3612

Характеристика суждения

Контрольная

Логика и философия

Характеристика суждения Придать логическую форму следующим высказываниям (выразить через суждения вида А, Е, I, О): а) Рыба дышит жабрами. А: Все S есть P б) Лень никогда не приводит к добру; E: все S не есть P в) Иногда металлы жидкие. I: Некоторые ...

Русский

2012-11-04

59.5 KB

94 чел.

Характеристика суждения

Придать логическую форму следующим высказываниям (выразить через суждения вида А, Е, I, О):

а) Рыба дышит жабрами;

А: Все S есть P

б) Лень никогда не приводит к добру;

E: все S не есть P

в) Иногда металлы жидкие;

I:Некоторые S есть P

г) Не все в его словах заблуждение;

Не все S  есть P

I: Некоторые его слова  суть не заблуждения

I: Некоторые S  есть не P

д) Нет адъютанта без аксельбанта;

А: Все S  есть P 

е) Не все писатели реалисты;

О: Некоторые S  не есть P

ж) Все хорошо, что хорошо кончается.

I:  «Хорошо все, что хорошо кончается»

I:  S  есть P

Пример решения.

При выявлении логической формы из грамматической структуры необходимо помнить, что грамматическая и логическая структуры очень часто не совпадают. Первый вопрос, который должен задаваться при выявлении логической структуры: что есть предмет мысли в нашем высказывании, или о чем идет речь в высказывании? Мышление всегда предметно, и этот предмет мысли мы должны выявить.

Второй вопрос, который мы задаем при выявлении предмета мысли: обо всем классе идет речь в нашем высказывании, о части класса или о единичном предмете класса?

Третий вопрос — это качество предмета мысли (утверждается или отрицается нечто о предмете мысли).

И последнее: что утверждается или отрицается о предмете мысли в высказывании?

Возьмем высказывание: «Не все писатели реалисты». Предметом мысли является класс писателей, причем не весь, а только некоторая его часть. Путем логического ударения в нашем высказывании выделяется та часть класса, у которой отрицается наличие свойства быть реалистом. Следовательно, логическая форма, выделенная из грамматической структуры, будет такова:

Некоторые писатели не есть реалисты.

Или это суждение вида О: Некоторые S не есть Р.

1.2. Определить состав и структуру суждений:

а) «Некоторые все еще не понимают важности борьбы с религией»;

S      P

Некоторые люди есть не понимающие важности борьбы с религией

б) «Не все то золото, что блестит, как золото»;

S      P

Некоторые вещи, что блестят суть  не золото

в) «Не все космонавты были на Луне» (при решении обратить

внимание на логическое ударение);

 S      P

Некоторые космонавты не были на Луне

S      P

г) «Ни один подлинный документ не является доказательством»;

S      P

«Ни один подлинный документ не суть доказательство»;

д) «На горных вершинах находились белые шапки снега».

      S       Р

1. Белые шапки снега есть находящиеся на горных вершинах

    S      Р

2. Горные вершины есть имеющие белые шапки снега

При работе с суждениями необходимо помнить, что суждение — это частичка мыслительного процесса. Мышление — это поток мыслительных элементов, и когда мы проговариваем суждение, мы как бы вырываем некоторую частичку из мыслительного процесса. Высказанное или написанное высказывание — это опредметившаяся в языке и одновременно остановившаяся мысль. Предмет мысли в некоторых высказываниях очевиден, но нередко он оказывается неопределенным именно в силу того, что высказывание оказалось вырванным из мыслительного процесса или из контекста. Чтобы устранить эту неопределенность и однозначно установить предмет мысли, необходимо восстановить контекст, в структуре которого это высказывание существовало.

Например: в высказывании «На горных вершинах находились белые шапки снега» предмет мысли S является зависимым от контекста. Поэтому можно интерпретировать это высказывание двояко, выделив такие суждения:

      S       Р

1. Белые шапки снега есть находящиеся на горных вершинах

    S      Р

2. Горные вершины есть имеющие белые шапки снега

К разделу 2, Классификация суждений

2.1. Дать логическую характеристику суждениям и установить распределенность терминов:

а) «Зимний дворец имеет зеленую окраску»;

простое атрибутивное, по объему  субъекта единичное, общеутвердительное вида А:

S есть P, где S распределен, P не распределен

б) «Некоторые страны Западной Европы — члены НАТО»;

простое атрибутивное, частноутвердительное вида I:

Некоторые S есть P, где S нераспределен, P не распределен

в) «Курить воспрещается!»;

не суждение

г) «Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы»;

простое атрибутивное, общеутвердительное вида А:

S есть P, где S распределен, P распределен (частный случай)

д) «Возможно, существуют внеземные цивилизации»;

общеутвердительное вида А: «Внеземные цивилизации существуют»

S есть P, где S распределен, P не распределен

е) «Такова уж природа слова: говоришь на своем языке, пишешь на чужом» (Ж.-П. Сартр);

простое атрибутивное, общеутвердительное вида А:

Все S есть P, где S распределен, P не распределен

ж) «Ни один студент не лишен способностей».

Все студенты есть люди, обладающие способностями»

простое атрибутивное, общеутвердительное суждение вида А: «Все S есть Р»), где S распределен, P не распределен

Дать логическую характеристику суждению — значит определить его вид по составу, модальности, качеству и количеству.

Например, суждение «Ни один студент не лишен способностей» по составу является простым атрибутивным суждением, по качественной и количественной определенности общеутвердительным суждением вида А «Все студенты есть люди, обладающие способностями». Нас не должно смущать наличие отрицания в суждении, так как логическое ударение в данном высказывании указывает на утверждение наличия у определенного класса некоторого свойства. Смысловое содержание высказывания «Ни один студент не есть человек, лишенный способностей» имеет логическое содержание «Все студенты есть люди, обладающие способностями» (суждение вида А: «Все S есть Р»).

К разделу 3. Преобразование суждений

3.1. Превратить суждения:

а) «Ничто плодотворное не легко»; (Е)

«Все плодотворное является нелегким делом» (А)

б) «Демократические страны не одобряют агрессивной поли-

тики»; (Е)

«Все демократические страны суть одобряют неагрессивную политику» (А)

в) «Все счастливые семьи похожи друг на друга...» (Л.Н.Толстой); (А)

«Все счастливые семьи не есть не похожи друг на друга» (Е)

г) «В частных суждениях субъект не распределен»; (А)

«В частных суждениях субъект не является не распределенным (Е)

д) «Я не могу не помнить того, что есть моя жизнь»; (Е)

«Я помню, что есть моя жизнь» (А)

е) «Некоторые слова не являются существительными»; (О)

«Некоторые слова являются не существительными» (I)

Превратить можно любое простое категорическое суждение. Для этого достаточно определить вид превращаемого суждения по количеству и качеству и знать схемы превращения видов суждений друг в друга. Суждение «Ничто плодотворное не легко» -общеотрицательное суждение (Е). Согласно формальной схеме, суждение вида Е превращается в суждение вида А (общеутвердительное). Следовательно, результатом превращения этого суждения будет выражение «Все плодотворное является нелегким делом», которое относится к общеутвердительным.

3.2. Правильно ли произведено превращение?

а) «Вы не совсем правы» - «Вы совсем не правы»;

неправильно,

правильный ответ: «Вы правы отчасти»

б) «Он не очень умен» - «Он дурак»;

неправильно,

правильный ответ: «Он не есть очень  умный»

в) «Он слушал рассказ не без интереса» - «Он заинтересован

но слушал рассказ»;

правильно

г) «Земля неподвижна» - «Земля вращается»;

неправильно,

правильный ответ: «Всякая Земля не есть не вращающаяся»

д) «Многие грибы несъедобны» - «Некоторые грибы ядовиты»;

неправильно.

правильный ответ: «Многие грибы не являются съедобными»

е) «Все политики - лицедеи» - «Ни одни политик не лицедей»;

неправильно,

правильный ответ: «Ни один политик не является не лицедеем»

ж) «Ни один лицемер не может быть преданным» - «Все лицемеры

являются не предателями»;

неправильно,

правильный ответ: «Все лицемеры являются непреданными»

з) Вселенная бесконечна

Вселенная не конечна

Правильно

и) Некоторые грибы не ядовиты

   Некоторые грибы ядовиты

Неправильно,

правильный ответ: «Некоторые грибы не являются ядовитыми»

 

к) Немногие избегают несчастья

   Некоторые избегают счастья

Неправильно,

Правильный ответ: некоторые люди не есть не избегающие несчастья

л) Некоторые справедливые действия невыгодны

     Некоторые справедливые действия не есть невыгодные

Неправильно,

правильный ответ: «Некоторые справедливые действия не есть выгодны»

 

Превращение суждения «Вы не совсем нравы» в суждение «Вы совсем не правы» произведено неверно, здесь нарушается закон тождества. В превращенной форме содержание предиката отлично от содержания предиката в исходном суждении. Согласно процедуре превращения, исходное суждение примет превращенную форму общеотрицательного суждения Е: «Вы не совсем не правы». Это суждение можно эксплицировать (уточнить) следующим образом: «Вы правы отчасти». Предикатом в нем будет, следовательно, выражение «Вы нравы отчасти», что эквивалентно выражению «Не совсем нравы».

3.3. Обратить суждения:

а) «Никто из студентов этой группы не получил плохой оценки» (Е);

«Все студенты этой группы не есть получившие плохие оценки» (Е)

«Все получившие плохие оценки не есть студенты этой группы» (Е)

б) «Многие страны Африки, завоевавшие национальную независимость, встали на путь прогрессивного развития»; (I)

«Некоторые страны, вставшие на путь прогрессивного развития  суть многие страны Африки, завоевавшие национальную независимость» (I)

в) «Слава - это род недуга, которым заболеваешь после того,

как она тебе приснится» (Поль Валери); (А)

«Некоторый род недуга, которым заболеваешь после того, как она тебе приснится является  Слава» (I)

г) «Все гениальное - просто»; (А)

«Некоторое простое является гениальным» (I)

д) «В здоровом теле - здоровый дух»; (А)

«Иногда здоровый дух является признаком здорового тела»; (I)

е) «Взрослых пускали только с детьми».

«Некоторый взрослых не пускали без детей» (О)

Не обращается

Согласно процедуре обращения, когда на основе отношения S и Р устанавливается отношение Р к S, то исходное суждение «Никто из студентов этой группы не получил плохой оценки» можно привести к логически строгому высказыванию «Все студенты этой группы не есть получившие плохие оценки» (Е) и, сделав предикат предметом мысли, суждение Е обратить в суждение Е, где обращенная форма примет вид «Все получившие плохие оценки не есть студенты этой группы» (Е).

3.4. Правильно ли произведено обращение?

а) Все планеты небесные тела (А)

Некоторые небесные тела — планеты  (I) правильно

б) Некоторые животные — обезьяны (A)

Некоторые обезьяны — животные  (I)правильно

в) Все мудрецы скромны (A)

Все скромные — мудрецы  неправильно

 Правильный ответ: Некоторые скромные люди суть мудрецы (I)

г) Некоторые европейские государства являются унитарными (I)

Некоторые унитарные государства являются европейскими (I) правильно

д) Ни один невиновный не должен быть осужден (E)

Ни один осужденный не должен быть невиновным  (E) правильно

3.5. Правильно ли произведено противопоставление предикату?

а) Все следователи — юристы (А)

Некоторые юристы не являются следователями  неправильно 

Правильно: «Все не следователи не есть юристы» (Е)

«Все не юристы не есть следователи» (Е)

б) Некоторые птицы не являются перелетными (О)

Некоторые не перелетные являются птицами  правильно

 «Некоторые птицы есть не перелетные» (I)

 «Некоторые не перелетные есть птицы» (I)

в) Все преступления — общественно опасные деяния (А)

Все не общественно опасные деяния не есть преступления правильно

Пример решения.

Противопоставления есть синтез превращения и обращения, когда понятие, противоречащее предикату, становится предметом мысли.

А  Все преступления — общественно опасные деяния

Превращаем: А®Е

Обращаем: Е ®Е

Все не общественно опасные деяния не есть преступления

А. Все S есть Р противопоставляется Все Р не есть S.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80614. Океани Землі (прес-конференція) 38.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів із поняттям «океани», їх розміщенням на карті півкуль і глобусі; продовжити навчати читати карту і працювати з нею; висвітлити значення океанів та використання їх багатств людиною; сприяти розвиткові памяті, спостережливості, вихованню бережливого ставлення до природних багатств.
80615. Осінь така мила 61 KB
  Мета: Продовжити знайомство учнів з творами українських поетів, які описували красу осені. Удосконалювати уміння виразно і правильно інтонаційно читати та розповідати текст. Активізувати словниковий запас учнів. Розвивати пам’ять, увагу, спостережливість, мовлення дітей та їх творчу уяву.
80616. Використання засобів зворотнього зв’язку, як один з основних факторів розвитку комунікативних здібностей особистості 57.5 KB
  Розробка рекомендована вчителям початкових класів. У ній розкрито роль розвитку комунікативних здібностей для формува- ння людини, здатної творчо мислити, приймати рішення, адаптуватися до умов життя, мати свою позицію, бути комуні кабельною у спілкуванні.
80617. Осінь у лісі 59 KB
  Поглибити знання дітей про осінні зміни в природі; удосконалювати вміння правильно вимовляти та будувати висловлювання українською мовою, складати оповідання за малюнками; Формувати ключові компетентності. Розвивати мовлення, уяву, фантазію, спостережливість, працювати над збагаченням словникового запасу учнів.
80618. А осінь вже постукала у вікно 69 KB
  Мета уроку: Вчити дітей висловлювати свої думки на основі власних спостережень за картинами природи; мислити нестандартно. Удосконалювати навички виразного читання; стимулювати дітей висловлювати власні ідеї; формувати бережливе ставлення до слова.
80619. Закріплення звукового значення букви «е». Опрацювання тексту «Село Веселе». Кросворд 44.5 KB
  Мета. Закріпити звукове значення букви «е». Вчити учнів правильно, свідомо читати текст «Село Веселе». Формувати вміння давати відповіді на запитання тексту. Розвивати мислення, пам’ять, збагачувати словниковий запас. Виховувати любов до рідного краю.
80620. Україна — рідний край. Вступ до розділу 71.5 KB
  Мета: дати дітям загальне уявлення про розташування України на карті; ознайомити з різноманітністю форм земної поверхні України водоймами природними зонами населенням; розвивати вміння та навички пошукової роботи; виховувати дбайливе ставлення до природи.
80621. Повторення та закріплення знань про вивчені букви. Читання в особах тексту «Котик і Півник» 68.5 KB
  Хай радість злітає у небо як птах І добрі слова у всіх нас на устах. Читаємо слова разом. На дошці надруковані слова і звукові схеми у довільному порядку учні з’єднають схеми зі словами. Просить вашої допомоги скласти з цих літер різні слова і ви дізнаєтеся де вона живе.
80622. Закріплення букви «Пе». Текст Н. Тарасенко «На пасіці взимку» 38 KB
  Мета: закріпити вивчену букву Пе; розвивати вміння читати слова з буквою Пе; розвивати мовлення і мислення; виховувати бережливе ставлення до природи. Яку букву ми вивчали на попередньому уроці Звуковий аналіз слова півень. Повідомлення теми і мети уроку...