36243

Система нечетких рассуждений в представлении знаний

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Они в свою очередь определены через некоторую базовую шкалу В и функцию принадлежности. Понятие принадлежности. Тогда х принадлежит А если существует функция: Основным отличием нечеткой логики от классической как явствует из названия является наличие не только двух классических состояний значений но и промежуточных: Функция принадлежности определяет субъективную степень уверенности эксперта в том что данное конкретное значение базовой шкалы соответствует определяемому нечеткому множеству. Методы получения функции принадлежности...

Русский

2013-09-21

248 KB

3 чел.

29. Система нечетких рассуждений в представлении знаний.

При попытке формализовать человеческие знания исследователи вскоре столкнулись с проблемой, затрудняющей использование традиционного математического аппарата для их описания. Существует целый класс описаний, оперирующих качественными характеристиками объекта (много, мало, очень мало). Эти характеристики обычно размыты и не могут быть точно интерпретированы, однако содержат ценную информацию ( например: если НЕМНОГО рискнуть, то можно МНОГО получит, при этом НМНОГО и МНОГО принципиально субъективны). Кроме того, часто приходится пользоваться неточными знаниями, которые не могут быть интерпретированы как истинные или ложные (true/false).

Для разрешения таких проблем в начале 70-х годов американский математик Лотфи Заде предложил аппарат нечеткой (Тагту) логики. Позже это направление положило начало одной из ветвей ИИ под названием мягкие вычисления.

Заде ввел одно из главных понятий в нечеткой логике— понятие лингвистической переменной.

Лингвистическая переменная— это переменная, значение которой определяется набором вербальных (т.е. словесных) характеристик некоторого свойства.

Значение лингвистической переменной определяется через т.н. нечеткие множества. Они в свою очередь, определены через некоторую базовую шкалу В и функцию принадлежности.

Понятие принадлежности.

Пусть Е- множество, А- подмножество в этом множестве. В множестве Е существуют элементы х; принадлежащие этому подмножеству. Тогда х, принадлежит А если существует функция:

Основным отличием нечеткой логики от классической, как явствует из названия, является наличие не только двух классических состояний (значений), но и промежуточных:

Функция принадлежности определяет субъективную степень уверенности эксперта в том, что данное конкретное значение базовой шкалы соответствует определяемому нечеткому множеству. Эту функцию не стоит путать с вероятностью, которая определяется математически.

Например для двух экспертов определение нечеткого множества «ВЫСОКАЯ» для лингвистической переменной «ОПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ» существенно отличается в зависимости от их социального и финансового положения.

Для разрешения этой проблемы существует правило Байеса.

Правило Байеса позволяет определить относительное правдоподобие конкурирующих гипотез, исходя из силы свидетельств. В основе этого правила лежит формула:

где отношение правдоподобия О определяется как вероятность события или свидетельства Е при условии заданной конкретной гипотезы Я, деленная на вероятность этого свидетельства при условии ложности данного свидетельства.

Используя правило Байеса, удобнее работать с шансами.

Шансы в пользу чего-то О и вероятность Р преобразуются друг в друга следующим образом

О=Р/(1-Р),Р=О/1+О

Преобразование оценки «шансы против» в оценку «шансы за» осуществляется с помощью зависимости

О=1/А.

Байесовская формула может быть сведена к виду:

где О(Н)- априорные шансы в пользу Н, а (O*(Н)- результирующие шансы при условии наступления события Е, в соответствии с отношением правдоподобия О(Н:Е).

Методы получения функции принадлежности подразделяются на:

— прямые,

— косвенные,

— методы, на основе терм множеств.

Каждый из этих классов включает в себя методы, основанные на единичной и групповой экспертизе.

К прямым методам получения функции принадлежности относится метод семантического дифференциала.

Метод семантического дифференциала:

Для каждой предметной области для описания объекта можно выбрать некоторую шкалу измерений, используя следующие рекомендации:

1.   Составить список свойств,  которые должны описывать объект исследования.

2.   В   этом   списке   для   каждой   характеристики   найти   полярные значения

3.   Для   каждой  пары  полярных   определений   найти,   как  сильно выражено положительное свойство характеристики.

Полученный профиль представляет собой значение функции принадлежности по каждой характеристике. Оценивая полюсные значения [0;1], мы гарантируем, что значения функции будут находиться в интервале[0;1].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58045. Квадратична функція і її графік 82 KB
  Мета: розглянути побудову графіка функції y=x2bxc та її властивості використовуючи графік функції y = x2 навчитись знаходити значення функції значення аргументу розвивати вміння увагу й систематизувати вивчений матеріал; розвивати графічну грамотність.
58046. Урок – игра «Бизнес». Квадратные уравнения 56 KB
  Цель: Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме « Квадратные уравнения»; Развивать: самостоятельность, творчество, инициативу, работать в заданном темпе; Воспитать: аккуратность, настойчивость и прилежания в работе...
58047. Додавання, віднімання, порівняння та округлення десяткових дробів 61.5 KB
  Мета: Повторити основні поняття з теми: «Десяткові дроби. Додавання, віднімання, порівняння та округлення десяткових дробів» при розв’язанні задач; Звернути увагу на практичний вміст математичних задач; Сприяти розвитку творчих здібностей учнів та їх естетичного сприйняття.
58048. Стихійні явища природи. Екологічні проблеми. Природоохоронні території Африки 63.5 KB
  Мета. Формувати в учнів знання про основні види стихійних явищ, екологічні проблеми та природоохоронні території Африки, сприяючи розвиткові комплексного світосприйняття шляхом екологічного виховання; розвивати навики роботи з картою, просторово-логічне мислення, память; виховувати культуру спілкування.
58049. Узагальнення і систематизація знань учнів по темі «Нерівності» 297.5 KB
  Розвивати логічне мислення. Розвивати почуття краси в математиці. Я думаю що на цьому уроці ми розкриємо красу математичних закономірностей покажемо творчість і досконалість математичної мови при повторенні питань даної теми: Розвязування нерівностей...
58050. Графічний метод розв’язування рівнянь, нерівностей та їх систем 1.09 MB
  Мета: удосконалення вмінь та навичок учнів при розв’язуванні рівнянь, нерівностей та їх систем графічним методом; розвиток творчих здібностей засобами розв’язування нестандартних завдань; виховання культури математичного мовлення, графічної культури; стимулювання творчої активності, формування комунікативної компетентності...
58051. Построение сечений многогранников 24.86 MB
  Образовательные: ввести понятие сечения многогранника; рассмотреть способы решения задач на построение сечений многогранников на основе аксиоматики. Развивающие: развивать пространственное воображение обучающихся; формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли; совершенствовать графическую культуру.
58052. У світі синусоїдів. Урок дослідження. (Методом проектів) 724 KB
  Доведено що будьяке періодичне коливання можна зобразити як суму синусоїдальних коливань. Частоти цих синусоїдальних коливань називають спектром складного коливання. Розкладання складного коливання на суму синусоїдальних коливань називають спектральним аналізом коливання. Спектральним аналізом коливань користуються для розрахунку різних конструкцій.
58053. Урок навчання грамоти. Читання 80 KB
  МЕТА: повторити вивчені букви, формувати навички читання слів і речень з вивченими буквами; вдосконалювати навички побудови звуко-складових моделей; розвивати мовлення учнів, мислення; виховувати інтерес до уроку читання.