36180

Финансы организаций

Шпаргалка

Финансы и кредитные отношения

Распределительная функция обеспечивает: образование целевых фондов денежных средств и поддержание рациональной структуры капитала; образование фонда возмещения который обеспечивает покрытие затрат на простое воспроизводство; формирование фонда оплаты труда возмещение затрат труда который состоит из двух частей: включаемой в затраты по производству и реализации продукции товаров работ услуг и образуемой за счет прибыли организации. Принцип самоокупаемости и самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и...

Русский

2013-09-21

210.5 KB

1 чел.

«Финансы организаций»

  1.  Финансы организаций и их функции

Финансы организаций представляют собой систему денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Денежные  отношения у организации возникают с следующими субъектами: государством, работниками организаций, учредителями, хозяйствующими субъектами, финансово - кредитными институтами и другими организациями.

Функции финансов организаций:

  •  Воспроизводительная функция: заключается в обеспечении сбалансированности стоимостного выражения материальных, трудовых ресурсов и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого повторения процесса производства. Воспроизводственная функция проявляется в показателях прибыльности и ликвидности активов, норматива оборотных средств, амортизационного фонда и т.д. Эта функция на первый план ставит накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем.
  •  Распределительная функция обеспечивает: образование целевых фондов денежных средств и поддержание  рациональной  структуры капитала;  образование  фонда возмещения, который обеспечивает покрытие  затрат на простое воспроизводство; формирование  фонда оплаты труда - возмещение затрат труда, который  состоит из двух частей: включаемой в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) и образуемой за счет прибыли организации.

Объектом распределения  в организации является выручка. В первую очередь за ее счет  покрываются издержки производства. После вычета этих расходов остается  чистый доход организации. Часть его поступает государству в форме косвенных налогов и отчислений согласно законодательству, а другая представляет собой прибыль.  

  •  Контрольная функция  финансов организаций - это управленческая функция.

Контрольная функция финансов реализуется по следующим основным направлениям:

- контроль за правильностью и своевременностью перечисления средств в фонды денежных средств по всем установленным источникам финансирования;

- контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального характера;

- контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Деятельность и финансовые отношения организации должны строиться на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности и финансовой политикой организации. 

1. Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности заключается в самостоятельном определении перспектив развития организации, планировании всей деятельности.

2. Принцип самоокупаемости и самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств, банковских и коммерческих кредитов.

3. Принцип материальной заинтересованности в результатах деятельности определяет основной целью предпринимательской деятельности - получением прибыли.

4. Принцип финансовой устойчивости связан с обеспечением финансовой независимости и платежеспособности предприятия.

5. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности.

6. Принцип гибкости и маневренности.

  1.  Финансовые ресурсы организации и их источники

Финансовые ресурсы организации  представляют собой денежные накопления, фонды и другие источники денежных средств, аккумулируемые ей для своей деятельности.

Источниками формирования финансовых ресурсов:

  •  Собственные средства включают в себя:  уставный и резервный  капиталы; фонды накопления; амортизационный фонд; нераспределенная прибыль прошлых лет и другие.
  •  Заемные средства - включают: кредиты и займы банков, товарные (коммерческие);  лизинг; факторинг.
  •  Привлеченные  средства имеют двойственный характер. С одной стороны, они находятся в обороте организации. С другой стороны, ей  не принадлежат. Фонды привлеченных средств включают: фонды потребления;  расчеты по дивидендам; резервы предстоящих периодов и платежей; доходы будущих периодов.

Источниками образования финансовых ресурсов организации являются:

- собственные и приравненные к ним средства (прибыль от основной и прочей деятельности; амортизационные отчисления; доходы от реализации выбывшего имущества; экономия от снижения стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом; мобилизация внутренних резервов в строительстве; кредиторская задолженность, в том числе устойчивые пассивы);

-ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и других ценных бумаг, привлечение заемных средств, в том числе кредитные инвестиции);

- поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения (страховые возмещения; поступления от концернов, ассоциаций, отраслевых структур; паевые взносы; дивиденды и проценты по ценным бумагам; бюджетные субсидии).

  1.  Денежные фонды организации, их формирование и использование

Фонд денежных средств – форма организации финансовых ресурсов предприятия. Выступают источниками денежных средств для строго целевого использования.

Формирование финансовых ресурсов организации начинается с момента ее создания, образования уставного фонда. 

Уставный капитал (фонд) – определяет минимальный размер имущества организации, основной источник собственных средств, за счет которого формируются основной и оборотный капитал.

Добавочный капитал (фонд)  - один из внутренних источников финансовых средств предприятий, образуется за счет прироста внеоборотных активов, выявляемого при переоценке основных фондов в сторону их увеличения; безвозмездного поступления различных активов от юридических и физических лиц, а также за счет продажи собственных ценных бумаг.

Резервный капитал - денежный фонд, образуемый за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, функционирующего в форме акционерного общества, или предприятия с иностранными инвестициями. Он предназначен: для покрытия убытков отчетного года;  для выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей; для погашения облигаций и выкупа акций (в акционерных обществах).

Фонд социальной сферы формируется у организации в случае наличия объектов жилого фонда и объектов внешнего благоустройства (полученных безвозмездно, в том числе по договору дарения, приобретенных организацией), ранее не учтенных в составе уставного (складочного капитала), уставного фонда, добавочного капитала.

Фонд накопления - денежные средства, отчисляемые из чистой прибыли и предназначенные как для развития основного производства в целях увеличения имущества организации, так и для финансовых вложений для извлечения прибили. Если чистой прибыли не хватает для финансирования развития производства, то образуется инвестиционный фонд - концентрирующий все средства, направляемые на развитие производства, в том числе чистую прибыль, амортизационный фонд, заемные и привлеченные источники.

Фонд потребления - денежные средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, выплаты компенсационного характера, на оплату дополнительных отпусков, питания, проезда на транспорте и другие цели.

Валютный фонд - формируется в организации, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку или покупающих валюту для импортных операций.

Кроме перечисленных фондов в организациях создаются оперативные денежные фонды и резервы, такие, как фонд выплаты заработной платы и предстоящей оплаты отпусков. Для обеспечения своевременных выплат на счете накапливаются необходимые денежные средства, а при их отсутствии предприятия обращаются в банк за кредитом на выплату заработной платы. Раз в год образуется фонд для выплат акционерам дивидендов по акциям.

  1.  Капитал организации и его структура

Капитал - это стоимость приносящая прибавочную стоимость.

Капитал - это часть финансовых ресурсов, авансированная в производственный процесс и приносящий его владельцу доход.

Капитал организации представляет общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов.

Капитал предприятия классифицируется:

  1.  В зависимости от времени создания и назначения: Первоначальный капиталсредства, необходимые хозяйствующему субъекту для начала своей хозяйственной деятельности. Текущий капитал – результат функционирования финансовых ресурсов на действующем предприятии.

2. По принадлежности предприятию: Собственный – отражает общую стоимость средств, принадлежащих предприятию на праве собственности, и использованная им для формирования определенной части активов.Заемный – включает денежные средства, другие имущественные ценности, привлекаемые на возвратной основе.

3. По формам инвестирования: В денежной, Материальной, Нематериальной формах

4.  По объекту инвестирования: Основной – капитал, инвестированный во все виды внеоборотных активов, а не только в основные средства. Оборотный – капитал, инвестированный в оборотные активы, участвующие в процессе производства.

5. Стадии кругооборота капитала соответствуют три его формы: Денежный – инвестируется в оборотные и внеоборотные активы, переходят в производственную форму. Производительный – принимает товарную форму в процессе производства продукции. Товарный – принимает денежную форму по мере реализации продукции

6.  По цели использования: Производительный – инвестируется в активы предприятия для осуществления хозяйственной деятельности. Ссудный – используется в инвестиционной деятельности – инвестиции в финансовые инструменты (депозиты, облигации, векселя) Спекулятивный – используется для участия в фондовых операциях с целью получения дохода на разнице в ценах покупки и продажи ценных бумаг.

 7. По источникам привлечения: Национальный; Иностранный

  1.  Денежные расходы организации

Денежные расходы предприятия – это все расходы, осуществляемые предприятием в ходе его деятельности, приводящие и не приводящие к получению экономической выгоды.

Денежные расходы предприятий классификация:

Затраты на производство и реализацию продукции, работ услуг являются главной составляющей себестоимости продукции.

Операционные расходы предоставляют собой затраты по осуществлению хозяйственных операций, не являющихся предметом деятельности предприятия.

Внереализационные расходы непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции и не приводят к получению экономических выгод.

  1.  Затраты, образующие себестоимость продукции, пути их сокращения

Затраты – это стоимостная оценка ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнение работ, оказания услуг.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

По экономическим элементам с/с это: материальные затраты; расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие затраты.

Затраты на производство рассчитываются по формуле: материальные затраты + расходы на оплату труда + отчисления на социальные нужды + амортизация основных средств и нематериальных активов + прочие затраты.

Себестоимость валовой продукции = Затраты на производство - непроизводственные затраты –(+) остатки резервов предстоящих расходов

Производственная себестоимость товарной продукции = Себестоимость валовой продукции –(+)  переходящие остатки незавершенного производства

Полная себестоимость товарной продукции = Производственная себестоимость + коммерческие расходы.

В зависимости от объема производства (реализации)

Условно-постоянныеэто издержки, не зависящие от объема производства. Условно-переменныеэто  издержки зависящие от объемов производства.

По способу включения в себестоимость: Прямые расходы - это затраты которые имеют непосредственное отношение к производству конкретных видов продукции, т.е. те, которые  могут быть отнесены на издержки данного вида продукции прямым счетом, по нормам расхода и расценкам: сырье, материалы, заработная плата производственных рабочих, покупные полуфабрикаты, топливо и энергия для технологических целей, амортизация оборудования.

Косвенные расходы - связаны с производством всех видов продукции на данном предприятии, (общехозяйственные, общецеховые) и могут быть распределены между ними косвенно-пропорционально какому либо показателю (пример, пропорционально з/п производств.рабочих, расходу сырья): расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общецеховые, общехозяйственные расходы.

В зависимости от характера связи с технологическими процессами:

Основные  - это затраты непосредственно связанные с технологическим процессом, неизбежны при любых условиях производства.: заработная плата производственного персонала, основные материалы, сырье, комплектующие.

Накладные – это расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства: заработная плата управленческого персонала, амортизация основных средств и нематериальных активов, вспомогательные материалы, расходы на энергию и освещение, текущий ремонт, страховые взносы, налоги и отчисления включаемые в себестоимость продукции.

По статьям калькуляции: сырье и материалы; возвратные отходы (вычитаются); покупные изделия и полуфабрикаты; услуги производственного характера сторонних организаций, топливо и энергию на технологические нужды; заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальное нужды; расходы на подготовку и освоение производства, общепроизводственные (цеховые) и общехозяйственные (общезаводские) расходы, потери от брака, прочие производственные расходы.

Снижение себестоимости достигается за счет сокращения материальных затрат, расходов на заработную плату и накладных расходов на единицу продукции. Важнейшим резервом снижения себестоимости продукции является рост производительности труда в темпах, опережающих рост средней заработной платы; совершенствование средств труда (внедрение новой техники); автоматизация производства, оптимизацию режима энергоснабжения.

  1.  Управление затратами на производство и реализацию продукции

Управление себестоимостью продукции - планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции, организацию их финансирования, и  контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения.

Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются: планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью.

Плановый расчет себестоимости товарной продукции производится прямым методом (суммированием статей) в смете затрат на производство.

Смета продаж – показатели сметы: объемы реализации (в денежном и натуральном выражении);  ожидаемая цена единицы товара, стоимость реализованной продукции в денежном выражении. Смета объема производства – определяется сметный объем производства в натуральном выражении, который складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимое количество материальных запасов на конец года минус материальные запасы на начало года. Смета затрат на производство и реализацию продукции, (работ, услуг) (сводный расчет затрат в денежном выражении) – отражаются (в разрезе экономических элементов) затраты того объема выпуска, который соответствует сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов. Определяется полная себестоимость продукции в целом по предприятию. На основе сметы рассчитывается плановая прибыль, потребность в оборотных средствах. Планирование осуществляется прямым методом. Смета прямых материальных затрат – показатели сметы: данные об объемах производства, содержащихся в смете производства, данные о прямых материальных затратах. Смета накладных расходов –отражает ожидаемую величину накладных расходов. Смета затрат на оплату труда – показатели сметы: количество рабочих часов, необходимых для обеспечения планового выпуска продукции, средний размер почасовой оплаты труда. Сводная плановая калькуляция себестоимости всей товарной продукции – составляется (в разрезе калькуляционных статей) для проверки правильности проведения расчетов в смете затрат и в калькуляции. Планирование осуществляется прямым методом.

Для более точного определения себестоимости отдельных видов продукции разрабатывается калькуляция затрат, перечень которых определяется отраслевыми положениями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг.

  1.  Формирование и использование денежных доходов организации

Доходы организации – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, полученная в результате хозяйственной деятельности.

Доходы от характера деятельности подразделяются  на: доходы от основных видов деятельности и прочие поступления; операционные доходы; внереализационные доходы; чрезвычайные доходы.

Доходами от основных видов деятельности являются:  выручка от реализации продукции.

Операционный доход – это финансовый результат от операций связанные с хозяйственной деятельностью, но не составляющих ее цели. (поступления от продажи и прочего выбытия внеоборотных и оборотных активов; ведение совместной деятельности по договору простого товарищества; проценты (доходы) по ценным бумагам)

Внереализационные доходы образуют доходы, поступившие в собственность получателя от операций, непосредственно не связанных с производством продукции. (штрафы, пени, неустойки полученные за нарушение условий договоров; излишки имущества, выявленные  по результатам инвентаризации; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; положительные курсовые разницы)

 Чрезвычайные доходы - это поступления, которые образовались в результате возникших  чрезвычайных обстоятельств, а также  в процессе  хозяйственной деятельности:  страховое возмещение  за причиненный ущерб; стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.

9. Механизм формирования отпускных цен в организации

Цена- денежное выражение стоимости единице товара.

 Отпускная цена предприятия-производителя - применяется при расчетах между предприятиями-производителями продукции и другими предприятиями-покупателями, за исключением населения. Уровень этой цены устанавливается с учетом затрат на производство продукции, ее качества, конъюнктуры рынка, необходимой прибыли и других рыночных факторов. Эти цены предназначены для возмещения издержек производства и получения необходимой прибыли, а также для уплаты налогов.

Отпускная цена = Себестоимость + Прибыль + Косвенные налоги (Акциз + НДС)

Косвенные налоги.

Акциз = (с/с + п) * % А / 100-%А

НДС = ( с/с + п +А ) * % НДС /100

  1.  Выручка от реализации продукции, пути ее повышения

Выручка от реализации  - это сумма денежных средств либо иное имущество в денежном выражении, полученное или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договорами, поступивших на расчетный счет организации.

В зависимости от учетной политики организации доходы (выручка) от реализации отражаются (признаются полученными) по оплате отгруженных товаров (основных средств, иных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг) переданных имущественных прав либо по их  отгрузке.

Выбранный способ устанавливается в начале года приказом по учетной политике, который вместе с годовым балансом предоставляется организацией в инспекцию Министерства по налогам и сборам.

 На размер выручки от реализации продукции оказывают влияние следующие факторы:

 - в сфере производства – уровень производственного потенциала предприятия (наличие необходимого оборудования, сырья, материалов); организация труда и производства, уровень управления. Эти факторы влияют на уровень себестоимости,   качество  продукции, ее ассортимент, объем производства, ритмичность выпуска продукции.

-в сфере обращения наличие специального оборудования, машин для погрузки-разгрузки, перевозки грузов. Данный фактор влияет на ритмичность отгрузки,  соблюдений условий договоров; организация труда, уровень управления.

        - в сфере, не зависящей от деятельности организации, - нарушение договора поставщиками, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия средств у покупателя; изменение конъюнктуры рынка (цен на материальные ресурсы, на выпускаемую продукцию, усиление активности конкурентов и др.); инфляция; государственное регулирования (налоги, госрегулирования, лицензирование и др.)

  1.  Планирование объемов продаж и поступлений выручки от реализации

Планирование выручки от реализации основывается с учетом двух факторов:

  •  Емкости освоенного рынка продаж выпускаемой продукции и возможностей его расширения;
  •  Производственных мощностей предприятия, позволяющих выпускать такой объем продукции, который востребован рынком.

Существуют два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный.

  1.  Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов.      

                                  В=

Где В – выручка от реализации; Р – объем сопоставимой реализованной продукции;

Ц – цена единицы реализованной продукции; n- количество видов продукции

 2. Расчетный метод  применяется в условиях неопределенности спроса на производимую продукцию и перспектив ее реализации.

                                       В=

Где: Он и Ок - остатки нереализованной готовой продукции на начало и конец планируемого периода

Т – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде

Остатки нереализованной готовой продукции на начало планируемого периода рассчитываются  в действующих ценах, предшествующего периода. А товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде и остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода рассчитываются по ценам планируемого периода.

  1.  Финансовые результаты хозяйственной деятельности организации

Итоги экономической деятельности любого хозяйствующего субъекта (как конечные, так и за конкретный отрезок времени) принимают стоимостную форму и выступают в виде финансовых результатов.

Позитивные финансовые результаты предприятия выражаются в форме прибыли.

Отрицательным результатом хозяйствования являются убытки, которые свидетельствуют о неэкономном расходовании ресурсов, потерях, недостатках в разных областях деятельности организации.

Прибыль – это положительный финансовый результат деятельности предприятия, выявляемый в результате сопоставления доходов, полученных предприятием, с расходами, которые обеспечили этот доход.

Общая прибыль организации отражает всю совокупность экономических выгод, полученных им от различных видов деятельности за определенный период и включает (классификация по видам деятельности):

ОП = Пр. + По. + Пв.

Где:  Пр. - прибыль от реализации продукции, работ и услуг; По – операционные доходы за вычетом расходов; Пв – внереализационные доходы за вычетом расходов

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг – это разница между выручкой от реализации в отпускных ценах (за вычетом косвенных налогов в установленной последовательности) и полными затратами на их производство и реализацию.

Чистая прибыль – это та часть общей прибыли, которая остается после уплаты налогов.

Чистая прибыль идет на уплату дивидендов акционерам, на социальные выплаты, покрытие убытков, благотворительные цели, финансирование инвестиций, формирование резервного капитала. Т. е. чистая прибыль делится на две части: выплачиваемую работникам и собственникам (фонд потребления) и используемую на увеличение имущества (фонд накопления). Прибыль, формирующая фонд накопления, называется реинвестируемой прибылью.

  1.  Показатели эффективности финансовых результатов деятельности организации

Рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень эффективности (прибыльности) хозяйственно-финансовой деятельности организации относительно определенной базы. Он характеризует уровень отдачи затрат и степень использования материальных, трудовых и денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

Рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):   Рпрод= П / С.

Показатель рентабельности продукции характеризует окупаемость затрат, получение прибыли на единицу затрат; позволяет планировать прибыль, цены. Применяется при контроле за прибыльностью как всей продукции, так и отдельных ее видов, при внедрении новых изделий.

Показатель рентабельности продаж - характеризует процентное соотношение прибыли от реализации (Пр) и выручки от реализации продукции (работ, услуг) в ценах без косвенных налогов (В), которая рассчитывается по следующей формуле:  R = Прп/В,

Показатель рентабельности продаж характеризует доходность основной деятельности. Применяется для контроля за ценами, себестоимостью продукции, объемом реализации. Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижение затрат на единицу продукции. Именно с помощью этого показателя организация может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: или снижать себестоимость, или увеличивать объем производства.

Рентабельность активов (или инвестиций): Он отражает эффективность вложенных в организацию денежных средств R=П/ Аср  где R - рентабельность активов; П - прибыль организации (может использоваться прибыль от реализации, валовая или чистая); Аср - средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых организацией, - собственных средств: R=ЧП/СК, где СК - средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.

Основные направления повышения рентабельности: Реструктуризация предприятия; Совершенствование финансового механизма предприятия; Снижение себестоимости; Увеличение объемов производства и реализации продукции; Повышение эффективности использования производственных фондов; Улучшение качества продукции, установление оптимальных цен.

  1.  Планирование прибыли организации

При определении планируемого объема прибыли используются следующие методы:

• метод прямого счета;

• аналитический метод;

• смешанный метод.

1.Расчет прибыли методом прямого счета выполняется по отдельным видам изделий или группам однородных изделий как разность между выручкой (нетто) от реализации продукции (работ, услуг) и полной себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг), с последующим суммированием в целом по организации.  П    =   П нг   + П т - П кг,

где  П нг, П кг - прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода , руб;  П т - прибыль на товарный выпуск продукции, руб.

Прямой счет методически прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость этого метода значительно возрастает.

  1.  Аналитический метод  находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким  ассортиментом продукции, а также для проверки первого метода.

Базой расчета служат затраты на 1000 рублей товарной продукции.

 П  =  Т  ( 1000  -  З  ) /  1000 ,

где П - прибыль от реализации, руб; Т - товарная продукция в ценах реализации организации, руб ; З - затраты в рублях на 1000 рублей товарной продукции, исчисленных в ценах реализации, руб.

  1.  Смешанный метод - исчисление прибыли от производимой новой продукции прямым счетом, а прибыли от продукции, аналогичной выпускавшейся ранее, - аналитическим методом. Применяется при значительном изменении производственного ассортимента.

  1.  Пути  повышения прибыли и рентабельности организации

Совокупность факторов, влияющих на динамику прибыли организации, можно разделить на две группы: 

1) первая группа внешних факторов складывается под воздействием рыночной среды, социально-экономических условий и не зависит напрямую от деятельности предприятия. (нарушение договора поставщиками,  изменение конъюнктуры рынка (цен на материальные ресурсы, на выпускаемую продукцию, усиление активности конкурентов и др.); инфляция; государственное регулирования (налоги, госрегулирования, лицензирование и др.))

2) вторая группа внутренних факторов включает показатели, определяющие размер получаемой прибыли и находящиеся в сфере управления персонала предприятия: (объем производства и реализации продукции;  себестоимость продукции (работ, услуг); установленная отпускная цена; структура ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг); качественная структура выпускаемой продукции (работ, услуг)).

Основными направлениями роста прибыли и рентабельности, являются:

- производственный сектор: разработка и производство нового или повышенного качества товара;

- коммерческий сектор: завоевание новых рынков, новых покупателей на товар, прорыв на зарубежные рынки;

- технологический сектор: внедрение новейших и ресурсосберегающих технологий, новых видов сырья, повышение производительности труда, снижение себестоимости;

- организационно-управленческий сектор: внедрение прогрессивных управленческих технологий, интеграция производственных и реализационных процессов, научная организация труда и др.

  1.  Экономический потенциал организации

Экономический потенциал организации - это стоимость, инвестированная в производство в целях извлечения прибыли. В его состав входят внеоборотные и оборотные активы. Состав внеоборотных активов включаются: (Основные средства; Нематериальные активы; Доходные вложения в материальные ценности – имущество, предоставляемое за плату во временное владение и пользование с целью получения дохода по договорам проката, аренды, лизинга, залога, найма).

Вложения во внеоборотные активы – затраты на: преобретение оборудования, транспортных средств, иных материальных активов длительного пользования; строительства здания; прочие капитальные работы и затраты

Экономическому потенциалу предприятия свойственны специфические признаки:

  1.   он обладает реальными мощностями (как реализованными, так и нереализованными),
  2.  подкреплен имеющимися финансовыми ресурсами и резервами,
  3.   может быть усилен наличием и уровнем интеллектуальной собственности,
  4.  эффективность его использования зависит от компетентности, профессионализма и высокой квалификации как работников, так и работодателя, а также от выбранной формы хозяйственной деятельности.

  1.  Инвестиционная деятельность и источники финансирования инвестиций в основные средства

Инвестиционная деятельность предприятия - процесс формирования инвестиционных, ресурсов и реализации инвестиционных решений (проектов), направленных на развитие и техническое совершенствование производства для достижения стратегических целей.

Объекты инвестиционной деятельности - это создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях экономики; ценные бумаги; целевые денежные вклады; научно-техническая продукция; имущественные права; право на интеллектуальную собственность и др.  

Факторы,  оказывающие влияние на инвестиционную деятельность, делят на внутренние (размеры предприятия; его организационно-правовая форма;  финансовое состояние предприятия; степень риска вложения инвестиций;  инвестиционная политика предприятия; его научно-техническая политика;  применяемые на предприятии методы начисления амортизации);

Внешние: (нормативно-правое обеспечение инвестиционной деятельности; степень совершенства налоговой системы; инвестиционная политика государства; степень участия государства; уровень инфляции; динамика развития экономики страны;  условия для привлечения иностранного капитала и др).

Одним из важнейших видов инвестиционной деятельности организации является вложение финансовых и материальных ресурсов в основной капитал организации с целью его воспроизводства. Основной капитал – это денежные средства, вложенные в долгосрочные активы с целью их долгосрочного использования в целях получения прибыли. К основному капиталу относятся основные фонды, нематериальные активы и прочие внеоборотные активы.

Наиболее распространенными источниками финансирования инвестиций в основные средства являются:

Полное самофинансирование. Предусматривает финансирование исключительно за счет собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников (чистая прибыль, ассигнования из бюджета, предоставляемые на безвозвратной основе, экономия  от снижения себестоимости строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом, мобилизация  (иммобилизация) внутренних ресурсов; прочие источники).

Акционирование как метод финансирования используется обычно для реализации крупномасштабных реальных инвестиционных проектов при отраслевой или региональной диверсификации инвестиционной деятельности.

Кредитование – процесс предоставления кредитором недостающих средств заемщику на определенных, заранее оговоренных условиях.

Лизинг представляет собой соглашение о долгосрочной передаче в производительное использование движимого и недвижимого имущества.

Смешанное (долевое) финансирование. Основывается на различных комбинациях вышеперечисленных схем и может быть использовано для реализации всех видов инвестиционных проектов.

  1.  Оборотные средства, основы их организации

Оборотные средства – это совокупность денежных средств, авансированных в средства производства, которые однократно участвуют в производственном процессе и полностью переносят свою стоимость на готовый продукт.

Оборотные средства подразделяются:

  1.  По экономическому содержанию на: Оборотные производственные фонды – это та часть средств производства, которая целиком потребляется в каждом производственном цикле, полностью переносит свою стоимость на готовый продукт и возобновляется после каждого цикла, как в натуральной форме, так и по стоимости. (производственные запасы (сырье, материалы, комплектующие, МБП, тара и т.д.); НЗП (заготовки, полуфабрикаты, детали, агрегаты, изделия, не прошедшие все стадии обработки); расходы будущих периодов (подготовка и освоение новых видов продукции, подлежащих оплате в будущем)). Фонды обращения – это средства предприятия, функционирующие в сфере обращения и вложенные в запасы готовой продукции, отгруженные, но не оплаченные товары, а также в средства в расчетах, денежные средства в кассе и на счетах предприятия.
  2.  По способу формирования на: собственные - (средства в уставном фонде резервный фонд, накопленная прибыль) – участвуют в кругообороте только того предприятия, за которым они закрепляются; заемные - (банковский и коммерческий кредит, отсрочка налоговых платежей и т.д.) – могут участвовать в кругообороте многих других предприятий в зависимости от потребностей в них;
  3.  По методу планирования на: нормируемые (оборотные производственные фонды; Отгруженная продукция; Продукция на складе); Нормируемые (Денежные средства на счетах в банке и в кассе; Дебиторская задолженность; Средства в расчетах, несвязанные с производственной деятельностью; Средства в ценных бумагах).
  4.  Классификация оборотных средств по степени их ликвидности характеризует качество средств организации, находящихся в обороте: наиболее ликвидным активам (относят деньги в кассе и на расчетных счетах в банках и краткосрочные финансовые вложения); Быстро реализуемыми активами (считаются дебиторская задолженность и прочие оборотные активы); Медленно реализуемыми активами (являются запасы и затраты за вычетом расходов будущих периодов и налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам).

  1.  Методы определения плановой потребности в оборотных средствах

Планирование оборотных средств заключается в разработке норм и нормативов непосредственно на каждом предприятии.

Норма  - это относительная величина, которая характеризует отношение необходимого предприятию запаса материальных ценностей к определенному показателю его деятельности, выражается в днях или процентах. Норма оборотных средств на сырье, материалы, топливо устанавливается в днях запасов к их расходу по смете затрат на производство; по НЗП - в днях к затратам на товарную продукцию; по готовым изделиям - в днях к объему выпуска товарной продукции по отпускным ценам.

Норматив оборотных средств – это минимально необходимая сумма денежных средств, авансированных в оборотные средства, обеспечивающая нормальную работу предприятия, исчисленная в натуральном или денежном выражении.   Н = Р*Д

Н – норматив; Д – норма оборотных средств в днях; Р – однодневный расход  материальных ценностей (для сырья, материалов, топлива), однодневные затраты на производство (для НЗП), однодневный выпуск продукции по отпускным ценам (для готовой продукции).

Нормирование производственных запасов

Норма запасов оборотных средств по сырью, основным и вспомогательным материалам включает пять видов запасов: текущий (складской), гарантийный (страховой), разгрузочный, подготовительный, транспортный.

Нормирование НЗП

Величина норматива оборотных средств по незавершенному производству зависит от объема и структуры выпускаемой продукции, длительности производственного цикла, себестоимости продукции и характера нарастания затрат в процессе производства.

Норма запасов в днях по НЗП зависит, главным образом, от длительности производственного цикла (Т). Она представляет собой весь период нахождения изделия в производстве, начиная с первой технологической операции и заканчивая приемом готовой продукции на склад. Н = Р*Д;              Д = Т*К;          К = (А+0,5Б) / (А+Б)

Коэффициент нарастания затрат (К), характеризует уровень готовности продукции в составе незавершенного производства.      А – единовременные затраты (сырье, материалы покупные полуфабрикаты, производимые в начале производственного цикла); Б – все последующие затраты;  А+Б – производственная себестоимость продукции.

Нормирование готовой продукции

Величина этого запаса определяется временем, необходимым для подбора, упаковки, комплектования партий отгружаемой продукции до размеров, соответствующих заказам или до объема транзитной нормы, транспортировки со склада предприятия до станции железной дороги, погрузки и сдачи ее транспортным организациям.    Н = Р*Д   

Совокупный норматив оборотных средств в целом по предприятию определяется путем суммирования частных нормативов по отдельным элементам.

  1.  Источники формирования и пополнения оборотных средств

 Финансирование оборотных средств обеспечивается за счет собственных, заемных и привлеченных средств.

К собственным источникам относятся: чистая прибыль, нераспределенная прибыль прошлых лет, остатки фондов и резервов самого предприятия, временно не используемых по целевому назначению.

К  заемным средствам относятся краткосрочные кредиты банков, финансово-кредитных компаний и коммерческий кредит.

К привлеченным источники состоят из устойчивых пассивов - средств, не принадлежащих данному предприятию, но находящихся в постоянном его обороте. ( это устойчивая кредиторская задолженность: переходящая минимальная задолженность по оплате труда работников и отчислениям на социальное страхование, временно свободные целевые средства предприятия, резервы на покрытие предстоящих платежей, средства покупателей по залогам, временное использование налоговых сумм после завершения отчетного периода до срока их уплаты и т. д.)

  1.  Показатели эффективного использования оборотных средств

Эффективность использования оборотных средств характеризуется скоростью их оборачиваемости.

Она определяется временем, в течение которого денежные средства совершают полный кругооборот, начиная от приобретения производственных запасов и заканчивая поступлением на счета в банке выручки от реализации продукции (работ, услуг). Чем быстрее оборачиваются оборотные средства, тем лучший достигается результат, т. е. с одной и той же суммой оборотных средств производится и реализуется больше продукции. В разных субъектах хозяйствования оборачиваемость средств различная. Она зависит от специфики производства, условий сбыта продукции, особенностей структуры оборотных средств, платежеспособности и других факторов.

Коэффициент оборачиваемости  - он показывает количество оборотов, совершенных оборотными средствами за определенный период. Этот коэффициент определяется как отношение объема реализованной продукции к среднему остатку оборотных средств:

Коб. = Р/ Co

Оборачиваемость оборотных средств может быть представлена также в днях, т. е. отражать длительность одного оборота (Пдл):

Пдл. = Д/Коб

где Д - число дней в анализируемом периоде.

Коэффициент загрузки оборотных средств определяется как показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости, и характеризует величину оборотных средств, приходящихся на единицу реализованной продукции.

  1.  Финансовая служба организации, ее задачи  и функции

На предприятиях финансовая работа выполняется финансовым управлением (отделом), а на небольших – финансовым сектором в составе бухгалтерии.

Финансовые службы выполняют следующие функции: (составление финансово-кредитных планов;  разработку годового баланса доходов и расходов;  осуществление расчетов с покупателями; проведение расчетов по оплате труда;  осуществление взаимоотношений с бюджетом, банками, поставщиками и подрядчиками). Кроме того финансовые службы выполняют работы по повышению эффективности производства, проведению контроля за выполнением договорных обязательств, финансового плана, анализируют финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Основными задачами финансовой службы являются: 1. обеспечение денежными средствами текущих затрат и инвестиций, заданий по капитальным вложениям, внедрению новой техники; 2. выполнение обязательств перед бюджетом, банками, другими субъектами хозяйствования и занятыми работниками; организация расчетов; 3.содействие наиболее эффективному использованию основных производственных фондов, инвестиций, товарно-материальных ценностей, 4.осуществление мер по ускорению оборачиваемости оборотных средств, обеспечению их сохранности, доведению размеров собственных оборотных средств до экономически обоснованных нормативов; 5.выявление и использование резервов по увеличению прибыли и повышению рентабельности 6.контроль за правильностью организации финансовых отношений

Бухгалтерия работает над сбором и представлением данных. Финансовый отдел (управление), знакомясь с бухгалтерскими данными и анализируя их, готовит дополнительную информацию. На основании анализа всех этих материалов принимаются конкретные решения, касающиеся деятельности предприятия.

  1.  Значение и задачи финансового планирования

Финансовое планирование  - это планомерное управление процессами движения денежных средств, формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

Основными задачами финансового планирования являются: 1.определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов (в разрезе всех источников, видов деятельности  исходя   из  намечаемого объема  производства, возможностей реализации продукции или товаров с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка); 2.обоснование       предполагаемых расходов на соответствующий период; 3.установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды,   расширение   и  техническое  перевооружение производства, материальное поощрение и социальные нужды своих работников; 4.определение результативности каждой крупной хозяйственной операции (до ее проведения и после); 5.определение на короткие периоды равновесия в поступлении денежных средств и их расходовании для обеспечения платежеспособности предприятия; 6.осуществление финансового контроля за законностью и целесообразностью планируемых операций и ситуаций.

Объекты финансового планирования в организации – финансовые ресурсы, капитал, фонды денежных средств, доходы и финансовая деятельность.

Финансовый план – это плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на определенный период.

Основные принципы финансового планирования: объективной необходимости; эффективности; комплексности; научности.

Методы планирования: Коэффициентный; Расчетно-аналитический; Нормативный; Экспертных оценок; Метод экономико-математического моделирования;  Балансовый.

  1.  Виды финансовых планов, их содержание

Основные виды финансовых планов:

Текущий финансовый план - разрабатывается на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой баланс доходов и расходов и включают следующие разделы: (I.  доходы и поступления; II. расходы и отчисления; III. взаимоотношения с бюджетом (ассигнования из бюджета и платежи в бюджет)).

Оперативный финансовый план – составляется на срок менее 1 квартала: месяц, декада, неделя, день. На предприятии составляются: Платежный календарь — это краткосрочный прогноз поступления денежных средств, их использования для каждой хозяйственной единицы.

Кассовый план – оперативный финансовый план, где отражается движение наличных денег через кассу предприятия.

Кредитный план (заявка) – вид оперативного финансового плана, она составляется для получения и погашения долгосрочных и краткосрочных кредитов получаемых на производственные, инвестиционные, сезонные и иные цели.

Перспективные (стратегические) финансовые планы разрабатываются на длительный период.

  1.  Финансовый контроль в организации

Финансовый контроль - это целенаправленная деятельность субъектов контроля по обеспечению выполнения установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.

Финансовый контроль, во-первых, является одной из завершающих стадий управления финансами, во-вторых, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль тесно связан и осуществляется одновременно с др. элементами управления, такими как финансовое планирование и оперативное управление.

Задачами финансового контроля  в организациях  являются следующие:  обеспечение соблюдения организациями  действующего законодательства в области налогообложения; соблюдение финансовой дисциплины; обеспечение своевременности и полноты выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед бюджетом;  выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов;  содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности и др.

Формы финансовый контроль подразделяется на:

  1.  Предварительный – проводиться до совершения хозяйственных и финансовых операций. Является наиболее эффективной формой контроля, так как носит предупреждающий характер и служит предпосылкой для принятия оптимальных управленческих решений.
  2.  Текущий (оперативный) -  проводится в процессе исполнения финансовых планов, смет, а точнее, во время оформления и совершения операций.
  3.  Последующий – проводится после совершения операций, в конце отчетного периода или финансового года.

  1.  Сущность и задачи анализа финансового состояния организации

Финансовое состояние предприятия характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормальной хозяйственной деятельности, целесообразностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями с другими предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, их платежеспособностью и рыночной устойчивостью.

В процессе анализа необходимо решить следующие задачи:

  1.  на основе изучения взаимосвязи между разными показателями производственной и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции укрепления финансового состояния предприятия;
  2.  составить прогноз возможных финансовых результатов, рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных средств, разработать модель финансового положения при различных вариантах использования ресурсов;
  3.  разработать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового положения предприятия и его платежеспособности.

Источниками информации для анализа финансового состояния являются бухгалтерский баланс и приложения  к нему, статистическая и оперативная отчетность.

Анализ финансового состояния проводится с помощью следующих основных приемов: Прием сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями (норма, норматив, лимит) и с показателями предшествующего периода. Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность этого приема состоит в том, что последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным (т. е. показателем, с которым сравнивается анализируемый показатели), все остальные показатели следует рассматривать при этом как неизмененные.

Наиболее общими показателями, свидетельствующими о финансовом благополучии предприятия, является его платежеспособность, т. е. возможность погашения своих обязательств в конкретный период. Важнейшими признаками платежеспособности является наличие средств на счетах в банке, отсутствие просроченной задолженности, способность погашения текущих   обязательств   за   счет   мобилизации   оборотных средств.

Устойчивое финансовое состояние  означает способность организации: своевременно производить платежи; финансировать свою деятельность на расширенной основе; безболезненно переносить непредвиденные трудности; поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах.

Неустойчивое  финансовое состояние характеризуется возможностью  восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств,  увеличения собственных оборотных средств за счет прибыли, а также  - привлечения заемных средств.

Если возникает ситуация, когда  финансирования запасов и затрат перечисленных источников недостаточно, а организация  использует задолженность кредиторам (бюджету, поставщикам, внебюджетным фондам), то это можно оценивать как кризисное состояние субъекта хозяйствования.

  1.  Показатели, характеризующие финансовое состояние организации, методика их расчета

Наиболее распространенные финансовые показатели (коэффициенты), используемые для анализа сводятся в четыре группы. Первая группа - это показатели (коэффициенты),  которые характеризуют структуру источников капитала и его финансовую устойчивость (соотношение собственных и заемных средств). Коэффициент автономности (независимости) =  Собственный капитал предприятия / итог баланса  Он отражает степень независимости организации от заемных средств и, как правило, должен быть больше 0,5. Коэффициент финансовой неустойчивости  = величина заемного капитала/собственный капитал предприятия.  Не должен превышать 0,25. Коэффициент банкротства = Итого по разделу 5(баланса) / итог баланса. Если данный показатель превышает 0,5, это свидетельствует о том, что организация находится на грани банкротства. Коэффициент структуры долгосрочных вложений = Долгосрочные кредиты и займы / Итого по разделу 1(баланса) Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств = Долгосрочные кредиты и займы / (итог баланса - долгосрочные кредиты и займы)

Вторая группа - которые характеризуют размещение капитала и эффективность его использования. Коэффициент накопления амортизации (износа) Ка = И о.ф + И н.а / П о.ф + П н.а;  где  К а - коэффициент накопления амортизации (износа); И о.ф , И н.а - износ основных средств и нематериальных активов, руб.; П о.ф, П н.а - первоначальная стоимость основных средств и нематериальных активов, руб. Фондоотдача основных средств (нематериальных активов) Ф  =  В / ОПФ. Коэффициент равновесия  активов и пассивов: К рап =  ОКс / ОКт где Крап - коэффициент активов и пассивов; ОКс - собственный оборотный капитал, руб; ОКт - общая сумма оборотного капитала (текущих активов), руб.

Третья группа -  показатели (коэффициенты) ликвидности. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами = собственный оборотный капитал / оборотные активы. Коэффициент  маневренности = собственный оборотный капитал / собственный капитал. Для нормального функционирования организации этот показатель меняется в пределах от 0 до 1. Коэффициент абсолютной ликвидности = денежные средства на счетах и краткосрочные ценные бумаги / текущие пассивы (краткосрочные обязательства). Теоретически этот показатель считается достаточным, если его величина больше 0,2–0,25. Коэффициент промежуточной ликвидности = (денежные средства на счетах и краткосрочные ценные бумаги + быстро реализуемы активы (дебиторская задолженность и прочие активы)) / текущие пассивы (краткосрочные обязательства). Организация считается ликвидной, если данный коэффициент превышает 0,5. Коэффициент общей ликвидности = размер оборотного капитала (текущих активов) / текущие пассивы (краткосрочные обязательства)

Четвертая группа -  Показатели рентабельности: капитала, продукции, продаж.

  1.  Финансовая несостоятельность и банкротство организации

Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника.

Финансовая (экономическая) несостоятельность — это удостоверенная судом неспособность субъекта хозяйствования (предприятия, объединения и др.) оплатить предъявленные финансовые документы.

Банкротство — это удостоверенная судом полная неплатежеспособность субъекта хозяйствования, сопровождающаяся ликвидацией должника.                

Виды банкротства: Реальное банкротство – полная неспособность предприятия выполнять свои обязательства и восстановить в ближайшем будущем свою платежеспособность. Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятием о своей финансовой несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них всевозможных отсрочек, скидок в выполнении обязательств. Преднамеренное банкротство – умышленно созданное руководителем или собственником предприятия состояние неплатежеспособности с целью нанесению предприятию экономического ущерба в личных интересах или интересах отдельных групп.

Причины банкротства: Внешние причины – кризисное состояние экономики страны, инфляция, рост цен на ресурсу, разрыв экономических связей, уровень благосостояния населения и т.д. Внутренние причины – дефицит собственного оборотного капитала, снижение эффективности использования ресурсов, создание сверхнормативных остатков незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, привлечение заемных средств в оборот на невыгодных условиях и тд.

  1.  Критерии для оценки неплатежеспособности и банкротства

Неплатежеспособность предприятия – это неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов в денежных обязательствах, а также по обязательствам, вытекающим из их трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей: налогов, пошлин, финансовых санкций и т.д.

Признаками неплатежеспособности (реального банкротства) являются: хронический недостаток собственных оборотных средств; убыточная хозяйственная деятельность;  отказ банков в предоставлении новых кредитов; неспособность выполнения обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, трудовым коллективом.

В РБ согласно инструкции, установлены следующие критерии оценки структуры бухгалтерского баланса:

  1.  коэффициент текущей ликвидности (К1) - характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Нормативное значение этого коэффициента – не менее 1,7.
  2.  коэффициент обеспеченности собственными  оборотными средствами (К2) - характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Нормативное значение – не менее 0,3.
  3.  Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) определяется отношением всех долгосрочных и краткосрочных обязательств к общей стоимости имущества (активов). Превышение 0,85 – устойчивая неплатежеспособность.
  4.  Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами (К4) рассчитывается как отношение просроченных финансовых обязательств (долгоср. и краткоср.) к общей стоимости имущества. Не должен быть больше 0,5.

Превышение нормативных значений К3 и К4 – критическая ситуация.

  1.  Санация и другие финансовые меры по финансовому оздоровлению

Мероприятия процедуры банкротства:

  1.  Защитный период – проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника для выявления оснований для возбуждения конкурсного производства. Совершать сделки и исполнять платежные обязательства должник может только с согласия временного управляющего. Срок периода – до трех лет.
  2.  Конкурсное производство –  меры по финансовому оздоровлению и восстановлению платежеспособности предприятия. (санация - 22 месяца, ликвидационное производства - 16 месяцев)
  3.  Мировое соглашение – достигается договоренность между должником и кредиторами об отсрочке и (или) рассрочке (оплата долгов по частям) причитающихся кредиторам платежей или скидок с долгов.

Под санацией понимаются меры по финансовому оздоровлению и восстановлению платежеспособности предприятия.

В процессе санации могут приниматься следующие меры: 1.ликвидация дебиторской задолженности; 2.исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом; 3.предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве; 4. перепрофилирование производства; 5.закрытие нерентабельных производств; 6.продажа части имущества должника; 7.уступка требованиям должника; 8.предоставления в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций; 9.продажа предприятия должника; 10.применение иных способов.

Если неплатежеспособность носит устойчивый характер, хозяйственный суд возбуждает конкурсное производство с последующей ликвидацией должника.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36621. Суть залізобетону. Матеріали для залізобетонних конструкцій 18 MB
  Суть залізобетону Бетон це штучний кам’яний матеріал який добре протистоїть стисканню і значно гірше розтяганню. Залізобетоном називають штучний композитний будівельний матеріал що складається з бетону та сталевої арматури які працюють разом. Елементи під навантаженням: а бетонна балка; б залізобетонна балка; в залізобетонна колона Армування бетонної балки дає можливість використовувати міцність сталевої арматури на розтягання і міцність бетону на стискання. Армування стиснутого бетону підвищує також надійність залізобетонних...
36622. Трудова поведінка: зміст, структура, функції 92.5 KB
  Трудова поведінка як різновид соціальної поведінки. Зміст структура та функції трудової поведінки. Види трудової поведінки. Механізми регуляції трудової поведінки.
36623. Информационные системы предприятия 1.03 MB
  В самом общем виде под информационной системой предприятия (ИСП) понимается весь комплекс данных и знаний, используемых на предприятии в целях управления и любой другой, направленной на экономический эффект деятельности, вместе со средствами получения, учета, хранения, доступа, представления, а также анализа данных и знаний.
36624. Ринок цінних паперів та його місто в системі фінансових ринків 2 MB
  Ринок цінних паперів та його місто в системі фінансових ринків Змістовий модуль 1. Поняття та види ринків цінних паперів 1. Ринок цінних паперів в системі фінансових ринків та його види. Основні види ринків цінних паперів.
36625. Cовершенствование организации и технологии технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей 909.5 KB
  Проблема технического обслуживания, текущего ремонта и диагностики в участка, имеющая недостатки как в организации, так и в выполнении плана ТО является актуальной и требующая пересмотра существующей организации техобслуживания и диагностики.
36626. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций 1.77 MB
  В конспекте использован материал новых Межотраслевых правил по охране труда. Условия труда. Метеорологические условия труда и чистота воздуха. Управление охраной труда.
36627. ПРОГРАММИРОВАНИЕ. Курс лекций 1.11 MB
  Понятия объекта класса объектов. Доступность компонентов класса. Статические и константные компоненты класса. Указатели на компоненты класса.
36628. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ 1015 KB
  1 Языки программирования Языки программирования делятся на 3 основных класса как показано на рис.3 Понятие алгоритма и его свойства Алгоритм – это точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторых операций приводящих к решению всех задач данного класса. Непосредственный предшественник C – язык Си с классами – появился в 1979 году а в 1997 году был принят международный стандарт C который фактически подвел итоги его 20летнего развития. Если мы говорим об объектноориентированной программе то она должна создать объект...
36629. РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 2.09 MB
  При выстраивании системы управления и взаимодействия в одном процессе непременно придется захватить взаимодействие данного пилотного процесса с другими. Появление эффекта перетягивания одеяла когда руководитель пилотного процесса добивается регламентации и последующего выполнения совместных работ с точки зрения выгоды и преимуществ своего процесса а не всей организации. Воспользовавшись правом преимущественного создания регламентирующих документов владелец пилотного процесса может создать себе более льготные условия по обеспечению...