36272

Информационные потоки в системе управления

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Информационные потоки в системе управления Повышение эффективности производства повышение качества выпускаемой продукции переход к выпуску новой продукции связано прежде всего с решением проблем управления производственными ресурсами: материальными технологическими финансовыми кадровыми. Применение наиболее эффективных форм управления производством неразрывно связано с активным использованием информационного пространства предприятия состояние которого определяется специфическим видом ресурсного обеспечения производства информационным...

Русский

2013-09-21

76 KB

70 чел.

60. Информационные потоки в системе управления

Повышение эффективности производства, повышение качества выпускаемой продукции, переход к выпуску новой продукции связано, прежде всего, с решением проблем управления производственными ресурсами: материальными, технологическими, финансовыми, кадровыми.

Применение наиболее эффективных форм управления производством неразрывно связано с активным использованием информационного пространства предприятия, состояние которого определяется специфическим видом ресурсного обеспечения производства - информационным ресурсом.

Совокупность методов и методик организации информационных процессов в производственных системах, позволяющих осуществить выбор и использование необходимого информационно-технического решения для синтеза знания о производственной ситуации, составляет содержание концепции формирования информационного ресурса системы управления наукоемким производством.

Система управления информационным пространством производственной организации формируются в специфической среде, характеризуемой как информационный ресурс системы управления – системой организации потоков внутренней и внешней информации, а также методов и средств поиска, обработки и распределения информации в организации [1, 2].

Рис. 1. Модель организации информационного ресурса системы управления: ИТП - информационная технологическая платформа.

На рис. 1 показана схема организации движения информационных потоков в системе управления, отражающих состояния ресурсного обеспечения производства. Здесь показаны основные элементы, схемы процесса выпуска продукции: партнеры, снабжение, производство, сбыт, потребитель и изображено движение соответствующих информационных потоков.

Информационные потоки направлены к информационно-технологической платформе (ИТП), технические и программные средства которой обеспечивают обработку поступающей информации

Для управления информационным ресурсом системы управления организуется информационная деятельность в следующих основных направлениях:

1.     Поддержка и развитие информационной системы управления производством,

2.     Выявление и отбор основных источников информации,

3.     Сбор и обработка информации, оценка ее полноты, достоверности и значимости, принятие организационных решений,

4.     Анализ информации, выявление тенденций,

5.     Разработка прогнозов и альтернатив поведения предприятия,

6.     Принятие управляющих решений для реализации стратегических планов,

7.     Формирование и постоянное обновление базы знаний предпринимательских идей и связанных с ними рисков и др. [2]

Структура организации информационных потоков в ряде производств системы имеет свои особенности. Это проявляется в частности в банковских и медиа-производствах, где в качестве партнеров могут выступать также и клиенты, что определяет специфические особенности организации производственного процесса и, соответственно организацию информационных потоков.

Например, в медиа-производстве партнеров производственного процесса можно условно разделить на две основные группы: на поставщиков материалов и оборудования и на заказчика продукции, в качестве которого может выступать как самостоятельное издательство, так и препресс-служба печатного производства.

Рис. 2. Структура информационных потоков в медиа-производстве

На рис. 2 показана структура информационных потоков в системе управления полиграфическим производством, на которой отражен дополнительный информационный поток, определяющий взаимодействие заказчика, автора и печатника [3].

Для банковских систем роль издательства играет операционный зал. Здесь, в качестве редакторов (рис. 2) выступают различные организации-поручители достоверности оперативной информации, а роль типографии выполняет непосредственно технологическая система хранения ценностей.

Активное использование информационного ресурса системы управления позволяет получить дополнительные преимущества в следующих основных направлениях деятельности организации:

·     Организация технологических процессов. При этом, селекция и переработка необходимой информации позволяет формировать знания о текущем состоянии производства, на базе которых, осуществляется воздействие на производственные, финансовые и административно-хозяйственные процессы.

·     Увеличение собственности. Это направление использует знание о состоянии технологического процесса формируя информацию, позволяющую найти пути, как сохранения самой собственности, так и вовремя приобрести дополнительную собственность. Основное отличие этой формы собственности в том, она, как и само знание, - неисчерпаема.

·     Поиск и развитие новых технологических решений. Это решение базируется на исследовании информации, что позволяет не только найти пути к разработке нового изделия, оказанию новой услуги, но и обеспечить оправданный риск выбора нового направления в производстве, формирования нового рынка. Наиболее эффективный бизнес формируется не на отдельном решении, а на организации новой экономической ниши.

·     Виртуализация управления производственными процессами. В этом направлении важно использовать оптимальные значения риска, что во многом определяется не только качеством управления организацией, но и возможностью системы формировать и использовать виртуальные отношения с внешней бизнес-средой. Менеджмент выделяется с помощью средств виртуализации бизнеса.

Организация информационных потоков позволяет не только показать их значение в системе обработки информации, но и реализовать процессы, связанные с повышением эффективности бизнеса, выводом на рынок новых продуктов и услуг. Взаимосвязь этих процессов можно показать на примере анализа взаимодействия административно-хозяйсвтенных операций и бизнес-процессов, которое осуществляется на базе информационного взаимодействия.

Информационный менеджмент базируется на оперативных данных, содержащихся в различных документах планирования, производства или сбыта продукции, финансовых документах и др. Эти данные отражают реальное или планируемое состояние производственного (хозяйственного) процесса. Их вводит в информационную систему технолог (менеджер) планового или производственного (хозяйственного) процесса, реализуя соответствующую функцию управления – бизнес-функцию.

Процесс управления, базирующийся на результатах обработки оперативных данных, предполагает выбор и применение управляющих воздействий, которые выполняют менеджеры (технологи), соответствующих подразделений организации. В результате, поддерживается заданная эффективность производственного процесса и реализуется соответствующая бизнес-функция.

Для исследования этой взаимосвязи была разработана матричная схема взаимодействия хозяйственных процессов и бизнес-структур производственной организации, позволяющая определить источники (генераторы) потоков оперативных данных на производстве [1].

На рис. 3 показана схема генерации потоков оперативных данных и передачи управляющей информации в бизнес-структурах при выполнении хозяйственных (технологических, финансовых и др.) процессов.

Здесь по вертикали (в виде горизонтальных линий) показаны основные хозяйственные процессы, которые образуют производственный цикл, например, проектирование, производство, сервисное обслуживание и др.

Рис. 3. Схема генерации потоков информации на производстве

Каждый шаг производственного цикла представляет собой рабочий процесс, связанный с решением комплекса учетных и управленческих задач, что предполагает передачу и оперативный доступ к необходимой информации. Такие процессы информационного менеджмента определяются как бизнес-процессы. Они формируются в соответствующих подразделениях организации: конструкторское бюро, цех, отдел снабжения, бухгалтерия и др. На рисунке эти подразделения отражены в виде вертикальных линий.

Операции генерации данных и/или получение управляющей информации на схеме показаны в виде точек соединения горизонтальных и вертикальных линий. Совокупность этих точек определяет множество источников информации системы управления.

Информационная технология системы управления обеспечивает как процессы передачи данных о состоянии хозяйственных процессов, так и передачу информации для управления организационной системой. Таким образом, она формирует информационный ресурс для выполнения задачи управления производством.

Экономическое значение системы ИТ-управления можно показать, используя соотношение 1, которое также отображено на схеме (Рис. 1) в виде цепочки добавления стоимости (δ) и затрат (Δ) на каждом этапе управления [2].

Содержание показанной схемы можно пояснить следующим образом. Затраты на приобретение материалов, комплектующих, энергоресурсов и т.п. отражены переменной (Δ0). Хранение материалов на складах, их транспортировка и другие затраты, связанные с хранением и перемещением материальных ценностей отражены переменной (Δ1). Также в процессе реализации этих материалов (ресурсов) формируется добавленная стоимость (δ1), значение которой определяется менеджерами организации.

На следующем этапе производства, например в цеху, предприятие несет определенные затраты (Δ2), и также может определить возможную добавленную стоимость на этом этапе производства (δ2). Таким образом, на каждом этапе производства можно определить места возникновения затрат и источники прибыли (добавления стоимости Δii), тогда общая сумма затрат и добавленной стоимости производства определяется как:

S = Δ0+(Δ1+δ1) +(Δ2+δ2) +. . .(Δi+δi) = Δ0+Σ Δi+ Σ δi                [1]

или:

S = Δ0+Σ (Δi+  δi)                           (2)

Оптимальная величина добавления стоимости определяется в процессе обработки оперативной информации на каждом этапе управления.

Здесь важно обратить внимание на то, что в процессе формирования добавленной стоимости должны участвовать все подразделения организации, ее величина зависит от уровня выполнения хозяйственных и производственных процессов и зависит от уровня реализации системы управления процессом сбора и обработки производственной информации.

Следовательно, формирование и управление информационными потоками может служить источником добавления стоимости

Применение сетевых технологий, использование глобальных сетей и сетевых ресурсов нередко ограничивается выполнением поисковых функций или простых логистических операций. Предназначение информационно-сетевых технологий гораздо шире. Чтобы показать их значимость рассмотрим взаимосвязь процессов поиска и обработки информации, полученной с помощью сетевых ресурсов, инновационными процессами, направленными на выпуск новой продукции и процесса формирования добавленной стоимости.

Сетевые информационные технологии позволяют расширить модель добавления стоимости, создавая ее новые звенья, как показано на модели, изображенной на рис. 4.

Деятельность, связанная с целенаправленным поиском и обработкой виртуальной информации может способствовать формированию новых технологических знаний, позволяющих выпускать новый продукт, формировать соответствующий сегмент рынка, снижать производственные и коммерческие риски и получать дополнительную прибыль.

Эти знания могут содержать представления о требуемом уровне (качестве) выполнения соответствующей технологической (хозяйственной) операции, о новых материалах, о перспективных технологических процессах, собрать предложения о качественных характеристиках продукции и др., что позволяет разработать проект по подготовке и выпуску востребованных товаров и/или услуг, определить необходимый ассортимент и объем товарной продукции

Рис. 4. Виртуальная цепочка добавления стоимости

Модель организации подобного процесса, показанная на рис. 4, имеет следующее содержание: на этапах бизнес-цепочки, показанных в виде вертикальных линий, осуществляется поиск, обработки и анализ виртуальной информации, полученной в глобальных информационных сетях. Это позволяет сформировать соответствующие базы знаний системы ИТ-управления, с помощью которых удается найти новые технологические и бизнес-решения, позволяющие вывести на рынок новое изделие (продукт/услугу).

Новые знания, сформированные в процессе виртуальной деятельности менеджмента, также увеличивают цифровой актив бизнеса, стоимость которого повышается, что, свою очередь, позволяет организовать наиболее эффективное оперативное производство, играть на рынке самостоятельную роль.

Использование сетевых информационных технологий в структуре ИТ-управления обеспечивает он-лайн диалог менеджера не только с поставщиками, но и с клиентами, посредниками и другими заинтересованными сторонами, позволяет формировать новые технологические процессы за счет преобразования обработанной в ИТ-системе информации в услуги и товары.

Постоянная активная деятельность менеджера в среде глобальных информационных сетей позволяет сформировать новые производственные связи, что увеличивает информационный ресурс системы управления, позволяя извлекать дополнительную прибыль. Организация и управление системой поиска, отбора и анализа виртуальной информации может служить дополнительным  источником добавления стоимости в инженерном бизнесе.

Выводы:

1.     Для эффективного применения деловой информации, формируемой на базе информационных технологий, в системе управления организуется информационный ресурс, определяющий взаимодействие потоков внутренней и внешней информации, а также методов, технологий и средств поиска, обработки и распределения информации для принятия управленческих решений.

2.     Активное использование информационного ресурса системы управления позволяет получить дополнительные преимущества в управлении организацией в направлении организации технологических процессов, увеличения собственности, поиска и развития новых технологических решений, виртуализации управления производственными процессами.

3.     Обработка оперативной информации на каждом этапе управления производственными процессами позволяет определить оптимальную величину добавления стоимости выпускаемого продукта.

4.     Деятельность, связанная с целенаправленным поиском и обработкой виртуальной информации может способствовать формированию новых технологических знаний, позволяющих выпускать новый продукт, сформировать соответствующий сегмент рынка, снизить производственные и коммерческие риски и получить дополнительную прибыль.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32220. Понятие осмотра МП, его цели и задачи 42.5 KB
  Осмотр места происшествия – это неотложное следственное действие заключающееся в непосредственном восприятии исследовании и фиксации следователем обстановки места происшествия относящихся к делу следов и объектов их индивидуальных особенностей и взаимосвязей в целях выяснения сущности происшедшего события механизма преступления и отдельных обстоятельств имеющих значение для правильного разрешения дела. Понятие Место происшествия шире понятия Место преступления. Место происшествия – любой участок местности территория где обнаружены...
32221. Организация группового обыска и тактические особенности его производства 40 KB
  Организация группового обыска и тактические особенности его производства. К проведению обыска необходимо относиться очень осторожно проводить его только при наличии достаточных оснований. В отношении обыска основания разделяются на: тактические – фактические данные дающие возможность предполагать что в определённом месте у определённого лица имеется то что нас интересует; процессуальные – те документы. Для исключения просчетов в ходе группового обыска привлекается несколько следователей один из которых ответствен за всю тактическую...
32222. Тактич особенности допроса подозреваемого 44.5 KB
  Для эффективного его проведения следователю необходимо хорошо разбираться в психологии допрашиваемых уметь устанавливать с ними правильные взаимоотношения варьировать с учетом конкретной ситуации личности допрашиваемого имеющихся доказательств различные тактические приемы и методы психологического воздействия. Общей задачей допроса является получение от каждого допрашиваемого всех известных ему достоверных сведений об обстоятельствах при которых произошло расследуемое событие и лицах к нему причастных. Поэтому особенно на первом...
32223. Виды обыска. Подготовка следователя к производству обыска 44.5 KB
  Виды обыска. Подготовка следователя к производству обыска. К проведению обыска необходимо относиться очень осторожно проводить его только при наличии достаточных оснований. В отношении обыска основания разделяются на: тактические – фактические данные дающие возможность предполагать что в определённом месте у определённого лица имеется то что нас интересует; процессуальные – те документы.
32224. Особенности производства обыска по делам о преступлениях несовершеннолетних 39 KB
  Особенности производства обыска по делам о преступлениях несовершеннолетних. К проведению обыска необходимо относиться очень осторожно проводить его только при наличии достаточных оснований. В отношении обыска основания разделяются на: тактические – фактические данные дающие возможность предполагать что в определённом месте у определённого лица имеется то что нас интересует; процессуальные – те документы. Следователь должен быть уверен в успехе осуществляемого обыска максимально сосредоточен.
32225. Особенности допроса потерпевшего 38 KB
  Особенности допроса потерпевшего. Тактика допроса потерпевшего Особенности тактики допроса потерпевших. При допросе потерпевшего необходимо в каждом случае учитывать глубину его психических переживаний и те факторы которые предопределяют его психическое состояние. Поскольку сразу же после совершения преступления психическое состояние потерпевшего может помешать даче им полных и достоверных показаний рекомендуется по возможности не торопиться с первым допросом.
32226. Тактика предъявления обвинения и тактические основы допроса обвиняемого 40.5 KB
  Для эффективного его проведения следователю необходимо хорошо разбираться в психологии допрашиваемых уметь устанавливать с ними правильные взаимоотношения варьировать с учетом конкретной ситуации личности допрашиваемого имеющихся доказательств различные тактические приемы и методы психологического воздействия. Предметом допроса могут быть: обстоятельства входящие в предмет доказывания место время обстоятельства субъекты; обстоятельства необходимые для достижения промежуточных целей расследования; обстоятельства с помощью...
32227. Подготовка следователя к проведению следственного эксперимента 30 KB
  Подготовка следователя к проведению следственного эксперимента. При этом подготовительные действия обеспечиваемые следователем можно подразделить на два этапа: подготовка до выезда на место проведения эксперимента и непосредственно на месте до совершения самих опытных действий. На первом этапе следователь должен определить цель эксперимента т. Тщательное изучение этих материалов позволяет определить место время и условия производства эксперимента круг его участников и роль каждого из них.
32228. Составление плана расследования. Основные и вспомогательные формы планов 35 KB
  Составление плана расследования. Это приводит к необходимости планирования расследования различных дел во времени подготовка документов отчётов и т. 2 План расследования по конкретному преступлению. Составляется план расследования по версиям.