3646

Конструирование и расчет автомобилей и тракторов

Конспект

Логистика и транспорт

Общие вопросы проектирования. Цикл жизни автомобиля и трактора включает четыре стадии: создание, производство, обращение (поставки) и эксплуатацию. Исследование и обоснование разработки. Цель: определить возможнос...

Русский

2012-11-04

116.5 KB

38 чел.

1.1. Общие вопросы проектирования.

Цикл жизни автомобиля и трактора включает четыре стадии: создание, производство, обращение (поставки) и эксплуатацию (рис.1.1.)

Рис. 1.1

1.1.1. Исследование и обоснование разработки. Цель: определить возможность и целесообразность разработки. Включает прогнозирование, научное исследование, разработку технического задания (ТЗ) на проектирование.

1.1.1.1. Прогнозирование

Прогноз –вероятностное  суждение о будущем.

Задачи прогнозирования

1. Выявление факторов, влияющих на динамику развития;

2. Выявление тенденций развития, отражающих влияние внутренних закономерностей самого процесса;

3. Выявление возможных направлений решения проблемы создания автомобиля; выработка рекомендаций по выбору определённого направления.

Существует более 300 видов прогноза, их различают:

-по глубине прогнозирования;

-по направлению прогнозирования;

-по методам прогнозирования.

По глубине прогнозирования

В автомобилестроении применяют:

1. Краткосрочные прогнозы;

2. Среднесрочные прогнозы;

3. Долгосрочные прогнозы.

1. Краткосрочным  называют прогноз на 5-10 лет. Примерно с такой периодичностью сменяются поколения автомобилей.  Для составления краткосрочного прогноза требуется информация:

  •  с выставок, автосалонов;
  •  описания  к изобретениям;
  •  результаты испытания новых конструкций;
  •  законченные НИР прикладного характера.

2. Среднесрочный прогноз-10-20 лет; требуется информация:

  •  описание открытий;
  •  фундаментальные НИР;
  •  монографии;
  •  информация с международных симпозиумов и научно-технических конференций.

3. Долгосрочный  прогноз 20-30 лет

  •  научная фантастика;
  •  результаты в смежных областях науки,
  •  фундаментальные исследования,
  •  доклады на научных симпозиумах,
  •  отчеты государственных комиссий и т.п..

По направленности различают:

1. Изыскательское прогнозирование;

2. Нормативное прогнозирование.

Изыскательское – основано на имеющихся знаниях и опыте, и имеет целью установление альтернативных путей развития, выполняется по ходу времени. Прогноз разворачивается из будущего в настоящее.

По методам прогноза  прогнозы делят на 3 класса:

1. Методы экстраполяции тенденций;

2. Методы моделирования;

3. Методы экспертных оценок.

1.  Методы, отнесенные к первому классу, основаны на том, что тенденции, действовавшие в прошлом и настоящем, сохраняются и в будущем. Прогноз составляется в следующем порядке:

-выявляют  факторы, влияющие на изменение параметра;

-выбирают класс аналитической зависимости для выявления тенденций (линейные, степенные, показательные);

-подбирают параметры кривых.

2. В методах второго класса на основе действующих закономерностей разрабатывают математические модели. Варируя параметры модели, можно проанализировать, какой будет результат и определить ”политику” в этой области.

3. Методы третьего класса основаны на статической обработке мнений специалистов; обычно используются, если направление определяется директивно.

 

1.1.1.2. Научно-исследовательская работа.

 

Научно-исследовательскую работу (НИР) при проектировании выполняют с целью получения обоснованных данных для разработки технического задания (ТЗ) на проектирование и выявления наиболее эффективных решений для использования их при решении проектных задач.

Выполняется на основе ТЗ на НИР.

Оно включает:

  1.  Обоснование НИР:

    -наименование НИР;

  1.  Цели и исходные данные:

-проблемы решаемые;

-является ли она продолжением, либо начата вновь;

-результаты прогнозов;

-результаты ранее выполненных исследований;

  1.  Этапы НИР:

-этапы;

-сроки выполнения;

-результаты по этапам;

  1.  Требования к НИР:

-параметры;

-точность их определения;

-число экспериментальных образцов;

  1.  Способ реализации:

-данные для ТЗ;

-методика испытаний, расчётов;

  1.  Перечень документов для рассмотрения;
  2.  Порядок рассмотрения НИР;
  3.  Технико-экономическое обоснование (затраты на НИР должны быть меньше, чем эффективность);
  4.  Приложение (всё, что используется при выполнении НИР).

НИР выполняется в три этапа:

1. Выбор направления исследования:

  1.  Поиск информации, относящейся к проектной проблеме (задача - с наименьшими затратами получить достоверную и полную информацию):

-выбор вида и источников информации;

- поиск информации;

- оценка информации;

  1.  Патентные исследования:

-технический уровень;

-патентная защита;

-патентная информация;

-изобретение;

-патентный поиск;

-обоснование результатов;

  1.  Аналитический обзор:

-состояние вопроса;

-недостатки состояния;

  1.  Формулировка возможных направлений решения задач;
    1.  Выбор и обоснование принятого направления исследования;
    2.  Технико-экономическое обоснование, применения результатов исследования;

2. Теоретические и экспериментальные исследования:

   2.1 Формулировка гипотез, разработка моделей (математических, физических), макетов;

   2.2 Экспериментальные исследования:

        -для подтверждения теоретических выводов;

        -определение параметров используемых в моделях;

  2.3 Оценка теории, необходимость проведения дополнительных     

         исследований; 

  1.  Обобщение и оценка результатов:

        -оценка степени полноты исследования (достаточно, недостаточно);

        -форма исследования;

        -внешняя рецензия.

 

1.1.1.3. Техническое задание на проектирование.

Первичный документ, на основании,  которого ведётся разработка конструкции автомобиля. Обычно разрабатывается ведущими специалистами фирмы - разработчика автомобилей.

ТЗ разрабатывают на основе прогнозов, результатов НИР, включая патентные исследования, анализа производства, испытаний и эксплуатации автомобилей предыдущих  моделей, достигнутого технического уровня, нормативных документов, типажа автомобиля, требований  КВТ ЭОК ООН TIR. Обычно ТЗ на проектировании содержит следующие разделы:

1. Наименование и область применения автомобиля:

   -тип создаваемого автомобиля;

  •  условия эксплуатации автомобиля:
  •  климатические условия: температура воздуха, запыленность, влажность, количество и интенсивность осадков, высота над уровнем моря;

     - дорожные условия: сопротивление движению, сцепление движителя с опорной поверхностью, микро- и макропрофиль дорожной поверхности (или бездорожье);

-параметры изделий, с которыми должен взаимодействовать разрабатываемый   автомобиль;

   -тип заменяемого автомобиля;

   -возможность экспорта.

2. Основание для разработки ТЗ:

   -наименование документа, на основании которого начата разработка и наименование организации его утвердившей;

   -дата утверждения документа.

3. Технические показатели автомобиля:

  1.  Показатели назначения ( характеризуют функциональные свойства):

1)Эксплутационные:

  -скорость;

  -мощность;

  -грузоподъёмность;

2)Классификационные:

   -масса автомобиля;

-габаритная длина, колесная формула и т.п..

3)Конструктивные;

-ограничение по массе составных узлов;

-присоединительные, габаритные, установочные размеры узлов;

-стойкость к маслам и моющим средствам;

  3.2 Надёжность (ГОСТ 27.002-89):

Надёжность-свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения параметров характеризующих его способность выполнять требуемые функции при заданных режимах работы технического обслуживания, ремонта, транспортирования и хранения.

Надёжность-свойство объекта сохранять работоспособность.

Работоспособное состояние – состояние объекта, при котором значения параметров, характеризующих его способность выполнять требуемые функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации. Кроме работоспособного состояния различают еще неработоспособное, исправное, неисправное и предельное состояния. Отказ-переход из работоспособного состояния в неработоспособное. Повреждение-переход из исправного состояния в неисправное при сохранении работоспособного.

Для автомобиля задают:

-гарантийный срок и гарантийный пробег;

-ресурс до капитального ремонта, иногда до списания;

- кратность ресурсов или требование к равной прочности.

  1.  Технологичность (ГОСТ 14.205-83):

Технологичность-совокупность свойств конструкции изделия, определяющих её приспособленность к достижению минимальных затрат

при изготовлении, техническом обслуживании и ремонте для заданных показателей качества, объёма выпуска и условия выполнения работ. Иначе,

технологичность - приспособленность конструкции автомобиля к условиям изготовления на конкретном предприятии.

Для автомобиля задают удельную материалоемкость, удельную энергоемкость, технологичность технического обслуживания и ремонта:1)периодичность технического обслуживания (ТО); 2)трудоёмкость ТО; 3)требование к удобству замены узлов; 4)трудоёмкость диагностирования и текущего ремонта автомобиля.      

3.4 Стандартизация и унификация:

   Унификация-сокращение номенклатуры изделий одинакового функционального назначения.

Задают:1)уровень унификации;

            2)соответствие требованиям стандартов и другим нормативным                   

               документам;

            3)требования к агрегатированию автомобиля с изделиями других заводов, (двигатели, элементы трансмиссии, тормозной привод и т.п.) Агрегат - унифицированный узел.

3.5 Безопасность:

    -требования к безопасности ТО и эксплуатации автомобиля;

    -требования к вибрациям и соответствие санитарно-техническим нормам.

3.6 Эстетические (требование к внешнему виду) 

  •  информационная выразительность;
  •  рациональность формы;
  •  целостность композиции
  •  совершенство исполнения и стабильность товарного вида;

3.7.Эргономические требования (требования к системе человек- машина);

  •  относительное расположение основных элементов рабочего места водителя (сидение, рулевое колесо и др.);
  •  требование к приборной панели,  требование к отделке салона;
  •  усилия управления и т.п.

3.8 Патентная чистота и конкурентная способность:

    -коэффициент патентной чистоты;

    -коэффициент патентной защиты.

Коэффициент патентной защиты - характеризует использование технических решений, на которые поданы или могут быть поданы заявки на изобретение.

Коэффициент патентной чистоты - характеризует использование технических решений, не подпадающих под действие патентов в странах предполагаемого экспорта; перечисляются страны по которым проводится патентный поиск для определения коэффициента патентной чистоты.

3.9 Составные части и материалы:

  •  перечень к составным частям,  изготовленным предприятиями смежниками;
  •  перечень материалов, используемых для изготовления и эксплуатации
    1.  Требования к транспортированию, хранению и консервации автомобиля:

а) требования к транспортированию

-условие транспортирования;

-транспортные средства;

-способы закрепления автомобиля;

-скорости движения при транспортировке;

   б) требования к хранению:

-условие хранения;

-способ хранения;

-сроки хранения;

  в)  требования к консервации:

-необходимость ТО при хранении;

-переконсервация.

3.11. Специальные требования:

требования к автомобилям специального, в том числе военного назначения

  1.  Экономические показатели:

-предполагаемый годовой объём выпуска;

-срок окупаемости;

-предполагаемая лимитная цена.

  1.  Стадии и этапы разработки:

Приводят стадии и этапы, требующие согласования с потребителями (с министерством автомобильной промышленности и т.п.)

  1.  Приложения:

-перечень и результаты НИР;

-результаты прогнозов;

-результаты расчётов;

-схемы;

-чертежи;

-результаты испытаний образцов и т.д.

 

1.1.2. Разработка.

Включает выполнение следующих стадий:

  1.1.2.1. Проектирование и конструирование - разработка графической (чертежи, схемы)  и текстовой (ведомости, пояснительные записки, спецификации, расчеты, инструкции и т. п.) документации, определяющей устройство и принцип действия автомобиля, а также содержащей все данные для изготовления автомобиля, его эксплуатации и ремонта. Проектирование и конструирование автомобиля выполняют по стадиям:

  ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ (ГОСТ 2.118-83, выполняют не всегда)-  совокупность конструкторских документов содержащих  1) принципиальные  конструктивные решения, дающие общее представление об автомобиле, и 2) основные параметры и размеры.

Основные задачи, решаемые на этом этапе:

  1.  Эскизная компоновка АиТ, т.е. выявление вариантов возможных размещений основных узлов и агрегатов АиТ, рабочего места водителя и т.п. и их конструктивная проработка с глубиной, достаточной для сравнения. Если в ТЗ компоновочная схема не указана, то разрабатывают варианты для разных компоновочных схем.  Для решения этой задачи необходимо знать предварительно габаритные, присоединительные размеры и массы основных узлов и агрегатов (силового агрегата, мостов). Их допускается определять пересчётом по автомобилям аналогам. Изменяя расположение основных узлов и агрегатов с учетом требований к ним и сопряженным узлам,  на основе анализа автомобилей аналогов устанавливают базу автомобиля и габаритные размеры, массу автомобиля, ее распределение по осям, расположение основных узлов и агрегатов относительно мостов и лонжеронов.
  2.  Обеспечение эстетических и эргономических требований.  Для этого:

 а) В масштабе 1:5 из пластилина выполняют поисковые макеты внешних форм для поиска идеи архитектурного (художественно-конструкторского) решения;

 б) После того как идея найдена и одобрена, в масштабе 1:1 из пластилина выполняют макет внешних форм, он имеет многоцелевое назначение:

- уточнение внешней формы;

- проверка впечатления;

- в качестве основы для выполнения чертежей и назначения размеров;

- испытания в аэродинамической трубе для определения коэффициента сопротивления воздуха и точек приложения боковых сил.

  в) В масштабе 1:1 (из дерева и др. материалов) изготавливают макет внутреннего пространства, его выполняют с панелью капота и стёклами. На нём оценивают комфортность посадки водителя, доступность органов управления, обзорность.

  1.  Разработка и обоснование решений по обеспечению требований надёжности.
  2.  Проверка автомобиля на патентную чистоту, подача заявок на изобретения.
  3.  Проверка на соответствие требованиям безопасности и санитарно-техническим нормам.
  4.  Сравнение вариантов и выбор лучшего. Критерии выбора:
  •  масса;
  •  распределение её по осям;
  •  габариты;
  •  доступность узлов автомобиля;
  •  удобство входа и выхода
  •  эстетические и эргономические свойства;
  •  экономические показатели.
  1.  Выявление изделий и материалов, изготовление которых целесообразно передать другим организациям и разработка требований к ним.
  2.  Уточнение требований технического задания, и определение задач, которые следует решить на следующих этапах.

Документы эскизного проекта (обязательный документ):

а) ведомость эскизного проекта, в ней перечень разработанных конструкторских документов;

б) пояснительная записка (обязательно) содержит основные разделы:  

-область применения автомобиля;

-технические характеристики, (приводят отклонения от значений, указанных в  ТЗ, и их обоснование);

- описание  и обоснование конструкции;  

-расчёты, подтверждающие работоспособность;

     г) чертеж общего вида автомобиля, на котором с максимальными упрощениями, показывают:

                     -расстояние между подрессоренными и неподрессоренными массами;

-дорожные просветы;

-углы наклона карданных валов.

Для частей автомобиля занимающих разное положение в нагруженном и не нагруженном положении, показывают оба положения.

2. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - (ГОСТ 2.119-83) - совокупность конструкторских документов, содержащих окончательное решение, дающее полное представление об автомобиле и данные для разработки рабочей документации.

Основные задачи, решаемые на этом этапе:  

  1.  Разработка конструкции всех оригинальных узлов и агрегатов, уточнение их размеров и параметров.
  2.  Уточнение размещения узлов и агрегатов, кабины или кузова, с этой целью выполняют плазовые чертежи отдельно для кабины и для шасси. На плазовом чертеже шасси контурами показывают агрегаты, перемещающиеся части в крайних положениях, это позволяет выявить зазоры и уточнить размеры (базу автомобиля). Кроме этого выполняют увязочную схему (Масштаб 1:1) где указывают определяющие размеры узлов, размерные цепи, ходы подвижных частей.
  3.  Разработка приводов управлений агрегатами (двигателем, сцеплением, коробкой передач и т.д.).
  4.  Разработка принципиальных схем различных систем и размещение этих схем на автомобиле. Для этого в масштабе 1:1 выполняют макет шасси или, чаще, моторного отсека.  В нём выявляют зазоры, которые трудно или невозможно определить графически, определяют наилучшее размещение тяг, размещение кабелей, определяют доступность к узлам при замене и ремонте.
  5.  Уточняют массу, её распределение по осям, проверяют выполнение требований  технического задания.
  6.  Уточняется рабочее место водителя, органов управления, панелей приборов и т.д.

         Основная документация:

  1.  Ведомость технического проекта;
  2.  Чертежи общих видов главных узлов;
  3.  Плазовые чертежи;
  4.   Чертежи основных деталей;
  5.  Пояснительная записка (структура, как и в эскизном проекте, но по значениям результатов технического проекта).

 

3. РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.

ГОСТ предусматривает рабочую документацию на:

  1.  опытный образец;
  2.  установочную серию;
  3.  серийный автомобиль.

Основные документы:

  -сборочные чертежи;

  -чертежи деталей (рабочие чертежи);

  -спецификации;

  -габаритные чертежи;

  -монтажные чертежи;

  -расчёты;

  -программы и методики испытаний;

  -различные ведомости.

По рабочей документации изготавливают опытные образцы узлов и автомобиля в целом, после этого проводят предварительные заводские испытания, узлы испытывают на стендах или автомобиле.

Автомобиль подвергают:

  1.  Лабораторным испытаниям:

-обмер;

-взвешивание;

-оценка обзорности;

-доступность органов управления и.т.п.

  1.  Лабораторно-дорожным испытаниям:

-определение динамических показателей;

-эффективности тормозных устройств;

-управляемости;

-устойчивости и т.д.

  1.  Пробеговым испытаниям в реальных условиях эксплуатации. Для сокращения продолжительности пробеговые испытания проводят на специальных дорожных покрытиях (булыжники, дороги с большой неровностью).  При испытаниях определяют удобство управления, отказы, надёжность, номенклатуру и количество запасных частей.

 

Задачи предварительных или заводских испытаний:

-проверка соответствия требованиям ТЗ;

-определение объёма доводочных работ;

-корректировка конструкторской документации, изготовление, повторное испытание;

-оценка возможности представления автомобиля после доводки к приёмочным испытаниям.

Опытные образцы изготавливают по обходной технологии, т.е. на том, что есть.

Откорректированной КД присваивается литера О.

Опытные образцы после доработки предъявляют к приёмочным испытаниям:

-государственным (базовая модель);

-межведомственным (модификация).

Задачи:

  1.  Проверка соответствия требованиям ТЗ;
  2.  Проверка возможности серийного производства.
  3.  Дополнительно выявляется новизна и перспективность модели, конкурентоспособность на внешнем рынке, эффективность применения в народном хозяйстве.

Разработка автомобиля заканчивается подписанием акта приёмочной комиссии, откорректированной документации присваивается литера О1.

Дальше следует серийное производство, которое включает:

  1.  Подготовка к изготовлению установочной серии:

-устранение замечаний приёмочной комиссии;

-разработка технологических процессов;

-приобретение технологического оборудования и всего необходимого для налаживания процесса.

-корректируют документацию применительно к условиям заводского производства (замена материалов, технологических процессов и т.п.).

  1.  Изготовление и испытание установочной серии. Установочная серия – первая серия изделий, которые идут потребителю, часть автомобилей установочной серии может быть под наблюдением завода изготовителя.
  2.  Корректировка КД с присвоением ей литеры А, которая соответствует

конструкторской документации серийного производства.

Основы общей компоновки автомобиля.

При компоновке решаются две основные задачи:

  1.  Выбор компоновочной схемы.
  2.  Размещение основных узлов, агрегатов, кабины, грузовой платформы.

Компоновочные схемы.

1. Легковые автомобили.

Рассмотрим три основные схемы:

  1.  Классическая (двигатель спереди, ведущие колеса - сзади);
  2.  Заднеприводная;
  3.  Переднеприводная.

1. Классическая - исторически самая первая. Усилия конструкторов были направлены на:

-уменьшение высоты;

-смещений сидений вперёд, в зону комфорта.

Применение независимой задней ????подвески позволило:

-повысить устойчивость;

-понизить расположение двигателя и центра масс (без уменьшения дорожных просветов, распределение нагрузки на оси, при этом примерно 50% на 50%).

Смещение сидений вперёд оказалось возможным за счёт

уменьшения длины двигателя (особенно применением V-образных), но при этом возросла нагрузка на передний мост, поэтому при резком торможении возможна блокировка задних колёс (занос).

Меры предотвращения:

  1.  Датчики давления, антиблокировочные системы.
  2.  Смещение коробки передач к главной передаче и изготовление в виде единого блока.
  3.  Независимая задняя подвеска.

Характеристика этой схемы:

  •  длина и база увеличенные (примерно 8…9%);
  •  масса увеличенная (примерно 6…8%);
  •  поворачиваемость – нормальная;
  •  проходимость – нормальная (хорошая).

Средние показатели распределения масс %.

СОСТОЯНИЕ

переднеприводная

классическая

заднеприводная

П.М.

З.М.

П.М.

З.М.

П.М.

З.М.

Ненагруженное

61

39

53

47

40

60

Два пассажира на передних сиденьях

60

40

53

47

42

58

4 пассажира без багажа

55

45

49

51

40

60

5 пассажиров и багаж

49

51

43

57

41

59

Достоинства:

-возможность применения двигателей большой длины и, следовательно, большой мощностью;

-хороший доступ к двигателю;

-простота управления (коробкой передач, сцеплением);

-относительно простая передняя подвеска;

-хорошая шумоизоляция и обогрев, защита от выхлопных газов;

-большой багажник.

Недостатки:

-большие габариты и масса;

-тоннель в полу, и вследствие этого неудобство размещения пассажиров, входа в автомобиль и выхода из него.

Область применения классической схемы – автомобили среднего, большого и высшего класса.

 

2.Заднеприводная с задним расположением двигателя.

В этом случае двигатель, коробка передач, сцепление, главная передача выполняют в виде единого блока. Двигатель располагают вдоль, что, главным образом, связано с хорошим доступом к узлам двигателя. Автомобиль обладает хорошей проходимостью.

Недостатки:

  •  сложность системы управления;
  •  излишняя поворачиваемость передних колёс (занос по скользкой, извилистой дороге);
  •  плохая курсовая устойчивость.

Область применения схемы – автомобили малого и -особомалого класса.

3. Переднеприводные автомобили.

Долгое время применение этой схемы сдерживалось:

-отсутствием долговечных карданных шарниров для передних колёс;

-неблагоприятным распределением нагрузок по осям (45% на передний мост и 55% - на задний), объяснялось применением классической компоновки.

Принципиальные изменения произошли с созданием в 1959 г. Моррисом Мини автомобиля с поперечным расположением двигателя. Двигатель и другие агрегаты (коробка передач и т.д.) выполнили в виде единого блока и вынесли вперёд. При этом подвеска стала сложнее, но отсутствует гипоидная передача.

Недостаток:

-высокая плотность в моторном отсеке.

Достоинства:

-хорошая устойчивость;

-некоторая недостаточная поворачиваемость;

-высокая проходимость по сыпучим грунтам, т.к. ведущие передние колёса работают в более выгодном режиме, они накатываются на грунт, а задние катятся по уплотненной поверхности.

Область применения схемы – автомобили малый, среднего а последнее время и высшего класса.

2.Грузовые автомобили.

Две основные компоновки:

-кабина за двигателем;

-кабина над двигателем.

Кабина над двигателем.

Преимущества:

-меньшая длина автомобиля при большой длине грузовой платформы;

-меньше база;

-больше масса перевозимого груза;

-за счёт опускания нижней кромки ветрового стекла улучшается обзорность.

Недостатки:

-хуже вход и выход;

-усложнение приводов управления (с откидывающейся кабиной);

-неблагоприятное распределение нагрузки по осям (на передние 27…30%).

Область применения схем:

для автомобилей – магистральных поездов основная - кабина над двигателем;

для универсальных, основная – кабина за двигателем.

 

Общая компоновка.

Компоновочный чертёж выполняют в масштабе 1:5 в двух проекциях, автомобиль движется влево. РД37001003-82 регламентирует размещение основных элементов рабочего места автомобиля и номенклатуру эргономических показателей.

Для определения положения водителя используют плоские двухмерные манекены, включающие торс, бедро, голень и стопу. Эти манекены соответствуют 10%, 50%, 90% уровнем репрезентативности (представительности) Число в процентах – есть доля числа взрослых мужчин, у которых размеры не превышают указанные.

Компоновку рабочего места начинают с изображения  уровня пола,  наклонной части и моторного отсека. Проводят линию высоты сидения сжатого водителем, её выбирают  на основе анализа автомобилей – аналогов,  в которых посадка водителя была признана удобной, но не менее 100 мм. Сидение автомобиля должно регулироваться по высоте и в продольном направлении. 90% манекен размещают в крайнем заднем нижнем положении так, чтобы линия бедра находилась на выбранной высоте. Торс располагают к вертикали под углом примерно 20…30%, чтобы , ,     находились в нормальных пределах. Найденное положение должно быть проверено по 50% и 10% манекену, при этом 10%  устанавливают в крайнее ближнее верхнее положение. При выбранной форме сиденья  определяют заднюю стенку автомобиля, которая служит базой для размещения второго ряда сидений. В среднем положении от тазобедренного шарнира под углом 8 градусов откладывают  расстояние до верхней точки головы водителя (765 мм). Для грузовых – манекен в заднем нижнем положении, расстояние до точки F не менее 1000 мм.

Рулевое колесо, педали, панель приборов. 

Исходя из требований удобства управления и анализа автомобиля аналога, устанавливают угол наклона рулевой колонки и положение нижней точки обода рулевого колеса. Диаметр рулевого колеса рассчитывают из усилия на колесе. Линия касания к капоту и верхней точке обода рулевого колеса должна проходить ниже уровня глаз водителя. При размещении рулевого механизма между лонжероном и двигателем иногда приходится смещать двигатель вправо и поворачивать его, при этом  рулевое колесо:

-немного смещается от плоскости симметрии сидения водителя;

-поворачивается.

Педали.

Положение педалей сцепления, тормоза задают координатой f и расстоянием до рулевого колеса В примерно 670 мм. Педаль управления топливом находится под постоянным воздействием водителя, поэтому пятка должна быть на полу С примерно 725мм.

Педаль управления топливом, пятка должна находиться на полу, в отпущенном состоянии угол в голеностопном суставе должен быть 90 градусов. Педали должны быть проверены по 10% и 50% манекенам, полного размещения быть не должно. В поперечном расположении педали задают нормативными документами.

Панель управления.

Размещают так, чтобы водитель мог наблюдать за приборами не поворачивая головы.

Двигатель.

На расстоянии 40мм от внутреннего контура проводят линию моторного отсека и пола. Кальку двигателя размещают так, чтобы расстояние от перегородки до задней части цилиндров было достаточно для снятия головки двигателя без демонтажа двигателя. Для грузовых, вертикальная линия шарнира кардана должна быть ниже уровня пола. Для легковых – чтобы тонель был как можно ниже. Положение двигателя задают точкой пересечения с передним торцем блоков цилиндров, при этом ось коленчатого вала поворачивают на угол 5…7 градусов от линии горизонта.

Колёса.

Положение в вертикальном положении определяется:

-высотой автомобиля;

-динамическим ходом в подвеске.

В продольном положении:

-требуемым расположением нагрузки по осям;

-размещением кожухов колёс, передний кожух не должен выступать за перегородку моторного отсека и наклонный участок пола.

Задние – должны находиться за спинкой задних сидений.

Карданная передача.

После определения положения двигателя и оси заднего моста проводят ось карданной передачи. Простейшая карданная передача состоит из карданного вала и двух карданных шарниров. В легковых автомобилях для уменьшения высоты тонеля, карданный вал располагают как можно ниже (ограничивая дорожный просвет) при этом углы между вилками должны быть в определённых пределах. Проще это обеспечить U-образной карданной передачей. Недостатки при перемещении заднего моста изменяются углы и возможно появление вибраций. В грузовых автомобилях, где эти перемещения особенно большие, применяют Z-образные. После размещения определяют контуры и размеры поперечных сечений.

Топливный бак, запасное колесо, багажник.

По требованиям безопасности, при наездах, топливный бак располагают внутри базы. После выполнения этой работы рассчитывают массы с учётом всех параметров и нагрузок, и распределение массы по осям. После этого можно провести контуры автомобиля.


Исследование и обоснование разработки


  1.  Разработка

Производство

  1.  Прогнозирование
  2.  Научно-исследовательская работа (НИР)
  3.  Разработка технического задания на проектирование

  1.  Проектирование и конструирование (ПиК)
  2.  Изготовление опытного образца
  3.  Предварительные испытания опытного образца
  4.  Корректировка конструкторской документации и доводка опытного образца
  5.  Приёмочные испытания опытного образца

  1.  Подготовка к производству
  2.  Производство

Достигнутый уровень знаний об объекте прогнозирования

Альтернативы

развития

Время

Время

 

Перспективная  цель, достигаемая в ходе развития

Задачи, обеспечивающие достижение цели

Современные

задачи

время

параметр

астоящее

время


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62028. Педагогический анализ урока физической культуры и здоровья 26.63 KB
  Развитие координации гибкости силы Подготовленность учителя к уроку Конспект урока:учебный материал соответствует задачам урока последовательность и дозировка упражнений соответствуют полу возрасту уровню физической подготовленности занимающихся; продуманны организационно-методические моменты урока: методы обучения воспитания и организации занимающихся.
62033. Белки 31.29 KB
  К какой группе волокон относится капроновое волокно Где применяется полиамидное волокно капрон Изучение нового материала Строение: Белки это высокомолекулярные природные полимеры построенные из остатков α-аминокислот.