36243

Система нечетких рассуждений в представлении знаний

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Они в свою очередь определены через некоторую базовую шкалу В и функцию принадлежности. Понятие принадлежности. Тогда х принадлежит А если существует функция: Основным отличием нечеткой логики от классической как явствует из названия является наличие не только двух классических состояний значений но и промежуточных: Функция принадлежности определяет субъективную степень уверенности эксперта в том что данное конкретное значение базовой шкалы соответствует определяемому нечеткому множеству. Методы получения функции принадлежности...

Русский

2013-09-21

248 KB

3 чел.

29. Система нечетких рассуждений в представлении знаний.

При попытке формализовать человеческие знания исследователи вскоре столкнулись с проблемой, затрудняющей использование традиционного математического аппарата для их описания. Существует целый класс описаний, оперирующих качественными характеристиками объекта (много, мало, очень мало). Эти характеристики обычно размыты и не могут быть точно интерпретированы, однако содержат ценную информацию ( например: если НЕМНОГО рискнуть, то можно МНОГО получит, при этом НМНОГО и МНОГО принципиально субъективны). Кроме того, часто приходится пользоваться неточными знаниями, которые не могут быть интерпретированы как истинные или ложные (true/false).

Для разрешения таких проблем в начале 70-х годов американский математик Лотфи Заде предложил аппарат нечеткой (Тагту) логики. Позже это направление положило начало одной из ветвей ИИ под названием мягкие вычисления.

Заде ввел одно из главных понятий в нечеткой логике— понятие лингвистической переменной.

Лингвистическая переменная— это переменная, значение которой определяется набором вербальных (т.е. словесных) характеристик некоторого свойства.

Значение лингвистической переменной определяется через т.н. нечеткие множества. Они в свою очередь, определены через некоторую базовую шкалу В и функцию принадлежности.

Понятие принадлежности.

Пусть Е- множество, А- подмножество в этом множестве. В множестве Е существуют элементы х; принадлежащие этому подмножеству. Тогда х, принадлежит А если существует функция:

Основным отличием нечеткой логики от классической, как явствует из названия, является наличие не только двух классических состояний (значений), но и промежуточных:

Функция принадлежности определяет субъективную степень уверенности эксперта в том, что данное конкретное значение базовой шкалы соответствует определяемому нечеткому множеству. Эту функцию не стоит путать с вероятностью, которая определяется математически.

Например для двух экспертов определение нечеткого множества «ВЫСОКАЯ» для лингвистической переменной «ОПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ» существенно отличается в зависимости от их социального и финансового положения.

Для разрешения этой проблемы существует правило Байеса.

Правило Байеса позволяет определить относительное правдоподобие конкурирующих гипотез, исходя из силы свидетельств. В основе этого правила лежит формула:

где отношение правдоподобия О определяется как вероятность события или свидетельства Е при условии заданной конкретной гипотезы Я, деленная на вероятность этого свидетельства при условии ложности данного свидетельства.

Используя правило Байеса, удобнее работать с шансами.

Шансы в пользу чего-то О и вероятность Р преобразуются друг в друга следующим образом

О=Р/(1-Р),Р=О/1+О

Преобразование оценки «шансы против» в оценку «шансы за» осуществляется с помощью зависимости

О=1/А.

Байесовская формула может быть сведена к виду:

где О(Н)- априорные шансы в пользу Н, а (O*(Н)- результирующие шансы при условии наступления события Е, в соответствии с отношением правдоподобия О(Н:Е).

Методы получения функции принадлежности подразделяются на:

— прямые,

— косвенные,

— методы, на основе терм множеств.

Каждый из этих классов включает в себя методы, основанные на единичной и групповой экспертизе.

К прямым методам получения функции принадлежности относится метод семантического дифференциала.

Метод семантического дифференциала:

Для каждой предметной области для описания объекта можно выбрать некоторую шкалу измерений, используя следующие рекомендации:

1.   Составить список свойств,  которые должны описывать объект исследования.

2.   В   этом   списке   для   каждой   характеристики   найти   полярные значения

3.   Для   каждой  пары  полярных   определений   найти,   как  сильно выражено положительное свойство характеристики.

Полученный профиль представляет собой значение функции принадлежности по каждой характеристике. Оценивая полюсные значения [0;1], мы гарантируем, что значения функции будут находиться в интервале[0;1].


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7834. Эллинско-римский период в развитии философии 75 KB
  Эллинско-римский период в развитии философии. Появляются три течения философской мысли. Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Эпикуреизм и стоицизм - ренессанс. Скептицизм - декаданс. Эллинистическая философия. Период эллинизма с 338 года до н...
7835. Основные теории личности в психологии 16.24 KB
  Основные теории личности в психологии. Психодинамическая теория (классический психоанализ) Фрейда. Главный источник развития личности - врождённые факторы (инстинкты) или либидо (биологическая энергия). идет первые 6 лет. 3 фазы развития личности...
7836. Интеллектуальное развитие школьников во внеклассной работе 26 KB
  Интеллектуальное развитие школьников во внеклассной работе Формирование мировоззрения. Под мировоззрением следует понимать специфическую форму сознания человека, включающую систему взглядов, знаний, убеждений, идеалов, в которых выражается его отнош...
7837. Педагогічна діяльність і особистість педагога 58.5 KB
  Тема 1. Педагогічна діяльність і особистість педагога. Мета: ознайомити іззавданнями національної школи, виникненням і становленням педагогічної професії, з особливостями педагогічної професії: її своєрідністю, гуманістичною функцією, колектив...
7838. Професійна діяльність педагога сучасної школи 51.5 KB
  Професійна діяльність педагога сучасної школи Педагогічна діяльність - особливий вид соціальної діяльності, спрямований на передачу від старших поколінь молодшим накопиченого людством досвіду і культури, створення умов для їх особистісного розв...
7839. Учитель як суб’єкт педагогічної діяльності. Професіограма особистості педагога 45.5 KB
  Учитель як суб’єкт педагогічної діяльності. Професіограма особистості педагога Сучасні вимоги до педагога висвітлені у законі Про загальну середню освіту: Педагогічним працівником повинна бути особа з високими моральними якостями, яка має відпо...
7840. Форми організації навчання у вищій педагогічній школі 48 KB
  Форми організації навчання у вищій педагогічній школі Процес навчання у вищій школі реалізується у рамках багатоманітної цілісної системи організаційних форм і методів навчання. Поняття форма організації навчального процесу визначаєтьс...
7841. Раціональна організація навчальної праці студента 34.5 KB
  Раціональна організація навчальної праці студента Навчальна праця студентів - складний пізнавальний процес. Він тісно пов’язаний з інтелектуальними, емоційними та вольовими якостями особистості. Його сутність - складна система розумов...
7842. Техніка особистої розумової праці. Робота майбутнього учителя з книгою 24.14 KB
  Техніка особистої розумової праці. Робота майбутнього учителя з книгою. Найрозумніше планування часу не зможе замінити техніку розумової роботи - уміння, що формується стихійно чи цілеспрямовано, виконувати ті чи інші дії, типові для даного вид...