36189

Естественное освещение помещений

Доклад

Архитектура, проектирование и строительство

По действующим сейчас правилам все помещения предназначенные для длительного пребывания людей должны иметь естественное освещение. Клеффнера увеличение размеров окон свыше 1 10 1 8 площади пола помещения не дает соответствующего повышения средней освещенности горизонтальной поверхности в помещении. Равномерность освещения при северной ориентации помещений достигается при высоко поднятых окнах с перемычками небольшой высоты при светлых стенах и потолках большой площади окон небольшой глубине помещения а также применением занавесей....

Русский

2013-09-21

36 KB

9 чел.

Естественное освещение помещений.

Способы освещения. принципы нормирования освещенности

Естественное освещение помещений - освещение помещений прямым или отраженным светом неба, проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях.
По действующим сейчас правилам все помещения, предназначенные для длительного пребывания людей, должны иметь естественное освещение. Естественное освещение помещений подвержено количественным и качественным изменениям, зависящим от облачности неба, географического расположения, ориентации по сторонам света и времени суток. 

Размеры окон. По исследованиям В. Клеффнера, увеличение размеров окон свыше 1/10—1/8 площади пола помещения не дает соответствующего повышения средней освещенности горизонтальной поверхности в помещении. При увеличении размера окон с 1/6 до 1/3 площади пола повышение освещенности составляет не 100, а всего 59%. Экономичность применения окон общей площадью свыше 1/8 площади пола должна быть тщательно проверена в каждом отдельном случае.

Равномерность освещения при северной ориентации помещений достигается при высоко поднятых окнах с перемычками небольшой высоты, при светлых стенах и потолках, большой площади окон, небольшой глубине помещения, а также применением занавесей. Однако занавеси значительно снижают коэффициент использования окон и ими следует пользоваться лишь при слишком ярком освещении (солнечный свет). Целесообразно применять занавеси только в нижней части оконного переплета, что смягчает яркость освещения вблизи окна (рис. 6).

Средняя освещенность горизонтальных поверхностей в помещении. Точка, освещённость которой равна среднему значению, расположена в передней трети или ближе к середине помещения (в зависимости от равномерности освещения), т.е. там, где обычно размещают рабочие места. Освещённость определяют для  рабочей   поверхности   на   высоте   1 м   от   пола   (рис. 5).

По исследованиям В. Клеффнера, особенно заметное значение для средней освещенности горизонтальной поверхности в глубине помещения имеет отраженное освещение. Наибольшее отражение дают: боковые стены, потолок, задняя стена, пол и, в последнюю очередь, фасадная стена.

Даже при окнах, из которых открывается совершенно свободный обзор (угол затенения смежной застройкой равен 0°), доля освещённости прямым светом имеет основное значение лишь в непосредственной близости от окон; уровень освещенности помещений определяется отражённым светом (зависит от коэффициента отражения ограждающих поверхностей) (рис. 5).

Доля освещенности отраженным светом какой-либо точки помещения, куда не достигает прямой свет, выражается формулой Eотр = Eпрям • 1/(1 - pm). 

Кривая Eотр резко снижается при чёрных стенах, имеет более пологое очертание при окраске стен в светлые тона и почти не снижается при белых стенах.

Этим обусловлены санитарно-гигиенические требования, сформулированные ещё в 1949 г.:

а)  расстояние от боковой стены до края остекления окна, а также ширина простенков не должны превышать 150 см. (рис. 4);

б) среднее значение коэффициента отражения должно составлять 30%.

При выборе цветового решения интерьера необходимо учитывать условия его освещения дневным светом за исключением тех случаев, когда помещение эксплуатируется только при искусственном освещении.

Повышение освещенности помещений, в которые плохо проникает прямой солнечный свет, может быть достигнуто путём применения стеклянных призм (люксфер), преломляющих световые лучи и направляющих их в глубину помещения (рис. 5).

Затенение. По действующим правилам путем светлой окраски помещения следует снизить его затенение настолько, чтобы освещенность любой точки помещения в тени составляла ≥ 20% освещенности в незатененных местах.

Смещение окон. Коэффициент использования и равномерность освещения повышаются при некотором смещении окна с оси фасадной стены, однако не вплотную к боковой стене, что может привести к противоположному результату.

Широкие простенки снижают равномерность освещения. Поэтому в больших рабочих помещениях ширина простенков должна составлять ≤ ¼  ширины окна.

Размещение окон по высоте. Чем выше расположено окно и чем меньше коэффициент использования, тем равномернее освещение и тем дальше от наружной стены размещаются точки, соответствующие средней горизонтальной освещенности помещения (рис. 3). При этом глубина помещения может быть более эффективно использована, чем при низко расположенных окнах, поскольку даже в самых дальних частях помещения лучи света падают под достаточно большим углом (рис. 4). Наиболее благоприятным является свет, падающий под углом ≥ 20° к рабочей плоскости. При свете, падающем под меньшим углом, образуются мешающие работе длинные падающие тени. Высоту оконной перемычки следует принимать ≤ 30 см. Рекомендуется избегать занавесей, жалюзи и других приспособлений, закрывающих верхнюю часть окон.

Коэффициент естественной освещенности (КЕО) выражен отношением освещенности в данной точке внутри помещения Евн к наружной освещенности горизонтальной плоскости Енар  в процентах:

КЕО = Евн / Енар • 100. 

 Естественное освещение подразделяется на боковое, верхнее и комбинированное (верхнее и боковое).

В небольших помещениях при одностороннем боковом естественном освещении нормируется минимальное значение КЕО (коэфицент естественного освещения)  в точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов, а при двустороннем боковом освещении-в точке посередине помещения. В крупногабаритных производственных помещениях при боковом освещении минимальное значение КЕО нормируется в точке, удаленной от световых проемов:

При верхнем или комбинированном естественном освещении нормируется среднее значение КЕО в точках, расположенных на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и усле овной рабочей поверхности (или пола). Первая и последняя точки принимаются на расстоянии 1 м от поверхности стен (перегородок) или осей колонн.

Допускается деление помещения на зоны с боковым освещением (зоны, примыкающие к наружным стенам с окнами) и зоны с верхним освещением, нормирование и расчет естественного освещения в каждой зоне производятся независимо друг от друга.

В производственных помещениях со зрительной работой I-III разрядов следует устраивать совмещенное освещение. Допускается применение верхнего естественного освещения в крупнопролетных сборочных цехах, в которых работы выполняются в значительной части объема помещения на разных уровнях от пола и на различно ориентированных в пространстве рабочих поверхностях. При этом нормированные значения КЕО принимаются для разрядов I-III соответственно 10, 7, 5 %.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78993. Эстетические аспекты научной деятельности, их функция и роль в формировании идеала науки. Наука и искусство в их соотношении 19.76 KB
  Наука и искусство в их соотношении. В современной философской литературе понятия эстетики отнесены главным образом к искусству эстетическое содержание научного творчества и других видов человеческой деятельности не связанных с искусством практически не рассматривается. В 1931 голу была опубликована книга моего отца драматурга и искусствоведа В. Наука сближается с искусством то есть с эстетикой и высшее эстетическое значение имеет простая и ясная картина мира.
78994. Космологический дискурс научного знания. Наука как часть ноосферы. Проблемы современной экологической этики 23.12 KB
  Понятие экологической этики Подъем этики окружающей среды был в первый День Земли в 1970 году когда сторонники защиты окружающей среды вынудили философов которые работали в области окружающей среды сгруппироваться чтобы сделать некоторые замечания об этике окружающей среды. Дискуссия началась в 1974 когда австралиец именуемый John Pssmore опубликовал книгу пол названием Ответственность человека за природу: экологические проблемы и западные традиции в которой он аргументировал точку зрения что сохранение окружающей среды и ее...
78995. Наука в контексте традиционалистского и техногенного цивилизационного развития. Футурологические аспекты научного знания 16.91 KB
  Понятие цивилизации впервые возникло в 18 веке во Франции для обозначения общества в котором господствует свобода равенство и братство. Традиционные цивилизации. Техногенные цивилизации. Особенности техногенной цивилизации: Ориентация на совершенствование техники производства.
78996. Научное знание в контексте глобальных проблем. Особенности развития науки в глобализующемся мире. Роль науки в преодолении современного кризиса 14.1 KB
  К глобальным проблемам современности относят экологические демографические проблемы войны и мира проблемы кризиса культуры проблемы терроризма. Это включает в себя медикобиологические проблемы указывающие риски для здоровья современного человека сокращение ареалов нищеты и бедности комплекс минеральносырьевых проблем проблемы энергетического кризиса проблемы прекращения гонки вооружения и предотвращения использования средств массового уничтожения. Глобальные экологические проблемы требуют от ученых и предпринимателей повышения...
78997. Философские проблемы науки, их сущность, специфика и типология. Историко-философские, онтологические, логико-методологические, аксиологические аспекты науки в их соотношении 18.15 KB
  Философские проблемы науки их сущность специфика и типология. Историкофилософские онтологические логикометодологические аксиологические аспекты науки в их соотношении. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Философия науки иногда отождествляется с ближними областями науковедения наукометрии социологии науки что неправомерно.
78998. Проблема генезиса научного знания и плюрализма историко-научных концепций. Интернализм и экстернализм в анализе факторов развития науки 15.95 KB
  Интернализм и экстернализм в анализе факторов развития науки. Средоточием научных знаний является философия и ее предмет неотделим от философии науки и от естественных наук вообще. В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира и началась классическая наука ознаменовавшая генезис науки как таковой как целостного...
78999. Позитивистская традиция философии науки: эволюция основных подходов и концепций. Критический рационализм и перспективы его развития 17.51 KB
  Позитивистская традиция философии науки: эволюция основных подходов и концепций. и был ориентирован на развитие науки. Позитивисты видели роль философии в развитии науки исследования закономерностей языка науки. Позитивизм наиболее широко распространенное течение западной философии второй половины XIXXX веков утверждающее что источником подлинного положительного позитивного знания могут быть лишь отдельные конкретные эмпирические науки и их синтетические объединения а философия как особая наука не может претендовать на...
79000. Философские аспекты обоснования научного знания. Проблемы формализации и математизации научных теорий: история и современность 39.5 KB
  Научное знание выраженное в рамках соответствующей теории позволяет человеку: предвидеть наступление соответствующих событий совершаемых в природе или обществе и тем самым предсказать ход их дальнейшего развития и изменить эту объективную действительность посредством человеческой деятельности в соответствии с полученными научными знаниями и тем самым подчинить эту действительность...
79001. Типология научных проблем, их философско-методологический анализ. Генезис научной проблемы и пути её разрешения 15.5 KB
  Проблема форма теоретического знания содержанием которой является то что еще не познано человеком но что нужно познать. Проблема это процесс включающий 2 момента постановку и решение. Однако этим процедурам всегда предшествует вопрос или проблема. Для успешного решения научной проблемы Поппер формулирует 2 основных условия: Ясное четкое формулирование Критическое исследование различных ее решений Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации которая требует разрешения.