36240

Структура моделей знаний: семантические сети. Примеры

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Структура моделей знаний: семантические сети. Понятие семантической сети основано на древней и очень простой идее о том что память формируется через ассоциации между понятиями. Квиллиан предположил что наша способность понимать язык может быть охарактеризована некоторым множеством базовых понятий концептов Базовыми функциональными элементами семантической сети служит структура из двух компонентов узлов и связывающих их дуг. Узлы в семантической сети соответствуют объектам понятиям или событиям.

Русский

2013-09-21

43 KB

11 чел.

26. Структура моделей знаний: семантические сети. Примеры.

Сетевая модель представления знаний является более наглядной нежели продукционная. Она позволяет более ясно структурировать информацию и представлять ее в графическом-виде.

Понятие семантической сети основано на древней и очень простой идее о том, что «память» формируется через ассоциации между понятиями.

Разработка"семантических сетей относится к 1960 г., когда они использовались для моделирования обработки естественного языка, для представления смысла (семантики) выражения. Квиллиан предположил, что наша способность понимать язык может быть охарактеризована некоторым множеством базовых понятий (концептов)!

Базовыми функциональными элементами семантической сети служит структура из двух компонентов— узлов и связывающих их дуг. Таким образом, семантической сетью называется ориентированный граф с конечными вершинами. Каждый его узел представляет собой некоторое понятие, а дуга — отношение между парой понятий. Можно считать, что каждая из таких пар отношений представляет простой факт. Узлы в семантической сети соответствуют объектам, понятиям или событиям. Они обладают определенной маркировкой, позволяющий идентифицировать этот узел.

Основной принцип семантической сети: знания, которые семантически связаны между собой (связаны по смыслу) должны храниться рядом. В семантической сети имеется два типа дуг:

1.  является (is)

2.   имеет частью (has part)

Дуги обладают свойством транзитивности— устанавливают отношения

иерархии наследования в сети (элементы низкого уровня наследуют свойства

высокого)

В качестве простого примера семантической сети рассмотрим

предположения:

«Студент Иванов является мужчина» «Мужчина является человеком»

Студент Иванов – мужчина – человек

Очевидно, что отношение «является» транзитивно, т.е. из этой сети мы можем вывести третье утверждение хотя оно и не было сформулировано в чистом виде «Студент Иванов является человеком». Свойство транзитивности позволяет экономить память поскольку информация о сходных узлах может не повторяться в каждом узле сети, а храниться в одном центральном узле. Это свойство модели памяти получило наименование когнитивной экономии.

Квиллиан также ввел разделение между видами узлов. Один вид узлов он назвал узлами- типами. Такой узел представляет концепт, связанный с конфигурацией других узлов, узлов- лексем. Это в определенной степени напоминает толковый словарь, в котором каждое понятие определяется другими понятиями, также присутствующими в этом словаре, причем и их смысл толкуется с помощью еще каких либо понятий в этом словаре. Например, можно определить смысл слова «машина» как конструкцию из связанных компонентов, которые передают усилия для выполнения определенной работы. Это потребует присоединения узла- типа для слова «машина» к узлам- лексемам «конструкция», «компонент»

Однако в дополнение к связям, сформированным для определения смысла, могут существовать связи к другим узлам- лексемам, например «телетайп», «офис». Эти связи представляют знания о том, что телетайпы являются одним из видов машин, которые используются в офисе.

Рис. 3.1. Диаграмма семантической сети.

Проблема поиска решении в базе знании типа семантической сети сводится задаче поиска фрагмента сети, соответствующего некоторой подсети, отражающей поставленный запрос к базе.

Существует довольно обширный перечень проблем, при решении которых представление, базирующееся на формализме семантических сетей, оказывается весьма полезным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58926. Лист. Адреса. Урок розвитку звязного мовлення у 5 класі 58 KB
  Повідомлення теми мети й завдань уроку Знаєте діти отримала нещодавно листа але від кого незрозуміло. Привіт Напесать листа до вас Змусили проблеми. Простенького листа неспроможний написати. Робота з таблицею Типи листів Листи Особисті приватні Службові офіційні...
58927. Ідея віротерпимості й національної толерантності у романі В. Скотта «Айвенго» 86 KB
  Мета: навчати учнів робити висновки з прочитаного ознайомити з поняттям толерантності віротерпимості конфлікту компромісу; розвивати уміння аналізувати отриману інформацію та робити висновки; виховувати повагу до думок інших людей.
58928. Шкільні речі. Кольори 42.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з новими лексичними одиницями з теми «Шкільні речі»; формувати лексичні навички шляхом багаторазового повторення; розвивати фонематичний та інтонаційний слух, слухову та зорову пам’ять...
58929. Земля — планета Сонячної системи. Форма та розміри Землі. Обертання Землі навколо своєї осі 63 KB
  Мета: дати дітям поняття про планету Сонячної системи Землю ознайомити з розмірами формою особливостями руху планети пояснити процеси що відбуваються в сонячній системі та на Землі. Основні поняття і терміни...
58930. Орфограми в коренях, префіксах, суфіксах, на межі значущих частин слова та основ 34 KB
  Мета: систематизувати і поглибити знання учнів з орфографії; розвивати орфографічну увагу; виховувати потребу в удосконаленні орфографічної грамотності.
58931. Дослідження цифрової інтегральної мікросхеми 368.5 KB
  Цифрові ІМС складають з логічних елементів І, АБО, НЕ, яких з’єднують відповідним чином для утворення пристроїв різного функціонального призначення. Електричні властивості ЦІМС визначають за статичними характеристиками передавання і параметрами логічних елементів (ЛЕ).
58932. Птицю пізнають за пір’ям, а людину – за справами 44 KB
  Мета: удосконалювати навички правильного і виразного читання та навички літературного аналізу твору уміння самостійно працювати; збагачувати мовлення новими словами; розвивати образну уяву увагу память...
58933. Разработка предложений по повышению эффективности личных продаж медицинских представителей через избирательные формы работы с их различными категориями (на примере регионального представительства компании «Санофи-Синтелабо») 667.5 KB
  Разработка процедуры по идентификации медицинских представителей регионального представительства компании согласно их категорийности по уровням мотивированности и компетентности и распределению усилий регионального менеджера в соответствии с названными категориями..