36058

Политическая философия веховцев («Вех»)

Доклад

Логика и философия

Работа посвящена интеллигенции но с их стороны была принята с жесточайшей критикой. Суть оценки: система ценностей и идеалов интеллигенции была ложной. Вопросы Вех: не есть ли наше уныние и растерянность не только реакция на неудачу революции но и пробудившееся сознание ответственности и вины за случившееся не слишком ли много сил мы отдали борьбе против и не слишком ли мало борьбе за вместо того чтобы бороться с внешними формами устроения не стоило бы посвятить себя полностью умножению ценностей духовной культуры может быть причина...

Русский

2013-09-21

29.5 KB

3 чел.

Политическая философия веховцев («Вех»).

Сборник «Вехи» вышел 14 апреля 1909г. До сегодняшнего дня является предметом дискуссий. Работа посвящена интеллигенции, но с их стороны была принята с жесточайшей критикой. Положительно отозвались: Розанов, белых, Трубецкой. Скандальное произведение. Ленин: «энциклопедия интеллектуального ренегатства», «поток помоев на демократов». Авторы: Струве, Франк, Бердяев, Булгаков, Новгородцев, Изгоев, Кистяковский, Гершензон.

От анализа: что движет русской интеллигенцией? Попытка выразить систему ценностей и идеалов, которыми жила рус интеллигенция в нач XXв. Суть оценки: система ценностей и идеалов интеллигенции была ложной. Вела по ложному пути интеллигенцию и все общество. Интеллигенция м/т завести страну в кризис. В 1918г «Из глубины» - анализ того краха, к которому привела интеллигенция. Ленин: Вехи – война кадетов против дем движения.

Вопросы Вех: *не есть ли наше уныние и растерянность не только реакция на неудачу революции, но и пробудившееся сознание ответственности и вины за случившееся? *не слишком ли много сил мы отдали борьбе против и не слишком ли мало борьбе за? вместо того, чтобы бороться с внешними формами устроения, не стоило бы посвятить себя полностью умножению ценностей духовной культуры, может быть причина человеческого несчастья в изъянах внутреннего устроения, а не во внешних формах; *возможно, цель деятельности интеллигенции и составляет прежде всего в желании жить, любить, быть с народом, разделить с ним его судьбу, а не в том, чтобы, превратившись в секту, готовить наступление. Разве наша задача – п возбуждение людей, а не воспитание. *быть может наш путь не в том, чтобы противостоять офиц власти, а в том, чтобы находить возможности для самого активного сотрудничества с ней. *не является ли сегодня гл задачей сохранение традиции, дабы любой ценой не допустить скачков в истории, чреватых кровью, разорением, душевным опустошением. Ведь только прошлое России есть залог ее будущего. *встает проблема интеллектуальной совести: не слишком ли много в нас верхоглядства, не следует ли для начала признать, что для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, нужны годы упорной работы, а не постоян радик преобразования ради самих радик преобразований.

Вехи – попытка рос либерализма стать консервативным либерализмом. Идея борьбы с левыми. Бердяев: быть левым в то время означало быть красивым и умелым. Струве: гл – отщепенство (противостояние г-ву).

Струве: «Русская интеллигенция и революция». Черта интеллигенции: рассуждение о свободе, кот не связана с ответственностью, призыв б-бы с г-вом, но не берет на себя ответ-ть эту идею продолжить.

С. Булгаков: Черта интеллиг: идолопоклонничество, народобожие, фанатизм. Служение народу, борьба за его счастье – высш цель, ради кот следует жертвовать жизнью.

Франк: Черта интеллиг: морализм, но мораль носит абстрактный, утилитарный характер. Все, что приносит благо народу, считается моральным. Примесь нигилизма.

Гершензон: идея о площадности рос сознания; для рус интеллигенции характерна установка: рос интеллигенция готова идти на площадь и действовать во имя мирных интересов.

Кистяковский: низкий уровень правосознания в Рос.

Бердяев: поверхностное изучение философии: не для поиска истины, а для обоснования средств (обоснование радик шагов).

Характеристика интеллигенции: неотмирность, эсхатологич мечта о грядущем царстве (Божьем) правды, стремление к спасению человечества, беспочвенность, утопизм, безответственность, презрительное отношение к мещанству.

Интеллигент – монах, кот ненавидит роскошь, богатство, производительность. Любит нищих, бедных. Идеальный тип чела, кот хочет сделать бедных богатыми. Считает власть злой.

Вывод философии Вех: книга оказалась пророческой. Выход, который вроде бы все искали, не нашли. Как выход прозвучало: отказ от морализма (рассматривать добро в утилитарных целях), переход к реалистич гуманизму и созидающей культуре, д просвещать народ. Интеллигенция заплатила высшую цену за идею =. Эта книга была определенным социальным опытом. Гл опасность для будущего – отсутствие идеи личной ответственности. Чел свобода – источник личной ответ-ти.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58558. Закрепление изученного материала по теме «Нумерация чисел больше 1000» 55 KB
  Цели: образовательные: закрепление знаний по нумерации чисел больше 1000; развивающие: развитие словесно-логического мышления, памяти, произвольного внимания, математической речи...
58559. Решение задач. Сказочный задачник по технологии ТРИЗ 49.5 KB
  Очень важно выложить задачу четко по предложениям. Необходимо отметить почему данный текст является задачей в задаче есть условие вопрос Так как мы решаем сказочную задачу замечаем почему данная задача называется сказочной в условии говорится о сказочном предмете совершается волшебство.
58560. Додавання і віднімання числа 7 із переходом через десяток. Складання і розв’язування задач за схематичними записами їх умов 43 KB
  МЕТА: Закріплювати вміння додавати і віднімати число 7 із переходом через десяток; учити учнів користуватися переставною властивістю при додаванні 57; вчити розвязувати задачі за схематичними записами їх умов...
58562. Тема революции и любви в творчестве В. Маяковского 3.98 MB
  Цель: дать представление учащихся о любовной лирике Маяковского и о теме революции в творчестве поэта; познакомить их с фактами биографии Маяковского...
58563. Чергування о, е з і у коренях слів 62 KB
  Мета: На основі практичних вправ ознайомити учнів із чергуванням голосних у словах спільнокореневих слів; закріплювати знання про будову слова; розвивати вміння зіставляти узагальнювати; формувати навички самостійної роботи з підручником...
58564. Про що розповідає музика 57.5 KB
  Робота над вивченням нової пісні. Показ пісні з попередньо поставленим запитанням. Поміркуйте чи трапляється влітку те що описане в цій пісні. Аналіз пісні Яка ця пісня за характером веселаграйливасвітла В якому темпі виконана жваво.
58565. Музичний дощик 239 KB
  Навчальна: Розучування пісні Ой єсть в лісі калина слухання та розучування пісні Іди іди дощику слухання В.Слухання пісні Іди іди дощику Вчитель: Одним із музикантів у природі є дощик. озучування пісні Іди іди дощику...
58566. Урок музики та позакласна музично-виховна робота в сільській школі 81.5 KB
  Фольклор і повязана з ним система музичних знань умінь і навичок учнів мають визначати основний зміст роботи вчителя музики сільської школи забезпечувати принципи структурної єдності музичного виховання і освіти на етапах: учбовий матеріал діяльність вчителя його художньоестетична орієнтація; 2. Проведення в рамках шкільного уроку музики комплексного вивчення музичних та літературних фольклорних джерел з метою формування в учнів міцних асоціативних звязків між народною музикою літературою і образотворчим мистецтвом;...