36458

Переход античных обществ к феодализму (один из вариантов на историческом примере)

Доклад

История и СИД

Римская империя = Византия Как и любой переход между цивилизациями данный переход проходил в четыре этапа. Однако неравномерность развития регионов мира приводила к большим различиям в развитии процесса переходного периода. Однако латентный этап перехода начался раннее сформировав ряд важных тенденций ставших впоследствии элементами феодальной цивилизации. Переход по византийскому пути был наименее болезненным но проходило очень медленно.

Русский

2013-09-22

26.5 KB

16 чел.

Переход античных обществ к феодализму (один из вариантов на историческом примере).

Римская империя => Византия

Как и любой переход между цивилизациями данный переход проходил в четыре этапа. Однако неравномерность развития регионов мира приводила к большим различиям в развитии процесса переходного периода. Эти процессы заняли длительный период времени, датой начала которого является 395 год, когда император Феодосий разделил Римскую империю на две части: Западную и Восточную. Однако латентный этап перехода начался раннее, сформировав ряд важных тенденций, ставших впоследствии элементами феодальной цивилизации. В первые столетия нашей эры со всей очевидностью проявились признаки кризиса античной цивилизации, прежде всего Римской империи. Глубинные корни этого кризиса лежали в экономике. В античном обществе (особенно в период расцвета Римской империи) сложилось многоотраслевое хозяйство, в значительной мере ориентированы на рынок, сочетавшие мелкое производство независимых крестьян, ремесленников с деятельностью крупных латифундий и эргастерий, которые были организованы по принципу разделения труда и насчитывали до тысячи работников. Это были предвестники будущих ремесленных цехов и мануфактур. Однако экономика, основанная на принудительном труде, малоэффективна, подавляет инициативу работников. Кроме  того, государство приходится держать армию надсмотрщиков, постоянно пополнять запасы рабочей силы извне. Доля свободных крестьян и ремесленников в населении уменьшается. Большие налоги, наборы в армию истощают их хозяйство. Для поддержания порядка вводится режим террании, демократические традиции отмирают.

Этап обвального хаоса: приходит в упадок морская торговля и развитие городов; сохранился прирост населения. Полностью прекратилось каменное строительство, прекращается сухопутная торговля, как и  из-за опасности, так из-за того, что попросту нечем было торговать. Римские дороги возросли, а торговые поселения исчезли. Разложение охватывает не только экономику и социальную сферу, но и идеологию. Моральные устои военной и политической верхушки подорваны. Нарастает недовольство масс, которые ищут утешения в новой религии – христианстве, духовная основа которой – цивилизация, ослабившее государство уже не может успешно противостоять нажиму варварских племен, волнами устремившихся, на огромную империю. Внутреннее разложение и натиск извне становятся причинами падения Римской империи в 476 году. Один из путей становления феодальной цивилизации – византийский путь. Византия сумела сохранить все основные составляющие наследия античной цивилизации (сеть крупных городов, в экономике которых преобладали ремесло и торговля; рабовладение в сочетании с общинным земледелием; развитую культуру; сильное государство с развитой правовой системой), постепенно преобразуя их и наращивая элементы феодальных отношений, зависимость крестьян, формирование натурального феодального хозяйства. В городах активно развивалось ремесло и складывались цеховые объединения. Переход по византийскому пути был наименее болезненным, но проходило очень медленно. Элементы феодализма стали заметны лишь в XI веке, а пережитки античности сдерживали развитие государства. Переход к феодализму завершился лишь в XV веке., когда Византия утратила свои лидерские позиции и в середине XVI века сошла с исторической сцены.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62306. Структура урока истории 22.32 KB
  Независимо от типа урока и особенностей его организации различают три основные части урока: Подготовительная часть. В основе данной структуры урока истории лежат этапы усвоения исторических знаний учащимися специальной коррекционной школы. Этапы подготовки студента к написанию конспекта урока Таблица 5 Название этапа Содержание деятельности Варианты достижения цели деятельности на уроке 1 2 3 Изучение исторического материала Учебники дополнительная литература программы Отбор исторического Исторические факты хронологические даты...
62307. Структура урока производственного обучения 16.53 KB
  Тема урока: Цели: Обучающая: обучить приёмам и навыкам. Задачи: Тип урока: Теоритический формирование новых знаний Практический формирование умений навыков Комбинированный Обобщение систематизация знаний умений навыков Урок по проверки знаний умений навыков Методы обучения: словесныйобъяснение беседа диалог наглядные методы ТСО Оборудование Межпредметная связь: технология и материаловедение рисунок народные художественные промыслы. Ход урока: 1.