36197

Коммуникации как одна из фундаментальных тем архитектуры. Градостроительные идеи ХХ века

Доклад

Архитектура, проектирование и строительство

Городасады В 1898 г. вышла книга Городасады будущего где Э. Схема городасада Размышления Говарда стали основой будущих городовспутников широко распространенных и в России с середины XX в. Планировочная схема городасада представлена в виде круга опоясанного сельскохозяйственной зеленой зоной рис.

Русский

2013-09-21

4.14 MB

48 чел.

Коммуникации как одна из фундаментальных тем архитектуры. Градостроительные идеи ХХ века.

Коммуникации: питьевая и горячая вода, газ, система канализаций, электрические и телефонные кабели, а также транспортные пути.

Города-сады

В 1898 г. вышла книга «Города-сады будущего», где Э. Говард предложил группировку населенных пунктов в виде федерации из шести городов-садов (по 32 тыс. жителей в каждом), окружающих местный культурный и общественный центр с населением до 58 тыс. человек. Это позволяло увеличивать население каждой федерации до 250 тыс. и совмещать преимущества жизни, приближенной к природе с повышением уровня обслуживания.

Рис. 1. Э. Говард. Схема города-сада

Размышления Говарда стали основой будущих городов-спутников, широко распространенных и в России с середины XX в. Планировочная схема города-сада представлена в виде круга, опоясанного сельскохозяйственной зеленой зоной (рис. 1.). Селиться в ней разрешалось только фермерам, количество которых 2—2,5 тыс. жителей. Соотношение между городской и сельской территориями 1 : 2. Размеры города-сада не превышали 2 км в диаметре. В городе-саде имелись центральный сквер и широкое кольцо бульваров со спортивными площадками и школами, индивидуальные палисадники, огороды и аллеи вдоль радиальных улиц. Все это превращало задуманные Говардом города-сады в цветущие рощи, в которых человек пользовался бы всеми благами искусно культивированной природы. Р. Энвин спроектировал и осуществил строительство лучшего пригорода-сада Лондона — Хэмпстеда.

Концентрированный город

Социальные преобразования в обществе и технические открытия, в первую очередь появление частного автомобиля привели к реальному кризису в сложившихся городах в начале XX века.

Идеи Ле Корбюзье воплотились в проекте «Современный город на 3 млн жителей» (1922), в котором были сформулированы и реализованы принципы современного градостроительства.

основные категории жителей: горожане, жители пригородов, население смешанного типа, определены места их проживания и обозначены пределы заселенных ими районов. Таким образом, выявлялись три образа жизни и сопутствующие им решения: городской центр с его деловыми кварталами и жилыми районами, промышленный город и города-сады, города-сады и общественный транспорт.

Во-первых, Ле Корбюзье предложил основное структурное разделение – на «правильно спланированный, плотно заселенный, сконцентрированный на небольшой территории» центр и пригородный пояс – город-сад, между которыми должна быть резервная территория, зеленая зона чистого воздуха. Таким образом, решались задачи увеличения площади зеленых насаждений и сокращения расстояний, так как, по мнению Ле Корбюзье, чем выше плотность городского населения, тем меньшие расстояния придется преодолевать, что потребует строительства городского центра в высоту.

Во-вторых, архитектором была предложена трехмерная система распределения транспортных потоков для увеличения эффективности транспорта и ликвидации заторов в центре города. Под землей располагались линии метро, железной дороги и движение тяжелых грузовиков, на уровне первых этажей – улицы обычного типа, выше – две осевые артерии (север – юг; запад – восток) «автодромов» для скоростного одностороннего движения в виде поднятых на столбах эстакад шириной 40–60 м.

В проекте города на 3 млн жителей в центре, на пересечении основных коммуникаций, размещен многоярусный вокзал; вокруг него — деловой центр (сити), окруженный жилыми кварталами. Сити проектируется в виде 24 крестообразных небоскребов, вокруг которых площадь 1500 х 2400 метров, покрытая садами и аллеями, там же располагаются театры и кафе. По одну сторону города располагаются промышленные предприятия и порт, по другую – гигантский парковый массив, связанный со спортивными сооружениями. Эта концепция получила планировочное воплощение в «плане Вуазен» (1925) – плане реконструкции Парижа. Он не был осуществлен.

Рис.6. Генеральный план города на 3 млн жителей и часть плана жилого района Ле Корбюзье.

  

Линейная система расселения (линейный город).   3(2)

Сторонники линейной формы расселения полагали, что ленточные города могут оказаться активным средством децентрализации населения в масштабе целых стран, что они способны заменить собой любые города вплоть до столичных центров и что сама сеть линейного расселения неизмеримо лучше разместится на земле, почти безболезненно прорезая территории сельскохозяйственного назначения. Особенно привлекательным было последнее обстоятельство, ибо линейный город казался надежной гарантией сохранения в неприкосновенности существующих лесов и полей, реальной возможностью приблизить человека к природе.

Наибольшей теоретической последовательностью отличался принцип линейного города, выдвинутый Н. Милютиным в 1930 г.

Рис. 10. Схема Н.А.Милютина с параллельным расположением жилых и промышленных районов-лент, 1930 г.

Город был представлен в виде двух узких параллельных полос (или зон) жилого и промышленного назначения. Между ними тянулась зеленая защитная зона, на территории которой располагались пункты питания, учебные и научно-исследовательские комплексы, спортивные сооружения и т. п. Что касается промышленности, то линейная структура города, по мнению автора, лучше всего соответствовала ее организации. Поскольку во многих отраслях промышленности применяется горизонтальный конвейер, то это позволяет нанизывать цехи на единую прямолинейную ось, вдоль которой можно проложить железную дорогу. Расстояние между лентой заводов и лентой жилищ определялось в 500—700 м (максимум 1500 м) в зависимости от категории вредности предприятия.

Однако, несмотря на отмеченные преимущества, сразу же обнаружились недостатки, возникло растягивание системы общественного и культурно-бытового обслуживания населения, в то время как концентрация административных учреждений, театров, магазинов, учебных и научных заведений имела очевидные удобства.

«Линейный город» Ле Корбюзье – не прямая на плоскости, а линия, положенная на реальный рельеф и использующая наиболее удобные места для всех элементов города. В нем собраны жилые, административные и общественные здания. Плотность населения здесь так высока, что в результате у Корбюзье получился новый вариант линейного расселения, а именно дом-город. В этом предложении транспортные коммуникации решены в разных уровнях в соответствии общественными функциями и степенью взаимосвязи с жильем.

Идеи функционально-пространственного зонирования города

В проекте новой столицы штата Пенджаб (Индия) г. Чандигарх Ле Корбюзье была осуществлена попытка создать городскую среду, наиболее благоприятную для жизни и деятельности человека. При помощи планировочного модуля территория города была разделена на отдельные функциональные группы. Продольная автомагистраль соединяла промышленный район и вокзал с загородным университетским комплексом. Перпендикулярный главный проспект вел от коммерческого центра к Капитолию. В основе планировки лежала идея Ле Корбюзье о дифференциации транспортных коммуникаций на семь видов в зависимости от характера движения — от скоростных магистралей до пешеходных дорожек. Автору удалось обеспечить взаимосвязь строго регулярной коммуникационной скоростной системы со свободой решения внутриквартального пространства, рассчитанного на пешеходные связи.

Рис. 17. План Чандигарха, разрез и план здания Ассамблеи в Чандигархе, проект Ле Корбюзье,1950-е гг.

    

Рис. 18. Ансамбль Чандигархского Капитолия. Перспектива и план. На первом плане здание Секретариата. Далее по диагонали – дворец Ассамблеи и за ним резиденция губернатора (в настоящее время – музей). На краю платформы по оси Ассамблеи – здание Верховного суда; левее его – символическая скульптура – «Открытая рука»

«города-мотопии».     3(3)

Разделению скоростного и пешеходного движения в пространстве города начинают уделять много внимания. Рождаются градостроительные идеи, наиболее ярким примером которых являются «города-мотопии». В них плоские крыши жилых домов представляют собой хорошо организованную систему автомобильных дорог. Пешеходная улица, приподнятая над уровнем земли, пересекает весь город. На ней расположены театры, магазины и другие общественные здания. В конце пешеходных ответвлений находятся школьные здания, вокруг которых группируются жилые дома. Система автомобильных магистралей, начиная с главных артерий и кончая разветвленными въездами и стоянками, пронизывает город на уровне земли.

Рис. 19. «Мотопия» – проект автомобильного города на 30 тыс. жителей в Мидлсексе (Англия). Архитекторы Джеллико,Баллантин, Кольридж и др.

«Пространственный город»

Идея так называемого «пространственного города» возникла почти одновременно во Франции, Англии, США, Голландии и Германии. В Париже еще в начале 1960-х годов наметилась тенденция создания многоярусных комплексов, представляющих собой сплав зданий и магистралей различного назначения: верхний уровень предоставлялся пешеходам, нижний — автомобильному транспорту. Так, американский архитектор Сен-Флориан предлагал город в виде огромного, одиночно стоящего небоскреба, к которому подходят автомагистрали, а на вершине помещается посадочная площадка для вертолетов. Иона Фридман предлагал заменить города универсальной пространственной системой на столбах. Художник В. Ионас представлял города будущего в виде огромных воронок, стоящих на одиночных опорах.

«Экуменополис». Динамический город.

Греческий архитектор Константин Доксиадис считал, что в будущем вся поверхность земли, за исключением пустынь, ледников и сельскохозяйственных угодий, будет урбанизирована, в результате чего города срастутся в единый мировой город «Экуменополис». В каждом существующем городе он предлагал видеть тенденцию к срастанию с другими соседними городами, что неизбежно приведет к образованию динамического города. Следует отметить, что Доксиадис был сторонником малоэтажной застройки.

Рис. 23. Слева – абстрактная идея территориального развития Москвы в виде параболы, выдвинутая Н. А. Ладовским в 1932 г. Справа – «Динамический город» К. Доксиадиса, предполагавшего, что в процессе роста старые центры не потребуют реконструкции

«Токио-1960» японского архитектора Кэндзо Тангэ построен на идее перехода от радиальной центростремительной системы к системе линейного развития. Громадные магистрали с потоками скоростного движения вторгаются в старую систему. Они создают масштаб, который трудно сочетаем с масштабом архитектуры прошлых лет. Крупномасштабные и долговечные сооружения будут создавать новую основу городов и станут решающими элементами в пространственной системе. Наряду с этим возрастут потоки движения и их скорости.

Существующий городской общественный центр заменяется общественной осью, которая по мере необходимости может продолжаться в обе стороны (город может расти). Что касается жилой застройки, то она составляет гибкую структуру, свободно организованную вдоль общественной оси города. Внутреннее пространство жилой застройки подчиняется только человеческому масштабу.

Эта концепция нашла отражение в проекте реконструкции г. Скопье (Югославия, 1965), где К. Танге применил идею развивающейся городской структуры, объединив жилую застройку в «Стену», начинавшуюся от центральной площади с возможностью дальнейшего роста в длину.

   

 3(4)

Рис. 25. Проект реконструкции Скопье. Генплан и фрагмент макета «Стены»

Развитие градостроительных идей на территории России в XX в.

В 50-е послевоенные годы планировка всех новых районов городов строилась на принципах ступенчатой системы обслуживания. Минимальной структурной ее единицей был микрорайон с набором элементов обслуживания в радиусе доступности 300 и 500 м. Понятие «микрорайон» включает в себя два аспекта – социально-экономический и территориальный. В основу организации микрорайона были положены интересы семьи, и, в первую очередь, желание избавить детей от необходимости ежедневно пересекать транспортные потоки на улицах. Определилось оптимальное количество жителей, исходя из вместимости детских садов и школ в соответствие с нормативами на 1000 жителей и пешеходной доступностью. Были определены также необходимые в этой зоне доступности торгово-бытовые здания.

Такой же расчет и теорию микрорайонирования применительно к условиям Нью-Йорка разработали Томас Адамс и К. А. Перри (1929–1934 гг.). Была определена также классификация улиц по функциональному назначению.

Следующей единицей был район, включавший учреждения для обслуживания нескольких микрорайонов – лечебно-профилактические учреждения, крупные торговые центры, учреждения культуры и т. д. Была определена вместимость таких объектов и разработаны типовые проекты. Для реализации огромных объемов жилого строительства и общественных зданий в разрушенных в военное время городах были созданы домостроительные комбинаты.

Представление о том, что на основе типовых проектов можно быстро решить значительную часть потребностей населения во всех частях страны, привело к тому, что независимо от северного или южного размещения, других климатических особенностей, города застраивались одинаковыми домами и были одинаковой структуры.

Реализованная во всех новых районах, эта система, несмотря на некоторые положительные стороны, показала отвлеченность от потребностей людей прежде всего потому, что не учитывались особенности расположения общественных объектов, их состав и вместимость в связи с перемещениями людей к местам приложения труда и транспортным коммуникациям. Небольшая плотность застройки преимущественно пятиэтажными домами привела к разрастанию территорий и увеличению протяженности коммуникаций.

В ЦНИИЭП градостроительства для корректировки положений ступенчатой системы были предложены «функциональная» система обслуживания и расчет емкости общественных учреждений в местах пересечения пешеходных и транспортных потоков районов города. Как показывает практика последних лет, этот принцип реализуется исходя из коммерческих интересов без каких-либо научных расчетов. Происходит также вынужденное уплотнение сложившейся застройки и замена морально устаревших общественных зданий.

Линейная система расселения нашла отражение в структуре двух российских городов: Волгограда и Набережные Челны, построенных в 70-е годы. Волгоград протянулся вдоль берега Волги на 65 км., Набережные Челны – более 20 км. Они включают в себя параллели полос: река, парки, жилища, магистрали, зеленая зона, промышленность, железная дорога. Опыт жизни в этих городах показал, что помимо концепции линейности города должны решаться и вопросы проектирования транспортных коммуникаций, находящихся в этих городах только в плоскости земли, а также вырабатываться иной подход к структуре жилых образований и сети обслуживания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56119. «Сміхові» вправи в системі здоров’язберігаючих технологій 69.5 KB
  Сміх йде від здоров’я. Тому діти і сміються таким тотальним сміхом. Одним з малорозвинених напрямків здоровязберігаючих технологій є напрямок вправ зі сміхом.
56121. Тренінгове заняття «Що я знаю про СНІД» 87.5 KB
  Мета: сформувати у підлітків розуміння власної відповідальності за ризик інфікування ВІЛ та ІПСШ; сприяти зміні мотивації статевої поведінки підлітків на користь репродуктивного здоровя та індивідуального захисту від ВІЛ; систематизувати знання про шляхи передачі ВІЛ...
56122. ПРОФІЛАКТИКА ВІЛ/СНІДу 70.5 KB
  Мета уроку: Розглянути теоретичні основи та практичні способи профілактики ВІЛ-інфекції СНІДу; ознайомити учнів з розповсюдженням ВІЛ СНІД в Україні; Навчити учнів оцінювати ступінь ризику захворювання; Розвивати вміння аналізувати робити висновки...
56123. ЕКОНОМІКА ПІДПРИЄМСТВА 248 KB
  Мета заняття: Навчальна: економічно обґрунтоване визначення величини затрат для виробництва і збуту продукції. Методичне забезпечення: Роздатковий матеріал 2 компоненти: вправа для розпізнання термінів; економічний...