3634

Экономическое содержание категории предприятие

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Понятие и экономическое содержание категории «предприятие». Классификация предприятий. В современной экономике производство организуется в форме предприятия. Поэтому предприятие является основным элементом экономической системы, а уровень использ...

Русский

2012-11-04

61 KB

13 чел.

1. Понятие и экономическое содержание категории «предприятие». Классификация предприятий.

В современной экономике производство организуется в форме предприятия. Поэтому предприятие является основным элементом экономической системы, а уровень используемой на предприятии техники и технологии, организация производства, финансовое состояние предприятия непосредственно определяет степень развития экономики в целом.

Экономическая сущность предприятия может быть охарактеризована с различных сторон.

В общем случае под определением предприятие подразумевается коммерческая организация, созданная с целью удовлетворения с помощью прибыли определенных общественных потребностей, т.е. предприятие – это хозяйствующий субъект.

Предприятие может также рассматриваться как имущественный комплекс, включающий все виды имущества, необходимого для осуществления производственной деятельности.

Предприятие представляет собой обособленную хозяйственную единицу, обладающую экономической и административной самостоятельностью, организационно-техническим, экономическим и социальным единством, и имеющую общие цели деятельности.

Предприятие не только хозяйствующий субъект, но юридическое лицо.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, в хозяйственном ведение или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять различные права, нести обязанности, быть истцом  или ответчиком.

Несмотря на отличия между отдельными предприятиями, мы можем выделить общие положения, которые характеризуют экономику предприятия:

1)     наличие обособленного имущества;

2)     расходы (затраты), которые характеризуют стоимость потребленных ресурсов;

3)     доходы, которые характеризуют результат деятельности предприятия;

4) капиталовложение (инвестиции), которые характеризуют воспроизводственный процесс, т.е. способность предприятия осуществлять свою деятельность сколь угодно.

Необходимо помнить, что предприятие представляет собой сложную систему, имеющую  внутреннюю среду (структуру) и внешнюю среду.  При этом предприятие является открытой системой, т.е. его внутренняя структура активно взаимодействует с внешней средой.

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.   

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.1

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).   

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);

2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);

4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);

5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);

7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).2

Классификация предприятий

После прохождения государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом. Юридическое лицо - это организация, которая  обладает четырьмя характерными признаками:

· имеет обособленное имущество;

·отвечает по обязательствам своим имуществом. Этот признак обеспечивает минимальную гарантию прав его кредиторов. Юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

· имеет право заключать договоры на все виды деятельности: займа, аренды, купли-продажи;

· может являться истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.

В зависимости от целей деятельности юридические лица относятся к одной из двух категорий: коммерческие и некоммерческие организации (рис. 1) в приложении.

Коммерческие  организации имеют своей целью получение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. К ним относятся различные общественные или религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации. Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей.

Предприятие может принадлежать к различным формам собственности. Законодательство допускает существование следующих форм собственности: частная собственность; государственная собственность; собственность общественных организаций и объединений; смешанная собственность; собственность совместных предприятий.

Предприятия всех типов собственности и организационно-правовых форм могут осуществлять коммерческую деятельность в различных видах. По основной сфере деятельности предприятия делятся на несколько групп:

· производственные предприятия, выпускающие промышленную, сельскохозяйственную, строительную продукцию;

· предприятия, производящие услуги за плату. К ним относятся мастерские, аудиторские и юридические фирмы и т.п.;

· предприятия, занятые посредничеством (торговлей, биржевой деятельностью) и инновациями (исследованиями, разработками и ноу-хау);

· предприятия, занятые сдачей в пользование (кредит, лизинг, аренду, траст) имущества.

Российскими и международными стандартами при регистрации предприятия предусмотрено обязательное определение отраслевой принадлежности. При определении отраслевой принадлежности предприятие относят к той или иной отрасли исходя из того вида деятельности, который на момент регистрации является преобладающим.

В рамках любой отрасли действуют предприятия, которые в зависимости от размеров могут быть отнесены к мелким, крупным или средним.

Для производственных предприятий и фирм услуг критерием отнесения их к той или иной группе может быть объем производимой продукции или услуг. Для снабженческо-сбытовых и торговых фирм – оборот реализации. Но в современных условиях наиболее приемлемым признаком, характеризующим размеры предприятия, является численность его персонала.3

2. Сущность и значение категории «затраты». Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции.

ЗАТРАТЫ - выраженные в денежной форме расходы  предприятий, предпринимателей, частных производителей на производство,  обращение,  сбыт  продукции. В зарубежной литературе затраты  чаще именуются издержками производства и обращения. Принято выделять виды затрат: материальные, на оплату труда, на ремонт и восстановление  основных средств, дополнительные (на общение,  социально-культурные нужды) и др. Затраты называют также издержками.4

Производство любого товара требует затрат экономических ресурсов, которые, в силу своей относительной редкости, имеют определенные цены. Количество какого-либо товара, которое фирма стремится предложить на рынке, зависит от цен (издержек) и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства, с одной стороны, и от цены, по которой товар будет продаваться на рынке, - с другой.

Затраты, издержки, себестоимость, являются важнейшими экономическими категориями. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности. Снижение и оптимизация затрат являются одними из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия.

Сущность затрат на производство и издержек производства не тождественны между собой в теоретическом и практическом планах, как на уровне общественного производства, так и в микроэкономике в отечественной и зарубежной практике. С позиций общества издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда и равны стоимости продукта. Затраты на производство отечественных предприятий состоят из их собственных расходов, а издержки зарубежных фирм включают нормативную прибыль.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельности предприятия.

Различают издержки экономические и бухгалтерские. Под экономическими издержками понимаются все виды выплат фирмы поставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов: внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных).

Внешние издержки представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплату сырья, материалов, топлива, заработную плату, начисление износа и т. д. Эта группа издержек и составляет бухгалтерские издержки, соответствующие затратам наших отечественных предприятий. Внутренние издержки фирм имеют неявный, имплицитный характер. Они отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы: земли, помещений, их личного труда, нематериальных активов и т. д., за которые фирма формально не платит. В обобщенном понимании внутренние издержки представляют собой доход на собственный, дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд в пределах нормального процента или ренты, как если бы денежные средства были положены в банк, земля сдана в аренду и т. д.) и нормальную прибыль (она включает заработную плату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму). Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, что позволяет включать их в экономические издержки. Отсюда:

Понятие «экономические» издержки является общепринятым; бухгалтерские - исчисляются на практике: при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т. п.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) классифицируются по ряду признаков:

• по роли в процессе производства они подразделяются на основные и накладные. Основные затраты непосредственно формируют создаваемый продукт, составляют его физическую основу: сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата и т. п. Накладные затраты связаны с обслуживанием процесса производства: содержание оборудования, цехового и общезаводского персонала и т. п.;

Существуют и другие виды издержек производства, которые делятся на прямые и косвенные (накладные), постоянные и переменные.

Прямые издержки - это такие издержки, которые можно полностью отнести к товару или услуге. К ним относятся:

• стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг;

• заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товаров;

• иные прямые затраты (все расходы, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром).

Косвенные (накладные) издержки завода - это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к предприятию в целом, они включают:

• расходы на содержание административного аппарата;

• арендную плату;

• амортизацию;

• проценты за кредит и т. п.

Критерием разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от объема производства.

Постоянные издержки - это издержки, которые не зависят от объема производства, их величина остается постоянной при изменении объема производства (арендная плата, амортизация, содержание зданий и др.).

Переменные издержки - это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье материалы, рабочую силу и т. п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности. Такие накладные расходы, как комиссионные торговым посредникам, плата за телефонные разговоры, траты на канцелярские товары, увеличиваются с расширением бизнеса, а поэтому в данном случае относятся к категории переменных издержек. Однако, в большинстве своем прямые издержки фирмы всегда относятся к категории переменных, а накладные расходы относятся к постоянным, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются под влиянием динамики выпуска продукции.

3. Задача по теме «Определение затрат»

Производственная мощность предприятия, которое производит один вид продукции, составляет 650 тыс.ед. в год при коэффициенте ее использования равном 0,85, а поступления от реализации продукции составляют 3 млн.руб. Постоянные затраты на производство продукции составляют 950 тыс.руб., а переменные 1400 тыс.руб.

Определите точку безубыточности производства на промышленном предприятии.

Решить задачу с помощью аналитического и графического методов расчетов.

Решение

Аналитический метод.

1. Фактическая производственная мощность = Производственная мощность предприятия * коэффициент использования производственной мощности

Q = Мощн * К исп.

Q = 650 * 0,85 = 552,5 тыс.ед.

2. Цена единицы продукции = Поступления от реализации продукции/ Фактическая производственная мощность  

P = pq/Q

P = 3000/552,5 = 5,4 руб.

3. Переменные затраты на единицу продукции  

VCед = 1400/552,5 = 2,5 руб.

Постоянные затраты на единицу продукции

FVед = 950/552,5 = 1,7 руб.

4.Маржинальный доход:

МД = Р- VCед

VCед– переменные затраты на единицу продукции;

Р – цена продукта.

МД = 5,4 – 2,5 = 2,9 руб.

5. Точка безубыточности:

ТБ = FV /МДед, где

FV – затраты постоянные на объем;

МД – маржинальный доход.

ТБ (в натуральном выражении) = 950/2,9 = 327,6 тыс.ед.

ТБ (в денежном выражении)=327,6*5,4=1769 тыс.руб.

6. Вычислим общие затраты

ТС = VC + FC

ТС = 1400 + 950 = 2350 тыс. руб

Ответ: точка безубыточности производства на промышленном  предприятии в натуральном выражении равна 327,6 тыс.ед, а в денежном выражении равна 1769 тыс.руб.

Графический метод

Список литературы

1. Корсаков М.Н. «Экономика предприятия , Таганрог: ТРТУ, 2005.

2. Покропивный С. Ф «Экономика предприятия»: Учебник  Пер. с укр. 2-го    перераб. и доп. изд. — К.: КНЭУ, 2002

3. Фролова Т.А. «Экономика предприятия  Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005

4. Юркова Т.И., Юрков С.В. «Экономика предприятия» М.,- «Дело», 2008

5. Яркина Т.В. «Основы экономики предприятия». Спб., «Питер» 2006

1 Т.В. Яркина «Основы экономики предприятия».  

2 Т.И. Юркова, С.В. Юрков Экономика предприятия

3 Т.И. Юркова, С.В. Юрков Экономика предприятия

4 Б.Райзберг, Л.Лозовский, Е.Стародубцева. Современный экономический словарь


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17357. Національні моделі ринкової економіки 93 KB
  PAGE 7 Національні моделі ринкової економіки Необхідно відзначити що вплив на рівень цін шляхом концентрації попиту в руках держави це ринковий метод регулювання ринку несумісний з методами адміністративного розподілу товарів і пов'язаний з ц
17358. Антимолнопольне регулювання підприємницької діядльності 88.5 KB
  Антимолнопольне регулювання підприємницької діядльності Актуальність антимонопольного законодавства сьогодні є безперечним оскільки про порушення його постійно проводяться справи при чому деякі з яких набувають неабиякого розмаху. Діяльність органів покли...
17359. Сутність ринку і його головні елементи 103 KB
  1. Сутність ринку і його головні елементи. Суб’єкти ринкового господарювання. Принципи функціонування ринку. Функції ринку: позитив негатив. Сьогодні ринок розглядається як економічний інститут власності і далі з цього будемо і виходить в розкритті засад функціо
17360. ВЕНЧУРНИЙ БІЗНЕС ТА ЙОГО МОЖЛИВОСТІ 143.5 KB
  ВЕНЧУРНИЙ БІЗНЕС ТА ЙОГО МОЖЛИВОСТІ Зазначимо що інноваційна підприємницька діяльність у формі інноваційного бізнесу в країнах Заходу дає понад 50 найважливіших нововведень. ВСТУП. Основною причиною високої ефективності малого бізнесу в цій сфері є специфіка п
17361. Ціни і ціноутворення та підприємництво, венчурний бізнес й інновації в ринковій економіці 130.5 KB
  Ціни і ціноутворення та підприємництво венчурний бізнес й інновації в ринковій економіці Визначення ціни в межах ринкового підходу: Ціна – це форма вираження цінності благ що мають прояв в процесі їх обміну. Тут виділяємо два акценти: 1підкреслюється безпосередній
17362. Фірма як основна структурна одиниця бізнес-діяльності 123.5 KB
  Фірма як основна структурна одиниця бізнесдіяльності. Фірми являють собою складне економічне утворення. Так Фірми з одного боку – це особливий інститут сучасної економічної системи в якому домінує контрактне право. А Фірми з другого боку – це основна...
17363. Малий і середній бізнес та його місце в Україні 55.5 KB
  Малий і середній бізнес та його місце в Україні. Світовий досвід і практика господарювання показують що найважливішою ознакою ринкової економіки є існування і взаємодія багатьох великих середніх і малих підприємств їх оптимальне співвідношення. Найбільш динам
17364. ІННОВАЦІЙНА ЕКОНОМІКА 114 KB
  ІННОВАЦІЙНА ЕКОНОМІКА Вступ Інновація кінцевий результат впровадження нововведення з метою зміни об'єкта управління і отримання економічного соціального екологічного науковотехнічного або іншого виду ефекту. До того ж необхідно зазначити: Людей які задумують ...
17365. ФРАНЧАЙЗИНГ 31 KB
  ФРАНЧАЙЗИНГ апгл. franchising букально це угода про передання права на використання торгової марки у широкому значенні це форма поєднання переваг великого і малого бізнесу змістом якої є система взаємовідносин між франчайзером материнською компанією і франчайз