362

Особенности развития гибкости при занятиях гимнастикой у девочек 7-8 лет

Курсовая

Физкультура и спорт

Художественная гимнастика как вид спорта. Гибкость как физическое качество. Возрастные особенности развития девочек 7-8 лет. Тренировочный процесс на занятиях по художественной гимнастике в СДЮСШОР №1 Калининского района.

Русский

2012-11-11

303.5 KB

285 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Особенности развития гибкости при занятиях гимнастикой у девочек 7-8 лет

1.1. Художественная гимнастика как вид спорта

1.1.1. История развития художественной гимнастики

1.1.2. Характеристика художественной гимнастики

             1.2. Гибкость как физическое качество

             1.3. Средства и методы развития гибкости

             1.4. Методика развития гибкости

             1.5. Возрастные особенности развития девочек 7-8 лет

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

2.2. Организация исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Художественная гимнастика - один из самых популярных видов спорта в нашей стране. Современная гимнастика предъявляет высокие требования к подготовке спортсменов, не только физической, но и психологической. Для овладения всем арсеналом средств, характерных для современной  гимнастики, необходим достаточно высокий уровень  развития гибкости.

Не случайно этот вид спорта очень популярен среди школьников. Гимнастика, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы школ, средних и высших учебных заведений, детских спортивных школ.

Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами, лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются её основным содержанием.

Актуальность данной темы состоит в том что, в гимнастике в последнее время предъявляются высокие требования к выполнению отдельных элементов. Для многих из них необходим высокий уровень развития гибкости. Возрастающая конкуренция на мировом гимнастическом помосте предполагает, что первенство будет сохраняться за теми спортсменками, которые будут обладать высоким уровнем развития гибкости и смогут активно сочетать её с другими физическими качествами. Поэтому требуется еще более качественный подход к специальной подготовке гимнасток, основывающийся на принципах индивидуализации и опережающего развития в постоянно изменяющихся условиях, в которых функционируют гимнастки.

Гипотеза: предполагается, что за счет использования комплекса специальных упражнений, повысится уровень развития гибкости у девочек 7-8 лет.

Целью данной работы является выявление эффективности использования комплекса физических упражнений для развития гибкости у девочек 7-8 лет.

Объект исследования – тренировочный процесс на занятиях по художественной гимнастике в СДЮСШОР №1 Калининского района.

Предмет исследования – развитие гибкости у девочек 7-8  лет.

В работе были определены следующие задачи:

1. Определить исходные показатели гибкости у девочек 7-8 лет.

2. Разработать комплексы специальных упражнений для развития гибкости у девочек 7-8 лет.

3. Выявить эффективность применения комплексов упражнений для гибкости  у девочек 7-8 лет.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

- теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

- тестирование уровня развития гибкости;

- педагогический эксперимент;

- математическая обработка данных.

Структура выпускной квалификационной определяется задачами исследования и состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ГИМНАСТИКОЙ У ДЕВОЧЕК 7-8 ЛЕТ

1.1 Художественная гимнастика как вид спорта

1.1.1. История развития художественной гимнастики

Художественная гимнастика как вид спорта для женщин формировалась в течение многих лет.

Значительный вклад в научное обоснование физического воспитания девушек внес французский физиолог и педагог Жорж Демени (1850— 1917 гг.). Он доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на растягивание и расслабление мышц, танцевальных шагов, упражнений с предметами (булавами, палками, венками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться плавно и грациозно.

Большая заслуга в разработке теории выразительного двигательного навыка принадлежит другому французскому педагогу — Франсуа Дельсарту (1811—1871 гг.). Изучая драматическое искусство, он пришел к выводу, что каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Созданная Дельсартом «Грамматика художественного жеста» стала применяться в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением. Идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан (1878 1927 гг.). Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику.

Наряду с гимнастикой выразительных движений в конце ХІХ — начале XX в. широкое распространение получает ритмическая гимнастика, одним из создателей которой был профессор Женевской консерватории Жак Далькроз (1865—1914 гг.). Он разработал три группы упражнений: ритмические движения, упражнения для тренировки слуха и импровизированные действия, которые воспитывали у занимающихся музыкальность и слух. Вначале ритмическая гимнастика была средством воспитания музыкантов и артистов, позднее стала применяться в области физического воспитания.

Системы Ж. Демени, Ф. Дельсарта, Ж. Далькроза и их продолжателей оказали значительное влияние на возникновение и развитие ритмопластических школ «женской гимнастики» в дореволюционной России.

С первых дней существования Советского государства на предприятиях, заводах, фабриках, в учебных заведениях начали создаваться группы женской гимнастики. Их целью было укрепление здоровья, повышение работоспособности, развитие физических качеств женщин.

Однако уровень занятий в этих группах был невысок. В то время особенно остро ощущался недостаток в подготовке квалифицированных кадров для работы с женскими коллективами.

В 1923 г. по распоряжению наркома просвещения А.В. Луначарского была создана «Студия пластического движения», руководимая 3.Д. Вербовой. Программа обучения в студии включала ритмическую гимнастику и сольфеджио по Ж. Далькрозу, пластику, гимнастику, акробатику, элементы хореографии, композицию вольных упражнений, анатомию, биомеханику, политграмоту. Студия готовила преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов.

Для подготовки специалистов высокой квалификации в Институте физической культуры в Москве в 1934 г. была создана кафедра художественного движения и акробатики, руководимая М. Т. Окуневым. В этом же году в Ленинграде при Институте физической культуры им. Лесгафта создается первая всесоюзная школа художественного движения.

В 1945 г. Всесоюзным комитетом по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР проводилась конференция, которая приняла решение о развитии гимнастики для женщин со спортивной направленностью, получившей название «художественная гимнастика». 22 октября 1946 г. был опубликован приказ Всесоюзного комитета «О развитии художественной гимнастики для женщин», который явился официальным признанием нового вида спорта.

1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе Международного Олимпийского Комитета (МОК) было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Олимпийская же история художественной гимнастики начинается в 1984 году, когда первое Олимпийское золото завоевала в Лос-Анджелесе канадка Лори Фанг.

Спустя четыре года олимпийской чемпионкой в Сеуле стала Марина Лобач, Александра Тимошенко одержала победу в Барселоне, в Атланте — Екатерина Серебрянская, в Сиднее — Юлия Барсукова, в Афинах — Алина Кабаева, в Пекине — Евгения Канаева. Начиная с Олимпийских Игр в Атланте, художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.

В современной гимнастике представительницы из России последние десять лет прочно закрепили за собой звание лидеров. Гимнастки завоевывают первые места турнир за турниром и лишь за редким исключением уступают его кому-то. Одна из знаменитых гимнасток Алина Кабаева - второе место на Олимпийских играх в Сиднее 2000 год, первое место на Олимпийских играх в Афинах 2004 год, абсолютная чемпионка мира 1999,2003 и 2005 года, абсолютная чемпионка Европы с 1998 по 2002 год. В настоящее время её место заняла Евгения Канаева выдающаяся гимнастка из Омска. Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике 2008 года в Пекине. Третья в истории художественной гимнастики трехкратная чемпионка мира в многоборье, многократная чемпионка мира и Европы в отдельных видах многоборья. Стала единственной в истории художественной гимнастики обладательницей 17 золотых медалей Чемпионатов Мира.

1.1.2. Характеристика художественной гимнастики

В настоящее время художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку.

В художественной гимнастике воспитываются моральные и волевые качества, вкус и музыкальность,  формируются понятия о красоте тела.

Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.

Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся. Средства художественной гимнастики соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям женского организма. Они доступны при любом возрасте и конституции тела.

Художественная гимнастика подразделяется на основную, прикладную и художественную гимнастику со спортивной направленностью.

Основная художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Ее средства (танцы, игры под музыку, упражнения без предмета и с предметами) используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях.

 Подвидом основной художественной гимнастики является женская гимнастика. Она применяется для укрепления здоровья, профилактики заболеваний, восстановления и сохранения двигательной функции, работоспособности, активного отдыха. Женская гимнастика культивируется в средних и высших учебных заведениях, добровольных спортивных обществах (ДСО) и ведомствах, производственных коллективах и т. п.

Прикладная художественная гимнастика применяется при подготовке спортсменов в других видах спорта (в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а также при подготовке артистов балета и цирка. Ее средства — элементы танцев, упражнения на расслабление, волны, взмахи, прыжки, повороты и др.

Большой популярностью в нашей стране и за рубежом пользуется художественная гимнастика со спортивной направленностью.

Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами, лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются её основным содержанием.

Художественная гимнастика развивается в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом. Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: трудности программ, композиции и качества исполнения.

Трудность – это суммарная техническая ценность комбинаций, определяемая сложностью элементов, соединений и их количеством.

Композиция – порядок размещения элементов в комбинации во времени и пространстве.

Исполнение – реализация первого и второго компонентов в оригинальной гимнастической форме.

В процессе развития спортивного мастерства гимнасток требования к отдельным компонентам были не равнозначны. Большое внимание уделялось то одному, то другому компоненту. И зависело это зачастую от требований основного управляющего документа в разных олимпийских циклах – правил соревнований. Однако в художественной гимнастике должна присутствовать гармония между трудностью, композицией и исполнением.

Важное требование, предъявляемое к гимнастке при исполнении композиции – это создание эмоционально двигательного образа на основе личного восприятия музыки, экспрессии и выразительности при исполнении технически сложных композиций.

Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях.

Последнее обстоятельство в значительной степени определяет и структуру физических качеств, как необходимых для занятия художественной гимнастикой, так и развиваемых ею. Очевидно, что в художественной гимнастике не может быть ярко выраженной проблемы развития и совершенствования таких двигательных качеств, как, например, статическая сила или скоростная сила мышц плечевого пояса, силовая выносливость и т. д.

Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах). Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.

Упражнения художественной гимнастики предъявляют значительные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма занимающихся. Об этом свидетельствуют повышение частоты сердечных сокращений при выполнении упражнений классификационной программы до околопредельной, значительные размеры кислородного долга и кислородного запроса. Тренировочные занятия проходят с высокой интенсивностью (в течение тренировки частота пульса в среднем составляет 148 уд/мин). В связи с этим высококвалифицированные гимнастки характеризуются высоким функциональным уровнем систем вегетативного обслуживания.

Сложность структуры двигательных действий гимнасток обусловливает необходимость запоминать большой объем относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к памяти гимнасток, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точность воспроизведения движения.

Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует необходимость формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости.

Художественная гимнастика — многоборье. Гимнастки младших разрядов соревнуются только по обязательной программе, старших — по обязательной и произвольной. Кроме того, программой предусматриваются парное и групповое (6 спортсменок) упражнения с одним или двумя разными предметами. Гимнастки могут участвовать в личном первенстве (по многоборью, в отдельных видах многоборья), в групповых упражнениях и в командном первенстве.

В настоящее время достаточно четко обозначились три значительно различающихся уровня современной художественной гимнастики:

Высший уровень – элитно-олимпийская художественная гимнастика, функционирующая в центрах олимпийской подготовки;

Средний уровень – спортивно-образовательная художественная гимнастика, осуществляемая в рамках ДЮСШ, ДСО и ВУЗов;

Массовый уровень – оздоровительно-развивающая художественная гимнастика, предлагаемая спортивно-оздоровительным клубам и школьным секциям.

1.2 Гибкость как физическое качество

Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п. Пассивная гибкость развивается в 1,5-2,0 раза быстрее, чем активная.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая — в позах.

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость — амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, — анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).

Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мыщц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации.

На гибкость существенно влияют внешние условия: 1) время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); 2) температура воздуха (при 20...30 °С гибкость выше, чем при 5... 10 °С); 3) проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки); 4) разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 'С или после 10 мин пребывания в сауне).

Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышцы к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.

Результаты немногих генетических исследований говорят о высоком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобедренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба.

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15—17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9—10 лет, а для активной — 10—14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6— 7 лет. У детей и подростков 9—14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности — координационные, скоростные, силовые, выносливость.

Для детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся спортом, выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде спорта.

1.3 Средства и методы развития гибкости

Понятие гибкости является комплексным и складывается как минимум из двух составляющих: разработка подвижности суставов и работа над эластичностью связок.

Любое упражнение на гибкость требует большой сосредоточенности, т.к. в них задействуются обе составляющие, но одна из них обычно является преимущественной.

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) — задача упражнений на растягивание. Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).

Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).

Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени. После этого следует расслабление, затем повторение упражнения.

Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.).

Развитию активной гибкости способствуют самостоятельно выполняемые упражнения с собственным весом тела и с внешним отягощением. К таким упражнениям относятся, прежде всего, разнообразные маховые движения, пружинистые повторные движения в тренируемых суставах. Использование небольших отягощений позволяет за счет использования инерции кратковременно преодолевать обычные пределы подвижности в суставах и увеличивать размах движений.

Выполнение упражнений на растягивание с относительно большими весами увеличивает пассивную гибкость. Наиболее эффективными для улучшения пассивной гибкости являются плавно выполняемые принудительные движения с постепенным увеличением их рабочей амплитуды при уступающей работе мышц. Не рекомендуется выполнять при этом быстрых движений из-за того, что возникающий в мышцах защитный рефлекс ограничивающего растягивания вызывает «закрепощение» растягиваемых мышц.

Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускаются болевые ощущения, движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличиваются их амплитуда и степень применения силы помощника. Суставы нельзя растягивать, – их надо разрабатывать, связки не надо разрабатывать – их надо растягивать.

1.4. Методика развития гибкости

Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.

Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3—4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% — активные, 40% — пассивные и 20% — статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем объеме должна быть доля активных упражнении и меньше — статических. Специалистами разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8—10 раз и постепенно доводится до величин, приведенных в таблице 1.

Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей школьного возраста и юных спортсменов (количество повторений)

Таблица 1

Сустав

Количество повторений

Учащиеся, лет

Юные спортсмены, лет

Стадия поддерживания подвижности в суставах

7-10

11-14

15-17

10-14

15 и старше

Позвоночный столб

20-30

30-40

40-50

50-60

80-90

40-50

Тазобедренный

15-25

30-35

35-15

40-50

60-70

30-40

Плечевой

15-25

30-35

35-45

45-50

50-60

30-40

Лучезапястный

15-25

20-25

25-30

20-25

30-35

20-25

Коленный

10-15

15-20

20-25

15-20

20-25

20-25

Голеностопный

10-15

15-20

20-25

15-20

20-25

10-15

 

Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.

Часто путают такие свойства как мягкость и гибкость. Мягкость и гибкость – разные понятия, одно не подразумевает другое. Работа над гибкостью требует умения расслабив одну группу мышц, жестко и стабильно держать другие. Например, наклоны к ноге с вялой изогнутой спиной могут иметь негативные последствия для спины. Работа над подвижностью суставов и вытягиванием связок должна быть сбалансирована, иначе легко получить разболтанные суставы с одной стороны и утратить естественность движений – с другой.

Как правило, упражнения на гибкость начинаются и заканчиваются вытягиванием. Например, вытягивание конечностей, спины, всего тела, – в зависимости от специфики упражнений.

Вытягивание является базовым навыком. Именно тут наиболее часто допускаются ошибки. Какое бы ни было упражнение, к нему необходимо компенсирующее в противоположную сторону (например, мах наружу – мах внутрь, прогиб назад – наклон вперед и т.д.). Завершающее вытягивание всего тела позволяет выровнять позвоночник в естественное положение и скомпенсировать остаточный эффект после прогибов и наклонов.

Работа над гибкостью требует серьезного отношения, поскольку сбалансированы должны быть и нагрузки, и направления (вперед-назад, внутрь – наружу и т.д.), и соотношение упражнений, направленных на разработку подвижности суставов и на улучшение эластичности связок.

Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки.

Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составляет одно повторение в 1 с; при пассивных — одно повторение в 1—2 с; «выдержка» в статических положениях — 4-6 с.

Упражнения на гибкость на одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.

По вопросу о количестве занятий в неделю, направленных на развитие гибкости, существуют разные мнения. Так, одни авторы считают, что достаточно 2—3 раз в неделю; другие убеждают в необходимости ежедневных занятий; третьи уверены, что наилучший результат дают два занятия в день. Однако все специалисты едины в том, что на начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно трех занятий в неделю. Кроме того, трехразовые занятия в неделю позволяют поддерживать уже достигнутый уровень подвижности в суставах.

Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне ее развития. Так, например, двухмесячный перерыв ухудшает подвижность в суставах на 10—12%.

Упражнения на гибкость выполняют во всех частях тренировочного занятия. В подготовительной части занятия их применяют в ходе разминки, обычно после динамических упражнений, постепенно повышая амплитуду движений и сложность самих упражнений.

В основной части такие упражнения выполняют сериями, чередуя с работой основной направленности, или одновременно с выполнением силовых упражнений. Если же развитие гибкости является одной из основных задач тренировочного занятия, то иногда целесообразно упражнения на растягивания сконцентрировать во второй половине основной части занятия, выделив их самостоятельным «блоком» нагрузки.

В заключительной части упражнения на растягивание сочетают с упражнениями на расслабление и самомассажем.

При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставов, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие.

В последние годы за рубежом и в нашей стране получил широкое распространение стретчинг — система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.

Термин «стретчинг» происходит от английского слова stretching — натянуть, растягивать,

В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать растянутые мышцы.

Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятия (урока) как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятия болей и предотвращения судорог.

1.5 Возрастные особенности  развития девочек 7-8 лет

"Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но уже начинает утрачивать детскую непосредственность, в поведении у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он не только приобретает новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни" - пишет психолог Н. Ю. Кулагина.

Д. В. Савицкая в своей статье пишет: "К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства "Я должен" над мотивом "Я хочу". К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе".

В данном возрасте (6 - 8 лет и далее) основательно меняются все органы и ткани организма. Меняется и поведение. У ребенка развивается воля, деятельность обретает направленность и смысл, появляется привычка придерживаться правил и норм поведения. Развиваются чувства, эстетические переживания, интересы. "Ребенок 7-ми лет больше направлен в себя", "как бы отвернувшись" от окружающего мира. В каком то смысле он спокойнее, замкнут, любит одиночество. Он хочет иметь свою комнату, свой "угол" в который может удалиться или складывать свои игрушки. 

Дети в данном возрасте становятся постоянными зрителями какой-либо передачи. Они как бы творят себя наблюдая, думая, передумывая. Но их руки постоянно заняты, они все хотят попробовать, потрогать.
Дети рисуют. Любят не только сам процесс, но и результат работы. Начинают играть в игры по правилам. Много требуют от себя, поэтому им надо помочь остановиться. Иногда, что-либо начав, могут пожертвовать этому делу много времени и энергии и вдруг устав, остановиться. Для них бывают хорошие и плохие дни. В отношениях в семье могут впадать в крайности, обожествлять то отца, то мать. Дети 8 - ми лет "встречают мир". Им все легко. Их надо охранять от попыток сделать слишком много и от высокой самокритики. Они стремятся к общению, им не только интересно, что люди делают, но и что они думают. В общении с матерью они требуют, чтобы отношения были глубокими, основаны на взаимопонимании. Они хотят, чтобы мамы думали также, как и они. Отцу они уделяют меньше внимания. Отношения с братьями и сестрами плохие. У восьмилеток изменчивое настроение: то очень хорошее, то очень плохое".
"Семи-восьми-летние дети мыслят используя логические операции конкретного операционного мышления. Лучше понимают связь между временем, пространством и расстоянием. Уменьшается эгоцентричность ребенка, он начинает все лучше понимать точку зрения других людей. У ребенка появляется чувство юмора (по теории Пиаже). После 1 - 2 лет обучения в школе, у ребенка улучшается память, речь, логика - все это результат обучения".

Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

Мышечная система ребенка развивается довольно интенсивно, но неравномерно: отстают в развитии мелкие мышцы. У школьника 7—8 лет мышцы составляют 27% массы тела, а в 15 — 33%. Сила мышц рук увеличивается приблизительно на 2 кг ежегодно. Сила кисти у девочек в 7—8 лет меньше, чем у мальчиков, примерно на 5 кг. Развитию мышц способствуют движения: гимнастические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе. Ведь желание бегать, лазить, прыгать, просто двигаться — миологическая потребность ребенка.

Сердечно-сосудистая система младших школьников находится в стадии развития и совершенствования, однако она хорошо приспособлена к требованиям растущего организма.

Сердечная мышца ребенка 7—8 лет еще сравнительно слаба. В этом возрасте масса сердца и масса тела находятся примерно в таком же соотношении, как у взрослых. Однако снабжение кровью всех тканей тела происходит вдвое быстрее благодаря большей частоте сердечных сокращений и более быстрому кровообращению. Этим самым обеспечивается более интенсивный обмен веществ.

Различные зоны коры головного мозга созревают не одновременно. Быстрее всего формируются функциональные системы, включающие вертикальные связи между корой и периферическими органами, недостаточность межсистемных взаимосвязей.

Требуется значительная длительность сна,  7-10 лет – 10 часов, а у взрослых – 7-8 часов.

Недостаточно развито ощущение усталости. При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы внимания, что отражается как непроизвольный характер их внимания.

Высшая нервная деятельность детей младшего школьного возраста характеризуется медленной выработкой отдельных условных рефлексов и формирования динамических стереотипов, а также особенной трудностью их переделки. Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность. У 5-6 летних детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов. Они способны осознанно строить программы движений и контролировать их выполнение, легче перестраивают программы.

В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы. Зрительная сенсорная система особенно быстро развивается. Острота зрения повышается постепенно: к 7-8 годам она достигает нормальной величины взрослого человека – 1,0. Поле зрения резко увеличивается с 6 лет, достигая к 8 годам величин взрослого человека.

Слуховая сенсорная система ребенка имеет важнейшее значение для развития речи. Острота слуха у детей 7-13 лет намного ниже, чем в 14- 19 лет, когда достигается наиболее высокая чувствительность. Слуховая сенсорная система, анализируя продолжительность звуковых сигналов, темпа и ритма движений, участвует в развитии чувства времени, а благодаря наличию двух ушей (бинауральный слух) включается в формирование пространственных представлений ребенка.

Двигательная сенсорная система созревает у человека одной из первых. Подкорковые отделы двигательной сенсорной системы созревают раньше, чем корковые: к возрасту 6-7 лет объем подкорковых образований увеличивается до 98% от конечной величины у взрослых, а корковых образований – лишь до 70-80%.

На протяжении первого года жизни, и в возрасте 7 лет происходит заметный прирост длинны тела, в 7-12 лет – двуглавая мышца голени. Интенсивный рост стоп у девочек наблюдается после 7 лет. От 5-7 лет до 10-11 лет быстро увеличивается длина конечностей, превышая скорость роста тела. Прирост массы тела отстает от скорости увеличения длины тела.

В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ. Гибкие кости могут легко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. В результате возможны деформации скелета, развитие асимметричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. Требуется особое внимание к организации нормальной позы детей и использованию физических нагрузок.

В возрасте 6-7 лет увеличиваются размеры и дифференциация элементов мышечных, суставных и сухожильных рецепторов, достигая достаточного совершенства.

Мышечная масса детей невелика в 7-8 лет – 27% от веса тела. Тонус мышц-сгибателей превышает тонус разгибателей. Мышцы конечностей (особенно мелкие мышцы кисти) относительно слабее, чем мышцы туловища. Сила мышц мальчиков в младшем школьном возрасте равна силе мышц девочек.

По мере взросления детей в их крови повышается количество эритроцитов и гемоглобина, а количество лейкоцитов снижается. Сердце отличается малыми размерами. Минутный объем крови примерно в 2 раза меньше, чем у взрослых, низкий уровень артериального давления. Преобладание симпатических влияний на сердце обусловливает высокую частоту сердечных сокращений. Время кругооборота крови очень невелико.

Частота дыхания у детей повышена. Она постепенно снижается с возрастом. В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает при умственных и физических нагрузках, эмоциональных вспышках, повышении температуры и других воздействиях. Дыхание часто оказывается неритмичным, появляются задержки дыхания, недостаточность произвольной регуляции дыхания. В возрасте 7-11 лет отношение жизненной емкости легких к массе тела (жизненный показатель) составляет 70 мл/кг (у взрослого 80 мл/кг). Минутный объем дыхания постепенно растет. В 7 лет  - 3,8 л/мин. Продолжительность задержки дыхания у детей невелика, так как у них очень высокая скорость обмена веществ, большая потребность в кислороде и низкая адаптация к анаэробным условиям.

Размеры желудка постепенно увеличиваются, к 6-7 годам  он приобретает форму, характерную для взрослого организма. К этому возрасту заметно развиваются  мышцы, обеспечивающие движение желудка и перистальтику кишечника. Еще малочисленны и недоразвиты пищеварительные железы. Низкое содержание соляной кислоты снижает бактерицидные свойства желудочного сока, что приводит к частым желудочно-кишечным расстройствам у детей. В возрасте 6-9 лет активность желез пищеварительного тракта значительно усиливается, пищеварительные функции совершенствуются. Принципиальное отличие пищеварения в детском организме от взрослого заключается в том, что у детей представлено только пристеночное пищеварение и отсутствует внутриполостное переваривание пищи. Особенностью обменных процессов в детском организме является преобладание анаболических процессов (ассимиляции) над катаболическими (диссимиляции). Растущему организму требуются повышенные нормы поступления питательных веществ, особенно белков. Для детей характерен положительный азотистый баланс, т.е. поступление азота в организм превышает его выведение. В связи с большой интенсивностью обменных процессов для детей характерна более высокая, чем у взрослых, потребность в воде и витаминах. В 7-10 лет – 1,4 л. Также необходимо поступление в организм минеральных веществ. Суточный расход энергии растет с возрастом и в 7 лет – 2400 ккал.

Дети отличаются недостаточно налаженными механизмами теплообмена. Они легко перегреваются и легко теряют тепло. С переходом к младшему школьному возрасту границы терморегуляции расширяются, а механизмы теплообмена совершенствуются. Нарастание мышечной массы улучшает теплоизолирующие свойства покровов тела, совершенствование сосудистых реакций облегчает регуляцию теплообмена на поверхности кожи. Улучшается регуляция потоотделения, уточняется информация от терморецепторов тела и деятельность центров терморегуляции. Все это позволяет лучше поддерживать постоянство температуры тела в различных условиях среды и при разных формах деятельности. Вес почек у детей к 7-летнему возрасту удваивается по сравнению с годовалым возрастом. Мочеиспускание в младшем школьном возрасте – 7-8 раз. При этом количество образующейся за сутки мочи у детей меньше в 7-8 лет – 1,2 л. Гормоны коркового слоя надпочечников (кортикоиды) регулируют обменные процессы в организме, способствованию налаживанию белкового, углеводного и жирового обмена. Их среднесуточная секреция временно снижается в 7-летнем возрасте, но затем снова нарастает вплоть до взрослого состояния.

С ослаблением тормозных влияний эпифиза после 7-летнего возраста нарастает активность гипоталамуса и формируется тесная взаимосвязь его функций с гипофизом, т.е. оформляется гипоталамо-гипофизарная система, передающая влияния Центральной нервной системы (ЦНС) через различные железы внутренней секреции на все органы и системы организма.

Нарушение гормональной функции поджелудочной железы встречается уже в детском возрасте, чаще всего в возрасте 6-12 лет, приводя к заболеванию   сахарным диабетом. Этому способствуют нарушения режима и  питания детей – недостаточность двигательной активности, переедание, ожирение.

В целом, в период младшего школьного возраста (7-11 лет) организм ребенка отличается гармоничным развитием и стабильным гормональным статусом.

В возрасте 7-9 лет деятельность зрительно-двигательной системы начинает полностью контролироваться хорошо выраженными проприоцептивными обратными связями, которые приобретают значение ведущего механизма управления движениями. Механизм кольцевого рефлекторного регулирования достигает своего совершенства.

В 7-8 лет при беге хорошо выражена безопорная фаза, что заметно повышает скорость бега. Средняя скорость бега составляет 4,83 м/с.

Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, обладает достаточным глазомером. Однако в 7-8 лет еще недостаточно развиты процессы экстраполяции, планирования действий в предстоящие моменты. Это происходит из-за более медленного созревания передних третичных полей – ассоциативных лобных зон коры.

Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Время простой двигательной реакции на свет в возрасте 5-7 лет составляет 0,3-0,4 с, что вдвое превышает величины взрослых.

Около 20-25% семилетних здоровых детей характеризуются низкой подвижностью нервных процессов. Это так называемые «медлительные» дети. Они имеют внешнее развитие. Соответствующее возрастным нормам, но их реакции замедленны, а работоспособность ниже почти в 2-3 раза по сравнению с «быстрыми» детьми.

Вес мышечной массы в 7-8 лет – 27% массы тела (у нетренированных взрослых – 44%, у спортсменов 50% и более).

Общая выносливость (длительность бега со скоростью 70% от максимальной) начинает увеличиваться в младшем школьном возрасте. В возрасте от 7 до 11 лет заметно увеличивается выносливость к аэробной работе (составляющей 50% от максимальной мощности), но не растет выносливость к анаэробной работе (100% максимальной мощности).

Развитию ломкости у детей способствуют созревание высших отделов мозга, совершенствование центральной регуляции моторных функций, улучшение функций скелетных мышц.

Наибольшие сдвиги координационных способностей обнаруживаются после семи лет. Показатели координации и точности движений у семи-восьми-летних детей в 1,5-2 раза хуже, чем у 14-15-летних.

Гибкость – одно из наиболее ранних по развитию качеств. Начиная с 5-летнего возраста она быстро совершенствуется на всем протяжении младшего школьного возраста благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон и связочного аппарата у детей. Во всех возрастных периодах гибкость лучше выражена в женском организме по сравнению с мужским.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.Методы исследования

Цель работы: выявление эффективности использования комплекса физических упражнений для развития гибкости у девочек 7-8 лет.

В работе были определены следующие задачи:

1. Определить исходные показатели гибкости у девочек 7-8 лет.

2. Разработать комплекс специальных упражнений для развития гибкости у гимнасток 7-8 лет.

3. Выявить эффективность применения комплексов специальных упражнений для развития гибкости у гимнасток 7-8 лет.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

- теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

- тестирование уровня развития гибкости;

- педагогический эксперимент;

- математическая обработка данных.

Анализ научно-методической литературы проводился с целью более подробного изучения проблемы особенностей развития гибкости у гимнасток 7-8 лет. Кроме специальной литературы по физической культуре и гимнастике, были проанализированы материалы по данной теме с точки зрения теории и методики физической культуры, психологии и физиологии. Всего изучено 50 источников.

Для определения уровня развития гибкости нами использовались следующие тесты:

Тест 1. Наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке.

Наклон производится на устойчивой гимнастической скамейке. Выполняется наклон вперед – вниз, стараясь дотянуться руками до пола. Результат измеряется по расстоянию от плоскости скамейки до конца третьего пальца руки. Учитывается зафиксированный результат в сантиметрах.

Тест 2. Разгибание в коленных суставах.

Выполняется упор сидя сзади. Необходимо максимально выпрямить колени, стопы согнуть (взять на себя). Держать 3 секунды. Измеряется расстояние от пола до пяток в сантиметрах.

Тест 3. Перевод палки.

Перевод гимнастической палки с сантиметровой разметкой спереди назад и обратно. Измеряется расстояние в сантиметрах между кистями рук при выкруте палки прямыми руками.

Тест 4. Прогибание назад в упоре лежа на бедрах.

Испытуемый лежа на животе прогибается назад в упоре на руки. Максимально приблизить затылок к ягодицам. Удерживать 3 секунды. Оценивается расстояние от головы до пола. Измеряется в сантиметрах (см).

Тест 5. Мост.

Исходное положение: стойка ноги врозь, руки вверх. Испытуемый выполняет мост с максимальным прогибанием. Измеряется расстояние от пяток до конца третьего пальца рук. Измеряется в сантиметрах (см).

Тест 6. Поперечный шпагат

Выполняется поперечный шпагат. Измеряется расстояние в сантиметрах от пола до симфиза.

Педагогический эксперимент проводился с целью подтверждения  поставленной в работе гипотезы.

Результаты эксперимента были подведены с помощью математической обработки  (вычисление средней арифметической величины).

2.2. Организация исследования

Исследование было организовано на базе СДЮСШОР №1Калининского  района города Санкт-Петербурга, в период с октября 2011 года по апрель 2012 года, в три этапа.

Первый этап проводился с октября 2011 года по ноябрь 2011 года и заключался в анализе состояния проблемы по данной теме и выдвижения гипотезы исследования, в отборе тестов для определения уровня развития гибкости у девочек 7-8 лет.

Второй этап исследования проводился с декабря  2011 года по март 2012 года.

В начале декабря 2011 года проводилось первичное тестирование девочек 7-8 лет, для определения уровня развития гибкости. Затем осуществлялся педагогический эксперимент с использованием комплекса специальных упражнений для развития гибкости у девочек  7-8 лет.  После четырех месяцев занятий по разработанной нами методике, проводилось контрольное тестирование гибкости  (в конце марта 2012 года).

На третьем этапе (апрель 2012 год) были подведены результаты исследования и их математическая обработка.

В педагогическом эксперименте принимало участие 2 группы: экспериментальная и контрольная. Обе группы состояли из десяти девочек в возрасте 7-8 лет (2004 и 2005 год рождения). Занятия проводились 3 раза в неделю по 1,5 часа.

Контрольная группа занималась по программе СДЮСШОР №1. Экспериментальная группа занималась по разработанному нами комплексу специальных упражнений, направленных на развитие гибкости.

На основе анализа специальной литературы, были разработаны два комплекса упражнений, которые не менялись в течение четырех месяцев. Первый комплекс специальных упражнений выполнялся в конце подготовительной части  тренировки, второй комплекс выполнялся в начале основной части. 

Над каждым комплексом девочки работали 20-25 минут. При смене упражнения применялись упражнения на расслабление, встряхивание конечностей, упражнение на дыхание.

В конце подготовительной части использовался комплекс упражнений № 1.

Комплекс упражнений № 1.

1. И.п. – стойка на первой рейке гимнастической стенки, руки хватом на уровне талии – подъем на полупальцы. Выполнять 16 раз, 2 подхода. упражнение выполняется в медленном темпе с хорошей амплитудой.

2. Из седа ноги врозь с наклоном вперед. Поднимание ног поочередно и одновременно с помощью партнера

-правой – удержание 8 счетов, 2 подхода;

-левой - удержание 8 счетов, 2 подхода, партнер должен спрашивать о состоянии натяжения мышцы у выполняемого упражнения.

3. И.п. – стойка спиной к гимнастической стенке, руки согнуты на уровне головы. Наклон вперед с разгибанием рук. Выполнять 8 раз, 4 подхода.

4. И.п. – стойка спиной к гимнастической стенке, руки на рейке выше пояса. Приседания. Выполнить 8 приседаний, 2 подхода.

5. И.п. – стойка лицом к гимнастической стенке, руки на уровне  пояса, наклон назад, пружинные движения. Выполнять 8 раз, 4 подхода. стараться выполнить наклон с максимальной амплитудой.

6. Шпагаты: на правую, левую ноги, поперечный с гимнастических скамеек. Выполняется по 3 минуты на каждый шпагат.

7. Стойка боком к гимнастической стенке. Махи. Выполнять по 16 раз, 2 подхода:

-правая нога вперед;

-левая нога вперед;

-правая нога в сторону;

-левая нога в сторону;

-правая нога назад;

-левая нога назад.

8. И.п. – стойка на коленях, стопы врозь. Сед на пол. Удержание 8 счетов 2 подхода.

9. Из упора сидя противоположной рукой поднять максимально выворотную ногу. Правую и левую. Выполнять 8 раз, 2 подхода.

10. И.п. – лежа на животе, ноги согнуты в коленях. Партнер держит за стопы ног – разведение голени наружу. Выполнять 8 раз, 4 подхода.

После выполнения программы СДЮСШОР №1 девочки занимались по специально разработанному комплексу упражнений №2.

Комплекс упражнений № 2.

1. Из упора сидя наклоны вперед, стопы на себя. Упражнение выполняется 8 раз, 4 подхода.

2. И.п. – стойка спиной к гимнастической стенке, ноги на ширине плеч в наклоне назад (мост), хват руками за нижнюю рейку, пружинные увеличения прогиба. Выполнять 8 раз, 4 подхода.

3. Лежа на животе – прогибание назад в упоре на руки. Удержание 8 счетов, выполнить 4 подхода.

4. И.п. - лежа на животе, руки вдоль туловища. Отведение рук назад с помощью партнера. Выполнить удержание на 8 счетов, 4 подхода.

5. Из упора сидя развести стопы в стороны и выполнить наклон туловища вперед с помощью партнера. Выполнять 8 раз, 4 подхода.

6. Волны вперед и назад. Выполнять по 8 раз, 2 подхода. Волны с хорошей амплитудой, с активным прогибанием.

7. И.п. – основная стойка, скакалка внизу в руках, выкруты спереди – назад и обратно. Выполнять 10 раз, 2 подхода. При выполнении упражнения локти не сгибаются. Выкрут спереди назад и обратно считается за один раз.

8. Из седа на пятках перекатывание на тыльную часть стопы по направлению к пальцам с подниманием коленей и обратно. Выполнять на 4 счета, 16 подходов.

9. Лежа на животе – прогибание назад, руки вверх с помощью партнера. Выполнять на 8 счетов 4 подхода.

10. Стойка спиной к гимнастической стенке, правая нога вперед-вверх, стопой зацепиться за рейку. Выполнять по 16 раз, 2 подхода:

-правая нога вперед;

-левая нога вперед;

-правая нога в сторону;

-левая нога в сторону,

 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале декабря 2011 года, для выявления исходного уровня развития гибкости у девочек 7-8 лет проведено контрольное тестирование. Результаты представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 2

Тестирование уровня гибкости  в контрольной группе

до начала педагогического эксперимента

п/п

Тесты

Тест 1

Наклон вперед (см)

Тест 2

Разгибание коленных суставов места (см)

Тест 3

Перевод палки (см)

Тест 4

Прогибание назад (см)

Тест 5

Мост (см)

Тест 6

Поперечный шпагат (см)

Морозова А.

14,5

3,5

38

22

13

14

Володина А.

17

7

18

9

8

16

Харичева А.

13,5

4

29

13

14

17,5

Цибина А.

13,5

2

32

18

11

5

Чугунова А.

13

2,5

25

19

13

13,5

Самойленко Т.

14

5

33

20

19

18

Кузнецова П.

15

4,5

29

24

10

16

Син С.

18

3

25

13

13

14

Кантемирова Е.

16,5

5

19

15

13

15,5

Кожевникова Т.

14,5

3

22

13

14

12

Средний

показатель

14,95

3,95

27

16,6

12,8

14,15

Таблица 3

Тестирование уровня гибкости в экспериментальной группе до начала педагогического эксперимента

п/п

Тесты

Тест 1

Наклон вперед (см)

Тест 2

Разгибание коленных суставов места (см)

Тест 3

Перевод палки (см)

Тест 4

Прогибание назад (см)

Тест 5

Мост (см)

Тест 6

Поперечный шпагат (см)

Олифиренко Н.

12,5

6

25

15

11

12

Алексеева Д.

14

3,5

20

14

10

10

Егорова С.

11,5

4,5

28

12

15

14,5

Глушкова Н.

15,5

5

32

22

13

16

Теплова С.

13,5

5

28

17

13

13,5

Иванова А.

15

2

46

22

21

20

Иванова А.

14,5

3

35

25

12

16

Чернышова Э.

16

1,5

25

14

10

14

Сапон П.

16

3,5

18

11

13

15

Буда А.

19,5

3

15

15

15

17

Средний

показатель

14,8

3,7

27,2

16,7

13,3

14,8

В тестировании гибкости девочки как экспериментальной, так и контрольной группы показали практически одинаковые результаты. Так, среднее значение по тесту 1 в контрольной группе составляет 14,95 см, а в экспериментальной – 14,8 см. В тесте 2 среднее значение в контрольной группе – 3,95 см, в экспериментальной – 3,7 см. В тесте 3 среднее значение в контрольной группе – 27 см, в экспериментальной – 27,2 см. В тесте 4 среднее значение в контрольной группе – 16,6 см, в экспериментальной – 16,7 см. В тесте 5 среднее значение в контрольной группе – 12,8 см, в экспериментальной – 13,3 см. В тесте 6 среднее значение в контрольной группе – 14,15 см, в экспериментальной – 14,8 см.

Далее после четырех месяцев занятий по специально разработанным комплексам, было проведено повторное тестирование гибкости. Результаты тестирования представлены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4

Тестирование уровня гибкости в контрольной группе после окончания эксперимента

п/п

Тесты

Тест 1

Наклон вперед (см)

Тест 2

Разгибание коленных суставов места (см)

Тест 3

Перевод палки (см)

Тест 4

Прогибание назад (см)

Тест 5

Мост (см)

Тест 6

Поперечный шпагат (см)

Морозова А.

15

4,5

38

21

12

13

Володина А.

17

7

17

10

8

10

Харичева А.

13,5

4,5

29

12

11

15

Цибина А.

13

3

30

18

10

5

Чугунова А.

13,5

3

25

17

13

13

Самойленко Т.

14

4,5

32

20

18

17,5

Кузнецова П.

15,5

5

25

24

12

15,5

Син С.

19

3,5

24

10

13

14,5

Кантемирова Е.

16

5

19

15

12

15,5

Кожевникова Т.

15

3,5

22

12

13

11

Средний

показатель

15,15

4,05

26,1

15,9

12,2

13

В контрольной группе изменение показателей наблюдаются во всех тестах. В тесте 1 показатели улучшились на 1,3%, в тесте 2 – на 2,5%, в тесте 3 – на 3,4%, в тесте 4 – на 4,2, в тесте 5 – 4,7%, в тесте 6 – на 8,2%.

Таблица 5

Тестирование уровня гибкости в экспериментальной группе после окончания эксперимента

п/п

Тесты

Тест 1

Наклон вперед (см)

Тест 2

Разгибание коленных суставов места (см)

Тест 3

Перевод палки (см)

Тест 4

Прогибание назад (см)

Тест 5

Мост (см)

Тест 6

Поперечный шпагат (см)

Олифиренко Н.

13

6

24

13

10

11,5

Алексеева Д.

15

3,5

16

13

8

8

Егорова С.

12,5

4,5

27

9

14

13

Глушкова Н.

15

5

32

21

12

15,5

Теплова С.

14

5,5

27

16

9

13

Иванова А.

15,5

2,5

38

20

19

17

Иванова А.

14,5

3,5

35

25

12

14,5

Чернышова Э.

16,5

1,5

23

13

10

14

Сапон П.

16

3,5

18

12

11

13

Буда А.

19,5

4,5

16

15

14

16,5

Средний

показатель

15,15

4

25,6

15,7

11,9

13,6

В экспериментальной группе изменения показателей наблюдаются во всех тестах. В тесте 1 показатели улучшились на 4,6%, в тесте 2 – на 7,5%, в тесте 3 – на 5,9%, в тесте 4 – на 6%, в тесте 5 – 10,5%, в тесте 6 – 8,2%.

После окончания эксперимента средние показатели уровня развития гибкости девочек в экспериментальной группе увеличились больше, чем средние показатели гибкости контрольной группы.

В тесте 1 (наклон вперед, с гимнастической скамейки) на начало эксперимента среднее значение в контрольной группе составляло 14,95 см, на конец эксперимента 15,15 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 1,3%. В экспериментальной группе на начало эксперимента среднее значение составило 14,8 см, на конец эксперимента 15,5 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 4,6%.

 Результаты изменений  в тесте 1 в контрольной и экспериментальной группах представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика развития показателей наклона вперед, с гимнастической скамейки (см)

В тесте 2 (разгибание в коленных суставах) на начало эксперимента среднее значение в контрольной группе равно 3,95 см, на конец эксперимента 4,05 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 2,5%. В экспериментальной группе на начало эксперимента среднее значение составило 3,7 см, на конец эксперимента 4 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 7,5%.

Результаты изменений в тесте 2 в контрольной и экспериментальной группах представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика развития показателей разгибания в коленных суставах (см)

В тесте 3 (перевод палки) на начало эксперимента среднее значение в контрольной группе равно 27 см, на конец эксперимента 26,1 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 3,4%. В экспериментальной группе на начало эксперимента среднее значение составило 27,2 см, на конец эксперимента 25,6 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 5,9%.

Результаты изменений в тесте 3 в контрольной и экспериментальной группах представлены на рисунке 3.

Рис.3. Динамика развития показателей перевода палки (см)

В тесте 4 (прогибание назад в упоре лежа) на начало эксперимента среднее значение в контрольной группе равно 16,6 см, на конец эксперимента 15,9 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 4,2%. В экспериментальной группе на начало эксперимента среднее значение составило 16,7 см, на конец эксперимента 15,7 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 6%.

Результаты изменений  в тесте 4 в контрольной и экспериментальной группах представлены на рисунке 4.

В тесте 5 (мост) на начало эксперимента среднее значение в контрольной группе равно 12,8 см, на конец эксперимента 12,2 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 4,7%. В экспериментальной группе на начало эксперимента среднее значение составило 13,3 см, на конец эксперимента 11,9 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 10,5%.

Результаты изменений в тесте 5 в контрольной и экспериментальной группах представлены на рисунке 5.

Рис. 4. Динамика развития показателей прогибания назад в упоре лежа (см)

Рис. 5. Динамика развития показателей моста (см)

В тесте 6 (поперечный шпагат) на начало эксперимента среднее значение в контрольной группе равно 14,5 см, на конец эксперимента 13 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 8,2%. В экспериментальной группе на начало эксперимента среднее значение составило 14,8 см, на конец эксперимента 13,6 см. В процентном соотношении показатель улучшился на 8,2%.

Результаты изменений в тесте 6 в контрольной и экспериментальной группах представлены на рисунке 6.

Анализ результатов контрольных испытаний показал, что улучшены результаты в обеих группах (контрольной и экспериментальной). Значительно лучшие результаты были показаны девочками из экспериментальной группы – показатели улучшили все занимающиеся.  

Результаты эксперимента подтверждают гипотезу, о том, что за счет использования комплекса специальных упражнений, повысится уровень развития гибкости у девочек 7-8 лет.

Рис. 6. Динамика развития показателей поперечного шпагата (см)

ВЫВОДЫ

1. С помощью тестов определили уровень гибкости. Так среднее значение по тесту 1 в контрольной группе – 14,95 см, а в экспериментальной – 14,8 см. В тесте 2 среднее значение в контрольной группе – 3,95 см, в экспериментальной – 3,7 см. В тесте 3 среднее значение в контрольной группе – 27 см, в экспериментальной – 27,2 см. В тесте 4 среднее значение в контрольной группе – 16,6 см, в экспериментальной – 16,7 см. В тесте 5 среднее значение в контрольной группе – 12,8 см, в экспериментальной – 13,3 см. В тесте 6 среднее значение в контрольной группе – 14,15 см, в экспериментальной – 14,8 см.

Изучив показатели гибкости до начала  эксперимента можно сделать выводы, что в тестировании гибкости девочки как экспериментальной, так и контрольной группы показали практически одинаковые результаты.

2. Были разработаны 2 комплекса специальных упражнений, направленные на развитие гибкости у девочек. Они выполнялись в конце подготовительной части, и начале основной части занятия. В течении четырех месяцев комплекс не менялся.

3. На заключительном этапе экспериментальной работы мы доказали, что предложенная нами методика, направленная на развитие гибкости у девочек 7-8 лет эффективна. Мы сравнили результаты, показанные девочками в экспериментальной и контрольной группах, на начальном этапе диагностики с результатами показателей, выявленными при итоговой диагностике. Анализ результатов показал, что были улучшены показатели в обеих группах, но более высокие результаты были показаны занимающимися из экспериментальной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав научную и учебно-методическую литературу, по вопросам теории и методики, педагогике, физиологии, мы выявили, что наиболее благоприятным возрастом для развития гибкости является возраст 7-8 лет. Были проведены исходные тестирования для определения показателей гибкости у девочек 7-8 лет. Для развития гибкости мы использовали 2 комплекса специально разработанных направленных на развитие гибкости. Каждый комплекс неизменно использовался в течение четырех месяцев три раза в неделю.

В процессе исследования были выявлены особенности развития гибкости на занятиях гимнастикой у девочек 7-8 лет. Данный возраст является сенситивным для развития гибкости, суставы наиболее подвижны, кости не до конца окостеневшие, мышцы эластичные. Все это позволяет на занятиях художественной гимнастикой выполнять сложные специальные упражнения для увеличения подвижности в суставах, увеличения эластичности мышц. Для этого используются большей частью статические упражнения, также применяются эластичные резины, различные утяжеления, специальные тренажеры, упражнения могут выполняться при помощи партнера. Также используется повторный метод, с выполнением большего количества серий. Подвижность суставов связочного аппарата определяет скорость движений и технику исполнения. Естественный прирост подвижности суставов имеет наиболее высокие темпы от семи до десяти лет. При целенаправленной тренировке она может быть доведена до своего максимального предела. У детей данного возраста наиболее меньший болевой порог, и переносить нагрузки им намного проще, чем детям более старшего возраста. В этом и заключается особенность развития гибкости.

Практические рекомендации: этот комплекс, может быть использован учителями физкультуры на уроках и в работе секций, а так же тренерами на занятиях по художественной гимнастике для развития гибкости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Аганянц, Е.К. Физиологические особенности развития детей, подростков, юношей/ Е.К. Аганянц, Е.В. Демидов – М.: 2002. – 102 с.
  2.  Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология/А.В. Акрушенко – М.: Эксмо, 2006. –250 с.
  3.  Алтер, М.Дж. Наука о гибкости/ М.Дж. Алтер – К.: Олимпийская литература, 2002. –589 с.
  4.  Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития/ И. А. Аршавский - М.: 2001. – 285 с.
  5.  Аулик, И.В. Детская спортивная медицина/ И.В. Аулик - М.: 2002. – 187 с.
  6.  Бальсевич, В.К. Как понять школьника?//Физическая культура и спорт. - 2000. - №1. – С. 7-8.
  7.  Баршай, В.М. Гимнастика/ В.М. Баршай. – М.: Феникс 2009. – 150 с.
  8.  Батышев, А.С. Практическая педагогика для начинающих преподавателей/ А.С. Батышев. – М.: Ассоциация Профессиональное образование, 2003. – 200 с.
  9.  Броненко, В.А. Здоровье и физическая культура/ В.А. Броненко. – М.: Альфа-М, 2003. – 271 с.
  10.   Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта/ Я.С. Вайнбаум. – М.: ACADEMA, 2002. – 150 с.
  11.   Васютин, Н. А. Выступают юные гимнасты: Научно-популярная литература/ Н. А.  Васютин. - М.: Детская литература, 2000. - 271с.
  12.   Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов/ Ю.В. Верхошанский – М.: 2004. – 320 с.
  13.   Волков, В.М. Спортивный отбор/ В.М. Волков, В.П. Филин – М.: Физическая культура и спорт, 2003. – 170 с.
  14.   Волков, Л.В. Обучение и воспитание юных спортсменов/Л.В. Волков – К.: Здоровье, 2008. – 140 с.
  15.   Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека/                             И.В. Гайворонский. – М.: Академия, 2008. – 494 с.
  16.   Говорова, Л.А. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике/ Л.А. Говорова, А.В. Плешкань – М.: 2010. – 52 с.
  17.   Дубровский, В.И. Биомеханика: учебное пособие для высших и средних учебных заведений/ В.И. Дубровский, В.Н. Федорова. - М.: Владос-пресс, 2003. - 672 с.
  18.   Жукаускене, Р. Особенности работы учителя с детьми 1-2 классов // Здоровье школьника. -2011.  -№7.– С.8
  19.   Журавин, М. Л. Гимнастика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М. Л. Журавин, Н.К. Меньшикова.-4-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 448с.
  20.   Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания/  В.М, Зациорский. – М.: Советский спорт, 2008. – 200с.
  21.   Иваницкий, М.Ф. Анатомия Человека/ М.Ф Иваницкий – М.: Физкультура и Спорт, 2003. – 623 с.
  22.   Карпенко, Л. А. Художественная гимнастика/ Л.А. Карпенко М.: 2003. – 381 с.
  23.   Карпенко, Л.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой/ Л.А. Карпенко, И.А. Виннер М.: 2010. – 98 с.
  24.   Кечеджиева, Л. Обучение детей художественной гимнастике/ Л. Кечеджиева - М-София: Физкультура и спорт, 2001. –125 с.
  25.   Койнова, Э.Б.  Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие/ Э.Б Койнова – М.: ИНФА, 2007. – 208 с.
  26.   Колодницкий, Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика/ Г.А. Колодницкий – М.: Просвещение, 2011. – 93 с.
  27.   Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/ Ю.Ф Курамшин – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
  28.   Лисицкая, Т. Хореография в гимнастике/ Т. Лисицкая – М.: Физическая культура и спорт, 2000. – 133 с.
  29.   Мартовский, А.Н. Гимнастика в школе/ А.Н. Мартовский - М.: Физкультура и спорт, 2004. 168 с.
  30.   Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки/ Л.П. Матвеев – М.: Физическая культура и спорт 2007. – 577 с.
  31.   Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В.С Мухина - М.: Академия 2001. - 456 с.
  32.   Нимеровский, В.М. Физкультурный инвентарь в системе дополнительного образовательного учреждения, школы и высших учебных заведений/ В.М. Нимеровский - П.: 2006. – 83 с.
  33.   Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов/ Л.Ф Обухова — М.: Высшее образование; МГППУ 2006. — 460 с.
  34.   Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин – М.: физкультура и спорт, 2002. – 459 с.
  35.   Платонов, В.Н. Подготовка высококвалифицированных спортсменов/ В.Н. Платонов – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 288 с.
  36.   Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте/ В.Н Платонов – М.: Советский спорт, 2005. – 816 с.
  37.   Портнов, Ю.М. Художественная гимнастика/ Ю.М. Портнов - М.: Физкультура и спорт, 2008. – с. 317
  38.   Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта/ А.В. Родионов - М.: Мир, 2004. – 555 с.
  39.   Родиченко, В.С. Олимпизм, олимпийское движение, олимпийские игры (история и современность)/ В.С. Родиченко – М.: Советский спорт, 2009. – 94 с.
  40.   Родиченко, В.С. Твой олимпийский учебник/ В.С. Родиченко – М.: физкультура и спорт, 2011. – 95 с.
  41.   Самусев, Р.П. Атлас анатомии человека/ Р.П. Самусев М.: Оникс 21 век. Мир и образование, 2003. – 544 с.
  42.   Санин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков/ М.Р. Санин, З.Г. Брыскина. – М.: Академия, 2002. – 145 с.
  43.   Семенов, Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты/ Л.А. Семенов - М.: Советский спорт, 2005. - 142с.
  44.   Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта/ В.М. Смирнов. – М.: Владос Пресс, 2001. – 608 с.
  45.   Солодков, А.С. Сологуб Е.Б. Физиология человека/ А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Советский спор, 2008. – 620 с.
  46.   Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология/ Е.А. Сорокоумова.- СПБ.: Питер 2009. – 208 с.
  47.   Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка/ Э.Я. Степаненкова М.: ACADEMA, 2006. – 359 с.
  48.   Филиппович, В. И. Теория и методика гимнастики/ В.И. Филиппович - М.: Прсвещение, 2001. 448с.
  49.   Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Академия 2003. – 480 с.
  50.   Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена/ А.Г Хрипкова – М.: Просвещение 2001. – с. 151
  51.   Чикуров, В.И. Гибкость// Физическая культура и спорт. -2008.  -№6.–С.9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27280. Типология и классификация 26.5 KB
  Сущ различные типологии совр отелей: Отельтрадиц тип гост предпр отель люкс гост ср класса гостапартномера кварт типа гост эконом кл мотели отель курортширокий спектр услуг частные гостночлег завтрак отель гарниогран колво услуг апарт отелипредпр из неск квартир пансионпредпр с огран набором усл гост двор бунгалостроение из легких матер ротельпередвиж гост вагон кемпинглагерь авто мото туристов флотелькрупная плав гост флайтельаэрогостиница ботельспец оборуд судно на воде.
27281. Туризм как многогранное явление 26 KB
  Туризм – как вид отдыха путешествия Туризм – как бизнес транспорт размещение питание развлечение торговые предпр экск бюро музеи турфирмы Туризм – как отрасль экономики Туризм – как рынок рынок потребителей спрос на турпродукт рынок производителейвысокая конкуренция появление новых видов услуг Турпродукт – комплекс услуг по перевозке и размещению оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта. Туризм – как общественное движение зона предпринимат распределений...
27282. Туристские макрорег мира 30.5 KB
  АзиатскоТихоокеанский Страны Восточной и ЮВ Азии Австралия и Океания 4.Африканский Страны Африки кроме Египта и Ливии 5. Исходя из экономических природных исторических и других предпосылок можно выделить 4 туристских территории: 1ВосточноЕвропейская зона: Польша Центральный Чехия Словакия Венгрия Причерноморский Румыния Болгария 2Зона Северной Европы Скандинавские страны Норвегия Швеция Финляндия Дания 3ЗападноЕвропейская зона Британский Великобритания Ирландия Альпийский Франция Швейцария Австрия...
27283. Факторы регионализма 25 KB
  К факторам регионализма можно отнести: 1.Этнический фактор Этнос исторически возникший вид социальной группировки людей который обладает совокупностью признаков.Демографический фактор демографиянаука которая изучает воспроизводство населения.
27284. Сегментирование. Целевой рынок 24 KB
  Целевой рынок Сегментация рынка заключается в делении рынка на четкие группы покупателей которым следует адресовать разные продукты и разные маркет усилия. Целевой рынок – совокупность сущ и потенц покупателей. Стратегия охвата целевого рынка: Недиффер маркет – товар рынок организация выходит на рынок с одним продуктомПр. Диффер маркет – товар1 рынок1 товар2 рынок2 деят организации на неск сегментахПр.
27286. Цикл обслуживания туриста 26 KB
  Обслуживание во время пребывания Основные услуги Орг прожив гостей питание услуги горничной выдача ключей на ресепшен. Дополнит услуги Услуги бизнесцентра пользование междунар междугор связью копир работы предоставл компьютера переводческие услуги услуги сервисбюро брон билетов орг экс обслуж орг питанияразл подраздел общепита обслуж в номерах орг банкетов орг хран личных вещей камера хранения депозитная ячейка платная эл инд сейфы телекоммуникац услугипобудка услуги платного ТВ анимац услуги Выезд и выписка...
27287. Экономика отрасли 27 KB
  Показатели качества: 1.Техничности это те показатели которые обеспечивают рациональность использования материалов. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окр. Показатели конкурентоспособности: 1.
27288. Экскурсионная деятельность 30.5 KB
  Методические приемы рассказа: прием экс. прием описания. прием характтикиопред. прием комментированияразъясняет смысл события или замысел автора.