36461

Особенности политического устройства государств феодальной цивилизации на историческом примере

Доклад

История и СИД

примере Византийская империя: Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три периода : 1. появление и развитие феодализма в Византии. Фактически же и история Византии как самостоятельного государства и история Византийской цивилизации началась в 395 г. Кроме того военностратегическое положение Константинополя обеспечивало Византии господство над проливами.

Русский

2013-09-22

43 KB

3 чел.

Особенности политического устройства государств феодальной цивилизации на историч. примере

Византийская империя:

Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три периода :

1.сер.IV-пер.пол.VII вв. - период разложения рабовладельческого строя и становления средневекового общества.

2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в Византии.

3.XII-сер.XV вв. - последний период, характеризующийся дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.

Уникальность Византийской цивилизации проявляется уже в том, что это единственная цивилизация, даты рождения и смерти которой известны с точностью до дня. Родилась Византия 8 ноября 324 г., когда на месте древнего городка Византий на берегу Босфора была заложена новая столица Римской империи, получившая название Константинополь, а завершила свой исторический путь 29 мая 1453 г., когда Константинополь был завоеван турками. Фактически же и история Византии как самостоятельного государства и история Византийской цивилизации началась в 395 г., когда Римская империя разделилась на две части. Ее восточные провинции вошли в состав Восточной Римской империи. Сами подданные называли ее Ромейской (римской), а себя ромеями (римлянами). Лишь в эпоху Возрождения итальянские гуманисты придумали для нее название - Византия - по имени древней греческой колонии Византий, на месте которой возник Константинополь.

Даже географическое положение Константинополя символично. Город стоял на стыке европейских и азиатских владений Римской империи, на перекрестке между Востоком и Западом. И Византийская цивилизация действительно представляла собой результат синтеза античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Географическое положение Константинополя, однако, имело отнюдь не только символическое значение. С одной стороны Мраморное море, с другой залив Золотой рог. Здесь пересекались важнейшие торговые пути. Через Византию проходил Великий шелковый путь в Китай, путь благовоний через Аравию, к портам Красного моря, Персидскому заливу и Индийскому океану. Кроме того военно-стратегическое положение Константинополя обеспечивало Византии господство над проливами. Границы Византии менялись в процессе ее более чем тысячелетней истории, но в периоды своего могущества Византия включала территории Балканского полуострова, Малую Азию, Северную Месопотамию, часть Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Крыму, Лазику на Кавказе, некоторые области Аравии.

Население Византии весьма пестрое в этническом отношении, большую часть которого составляли греки, были также сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты (в Египте). Незначительную группу представляли римляне. Всего к X в. в Византии население насчитывало 20-25 млн. человек. До VII в. преобладал латинский язык, но со временем государственным языком стал греческий.

Своеобразие Византийской цивилизации заключается в сочетании, синтезе античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации - крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы (Византия включила в себя территории некогда могущественных цивилизаций), сильное государство с развитым римским правом. Переход Византии к феодальным отношениям был менее болезненным, чем на Западе. Здесь сохранялись ранее созданные культурные ценностей и города центры цивилизационного развития. К тому же этот переход совершался гораздо медленнее, чем в Западной Европе. Он завершился лишь в XI в. В основном это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества, и столь же сложный процесс рождения новых социально-экономических отношений.

На Западе варвары, находившиеся на уровне последних стадий первобытнообщинных отношений и ранней государственности, ускорили разложение старых рабовладельческих порядков и способствовали развитию новых феодальных. Такой путь становления феодализма получил название синтезного. В Византии становление феодальных порядков до VII в. осуществлялось бессинтезным путем. Синтезное развитие феодализма началось в VII-IX вв. В X-XII вв. в Византии складывается крупная феодальная собственность, однако византийский феодал-землевладелец не был полным хозяином в своем поместье. Государство держало владения феодала (и его самого) под своим надзором. Оно контролировало количество земли, которой владел феодал, число зависимых крестьян, имело право конфисковать землю. Само государство было собственником огромного числа земель. Особенностью развития Византийской цивилизации было то, что сильная централизованная власть сдерживала рост крупного частного землевладения, ограничивала автономность феодальных поместий. Но в то же время феодализм в Византии не был полностью государственным. Здесь сохранилось римское право, которое узаконивало частную собственность на землю.

Во главе Византийской империи стоял император-автократор (самодержец), именуемый по-гречески василевс (царь). Василевс обладал почти неограниченной властью, мог издавать и изменять законы, но никогда не ставил себя выше закона, отличаясь этим от тиранов. Император руководил армией, определял внешнюю и внутреннюю политику империи, хотя не являлся собственником всех земель, его владения были огромны. Резиденцией императора был Константинополь, откуда осуществлялось управление империей. В подчинении василевса был мощный, но громоздкий государственный аппарат, состоящий из многочисленных судебных, военных и налоговых ведомств. Сенат (греч. синклит) выступал как совещательный орган при императоре. Чиновниками и синклитиками (сенаторами) становились не только выходцы из родовой знати. До самых высоких чинов дослуживались и простолюдины, отличившиеся талантом и образованием. Люди низкого происхождения оказывались даже на императорском троне. Это не смущало византийцев, ибо они, как и римляне, считали, что все граждане империи от рождения равны между собой, а родовитость частное дело каждого. Империя как форма государственного устройства представлялась византийцам в качестве наиболее приемлемой и совершенной формы государственности. Идею империи византийцы унаследовали от Рима. Император выступал как господин, правитель, но не собственник государства как на Востоке.  Идею империи укрепляло христианство, придавая ей священный характер. В IV в. один из сподвижников Константина Великого Евсевий Кесарийский создал политическую теорию, которая служила религиозным обоснованием византийской государственности. Согласно этой теории, светская и духовная власть в Византии слиты воедино, образуя симфонию (созвучие, гармонию). Император был не только светским правителем, но и главой церкви. Обожествлялась сама императорская власть, и распоряжения конкретных императоров рассматривались как божественные. И хотя император не обожествлялся (он считался смертным человеком), но по отношению к подданным василевс был подобием Отца Небесного, а неприкосновенной считалась сама императорская власть. Она не передавалась по наследству и, хотя личность императора считалась священной, неугодных императоров часто смещали. В Византии правило 109 императоров, и лишь 34 из них умерли своей смертью. Михаила III зарезали на пиру в его загородной резиденции, Никифора II убили в собственной спальне, Иоанна I отравили, Романа III утопили в ванне. Только за сто лет с начала царствования Василия II (976 г.) до начала правления Алексея I Комнина (1081 г.) было около 50 заговоров и мятежей.  Важным положением в теории Евсевия Кесарийского было обоснование смысла и величия не только византийской государственности, но и Византийского государства. По Евсевию, история человечества начинается с Библейского Адама, потомки которого заселяют землю, дают начало целым народам, создают царства. Но вся эта история лишь подготовка к последнему, христианскому периоду, который начался с появлением Иисуса Христа. Теперь смыслом истории становится постепенное распространение христианства на все племена и народы на Земле, подготовка их ко второму пришествию Христа. Византия оплот христианства, она находится под Божественным покровительством и ведет к спасению все другие народы. Имперская идея помогла Византии сохранить целостность, мировую державу. Однако, имперская идея, византийская авторитарность, ориентированная на сохранение традиций и обычаев, сковывали общество. Феодалы так и не стали сословием. Положение аристократии оставалось неустойчивым. Заговоры и интриги были неотъемлемой частью жизни императорского двора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23966. Софокл «Царь Эдип» 15.39 KB
  Софокл Царь Эдип Софокл 496406гг до н. Лучшая – Царь Эдип. В ней он исп миф о судьбе фиванских царей Лае и его сыне Эдипе. Они назвали его Эдип эдипус – с опухшими ногами.
23967. Еврипид (180-70гг до н.э.) 12.59 KB
  и Софокл жили в одно время но младший его современник Софокл отразил ярко афине общ в период расцвета а Еврипид в период его кризиса. Эти особ афинго общ в период кризиса им нашли отраж в твве Еврипида. Еврипид не был популярен среди соврем его взгляды не сходились с согражданами соврем часто не понимали его. Еврипид происх очевидно из сред по достатку семьи.
23968. Римская литература, влияние греческой 22 KB
  Римская литература влияние греческой Первая традиционная литература. Этрусков свергли = республика – сумрачные века Усиливается влияние сельского элемента замедляется развитие письменности литература была только деловая не было развитой мифологической системы. Литература развивается быстрее и более интенсивно. Римская литература с самого начала уже эллинистична.
23969. Рим. Три специфические особенности римской литературы 11.86 KB
  Три специфические особенности римской литературы. а Первой отличительной чертой литературы в сравнении с греческой является то что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.
23970. Римская литература, периодизация 21.5 KB
  – расцвет комедии длится до начала деятельности Цицерона. III Классический Золотой век а время Цицерона – расцвет прозы 8143 гг. б время Августа – расцвет поэзии 43 г.
23971. Римский фольклор 21 KB
  песни: свадебные застольные погребальные фесценнины – песни шуточного содержания связанные с обрядами плодородия.
23972. Римская комедия. Плавт 35.5 KB
  Писал паллиаты – комедии на греческий сюжет. Комедии греческого плаща. Брал сюжеты из греческой новоаттической комедии действие в греческих городах персонажи с греческими именами но использует римские реалии. Выбирает комедии которые будут интересны римлянам.