36182

Финансовый менеджмент. Учебное пособие

Книга

Финансы и кредитные отношения

Потапова финансовый менеджмент Информационное обеспечение и финансовый анализ деятельности компании Учебнометодическое пособие Минск 2004 УДК 658. Информационное обеспечение и финансовый анализ деятельности компании: Учеб. Дается классификация финансовых коэффициентов характеризующих ликвидность деловую активность платежеспособность и рыночную активность компании. 2004 Частный институт управления и предпринимательства 2004 Информационное обеспечение и финансовый анализ деятельности компании Лекция I.

Русский

2013-09-21

222.5 KB

28 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Частный институт управления и предпринимательства

С. И. Потапова

финансовый

менеджмент

Информационное обеспечение и финансовый анализ

деятельности компании

Учебно-методическое пособие

Минск 2004

УДК 658.14.012.4

ББК  65.290-93я 73

      П 64

Автор

С. И. Потапова, доцент кафедры ценных бумаг,

биржевого и банковского дела

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры,

протокол № 1 от 28 августа 2004 г.

 Потапова С. И.

П 64       Финансовый менеджмент. Информационное обеспечение и финансовый анализ деятельности компании: Учеб.-метод. пособие /
С. И. Потапова.– Мн.: Частн. ин-т управ. и предпр., 2004.– 25 с.

            Рассматриваются внутренняя и внешняя информация по обеспечению финансового менеджмента, ее источники и пользователи. Определяются цели, задачи и методы финансового анализа. Дается классификация финансовых коэффициентов, характеризующих ликвидность, деловую активность, платежеспособность и рыночную активность компании.

        Для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения Частного института управления и предпринимательства.

УДК 658.14.012.4

ББК  65.290-93я 73

© Потапова С. И., 2004

© Частный институт управления и предпринимательства, 2004


Информационное обеспечение

и финансовый анализ деятельности

компании

Лекция I. Внутренняя и внешняя информация

обеспечения финансового менеджмента

1.1. Внутренняя информация, ее источники и пользователи.

1.2. Требования к внутренней информации.

1.3. Внешняя информация, или информация, определяющая влияние экономической среды.

Ключевые понятия

Внутренняя информация.

Внешняя информация.

Пользователи информации.

Основные финансовые отчеты.

Финансовые коэффициенты.

1.1. Внутренняя информация, ее источники

и пользователи

Информационное обеспечение функционирования финансового менеджмента представлено информацией различного вида: экономической, коммерческой, финансовой и др. Финансовая информация включает знание финансового состояния не только своей компании, но и ее партнеров, конкурентов, сведения о ценах и курсах на товарном и валютном рынках, о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, о дивидендах, процентных ставках и т. п. Владение надежной информацией обеспечивает успешную работу финансового менеджера. Условно всю информацию можно разделить на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя информация представлена отчетами компании, содержащими информацию о финансовых операциях. Такие документы должны отвечать требованиям бухгалтерской отчетности, принятыми соответствующими правительственными органами. Переход от плановой экономики к рыночной изменил функции бухгалтерской отчетности. Это вызвано следующими причинами:

– изменилась структура собственности. Государственная собственность стала лишь одним из ее видов;

– конкурентная борьба заставляет хозяйствующих субъектов искать такие управленческие решения, которые обеспечат необходимые финансовые результаты;

– финансовая поддержка со стороны государства перестала быть основным источником финансирования. Предприятия должны вести конкурентную борьбу не только за рынок товаров и услуг, но и за кредитные ресурсы банков, средства потенциальных инвесторов.

В результате данных изменений бухгалтерский учет превращается в инструмент сбора, обработки и передачи информации о деятельности хозяйствующего субъекта для всех заинтересованных сторон: руководства компании, инвесторов, кредиторов, поставщиков, покупателей и государства, которое должно контролировать правильность налоговых отчислений.

Пользователей, заинтересованных в информации о деятельности компании, можно условно разделить на три группы:

– внутренние пользователи;

– внешние пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности компании;

– внешние пользователи, опосредованно заинтересованные в деятельности компании.

К первой группе (внутренним пользователям) относится менеджерский корпус компании (управленческий персонал), который принимает решения производственного и финансового характера. Для них необходима своевременная, полная и точная информация. Финансовые менеджеры обеспечивают связь компании с внешней средой, поэтому они должны не только формировать финансовую отчетность, но и оценивать влияние ее на решения, принимаемые внешними пользователями, прежде всего кредиторами и инвесторами, так как именно они обеспечивают дополнительное финансирование компании.

Ко второй группе относятся потенциальные собственники, кредиторы, поставщики и покупатели, государство, служащие компании.

Третья группа использует информацию о деятельности компании для защиты интересов пользователей второй группы. Это – аудиторские службы, консультанты по финансовым вопросам, биржи ценных бумаг, законодательные органы, юристы, пресса, информационные агентства, проф-союзы.

В финансовом менеджменте пользуются так называемыми аналитическими финансовыми документами, в которых статьи группируют и они носят классификационный характер. В их состав входят:

– бухгалтерский баланс;

– отчет о прибылях и убытках;

– отчет о движении денежных средств.

Кроме указанных документов, финансовый менеджер использует в своей работе и другую внутреннюю информацию, отражающую, прежде всего, динамику развития компании (аналитические таблицы, различного рода справки).

1.2. Требования к внутренней информации

Особое значение отчетности для принятия финансовых решений требует выработки определенных принципов, стандартов финансового учета и отчетности. В странах с переходной экономикой, в том числе и в Республике Беларусь, ведется целенаправленная работа по трансформации функций учета и отчетности предприятий, выполняемых ими в условиях плановой экономики, к функциям в условиях становления рыночной экономики. Завершение этой работы позволит иметь всю финансовую информацию, необходимую при использовании методов финансового менеджмента.

Чтобы информация была полезной для всех групп пользователей, она должна отвечать следующим критериям и быть:

– достоверной и правдивой;

– уместной;

– нейтральной;

– понятной;

– сопоставимой.

Учет каждой единицы информации производится на основе следующих принципов учета:

– принцип двойной записи;

– принцип периодичности;

– принцип функционирующего предприятия;

– принцип денежной оценки. Могут применяться следующие методы денежной оценки: фактическая себестоимость, текущая восстановительная себестоимость, текущая рыночная стоимость, чистая стоимость реализации, дисконтированная стоимость;

принцип (метод) начислений предполагает, что доходы и расходы относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место. Причем независимо от того, поступили денежные средства на счет или были выплачены в данном отчетном периоде. Данный метод является общепринятым в международной практике;

принцип соответствия доходов отчетного периода расходам отчетного периода.

Потребность в наличии своевременной и полной информации как для принятия управленческих решений и оценки их результатов, так и для внешних пользователей предполагает, однако, и некоторые ограничения на информацию. Документы отчетности, представляемой широкому кругу пользователей, не должны содержать данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициями предприятия. Кроме того, при подготовке отчетности не следует допускать завышенной оценки активов и прибыли, заниженной оценки обязательств.

1.3. Внешняя информация, или информация,

определяющая влияние экономической среды

Являясь открытой системой, финансовый менеджмент взаимодействует с экономической средой, которая оказывает влияние на результаты деятельности компании. Среди факторов указанной среды, которые дают возможность финансовому менеджеру оценить последствия принимаемых решений, наиболее важны: экономический цикл, инфляция, конкуренция и концентрация производства, государственное регулирование и налогообложение.

Экономический цикл, как процесс чередования во времени подъемов и спадов деловой активности, играет важную роль в финансовом менеджменте и оказывает сильное влияние на благосостояние акционеров. В период спада снижается прибыль компании, что отражается на выплате дивидендов и, как следствие, на курсовой стоимости акции. Подъем деловой активности дает противоположный эффект. Наиболее важные индикаторы экономического цикла:

валовой внутренний продукт (ВВП), представленный двумя показателями – номинальный ВВП (в текущих ценах) и реальный ВВП (в сопоставимых ценах для исключения влияния фактора инфляции);

– прибыль корпораций, измеряемая показателями – прибыль до вычета налога и прибыль за вычетом его;

незанятость рабочей силы.

Инфляция, как и экономический цикл, влияет на цены акций и финансовые результаты деятельности компании. Из многих причин инфляции, чтобы минимизировать ее последствия, финансовый менеджер должен учитывать, по крайней мере, инфляционной спрос и инфляционные издержки. Инфляционный спрос отражает ситуацию, когда рост цен вызван тем, что спрос на продукцию и спрос на факторы производства опережает их предложение. Возрастающий спрос имеет наибольший инфляционный эффект, когда экономика находится в состоянии почти полной занятости. Инфляционные издержки отражают положение, когда рост цен на продукцию объясняется увеличением материальных затрат и затрат труда. Среди индикаторов инфляции можно отметить следующие:

дефлятор цен, показывающий, какая доля роста номинального ВВП обусловлена инфляцией;

индекс цен производителей, который отражает изменения средней цены, устанавливаемый на основных рынках производителей предметов потребления;

индекс цен потребителей отражает изменения потребительских цен на группы товаров.

Степень влияния инфляции на принимаемое решение рассмотрим на конкретном примере.

Банк объявляет для клиентов, желающих осуществить вклады, годовую ставку 25%. Предполагаемый уровень инфляции в месяц составит 2%. Выгодно ли воспользоваться услугами этого банка?

Открывая счет в банке, клиент желает сохранить денежные средства от обесценивания в условиях инфляции и получить некоторый доход. Чтобы принять решение, он должен сравнить ставку, объявленную банком, с годовым уровнем инфляции. При уровне инфляции 2% в месяц годовой индекс I инфляции составит

I= (1+0,02)12 = 1,268=126,8%.

Следовательно, годовой уровень инфляции составит 26,8%. Таким образом, объявленная банком годовая ставка в размере 25% не только не принесет клиенту доход, но и обесценит его деньги на 1,8% в результате инфляции.

Конкуренция и концентрация производства, как фактор экономической среды, оказывают непосредственное влияние на принятие решений по инвестиционным проектам.

Концентрация производства отражает историческую тенденцию конкурентной экономики сосредоточиваться в относительно небольшом числе очень крупных корпораций. Монополистическая конкуренция – это условия, которые существуют в некоторых отраслях, где цены и объем производства определяются главным образом несколькими фирмами, которые господствуют в этой отрасли. Высокая степень концентрации производства приводит к монополистической конкуренции, которая называется олигополией. Рыночная структура считается олигопольной, если присутствуют следующие признаки:

– несколько торговцев доминируют на рынке товаров и услуг;

– компании взаимосвязаны между собой;

– ведущие фирмы контролируют цены.

Для финансового менеджмента наличие рассматриваемого фактора приводит к следующим последствиям:

– предпочтительность многих инвестиционных альтернатив непосредственно определяется конкуренцией, так как рентабельность инвестиций зависит от установленных цен и способности фирмы завоевать и удержать нужную долю рынка;

– взаимозависимость компаний оказывает влияние на финансирование рынка.

Государственное регулирование и принятая система налогообложения определяют правила хозяйствования субъектов в конкретных условиях. Государственное регулирование реализуется через совокупность законодательных актов, постановлений, указов и других правовых документов органов управления. Особое внимание следует обратить на документы, регулирующие такие виды деятельности, как кредитная, валютная, страховая и др. В части налогообложения финансовый менеджер, принимая решение, должен знать, как оно повлияет на налоговую задолженность компании.

Лекция II. Финансовый анализ результатов

деятельности компании

2.1. Задачи финансового анализа.

2.2. Методы финансового анализа.

2.3. Финансовые отчеты компании, их роль для анализа.

2.1. Задачи финансового анализа

В процессе финансового анализа определяется финансовое положение предприятия. Полученные результаты представляют интерес для широкого круга пользователей.

Кредиторов интересует способность компании погашать долговые обязательства, причем краткосрочных кредиторов беспокоит способность компании оплачивать их счета, долгосрочных кредиторов – выплаты процентов и основной суммы долга по взятым кредитам.

Инвесторов интересует текущий и будущий уровень дохода (прибыль) и риска. Акции будут востребованы только в том случае, если можно просчитать финансовое положение компании на перспективу.

Руководство фирмы интересуют все вопросы, поднимаемые кредиторами и инвесторами, так как только при положительном ответе на них компания может рассчитывать на получение капитала, в котором она нуждается.

Информационной базой для осуществления анализа и прогноза финансового положения компании является бухгалтерская отчетность, описывающая результаты деятельности фирмы за прошедший период (как правило, год), и анализ складывающихся тенденций, которые повлияют на ее дальнейшее развитие.

Финансовый анализ дает возможность оценить не только финансовое состояние и основные результаты деятельности компании, но и выявить резервы повышения эффективности работы предприятия. Финансовый менеджер должен заниматься этой работой постоянно и регулярно, так как финансовое состояние компании – это характеристика ее финансовой конкурентоспособности (т. е. платежеспособности, кредитоспособности), ис-пользования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Содержание финансового анализа зависит от поставленной цели, которая может подразумевать либо комплексный анализ, либо анализ некоторых показателей, например, ликвидности фирмы. Всесторонняя оценка финансовых результатов предприятия должна дать ответ на следующие вопросы:

– насколько успешно развивается компания;

– каковы ее слабые и сильные стороны;

– какое место компания занимает на рынке товаров и услуг, может ли она занять большую нишу;

улучшается или ухудшается положение фирмы?

В условиях рыночной, особенно переходной экономики, финансовое состояние предприятия – это результат действий не только самого хозяйствующего субъекта, но и многих внешних факторов, которые необходимо учитывать, определяя тенденции развития в будущем. Поэтому оценка финансового положения производится с помощью различных методов анализа и системы разнообразных показателей и коэффициентов.

2.2. Методы финансового анализа

Для решения конкретных задач используются специальные методы, а именно:

– чтение отчетности; горизонтальный анализ;

– вертикальный анализ; трендовый анализ; анализ соотношений.

Чтение отчетности – это изучение абсолютных показателей, что дает возможность определить имущественное положение предприятия, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, вложения в физические и финансовые активы, источники формирования собственного капитала и заёмных средств, связи предприятия с поставщиками и покупателями, финансово-кредитными учреждениями, оценить выручку от основной деятельности и прибыль текущего года.

Горизонтальный анализ – это определение абсолютных и относительных изменений различных статей отчетности по сравнению с предшествующим периодом. Необходимо иметь показатели изменений как в стоимостном выражении, так и в процентном, поскольку использование одного из них без другого может привести к ошибочным выводом.

Вертикальный анализ – это расчет удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе.

Трендовый анализ дает возможность рассчитать относительные отклонения показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.

Анализ соотношений основан на расчете финансовых коэффициентов. Его результаты позволяют оценить финансовое положение компании, выявить направления деятельности, требующие особого внимания, спрогнозировать пути перспективной деятельности.

2.3. Финансовые отчеты компании,

их роль для анализа

Анализ финансовых результатов целесообразно начинать с оценки общего выполнения плана прибыли на основе документа «Отчет о прибылях и убытках». Путем сравнения плана с достигнутыми результатами устанавливают отклонения балансовой и чистой прибыли в абсолютных цифрах и процентах. Анализ производится по каждой сфере деятельности предприятия, прежде всего, по основной хозяйственной деятельности. Внимание финансового менеджера должно быть направлено на изучение поступлений от реализации и соответствующих издержек производства и обращения, а также на степень влияния решающих факторов на величину прибыли от реализации основной продукции.

С помощью метода многофакторного анализа исчисляется величина отклонений прибыли, вызванная такими факторами, как количество продаж, ассортиментная структура продукции, уровень затрат на единицу изделия. Это позволяет определить причины изменений и обосновать мероприятия, направленные на максимизацию прибыли от основной деятельности.

В рыночной экономике финансовый менеджер отвечает за результативность финансовых операций, поступления от которых и затраты могут быть значительными. Основные операции в данной сфере деятельности следующие:

– реализация акций и других ценных бумаг;

– начисление и выплата ссудных процентов, комиссионные сборы за вложения денег в депозиты, хранение их на счетах в банке, выдача ссуд, лизинг и др.;

– работа с иностранной валютой;

– переоценка ценных бумаг, материальных и денежных ресурсов;

– определение суммы от реформирования финансовых резервов.

Анализ поступлений и затрат по указанным операциям производится с учетом их эффективности. В условиях переходной экономики перечень финансовых операций значительно сокращается. Основными источниками поступлений и затрат являются банковские операции (хранение денег в банках, получение кредитов). Поэтому анализ таких операций следует производить с учетом наиболее выгодных условий вложения денежных средств, кредитов, ссуд и других заёмных средств. В табл. 1 приведены основные показатели доходов и расходов, которые либо отражены в документе «Отчет о прибылях и убытках», либо рассчитываются на основе показателей данного отчета.

Таблица 1

Показатели доходов и расходов предприятия

Наименование показателя

Примечание

1. Показатели доходов и прибыли

1.1. Выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Используется для расчета показателей прибыли, деловой активности, рентабельности

1.2. Прибыль (убыток) от основной деятельности

Необходима для оценки влияния расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации

1.3. Прибыль (убыток) от финансовой деятельности

Рассчитывается на базе показателей документа «Отчет о прибылях и убытках»

1.4. Прибыль от общехозяйственной деятельности

То же

1.5. Прибыль (убыток) до уплаты налога

То же

1.6. Чистая прибыль (убыток)

Используется для расчета показателей рентабельности и рыночной активности

2. Показатели расходов

2.1. Себестоимость реализации продукции, товаров, работ и услуг

2.2. Общехозяйственные (управ-ленческие) и коммерческие расходы

2.3. Расходы по финансовой деятельности

Используется для расчета валовой прибыли и показателей деловой активности

Используются для расчета прибыли от основной деятельности

Отражают долю расходов, приходящуюся на обслуживание долга предприятия. Высокий удельный вес таких расходов может привести к банкротству

Бухгалтерский баланс отражает финансовое положение компании за определенный промежуток времени и содержит информацию по ресурсам предприятия (актив), их составу, направлениям использования, по источникам финансирования (пассив). В балансе представлены два источника средств – акционерный (собственный) капитал и привлеченные (заёмные) средства. Они взаимосвязаны следующим балансовым уравнением:

Активы – Привлеченные средства = Собственный капитал.

Анализ активов предприятия дает возможность финансовому менеджеру определить следующее:

– общую стоимость активов предприятия;

– долю долгосрочных (внеоборотных) и краткосрочных (оборотных) активов в общей их сумме;

– структуру внеоборотных и оборотных активов компании.

На рис. 1 представлена структура активов.

Рис. 1. Структура активов компании

Существующие недостатки в системе бухгалтерского учета, а также определенные требования к показателям, используемым в моделях финансового менеджмента, требуют внесения следующих корректировок в некоторые показатели бухгалтерской отчетности:

– в системе финансового менеджмента принципиальным является  разделение краткосрочных и долгосрочных решений. Критерием разделения является период в 12 мес., поэтому в состав внеоборотных активов необходимо включить долгосрочную дебиторскую задолженность, а из товарно-материальных запасов исключить расходы будущих периодов;

– для расчета некоторых финансовых показателей необходимо иметь общую сумму основных средств, к которым с экономической точки зрения относится и незавершенное строительство;

– из состава дебиторской задолженности вычесть оценочную сумму дебиторской задолженности, которая может быть не погашена, исходя из уровня неоплаченной в срок дебиторской задолженности в предшествующие годы.

Пассивы предприятия отражают решения компании по выбору источников финансирования. Собственный капитал представлен вложенным акционерами капиталом и накопленной прибылью, заработанной за все годы функционирования фирмы. Под расходами предприятия в финансовом менеджменте понимаются все направления использования средств за исключением реинвестирования прибыли и выплаты дивидентов, следовательно, прибыль отчетного года должна быть уменьшена на сумму средств, направленных на развитие социальной сферы, так как с точки зрения собственника это вынужденные расходы.

Во вложенный акционерами капитал включается эмиссионная премия, которая показывает превышение рыночной цены вложенного капитала над его номинальной стоимостью.

Заёмный капитал компанииэто сумма ее долгосрочных и краткосрочных обязательств. На рис. 2 приведена структура пассивов.

Рис. 2. Структура пассивов компании

Основой для анализа движения денежных средств является документ «Отчет о движении денежных средств», который классифицирует денежные поступления и денежные платежи по сферам деятельности компании: производственно-хозяйственная (основная), инвестиционная, финансовая. Цель такого разделения – определение основных источников получения денежных средств, что помогает оценить перспективы предприятия и получить ответ на вопросы:

– следует ли сокращать платежи из-за проблем с денежной наличностью;

– какая продукция или какие проекты перспективны с точки зрения денежной наличности;

– сможет ли компания оплатить счета и купить новое оборудование.

Притоки и оттоки денежных средств по основной деятельности возникают в результате производства и реализации продукции.

Инвестиционная деятельность, как правило, отражает использование денежных средств на увеличение основных средств, покупку или продажу ценных бумаг, свидетельствующих об участии в акционерном капитале других компаний.

Финансовая деятельность показывает притоки и оттоки денежных средств в связи с выпуском акций, повторным приобретением ранее выпущенных акций, выплатой дивидендов акционерами, а также финансирование за счет займов и погашение задолженностей.

Анализ «Отчета о движении денежных средств» позволяет оценить источники денежных средств, их использование, распределение чистой прибыли, определить доход от выпуска акций и результаты финансирования за счет займов, оценить дивидендную политику и ее сбалансированность с производственной политикой.

Лекция III. Финансовые коэффициенты, их значение

при принятии решений финансовым менеджером

3.1. Коэффициенты ликвидности компании.

3.2. Коэффициенты деловой активности компании.

 3.3. Коэффициенты рентабельности (доходности) компании.

3.4. Коэффициент платежеспособности (структуры капитала) компании.

3.5. Коэффициенты рыночной активности компании.

Реальная ценность бухгалтерской отчетности состоит в том, что она не только отражает финансовое положение компании на определенный момент, но также может быть использована для прогнозирования будущих доходов и дивидендов, предсказания будущего компании, планирования действий, которые повлияют на ее развитие.

Первым шагом в финансовом анализе является расчет финансовых коэффициентов, которые дают возможность оценить соотношения между различными статьями отчетности. Чтобы сделать правильные выводы, необходимо следующее:

производственное сравнение, оценивающее положение компании в данной отрасли по сравнению с показателями конкурентов;

анализ тенденций и изменений, показывающий развитие компании во времени.

Главное назначение финансовых коэффициентов – это экспертная оценка и профессиональная диагностика финансового состояния компании, поэтому теория и практика финансового менеджмента определила необходимый набор коэффициентов, которые можно классифицировать как коэффициенты ликвидности, деловой активности, рентабельности (доходности), платежеспособности (структуры капитала) и рыночной активности.

3.1. Коэффициенты ликвидности компании

Ликвидность – это способность хозяйствующего субъекта своевременно погашать свои краткосрочные обязательства за счет беспрепятственного превращения оборотных (текущих) активов в денежные средства. Для измерения уровня ликвидности используются коэффициенты текущей, срочной и абсолютной ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ):

,

где  ОбА – стоимость оборотных активов;

КрО – краткосрочные обязательства.

Нормативный уровень коэффициента от 1 до 2, иногда до 3. Превышение норматива может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.

Коэффициент текущей ликвидности несколько неточно отражает способность компании выполнять срочные обязательства, так как значительная часть оборотных активов может быть сосредоточена в товарно-ма-териальных запасах, которые не всегда удается быстро превратить в денежные средства. Этот недостаток учитывается при расчете коэффициента срочной ликвидности (КСрЛ):

,

где  ТМЗ – стоимость товарно-материальных запасов.

Удовлетворительным считается уровень коэффициента свыше единицы (1–1,3). Высокий показатель срочной ликвидности может свидетельствовать о неэффективном использовании денежных средств, аккумуляции их на счетах в банке или увеличении объема дебиторской задолженности, что отрицательно сказывается на рентабельности предприятия.

Коэффициент абсолютной ликвидности (КАбсЛ) определяет допустимый объем наличных денежных средств и их эквивалента, ниже которого опускаться нельзя. Нормативный уровень в международной практике установлен в пределах от 0,3 до 0,5. Коэффициент абсолютной ликвидности определяется по формуле

,

где  ДС – денежные средства;

КрФВ – краткосрочные финансовые вложения.

Наличие финансовых ресурсов для расширения деятельности компании в будущем характеризует величина чистого оборотного капитала (ЧОК), оптимальная сумма которого зависит от следующих факторов:

– специфики отрасли и размеров предприятия;

– объема реализации продукции;

– скорости оборачиваемости товарно-материальных запасов;

– величины дебиторской задолженности.

Величину чистого оборотного капитала определяют по формуле

ЧОК=ОбА – КрО.

Недостаток чистого оборотного капитала может привести к банкротству. Значительное превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами может свидетельствовать о неэффективном использовании ресурсов.

Анализ динамики показателей ликвидности дает возможности сделать следующие выводы:

– опережающие темпы роста коэффициента текущей ликвидности по сравнению с коэффициентом срочной ликвидности означают либо быстрый рост запасов, либо замедление оборота капитала;

– высокий показатель срочной ликвидности может быть вызван либо эффективным использованием денежных средств и аккумуляцией их на счетах в банке, либо увеличением объема дебиторской задолженности;

– низкая ликвидность баланса – это сигнал о трудностях с погашением краткосрочных задолженностей. Высокая ликвидность отрицательно влияет на рентабельность предприятия.

Чтобы оценить показатели ликвидности компании, необходимо не только сравнить их с соответствующими показателями других компаний данной отрасли, но и провести трендовой анализ.

3.2. Коэффициенты деловой активности

Эта группа коэффициентов измеряет эффективность использования ресурсов компании для получения доходов и прибыли. Скорость оборота средств напрямую связана с платежеспособностью компании.

В общем виде данные коэффициенты отражают взаимосвязь между одним из видов активов и показателем, с помощью которого измеряется способность финансовых и операционных менеджеров эффективно использовать средства, вложенные в активы, т. е. инвестиции.

Эффективность использования компанией всех имеющихся ресурсов характеризуется коэффициентом оборачиваемости активов (КобА), тогда

,

где  ВР – выручка от реализации продукции;

А – общая сумма активов.

Сравнение показателя со среднеотраслевым дает возможность оценить его величину, причем малое значение говорит о том, что большая доля активов не задействована в производственном процессе.

При управлении дебиторской задолженностью финансовый менеджер должен стремиться к минимизации инвестиций в нее. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (КобДЗ) имеет следующий вид:

,

где  ДЗ – стоимость дебиторской задолженности.

Средний период погашения дебиторской задолженности (ППДЗ) определяется по формуле

.

Показатели по дебиторской задолженности полезно сравнить с соответствующими показателями по кредиторской задолженности. Это дает возможность оценить проводимую предприятием финансовую политику. Для этого необходимо рассчитать:

– коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (КобКЗ):

,

где  С – себестоимость реализованной продукции;

КЗ – стоимость кредиторской задолженности;

– средний период погашения кредиторской задолженности (ППКЗ):

.

Анализ показателей по дебиторской и кредиторской задолженностям позволяет сопоставить условия коммерческого кредитования, которыми предприятия пользуются у других компаний, с теми условиями кредитования, которые она предоставляет другим предприятиям. Если в динамике период погашения дебиторской задолженности увеличивается, это может свидетельствовать либо о наличии большого количества сомнительных долговых обязательств, либо о том, что работа с покупателями ведется не- достаточно профессионально.

Слишком большой период погашения кредиторской задолженности, по сравнению с соответствующим показателем по дебиторской задолженности, свидетельствует о том, что, хотя притоки денежных средств идут быстрее, чем оттоки, объем получаемых денежных средств за продажи продукции недостаточен для более быстрого расчета с кредиторами. Как правило, это зависит от скорости реализации товарно-материальных запасов и, прежде, всего реализации готовой продукции.

Анализ показателей по товарно-материальным запасам чрезвычайно полезен при их накоплении. Скорость реализации запасов отражает коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов (КОбТМЗ), тогда

.

При определении количества дней, необходимых для реализации запасов, рассчитывают средний возраст товарно-материальных запасов (СВТМЗ):

.

Чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем более ликвидную структуру имеют оборотные средства, тем устойчивее финансовое положение компании. Особенно это важно при наличии значительной задолженности в пассивах компании. Количество дней, необходимых для превращения товарно-материальных запасов в денежные средства, показывает операционный цикл (ОпЦ)

ОпЦ= СВТМЗ+ППДЗ.

Увеличение данного показателя в динамике означает, что дополнительные капиталы находятся не в виде денежных активов, а востребование и сбор денежных средств ведутся недостаточно активно. Кроме рассмотренных коэффициентов, иногда полезно рассчитать коэффициенты оборачиваемости основных средств (фондоотдача), оборачиваемости собственного капитала и некоторые другие показатели, характеризующие эффективность использования рабочей силы.

3.3. Коэффициенты рентабельности (доходности)

компании

Показатели данной группы характеризуют эффективность управления компанией и ее способность получать максимальный доход по капиталовложениям при допустимом уровне риска. Абсолютное значение чистой прибыли в стоимостном выражении не несет информации о действительном положении дел до тех пор, пока нет ее сравнения с источниками дохода, использованными для получения этой прибыли.

Для оценки доходности продаж в практике финансового менеджмента используются два коэффициента: валовая маржа (ВМ) и чистая маржа (ЧМ).

Валовая маржа, или валовая доходность, отражает долю постоянных (накладных) расходов, вошедших в валовую прибыль, и применяется для расчета точки безубыточности. Снижение показателя в динамике обычно связано либо с увеличением цен, либо свидетельствует о необходимости усиления контроля за использованием товарно-материальных запасов:

,

где ВП – валовая прибыль.

Чистая маржа, или чистая доходность, это главный критерий операционной деятельности компании, отражающий ее эффективность:

,

где  ЧП – чистая прибыль.

Чистая маржа показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции.

Рентабельность (доходность) активов (РА) является совокупным критерием эффективного использования ресурсов в производстве, это индикатор конкурентоспособности предприятия:

.

На доходность активов воздействуют чистая маржа и оборачиваемость активов. Взаимосвязь этих показателей представлена формулой Дюпона:

РА=ЧМКобА.

Разделение рентабельности (доходности) активов на две составляющих позволяет выяснить причину недостаточно высокого уровня данного показателя и помочь финансовому менеджеру принять решение об улучшении ситуации. Возможны следующие подходы:

– увеличить чистую маржу. Это можно сделать путем уменьшения расходов, повышением цен на реализуемую продукцию, превышением темпов роста объема реализованной продукции над темпами роста дохода;

– увеличить оборачиваемость активов. Для чего необходимо либо увеличить объем реализации при сохранении активов на постоянном уровне, либо уменьшить активы.

Надо иметь в виду, что использовать повышение цен на реализуемую продукцию могут позволить себе только компании, имеющие ценовую власть на рынке товаров и услуг.

Существенное влияние на уровень котировки акций компании в условиях рыночной экономики оказывает показатель рентабельности собственного капитала (РСК), который отражает окупаемость капиталовложений акционеров

,

где  СК – сумма собственного капитала.

При анализе рекомендуется данный показатель сравнить с рентабельностью активов. Разница между этими показателями обусловлена привлечением заёмного капитала. Если компания с привлечением заёмного капитала получает больше прибыли, чем должна уплатить процентов, ситуацию можно считать положительной.

3.4. Коэффициенты платежеспособности

(структуры капитала)

Платежеспособность – это способность компании выполнить обязательства долгосрочного характера перед кредиторами и собственниками. Крупные долгосрочные займы повышают риск собственников, увеличивают фиксированные обязательства, приводят к более быстрому росту процентов по сравнению с тем доходом, который сообщается в каждом отчетном периоде. Коэффициенты платежеспособности характеризуют степень защищенности кредиторов и инвесторов.

Финансовую устойчивость компании отражает коэффициент собственности (КС), тогда

.

Чем выше степень предпринимательского риска, тем большей должна быть доля собственного капитала в общем объеме источников финансирования. При уровне показателя 60% положение считается стабильным.

Важный момент – мера финансового риска, т. е. размер долга в структуре капитала компании, который измеряется коэффициентом заёмного капитала (коэффициентом долга) (КЗК):

,

где  ЗК – сумма заёмного капитала.

Для оценки размера финансовой зависимости используется коэффициент финансовой зависимости (КФЗ):

.

Чем выше данный коэффициент, тем рискованнее ситуация, так как появляется опасность дефицита денежных средств. В условиях рыночной экономики показатель не должен быть больше 1. При решении вопроса о финансировании активов следует придерживаться правила, что основные средства должны в основном финансироваться за счет собственного капитала (в отдельных случаях за счет долговременных кредитов). Кроме того, часть собственного капитала инвестируется в оборотные активы в части товарно-материальных запасов (15–20% запасов).

Коэффициент защищенности кредиторов показывает, во сколько раз прибыль до выплаты процентов и налогов перекрывает величину процента. Это показатель безопасности, так как он дает представление о том, какую наибольшую величину снижения прибыли может позволить себе компания:

,

где ПДПН – прибыль до уплаты процентов и налога;

ВПр – расходы по выплате процентов.

Считается, что при значении коэффициента <3, появляется опасность дефицита денежных средств, что может привести к банкротству компании.

3.5. Коэффициенты рыночной активности

Данная группа коэффициентов соотносит рыночную цену акции компании с ее учетной ценой и доходом на акцию, а также позволяет руководству получить представление о том, как инвесторы относятся к текущей и перспективной деятельности компании. При устойчивом финансовом положении коэффициенты рыночной активности будут высокими, а акции компании высоко котироваться на рынке ценных бумаг.

Критерием эффективности функционирования компании и ожидаемых будущих дивидендов является прибыль на акцию (ПНА):

,

где ДПрАкц – сумма дивидендов по привилегированных акциям;

ЧОбАкц – число обыкновенных акций в обращении.

Взаимоотношения компании с ее акционерами отражает коэффициент соотношения рыночной цены и прибыли на акцию . Он показывает, сколько денежных единиц согласны заплатить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли:

,

где СПрдАкц – рыночная стоимость (цена) продажи одной акции.

Данный коэффициент при прочих равных условиях выше у фирм с более высокими перспективами роста и ниже у фирм с нестабильным положением. Инвесторов, особенно стратегических, интересует не столько конкретное значение соотношения, сколько динамика  в сравнении с  других компаний и с общей динамикой рынка.

Стоимость чистых активов предприятия, приходящихся на одну обыкновенную акцию, отражает балансовая стоимость акции (БСАкц), тогда

.

Рост показателя в динамике свидетельствует об успешном развитии компании и росте ее собственного капитала, что положительно сказывается на котировке акций. Показатели доходности акций включают следующие показатели:

– норма дивиденда ,

где  СПрдАкц – рыночная стоимость продажи одной акции. Полезно оценить уровень нормы дивиденда по сравнению с номинальной (объявленной) нормой дивиденда, который равен отношению суммы выплачиваемого дивиденда к номинальной стоимости акции;

– доля выплачиваемых дивидендов (ДД) показывает, какая часть чистой прибыли израсходована на выплату дивидендов .

Как правило ДД < 1, в противном случае это свидетельствует либо о нерациональной дивидендной политике, либо о финансовых затруднениях компании, которая вынуждена использовать денежные средства из своих финансовых резервов;

– доходность акции с учетом курсовой разницы будет

,

где  СПкАкц – рыночная стоимость покупки акции.

Показатели доходности акций отражают дивидендную политику компании, стабильность которой является одним из наиболее важных факторов, влияющих на отношение инвесторов к компании.

Основные выводы

1. Финансовая отчетность компании должна быть полезна как внутренним, так и внешним пользователям, она является важным инструментом финансового менеджмента.

2. Основные документы финансовой отчетности – бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, а также примечания к отчетности.

3. Методы финансового анализа для целей финансового менеджмента включают: чтение отчетности, горизонтальной, вертикальной и трендовый анализы, а также анализ финансовых коэффициентов.

4. Основные группы финансовых коэффициентов: ликвидности, деловой активности, рентабельности (доходности), платежеспособности (структуры капитала), рыночной активности.

5. При анализе финансовых коэффициентов необходимы как производственное сравнение, так и анализ тенденций и изменений. Это позволит компании разработать наиболее конкурентоспособную финансовую стратегию.

6. При анализе необходимо учитывать следующее:

– финансовые коэффициенты в значительной степени зависят от учетной политики предприятия;

– для компаний, осуществляющих диверсифицированную деятельность, затруднителен выбор среднеотраслевых коэффициентов;

– коэффициенты являются статическими характеристиками и не отражают перспективы будущих изменений;

– возможна манипуляция отчетными данными со стороны руководства.

Литература

Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.– М.: Фин. и стат., 1996.

Ткачук М. И., Киреева Е. Ф. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие.– Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.

Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред.
Е. С. Стояновой, 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Перспектива, 1997.

Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент (пер. с англ.).– М.: Информ.-изд. дом Филинъ, 1996.

Содержание

Информационное обеспечение и финансовый анализ деятельности компании  3

Лекция I. Внутренняя и внешняя информация обеспечения

финансового менеджмента  3

1.1. Внутренняя информация, ее источники и пользователи  3

1.2. Требования к внутренней информации  5

1.3. Внешняя информация, или информация, определяющая влияние экономической среды  6

Лекция II. Финансовый анализ результатов деятельности

компании  8

2.1. Задачи финансового анализа  8

2.2. Методы финансового анализа  9

2.3. Финансовые отчеты компании, их роль для анализа  10

Лекция III. Финансовые коэффициенты, их значение при

принятии решений финансовым менеджером  14

3.1. Коэффициенты ликвидности компании  15

3.2. Коэффициенты деловой активности  17

3.3. Коэффициенты рентабельности (доходности) компании  19

3.4. Коэффициенты платежеспособности (структуры капитала)  20

3.5. Коэффициенты рыночной активности  21

Основные выводы  23

Литература  23

Учебное издание

Потапова Светлана Ильинична

Финансовый менеджмент

Информационное обеспечение
и ф
инансовый анализ деятельности компании

Учебно-методическое пособие

Редактор  Э. И. Липницкий

Компьютерный набор и верстка  Л. В. Чернуха

Подписано в печать 7.12.2004. Формат 60×841/16.

Бумага газетная. Гарнитура «Times New Roman».

Отпечатано способом ризографии.
Усл. печ. л. 1,45. Уч.-изд. л. 1,07. Тираж 900. Заказ 119.

Издатель и полиграфическое исполнение:

Учреждение образования

«Частный институт управления и предпринимательства»,

220086, Минск, ул. Славинского, 1, корп. 3.

Лицензия ЛИ № 02330/0133342 от 29.06.2004 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50042. ИЗУЧЕНИЕ СВОБОДНЫХ КОЛЕБАНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО МАЯТНИКА 164 KB
  Цель работы: Определение момента инерции физического маятника по периоду его малых колебании и приведенной длине. такой математический маятник период колебаний которого равен периоду колебаний физического маятника. Длина такого математического маятника называется приведенной длиной физического маятника. Выведем формулу...
50043. ПРОГРАММИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ОПЕРАТОРОВ УСЛОВНОГО И БЕЗУСЛОВНОГО ПЕРЕХОДА 41 KB
  Составной оператор – представляет собой группу из произвольного числа операторов, отделенных друг от друга точкой с запятой, ограниченную операторными скобками – зарезервированные слова Begin и End.
50044. ИЗУЧЕНИЕ СВОБОДНЫХ КОЛЕБАНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО МАЯТНИКА 205 KB
  Настенный кронштейн с подушками для опорных призм физического маятника. такой математический маятник период колебаний которого равен периоду колебаний физического маятника. Длина такого математического маятника называется приведенной длиной физического маятника.
50045. Статистический характер прочности 379.5 KB
  Классификация нагрузок Нагрузки и воздействия представляют собой наиболее неопределенные величины обладающие большим статистическим разбросом. В части математического описания нагрузки делятся на: нагрузки представляющие собой случайные величины; нагрузки представляющие собой случайные функции времени; нагрузки изменяющиеся...
50047. Визначення показника заломлення та концентрації водних розчинів за допомогою рефрактометра 316 KB
  Мета роботи Ознайомитися з будовою і принципом дії рефрактометра типу РПЛ–2 оволодіти методикою експериментального визначення показників заломлення та концентрацій водних розчинів цукру визначення граничних кутів які відповідають початку повного внутрішнього відбивання від межі розділу скло – досліджуваний розчин Для виконання лабораторної роботи студенту попередньо необхідно: знати закони геометричної...
50048. Пересування як вид стройових вправ 44 KB
  Основи термiнологiï: випади махи ногами тулубом руками. Випади. Випад – це рух або положення з виставленням i згинанням опорноï ноги. Випад лівою правою Положення коли опорна лiва права нога виставлена i зігнута вперед iнша нога стоїть позаду випрямлена в колiнi тулуб на однiй вертикалi з тазом Випад влiво вправо Положення коли опорна лiва права нога виставлена влiво впрао i зiгнута в колiнi тулуб вертикально Нахилений випад влiво вправо Положення коли виконується випад...
50050. Определение индуктивности соленоида и коэффициента взаимной индуктивности с помощью исследования вынужденных колебаний в RL – цепи 293 KB
  Определение индуктивности соленоида и коэффициента взаимной индуктивности с помощью исследования вынужденных колебаний в RL-цепи. Цепь состоит из генератора резистора обладающего активным электрическим сопротивлением цепи R и катушки индуктивности обладающей реактивным индуктивным сопротивлением 1 w = 2pn циклическая частота колебаний. Фаза колебаний напряжения на индуктивности опережает фазу колебаний напряжения...