3641

Муниципальное самоуправление в Римском государстве

Реферат

История и СИД

Введение Исследование истории римского общества - изучение ключевых закономерностей его юридического, социального, политического и культурного формирования и обнаружение характерных, свойственных исключительно древнему Риму черт - представляет особы...

Русский

2012-11-04

70.5 KB

3 чел.

Введение

Исследование истории римского общества - изучение ключевых закономерностей его юридического, социального, политического и культурного формирования и обнаружение характерных, свойственных исключительно древнему Риму черт - представляет особый интерес. Ведущие проблемы курса истории государства , получили наиболее отчетливое оформление и завершенность в римское время. Если ранней республике были присущи начальные формы рабства, то для периода поздней республики, гражданских войн, историческим содержанием которых был переход от системы классического демократического полиса к тоталитарному режиму, характерно значительное увеличении численности рабов, проникновение рабского труда в всевозможные сферы экономической жизни государства.

В письмах Цицерона раскрывается подоплека политической борьбы.

Политические должности достигаются с помощью подкупов, широких обещаний, раздаваемых различным слоям населения, вплоть до самых низших.

Расцвет классических рабовладельческих отношений продолжался в начале ранней Римской республики. В последние века ее существования наблюдалось разложение рабовладельческого строя. Рабство стало тормозом дальнейшего развития. К концу III в до н.э. после образования сильнейшей Римской средиземноморской рабовладельческой державы , сложилось римское общество, отличавшееся большим многообразием и многозначностью классово-сословной структуры. Основные общественные классы не были едины и монолитны.

І. Государственное управление

Управление в период республики. I ст. до н.е. - это период быстрого развития Римского государства. Вследствие успешных войн территория Рима беспрерывно расширялась. Рим распространяет господство на весь Апеннинский полуостров, потом на Испанию, Францию, Британию, Балканы, часть Малой Азии, Сирию, Палестину, Северную Африку.

В первые столетия после образования государства в Риме формируется правление в виде республики, в которой еще сравнительно долго сохранялись органы эпохи первобытнообщинного порядка, которые возникли в условиях городской общины (Народное собрание, сенат, жреческие коллегии).

По сути это была аристократическая республика, поскольку руководящую роль в государстве, несмотря на реформы Сервия Туллия, занимали патриции. В течение продолжительного времени лишь из их числа состоял сенат, который в Риме имел большее значение, чем Народное собрание, из их среды избирались высочайшие члены правительства государства - консулы, преторы, диктаторы, цензоры, только они осуществляли судопроизводство, занимая высокие судебные должности. Из их числа избирался рекс - царь, должность которого определенное время сохранялась даже после реформ Туллия (правда, у царя была отобрана полностью вся светская власть, но оставлены религиозные функции). Сохраняли влияние жреческие коллегии, в составе которых к І ст. до н.е. были только патриции

Несмотря на доминирующее положение патрициев в общественно-политической жизни и государстве, которое сохранялось в течение еще почти двух столетий после реформ Сервия Туллия, римляне называли свое государство, Кез риьнса (общественное, общественное дело), чем делали ударение на верховенстве, суверенитете народа. В любом случае отмечался демократический, народный характер государственных институтов. Безусловно, определенные основания для этого существовали, ведь формально Народное собрание было высочайшим, наиболее авторитетным органом государства, и решение его считалось окончательным.

Народное собрание. В Риме с давних времен, в частности еще до возникновения государства, Народные собрания считалось носителем высшей власти. Называли их комициями (сотіїіа). От собрания отличались обычные сходки населения, где предварительно обсуждали разные текущие вопросы. В отличие от коміцій, решение которых имело высочайшую юридическую силу, решение сходок юридической силы не имели.

В период республики существовало три вида Народного собрания:

1) куриатные комиции (сотіїіа сигіаіа);

2) центуриатные комиции (сотіїіа сепіигіаїа);

3) трибунные комиции(сотіїіа ІгіЬиїа).

Куриатные комиции. Это древнейший вид Народного собрания, которое существовало еще до возникновению государства. В новых условиях они сохраняются как пережиток старого порядка, не играя ни одной политической роли. Основные их функции - утверждение усыновлений (удочерений) и религиозный обряд предоставления магистратам, избранным на центурианных и трибунных комициях, властных функции Со временем это собрание вообще исчезло. Последняя из названных функций перешла к представителям курий - 30 ликторов (по количеству курий) и трех авгуров

Центуриатные комиции. Этот вид Народного собрания возник вследствие реформ Сервия Туллия и был, в сущности, собранием войска. Они собирались за пределами города (считалось, что войско не может диктовать свою волю в священном городе Римі) на так называемом Марсовом поле. Все присутствующие на собрании воины строились за центуриями, которых насчитывалось 193. Каждая центурия имела один голос (голосовал ее командир - центурион, предварительно обсудив вопрос на собрании центурии).

Центуриатные собрание вскоре стало основным, важнейшим видом Народного собрания в Риме, поскольку именно воины решали судьбу народа, страны в общем, защищая ее от врагов, оберегая свой край, его население от порабощения, захватывая новые земли, рабов и т.п..

К компетенции центуриатных собрания принадлежали такие вопросы:

а) избрание высших магистратов (консулов, преторов, цензоров);

б) решение вопросов об объявлении войны, заключение мира;

в) принятие новых общин, племен или народов в состав Рима, предоставление гражданства;

г) принятие законов, обсуждение законодательных предложений магистратов и принятие по этому поводу решений;

д) рассмотрение жалоб на приговоры о смертном наказании.

Трибунное собрание возникло вследствие реформ Сервия Туллия. В отличие от центуриатных собрания - собрания войска, трибунные были собранием всего населения триб ( граждан), т.е. собранием по территориальному принципу. Различались два вида трибунных собрания - общие (патрициев и плебеев) и сугубо плебейские. Зависело это от того магистрата, который созвал собрание. Если это был консул, претор или цензор, то собрание по обыкновению называли общими; если плебейские магистраты - плебейские трибуны или эдилы, то собрание было плебейским. В практику вошло, то что трибунные собрания большей частью были плебейскими. Сначала трибунные собрание сравнительно с центуриатными считались второстепенными. На них постановляли менее важные решения, избирали среднего ранга и низших магистратов (квесторов, эдилов и др.), плебейских магистратов (плебейских, или народных трибунов и плебейских эдилов), обсуждали и постановляли проекты законов, внесенные преторами, рассматривали жалобы граждан на приговоры о взыскании штрафов

Сенат. В Римском государстве сенат имел важное значение. Он сохранялся еще с древнего периода и с образованием государства стал, в сущности, играть среди государственных органов доминирующую роль. В древности количество сенаторов составляло 300 особ - каждый род (300) был представлен старейшиной. Хотя с образованием государства родовая организация потеряла значение, тем не менее количество сенаторов было сохранено.

Сначала сенаторов назначали консулы, а с IV ст. до н.е. - цензоры. Они составляли список сенаторов, записывая их в строгом порядке в зависимости от ранга (от предыдущей должности, опыта, авторитета). В состав сената входили бывшие магистраты - консулы, преторы и другие уважаемые, заслуженные лица, в частности главы семей, родов, полководцы.

Сенат формировался на пять лет. После окончания этого срока список сенаторов пересматривался. К следующему списку цензоры могли кое-кого и не внести (если предыдущий сенатор чем-то себя скомпрометировал). Продолжительное время сенаторами могли быть только патриции, а приблизительно с 444 г. до н.е. — и плебеи (из богатых семей). Избирали сенаторов большей частью из всадников или граждан І разряда, т.е. из наиболее богатых и влиятельных семей. Со временем эта знать выделилась в так называемый сенаторское сословие. В конце существование республики начали требовать даже определенный имущественный ценз для введения в состав сената (значительно высший, нежели когда-то для "всадников" или І разряда - не меньше как 1 млн сестерций). Так сенат стал органом наследственной аристократии

Назначали заседание сената и председательствовали на них высшие магистраты — консулы или преторы, а с IV ст. до н.е. — еще и плебейские (народные) трибуны. Посторонних лиц на заседание не допускали. После доклада председательствующего и обсуждение вопроса сенат высказывал свою мысль (по итогам голосования). Поскольку сенат считался формально совещательным учреждением при высших магистратах, то его решение не было для них обязательным. Тем не менее фактически редко какой магистрат отваживался выступать против или не выполнять решения органа, где заседали знатные и заслуженные представители римского общества. Так вот, сенат начал быстро и неуклонно приобретать авторитет, его решения каждый раз больше влияют на ход государственных дел, на развитие римской истории вообще.

Магистратура. Этот государственный институт также возник вследствие внедрения в жизнь реформ Сервия Туллия. Появился он не сразу, не вместе с тем, а постепенно, "поструктурно". Магистраты — это служебные лица государства, члене правительства — высшие, средние, низшие — уполномоченные представлять Римское государство и от ее имени осуществлять государственные акты в области управления и судопроизводства. Магистрат, как удостоверяет содержание этого слова возглавляет народ, вместе с народом является носителем государственного "величия". Образно его, пренебрежение приравнивались к оскорблению всего римского народа. Во время пребывания на должности магистрат не мог быть привлечен к ответственности или смещен с нее. Выполнение обязанности магистрата - не служба, а - честь, почет.

Магистратуры делились на неординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). Магистраты не были наделены законодательной властью, так как право издавать законы принадлежало только Народному собранию. Не имели они и права изменять, исправлять или дополнять законы.

ІІ. Муниципальное самоуправление в Римском государстве

Организация местного управления Римского государства. Только в І ст. до н.е. окончательно сложилось местное управление Римского государства. К тому времени в управлении присоединенными добровольно или захваченными силой оружия Римом землями в Италии и вне нее не было четкой системы. В конце концов, и сам Рим определенное время на равноправных началах входил в федерацию Латинских городов-государств, которая в разные периоды насчитывала от 10 до 300 членов.

Укрепление Риму и покорение им итальянских племен еще не означало создания централизованного государства. Тем более, что это был продолжительный и сложный процесс, который предварительно завершился только после победы Рима над Пірром (III ст. до н.е, а окончательно в II ст. до н.е.

Сначала присоединенные города и племена жилы еще самостоятельно, отделено. Сам же Рим сохранял характерные признаки государства, с которым присоединенные города и области находились в договорных отношениях. Тем не менее настоящие договоры большей частью были принудительными. Разные племена и города вошли в эту принудительную федерацию не на одинаковых правах. Выделим их категории.

Первой категории городов-общин было даровано римское гражданство (иногда полное, иногда ограниченное, без политических прав). Такие города-общины назывались муниципиями. Они сохраняли автономию в решении внутренних проблем, свои органы управления. Правда, иногда их возглавляли римские служебные лица. Для решения судебных дел туда присылали специальных членов правительства, поэтому эти территории иногда называли префектурами.

Вторую категорию представляли города-общины, которые присоединялись полностью к Риму (тоже с полным или ограниченным гражданством), их население приписывалось к одной из римских триб. Здесь управляли римские члены правительства (магистраты).

Третья категория - это города-общины, жители которых имели латинское гражданство. Они также имели свое самоуправление, которое действовало под контролем римских магистратов. Во всех этих городах-общинах стояли римские гарнизоны. Все они имели определенные обязательства относительно Рима - поставлять определенные Римом контингенты вспомогательных войск, продовольствие, вооружение и т.п.. их жители налогов Риму не платили.

Еще одну категорию представляли так называемые союзники — вассальные государства или города-общины, связанные с Римом соответствующими договорами. Во внутренней и внешней жизни они сохраняли большую самостоятельность. Римских членов правительства и гарнизонов в них не было. Тем не менее

без известная и согласия Рима они не могли заключать договоров с другими государствами, обязывались выставлять на помощь Риму войска, не могли чеканить своей монеты..

Иногда союзники сохраняли полную самостоятельность. С Римом их связывали равноправные договоры, а именно: о ненападении, взаимопомощи и т.п..

Особую категорию городов-общин представляли колонии. Первые колонии созданы Латинским союзом. Среди поселенцев в этих колониях могли быть и латины, и римляне. Со временем и сами римляне стали основывать колонии. Это были воинско-земледельческие поселения римских или и неримских граждан, основанные в разных областях. Колонии пользовались автономией вплоть до чеканки монеты включительно и имели городское устройство, которое напоминало римское: избирались магистраты ( дуум-веры), местные сенаты или советы декурионов и др. В колонии в среднем жило от 2 до 6 тыс. лиц. Каждому поселенцу выделялась земля. Поселенцы отбывали гарнизонную службу, при потребности их призывали в римское войско. Такими сугубо римскими колониями были, в частности, Остия Галлия и др. Главная цель учреждения колоний в эту эпоху - стратегическая. Разбросанные в разных пунктах завоеванных земель, они должны были защищать римские интересы, удерживать местное население от выступлений против Рима, а в случае мятежей - подавлять их. Вместе с тем основывая колонии, отстраняли из Рима "лишнее", преимущественно бедное население, обеспечивали его землей.

Очень часто, неудовлетворенные второстепенной ролью в Римском государстве, итальянские общины, которые активно участвовали в завоевательных войнах Рима, обнаруживали непокорность, бунт, которое иногда выливалось в так называемые союзнические войны с Римом. Они требовали полного равноправия с Римом, римского гражданства. Упрямая борьба союзников за равноправие с римлянами наконец завершилась победой: в 91-88 гг. до н.е. всем свободным жителям латинских общин и союзных итальянских городов было предоставлено полное римское гражданство. Около 150 общин вошло в состав римского государства и их жители разделены по уже существующим трибам.

Управление провинциями. Иным было управление провинциями — территориями, завоеванными Римом. В зависимости от того сдались ли эти территории (племена, государства) Риму добровольно, или были завоеванные силой оружия, жители их или становились подданными Рима (сохраняя свободу, но не приобретая прав гражданства), или превращались в рабов. их земли в обеих случаях переходили в собственность Римского государства.

Эти земли частично отдавали под колонии римским гражданам, частично их передавали в пользование местному населению, которое платило за них значительные налоги и побори (деньгами и натурой).

Заключение

Во II—I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Успешная завоевательная политика, превратившая Средиземное море во внутреннее море. Римского государства, подчинившая ему почти всю Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управления ими. В этих условиях становится все более очевидным , что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями.

При завоевании Италии в V—IV вв. до н.э. Рим стремился прежде всего к конфискации земель, так как рост населения требовал расширения земельных владений. Рабство приобретает "классический", античный характер. Значительная масса рабов эксплуатируется в государственных и крупных частных землевладельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда и существования и жестоким террористическим режимом. Естественный протест рабов выливается в ряд все более широких и мощных восстаний.

В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества— патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины и переход от республики к империи.

Список литературы

1. История государства и права зарубежных стран. Часть1.Под ред.

Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.

2. История государства и права зарубежных стран. Часть2.Под ред.

Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1998

3. Всеобщая история государства и права. Под. Ред. К.И. Батыра. – М.:

«Былина»,1995.

4. История древнего мира. Античность. М.: - «Владос», 2000.

5. Сизиков М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая

литература», 1997.

6. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. «Всемирная история». М.: - «ЮНИТИ»,1995.

7. Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», М.: -

«Юристъ», 1996

  1.  Мокрый В. С. Местное самоуправление. М., 2003.
  2.  Новицкий И. Б. Римское право. М., 1993.
  3.  Храпанюк В. Н. Теория государства и права М., 1993


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35807. Виготовлення візитниці. Творчий проект 23.86 MB
  На мою думку підготовка проекту з трудового навчання дає нам можливість опанувати технології обробки сучасних конструкційних матеріалів щоб надати виробу естетичної привабливості. 2 Зробити розрахунки розмірів виробу. 4 Розробити технологічну карту виготовлення виробу. Вимоги до виробу Канцелярський набір візитниця повинен відповідати таким вимогам: Ергономіки зручність у використанні; Естетики задоволення смаку будьякого споживача; Технології конструкція не повинна бути занадто складною ...
35809. Оздоблення одягу. Творчий проект 26.29 KB
  Бойченка Творчий проект на тему Оздоблення одягу Виконала учениця 9А класу Ткаченко Катерина Керівник: Горонескуль Таїсія Миколаївна Творчий задум Я вирішила прикрасити кофту ґудзиками тому що. Адже тканина є основою форми одягу. У моделюванні одягу особливе значення має фактура тканини її властивості. Так м‘які еластичні тканини підходять для моделі з плавними м‘якими лініями з драпуванням м‘якими складками зборками а щільні формостійкі матеріали потребують більш простих і лаконічних форм одягу.
35810. Кормушка для птиц 6.21 MB
  Кормушки могут быть любых размеров и изготавливаются из разных материалов. Это и пластиковые бутылки и коробки изпод сока и самодельные деревянные кормушки. Поэтому конструкции кормушек очень разнообразны а самые простые кормушки для птиц могут быть сделаны практически из всего что попадется под руку. Стационарные кормушки укреплены на столбах.
35811. Украшения и аксессуары. Творческий проект 5.66 MB
  В древней Руси браслеты назывались непонятными словами зарукавья и обруча. Браслеты популярны и сегодня. Вечерние туалеты предполагают самые разнообразные браслеты. Сегодня очень популярны также браслеты для ног которые носят на щиколотке.