36181

Финансовый менеджмент малого бизнеса

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Основные этапы жизненного цикла малого предприятия; 1 этап разработка технологии и создание коммерческой схемы товара. В этот периодвыручка практически нулевая а денежные потоки предприятия отрицательные. Для этого необходимо определить посильные для предприятия темпыприроста оборота.

Русский

2013-09-21

42.5 KB

65 чел.

Тема 8 Финансовый менеджмент малого бизнеса

Вопросы

       1 Основные финансовые параметры предприятия малого бизнеса

на различных этапах его жизненного цикл

       2 Особенности финансового менеджмента малого бизнеса

       3   Государственная поддержка малого бизнеса

1    Жизненный  ЦИКЛ  малого бизнеса  - это жизненный цикл Товара,

составляющего предмет деятельности предприятия. Основные этапы жизненного цикла малого предприятия;

1 этап - разработка технологии и создание коммерческой схемы товара. В этот период
выручка практически нулевая, а денежные потоки предприятия - отрицательные. Велики
неопределенность и риск. Производство и коммерциализация товара потребуют значительных
инвестиций в достаточно длительном временном интервале. Практика  показывает, что до 70%
предприятий погибают в этом периоде. Руководитель вряд ли может рассчитывать на
банковский кредит. Чаще всего используются собственные средства владельца, его семьи и
близких друзей, иногда спонсоров.

2 этап-начало производства товара и выход его на рынок. Для многих предприятий
этот период может закончиться крахом, если привлеченных средств окажется недостаточно,
чтобы покрыть хотя бы базовые расходы (приобретение оборудования, обустройства и т.д.).
Если все же начаты производство и реализация, то пока еще возрастают только расходы, но
не доходы. Денежные потоки глубоко отрицательны. Не выдерживают 30-50% предприятий,
переживших 1 этап.

Главные задачи этого этапа.

экономно и разумно управлять оборотными средствами.

постараться получить внешнее финансирование, хотя это и трудно, т.к. риск по-прежнему велик.

На первых двух этапах для малых предприятий наиболее трудно решается дилемма
либо рентабельность, либо ликвидность. Как правило, высокие темпы наращивания
оборота влекут за собой повышенные ликвидные потребности. Достичь динамичного
развития наличия достаточного уровня денежных средств и высокой платежеспособности
трудно, но возможно. Для этого необходимо определить посильные для предприятия темпы
прироста оборота.

Возможны два варианта: 

наращивание оборота за счет самофинансирования.   1.Если вся чистая прибыль остаётся нераспределённой и структура пассивов меняется в пользу источников собственных средств, то темп прироста объёма продаж и выручки ограничен уровнем рентабельности активов.    Например: если рент. акт. = 30%, то как раз на эти 30% увеличиваются и актив и пассив, а это даст те же 30% прироста выручки без прорехи в бюджете.   2.Если выплачиваются дивиденды, то темп прироста рассчитывается по формуле


(Нераспред. Прибыль / Актив) х 100

наращивание оборота за счёт сочетания самофинансирования с заёмными средствами: 1. При неизменной структуре пассивов приемлемым признаётся такой темп прироста оборота, который совпадает с процентом прироста собственных средств, причём на этот же % увеличиваются и заёмные средства; 2.Если конкретный темп прироста оборота превышает возможный темп прироста собственных средств, то приходится привлекать дополнительное внешнее финансирование (метод % от продаж)

3 этап. Коммерческий успех товара - зрелость предприятия. Улучшается финансово - хозяйственное положение, денежные потоки должны стать положительными, хотя темпы прироста оборота несколько снижаются по сравнению с этапом 2. Новые задачи:

   -    делать рекламу и техническую доводку товара по результатам реакции рынка.   Это требует средств. Но уже состоявшемуся предприятию легче получить внешнее финансирование (напр., банковский кредит). Некоторые предприятия могут преобразовываться в АО и, мобилизовать средства на выпуск акций.

Этап 4. Деградация рынка товара. Жизненный закат предприятия.

Этот этап желательно избежать. Опыт показывает, что выигрывает тот, кто заранее выделяет денежные средства на разработку и внедрение новых товаров, сознательно идя на некоторое снижение финансовых результатов предыдущего этапа. Иначе придётся начинать всё сначала.

2. Особенности ФМ малого бизнеса.

Между крупным и малым бизнесом имеются существенные различия, что требует пересмотра основных принципов « большого » ФМ применительно к малым предприятиям. Наиболее важные различия состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей, рисках и в уровне ликвидности.

* Доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятий чрезвычайно затруднителен:   об эмиссии акций не может быть и речи, банковский кредит недоступен, т. к. дорог и финансовое положение предприятия высоко рисковое.

Малое предприятие обычно не ставит перед собой цель максимизировать курс акций, показатель капитализации и уровень дивиденда. Стоимость малого бизнеса обычно не оценивается финансовыми рынками и её трудно определить, хотя владельцы заинтересованы в максимизации рыночной стоимости предприятия, т.к одни хотят в будущем выпустить свои акции, другие подороже продать себя крупной компании. Возможен вариант, когда собственник желает остаться единоличным хозяином, что такие заслуживает уважения.

В малом бизнесе иной набор, иной уровень рисков, чем в крупных компаниях:

- благосостояние собственника небольшой формы зависит напрямую от её успеха или неуспеха;


- диверсификация портфеля личных инвестиций ограничена собственным предприятием; поэтому собственник малого предприятия подвергается большому риску, чем акционер крупного АО, который всегда может сбросить акции и диверсифицировать свой портфель ценных бумаг.

Причины этого:

  1.  В малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запасы и дебиторскую задолжность;
  2.  У предприятий малого бизнеса выше текущие обязательства (83,7% против 62,9%)

Поэтому основная цель ФМ малого бизнеса - грамотное управление оборотным капиталом.

Главным инструментом финансового анализа деятельности малого предприятия  является расчёт финансовых коэффициентов, который необходимо дополнить качественным исследованием природы рисков.

В связи с этим требуют ответа следующие вопросы:

- достаточно ли диверсифицирована клиентура;

- достаточно ли диверсифицирована гамма производимых товаров ( услуг);

- будет ли продолжаться бизнес в случае утраты его нынешнего владельца;

Кроме того, напр., западные банкиры обычно проводят анализ деятельности предприятия малого бизнеса по пяти основным параметрам:

1. Личность ключевой фигуры предприятия (заслуживает ли доверия, репутация,
выполняет ли свои обязательства).

  1.  Денежные потоки: способно ли предприятие сгенерировать денежные средства для возмещения кредита и выплаты %.
  2.  Способность к грамотному управлению.
  3.  Активы, которые могут служить обеспечением кредита: стоимость, структура, качество, ликвидность.
  4.  Условия бизнеса.

Если предприятие обращается за кредитом, то руководитель должен ответить банкиру, по крайней мере, на следующие вопросы:

  1.  Для каких целей берётся кредит.
  2.  За счёт чего будет возмещена ссуда и выплачены проценты.
  3.  Какая самая большая проблема предприятия.

В свою очередь руководитель должен выбирать банк надёжный, который обладает достаточным капиталом и репутацией, банк, заинтересованный в деятельности предприятия, дающий не только кредит, но и предлагающий дополнительные банковские услуги. Чтобы не попасть в зависимость от одного кредитора, постараться полупить кредиты у разных банков.

Особенности инвестиционного анализа.


Срок окупаемости по бездисконтному методу равен 3,35 года, по дисконтному равен 4,64 года.

       

Очевидно, что брать больше, чем 15 % годовых  невыгодно.

        

Дивидендная политика.

Выплата дивидендов отвлекает средства от развития предприятия. Поэтому на первых стадиях жизни малого предприятия этот вопрос просто не стоит. По мере перехода к 3-ему этапу темпы роста выручки несколько снижаются, следовательно, относительно снижаются и финансово-эксплуатационные потребности. Тогда предприятие и начинает выплачивать дивиденды. Инвесторы воспринимают это как свидетельство повышения рыночной стоимости предприятия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54340. Метод проектів на уроках інформатики 78.5 KB
  Історія виникнення методу проектів Місце методу проектів у навчальному процесі Формування проектних компетенцій Метод проектів на уроках інформатики Висновки Використані джерела Вступ Сучасну практичну діяльність людства науковотехнічний та культурний прогрес у різних сферах суспільного буття неможливо уявити без проектування і проектів. Історія виникнення методу проектів Використання у навчальновиховному процесі методу проектів не є новим для українських шкіл. Першим увів поняття метод проектів...
54341. Культура Европы в XX - начале XXI вв.: противоречия и проблемы 28.21 KB
  Таким образом процесс подготовки и проведения такого учебного занятия как комбинированный урок увлекает студентов активизирует их достаточно свободно пользоваться простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении аудировании чтении и письме. ФГОУ СПО Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Дисциплина: Английский язык Группа: С41 Преподаватель: Бутакова Л. Тема занятия: Строительство зданий и сооружений Тип и вид занятия: комбинированный Цели занятия...
54342. Методические основы использования прикладного ПО на уроках в школе 111.5 KB
  Деление на группы производят либо по способностям либо случайным образом например по партам или по алфавиту. В этом случае как правило формируются разно уровневые группы в которых быстро определяются лидеры и аутсайдеры. Гузеев предложил различать группы выравнивания поддержки и развития. Группы выравнивания состоят из учащихся с различной успеваемостью и ориентированы на достижение всех ее участников обязательного уровня образования; группы поддержки однородны по успеваемости; в группах развития ученики более высокого уровня...
54343. Дмитриу Донской. Куликовская битва 83 KB
  Что позволило Дмитрию Ивановичу открыто выступить против монголотатар и разгромить их 12 октября 1350 года у московского удельного князя Ивана родился сын которого окрестили Дмитрием. Дмитрия Московского сумели получить для своего князя ярлык. Разведка великого князя донесла что Мамай собрав войско уже три недели ждал на Дону Ягайло Литовского.
54344. Сучасний урок - джерело творчості вчителя 2.78 MB
  €œТестові завдання з геометрії. клас із використанням тестуючого комплексу MIFTests. Кожен вчитель є справжнім керівником дитячого колективу діти визнають своїх педагогів за лідерів та активно співпрацюють із ними а це означає: вчитель має власний педагогічний імідж свій особливий педагогічний почерк він – конкурентоспроможний компетентний фахівець. МАТЕМАТИКА ТА ІТК У сучасному світі потреба в комп’ютерних технологіях постійно зростає – вони необхідні і вдома і на робочому місці. Систематичне використання...
54345. Комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми-логопатами 717 KB
  Поражение верхней височной извилины приводит к тому что человек слышит слова но не понимает их смысла так как в зоне Вернике как в своеобразной картотеке хранятся все усвоенные человеком слова точнее их звуковые образы и он всю жизнь пользуется этой картотекой. Если произошло поражение этой зоны то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются человек перестает понимать слова. При нормальном слухе он остается глухим к словам. Действительно левое полушарие отвечает: за движение правых конечностей и обеих рук за...
54346. Урок русского языка и литературного чтения 352 KB
  Планируемые результаты учебного предмета Русский язык общие на 4 года обучения Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явление национальной культуры; понимание того что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; способность к итоговому и пооперационному самоконтролю; ...
54347. Етапи розвязування задач за допомогою компютера 1.3 MB
  Для розвязання цих задач компютер озброєний найрізноманітнішим програмним забезпеченням, яке поділяється на чотири великих категорії: операційні системи, системні утиліти, системи програмування, прикладне програмне забезпечення.
54348. Інформаційно-комп’ютерні технології на уроках географії та природознавства 83.5 KB
  Вчителями природознавства опановано такі теми: Створення слайдових презентацій у середовищі програми MS Power Point Пошук та завантаження текстової звукової та відеоінформації з Інтернету Створення потокових презентацій відео кліпів у середовищі програми Movie Mker Створення та обробка графічної інформації засобами растрового графічного редактора dobe Photoshop. № п п Термін Тема заняття 1 Вересень Створення слайдових презентацій у середовищі програми MS Power Point. 3 Лютий Створення потокових презентацій відео кліпів у...