36179

Теория финансов

Шпаргалка

Финансы и кредитные отношения

Страховая защита и страховые фонды Страхование создание специальными организациями фондов в денежной форме за счет страховых взносов юридических и физических лиц и предназначенных для реального возмещения только участникам их создания ущерба возникающего в результате наступления стихийных событий и несчастных случаев. страхование предусматривает перераспределение ущерба как в пространстве так и во времени; страховые взносы мобилизованные страховщиком имеют возвратный характер. Страхование подразделяется на три отрасли...

Русский

2013-09-21

212 KB

0 чел.

«Теория финансов»

1. Сущность и функции финансов

 Финансы – представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением, использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение  условий расширенного воспроизводства.

В понятие финансов входят следующие группы денежных отношений между предприятиями – возникают в процессе реализации товарно-материальных ценностей, услуг, выполнения работ, между предприятиями и занятыми в них рабочими и служащими, между предприятиями и их вышестоящими органами, между предприятиями и госбюджетом, между предприятиями и учреждениями банка, между предприятиями, а  также страховыми органами и органами социального страхования, между предприятиями Республики Беларусь и предприятиями других стран и др.

Т.о., финансы включают лишь те денежные отношения, в результате которых обеспечивается образование, распределение и использование денежных фондов и фондов предприятий и государства.

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Однако этих первичных доходов обычно недостаточно для того, чтобы финансировать расходы, связанные с содержанием непроизводственной сферы, обороны страны и др., поэтому необходимо дальнейшее распределение и перераспределение национального дохода.

Это перераспределение вызвано следующими причинами:

необходимостью межотраслевого перераспределения средств;

необходимостью территориального перераспределения;

наличием наряду с производственной сферой непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культура, искусство и т.д.);

необходимость перераспределения доходов между классами, группами населения.

В результате перераспределения национального дохода, образуются вторичные доходы (доходы непроизводственной сферы и госбюджета). 

Контрольная функция финансов порождена их распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением ВВП, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и за их целевым расходованием. Контрольная функция может проявляться:

- до наступления распределительного процесса;

- в ходе осуществления этого процесса;

- после завершения этого процесса.

Контрольная функция финансов реализуется на практике через осуществление финансового контроля – специальной формы проявления и использования данной функции. Финансовый контроль осуществляется через деятельность финансовых, налоговых и других органов контроля.

2. Финансовые ресурсы государства

Финансовые ресурсы – это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, формирующиеся в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВВП, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

Чистый доход в составе валового внутреннего продукта является основным источником формирования финансовых ресурсов государства. В процессе распределения и перераспределения части ВВП создаются централизованные и децентрализованные фонды  денежных средств.

К источникам, за счет которых формируются централизованные фонды финансовых ресурсов, относятся также отчисления хозяйствующих субъектов органам государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в целевые бюджетные фонды (дорожный фонд, фонд содействия занятости и т.д.).

Основная часть финансовых ресурсов аккумулируется в централизованном фонде финансовых ресурсов государства – государственном бюджете. Концентрация крупных денежных средств в бюджете способствует ведению единой финансовой политики, обеспечивает возможность финансирования важнейших общегосударственных программ. Финансовые ресурсы направляются на развитие реального сектора экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, социальную защиту населения, пенсионное обеспечение, на финансирование обороны, правоохранительных органов и государственного управления, выплату страховых сумм по всем видам имущественного и личного страхования и др.

3. Финансовая система  государства

Финансовая система это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий. Необходимо отличать понятия «финансовая система» и «финансовый аппарат». Финансовый аппарат – это часть общегосударственного управленческого аппарата, на который возложено управление финансовой системой Республики Беларусь (Совет Министров, Министерство финансов, МНС, ФСЗН, Таможенный комитет, отраслевые министерства и ведомства).

Финансовая система Республики Беларусь включает в себя следующие две крупные сферы финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций разных форм собственности (децентрализованные финансы) и общегосударственные финансы (централизованные финансы).

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Внутри сферы «финансы субъектов хозяйствования» выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.

Общегосударственные (централизованные) финансы можно определить как систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денежных средств и использованием их на общегосударственные потребности.

Звеньями общегосударственных финансов выступают государственный бюджет, государственный кредит и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Третьей (дополнительной) сферой финансовой системы является финансовый аппарат. Особенность финансового аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата и его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако данная сфера оказывает непосредственное влияние на финансовые отношения, организуя их таким образом, чтобы эффективное воздействие оказывалось на все стороны деятельности народного хозяйства.

4. Финансовая политика государства

Финансовая политика – это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.

Основными целями финансовой политики являются наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:

  •  отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения;
  •  рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;
  •  построение рациональной налоговой системы;
  •  обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;
  •  уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение его покрытия на основе государственных ценных бумаг;
  •  либерализация внешнеэкономической деятельности;
  •  выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из текущих потребностей страны.

Самостоятельными составными частями финансовой политики являются налоговая, бюджетно-финансовая (или вместе бюджетно-налоговая = фискальная) и денежно-кредитная (монетарная) политика.

5. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Различают виды монетарной политики:

  1.  Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.
  2.  Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

  •  снижение нормы обязательных резервов
  •  снижение ставки рефинансирования
  •  покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

  •  повышение нормы обязательных резервов
  •  повышение ставки рефинансирования
  •  продажа центральным банком государственных ценных бумаг

Цель денежно-кредитной политики в 2012 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.

Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны. С учетом погашения Республикой Беларусь обязательств (внутренних и внешних) в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы на конец 2012 года составят 6,1 – 7 млрд. долларов США согласно приложению.

Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.

С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20 – 23 % годовых.

Продолжится взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом ЕврАзЭС, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

6. Фискальная политика Республики Беларусь на современном этапе

Государственный бюджет пополняется в основном за счет налоговых поступлений, поэтому бюджетная политика государства тесно связана с налоговой, образуя фискальную политику государства.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства.

Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.

При любой экономической системе можно выделить циклические колебания: подъемы и спады в экономике, вызванные шоками совокупного спроса и совокупного предложения и называемые экономическими или деловыми циклами. Фазами деловых циклов являются подъем, «пик», рецессия (или спад) и «дно», то есть кризис. Нередко такие колебания деловой активности непредсказуемы и нерегулярны. Также Причины таких циклов могут быть самыми разными: от войн, революций, технологического процесса и поведения инвесторов до, например, количества магнитных бурь за год и рациональности макроэкономических агентов.

Как правило, политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе цикла находится страна: подъеме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую экономическую политику. Если страна испытывает подъем, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране.

Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике.

7. Управление финансами государства

Управление финансами — это осознанное воздействие органов управления на финансы страны (в том числе — финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъектов) и на все финансовые процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства.

В качестве объектов управления выступают виды финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат, который является составной частью общегосударственного аппарата управления народным хозяйством.

В теории финансов различают: а) стратегическое, или общее, управление; б) оперативное управление. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера финансовых ресурсов для осуществления финансовых программ и др. Это обязанность органов государственного и хозяйственного управления — парламента, Администрации Президента, Министерства финансов. Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и др. Оперативное управление финансами является главной функцией аппарата финансовой системы, реализуемой в повседневной текущей работе финансовыми службами предприятий, отраслевых министерств и комитетов, работниками Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и др.

В управлении финансами можно выделить такие взаимосвязанные элементы, как планирование, оперативное управление и контроль.

Планирование занимает центральное место в управлении финансами. Это объясняется тем, что при планировании всесторонне оценивается состояние финансов того или другого субъекта хозяйствования, выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Оперативное планирование представляет собой  комплекс мероприятий, цель которых – получение максимального эффекта от перераспределения финансовых ресурсов при минимуме затрат.

Контроль как элемент управления осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управления. Он призван обеспечить полное и своевременное поступления денежных средств в централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов, доведение их до получателя, экономное и целевое использование.

8. Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое планирование следует рассматривать как планомерное управление процессами движения денежных средств, формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях. Финансовое планирование – это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение требуемого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и эффективное использование.

К объектам финансового планирования относятся:

1. Движение финансовых ресурсов на всех уровнях управления.

2. Финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании фондов денежных средств.

В современных условиях хозяйствования конечной целью финансового планирования является обеспечение эффективной деятельности субъекта на основе принятия и реализации обоснованных решений по формированию и рациональному использованию финансовых ресурсов.

Финансовому планированию во многих случаях предшествует прогнозирование, которое отличается значительно меньшей точностью реализации намечаемых показателей. Финансовое прогнозирование – функция управления финансами, поскольку любое управленческое решение по природе своей является прогнозом.

Целью финансового прогнозирования является определение возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и использования в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить различные варианты развития и совершенствования системы финансов, форм и методов реализации финансовой политики.

Основные принципы финансового планирования:

  •  объективной необходимости – предполагает использование финансового планирования как начальной стадии процесса управления экономикой;
  •  эффективности – предполагает использование финансового плана как инструмента получения положительных финансовых результатов в любой хозяйственной сделке;
  •  комплексности – полное согласование производственных планов и финансовых возможностей предприятия;
  •  научности – использование при составлении финансового плана всегда известных закономерностей развития общества и экономики, сложившейся ситуации в экономике предприятия  государства и влияния других внешних и внутренних факторов.

Методы планирования:

  •  Коэффициентныйсуть – корректировка плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период.
    •  Расчетно-аналитический основан на анализе движения финансовых ресурсов за истекший период.
    •  Нормативный планирование уровня любого экономического показателя осуществляется на основе использования множества действующих норм, нормативов. (Метод точный, но трудоемкий, т.к. предполагает использование и учет при планировании множество информации).
    •  Экспертных оценок планирование доходов и расходов осуществляется по нескольким вариантам и лучший вариант определяют специалисты-эксперты. (Основной недостаток – субъективизм экспертов).
    •  Метод экономико-математического моделирования вариант финансового обеспечения субъектов хозяйствования определяется при помощи ЭВМ на основе учета всей суммы факторов, имеющих цифровое выражение. (Достоинство – объективность).
    •  Балансовый способ взаимной увязки каждого вида расходов с источниками их покрытия.

9. Необходимость финансового контроля

Финансовый контроль есть проверка специально созданными органами правильности соблюдения установленных форм финансовых отношений, а также изучение их положительных и отрицательных сторон с целью подготовки предложений для дальнейшего совершенствования.

Объективной основой финансового контроля выступает контрольная функция финансов. Она создает государству возможность эффективно воздействовать на процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Следует подчеркнуть, что для реализации данной функции необходимы общественные отношения, обязательное участие людей и специальные органы контроля. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: 1. контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; 2. оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

В отличие от других видов контроля (административного, экологического и т.д.) финансовый контроль осуществляется в денежной форме. В этом его важнейшая особенность.  

Объектом финансового контроля являются, прежде всего, распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Непосредственным предметом контроля выступают различные стоимостные показатели: прибыль, доход, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налоговые и неналоговые платежи, отчисления на формирование отдельных фондов и т.д. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях (бартерные сделки) – и без денег.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

  •  содействовать сбалансированности потребностей в финансовых ресурсах и размеров денежных доходов и фондов народного хозяйства;
  •  обеспечивать своевременное и полное внесение неналоговых и неналоговых платежей в государственный бюджет и другие фонды;
  •  выявлять внутрихозяйственные резервы роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости продукции (работ, услуг) и повышению рентабельности;
  •  способствовать рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
  •  обеспечивать соблюдение действующего законодательства и нормативных актов по всем финансовым вопросам, относящимся к сферам налогообложения, бюджета, инвестиционной деятельности, государственного кредита и т.д.

Финансовый контроль проводится на макро- и на микроуровнях:

- финансовый контроль на макроуровне – это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Объектом контроля на этом уровне управления выступают государственные финансы. Субъектами контроля выступают законодательные органы власти и государственные органы управления. Контроль в сфере государственных финансов представлен в виде налогового и бюджетного контроля, страхового и банковского надзора.

- финансовый контроль на микроуровне – это контроль на уровне отдельных организаций всех форм собственности. Объектом контроля выступает финансово-хозяйственная деятельность организаций, предметом – финансовые показатели деятельности конкретной организации (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.). Финансовый контроль на этом уровне осуществляется экономическими службами организации, отельными ее специалистами. Для этих целей привлекаются также независимые аудиторские организации.

10. Виды и формы государственного финансового контроля

Финансовый контроль в зависимости от его функционального назначения подразделяется на общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный и аудит.

Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого субъекта деятельности, независимо от его подчиненности и формы собственности.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется во всех министерствах и ведомствах по отношению к подведомственным государственным предприятиям, организациям, учреждениям.

Внутрихозяйственный контроль проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность. Особая роль при этом отводится главному бухгалтеру.

В зависимости от времени осуществления государственный финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Основным видом предварительного и текущего финансового контроля является визуальная проверка. Данный вид проверки не оформляется актами, справками. Дело ограничивается устными или письменными указаниями со стороны проверяющего о недопущении или прекращении незаконного или нецелесообразного действия.

Основными видами последующего финансового контроля являются: проверка, экономический анализ, ревизия. 

Проверки, проводимые органами государственного финансового контроля (например, налоговыми органами), подразделяются на документальные (выездные) и камеральные.

Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должностных лиц.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, и имеющихся у субъекта контроля документов и сведений проверяемых юридических и физических лиц.

Экономический анализ оценка результатов хозяйственно-финансовой работы субъекта деятельности, выявление и определение путей улучшения экономического положения.

Ревизия комплексный вид последующего финансового контроля. Она представляет собой детальное изучение всех сторон и участков хозяйственно-финансовой деятельности подконтрольного субъекта.

Методы проведения финансового контроля хронологический или систематизированный, метод формальной проверки, метод фактической проверки, аналитически-нормативный метод, метод встречной проверки, корреспондирующий метод, метод установления законности хозяйственно-финансовых операций.

11. Аудиторский контроль

Аудит есть независимый, платный финансовый контроль, а также система оказания платных услуг по совершенствованию хозяйственно-финансовой деятельности для предприятий, организаций, учреждений негосударственной формы собственности.

Аудиторы и аудиторские организации выполняют два вида работ:

  1.  проводят аудит:
    •  достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    •  правильности отражения операций по счетам бухучета;
    •  целевого использования кредитов и инвестиций;
    •  финансового состояния инвестора и т.д.
  2.  оказывают сопутствующие аудиту услуги:
    •  по составлению бух. (финансовой) отчетности;
    •  постановке, восстановлению, ведению бухучета;
    •  составлению деклараций о доходах и имуществе;
    •  анализу финансовой и хозяйственной деятельности и т.д.

Отличия аудита от ревизии

  •  аудиторская деятельность гарантирует конфиденциальность и сохранность коммерческой тайны. Ревизии, являются гласными,
  •  аудиторские услуги – платные, а ревизии оплачиваются вышестоящим органом или государством,
  •  по результатам аудита составляется заключение, по результатам ревизии – акт,
  •  по последствиям ревизии – штрафы, взыскания, по аудиту – исправление,
  •  при аудиторских проверках взаимоотношения между аудиторами и предприятиями – добровольные, а  при ревизиях – носят административный обязательный характер.

12. Финансы социальной сферы

К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, а также связанные с перемещением грузов, хранением продуктов, сортировкой, упаковкой и другими функциями, являющимися продолжением производства в сфере обращения.

Остальные виды деятельности образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности. В данном случае критерием разграничения отраслей экономики на две сферы является их отношение к процессу создания материальных благ, результат труда.

Такие отрасли непроизводственной сферы, как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение формируют так называемую социальную  сферу. Они являются проводниками социальной политики государства, формируют жизненный уровень населения, обеспечивают воспроизводство человеческого капитала посредством оказания социальных услуг, развития социальной инфраструктуры общества.

Масштабы деятельности непроизводственной сферы характеризуются рядом показателей, в том числе - объемом государственного финансирования.

Услуги отраслей непроизводственной сферы могут быть для потребителей бесплатными либо платными (полностью или частично). Услуги населению, оплачиваемые государством, преимущественно бесплатны. Источником финансового обеспечения бесплатных услуг является государственный бюджет.

Общим для организации финансов социальной сферы является отсутствие их в процессе первичного распределения и образования первичных доходов и фондов.

Поскольку процесс производства и потребления услуг совпадает во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекращают свое движение. Средства этих фондов либо переходят в сферу личного потребления в виде зарплаты, стипендий и т.п., либо образуют выручку организаций, продукция которых приобретается для формирования материально-технической базы организаций непроизводственной сферы. Отсюда вытекают следующие особенности финансов социальной сферы.

  •  поскольку во всех отраслях данной сферы не создаются национальный доход и первичные доходы, то финансы охватывают сферу перераспределительных отношений, определяют объем вторичных доходов, поступлений, их распределение и использование.
    •  источником покрытия затрат в непроизводственной сфере является национальный доход, созданный работниками материального производства.
    •  поскольку основным источником финансирования отраслей непроизводственной сферы является государственный бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между государством и организациями непроизводственной сферы.
    •  в условиях развития рыночных отношений, а также дефицита бюджета развивается сфера платных услуг, привлекаются внебюджетные источники финансирования.
    •  в структуре затрат учреждений непроизводственной сферы высокий удельный вес занимает заработная плата (по ряду отраслей она достигает 60-80 %), поэтому основным объектом финансовых отношений в учреждениях этой сферы является фонд заработной платы - его формирование, распределение и использование.

13. Государственный бюджет

Бюджет представляет собой систему специфических финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фонда  денежных средств государства.

Государственный бюджет выполняет следующие основные функции перераспределение национального дохода, финансовое обеспечение социальной политики, государственное регулирование и стимулирование экономики, контроль за образованием и использование централизованного фонда денежных средств.

Существенным признаком бюджета является его плановость. Бюджет – это план управления бюджетными ресурсами на очередной временной период.

Бюджет является важнейшим рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных доходов и расходов правительства могут осознано изменять объем совокупного спроса. В связи с этим различают эспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что позволяет ослабить.

Для выполнения своих функций государственному бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы ему концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.

14. Государственные целевые бюджетные фонды

Специфика целевых бюджетных фондов состоит в том, что в отличие от традиционного бюджета, удовлетворяющего потребности всего общества (национальная оборона, образование, здравоохранение и др.), целевые бюджетные фонды функционируют в большинстве случаев либо для обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счет чьих средств эти фонды формируются (дорожный фонд в большей его части), либо для компенсации использования отдельными экономическими субъектами благ, принадлежащих всему обществу в целом: окружающей природной среды, водных и биологических ресурсов (фонд охраны природы).

Целевые бюджетные фонды - это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств; принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения части вновь созданной стоимости.

Под государственным целевым бюджетным фондом понимается фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по целевому назначению.

В Республике Беларусь перечень государственных целевых бюджетных фондов ежегодно устанавливается законом «О бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год».

В 2012 году таковыми признаны:

- фонд национального развития;

- инновационные фонды

-

15. Дефицит бюджета, его финансирование

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использование на финансирование расходов, не обеспеченных доходами.

Дефицит может  отражать намерение правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей  хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов. Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике. В отдельных случаях превышение расходов над доходами  становится  результатом чрезвычайных обстоятельств, когда средств и резервов у государства недостаточно.

Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием чрезмерных государственных расходов,  ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы и циклических спадов в экономике.

Источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, местных бюджетов - решениями соответствующих Советов депутатов. Для сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов могут выделяться дотации из вышестоящих бюджетов. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета.

Различают долговое (не инфляционное)  за счет государственных долговых обязательств, местных займов и т.д.) и денежное (инфляционное) эмиссия денежных средств, кредиты центрального банка страны и т.д. финансирование дефицита бюджета. В Республики Беларусь кредитование Правительства по финансированию дефицита запрещено на законодательном уровне.

Также источниками финансирования дефицита бюджета  могут быть как внутренние, так и внешние источники. К внутренним источникам относятся государственные займы посредством выпуска государственных ценных бумаг (в национальной валюте), кредиты национального (центрального) банка страны, эмиссия денежных знаков. К внешним источникам относятся государственные займы (в иностранной валюте), кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций.

16. Бюджетная система государства

Бюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней в государстве.

Республика Беларусь относится к странам с унитарным бюджетным устройством, следовательно, бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух звеньев (уровней) общегосударственного бюджета и местных бюджетов. К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, осуществляемых на соответствующей территории.

Принципы построения бюджетных систем:

  •  Принцип единства обеспечивается одной законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации и согласованными принципами бюджетного процесса.
  •  Принцип полноты обеспечивается включением в бюджеты всех налогов и других обязательных платежей, которые являются таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  •  Принцип реальности означает финансирование расходов, исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
  •  Принцип гласности требует доведения до сведения граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством.
  •  Принцип самостоятельности обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

17. Бюджетное устройство государства

Организация и принципы формирования бюджетной системы, взаимоотношения между бюджетами различных уровней, бюджетные права и бюджетный процесс входят в понятие бюджетного устройства.

Различают два вида бюджетных устройств: унитарное и федеративное.

В унитарных государствах бюджетная система имеет два звена(уровня): общегосударственный бюджет и местные бюджеты.

В федеративных государствах бюджетная система имеет три звена (уровня): общегосударственный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты.

Каждое из приведенных бюджетных устройств имеет свои преимущества и недостатки. Так, для унитарных бюджетных устройств характерна централизация финансовых ресурсов в руках центрального правительства, что позволяет контролировать бюджетные потоки, оперативно направлять их на общегосударственные цели и определенные государственные и местные программы.  К недостаткам можно отнести ущемление инициативы на местах, отсутствие гибкости и неповоротливость бюрократического аппарата.

Федеративное устройство обеспечивает не только децентрализованное принятие бюджетных решений, но и распределение полномочий, разделение государственной власти, обеспечение множественности национальных суверенитетов. В то же время усложняются процедуры контроля за бюджетными средствами, дублируются финансирование бюджетных программ и размывание ответственности.

Большинство из существующих в мире государств являются унитарными. К ним относятся многие страны Западной  и Центральной Европы, в том числе и Республика Беларусь. Но самые крупные государства мира имеют федеративное устройство (Германия, США, Канада, Австралия, РФ).

Различают также понятие «консолидированного бюджета», который представляет собой совокупность бюджетов РБ или соответствующей административно-территориальной единицы РБ. Так, консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета  и т.д.

18. Бюджетный процесс, характеристика его этапов.

Бюджетный процесс – это регламентированная Конституцией и другими законодательными и нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Финансовый (бюджетный) год – это период, в течение которого реализуется централизованный план государства. Его начало может не совпадать с началом календарного года и зависеть от политических преобразований или национальных особенностей.

Участниками данного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями Президент страны, органы законодательной и исполнительной власти, финансовые органы, органы государственного и муниципального финансового контроля, органы денежно-кредитного регулирования, другие органы, на которые возложены налоговые и бюджетные полномочия.

Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики.

Рассмотренные и одобренные правительством проекты республиканского и консолидированного бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год представляются Президенту Республики Беларусь на рассмотрение. Президент Республики Беларусь, как правило, до 1-го октября года, предшествующего очередному бюджетному, вносит в парламент республики проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

Закон о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год должен быть принят в соответствующем порядке не позднее 1-о января очередного  финансового года.

Исполнить бюджет по доходам – значит мобилизовать все предусмотренные законодательством ресурсы налоги, сборы, неналоговые платежи, отчисления и распределить их по уровням бюджетной системы.

Исполнить бюджет по расходам значит обеспечить не только своевременное и полное финансирование предусмотренных в расходной части бюджета программ и мероприятий, но и целевое их направление.

Кассовое исполнение бюджета организация сбора средств на территории страны, их хранения, распределения по бюджетным получателям.

Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета казначейская, банковская и смешанная. В Республики Беларусь применяется смешанная система кассового исполнения бюджета по доходам организация возложена на банковскую систему государства, по расходам – на казначейство.

После окончания финансового года начинается последний этап бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюджета министерством финансов и утверждение его Парламентом.

19. Доходы государственного бюджета, пути их увеличения

Доходы бюджета выступают как экономические отношения государства с юридическими и физическими лицами, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства.  Формой реализации этих отношений являются различные платежи -  налоговые и неналоговые. Доходы также могут формироваться от безвозмездных поступлений.

Формирование бюджета в Республике Беларусь осуществляется в соответствии  с бюджетно-налоговой политикой, разработанной на очередной бюджетный год.

Состав и структура доходов бюджета в Республике Беларусь формируется из налоговых  источников, которые обеспечивают необходимый уровень доходов для финансирования общегосударственных мероприятий, не создавая чрезмерного давления на субъекты хозяйствования и население, сохраняя свою стимулирующую функцию. При этом налоговые поступления не должны подгоняться под постоянно растущие потребности бюджета. Их величина в ВВП должна быть обоснована.

Налоги являются основой формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.

Под сборами понимаются обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц за совершение уполномоченными органами определенных действий в отношении плательщиков. В отличие от налогов сборы носят чаще всего целевой характер.

Неналоговые доходы бюджета включают доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы  от предпринимательской  и иной  приносящей доходы деятельности, административные штрафы и экономические санкции, удержания, безвозмездные поступления и прочие неналоговые доходы.

По условиям и способу зачисления в бюджеты различных уровней доходы бюджета делятся на собственные, закрепленные и регулирующие.

Собственные – доходы от муниципальной собственности, местные налоги и сборы и некоторые другие доходы. Закрепленные – это доходы, законодательно закрепленные (полностью или частично) за бюджетами того или иного уровня. К регулирующим относятся доходы, которые зачисляются в бюджеты соответствующих уровней по установленным в законодательном порядке нормативам отчислений.

20. Расходы государственного бюджета, пути их сокращения

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных советов депутатов.

При этом бюджет  Республики Беларусь  носит ярко выраженную социально – экономическую направленность и  служит фундаментом  повышения благосостояния  граждан.

Из республиканского бюджета финансируются капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности, природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами, общегосударственные программы по социальной защите населения, затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью, государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов, расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности, национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы, погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций, образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов, выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска, другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. По функциональному назначению  различают расходы по финансированию отраслей экономики (промышленности, с/х-ва, ЖКХ, транспорта и т.д.), социально-культурной сферы, обороны страны, аппарата управления, правоохранительной деятельности и государственной безопасности, обслуживания государственного долга и др.

Секвестр (от лат. seqvestro — ставлю вне, отдаляю) — сокращение расходов при исполнении отдельных статей или всего государственного бюджета. Обусловливается разными причинами: просчетами при составлении бюджета, возникновением форс-мажорных обстоятельств и др.

21. Страховая защита и страховые фонды

Страхование — создание специальными организациями фондов в денежной форме за счет страховых взносов юридических и физических лиц и предназначенных для реального возмещения только участникам их создания ущерба, возникающего в результате наступления стихийных событий и несчастных случаев.

Однако ряд специфических признаков отличает его от других экономических категорий:

  •  при страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска – вероятности наступления страхового случая, который способен нанести материальный или иной ущерб, - и необходимостью возместить этот ущерб;
  •  для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками по поводу раскладки суммы ущерба за счет средств страхового фонда. Подобные отношения основаны на том, что количество субъектов, пострадавших от непредсказуемого события, всегда меньше числа участников страхования.
  •  страхование предусматривает перераспределение  ущерба как в пространстве, так и во времени;
  •  страховые взносы, мобилизованные страховщиком, имеют возвратный характер.

Страхование подразделяется на три отрасли имущественное, личное и страхование ответственности.

В зависимости от степени вмешательства государства в регулирование страховых отношений страхование может быть обязательным и добровольным.

Резервирование создание фондов в денежной и натуральной форме за счет средств государственного бюджета или самих предприятий, организаций, населения и предназначенных только для восполнения материального ущерба, возникающего в результате наступления чрезвычайных событий и несчастных случаев. При этом резервные фонды, созданные за счет бюджета, могут в принципе использоваться в отношении любого юридического или физического лица, а резервные фонды, созданные за счет собственных средств юридических или физических лиц, — быть использованными только для нужд самих создателей этих фондов.

И та, и другая формы строятся на определенных принципах.

В частности, для обязательного страхования характерны Принцип автоматизма. Он означает, что страхователю нет необходимости заключать со страховщиком договор. Достаточно закона государства, в котором указано, что конкретные объекты подлежат обязательному страхованию. Обязательное имущественное страхование в Республике Беларусь находится в ведении Белорусской государственной страховой компании, что создает для нее гарантированные преимущества в поступлении страховых взносов. Принцип сплошного страхования заключается в том, что все объекты страхования, подлежащие обязательному страхованию по закону считаются застрахованными, независимо от их количества.  Принцип непрерывности и бессрочности страхования. Он означает, что страхование будет продолжаться до тех пор, пока не будет отменен закон, которым оно было введено в действие.

22. Отрасли страхования

Страхование подразделяется на три отрасли имущественное, личное и страхование ответственности.

Личное страхование представляет собой систему отношений между страхователями и страховщиками по оказанию страховой услуги, когда защита имущественных интересов связана с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователей или застрахованных. Личное страхование в целом является дополнительной формой государственного социального страхования и социального обеспечения. Личное страхование является, как правило, добровольным.

Страхователями по личному страхованию могут выступать как физические, так и юридические лица, а застрахованными - только физические лица. В качестве застрахованных могут выступать как дееспособные физические лица, так и недееспособные, а также лица в возрасте до 16 и свыше 80 лет.

Личное страхование в Республике Беларусь включает:

  1.  Виды добровольного личного страхования, относящиеся к страхованию жизни:
    1.  добровольное страхование жизни - представляет собой совокупность разновидностей личного страхования, предусматривающих обязанность страховщика по выплате страхового обеспечения в случаях:  дожития застрахованного лица до окончания срока страхования или определенного договором страхования возраста; смерти застрахованного лица.
    2.  добровольное страхование дополнительной пенсии
  2.  Виды добровольного личного страхования, не относящиеся к страхованию жизни:
    1.  добровольное страхование от несчастных случаев представляет собой совокупность разновидностей личного страхования, предусматривающих обязанность страховщика по выплате страхового обеспечения в виде фиксированной суммы при наступлении следующих страховых случаев:
  •  расстройство здоровья застрахованного лица в результате несчастного случая;
  •  смерти застрахованного лица в результате несчастного случая.
    1.  добровольное страхование от несчастных случаев и болезней:

  расстройство здоровья застрахованного лица в результате несчастного случая или болезни во время поездки за границу;

  смерть застрахованного лица в результате несчастного случая или болезни во время поездки за границу

  1.  добровольное страхование медицинских расходов

Имущественное страхование - это отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных его видах. Застрахованным может быть имущество, как являющееся собственностью страхователя, так и находящееся в его владении, пользовании и распоряжении. Страхователями могут выступать не только собственники имущества, но и другие физические и юридические лица, несущие ответственность за его сохранность.

Этот вид страхования включает в себя следующие разновидности:

Добровольное страхование имущества предприятий и организаций, который в свою очередь включает в себя:

  •  страхование наземных транспортных средств;
  •  страхование ценностей касс;
  •  страхование сельскохозяйственных культур;
  •  страхование животных;

Добровольное страхование имущества граждан, включающее в себя:

  •  страхование наземных транспортных средств;
  •  страхование строений;
  •  страхование домашнего имущества;
  •  страхование животных

Добровольное страхование воздушных судов;
Добровольное страхование водных судов;
Добровольное страхование строительно-монтажных рисков;
Добровольное страхование предпринимательского риска, включающее в себя:

  •  страхование риска непогашения кредита;
  •  страхование убытков вследствие вынужденного перерыва в производстве;
  •  страхование финансовых рисков;
  •  страхование депозитов

Страхование ответственности - это отрасль страхования, где объектом страхования выступает ответственность перед третьими (физическими или юридическими лицами), которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие кого-либо действия или бездействия страхователя. В данной отрасли страхования наряду со страховщиком и страхователем третьей стороной отношений могут выступать любые не определенные заранее "третьи" лица, которым в силу закона или по решению суда производятся соответствующие выплаты, компенсирующие причиненный вред (ущерб) их материальному состоянию, здоровью или имуществу.

Страхование ответственности охватывает широкий круг видов страхования:

  1.  добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
    1.  добровольное страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов
    2.  страхование гражданской ответственности перевозчика и экспедитора
    3.  страхование гражданской ответственности предприятий, создающих повышенную опасность для окружающих
    4.  страхование гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников
    5.  страхование гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности
    6.  страхование ответственности по договору

23. Социальное страхование (социальная защита населения)

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь.

Социальное страхование — установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан.

Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики.

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение (профессиональное заболевание, несчастный случай на производстве, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы). Социальное страхование рассчитано в первую очередь на занятую часть населения и им же финансируется.

На сегодняшний день в РБ социальное страхование может выражаться в виде государственных пенсий и государственных пособий. Из 6 имеющихся видов государственных пенсий 5 считаются трудовыми: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Есть и социальная пенсия – назначаемая гражданам, не имеющим оснований для получения трудовой пенсии.

Самое распространенное из государственных пособий – пособие по временной нетрудоспособности, получаемое на основании больничного, выписанного в поликлинике. При этом больничный лист выдается не только самому больному, но и родителям больного ребенка.

Социальное страхование включает также такие виды материальной поддержки населения, как пособие семьям, воспитывающим детей, пособие по безработице и пособие на погребение.

24. Фонд социальной защиты населения

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.

Финансирование деятельности Фонда осуществляется на основании сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования.

Средства государственного социального страхования образуются за счет:

  •  обязательных страховых взносов;
  •  взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  •  ассигнований из республиканского бюджета;
  •  доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;
  •  доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  •  поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;
  •  сумм недоимок, пеней и административных штрафов;
  •  других поступлений.

Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.

Средства государственного социального страхования имеют целевое назначение и направляются на:

  •  выплату трудовых пенсий;
  •  выплату профессиональных пенсий;
  •  выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);
  •  оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;
  •  выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;
  •  финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;
  •  финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
  •  финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения;
  •  финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.

Доходы и расходы бюджета Фонда осуществляются в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь на очередной финансовый год.

25. Государственный кредит

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера - обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

  •  поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  •  регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  •  воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга.

Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

  •  Обслуживание и погашение государственного долга;
  •  Выпуск и размещение новых облигационных займов:
  •  Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;
  •  Регулирование рынка государственного кредита;
  •  Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.

Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Национальный банк.

Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.

26. Государственный долг и пути его сокращения

Государственный долг – это задолженность государства перед своими физическими и юридическими лицами либо другими государствами.

В государственный долг в РБ сходят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РБ.

Различают внутренний и внешний государственный долг. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» под внутренним государственным долгом страны понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров перед юридическими и физическими лицами на территории республики.

Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по указанным обязательствам. Текущий государственный долг расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Управление государственным долгом представляет собой определенные мероприятия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

Управление государственным долгом в стране осуществляет Совет Министров или по его поручению Министерство финансов Республики Беларусь. Важнейшей их функциональной задачей в этом процессе являются ограничение темпов увеличения государственного долга, своевременное его погашение и реальные выплаты доходов по займам за счет бюджетных средств.

Мероприятия по управлению государственным долгом рефинансирование, унификация, консолидация, конверсия, отсрочка погашения, аннулирование.

27. Финансовая несостоятельность и банкротство организации

Под экономической несостоятельностью понимается его неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда, имеющая перспективы ее преодоления посредством санации должника.

Банкротство – это устойчивая неплатежеспособность, признанная решением хозяцственного суда, имеющая или приобретающая масштабы, исключающие санацию, и преодолеваемая только ликвидацией должника.

Причинами банкротства могут  быть утрата собственного оборотного капитала вследствие инфляции, убыточная и неэффективная деятельность, невыполнение договорных обязательств партнерами организации, неплатежеспособность партнеров, неквалифицированное управление организацией, непредвиденные внешние факторы.

В процессе банкротства организация  проходит несколько стадий  первую -  скрытую (начальную), вторую -  финансовой нестабильности, третью - неплатежеспособности (реального банкротства), четвертую -  юридического банкротства.

Признаками неплатежеспособности  (реального банкротства) являются хронический недостаток собственных оборотных средств,  убытки в процессе хозяйственной деятельности, отказ банков от предоставления новых кредитов, неспособность погасить просроченные обязательства перед бюджетом, банками, другими субъектами.

Виды банкротства:

- реальное;

- фиктивное;

- преднамеренное.

Как известно нормальная финансовая устойчивость характеризуется следующим соотношением:

Собственные оборотные средства < Материально-производственных запасы< Источники формирования запасов

Это означает, что стоимость материально-производственных запасов полностью покрывается за счет источников формирования запасов включающих собственные оборотные средства, краткосрочные кредиты банков, а также кредиторскую задолженность по товарным операциям.

В Республике Беларусь Правилами  по анализу финансового состояния и платежеспособности 27.04.2000 года установлены следующие критерии оценки структуры бухгалтерского баланса организации коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными  средствами, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств, коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами .

Коэффициент текущей ликвидности (К тек.ликв. ) установлен : дл организаций  в промышленности - 1,7  ;  - в сельском хозяйстве  - 1,5 ;  - на транспорте - 1,3 ; для организаций  связи  -

1,1 ;  -  в строительстве -1,2, - торговле - 1,2.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Но) установлен в организациях промышленности и сельском хозяйстве  - 0,3; - транспорта - 0,2;  - связи и строительства - 0,15 .

Если значения этих двух коэффициентов , или одного из них меньше установленных, то организация  признается неплатежеспособной.

К-т обеспеченности финансовых обязательств  установлен для организаций  всех отраслей - 0,85

Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами установлен   0,5 для организаций  всех отраслей.

28. Процедура банкротства организаций

К юридическим лицам-банкротам могут применяться следующие процедуры:

  •    защитный период – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определенного в соответствии с законом, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника;
    •    конкурсное производство – процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов, защиты прав и законных интересов должника, а также кредитора и других лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствия оснований для ее проведения – в процессе ликвидации юридического лица-должника

Конкурсное производство включает следующие процедуры:

- санация совокупность процедур по переходу права собственности, изменению договорных и иных обязательств, реструктуризации (изменение производственной, организационной, финансовой, социальной и иных сфер деятельности должника, отсрочка до 1 года срока удовлетворения претензий кредиторов для восстановления его рентабельной работы и повышение конкурентоспособности), оказанию финансовой поддержки должнику;

- ликвидационной производствопроцедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом в целях ликвидации должника, освобождения его от долгов, продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов

  •    мировое соглашение – соглашение между должником и кредиторами о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении его обязательств, предоставлением отступного, прощением долга;
    •   иные процедуры (судебная финансовая помощь).

29. Финансовый рынок, его структура

Финансовый рынок – это совокупность рыночных экономических отношений и институтов как элементов механизма накопления и перераспределения финансовых ресурсов.

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Структура финансового рынка:

- кредитный рынок;

- валютный рынок;

- фондовый рынок;

-  рынок драгоценных металлов и камней.

Основные участники финансового рынка подразделяются на следующие группы:

  •  продавцы и покупатели финансовых инструментов. Продавцами на финансовом рынке выступают кредиторы, эмитенты и продавцы ценных бумаг, покупателями - заемщики, инвесторы и покупатели ценных бумаг;
  •  финансовые посредники. Эту группу представляют кредитно-финансовые и инвестиционные институты: коммерческие банки, инвестиционные компании и фонды, инвестиционные дилеры, трастовые компании и др. Институт финансовых посредников призван снижать транзакционные издержки и тем самым способствовать повышению эффективности экономической системы;
  •  участники, выполняющие на финансовом рынке вспомогательные функции. Другими словами – многочисленные субъекты инфраструктуры. Она представляет собой комплекс учреждений и предприятий, обслуживающих непосредственных участников рынка.

30. Международные организации в развитии международных финансово-экономических отношений

В последние десятилетия главной движущей силой интернационализации мировой экономики стали международные финансы, развитие которых опережает рост мирового производства и экспорта. Именно встречные потоки прямых инвестиций, диверсификация, расширение и интеграция международных финансовых рынков вывели мировую экономику на качественно новый уровень интернационализации - глобализацию и делают ее все более глобализирующейся в планетарном масштабе.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. В результате происходит новое международное разделение труда, при котором создание национальных богатств все более зависит от экономических субъектов других стран.

Процессы глобализации в первую очередь структурно изменили финансовые отношения, оказывающие влияние на международную торговлю, движение финансовых потоков и регулирование международных экономических отношений. Для этой цели созданы специальные финансово-кредитные институты.

Международные учреждения и организации участвуют в оказании помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой в обеспечении финансовой стабильности и привлечении инвестиций.

Международные организации — объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определенных целей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12031. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РКЦ ГОРОДА КАМЫШЛОВА 572.5 KB
  СОДЕРЖАНИЕ. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ Место и роль безналичных расчетов в экономической системе Специфика организации межбанковских расчетов. Развитие межба
12032. Изучение подходов к анализу кредитоспособности и инвестиционной привлекательности на базе изучения отечественного и зарубежного опыта 543.5 KB
  Закладка не определена. ВВЕДЕНИЕ Задачи улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают необходимость использования экономических методов управления кредитом ориентированных на соблюдение экономических границ кредита. Это
12033. Учет и анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия 524.5 KB
  PAGE 2 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема: Учет и анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. ВВЕДЕНИЕ Термин Анализ буквально означает расчленение разложение изучаемого объекта на части элемен...
12034. Использование корреспондентских международных банковских счетов в Туран-Алем банке 483.5 KB
  СОДЕРЖАНИЕ [1] ВВЕДЕНИЕ [2] ГЛАВА I. МЕЖБАНКОВСКИЕ КОРРЕСПОНДЕНТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАСЧЕТОВ МЕЖДУ БАНКАМИ. [3] Значение необходимость банков и виды банковкорреспонденто
12037. Валютный рынок Республики Казахстан 336.5 KB
  Содержание. Введение..3 1. Валютный рынок сущность понятие и основной элемент валютного рынка...5 1.1. Основная характеристика валютного рынка его участники
12038. Маркетинг банковских услуг на примере Россельхозбанка 328 KB
  54 Содержание: Введение.3 1. Обобщенная схема процесса осуществления маркетинга банковских услуг.6 1.1 Услуги коммерческих банков...
12039. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИИ 316 KB
  ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИИ 3 2ВВЕДЕНИЕ Основой успешного проведения всех экономических реформ являет ся хорошо функционирующее...