36058

Политическая философия веховцев («Вех»)

Доклад

Логика и философия

Работа посвящена интеллигенции но с их стороны была принята с жесточайшей критикой. Суть оценки: система ценностей и идеалов интеллигенции была ложной. Вопросы Вех: не есть ли наше уныние и растерянность не только реакция на неудачу революции но и пробудившееся сознание ответственности и вины за случившееся не слишком ли много сил мы отдали борьбе против и не слишком ли мало борьбе за вместо того чтобы бороться с внешними формами устроения не стоило бы посвятить себя полностью умножению ценностей духовной культуры может быть причина...

Русский

2013-09-21

29.5 KB

3 чел.

Политическая философия веховцев («Вех»).

Сборник «Вехи» вышел 14 апреля 1909г. До сегодняшнего дня является предметом дискуссий. Работа посвящена интеллигенции, но с их стороны была принята с жесточайшей критикой. Положительно отозвались: Розанов, белых, Трубецкой. Скандальное произведение. Ленин: «энциклопедия интеллектуального ренегатства», «поток помоев на демократов». Авторы: Струве, Франк, Бердяев, Булгаков, Новгородцев, Изгоев, Кистяковский, Гершензон.

От анализа: что движет русской интеллигенцией? Попытка выразить систему ценностей и идеалов, которыми жила рус интеллигенция в нач XXв. Суть оценки: система ценностей и идеалов интеллигенции была ложной. Вела по ложному пути интеллигенцию и все общество. Интеллигенция м/т завести страну в кризис. В 1918г «Из глубины» - анализ того краха, к которому привела интеллигенция. Ленин: Вехи – война кадетов против дем движения.

Вопросы Вех: *не есть ли наше уныние и растерянность не только реакция на неудачу революции, но и пробудившееся сознание ответственности и вины за случившееся? *не слишком ли много сил мы отдали борьбе против и не слишком ли мало борьбе за? вместо того, чтобы бороться с внешними формами устроения, не стоило бы посвятить себя полностью умножению ценностей духовной культуры, может быть причина человеческого несчастья в изъянах внутреннего устроения, а не во внешних формах; *возможно, цель деятельности интеллигенции и составляет прежде всего в желании жить, любить, быть с народом, разделить с ним его судьбу, а не в том, чтобы, превратившись в секту, готовить наступление. Разве наша задача – п возбуждение людей, а не воспитание. *быть может наш путь не в том, чтобы противостоять офиц власти, а в том, чтобы находить возможности для самого активного сотрудничества с ней. *не является ли сегодня гл задачей сохранение традиции, дабы любой ценой не допустить скачков в истории, чреватых кровью, разорением, душевным опустошением. Ведь только прошлое России есть залог ее будущего. *встает проблема интеллектуальной совести: не слишком ли много в нас верхоглядства, не следует ли для начала признать, что для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, нужны годы упорной работы, а не постоян радик преобразования ради самих радик преобразований.

Вехи – попытка рос либерализма стать консервативным либерализмом. Идея борьбы с левыми. Бердяев: быть левым в то время означало быть красивым и умелым. Струве: гл – отщепенство (противостояние г-ву).

Струве: «Русская интеллигенция и революция». Черта интеллигенции: рассуждение о свободе, кот не связана с ответственностью, призыв б-бы с г-вом, но не берет на себя ответ-ть эту идею продолжить.

С. Булгаков: Черта интеллиг: идолопоклонничество, народобожие, фанатизм. Служение народу, борьба за его счастье – высш цель, ради кот следует жертвовать жизнью.

Франк: Черта интеллиг: морализм, но мораль носит абстрактный, утилитарный характер. Все, что приносит благо народу, считается моральным. Примесь нигилизма.

Гершензон: идея о площадности рос сознания; для рус интеллигенции характерна установка: рос интеллигенция готова идти на площадь и действовать во имя мирных интересов.

Кистяковский: низкий уровень правосознания в Рос.

Бердяев: поверхностное изучение философии: не для поиска истины, а для обоснования средств (обоснование радик шагов).

Характеристика интеллигенции: неотмирность, эсхатологич мечта о грядущем царстве (Божьем) правды, стремление к спасению человечества, беспочвенность, утопизм, безответственность, презрительное отношение к мещанству.

Интеллигент – монах, кот ненавидит роскошь, богатство, производительность. Любит нищих, бедных. Идеальный тип чела, кот хочет сделать бедных богатыми. Считает власть злой.

Вывод философии Вех: книга оказалась пророческой. Выход, который вроде бы все искали, не нашли. Как выход прозвучало: отказ от морализма (рассматривать добро в утилитарных целях), переход к реалистич гуманизму и созидающей культуре, д просвещать народ. Интеллигенция заплатила высшую цену за идею =. Эта книга была определенным социальным опытом. Гл опасность для будущего – отсутствие идеи личной ответственности. Чел свобода – источник личной ответ-ти.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74993. Твой первый миллион 72.5 KB
  Цель: установить коэффициент интеллекта участников, расширить кругозор, активизировать мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, заинтересованность в чтении дополнительной литературы; воспитывать целеустремленность, смелость, решительность.
74994. MINI GAMES 76.5 KB
  Цель: развитие коммуникативного подхода к обучению английского языка. Игры приобретают особое значение, в изучении иностранного языка, способствуя развитию мотивации к изучению, тренировке и развитию речевой деятельности.
74995. Історія розвитку моди 121 KB
  Мета. Підсумувати і збагатити знання учнів про моду й модні тенденції в одязі, розширити світогляд, викликати інтерес до професій художньо-естетичного циклу; сприяти розвитку творчого мислення, фантазії; виховувати естетичний смак, творче ставлення до праці...
74996. Монолог. Вибирати інтонацію 43 KB
  Мета: познайомити учнів з терміном монолог його значенням; вчити відшукувати монолог в тексті; підбирати відповідну інтонацію; будувати та читати монолог; вміти розрізняти монолог від діалогу; розвивати монологічне та діалогічне мовлення; виховувати культуру мовлення та спілкування.
74998. Дед Мороз и Санта Клаус. Выполнение работы в технике оригами 37.5 KB
  Цель: ознакомить учащихся с традициями новогодних и рождественских праздников ;совершенствовать умения изготавливать изделия из бумаги в технике оригами; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать аккуратность, терпение, интерес к работе.
74999. Українська народна іграшка. Лялька-мотанка 41.5 KB
  Мета. Ознайомлення учнів з історією виникнення ляльки, різновидами матеріалів, з яких виготовляли, сформувати уявлення про способи виготовлення, стимулювати розвиток ініціативності, самостійності, сприяння розвитку творчої активності, навичок самоосвітньої діяльності...
75000. У дзеркалі слова. На все впливає мови чистота… 81.5 KB
  Олеся: Є слова що білібілі Як конвалії квітки Лагідні як усміх ранку Ніжносяйні як зірки. Є слова як жар пекучі І отруйні наче чад. Про які слова мовить поет у перших 4х рядках Якими словами ви можете замінити означення білібілі лагідні ніжносяйні Чи знаєте ви такі слова покаже гра.
75001. Мова - коштовний скарб народу 55.5 KB
  Мова коштовний скарб народу Мета: виховувати любов до рідного слова вчити бачити красу рідної мови познайомити з найголовнішими етапами розвитку рідної мови розвивати виразність декламування поезії збагачувати й активізува ти словниковий запас учнів...