36437

Эстетическая привлекательность ландшафтов

Доклад

Туризм и рекреация

Современные подходы к оценке эстетической привлекательности ландшафтов. Объективистский подход предполагает выявление объективных критериев эстетической привлекательности кроющихся в физиономических характеристиках самого ландшафта субъективный же указывая на субъективную природу красоты исследует особенности ландшафтноэстетических предпочтений у разных групп людей.Объективистский подход к оценке эстетической привлекательности ландшафтов является в настоящее время наиболее признанным и распространенным. Также к его недостаткам...

Русский

2013-09-22

31 KB

9 чел.

Эстетическая привлекательность ландшафтов

Одно из малоизученных свойств ландшафтов – их способность удовлетворять духовно-эстетические по-требности людей. Известно, что разные ландшафты воспринимаются неодинаково, производя различное впечатление на наблюдателей – от чувства восторга или психологического комфорта до состояния угне-тения и страха.

Современные подходы к оценке эстетической привлекательности ландшафтов. Уже с 1960-х гг . формируются два основных подхода к исследованию феномена пространственного восприятия и эстети-ческой оценке ландшафтов: «объективистский» и «субъективистский». Объективистский подход предполагает выявление объективных критериев эстетической привлекательно-сти, кроющихся в физиономических характеристиках самого ландшафта, субъективный же, указывая на субъек-тивную природу красоты, исследует особенности ландшафтно-эстетических предпочтений у разных групп людей. Объективистский подход основан на предпо-ложении, что благодаря учету значимых для вос-приятия факторов эстетические ресурсы территории можно оценить объективно, привлекая структурно-информационный анализ. Обычно в разработках этой концепции используется компонентный подход, где каждый «значимый фактор» ландшафта (напри-мер, особенности рельефа, растительности, наличие определенных природных или социальных объектов и пр.) оценивается отдельно, обычно по балльной шкале. Затем при сложении полученных частных оце-нок по каждому показателю выводится интегральная оценка природно-территориального комплекса.*Объективистский подход к оценке эстетической привлекательности ландшафтов является в настоящее время наиболее признанным и распространенным. Основные его преимущества – логическая стройность методик, «измеряемость» оценочных показателей, возможность экстраполяции данных с обследованных ключевых территорий на обширные пространства и относительно простой механизм формализации резуль-татов исследований. Однако данный подход рассматри-вает оцениваемый пейзаж чаще всего как совокупность визуально значимых компонентов, а не как единый образ, отражающийся в сознании наблюдателя, что изначально неверно, учитывая закон эмерджентности систем. Также к его недостаткам относится недоучет психологических особенностей процесса восприятия при значительной вероятности того, что при определе-нии оценочных параметров исследователь будет руко-водствоваться не только выявленными объективными закономерностями эстетической привлекательности ландшафтов, но и собственными предпочтениями.

Менее распространен (особенно в России) субъективистский подход к эстетической оценке ландшаф-тов. Он опирается на положение, что пейзаж должен оцениваться как единое целое, а не совокупность отдельных частей. При этом исследователь ориенти-руется на относительно субъективное мнение людей об их впечатлениях касательно эстетической притяга-тельности того или иного пейзажа. В рамках субъек-тивистского подхода к оценке эстетических ресурсов выделяются два направления.

1. В первом используются экспертные методы, когда к оцениванию красоты пейзажей привлекаются специалисты, чья профессио-нальная деятельность в той или иной степени связана с изучением и использованием природно-ресурсного потенциала: географы, биологи и пр. Однако существует мнение, что, даже пройдя спе-циальную подготовку и имея значительный опыт, экс-перты все же остаются людьми со своими взглядами, вкусами, предпочтениями, которые далеко не всегда разделяются большинством людей.

2. второе направление субъекти-вистского подхода, основанное на опросно-анкетных методах, цель которых выявить пейзажные предпочте-ния главных пользователей эстетических ресурсов –рекреантов, местных жителей и т.д. Проводится ин-тервьюирование или анкетирование респондентов на предмет их отношения к тому или иному пейзажу. Роль исследователя сводится лишь к фиксированию оценок респондентов и их дальнейшему обобщению. Для таких массовых опросов обычно выбирают статисти-чески достоверные группы – не менее 50–60 человек, причем, как правило, с учетом их этнокультурной, со-циальной, профессиональной принадлежности, уров-ня образования, возраста и т.д


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15375. Разработка целевого рынка витаминных препаратов 775 KB
  Целью данной работы является разработка целевого рынка витаминных препаратов для гипотетической фирмы на рынке Санкт-Петербурга. Для этого будет проведено маркетинговое исследование рынка витаминных препаратов
15376. Оценка бюджетной эффективности инновационного проекта 308.5 KB
  Введение Современный бизнес является инновационным. Развитие невозможно без инноваций а инновации в свою очередь без инвестиций. Для финансирования инновационно-инвестиционных проектов используются разнообразные источники и механизмы в том числе и кредиты. Дл
15377. Роль Сбербанка в экономике страны 203.5 KB
  Введение В современном мире банки не только организуют денежный оборот и кредитные отношения но и выполняют огромное число разнообразных банковских операций необходимых для дальнейшего развития общества. Сберегательный банк это один из универсальных коммерчес
15378. СВОТ-анализ ООО Гермес 249 KB
  Характеристика фирмы Торговое предприятие ООО Гермес осуществляет торговохозяйственную деятельность. По своей организационноправовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной отв...
15379. Себестоимость продукции животноводства и пути ее снижения 333 KB
  Производство продукции сельского хозяйства связано с использованием производственных ресурсов отрасли трудовых земельных водных материальных в процессе которого они частично или полностью потребляются а их стоимость перенос
15380. Социально-экономическое развитие Забайкальского края 2010-2020 гг 288 KB
  Забайкальский край – один из уникальных регионов Российской Федерации по своему ресурсному потенциалу, выгодной транспортной схеме, интегрированный в мировую систему коммуникаций, исключительно ценными рекреационными ресурсами, емкому и свободному, пока еще, от жесткой конкуренции рынку товаров и услуг.
15381. Стратегическое развитие малого предпринимательства в Тисульском муниципальном районе 593.5 KB
  Методологические и теоретические основы малого и среднего предпринимательства. Анализ нормативно правовой базы МСУ методологические основы планирования. Теория и методология малого бизнеса. Характеристика Тисульского...
15382. СТРАХОВОЙ РЫНОК В РФ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 276 KB
  КУРСОВАЯ РАБОТА СТРАХОВОЙ РЫНОК В РФ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Введение 1. Экономическое содержание понятий характеризующих страховой рынок 1.1 Понятие страховой рынок 1.2 Структура страхового рынка 2. Страховой рынок России на современном этапе 2.1 Развитие страх...
15383. Страховой рынок- становление и перспективы развития 265.5 KB
  ВВЕДЕНИЕ Современное экономическое развитие России обусловило необходимость возрождения страхового дела и развитие его на принципиально новой основе. Российский страховой рынок обладает мощным потенциалом развития. Об этом свидетельствует тот факт что общий ...