36240

Структура моделей знаний: семантические сети. Примеры

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Структура моделей знаний: семантические сети. Понятие семантической сети основано на древней и очень простой идее о том что память формируется через ассоциации между понятиями. Квиллиан предположил что наша способность понимать язык может быть охарактеризована некоторым множеством базовых понятий концептов Базовыми функциональными элементами семантической сети служит структура из двух компонентов узлов и связывающих их дуг. Узлы в семантической сети соответствуют объектам понятиям или событиям.

Русский

2013-09-21

43 KB

8 чел.

26. Структура моделей знаний: семантические сети. Примеры.

Сетевая модель представления знаний является более наглядной нежели продукционная. Она позволяет более ясно структурировать информацию и представлять ее в графическом-виде.

Понятие семантической сети основано на древней и очень простой идее о том, что «память» формируется через ассоциации между понятиями.

Разработка"семантических сетей относится к 1960 г., когда они использовались для моделирования обработки естественного языка, для представления смысла (семантики) выражения. Квиллиан предположил, что наша способность понимать язык может быть охарактеризована некоторым множеством базовых понятий (концептов)!

Базовыми функциональными элементами семантической сети служит структура из двух компонентов— узлов и связывающих их дуг. Таким образом, семантической сетью называется ориентированный граф с конечными вершинами. Каждый его узел представляет собой некоторое понятие, а дуга — отношение между парой понятий. Можно считать, что каждая из таких пар отношений представляет простой факт. Узлы в семантической сети соответствуют объектам, понятиям или событиям. Они обладают определенной маркировкой, позволяющий идентифицировать этот узел.

Основной принцип семантической сети: знания, которые семантически связаны между собой (связаны по смыслу) должны храниться рядом. В семантической сети имеется два типа дуг:

1.  является (is)

2.   имеет частью (has part)

Дуги обладают свойством транзитивности— устанавливают отношения

иерархии наследования в сети (элементы низкого уровня наследуют свойства

высокого)

В качестве простого примера семантической сети рассмотрим

предположения:

«Студент Иванов является мужчина» «Мужчина является человеком»

Студент Иванов – мужчина – человек

Очевидно, что отношение «является» транзитивно, т.е. из этой сети мы можем вывести третье утверждение хотя оно и не было сформулировано в чистом виде «Студент Иванов является человеком». Свойство транзитивности позволяет экономить память поскольку информация о сходных узлах может не повторяться в каждом узле сети, а храниться в одном центральном узле. Это свойство модели памяти получило наименование когнитивной экономии.

Квиллиан также ввел разделение между видами узлов. Один вид узлов он назвал узлами- типами. Такой узел представляет концепт, связанный с конфигурацией других узлов, узлов- лексем. Это в определенной степени напоминает толковый словарь, в котором каждое понятие определяется другими понятиями, также присутствующими в этом словаре, причем и их смысл толкуется с помощью еще каких либо понятий в этом словаре. Например, можно определить смысл слова «машина» как конструкцию из связанных компонентов, которые передают усилия для выполнения определенной работы. Это потребует присоединения узла- типа для слова «машина» к узлам- лексемам «конструкция», «компонент»

Однако в дополнение к связям, сформированным для определения смысла, могут существовать связи к другим узлам- лексемам, например «телетайп», «офис». Эти связи представляют знания о том, что телетайпы являются одним из видов машин, которые используются в офисе.

Рис. 3.1. Диаграмма семантической сети.

Проблема поиска решении в базе знании типа семантической сети сводится задаче поиска фрагмента сети, соответствующего некоторой подсети, отражающей поставленный запрос к базе.

Существует довольно обширный перечень проблем, при решении которых представление, базирующееся на формализме семантических сетей, оказывается весьма полезным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53710. Объемная открытка. Бумажная пластика 64.5 KB
  Обучить: выполнять поделки в стиле бумажная пластика видам бумажной пластики приёмам складывания технике безопасности при использовании ножниц клея. Оборудование урока: для учителя: ПТК открытки шаблоны конспект урока. Изделие План урока № этапа урока вида работ Название этапа урока вида работ Время Всего 45 минут I.
53711. Безличные глаголы 75 KB
  Вызванный к доске должен назвать наклонение определить число выделить окончание и суффикс если не справляется вызывается желающий ответить с места а стоящий у доски подписывает выделяет части слова. наклонение от глагола подержать т.
53712. Виды односоставных предложений 37.5 KB
  Совершенствовать умение различать виды односоставных предложений. Развитие умений определять стилистическую роль односоставных предложений. А сейчас мы познакомимся с видами односоставных предложений.
53713. Определенно-личные предложения 31.5 KB
  Но сначала я проведу небольшую самостоятельную работу по односоставным предложениям в целом.С Есенин Задание: найти односоставные предложения подписать над предложениями выделить грамматические основы. Определите тип предложения: односоставное двусоставное.
53714. Безличные предложения 131.5 KB
  Вначале повторим что же такое безличные предложения и чем в них выражено сказуемое. Здесь надо найти односоставные предложения определить их тип объяснить постановку знаков препинания. Личные предложения замените безличными.
53715. Безличные предложения, повторение наречий 46.5 KB
  Что же такое наречия Наречия - это слова которые обозначают вторичный признак обладают нулевой словоизменительной парадигмой являются неизменяемыми. В предложении наречия выполняют функцию обстоятельства. Наречия сочетаются с глаголами прилагательными наречиями. Исключение составляют только наречия обладающие формами степени сравнения.
53716. Назывные предложения 36.5 KB
  Это назывные предложения. Назывные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. Сравните предложения: Вечер.
53717. Род имен существительных 57 KB
  Первое слово начинается на ог. Что это помидор Слово рассыпалось токарельф. горох Отгадайте слово по лексическому значению. Как узнали поставили слово в единственное число Как узнать род имени существительного которое стоит во множественном числе Об этом гласит правило на странице 21 вашего учебника.
53718. Правописание окончаний имен существительных множественного числа 50 KB
  Содействовать обогащению словаря учащихся. А еще как вы думаете надо научиться правильно соединять буквы в словах 2. Комбинированная словарная работа.Посмотрите на доске написаны слова прочитайте их : аптека девочка малина магазин календарь метро картофель.