36272

Информационные потоки в системе управления

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Информационные потоки в системе управления Повышение эффективности производства повышение качества выпускаемой продукции переход к выпуску новой продукции связано прежде всего с решением проблем управления производственными ресурсами: материальными технологическими финансовыми кадровыми. Применение наиболее эффективных форм управления производством неразрывно связано с активным использованием информационного пространства предприятия состояние которого определяется специфическим видом ресурсного обеспечения производства информационным...

Русский

2013-09-21

76 KB

70 чел.

60. Информационные потоки в системе управления

Повышение эффективности производства, повышение качества выпускаемой продукции, переход к выпуску новой продукции связано, прежде всего, с решением проблем управления производственными ресурсами: материальными, технологическими, финансовыми, кадровыми.

Применение наиболее эффективных форм управления производством неразрывно связано с активным использованием информационного пространства предприятия, состояние которого определяется специфическим видом ресурсного обеспечения производства - информационным ресурсом.

Совокупность методов и методик организации информационных процессов в производственных системах, позволяющих осуществить выбор и использование необходимого информационно-технического решения для синтеза знания о производственной ситуации, составляет содержание концепции формирования информационного ресурса системы управления наукоемким производством.

Система управления информационным пространством производственной организации формируются в специфической среде, характеризуемой как информационный ресурс системы управления – системой организации потоков внутренней и внешней информации, а также методов и средств поиска, обработки и распределения информации в организации [1, 2].

Рис. 1. Модель организации информационного ресурса системы управления: ИТП - информационная технологическая платформа.

На рис. 1 показана схема организации движения информационных потоков в системе управления, отражающих состояния ресурсного обеспечения производства. Здесь показаны основные элементы, схемы процесса выпуска продукции: партнеры, снабжение, производство, сбыт, потребитель и изображено движение соответствующих информационных потоков.

Информационные потоки направлены к информационно-технологической платформе (ИТП), технические и программные средства которой обеспечивают обработку поступающей информации

Для управления информационным ресурсом системы управления организуется информационная деятельность в следующих основных направлениях:

1.     Поддержка и развитие информационной системы управления производством,

2.     Выявление и отбор основных источников информации,

3.     Сбор и обработка информации, оценка ее полноты, достоверности и значимости, принятие организационных решений,

4.     Анализ информации, выявление тенденций,

5.     Разработка прогнозов и альтернатив поведения предприятия,

6.     Принятие управляющих решений для реализации стратегических планов,

7.     Формирование и постоянное обновление базы знаний предпринимательских идей и связанных с ними рисков и др. [2]

Структура организации информационных потоков в ряде производств системы имеет свои особенности. Это проявляется в частности в банковских и медиа-производствах, где в качестве партнеров могут выступать также и клиенты, что определяет специфические особенности организации производственного процесса и, соответственно организацию информационных потоков.

Например, в медиа-производстве партнеров производственного процесса можно условно разделить на две основные группы: на поставщиков материалов и оборудования и на заказчика продукции, в качестве которого может выступать как самостоятельное издательство, так и препресс-служба печатного производства.

Рис. 2. Структура информационных потоков в медиа-производстве

На рис. 2 показана структура информационных потоков в системе управления полиграфическим производством, на которой отражен дополнительный информационный поток, определяющий взаимодействие заказчика, автора и печатника [3].

Для банковских систем роль издательства играет операционный зал. Здесь, в качестве редакторов (рис. 2) выступают различные организации-поручители достоверности оперативной информации, а роль типографии выполняет непосредственно технологическая система хранения ценностей.

Активное использование информационного ресурса системы управления позволяет получить дополнительные преимущества в следующих основных направлениях деятельности организации:

·     Организация технологических процессов. При этом, селекция и переработка необходимой информации позволяет формировать знания о текущем состоянии производства, на базе которых, осуществляется воздействие на производственные, финансовые и административно-хозяйственные процессы.

·     Увеличение собственности. Это направление использует знание о состоянии технологического процесса формируя информацию, позволяющую найти пути, как сохранения самой собственности, так и вовремя приобрести дополнительную собственность. Основное отличие этой формы собственности в том, она, как и само знание, - неисчерпаема.

·     Поиск и развитие новых технологических решений. Это решение базируется на исследовании информации, что позволяет не только найти пути к разработке нового изделия, оказанию новой услуги, но и обеспечить оправданный риск выбора нового направления в производстве, формирования нового рынка. Наиболее эффективный бизнес формируется не на отдельном решении, а на организации новой экономической ниши.

·     Виртуализация управления производственными процессами. В этом направлении важно использовать оптимальные значения риска, что во многом определяется не только качеством управления организацией, но и возможностью системы формировать и использовать виртуальные отношения с внешней бизнес-средой. Менеджмент выделяется с помощью средств виртуализации бизнеса.

Организация информационных потоков позволяет не только показать их значение в системе обработки информации, но и реализовать процессы, связанные с повышением эффективности бизнеса, выводом на рынок новых продуктов и услуг. Взаимосвязь этих процессов можно показать на примере анализа взаимодействия административно-хозяйсвтенных операций и бизнес-процессов, которое осуществляется на базе информационного взаимодействия.

Информационный менеджмент базируется на оперативных данных, содержащихся в различных документах планирования, производства или сбыта продукции, финансовых документах и др. Эти данные отражают реальное или планируемое состояние производственного (хозяйственного) процесса. Их вводит в информационную систему технолог (менеджер) планового или производственного (хозяйственного) процесса, реализуя соответствующую функцию управления – бизнес-функцию.

Процесс управления, базирующийся на результатах обработки оперативных данных, предполагает выбор и применение управляющих воздействий, которые выполняют менеджеры (технологи), соответствующих подразделений организации. В результате, поддерживается заданная эффективность производственного процесса и реализуется соответствующая бизнес-функция.

Для исследования этой взаимосвязи была разработана матричная схема взаимодействия хозяйственных процессов и бизнес-структур производственной организации, позволяющая определить источники (генераторы) потоков оперативных данных на производстве [1].

На рис. 3 показана схема генерации потоков оперативных данных и передачи управляющей информации в бизнес-структурах при выполнении хозяйственных (технологических, финансовых и др.) процессов.

Здесь по вертикали (в виде горизонтальных линий) показаны основные хозяйственные процессы, которые образуют производственный цикл, например, проектирование, производство, сервисное обслуживание и др.

Рис. 3. Схема генерации потоков информации на производстве

Каждый шаг производственного цикла представляет собой рабочий процесс, связанный с решением комплекса учетных и управленческих задач, что предполагает передачу и оперативный доступ к необходимой информации. Такие процессы информационного менеджмента определяются как бизнес-процессы. Они формируются в соответствующих подразделениях организации: конструкторское бюро, цех, отдел снабжения, бухгалтерия и др. На рисунке эти подразделения отражены в виде вертикальных линий.

Операции генерации данных и/или получение управляющей информации на схеме показаны в виде точек соединения горизонтальных и вертикальных линий. Совокупность этих точек определяет множество источников информации системы управления.

Информационная технология системы управления обеспечивает как процессы передачи данных о состоянии хозяйственных процессов, так и передачу информации для управления организационной системой. Таким образом, она формирует информационный ресурс для выполнения задачи управления производством.

Экономическое значение системы ИТ-управления можно показать, используя соотношение 1, которое также отображено на схеме (Рис. 1) в виде цепочки добавления стоимости (δ) и затрат (Δ) на каждом этапе управления [2].

Содержание показанной схемы можно пояснить следующим образом. Затраты на приобретение материалов, комплектующих, энергоресурсов и т.п. отражены переменной (Δ0). Хранение материалов на складах, их транспортировка и другие затраты, связанные с хранением и перемещением материальных ценностей отражены переменной (Δ1). Также в процессе реализации этих материалов (ресурсов) формируется добавленная стоимость (δ1), значение которой определяется менеджерами организации.

На следующем этапе производства, например в цеху, предприятие несет определенные затраты (Δ2), и также может определить возможную добавленную стоимость на этом этапе производства (δ2). Таким образом, на каждом этапе производства можно определить места возникновения затрат и источники прибыли (добавления стоимости Δii), тогда общая сумма затрат и добавленной стоимости производства определяется как:

S = Δ0+(Δ1+δ1) +(Δ2+δ2) +. . .(Δi+δi) = Δ0+Σ Δi+ Σ δi                [1]

или:

S = Δ0+Σ (Δi+  δi)                           (2)

Оптимальная величина добавления стоимости определяется в процессе обработки оперативной информации на каждом этапе управления.

Здесь важно обратить внимание на то, что в процессе формирования добавленной стоимости должны участвовать все подразделения организации, ее величина зависит от уровня выполнения хозяйственных и производственных процессов и зависит от уровня реализации системы управления процессом сбора и обработки производственной информации.

Следовательно, формирование и управление информационными потоками может служить источником добавления стоимости

Применение сетевых технологий, использование глобальных сетей и сетевых ресурсов нередко ограничивается выполнением поисковых функций или простых логистических операций. Предназначение информационно-сетевых технологий гораздо шире. Чтобы показать их значимость рассмотрим взаимосвязь процессов поиска и обработки информации, полученной с помощью сетевых ресурсов, инновационными процессами, направленными на выпуск новой продукции и процесса формирования добавленной стоимости.

Сетевые информационные технологии позволяют расширить модель добавления стоимости, создавая ее новые звенья, как показано на модели, изображенной на рис. 4.

Деятельность, связанная с целенаправленным поиском и обработкой виртуальной информации может способствовать формированию новых технологических знаний, позволяющих выпускать новый продукт, формировать соответствующий сегмент рынка, снижать производственные и коммерческие риски и получать дополнительную прибыль.

Эти знания могут содержать представления о требуемом уровне (качестве) выполнения соответствующей технологической (хозяйственной) операции, о новых материалах, о перспективных технологических процессах, собрать предложения о качественных характеристиках продукции и др., что позволяет разработать проект по подготовке и выпуску востребованных товаров и/или услуг, определить необходимый ассортимент и объем товарной продукции

Рис. 4. Виртуальная цепочка добавления стоимости

Модель организации подобного процесса, показанная на рис. 4, имеет следующее содержание: на этапах бизнес-цепочки, показанных в виде вертикальных линий, осуществляется поиск, обработки и анализ виртуальной информации, полученной в глобальных информационных сетях. Это позволяет сформировать соответствующие базы знаний системы ИТ-управления, с помощью которых удается найти новые технологические и бизнес-решения, позволяющие вывести на рынок новое изделие (продукт/услугу).

Новые знания, сформированные в процессе виртуальной деятельности менеджмента, также увеличивают цифровой актив бизнеса, стоимость которого повышается, что, свою очередь, позволяет организовать наиболее эффективное оперативное производство, играть на рынке самостоятельную роль.

Использование сетевых информационных технологий в структуре ИТ-управления обеспечивает он-лайн диалог менеджера не только с поставщиками, но и с клиентами, посредниками и другими заинтересованными сторонами, позволяет формировать новые технологические процессы за счет преобразования обработанной в ИТ-системе информации в услуги и товары.

Постоянная активная деятельность менеджера в среде глобальных информационных сетей позволяет сформировать новые производственные связи, что увеличивает информационный ресурс системы управления, позволяя извлекать дополнительную прибыль. Организация и управление системой поиска, отбора и анализа виртуальной информации может служить дополнительным  источником добавления стоимости в инженерном бизнесе.

Выводы:

1.     Для эффективного применения деловой информации, формируемой на базе информационных технологий, в системе управления организуется информационный ресурс, определяющий взаимодействие потоков внутренней и внешней информации, а также методов, технологий и средств поиска, обработки и распределения информации для принятия управленческих решений.

2.     Активное использование информационного ресурса системы управления позволяет получить дополнительные преимущества в управлении организацией в направлении организации технологических процессов, увеличения собственности, поиска и развития новых технологических решений, виртуализации управления производственными процессами.

3.     Обработка оперативной информации на каждом этапе управления производственными процессами позволяет определить оптимальную величину добавления стоимости выпускаемого продукта.

4.     Деятельность, связанная с целенаправленным поиском и обработкой виртуальной информации может способствовать формированию новых технологических знаний, позволяющих выпускать новый продукт, сформировать соответствующий сегмент рынка, снизить производственные и коммерческие риски и получить дополнительную прибыль.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34692. Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса 26.19 KB
  Эластичность спроса по цене. Факторы влияющие на ценовую эластичность спроса. По закону спроса мы знаем что величина спроса зависит от цены: чем выше цена товара тем меньше величина спроса на него и наоборот чем ниже цена тем больше величина спроса. Мера того насколько изменяется величина спроса относительно изменения цены называется эластичностью спроса по цене.
34693. Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу 247.26 KB
  Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу. Эластичность спроса зависит не только цены товара но и от доходов потребителей. Мера того насколько изменяется величина спроса относительно изменения величины дохода покупателя называется эластичностью спроса по доходу.
34694. Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене 13.62 KB
  Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Мера того насколько изменяется величина спроса на данный товар или услугу относительно изменения цены другого товара или услуги называется перекрестной эластичностью спроса по цене. Для измерения перекрестной эластичности спроса по цене используют коэффициент перекрестной эластичности который рассчитывается по формуле: где изменение величины спроса товара в изменение цены товара а.
34695. Эластичность предложения по цене. Факторы, влияющие на эластичность предложения 21.08 KB
  Эластичность предложения по цене. Факторы влияющие на эластичность предложения. По закону предложения мы знаем что величина предложения зависит от цены. Закон предложения гласит: чем выше цена товара тем больше величина предложения на него и наоборот чем ниже цена товара тем меньше величина предложения на него.
34696. Фирма и индивидуальные предприниматели. Организационно-правовые формы фирмы 20.46 KB
  Чем отличаются друг от друга хозяйственные товарищества и общества Вопервых товарищество – это группа лиц которые принимают участие в работе фирмы а общество – объединение капиталов его участники могут в фирме и не работать. К хозяйственным обществам относят общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью имеет уставной капитал который разделен на доли. Общество с дополнительной ответственностью отличается от общества с ограниченной ответственностью...
34697. Общие, средние и предельные издержки фирмы 17.64 KB
  Общие средние и предельные издержки фирмы. Экономисты различают общие средние и предельные издержки. Общие издержки ТC – это издержки всего выпуска продукта фирмы. Общие издержки делятся на постоянные и переменные издержки.
34698. Типы экономических систем. Традиционная экономическая система 19.1 KB
  Традиционная экономическая система. Экономическая наука выделяет четыре основных типа экономических систем: традиционная командная или административноплановая рыночная смешанная. Самой древней из экономических систем является традиционная система. Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни при котором земля и капитал находятся в общем владении племени а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
34699. Административно-плановая (командная) экономическая система 23.83 KB
  Административноплановая командная экономическая система существовала в СССР. Это объяснялось тем что в городах практически отсутствовало жилье для вновь прибывших и тем что в соответствии с законом СССР было очень сложно получить постоянную прописку в данном городе. Высшим плановым органом являлся Госплан СССР. Госплан СССР определял плановые задания республиканским и местным плановым органам а также плановым отделам министерств и ведомств которые давали плановые задания государственным предприятиям то есть указывали им...
34700. Монополия. Монопольная власть. Условия максимизации прибыли при монополии. Ценовая дискриминация 17.8 KB
  Монополия. Монополия – тип рыночной системы в котором существует только один продавец контролирующий всю отрасль производства определенного товара не имеющего близкого заменителя. Закрытая монополия. Естественная монополия – отрасль в которой долгосрочные средние издержки минимальны только тогда когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.