36243

Система нечетких рассуждений в представлении знаний

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Они в свою очередь определены через некоторую базовую шкалу В и функцию принадлежности. Понятие принадлежности. Тогда х принадлежит А если существует функция: Основным отличием нечеткой логики от классической как явствует из названия является наличие не только двух классических состояний значений но и промежуточных: Функция принадлежности определяет субъективную степень уверенности эксперта в том что данное конкретное значение базовой шкалы соответствует определяемому нечеткому множеству. Методы получения функции принадлежности...

Русский

2013-09-21

248 KB

3 чел.

29. Система нечетких рассуждений в представлении знаний.

При попытке формализовать человеческие знания исследователи вскоре столкнулись с проблемой, затрудняющей использование традиционного математического аппарата для их описания. Существует целый класс описаний, оперирующих качественными характеристиками объекта (много, мало, очень мало). Эти характеристики обычно размыты и не могут быть точно интерпретированы, однако содержат ценную информацию ( например: если НЕМНОГО рискнуть, то можно МНОГО получит, при этом НМНОГО и МНОГО принципиально субъективны). Кроме того, часто приходится пользоваться неточными знаниями, которые не могут быть интерпретированы как истинные или ложные (true/false).

Для разрешения таких проблем в начале 70-х годов американский математик Лотфи Заде предложил аппарат нечеткой (Тагту) логики. Позже это направление положило начало одной из ветвей ИИ под названием мягкие вычисления.

Заде ввел одно из главных понятий в нечеткой логике— понятие лингвистической переменной.

Лингвистическая переменная— это переменная, значение которой определяется набором вербальных (т.е. словесных) характеристик некоторого свойства.

Значение лингвистической переменной определяется через т.н. нечеткие множества. Они в свою очередь, определены через некоторую базовую шкалу В и функцию принадлежности.

Понятие принадлежности.

Пусть Е- множество, А- подмножество в этом множестве. В множестве Е существуют элементы х; принадлежащие этому подмножеству. Тогда х, принадлежит А если существует функция:

Основным отличием нечеткой логики от классической, как явствует из названия, является наличие не только двух классических состояний (значений), но и промежуточных:

Функция принадлежности определяет субъективную степень уверенности эксперта в том, что данное конкретное значение базовой шкалы соответствует определяемому нечеткому множеству. Эту функцию не стоит путать с вероятностью, которая определяется математически.

Например для двух экспертов определение нечеткого множества «ВЫСОКАЯ» для лингвистической переменной «ОПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ» существенно отличается в зависимости от их социального и финансового положения.

Для разрешения этой проблемы существует правило Байеса.

Правило Байеса позволяет определить относительное правдоподобие конкурирующих гипотез, исходя из силы свидетельств. В основе этого правила лежит формула:

где отношение правдоподобия О определяется как вероятность события или свидетельства Е при условии заданной конкретной гипотезы Я, деленная на вероятность этого свидетельства при условии ложности данного свидетельства.

Используя правило Байеса, удобнее работать с шансами.

Шансы в пользу чего-то О и вероятность Р преобразуются друг в друга следующим образом

О=Р/(1-Р),Р=О/1+О

Преобразование оценки «шансы против» в оценку «шансы за» осуществляется с помощью зависимости

О=1/А.

Байесовская формула может быть сведена к виду:

где О(Н)- априорные шансы в пользу Н, а (O*(Н)- результирующие шансы при условии наступления события Е, в соответствии с отношением правдоподобия О(Н:Е).

Методы получения функции принадлежности подразделяются на:

— прямые,

— косвенные,

— методы, на основе терм множеств.

Каждый из этих классов включает в себя методы, основанные на единичной и групповой экспертизе.

К прямым методам получения функции принадлежности относится метод семантического дифференциала.

Метод семантического дифференциала:

Для каждой предметной области для описания объекта можно выбрать некоторую шкалу измерений, используя следующие рекомендации:

1.   Составить список свойств,  которые должны описывать объект исследования.

2.   В   этом   списке   для   каждой   характеристики   найти   полярные значения

3.   Для   каждой  пары  полярных   определений   найти,   как  сильно выражено положительное свойство характеристики.

Полученный профиль представляет собой значение функции принадлежности по каждой характеристике. Оценивая полюсные значения [0;1], мы гарантируем, что значения функции будут находиться в интервале[0;1].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66303. Обмін речовин 47 KB
  Мета: дати загальне уявлення про етапи енергетичного обміну та біосинтез білка; здійснити міжпредметні зв’язки з хімією та фізикою. Розвинути світогляд студентів. План Загальна характеристика обміну речовин. Фази енергетичного обміну.
66304. Форми розмноження організмів. Статевий процес. Мейоз 100 KB
  Мета: показати розмноження як універсальну властивість живих організмів; дати поняття про форми розмноження статевий процес будову статевих клітин. План Форми розмноження організмів. Форми розмноження організмів.
66305. Гаметогенез. Запліднення. Онтогенез 93.5 KB
  Мета: пояснити, як відбувається гаметогенез і запліднення в різних груп організмів, біологічне значення процесу запліднення. Дати поняття про онтогенез, розглянути ембріогенез у тварин і його етапи. План Гаметогенез. Запліднення. Онтогенез.
66306. Постембріональний розвиток. Життєвий цикл. Ріст і регенерація 80 KB
  Мета: сформувати поняття про різні типи постембріонального розвитку тварин; пояснити як відбувається регенерація у різних організмах. Ріст збільшення маси і розмірів тіла. Активне харчування та ріст личинка збільшує масу в десять тисяч разів.
66307. Генетика як наука. Методи генетичних досліджень 49.5 KB
  Генетика це наука про закономірності спадковості та мінливості організмів. Ген це ділянка молекули нуклеїнової кислоти яка визначає спадкові ознаки організмів. Спабковість це властивість живих організмів передавати свої ознаки й особливості...
66308. ABC-party (позакласний захід для учнів 2 класу) 49 KB
  And hold him in my hands. It is blue, and green, and red, It bounces higher, that my head, It does not want to stop at all What is it? It is my ball. I was in a bed and badly ill, My skipping-rope was so still. But now in the sunny weather, We’ll go in the street together.
66309. Adjective. Прикметник 667 KB
  Look at the clock. Час почати наш урок. Good morning, children! P: Good morning, teacher! T: Sit down, girls. Sit down, boys. T: How are you today? P: I am OK, thank you. Учні запитують один одного «How are you today?» T: It is very good, that you are all OK today.
66310. Эхо Афганских гор 32.5 KB
  Добрый день уважаемые гости и присутствующие в этом зале. Ведущий 2: Сегодня вы имеете возможность услышать рассказы непосредственно воинов афганской войны которые пришли на нашу встречу. Перечисляются фамилии гостей воинов интернационалистов...
66311. «Опаленні долею» вечір-реквієм до річниці виводу військ із Афганістану 37 KB
  Добрый день уважаемые гости Ведущий 2: Здравствуйте все кто пришел на эту встречу Ведущий 1: Мы благодарны всем кто не забыл что в сегодняшний день в далеком 1989 году Ограниченный Контингент Советских войск был выведен из Республики Афганистан где долгие 9 лет шли боевые действия.