36178

Налоги налогообложение

Шпаргалка

Налоговое регулирование и страхование

Принцип справедливости утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам которыми они пользуются под покровительством и защитой государства. Принцип экономии заключающийся в сокращении издержек взимания налога и рационализации системы налогообложения. Все последующие функциональные элементы налога объекты налогообложения ставки льготы и др. Расчет налога производится непосредственно от налоговой базы.

Русский

2013-09-21

255.5 KB

2 чел.

"Налоги налогообложение"

  1.  Сущность налогов, их функции.

 Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

В экономической литературе приводятся самые разные трактовки налоговых функций. Принципиально их можно свести к четырем основным функциям: фискальная; стимулирующая; социальна, контрольная..

Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются.

 Стимулирующая (регулирующая) функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ее устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемами производства и платежеспособным спросом. Через налоги государство осуществляет регулирование финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, стимулирование приоритетного развития отдельных отраслей народного хозяйства, экспорта, научно-технического прогресса и др. Стимулирующая функция реализуется через систему льгот, преференций, штрафные санкции и др.

 Социальная функция налогов обеспечивает процесс перераспределения части доходов от высокообеспеченных слоев населения к малообеспеченным, их социальную защиту.

Контрольная функция состоит в том, что через налоги государство осуществляет контроль над  доходами, расходами и деятельностью налогоплательщиков.

 

  1.  Принципы построения системы налогообложения.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Классические принципы построения системы налогообложения были сформулированы основоположником научной теории налогообложения шотландским экономистом и философом Адамом Смитом (1723–1790):

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам, которыми они пользуются под покровительством и защитой государства.

2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

3. Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время  и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога и рационализации системы налогообложения.

Кроме этих классических принципов, со временем сложился комплекс требований (принципов), предъявляемых как со стороны государства, так и со стороны плательщиков:

– принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источников дохода;

– однократность обложения одного и того же объекта за определенный период;

– стабильность налоговой системы в течение длительного времени;

– оптимальность налоговых изъятий, то есть обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц.  

С развитием национальных экономик меняются и системы налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности.

 

 

  1.  Субъекты и объекты налогообложения, налоговая база.

Субъект налогообложения – это основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и др.) используются с учетом конкретного плательщика. В налоговых законодательствах всех государств в качестве налогоплательщика признаны юридические и физические лица.

В Республике Беларусь плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). Под организациями понимаются:

– юридические лица Республики Беларусь;

– иностранные юридические лица и международные организации;

– простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

– хозяйственные группы.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исполняют налоговые обязательства юридических лиц.

Под физическими лицами понимаются:

- граждане Республики Беларусь;

- иностранные граждане;

- лица без гражданства.

Основанием для возникновения у юридических и физических лиц обязанностей по уплате налогов является получение определенного дохода, прибыли, владение землей, строениями и т. п., т. е. наличие объекта налогообложения. Перечень всех объектов налогообложения и полная характеристика каждого из них устанавливается налоговым кодексом государства.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства. Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения. В качестве объектов налогообложения декларируются: имущество, доходы (прибыль), операции по реализации товаров, работ и услуг, ввоз (вывоз) товаров на территорию Республики Беларусь и др.

Существует также такой термин, как налоговая база. Налоговая база 

(основа налогообложения) представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, образующуюся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий. Расчет налога производится непосредственно от налоговой базы.

  1.  Налоговые ставки и их виды.

Налоговая ставка – это величина налога в расчете на единицу объекта налогообложения. Она устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах. Различают четыре вида ставок:

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме за единицу объекта обложения независимо от размеров объекта (например:  ставки акцизов на табак трубочный - 85 тыс. руб. за 1 кг, сигары -  3600 руб. за 1 шт.).

2. Адвалорные ставки (пропорциональные) устанавливаются в проценте к стоимости объекта обложения (например: основная ставка НДС – 20 %, ставка налога на прибыль – 18 % и др.).

3. Комбинированные ставки — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм (применяется при установлении таможенных пошлин, например: 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм ввозимого товара).

4. Прогрессивные ставки – это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения (применяются в большинстве европейских стран при исчислении подоходного налога с доходов физических лиц, когда лица с меньшими доходами платят по более низким ставкам, чем лица с более высокими доходами).

5. Регрессивные ставки понижаются по мере роста объекта обложения (применяется в России при исчислении единого социального налога, чем выше доход плательщика, тем ниже ставка налога).

  1.  Классификация налогов (прямые и косвенные налоги, республиканские и местные налоги).

Существуют различные классификации налогов – это группировки налогов по различным признакам. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные.

 Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. К ним относятся налог на доходы и прибыль, земельный налог, налог на недвижимость, экологический налог, налоги из зарплаты и др. Например, подоходный налог и налог на прибыль уплачиваются при получении дохода (прибыли) и зависят от его размера.

 Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене и косвенно оплачиваемые потребителем, т. е. в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, НДС. Величина косвенных налогов, перечисляемых в бюджет, не зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщиков, а только от объемов продаж и уровня цен на рынке. Косвенными плательщиками этих налогов являются потребители товаров, работ, услуг, оплатившие их в составе цены, хотя перечисляют косвенные налоги в бюджет производители (импортеры) товаров, работ, услуг. Недостатком косвенных налогов является то, что их бремя в основном ложится на потребителей, в то время как прямые налоги учитывают уровень платежеспособности налогоплательщиков.

Устройство налоговой системы напрямую зависит от государственного строя, существующего в стране. В федеративном государстве налоговая система будет трехуровневой, т. е. по принадлежности к уровням власти можно выделить налоги: федеральные; налоги субъектов федерации; муниципальные.

Республика Беларусь – унитарное государство, поэтому белорусская налоговая система – двухуровневая. Налоги делятся на республиканские и местные.

Республиканские налоги и сборы устанавливаются Национальным собранием, действуют на всей территории республики и являются основным источником дохода республиканского бюджета. К ним относятся НДС, акцизы, налог на доходы и прибыль предприятий, таможенные пошлины и др.

Местные налоги и сборы устанавливаются законодательными органами власти, но вводятся решениями местных органов власти на территориях соответствующих административно-территориальных единиц и зачисляются в местные бюджеты. К ним относятся налог с владельцев собак, курортный сбор, сбор с заготовителей

6. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь

 В основе любой налоговой системы лежит налоговое законодательство. Налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании и в соответствии с Конституцией РБ нормативных правовых актов, которая включает: Налоговый Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения; Декреты, указы  Президента РБ; Постановления правительства РБ, нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления и самоуправления.

Налоговая система РБ является двухуровневой: налоги делятся на республиканские и местные.  Основными доходными источниками белорусского бюджета являются косвенные налоги. В последние годы в Беларуси проводится стимулирующая налоговая политика – значительно сократилось количество налогов и сборов, снижены отдельные ставки налогов, упрощены процедуры налогового администрирования путем уменьшения частоты платежей и предоставления отчетной документации, а также благодаря возможности осуществлять платежи и предоставлять отчетность в электронной форме.

Вместе с тем, действующая налоговая система в силу разных причин имеет серьезные недостатки. Во-первых, налоги носят в основном фискальный характер, при решении вопросов о налогах главным выступает доходность бюджета. Во-вторых, важным недостатком системы является высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов. Несмотря на то, что по ставке он сейчас сравним с развитыми странами, экономическое положение национальных субъектов хозяйствования намного тяжелее, вследствие чего налоговое бремя отечественных налогоплательщиков очень велико. В-третьих, расчет налогов и сборов по-прежнему остается  достаточно сложным.

  1.  Плательщики акцизов и их объекты обложения, облагаемая продукция и ставки акцизов.

Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары и ввозящие подакцизные товары на территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на территорию Республики Беларусь подакцизные товары, а также физические лица, на которых возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Акцизами облагаются:

- спирт этиловый ректификованный технический;

- непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

- алкогольная продукция;

- пиво, пивной коктейль;

- табачные изделия;

- микроавтобусы и легковые автомобили, в том числе переоборудованные под грузовые;

- бензины автомобильные, дизельное топливо и биодизельное топливо, судовое топливо, газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

- масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов в зависимости от видов подакцизных товаров могут устанавливаться: в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) либо в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).

Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками.

Акцизами не облагаются подакцизные товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь; спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками; лекарственные средства; средства и препараты ветеринарного назначения; парфюмерно-косметические средства; коньячный и плодовый спирт;  виноматериалы;  дезинфицирующие средства; товары бытовой химии;  легковые автомобили, предназначенные для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов; табак, используемый в качестве сырья для производства табачных изделий.

  1.  Порядок исчисления и сроки уплаты акцизов.

Сумма акцизов определяется плательщиками акцизов самостоятельно. В расчетных (платежных) документах на подакцизные товары сумма акцизов указывается отдельной строкой. Порядок исчисления акцизов зависит от вида установленной ставки. Сумма акцизов по товарам (за исключением ввозимых на территорию Республики Беларусь), на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется по формулам:

  1.  при формировании отпускной цены на подакцизные товары:

,

где  Са – сумма акцизов;

Н – стоимость произведенной подакцизной продукции без учета акцизов;

А – ставка акциза;

  1.  при реализации подакцизных товаров по рыночным ценам:

Са = (ВНДС) · А,

где В – выручка от реализации подакцизных товаров.

При исчислении акцизов по товарам, на которые установлены твер-

дые (специфические) ставки, применяется следующая формула:

Са = О · А,

где  О – объем продукции в натуральном выражении.

 

При использовании в качестве сырья для изготовления готовой продукции подакцизных товаров, по которым на территории Республики Беларусь уже были уплачены акцизы, сумма акцизов, подлежащая уплате, уменьшается на сумму акцизов по использованному сырью.

  Плательщики акцизов представляют налоговым органам налоговые декларации (расчеты) о суммах акцизов, подлежащих уплате в бюджет, по установленной форме не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Способ уплаты акцизов  и сроки определяются плательщиком акцизов самостоятельно.

  1.  Плательщики и объекты обложения НДС.

Налог на добавленную стоимость был предложен М. Лоре (Франция) в 1954 г. Впервые НДС был введен в Дании и во Франции (1967 г.), в ФРГ (1968 г.). НДС является косвенным многоступенчатым налогом, так как включается в цену товара и в итоге оплачивается конечным потребителем. Объектом выступает добавленная стоимость, субъектами – юридические лица независимо от отраслевой принадлежности, формы собственности. На практике используются четыре основные формы налогообложения добавленной стоимости: метод прямого добавления, метод косвенной надбавки, метод прямого вычитания и метод косвенного вычитания.

Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, индивидуальные предприниматели, а также организации и физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются:

1) обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам; по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами; по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав; по передаче лизингодателем объекта финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю; по передаче арендодателем объекта аренды арендатору;

2)  ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых связывают возникновение налогового обязательства по уплате налога на добавленную стоимость.

  1.  Ставки и льготы по НДС.

Ставки НДС:

0 процентов: товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенные в государства-члены таможенного союза; работы (услуги) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иные подобные работы (услуги), непосредственно связанные с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемые транспортные услуги, включая транзитные перевозки, а также экспортируемые работы по производству товаров из давальческого сырья (материалов); работы (услуги) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемые для иностранных организаций или физических лиц.

0,5 процентов: при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней;

10 процентов: при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень, утвержденный Президентом Республики Беларусь.

20 процентов: реализация и ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь других товаров и услуг, по которым не применяются ставки налога в размере ноль (0) и десять (10) процентов.

Кроме того, обороты по реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам) с учетом налога, облагаются по ставкам, составляющим, соответственно, 9,09 и 16,67 процента.

Имеется ряд товаров (работ, услуг), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь не облагаются НДС, в том числе: лекарственные средства, медицинская техника, приборы и оборудование медицинского назначения; ветеринарные и медицинские услуги по перечням, утвержденным Президентом Республики Беларусь; услуги по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях; услуги в сфере образования, связанные с образовательным процессом; услуги в сфере культуры и искусства по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь; банковские и страховые услуги; услуги учреждений связи, жилищно-коммунальные услуги оказываемые физическим лицам и другие.

  1.  Порядок исчисления и сроки уплаты НДС.

 При реализации товаров (работ, услуг) налог исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям, связанным с реализацией. Налоговым периодом является каждый календарный месяц. Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки и рассчитывается по формуле:

,

где НДС – исчисляемая сумма налога;

 НБ – налоговая база.

Налоговая база определяется плательщиком в зависимости от предусмотренных учетной политикой особенностей реализации произведенных им или приобретенных объектов. При определении налоговой базы оборот от реализации объектов определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах (оборот плательщика в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент фактической реализации объектов).

В Республике Беларусь действует зачетный метод исчисления НДС. Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разность между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммами налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежит вычету в следующем налоговом периоде.

Налогоплательщики ежемесячно представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом . Уплата НДС за истекший налоговый период производится не позднее 22 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

  1.  Особенности уплаты таможенных платежей, акцизов и НДС по ввозимым товарам на таможенную территорию Республики Беларусь.

В соответствии с законодательством организации и физические лица, перемещающие товары через таможенную границу Республики Беларусь, обязаны уплачивать таможенные пошлины (ТП), таможенные сборы за таможенное оформление (ТСО), акцизы (при ввозе подакцизных товаров) и НДС.

Ставки таможенных пошлин могут быть твердыми, адвалорными и комбинированными.

Налоговой базой для исчисления таможенных  пошлин являются таможенная стоимость (ТС) ввозимых (вывозимых) товаров и (или) объем товаров в натуральном выражении.  

Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются в соответствии с фиксированными ставками в зависимости от того, к какой группе отнесены товары в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

Таможенные сборы за оформление уплачиваются по выбору плательщика как в валюте Республики Беларусь, так и в иностранных валютах.

Порядок исчисления акцизов. При исчислении акцизов по ввозимым товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, применяется следующая формула:

 /100 %

где    Н- налогооблагаемая база.

Тогда Н=ТС+ТП,

где   ТС - таможенная стоимость ввозимых товаров;

ТП- сумма таможенной пошлины, подлежащей к уплате.

При исчислении акцизов по ввозимым товарам, в отношении которых установлены специфические (твердые) ставки акцизов, применяется следующая формула:

,

где    О - объем ввозимых товаров в натуральном выражении.

Порядок исчисления НДС. При ввозе для расчета НДС применяется следующая формула:

Сндс=(Н+ Са)А,

где     Сндс - сумма НДС к уплате;

Са- сумма акциза, подлежащая к уплате, при ввозе подакцизных товаров.

Акцизы и НДС уплачиваются при таможенном оформлении товаров до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации  и подлежат вычету при расчете НДС и акцизов после реализации ввезенных товаров на территории Республики Беларусь

  1.  Земельный налог.

Плательщиками земельного налога  признаются организации и физические лица, которым земельные участки на территории Республики Беларусь предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность.

Объектом обложения являются расположенные на территории Республики

Беларусь земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, лесного, водного фонда, а также иного назначения.

Земельным налогом не облагаются земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, заповедники, земли историко-культурного назначения, земли населенных пунктов, земли организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность, а также земельные участки некоторых категорий граждан (ветеранов войны, пенсионеров, инвалидов и лиц, пострадавших в результате Чернобыльской аварии, военнослужащих срочной службы, многодетных семей).

Ставки земельного налога установлены в белорусских рублях за 1 га земельной площади.

Ставки налога на земли сельхозназначения зависят от кадастровой оценки земли (балльной оценки качества земельного участка), а при ее отсутствии налог рассчитывается исходя из средних ставок дифференцированно по районам.

Ставки налога на земли населенных пунктов рассчитываются исходя из кадастровой стоимости земли, которая определяется в рублях и зависит от типа населенного пункта, численности населения, функционального назначения участка и целей его использования и других факторов.

Порядок исчисления:

ЗН = S (га)  х С

S (га) - площадь земельного участка в гектарах

С – ставка налога

Физические лица уплачивают налог на основании извещений ежегодно до 15 ноября, организации производят расчет ежегодно, а уплату ежеквартально.

  1.  Налог за добычу  (изъятие) природных ресурсов.

Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Плательщиками не признаются бюджетные организации.

Объектом обложения является фактический объем добываемых (изымаемых) конкретных видов природных ресурсов согласно установленному Налоговым кодексом перечню.

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены в белорусских рублях в зависимости от видов природных ресурсов.

За превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов либо добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов) налог взимается в десятикратном размере установленной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и оплачивается за счет прибыли плательщика.

Порядок исчисления:

НДПР  = V х С

НДПР  – налог  за добычу (изъятие) природных ресурсов;

V - фактический объем добычи природных ресурсов ;

С – ставка налога.

Уплата и расчет налога производится ежеквартально.

  1.  Экологический налог.

Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели.

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2. сброс сточных вод;

3. хранение, захоронение отходов производства;

4. ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Не облагаются экологическим налогом выбросы от мобильных источников.

Ставки экологического налога установлены в белорусских рублях и зависят от объекта налогообложения. За выбросы в атмосферу ставки устанавливаются в зависимости от класса опасности выбросов, за сбросы в воду от степени их очистки и концентрации вредных веществ, за размещение отходов от их вида и опасности.

Порядок исчисления:

ЭН = V х С,

ЭНэкологический налог;

V - фактический объем  выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов и ввозимых озоноразрушающих веществ.

С – ставка налога

Налог рассчитывается и уплачивается ежеквартально. Плательщики  вправе

уменьшить сумму налога, подлежащую к уплате на капитальные вложения экологического характера, произведенные в отчетном  квартале.

  1.  Отчисления в инновационные фонды.

Инновационные фонды формируются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также могут формироваться Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, Национальной академией наук Беларуси, областными и Минским городским исполнительными комитетами, Федерацией профсоюзов Беларуси, общественными объединениями «Белорусское общество глухих» и «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» с целью финансирования мероприятий по развитию производства товаров (работ, услуг), по техническому перевооружению предприятий.

Плательщики отчислений в инновационные фонды являются государственные организации и хозяйственные общества (имеющие доли государства в уставном фонде)

Объектом обложения для расчёта суммы отчислений в инновационные  фонды является себестоимость продукции (работ, услуг).

Ставка отчислений в инновационные фонды – 0,25 %

Исходя  из   специфики работы отдельных отраслей народного хозяйства могут быть

установлены более высокие нормативы отчислений (например Министерству архитектуры и строительства разрешено для подведомственных организаций устанавливать ставку отчислений до 10,5 %).

 Порядок исчисления:

ОИФ =  Сб.  х  СОИФ (%) / 100 – СОИФ (%)

ОИФ – отчисления в инновационные фонды;

Сб. – себестоимость продукции без учёта ОИФ;

СОИФ (%) – ставка отчислений в инновационные фонды в процентах.

Уплата средств в инновационные фонды осуществляется ежемесячно

  1.  Налог на недвижимость

Плательщиками налога на недвижимость являются организации и физические лица.

Объектом обложения является стоимость зданий и сооружений, объектов не завершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений, в том числе не завершенных строительством (далее - здания и строения).

Годовая ставка налога на недвижимость:

- для организаций устанавливается в размере 1 процента;

- для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей - в размере 0,1 процента;

- для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2 процентов.

Налогом не облагаются здания и сооружения социально-культурного назначения, здания и сооружения организаций, принадлежащих обществам инвалидов, здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, жилые помещения в многоквартирных домах, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие пенсионерам и инвалидам и т.п.

Налог рассчитывается организациями ежегодно исходя из остаточной стоимости объектов обложения на начало года, а уплата производится ежеквартально в размерах 1/ 4 годовой суммы.

Физические лица производят уплату ежегодно до 15 ноября на основании извещений.

  1.  Налог на прибыль.

Плательщиками налога на прибыль являются организации и их филиалы.

Объектом обложения является валовая прибыль, которая определяется как общая сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям, а также дивидендов и приравненных к ним доходов.

Основная ставка налога на прибыль составляет 18 процентов.

Организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов, уплачивают налог на прибыль по ставке 10 процентов.

Ставка налога на прибыль по дивидендам устанавливается в размере 12 процентов.

Прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, облагается налогом на прибыль по ставке 10 процентов.

От налога на прибыль освобождаются:

- прибыль, направленная на благотворительные цели государственным учреждениям здравоохранения, образования и др., но не более 10 % валовой прибыли;

- прибыль, полученная от производства продуктов детского питания;

- организации, в которых более 50 процентов от списочной численности в среднем за период составляют инвалиды;

- организации, осуществляющие эксплуатацию объектов придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов;

другие организации, указанные законодательством.

Порядок исчисления:

 НП = (ВП – ЛП – ПД) х С / 100

НП – налог на прибыль;

ВП – валовая прибыль;

ЛП – льготируемая прибыль;

ПД - прибыль от дивидендов;

С – ставка налога на прибыль.

Плательщики производят расчет налога на прибыль ежегодно, а уплату ежеквартально либо по отчетным  данным  предыдущего года  либо исходя из фактических данных текущего периода.

  1.  Особенности налогообложения прибыли и доходов иностранных юридических лиц.

Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на

территории РБ через постоянное представительство, производят уплату всех налогов и сборов, установленных законодательством, включая налог на прибыль.

Иностранные юридические лица, не осуществляющие деятельность на

территории РБ через постоянное представительство, но получающие доходы на территории РБ производят уплату налога на доходы по следующим ставкам:

плата за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг - 6 процентов;

по доходам от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления - 10 процентов;

дивидендам и доходам от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части - 12 процентов;

роялти и другим доходам - 15 процентов.

Налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет белорусскими налоговыми агентами, которые являются источниками выплаты доходов для иностранных юридических лиц.

  1.  Налогообложение резидентов СЭЗ.

Особенностью налогообложения резидентов СЭЗ является: ограниченный перечень взимаемых налогов; пониженные ставки отдельных налогов; специальные льготы, предусмотренные только для резидентов СЭЗ.

Особенности налогообложения в СЭЗ не распространяются на:

общественное питание, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами, банки и страховые организации.

Резиденты СЭЗ исчисляют и уплачивают в порядке, установленном законодательством следующие налоги и сборы:

- налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов от ставки, установленной законодательством;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на недвижимость с объектов расположенных за пределами СЭЗ,

- экологический налог;

- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

- земельный налог;

- государственную пошлину, патентные пошлины, оффшорный сбор, гербовый сбор,  таможенные пошлины, таможенные сборы, местные налоги и сборы.

Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли.

Обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере десять (10) процентов.

Льготный режим налогообложения действует только при реализации резидентами СЭЗ товаров собственного производства на экспорт, другим резидентам СЭЗ и импортозамещающих товаров.

  1.   Плательщики подоходного налога, объекты налогообложения.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица.

Объектом обложения является доход, полученный в течение календарного года:

физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами;

физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ.

Налоговые резиденты РБ – это физические лица, находящиеся на территории РБ более 183 дней в году.

К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся:  дивиденды и проценты; доходы, полученные от использования на территории Республики Беларусь объектов интеллектуальной собственности; доходы, полученные от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) или от иного использования имущества, находящегося на территории Республики Беларусь; вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей иные доходы, получаемые плательщиком.

Не включаются в объект обложения доходы, полученные плательщиками: от близких

родственников, в размере стоимости обучения плательщиков при их переподготовке, профессиональной подготовке, повышении квалификации, стажировке за счет средств бюджета, организации или индивидуального предпринимателя, являющихся местом их основной работы (службы, учебы) и другие, установленные законодательством, все виды пенсий, стипендий, стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов; все виды социальных пособий; средства, вырученные от продажи личного имущества (недвижимость – раз в пять лет и автотранспортные средства – раз в год); доходы от продажи продукции, произведенной на приусадебных участках, алименты, проценты по депозитам в банках на территории РБ, выигрыши от лотерей и  и др.

  1.  Льготы по подоходному налогу.

При определении размера налоговой базы для расчета подоходного налога физические лица имеют право применить следующие вычеты:

1. Стандартные налоговые вычеты:

1.1. в размере 440 000 белорусских рублей в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 2 680 000 белорусских рублей в месяц;

1.2. в размере 123 000 белорусских рублей в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца ( вычет увеличивается в два раза у вдов(вдовцов) и при  наличии двух и более детей);

1.3. в размере 623 000 белорусских рублей в месяц для физических лиц - чернобыльцев, участников ВОВ, инвалидов 1 и 2 группы, инвалидов с детства, воинов-интернационалистов и др. категорий, установленных законодательством.

2. Социальные налоговые вычеты

2.1. в сумме, уплаченной плательщиком в течение налогового периода за свое обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных на эти цели;

2.2. в сумме, не превышающей 2 550 000 белорусских рублей в течение налогового периода и уплаченной плательщиком в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

3.  Имущественные вычеты:

3.1. в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи (супругом (супругой), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных на эти цели (включая проценты по ним).

4. Профессиональные налоговые вычеты:

4.1. плательщики – индивидуальные предприниматели (частные нотариусы, адвокаты) – в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением ими предпринимательской (частной нотариальной, адвокатской) деятельности;

4.2. плательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, – в отношении таких доходов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов либо в размерах, установленных законодательством.

  1.  Ставки подоходного налога и порядок его исчисления.

Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 12 процентов.

Ставки подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных плательщиками, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от сдачи физическим лицам, в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, находящихся на территории Республики Беларусь в размере, не превышающем 26 500 000 белорусских рублей в налоговом периоде устанавливаются в фиксированных суммах согласно Налоговому кодексу РБ.

Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов, полученных: физическими лицами от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам);  индивидуальными предпринимателями – резидентами Парка высоких технологий и др., установленным законодательством;

Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 15 процентов в отношении доходов, получаемых от осуществления предпринимательской (частной нотариальной, осуществляемой индивидуально адвокатской) деятельности.

Сумма подоходного налога с физических лиц исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. В налоговую базу включаются все доходы, полученные плательщиком как в денежной,  так и в натуральной формах, за вычетом установленных льгот.

Подоходный налог с доходов физических лиц удерживается и перечисляется в бюджет налоговыми агентами ежемесячно.

Индивидуальные предприниматели и частные нотариусы, адвокаты рассчитывают подоходный налог со своих доходов самостоятельно и производят уплату ежеквартально.

  1.  Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц применяется индивидуальными предпринимателями при розничной торговле товарами, отнесенными к товарным группам по перечню, и при оказании потребителям услуг (выполнении работ) по перечню таких услуг (работ), установленному законодательством.

Плательщики единого налога освобождаются от:

-  подоходного налога с физических лиц;

- налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;

- экологического налога;

- налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;

- местных налогов и сборов, уплачиваемых при осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом.

Ставки единого налога устанавливаются в белорусских рублях местными органами управления в пределах его базовых ставок в зависимости от:

видов деятельности;

- населенного пункта, в котором осуществляется деятельность;

- места осуществления деятельности в пределах населенного пункта;

- режима работы;

- иных условий осуществления деятельности.

Ставки налога уменьшаются:

  1.  на 25 % для плательщиков, впервые зарегистрированных как ИП в первые три месяца;
  2.  на 20 % для плательщиков, являющихся пенсионерами по возрасту, инвалидами и др. категорий, установленных законодательством.

К ставкам налога могут применяться повышающие и понижающие коэффициенты в

зависимости от размера торговой площади, количества дней работы.

Единый налог уплачивается ИП ежемесячно до 28 числа месяца, предшествующего осуществлению деятельности.

  1.  Декларирование доходов и имущества физических лиц Республики Беларусь.

Налоговая декларация (расчет) представляется плательщиками, получившими в налоговом периоде:

1. подлежащие налогообложению доходы в соответствии с Налоговым кодексом РБ;

2. доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц в соответствии с Налоговым кодексом в пределах установленных размеров, в случае превышения этих размеров (доход от продажи более 1 автомобиля в год, более одного недвижимого имущества в течении пяти лет и др.);

3. доходы в виде возврата взносов при прекращении ими строительства квартир и (или) индивидуальных жилых домов либо в случае удешевления строительства, возврата излишне уплаченных взносов, а также при их выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства; а также доходы в виде возврата страховых взносов при расторжении до истечения трехлетнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на три и более года, – в случае применения в отношении сумм таких взносов социального налогового вычета;

4. получившие доходы от возмездного отчуждения имущества, авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, доходы от личной деятельности за участие в коммерческих, спортивных соревнованиях (играх, выступлениях), вправе представить по таким доходам налоговую декларацию (расчет) в налоговый орган по месту жительства для получения налоговых вычетов, предусмотренных законодательством.

Налоговая декларация (расчет) представляется плательщиками не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а уплата производится не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом, на основании извещения, вручаемого плательщику налоговым органом не позднее 1 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Декларирование доходов и имущества осуществляется государственными служащими, при трудоустройстве на госслужбу, а также  по письменному требованию органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговых органов, органов внутренних дел, органов государственной безопасности или прокуратуры.

Обязательному декларированию подлежат находящиеся в собствен-ности физических лиц на момент представления декларации:  жилые дома с надворными постройками, гаражи, иные строения, квартиры, а также их части (доли), земельные участки; транспортные средства, за исключением мопедов, велосипедов и гужевого транспорта; произведения искусства, драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, стоимость каждого из которых превышает 1 000 базовых величин или общая стоимость которых превышает 2 000 базовых величин; строительные материалы, за исключением предназначенных для строительства и (или) реконструкции жилых помещений, общая стоимость которых превышает 2000 базовых величин;  иное имущество, стоимость единицы которого превышает 2 000 базовых величин; акции, доли (вклады) в уставных фондах хозяйственных товариществ и обществ, паи в производственных и потребительских кооперативах, объекты незавершенного строительства, их части (доли) на сумму, превышающую 15 000 базовых величин.

Не подлежат декларированию денежные средства, облигации, векселя и другие ценные бумаги, находящиеся в собственности физических лиц, за исключением ценных бумаг, указанных списке обязательного декларирования. Декларирование источников денежных средств осуществляется путем представления физическими лицами деклараций об источниках денежных средств. Декларации об источниках денежных средств представляются до совершения сделки на сумму, превышающую 2 000 базовых величин, а при совершении сделки с имуществом, указанным в п. 6 списка обязательного декларирования,– на сумму, превышающую 15 000 базовых величин.

 

  1.  Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

Плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения (далее УСН) признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на применение такой системы в порядке, установленном законодательством.

Применять упрощенную систему вправе при одновременном соблюдении критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение, организации с численностью работников в среднем за указанный период не более 100 человек, индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки нарастающим итогом за девять месяцев составляет не более 9 000 000 000 белорусских рублей.

Уплата налога при упрощенной системе  заменяет уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет за исключением: налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на территорию Республики Беларусь; государственной пошлины;  патентных пошлин;  консульского сбора; оффшорного сбора; гербового сбора; налога на прибыль в отношении дивидендов и приравненных к ним доходов; обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;  налога на добавленную стоимость, за исключением организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 3 400 000 000 белорусских рублей; налога на недвижимость со стоимости принадлежащих индивидуальным предпринимателям зданий и сооружений (их частей), не используемых в предпринимательской деятельности.

Не вправе применять упрощенную систему: производители подакцизных товаров, осуществляющие: лотерейную деятельность; профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; осуществляющие: риэлтерскую деятельность; страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объединения страховщиков); банковскую деятельность (банки); деятельность в сфере игорного бизнеса и другие, установленные законодательством

Объектом налогообложения налога при упрощенной системе признается валовая выручка.

Организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 3 400 000 000 белорусских рублей в год, осуществляющие розничную торговлю и (или) оказывающие услуги общественного питания, в отношении указанной деятельности вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, определяемый как разница между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за отчетный период.

Ставки налога при упрощенной системе устанавливаются в следующих размерах:

- семь (7) процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;

- пять (5) процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость;

- два (2) процента – для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

- пятнадцать (15) процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, определенных законодательством  ставки налога при упрощенной системе устанавливаются в следующих размерах:

- пять (5) процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;

- три (3) процента – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость.

Сумма налога при упрощенной системе исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога.

Уплата налога при УСН для плательщиков НДС  производится ежемесячно, для остальных ежеквартально.

  1.  Права и обязанности налогоплательщиков.

Налогоплательщики имеют право:

а) знакомиться с актами проведенных проверок;

б) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;

в) в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов;

г) знакомиться  в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь со всеми актами налогового законодательства;

д) требовать от налоговых органов официальных разъяснений по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных у данного плательщика налогов проверок, а также представлять налоговым органам свои пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных у данного плательщика налогов проверок;

е)  на  зачет  или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных    сумм  налогов,  сборов  (пошлин),  пеней;

ж)  использовать  налоговые  льготы  при наличии оснований и в порядке,  установленных законодательством;

з)  требовать соблюдения налоговой тайны и др..

Плательщики   налогов обязаны:

а)  уплачивать    установленные  налоговым   законодательством налоги, сборы (пошлины);

б) зарегистрироваться  в  качестве  плательщика  налогов  в инспекции  Министерства  по  налогам и сборам Республики Беларусь по месту своего нахождения  или  проживания  в  15-дневный  срок  после выдачи документов о своей регистрации.

в) вести  в   установленном  порядке   бухгалтерский  учет  и отчетность  о  финансово-хозяйственной  деятельности  и представлять налоговым  органам  бухгалтерские  отчеты   и  балансы,  расчеты  по налогам,  декларации  и  другие  необходимые  документы  и сведения, связанные с  исчислением и уплатой  налогов, а также  обеспечивать в течение десяти лет  сохранность документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность  плательщиков налогов, согласно устанавливаемому  Правительством Республики  Беларусь перечню  таких документов  или же  в течение  трех лет  после проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов.

в) предъявлять,  а  в  соответствующих  случаях представлять в налоговые  органы  документы,  подтверждающие  право  на  льготы  по налогам;

г) при реализации товаров (работ,  услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;

д) оказывать  содействие должностным лицам  налоговых органов в их  деятельности  по  проверке  исчисления  и  уплаты налогов данным плательщиком;

е) при  прекращении  деятельности  или  внесении   изменения в учредительные документы в 15-дневный срок извещать об этом налоговые органы и др..

 

  1.  Налоговые нарушения и их виды, меры ответственности налогоплательщиков.

Налоговое нарушение – это противоправное действие или бездействие, повлекшее за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком норм и положений, установленных актами налогового законодательства.

Налоговое правонарушение может быть совершено умышленно или по небрежности.

Существуют следующие виды налоговых нарушений:

  •  нарушение порядка постановки на налоговый учет и уклонение от него;
  •  фальсификация данных учета и отчетности, уклонение от учета и искажение данных об открытии счета в банках;
  •  заведомое сокрытие налоговых преступлений, порча документов, подлог ценностей, другие преступления;
  •  нарушений правил декларирования, уклонение от декларирования;
  •  нарушение порядка хранения документов по налогообложению;
  •  неправильное уменьшение сумм налогов и сборов;
  •  неправомерный зачет или возврат сумм налогов;
  •  неверное применение режима налоговых льгот;
  •  противодействие налоговым органам, отказ от выдачи налоговых документов;
  •  уклонение от налогообложения;
  •  нарушение банком условий открытия счета и перечисления налогов;
  •  неисполнение банком требований по приостановлению операций по счетам и взиманию налогов при наличии средств;
  •  несоблюдения порядка пользования арестованным имуществом;
  •  невыдача документов по расследованию дел о налоговом правонарушении;
  •  отказ свидетеля от показаний, эксперта – от участия в делах о нарушениях;
  •  незаконное воздействие на налоговые органы в целях сокрытия нарушений и другие.

Лица, совершившие налоговые нарушения, привлекаются к финансовой, административной либо уголовной ответственности, предусмотренной законодательными актами РБ, действующими на момент или в течение совершения этого нарушения.

  1.  Порядок взыскания и возврата налоговых и неналоговых платежей.

Суммы налогов, неналоговых платежей в бюджет, штрафов и суммы других финансовых санкций, не внесенные в установленные сроки, пени за несвоевременное внесение платежей взыскиваются за все время уклонения от уплаты по распоряжению налоговых органов в бесспорном порядке с органихзаций и в судебном порядке с физических лиц. 

Решение налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица) – организации незамедлительно доводится до сведения банка, где открыты счета плательщика (иного обязанного лица) – организации, и подлежит безусловному исполнению банком в первоочередном порядке не позднее одного банковского дня со дня получения им этого решения. При этом банком приостанавливаются, если иное не установлено законодательством, все другие расходные операции по счетам плательщика (иного обязанного лица) – организации.

Причитающиеся в доход бюджета суммы (задолженность по платежам, финансовые санкции, штрафы) при недостаточности рублевых средств и наличии иностранной валюты на валютных счетах плательщиков выплачиваются в валюте по курсу, действующему на дату взыскания.

Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика

(иного обязанного лица) – организации производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). Решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) принимается с учетом сроков исполнения обязательств между плательщиком (иным обязанным лицом) и его дебиторами.

Взыскание недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также штрафов, финансовых и иных санкций, предусмотренных законодательством с плательщиков при отсутствии у них денежных средств, обращается на их имущество путем зачисления в соответствующий бюджет денежных средств от его реализации.

Суммы налогов и неналоговых платежей в бюджет, излишне поступившие в результате неправильного их исчисления либо нарушения установленного порядка взимания, подлежат возврату либо зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм, если не истек годичный или иной установленный законодательными актами Республики Беларусь срок со дня их поступления.

Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в счет предстоящих платежей осуществляется налоговым органом самостоятельно либо на основании письменного заявления плательщика (иного обязанного лица).

Излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит возврату плательщику (иному обязанному лицу) по его письменному заявлению в случае отсутствия у плательщика (иного обязанного лица) неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы.

 

  1.  Контроль налоговых органов.

Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.

Цель налогового контроля заключается в обеспечении своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и бюджетные фонды, в устранении отклонений от норм действующего налогового законодательства.

В зависимости от времени осуществления контроля можно выделить 3 формы налогового контроля: предварительный; текущий; последующий.

Основным видом налогового контроля является проверка.

Налоговая проверка может быть камеральной  и  выездной, плановой и внеплановой.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения

плательщика (иного обязанного лица) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке.

Выездные налоговые проверки могут быть: комплексными; рейдовыми; тематическими; встречными.

По итогам налоговой проверки должностными лицами налоговых органов составляются акт или справка по форме, установленной законодательством.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42068. Определение кратчайшего пути между вершинами ориентированного графа с циклами 2.43 MB
  Длины дуг могут определять различные характеристики: расстояние стоимость время пропускную способность и т. Определить наикратчайший путь между вершиной 1 и вершиной 7 на графе с циклами представленном на рис. Рис. Матрица транспортных расходов соответствующая данному графу представлена на рис.
42069. Изучение работы жидкостного U-образного манометра и комплекта приборов для измерения давления пневматической ветви ГСП 764 KB
  В процессе выполнения лабораторной работы закрепить знания по разделу Измерение давления и Дистанционная передача сигнала измерительной информации теоретического курса Технические измерения и приборы. Ознакомиться с принципом действия устройством преобразователя измерительного разности давления пневматического 13ДД11 в комплекте с вторичным прибором ПКР. Присоединив оба свободных конца трубки прибора к двум полостям с разными давлениями можно по разности уровней жидкости в приборе определить разность давлений.
42070. Решение задачи динамического программирования 659.5 KB
  Требуется перевезти груз из пункта 1 в пункт 10 с минимальными затратами на перевозку. Сетевой график дорог Стоимость перевозки груза из пункта s s=129 в пункт j j=2310 представлена в таблице Маршрут Расстояние Маршрут Расстояние 12 4 27 13 11 37 14 3 47 4 25 3 58 9 35 1 68 45 4 78 7 26 4 59 8 36 6 69 5 46 6 79 12 810 5 910 3 Все множество вершин пунктов разбивается на подмножества: . На первом этапе принимается решение через какой пункт принадлежащий второму подмножеству везти груз из пункта 1. На...
42071. Решение задачи о распределении ресурсов методом динамического программирования 610.5 KB
  Средства X выделенные kому предприятию приносит в конце года прибыль . Функции заданы таблично: X f1X f2X f3X f4X 1 8 6 3 4 2 10 9 4 6 3 11 11 7 8 4 12 13 11 13 5 18 15 18 16 Определить какое количество средств нужно выделить каждому предприятию чтобы суммарная прибыль равная сумме прибылей полученных от каждого предприятия была наибольшей. Пусть количество средств выделенных kому предприятию. Уравнения на м шаге удовлетворяют условию: либо kому предприятию ничего не выделяем: либо не больше того что...
42072. Изучение работы приборов для измерения давления электрической ветви ГСП 101.5 KB
  Ознакомиться с принципом действия устройством преобразователя измерительного Метран43 в комплекте с вторичным прибором и приобретают навыки в определении давления при помощи измерительных преобразователей типа Метран43. Снять статическую характеристику измерительного преобразователя Метран43.1 Преобразователи давления типа Метран43 Преобразователи разности давления типа Метран43 предназначены для промышленных систем автоматического контроля и систем в составе АСУ ТП на базе микропроцессорной техники работающих со...
42073. Нахождение оптимального решения по векторному критерию 362.5 KB
  Метод ведущего критерия – все критерии кроме самого важного заносятся в систему ограничений. Метод равных и наименьших относительных отклонений – оптимизируемые критерии включают в число неизвестных задачи а систему ограничений дополняют требованием равных относительных отклонений значений критериев в компромиссном решении от их экстремальных значений. Найти решение следующей трехкритериальной задачи Система ограничений: 1 Применим информационные технологии Excel для решения задачи. Для нахождения компромиссного...
42074. Расчет производственной программы технического обслуживания и текущего ремонта главной передачи автомобиля Ваз 2107 с разработкой планировочного решения зоны текущего ремонта 2.25 MB
  Двойные главные передачи устанавливают на автомобилях большой грузоподъемности для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и повышения передаваемого крутящего момента. В этом случае передаточное число главной передачи подсчитывается как произведение передаточных чисел конической
42075. Изучение конструкции и тарировка измерительного преобразователя уровня буйкового типа УБ-П 101 KB
  Изучить принцип действия и конструкции измерительного преобразователя уровня. Ознакомление с методикой тарировки измерительных преобразователей уровня буйковых с пневматическим выходным сигналом. При изменении уровня жидкости в аппарате масса буйка в жидкости изменяется пропорционально изменению уровня.