36456

Основные характеристики и достижения Древнего Рима

Доклад

История и СИД

переход от патриархального к классическому рабству на территории Италии произошел в греческих городахколониях Южной Италии и Сицилии. Сельское хозяйство Италии переживало подъем. Одним из важных показателей прогресса в сельском хозяйстве Италии является выделение новых отраслей: животноводства и приусадебного птицеводства. Скот и птицу разводили в Италии с незапамятных времен но лишь во III вв.

Русский

2013-09-22

38 KB

13 чел.

Основные характеристики и достижения Древнего Рима.

На протяжении долгого времени после основания Рима, костяк экономики составляли сельские общины, использовавшие труд рабов как вспомогательный. В IV-III вв. до н.э. переход от патриархального к классическому рабству на территории Италии произошел в греческих городах-колониях Южной Италии и Сицилии. Господствующим развитое рабство стало в большинстве областей Апеннинского полуострова только во II в. до н.э. Внутренняя эволюция общественно-политических отношений в Риме в IV-III вв. до н. э. вела к возникновению новых форм классического рабства. Концентрация земли в одних руках, распространение частной собственности, развитие ремесел, торговли, денежного обращения, зарождение товарного хозяйства требовали дешевой рабочей силы. Рабочей силой внутри страны были в раннее время плебеи, зависимые клиенты, должники. Однако борьба плебеев с патрициями завершилась запрещением долговой кабалы, ослаблением экономической зависимости клиентов; значительная часть клиентов и плебеев получила небольшие земельные наделы. Заставить же работать свободного мелкого собственника, добившегося равноправия и наделенного участком земли, на другого было трудно. Такой рабочей силой мог быть лишь лишенный всех прав и всякого имущества раб, полученный откуда-то извне. Отсюда усиление агрессивности Рима, его бесконечные войны, массовое ограбление и порабощение завоеванного населения.

В отличие от греков, считавших рабов существами второго сорта, наделенными ограниченными умственными и интеллектуальными способностями (ярче всего это выразил Аристотель), римляне воспринимали своих рабов как вполне равноценных (и часто даже более одаренных, чем они сами) себе людей. Вот почему в римском мире и общественном мнении рабство воспринималось не как физическое и умственное отличие от свободы, а как особое юридическое состояние, в котором могут оставаться люди весьма одаренные, в том числе и сами римляне (например, в случае пленения).

Сельское хозяйство Италии переживало подъем. Получили большое развитие виноградарство, оливководство и плодоводство.

Одним из важных показателей прогресса в сельском хозяйстве Италии является выделение новых отраслей: животноводства и приусадебного птицеводства. Скот и птицу разводили в Италии с незапамятных времен, но лишь во II-I вв. до н. э. животноводство и птицеводство превратились в хорошо организованные по тогдашнему времени доходные сельскохозяйственные отрасли.

Бурный подъем сельского хозяйства Италии во II-I вв. до н. э. можно объяснить тремя причинами: широким внедрением рабства, организацией товарного производства, переходом от мелкого хозяйства к производству на крупных площадях (крупное землепользование).

Подъему сельского хозяйства II-I вв. до н. э. способствовало установление рыночных связей между городом и деревней. Город в значительной степени обособился от деревни. Будучи центром ремесла, торговли, политической и культурной жизни, город нуждался в сельскохозяйственных продуктах, а деревня - в ремесленных изделиях. Это создавало экономическую основу для торгового обмена между ними. Землевладелец был заинтересован в получении большого урожая всех культур, возможность продать его на городском рынке и купить на вырученные деньги необходимые ремесленные изделия, орудия, предметы роскоши и т. д. Поэтому он с большим вниманием относится к своей земле, более энергично заставляет работать своих рабов. Иначе говоря, развитие рыночных связей интенсифицировало сельское хозяйство. Рабское имение, связанное с рынком, ведущее интенсивное и рациональное хозяйство, становится господствующим типом.

Успехи италийского ремесла были невозможны без расширения основы основ любого производства - сырьевой базы. Увеличивается потребность в металлах, камне, дереве, высококачественной глине, шерсти, льне, коже, стекле, в новых строительных материалах. Рудные месторождения Италии стали уже недостаточными, начинается интенсивный импорт металлов из провинции. Особенно усиленно разрабатываются богатейшие месторождения Сардинии и Испании. 

Великое разделение труда – отделение умственного труда от физического – стало возможным благодаря скачку в производительности труда, увеличению прибавочного продукта вследствие применения более дешевых и эффективных железных орудий; это сохдало экономические условия для того, чтобы часть свободных граждан могли заниматься философией, мифологией, политикой, путешествиями, историей.

Развитие духовной сферы привело к возникновению мировых религий, переходу от политеизма к монотеизму, что во многом было обусловлена усилением централизации в экономической и политической областях. Мировые религии стали важным интеграционным фактором, облегчая взаимопонимание разных народов и государств, принадлежащих одной вере.

Римское право: все граждане стали объектом права, действовали в рамках своего правового поля, оговаривались обязанности и права каждого.

Внешняя политика.

Юг – захват ресурсов и территорий,  установление монополии в торговле. Пунические войны с Карфагеном за господство в Средиземном море, гегемонию в торговле.

Север: борьба за лес, боялись нападения Германии. Там легко заработать политический авторитет. В конце концов, переход от экспансии к обороне.

Восток: расширение до империи Саннидов. Завоевание ресурсов Египта.

Имперская идея: равенство перед законом, универсальность закона, сильная власть, действующая в рамках правового поля, защита субъектов. Главное достижение Рима – воплощение имперской идеи, благодаря сильной экономике, внешнеполитическим успехам. Граждане готовы добровольно подчиняться правовой системе.

Рим – последний подъем античной цивилизации.

Духовный мир. Римляне стремились к практике, духовный мир пытается приблизиться к реальности. Сохранение цикличности и мифологичности сознания, сословность. Человек чувствует себя защищенным, но обязанным государству. Осознание гражданственности. Человек – часть империи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82401. Использование технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе 405 KB
  Тот кому недоступно искусство чтения невоспитанный человек нравственный невежда. Сегодня начальная школа реализует Стандарт второго поколения который поставил задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и...
82403. Налоги. Восхождение на пик налогов 70.5 KB
  Цели: Образовательная: Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме: «Налоги». В игровой форме выявить теоретические знания и практические умения и навыки учащихся. Развивающая: способствовать развитию логического мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся.
82404. Системы линейных уравнений с двумя переменными 44 KB
  Недостатком в данном случае является - колоссальная подготовка такого урока. Если выбираем вариант использования готового электронного образовательного ресурса то учителю необходимо: Тщательно проанализировать содержание ЭОРа на соответствие целям и задачам урока. Написать конспект урока.
82406. Выбор профессии 64.5 KB
  You see, children, some days ago a friend of mine gave me a letter from her British pen friend Kate by name. To my mind it will be interesting for you to read the letter because she is of your age and perhaps you will see yourself in Kate’s situation.
82407. История развития сети Интернет 84.5 KB
  Цель: познакомится с историей возникновения Интернет. Задачи: Изучить литературу по истории возникновения Интернет. Подготовить сообщения по особенностям становления Интернет в разные периоды.
82408. Экспертиза и оценка изделий 61.94 KB
  Цели урока: образовательные дать понятие качество изделия научить оценивать качество изделия по различным критериям; воспитательные воспитывать умение работать в коллективе прививать уважение к чужому мнению умение аргументировать свою точку зрения; развивающие прививать интерес к профессиям...
82409. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? 50.5 KB
  Цель урока. Учебный аспект: научить обучающихся давать советы о том, как быть здоровыми. Развивающий аспект: развитие воображения, способности к догадке; развитие умения делать выводы; развитие способности планировать речевые действия; развитие коммуникабельности.