36151

Маршрут по Русскому музею (библейские сюжеты)

Практическая работа

Культурология и искусствоведение

Семирадский Въезд Иисуса Христа в Иерусалим 1876 г. Увидев это Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня Господи потому чтоя человек грешный. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. Государственный Русский музей СанктПетербург не представлена данная картина Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.

Русский

2013-09-21

2.23 MB

7 чел.

Маршрут по Русскому музею (библейские сюжеты)

Маршрут:

9-ый зал:

  1.  А. П. Лосенко «Чудесный улов рыбы» 1762 г.
  2.  А. П. Лосенко «Андрей Первозванный» 1764 г.
  3.  А.П.Лосенко «Жертвоприношение Авраама» 1765 г.
  4.  И.П. Чернов «Возвращение блудного сына» 1795 г.
  5.  Г.И. Угрюмов «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» 1785 г.

14-ый зал:

  1.  К.И. Брюллов «Распятие» 1838 г.
  2.  К.И. Брюллов «Явление Божие Аврааму у дуба Маврийского в виде 3-х ангелов». 1821 г.

15-ый зал:

  1.  Ф.А. Бруни «Медный змей» 1841 г.
  2.  Ф.А. Бруни «Омовение ног» 1841 г.
  3.  А.А Иванов «Явление Христа народу» 1833-1857 гг.
  4.  А.А. Иванов «Явление Христа Марии Магдалине» 1835 г .
  5.  А.А Иванов «Явление Христа» 1857 г
  6.  А.И. Иванов «Сретение Господне» втор. полов. 1800-х гг.
  7.  А.И. Иванов «Крещение Спасителя» втор. полов. 1800-х гг.

19-ый зал:

  1.  Н.Н. Ге «Тайная вечеря» 1863 г.
  2.  Н.Н. Ге «Саул у Аэндорской волшебницы» 1857 г.

21-ый зал:

1) Г.И. Семирадский «Крещение господне» 1876 г.

2) Г.И. Семирадский «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим» 1876 г.

3) Г.И. Семирадский «Грешница» 1873 г.

32-ой зал:

1) В. Д. Поленов «Христос и грешница (Кто из вас без греха?)» 1886 - 1887 г.

33-ий зал:

  1.  И.Е. Репин «Воскрешение дочери Иаира» 1871 г.

37-ой зал:

  1.  В.И. Суриков «Соломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде».1872 г.

38-ой зал:

  1.  В.М. Васнецов «Богоматерь» 1887 г.

39-ый зал:

  1.  В.В. Верещагин «В Иерусалиме. Царские гробницы»

*К. С. Петров-Водкин «Богоматерь. Умиление злых сердец» 1915 г. (в корпусе Бенуа)

Антон Павлович Лосенко (1737-1773)

«Чудесный улов рыбы» 1762 г. 159,5 x 194 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 9 зал

 «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящиена озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берегаи, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Емув ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнилиобе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому чтоя человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег,оставили всё и последовали за Ним. Лк. 5:1-11»

«Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)» 1765 г. 202 х 157 Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 9 зал И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. Бытие 22:2-12

Иван Николаевич Крамской (1837-1887)

«Хохот» (Радуйся, царю иудейский). Конец 1870-х - 1880-е гг. 73 х 501, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его». Евангелие от Марка 15:16-20.

Алексей Егорович Егоров (1776-1851)

«Истязание Спасителя» . 1814 г. 260 х 208, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его». Евангелие от Иоанна 19:1

«Отдых на пути в Египет». Холст, масло. 66,5 х 49. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина)

«Когда же отошли (волхвы), - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.» Евангелие от Матфея

«Голгофа» 1810-е, 81 х 51,5, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «Иисус же, возгласив громко, испустил дух. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий». Евангелие от Марка 15:37, 39

Андрей Иванович Иванов (1775-1848)

«Адам и Ева с детьми под деревом» 1803 г. 161 х 208, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина)

В Пятикнижии приводится довольно подробное описание жизни первой человеческой пары. Согласно варианту, Господь Бог создал человека (адам) из «праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою." и поместил его в Сад Эдемский(Быт.2:7).Среди Эдемского сада было два особых дерева: Древо Жизни и Дерево познания Добра и Зла. Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и лишь плоды от Дерева познания Добра и Зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть .

Это было испытанием человечества на послушание. Если бы они вкусили от запрещенного им, это стало бы кражей. А что говорится в восьмой заповеди? Не укради. Со всех деревьев в саду они могли вкушать плоды, но с этого дерева вкушать плоды было запрещено. Если бы они захотели взять что-либо, не принадлежащее им, это было бы также нарушением десятой заповеди. В десятой заповеди говорится: «Не желай ничего, что у ближнего твоего». Таким образом, уже с самого начала мы видим, что законы Господа существовали с самого начала.

Дерево символизировало собой духовную сущность семьи Божьей Змей же, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Когда женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму. В результате, Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога. За проступком последовало наказание: Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом,женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него». Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.

После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Древа жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся».

Адам познал свою жену Еву, и та зачала и родила Каина. Затем Ева зачала снова и родила второго сына — Авеля. В 130 лет у них родился третий сын — Сиф (Шета), который, будучи предком Ноя, стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества; потомки же других сынов Адама и Евы погибли во время Всемирного потопа.

«Сретение Господне» Вторая половина 1800-х г. Пресованный картон, масло 50,5 х 109, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 15 зал

На сороковой день после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый — по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285—247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

(Лк.2:29—32)

Эти слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца».

Иосиф и Богородица были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце:

И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.

Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления.

«Крещение Спасителя» Вторая половина 1800-х г. Пресованный картон, масло 50,5 х 109, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 15 зал

Согласно евангельскому рассказу, примерно в 30-летнем возрасте Иисус вышел на общественное служение, которое начал с принятия крещения от Иоанна Крестителя на реке Иордан. Когда к Иоанну, много проповедовавшему о скором пришествии Мессии, пришёл Иисус, то удивлённый Иоанн сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» .

После своего крещения (Марк в своём Евангелии ставит акцент, что это произошло немедленно после крещения) Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой пришёл на землю. По истечении сорока дней Иисус «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал». Тогда к Иисусу приступил дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить на грех, как всякого человека. Выдержав все искушения дьявола, Иисус приступил к своей проповеди и общественному служению.

Александр Андреевич Иванов (1806 - 1858)

«Иосиф, толкующий сны в темнице заключенным с ним виночерпию и хлебодару» 1827 г. 178,5 х 213. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения. И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении. И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица? Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне. И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви - это три дня; через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием; вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома, ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу. Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы клевали ее из корзины на голове моей. И отвечал Иосиф и сказал: вот истолкование его: три корзины - это три дня; через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою с тебя». Бытие 40:5-19

«Явление Христа Марии Магдалине» 1833 – 1835 гг. холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 15 зал «А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Ин. 20:11-17

«Проповедь Иисуса Христа на горе Елеонской о втором пришествии» Эскиз сер. 1840-х гг. 47,5 х 53,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Евангелие от Матфея 24: 3

Василий Дмитриевич Поленов (1844 - 1927)

«Христос и грешница (Кто из вас без греха?)» 1886-1887 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 32 зал 

 Василий Дмитриевич Поленов был ярким разносторонним художником с широким кругом творческих интересов. Однако главное место в творчестве Поленова занимает огромное полотно «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888), в котором автор стремился рассказать библейскую историю как реальное жизненное событие. Эта картина оказалась первой работой из цикла картин «Из жизни Христа».

«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Евангелие от Иоанна 8:3-11 Комментарий В.Д. Поленова: «На ступеньках Храма в Иерусалиме. Христос сидит на ступеньках, окруженный учениками; внимание Христа и учеников обращено на многочисленную толпу, предводительствуемую книжниками и фарисеями; возбужденная толпа выдвигает вперед женщину; старый фарисей указывает на женщину, изобличенную в прелюбодеянии, и спрашивает Христа, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями».

«Воскрешение дочери Иаира» 1871г. (не представлена данная картина) «И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти…, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть». Евангелие от Луки 8:41-42, 49-55.

«И был там» 1890-1900-е гг. 26,3 х 31,2 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего». Евангелие от Матфея 2:14-15 Комментарий В.Д. Поленова: «На первом плане Иосиф с египтянином исполняют работу (стругают бревно); вблизи под навесом у стены, сидящая Мария, рядом колыбель младенца. Сцена происходит, по-видимому, во дворе египтянина, дом которого виден невдалеке».

 

«За кого почитают меня люди» 1900-е гг. 20,8 х 31,3, картон, акварель. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем». Евангелие от Марка 8:27-30 Комментарий В.Д. Поленова: «У потока, через который перекинута арка моста, лицом к зрителю стоит Христос; на каменных ступенях сидят трое учеников с обращенными к Иисусу лицами. Иисус спрашивает их…»

«Привели детей» 1900 г. холст, масло (не представлена данная картина) «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Евангелие от Луки 18:15-17 Комментарий В.Д. Поленова: «Небольшой домик в Иудее; Иисус сидит у стены дома; перед Ним ученики и родители с детьми; последних привели к Иисусу с просьбой возложить руки; Иисус ласкает стоящего перед Ним ребенка».

«Возвратился в Галилею в силе духа» 1890 – 1900-е гг. холст, масло, 131 х 75,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране». Евангелие от Луки 4:14 Коментарий В.Д. Поленова: «С посохом в руке, глядя вдаль, идет Иисус по освещенной солнцем, каменистой, узкой дороге, высеченной в крутом склоне горы».

«На горе» 1894 г., холст, масло, 151 х 142. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один». Евангелие от Иоанна 6:14-15. Комментарий В.Д. Поленова: «Ясное безоблачное небо, справа на скалистом берегу сидит Иисус с посохом, опершись головою на руку, и смотрит вдаль; перед Ним гладкая поверхность Тивериадского озера, за которым противоположный высокий берег».

Федор Антонович Моллер (1812-1874)

«Несение креста» 1869 г. 108,5 х 141, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа».Евангелие от Иоанна 19:16-17

Петр Михайлович Шамшин (1811-1895)

«Крещение Христа» 1848 г. 114 х 114, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Мф. 3:13–17)

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Мк. 1:9–11)

«Святое семейство» 1858 г. 101,5 х 95, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина)

Дева Мария с младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником.


Григорий Иванович Угрюмов (1764 - 1823)

«Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» 1785 г. 149.5 x 109см Холст , масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 9 зал

Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне" 1785 Холст, масло. 149.5 x 109 см Государственный Русский музей . И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое. Бытие 16:7-11


Гавриил Игнатьевич Козлов (1738-1791)

«Апостол Петр отрекается от Христа» 1762 г. 208 x 184 см. Холст , масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. Евангелие от Марка 14:53-54, 66-68


Генрих Ипполитович Семирадский (1843 - 1902)

«Грешница» 1873 г. 250 х 499 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 21 зал

«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Евангелие от Иоанна 8:3-11 Комментарий В.Д. Поленова: «На ступеньках Храма в Иерусалиме. Христос сидит на ступеньках, окруженный учениками; внимание Христа и учеников обращено на многочисленную толпу, предводительствуемую книжниками и фарисеями; возбужденная толпа выдвигает вперед женщину; старый фарисей указывает на женщину, изобличенную в прелюбодеянии, и спрашивает Христа, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями».


Николай Николаевич Ге (1831-1894)

«Тайная вечеря» 1863 г., холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Зал 19

«Когда же настал вечер. Он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли. Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они сели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего».

Художник изобразил Христа как человека, переживающего крушение идеалов, горечь разочарования. Поза Христа, его скорбное лицо разительно контрастирует с житейской порывистостью движений апостолов, встревоженностью их лиц. Нарушая академическую композиционную схему, Ге смещает фигуру Иуды к самому краю картины. К нему с тревогой, негодованием, гневом обращены взоры апостолов. Фигура уходящего Иуды рисуется в картине тёмным, зловещим силуэтом, она контрастирует с озарёнными светильником лицами оставшихся учеников. Ге вычленил из образа Иуды всё частное, можно сказать, что художник материализовал в нём важную для себя идею: Иуда – собирательный образ - “без лица”.

«Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад» 1888-1989 гг. 142x192 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина)

Совершив со своими учениками Тайную вечерю, Христос направляется с ними в Гефсиманию. Войдя в сад, он оставляет наиболее близких ему Петра и обоих сыновей Зеведеевых, Иоанна и Иакова, и просит: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26, 38). Дважды потом прерывает Христос свою молитву и, видя всех троих спящими, пытается убедить, усовестить их: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26, 41). Жуткий час одиночества и отчуждения переживает Христос: нет утешения и поддержки даже в самых близких и действительно любяших его учениках. Но еще более напряженно продолжает он свою молитву. О чем же она? «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Человеческое естество Сына Божьего скорбит и тоскует. Предвидя все грядущие страдания, все муки креста, он ужасается им. Его молитвенное состояние доходит до предела, до грани человеческих сил: «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22, 44). Какое страшное испытание знать, что Отец Небесный может спасти от всех мучений, но, отказавшись от всемогущества, побороть себя, перешагнуть пустоту и после молитвы быть готовым непреклонно «творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 34). Наконец, «приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» (Мф. 26, 45). Гефсиманское моление закончилось.


Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852)

«Распятие» 1840-е гг. 177 х 89 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Зал 14 «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». Евангелие от Иоанна 19:25


Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904)

«Исцеление двух слепых» 1888 г.182 х 141 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их». Евангелие от Матфея 9:27-30


Василий Иванович Суриков (1848 -1916)

«Соломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде» 1872 г. 89 х 71 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 37 зал «дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей». Евангелие от Марка 6:22-28


Федор Антонович Бруни (1799 - 1875)

«Медный змий» . Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 15 Зал «И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» Числа 21:8-9

«Омовение ног» 1841 г. 29,3 х 41,2 акварель. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 15 Зал «Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Евангелие от Иоанна 13:5-8

«Тайная вечеря» холст, масло, 200 х 200. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием». Евангелие от Марка 14:17-25


Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)

«Всемирный потоп». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло». Бытие 7:11-12,17-22


Григорий Григорьевич Чернецов (1801 - 1865)

«Проповедь Христа на Геннисаретском озере» 1852 г. 58 х 76 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург(не представлена данная картина) «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки». Евангелие от Луки 5:1-3

«Призвание первых апостолов» 1866 г. 46 х 73 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним». Евангелие от Матфея 4:18-22


Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

«Положение во гроб» 1896 г., холст, масло, 171 х 213. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

(не представлена данная картина) «Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его». Евангелие от Луки 23:50-55


В. Беляев

«Положение во гроб» кон. 1890-х гг. 98 х 232 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею» Евангелие от Матфея 27:57-59


Василий Васильевич Верещагин (1842 - 1904)

«Христос и самарянка» 1860 г. 44,5 х 54, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. 26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. 27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною». Евангелие от Иоанна 4:25-27

Обстоятельства этой встречи необычайны во многих отношениях. Во-первых, речь Христа была обращена к женщине, тогда как иудейские законоучители того времени наставляли: “Никто не должен на дороге разговаривать с женщиной, даже с своей законной женой”; “не разговаривай долго с женщиной”; “лучше сжечь слова Закона, чем научить им женщину”. Во-вторых, собеседницею Спасителя была самарянка, то есть представительница иудео-ассирийского племени, ненавидимого “чистыми” иудеями до такой степени, что всякое соприкосновение с самарянами почиталось ими оскверняющим. И, наконец, жена самарянская ко всему оказалась грешницей, имевшей пять мужей до того, как соединиться в блудной связи с еще одним мужчиной.

Но именно этой женщине, язычнице и блуднице, “терпящей зной премногих страстей”, сердцеведец Христос благоволил преподать “воду живую, иссушающую источники грехов”. Более того, Иисус открыл самарянке, что Он есть Мессия, помазанник Божий, что делал не всегда и не перед всеми.

Говоря о воде, наполняющей колодезь Иакова, Спаситель замечает: “Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную”. Это, конечно, аллегорическое различение между ветхозаветным законом и чудесно преумножающейся в душе человека благодатью Нового Завета.

Важнейший момент беседы — ответ Христа на вопрос самарянки о том, где надлежит поклоняться Богу: на горе Гаризим, как это делают ее единоверцы, или же в Иерусалиме, по примеру иудеев. “Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу, — говорит Иисус. — Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе”.

В Духе и Истине — это означает, что вера не исчерпывается обрядом и ритуалом, что не мертвая буква закона, а деятельная сыновняя любовь угодна Богу. В этих словах Господа мы находим одновременно и самое полное определение христианства как жизни в Духе и Истине.

Беседа Христа с самарянкою была первой проповедью Нового Завета перед лицом неиудейского мира, и она заключала в себе обетование того, что именно этот мир примет Христа.

Великое событие встречи человека с Богом у колодца Иакова приводит на ум и замечательные слова одного древнего богослова, утверждавшего, что человеческая душа по природе своей христианка. “А по грешному житейскому обычаю —самарянка”. Христос не открылся ни иудейскому первосвященнику, ни царю Ироду Четверовластнику, ни римскому прокуратору, но исповедал Свое Небесное посланничество в мир сей перед грешной самарянкою. И именно через нее, по промыслу Божию, были приведены ко Христу жители ее родного города. Воистину, вокруг единого, стяжавшего истину Святого Духа, спасутся тысячи. Так было, так будет. Ибо источник воды Спасения, которою благословил нас всех Христос, есть ключ неиссякающий.

Согласно преданию, собеседницею Спасителя был самарянка Фотина (греческая параллель русскому имени Светлана), которая за проповедание Господа после жестоких истязаний была сброшена в колодец.


Николай Петрович Ломтев (1817-1859)

«Нагорная проповедь» 1841 г. холст, масло, 49 х 62,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина) «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» Евангелие от Матфея 5:1-3


Василий Кузьмич Шебуев (1777-1855)

«Тайная вечеря» 1838 г., 318 х 509, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина)

«Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием». Евангелие от Марка 14:17-25

«Симеон Богоприимец» 1847 г. холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина)

Историю Сретения, то есть встречи младенца Иисуса Христа с Симеоном Богоприимцем, евангелие от Луки (Лк. 2:22-39) описывает очень лаконично. Про Симеона сказано только, что он был уже очень стар, и что «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26). В то же время во многих житиях праведного Симеона (например, в Четьях-Минеях Димитрия Ростовского и их многочисленных пересказах) говорится, что Симеон был один из тех семидесяти переводчиков (или как часто выражается русская церковная традиция: «толковников»), которые в III веке до Р.Х. перевели еврейскую Библию на греческий язык. Когда, переводя Исайю, Симеон прочел пророчество о рождении Мессии («Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14)), он усомнился в рождении Спасителя от Девы. И тогда ему явился Ангел, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Симеон прожил 360 лет – и предсказание ангела исполнилось в момент Сретения. 

«Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого» 1838 г., 285 х 196 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (не представлена данная картина)

« Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.

И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.

Он, увидев Петра и Иоанна у входа в храм, просил у них милостыни.

Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.

И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.

Но Петр сказал: серебра и золота у меня нет; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.

И, взяв его за правую руку, поднял: и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошёл с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.»

Дополнительно:

И.Е.Репин

"Воскрешение дочери Иаира"

1871 год

Холст, масло. 229х382 см

Поступила в Русский музей в 1923 году из Академии художеств, 33 зал 

В основе картины лежит Евангельский сюжет: Иисусу Христу пришел человек, "именем Иаир, который был начальником синагоги, и молил Иисуса спасти его дочь, та была при смерти". В этот рассказ вплетен еще один сюжет: "Женщина, страдающая кровотечением", — Иисус исцелил несчастную, но "сила его изошла". И тут пришло сообщение, что дочь Иаира умерла. Иисус, услышав это, сказал отцу: "Не бойся, только веруй, и спасена будет". Затем, придя в дом, в присутствии отца и матери, Петра, Иоанна и Иакова, взял девицу за руку и оживил ее.

Изображен кульминационный момент события: у изголовья умершей – Христос, взявший девочку за руку. Жест его скуп, силуэт фигуры в синем плаще целен и строг. Справа от девочки заплаканная мать и отец – старец Иаир. В выражении его лица, жесте рук – и удивление происходящим, и недоверие, и вместе с тем надежда.

В.М. Васнецов

«Богоматерь»

1887 год, Бумага, уголь, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 38 зал

Н.Н.Ге

«Саул у Аэндорской волшебницы»

1857 год

288 х 341 см. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Зал 19

И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился.

(1Цар.28:8-14)

К.П.Брюллов «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского»

1821 год

113 х 144 см. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Зал 14

В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось - у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).

А.П.Лосенко «Андрей Первозванный»

1764 год

97,5 х 78 см. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Зал 9

Андрей Первозванный — один из двенадцати апостолов, брат Петра. Назван Первозванным, так как был первым, кого Иисус призвал к служению.

Александр Андреевич Иванов (1806-1858) «Явление Христа».(1857) Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 15 зал Содержание картины всем более или менее известно. Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Того, во имя Которого он крестит. Бледное, исхудалое лицо Предтечи, его огненный взор и страстные речи, все движения этой прекрасной, величественной фигуры потрясают присутствующих и страхом, и надеждой. На Иоанне Крестителе короткая одежда из верблюжьего волоса, опоясанная кожаным поясом, сзади с плеч спадает желтоватая мантия. Своими духовными очами Иоанн Предтеча прозревает идущего вдали по береговой возвышенности Мессию. Весть эта произвела сильное волнение среди собравшегося народа, этот момент А. Иванов и изобразил на своей картине. На полотне зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка. А он говорит о том, что нужно встретить некоего гостя, который еше вдали, но скоро будет здесь, хотя еще не все обстоит так, как должно быть. Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др.), он восклицает: "Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плоды, достойные покаяния!" Все вмиг подчиняются его словам и устремляют свои взгляды в ту сторону, откуда тихим, но твердым шагом идет по земле Он.

Г.И.Семирадский

"Въезд Иисуса Христа в Иерусалим"

1876 год, холст на картоне, масло.

Размер: 42x86 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,

21 зал

В основе картины лежит сюжет из Евангелия от Луки: «И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Господу. И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».

Г.И.Семирадский

"Крещение Господне"

1876 год

Холст на картоне, масло.

Размер: 42x86 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,

21 зал

Евангелие от Матфея: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

А.А.Иванов «Явление Христа народу»

1836 – не ранее 1855 гг.

172 х 247 см. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Зал 15

А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,

и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни'! - что значит: Учитель!

Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. (Ин. 20:11-17)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56158. Спорт – здоров’я, спорт – це сила, що дають всім дітям крила 58 KB
  Мета: вчити дітей здорового способу життя. Формувати здоров’язбережувальну компетентність, колектив власної родини, навички доброзичливого спілкування з людьми.
56159. Мої друзі, батьки і я – за здоровий спосіб життя 84.5 KB
  Хід заняття Вихователь: Сьогодні діти у нас не просто спортивна година, діти разом Мої друзі батьки і я за здоровий спосіб життя Всі хто прийшов сьогодні на спортивне свято хочуть бути здоровим. Ваші батьки діти сьогодні поруч.
56160. Мій улюблений спритний мяч. Розробка спортивного свята 44 KB
  Формування в звичок, що вчаться, здорового способу життя. Перевірити рівень теоретичних знань по історії розвитку ігор. Виховання морально-вольових якостей.
56161. Малі Олімпійські ігри 56 KB
  Геракл на честь одного із своїх подвигів 2 Від якого слова пішла назва стадіон і скільком стопам Геракла вона дорівнювала Геракл відміряв своїми стопами дистанцію для змагання на землі 600 і на цій дистанції 19227 м проводилися змагання з бігу стадій...
56162. ТАТО, МАМА ТА Я – СПОРТИВНА СІМ’Я 94 KB
  Ведучий: Ми від душі вітаємо і поздоровляємо всіх хто сьогодні вийшов на старт успіхів нашим командам і перемог Конкурс перший: Першими як і прийнято в кожній сімї в бій виходить сильна половина наші татусі.
56164. Мама, тато, я – спортивна сім`я 87 KB
  Завдання: активізувати спортивно-масову роботу серед учнів та їх батьків; зміцнювати здоров`я дітей та їх батьків засобами фізичної культури; розвивати спритність, кмітливість, організованість за допомогою рухливих ігор та естафет...
56165. Папа, мама, я – спортивная семья 42 KB
  Мы видим здесь приветливые лица Спортивный дух мы чувствуем вокруг У каждого здесь сердце олимпийца Здесь каждый спорту и искусству рад. Учащийся 2: Тот победит в соревнование Кто меток ловок и силен Покажет все свое уменье Кто духом телом закален.
56166. Малі Олімпійські ігри 67.5 KB
  Мета. Забезпечити відповідну рухову активність дггей; закріпити навички бігу, метання у ціль; вміння вести м'яч, вміння вести шайбу клюшкою; вчити дотримуватись правил гри у іграх - естафетах. Розвивати інтерес до фізичної культури та спорту...