36199

Эргономика

Доклад

Архитектура, проектирование и строительство

Задача: создание таких условий работы для человека которые бы способствовали сохранению здоровья повышению эффективности труда снижению утомляемости. Эргономические требования это требования которые предъявляются к системе человекмашинасреда в целях оптимизации деятельности человекаоператора с учетом его объективных характеристик и возможностей Факторы определяющие эргономические требования Социальнопсихологические факторы предполагают соответствие конструкции машины и организации раб. Психологические факторы предопределяют...

Русский

2013-09-21

19.15 KB

41 чел.

Эргономика

Эргономика - отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность труда конкретного человека. Результаты эргономических исследований используются при организации рабочих мест, а также в промышленном дизайне.

Задача: создание таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости.

Эргономика подразделяется на: миниэргономику, мидиэргономику и макроэргономику

Микроэргономика - исследование и проектирование систем "человек - машина". Человеко-машинная система - система, в которой человек-оператор или группа операторов взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации. 

Мидиэргономика - исследование и проектирование систем "человек-коллектив", "коллектив-машина", "человек-сеть", "коллектив- организация". Миди-эргономика исследует взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. Это исследование и проектирование систем "человек - рабочая группа, коллектив, экипаж, организация", "коллектив - машина".

Макроэргономика- раздел эргономики, рассматривающий дизайн всей рабочей системы В своей основе это системный подход сверху-вниз к дизайну всей рабочей системы, позволяющий определять общие характеристики дизайна рабочей системы, необходимые для эффективной работы, и переносить эти характеристики в микроэргономический дизайн интерфейсов человек-работа, человек-машина.

Эргономические требования - это требования, которые предъявляются к системе человек-машина-среда в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учетом его объективных характеристик и возможностей

Факторы, определяющие эргономические требования

  1.  Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины и организации раб. мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают характер межличностных отношений, зависящих от содержания совместной деятельности по управлению объектом.
  2.  Антропометрические обуславливают соответствие структуры, размеров оборудования, оснащения и их элементов структуре форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделия анатомической пластике человеческого тела.
  3.  Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формулируемых навыков работающего человека.
  4.  Психофизиологические факторы обуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.
  5.  Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.
  6.  Гигиенические факторы предопределяют требования к освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в т.ч. радиации, шуму, вибрациям, гравитационной перегрузке.

Антропометрические требования в эргономике Форма и функциональные размеры всей предметной среды, ее объемно-пространственных структур неразрывно связанны с размерами и пропорциями тела человека на протяжении всей истории цивилизации. С появлением метрической системы мер размеры строительных элементов, архитектурных деталей, сооружений в целом стали утрачивать живую связь с размерами человека. Ле Корбюзье применял на практике систему пропорционирования Модулор. В современной практике предпочтение отдается антропометрическим характеристикам человека.

Антропометрия-система измерений человеческого тела и его частей, морфологических и функциональных признаков тела. Антропометрические признаки разделяют на:

                                                                                                                                                                                                      6(2)

  1.  Классические используются при изучении пропорций тела, возрастного строения, для сравнения характеристик различных групп населения
  2.  Эргономические используются при проектировании изделий и организации труда.

Эргономические антропометрические признаки делятся на: статические и динамические.

Статические признаки определяются при неизменном положении человека. Они включают размеры отдельных частей тела, а также габаритные т.е. наибольшие, размеры в разных положениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, определении минимальных проходов, их значения для разных полов и национальностей разные.

Динамические это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуются угловыми и линейными перемещениями(углы вращения в суставах, угол поворота головы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону итд). Эти признаки используются при определении угла поворота рукояток, педалей, определении зоны видимости.

К концу ХХ века выделились три главных направления внутри эргономики:

1. Эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наиболее актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надежность и здоровье.

2. Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память, принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социо-технической системы.

3. Организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социо-технических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55735. Наша шкільна родина 75.5 KB
  Мета: удосконалювати знання учнів про важливість родинних зв’язків; плекати в дитячих душах любов і повагу до батьків, свого роду, гордість за свій народ; розвивати вміння висловлювати свої почуття і вміння бути вдячними;
55736. Виховний захід «Моя родина, я, клас, шкільна сім`я» 59 KB
  Ми зібрались сьогодні на свято. Добрий день всі хто прийшов сьогодні на наше свято Здрастуйте дорога класна родино Дорогі діти Шановні батьки Любі друзі Ми починаємо наше родинне свято.
55737. Нашому роду - нема переводу. Родинне свято 67.5 KB
  Розширити поняття дітей про сім ю, родину, наш український рід, щедрий, багатий своїми традиціями, обрядами, прищеплювати любов до близьких людей, повагу до старших, ровесників та молодших за себе; довести, що найсильніше зігріває родинне вогнище, материнське тепло, батьківська підтримка і порада
55738. Моя сім’я, моя родина – це рідна область, Україно! 52 KB
  Формувати знання дітей про значення здоров’я розуміння необхідності дружби зі спортом. Прищеплювати гігієнічні навички встановити взаємозв’язок між здоров’ям дітей та майбутнім країни.
55739. Семья и семейные ценности 104.5 KB
  Цель: показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир»; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей
55740. Яку роль відіграє у житті людини родинне коло 130.5 KB
  Мета: Уточнити розширити поглибити уявлення дітей про сім’ю родину рід їх значення в житті людини пробуджувати пізнавальний інтерес до історії свого родоводу формувати навички толерантного поводження в у сім’ї...
55741. Яке значення має для людини сім’я 47.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів із поняттям сім’я; з’ясувати значення сім’ї для людини поговорити про те як слід уникати конфліктів у сім’ї...
55742. Твій родовід, піклування про здоров’я в родині 72 KB
  Слово вчителя Діти коли ви чуєте чи вимовляєте це слово кого ви уявляєте діти називають слова; вчитель будує на дошці асоціативний кущ: брат дідусь тато тітка мама сестра СІМ’Я...
55743. Рід, родина, родовід 48.5 KB
  Обладнання: мультимедійні засоби фонограми з записами українських народних пісень столи для команд дзвоники для подачі сигналу про відповідь аркуші паперу ручки секундомір грамоти для нагородження учасників.