36437

Эстетическая привлекательность ландшафтов

Доклад

Туризм и рекреация

Современные подходы к оценке эстетической привлекательности ландшафтов. Объективистский подход предполагает выявление объективных критериев эстетической привлекательности кроющихся в физиономических характеристиках самого ландшафта субъективный же указывая на субъективную природу красоты исследует особенности ландшафтноэстетических предпочтений у разных групп людей.Объективистский подход к оценке эстетической привлекательности ландшафтов является в настоящее время наиболее признанным и распространенным. Также к его недостаткам...

Русский

2013-09-22

31 KB

7 чел.

Эстетическая привлекательность ландшафтов

Одно из малоизученных свойств ландшафтов – их способность удовлетворять духовно-эстетические по-требности людей. Известно, что разные ландшафты воспринимаются неодинаково, производя различное впечатление на наблюдателей – от чувства восторга или психологического комфорта до состояния угне-тения и страха.

Современные подходы к оценке эстетической привлекательности ландшафтов. Уже с 1960-х гг . формируются два основных подхода к исследованию феномена пространственного восприятия и эстети-ческой оценке ландшафтов: «объективистский» и «субъективистский». Объективистский подход предполагает выявление объективных критериев эстетической привлекательно-сти, кроющихся в физиономических характеристиках самого ландшафта, субъективный же, указывая на субъек-тивную природу красоты, исследует особенности ландшафтно-эстетических предпочтений у разных групп людей. Объективистский подход основан на предпо-ложении, что благодаря учету значимых для вос-приятия факторов эстетические ресурсы территории можно оценить объективно, привлекая структурно-информационный анализ. Обычно в разработках этой концепции используется компонентный подход, где каждый «значимый фактор» ландшафта (напри-мер, особенности рельефа, растительности, наличие определенных природных или социальных объектов и пр.) оценивается отдельно, обычно по балльной шкале. Затем при сложении полученных частных оце-нок по каждому показателю выводится интегральная оценка природно-территориального комплекса.*Объективистский подход к оценке эстетической привлекательности ландшафтов является в настоящее время наиболее признанным и распространенным. Основные его преимущества – логическая стройность методик, «измеряемость» оценочных показателей, возможность экстраполяции данных с обследованных ключевых территорий на обширные пространства и относительно простой механизм формализации резуль-татов исследований. Однако данный подход рассматри-вает оцениваемый пейзаж чаще всего как совокупность визуально значимых компонентов, а не как единый образ, отражающийся в сознании наблюдателя, что изначально неверно, учитывая закон эмерджентности систем. Также к его недостаткам относится недоучет психологических особенностей процесса восприятия при значительной вероятности того, что при определе-нии оценочных параметров исследователь будет руко-водствоваться не только выявленными объективными закономерностями эстетической привлекательности ландшафтов, но и собственными предпочтениями.

Менее распространен (особенно в России) субъективистский подход к эстетической оценке ландшаф-тов. Он опирается на положение, что пейзаж должен оцениваться как единое целое, а не совокупность отдельных частей. При этом исследователь ориенти-руется на относительно субъективное мнение людей об их впечатлениях касательно эстетической притяга-тельности того или иного пейзажа. В рамках субъек-тивистского подхода к оценке эстетических ресурсов выделяются два направления.

1. В первом используются экспертные методы, когда к оцениванию красоты пейзажей привлекаются специалисты, чья профессио-нальная деятельность в той или иной степени связана с изучением и использованием природно-ресурсного потенциала: географы, биологи и пр. Однако существует мнение, что, даже пройдя спе-циальную подготовку и имея значительный опыт, экс-перты все же остаются людьми со своими взглядами, вкусами, предпочтениями, которые далеко не всегда разделяются большинством людей.

2. второе направление субъекти-вистского подхода, основанное на опросно-анкетных методах, цель которых выявить пейзажные предпочте-ния главных пользователей эстетических ресурсов –рекреантов, местных жителей и т.д. Проводится ин-тервьюирование или анкетирование респондентов на предмет их отношения к тому или иному пейзажу. Роль исследователя сводится лишь к фиксированию оценок респондентов и их дальнейшему обобщению. Для таких массовых опросов обычно выбирают статисти-чески достоверные группы – не менее 50–60 человек, причем, как правило, с учетом их этнокультурной, со-циальной, профессиональной принадлежности, уров-ня образования, возраста и т.д


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38544. Управление прибылью и рентабельностью предприятия (на примере ООО «Моравия Авто Плюс») 1 MB
  кафедрой _________________________ __ ____________20___г Дипломный проект Студента 6 курса заочного отделения Сухобока Александра Владимировича зачетная книжка №1008 на тему: Управление прибылью и рентабельностью предприятия на примере ООО Моравия Авто Плюс Специальность: 080507. Аннотация Дипломный проект на тему: Управление прибылью и рентабельностью предприятия на примере ООО Моравия Авто Плюс. При написании работы ставятся следующие задачи: изучить теоретически основы анализа ликвидности и платежеспособности;...
38545. Исследования динамики воображения при использовании эвристических методов обучения у студентов специальности Связи с общественностью ЧГПУ им. И.Я. Яковлева 222 KB
  Донесение и работа с информацией, влияние на определенные слои общества, а также проталкивание, лоббирование некоторых своих, личных интересов, как раз и составляет основу деятельности PR. Именно поэтому на сегодняшний день актуально изучение эвристических методы в работе PR - специалиста.
38546. Технология возделывания картофеля в условиях СПК “Старый Лепель” Лепельского района 545 KB
  Технология возделывания картофеля в условиях СПК â€œСтарый Лепель†Лепельского района24 5. Мучнистая рассыпчатая консистенция отварного картофеля приготовленного в домашних условиях – критерий отбора при покупке. Поэтому нужно ориентироваться на производство типичного картофеля не пытаясь подменять продукцию немецких голландских польских картофелеводов. Сбыт качественного картофеля не вызывает серьезных затруднений.
38547. Решение задач организации правильного монтажа, технического обслуживания и ремонта электротехнических изделий 72.5 KB
  Развитие производства базируется на современных технологиях, широко использующих электрическую энергию. В связи с этим возрастают требования к качеству электрической энергии, ее экономному использованию и рациональному расходованию материальных ресурсов при сооружении систем электроснабжения. Отсюда – повышение роли инженеров-электриков.
38548. Анализ деятельности продюсера в современной отечественной музыкальной индустрии 49 KB
  Стремительное развитие в России в последнее пятнадцатилетие рыночных отношений глобальное реформирование всех сфер жизни общества в том числе сферы культуры и массовых коммуникаций привели к появлению новых видов профессиональной деятельности. Формирование рыночных механизмов на отечественной сцене тесно связано со становлением особого вида предпринимательской деятельности телевизионным продюсированием играющим ключевую роль в развитии российской аудиовизуальной индустрии. Поэтому у института продюсерской деятельности с одной стороны...
38549. Унификация и типизация технологических процессов (ТП) 60.5 KB
  Эффективное применение ГАП и ИПК в единичном и серийном производствах зависит главным образом от устойчивости (стабильности) производственного процесса. Продукция машиностроительных и приборостроительных заводов характеризуется сменой изделий
38550. Разработка и реализация управленческих решений на примере Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан 333.5 KB
  2 Анализ управленческих решений как составная часть процесса принятия решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РБ 2.3 Механизм и методы принятия решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РБ Глава 3 Совершенствование системы принятия решений и оценка ее эффективности 3. В решениях фиксируется вся совокупность отношений возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Лица наделенные правом принимать решения или организовывать их реализацию называются субъектами...
38551. ШЛЯХИ ВДОСКОНАЛЕННЯ МАРКЕТИНГОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ТОВ «ЧАЙКА» 1.47 MB
  Ефективність управління маркетинговою діяльністю фірми визначається досягненням концепцією маркетингової взаємодії таких цілей: максимально можливого рівня споживання; максимально широкий вибір товарів, які надаються споживачам; максимальне підвищення якості життя суспільства в цілому та його окремих членів
38552. Розробка заходів щодо зниження викидів прокатного виробництва на стан навколишнього середовища на прикладі прокатного цеху ВАТ «Донецький Металургійний завод» 1.45 MB
  Аналіз складу викидів в атмосферу свідчить що в 2008 році в порівнянні з 2000 роком знизилися викиди оксиду вуглецю на 12 діоксиду сірки на 44 і пилу на 37 однак при цьому зросли викиди зєднань азоту на 48 . Жителі промислових центрів дихають не тільки пилом але і важкими металами фенолом фтористим воднем бензапіреном діоксидом азоту і іншими сполуками. По найбільш небезпечних інгредієнтах: діоксиду азоту пилу бензапірену і формальдегіду рівень забруднення атмосфери залишається високим. Як паливо використовується...