКОВОГО ЗАПОВІТУ 58 KB
  До хати заходять мати і хлопчик в українських строях. Стомилися матусю Мати. Вечеря готова Мати.
59283. ВЕРНІСАЖ ВЕСНЯНИХ КВІТІВ 30 KB
  А зараз відгадайте загадки Заспіва весна в ріжок Квітка робить перший крок Прошиває ковдру снігу І веде до нас відлигу Як зовуть цю ранню квітку Чи зустрінем ї влітку Підсніжник...
59284. ОЙ ВЕСНО, ВЕСНЯНОЧКО 41.5 KB
  Весна Так правильно. Що за три брати навесні землю прикрашають То коли приходить березень А коли гостює квітень А де шукати травень Весна гарна пора року. Красуня весна принесла із собою багато загадок: Коли це буває і як воно зветься Хмариночка плаче а поле сміється Весною...
59285. Поле чудес, Сценарій виховного заняття 30 KB
  Напевно ви теж хотіли б пограти у цю гру, що ми зараз і зробимо. А зараз нам потрібно вибрати трьох учасників гри. Для цього я для кожного ряду загадаю загадку. А хто найшвидше відгадає, той буде одним з учасників.
59286. У світі цікавого 28 KB
  Мета: закріпити знання з вивчених казок. Обладнання: Уривки казок малюнки до казок ребуси. Тепер перейдем до третього конкурсу відгадування казок. Ми читаємо уривки з казок а ви відгадуєте з якої це казки.
59287. Козацькі забави 37 KB
  У кінці змагань курінь-переможець нагороджується символами гетьманської влади та призами. Переможе той курінь чий захисник найдовше протримається захищаючи свою фортецю. Перемагає курінь члени якого здолали найбільше суперників.
59288. Слабка ланка 68 KB
  Назвіть 101ий елемент періодичної системи Мендєлєєва. Назвіть дану кислоту. Назвіть хімічний елемент який розташований у першому періоді і пешій групі головної підгрупи. Назвіть метал який пасивує нітратна кислота.
59289. Дружні стосунки між школярами. Які вони повинні бути 74 KB
  Мета. Виховувати дружні стосунки між школярами, розкрити перевагу добра над злом. Виховувати бажання жити в мирі й злагоді з рідними, близькими.
59290. Сценарій виховного заходу. Пори року 99.5 KB
  Не перелічити скільки разів зустрічаємо ми ніжну берізку і могутню ялину безмежні поля і дрімучі ліси озера і суворі скелі. Ось і писати треба так щоб на картині не було видно його але чутно було як співають птахи віють вітри дзюркотять струмки...