36463

Трансформация и дробление религиозных течений как признак кризиса феодальной цивилизации

Доклад

История и СИД

Признаки упадка церкви: коррупция и неравенство в церковной иерархии церкви. Их суть: нельзя отпускать грехи без покаяния оно требует внутренней работы а не просто оплаты раскаивающийся получает прощение от Бога а не от церкви лучше совершить доброе деяние чем откупаться богатство церкви в священном писании а не в золоте и добрых делах. Лютер получил значительную поддержку но в каталической церкви дело сначала показалось незначительным когда в 1520 году Папа отлучил Лютера от церкви его многочисленные сторонники сожгли...

Русский

2013-09-22

39.5 KB

0 чел.

20. Трансформация и дробление религиозных течений как признак кризиса феодальной цивилизации.

Выражением переходных процессов в духовной сфере явилась собой Реформация, как общественно-религиозное течение 16 вв.

Причины:

В конце 14-15 вв. огромную роль в жизнь общества играла Католическая церковь. Высшее духовенство во главе с Папой Римским претендовало на контроль над политической жизнью, что вызывало протест крупных феодалов. Церковь все больше подавляла проявления свободомыслия, подчиняла все сферы жизни церковным канонам. В то же время в 16 в. возродился интерес к литературе, науке и искусству, к человеческим эмоциям и разуму, следуя древнегреческим образцам.

Признаки упадка церкви:

- коррупция и неравенство  в церковной иерархии церкви. Приходы и епископаты фактически являлись вотчинами владения церковных иерархов.

- необразованное низшее духовенство с низким уровнем морали и культуры. Высшие иерархи купались в роскоши, тем самым компроминтируя церковь в то время, как низшее духовенство прибывало в нищете.

- упадок монашества. Монастыри, некогда бывшие центром культурной духовной жизни, превращались в чисто административные единицы.

Тем не менее церковная организация несла в себе ряд важных достижений, необходимых для жизни общества:

- существование реформаторских групп – представители духовенства и члены религиозных орденов выказывали благочестие и призывали вернуться к библейским заветам.

- регулярное проведение церковных проповедей, которые служили единственным источником информации,  развлечением, использовались для формирования идеологии. Были очень популярными и эффективными.

- сильный общинный элемент религии. При каждом приходе существовали мирские братства, которые занимались малыми благими делами. Эти братства во многом поддерживали авторитет религии и ее практическую ценность.

Повсеместное распространение различных месс. С одном стороны, давали людям надежду, однако были платными.

Серьезные проблемы были связаны с практикой индульгенции. Изначально индульгенция представляла папский декрет, обеспечивающий освобождение в чистилище, выдавалась за духовные подвиги. Однако затем получила распространение практика продажи индульгенций. В 1514 году папе Льву Х потребовались деньги для строительства собора Св. Петра, он объявил о всеобщем прощении грехов и монахи пошли с огромным количеством индульгенций. Один из них Иоганн Тенсель попробовал продать индульгенцию священнику и профессору университета Мартину Лютеру. Возмущенный Лютер составил «95 тезисов». 1917 год – начало реформации. Их суть:

- нельзя отпускать грехи без покаяния ( оно требует внутренней работы, а не просто оплаты)

- раскаивающийся получает прощение от Бога, а не от церкви

- лучше совершить доброе деяние, чем откупаться

- богатство церкви в священном писании, а не в золоте и добрых  делах.

Лютер получил значительную поддержку, но в каталической церкви дело сначала показалось незначительным, когда в 1520 году Папа отлучил Лютера от церкви, его многочисленные сторонники сожгли папскую грамоту, а Лютер объявил об отречении самого Папы. В 1521 году Лютер вступил в диспут с представителями папства, они не смогли опровергнуть его учение. Самое главное, что Лютер и его идеи пользовались значительное поддержкой крупных феодалов, желавших освобождения от церковной власти.

Курфюст Фридрих Саксонский предоставил Лютеру убежище в своем замке. Изначально Лютер не хотел глубоких реформ в церкви. Но поддержка светских феодалов вынудила его разрушить церковную структуру. В Германии  и Щвейцарии произошли изменения.

Церковь обложили налогом, появились светские проповедники. Возникло новое понимание Бога. Если в католичестве он понимался, как внешняя сила, точка опоры, то протестанты воспринимали Бога как внутреннюю опору, т.е. человек не нуждается в посреднике. Внутренняя вера остается единственным путем спасения. Протестанты отказались от обрядов и таинств. Таинствами перестали считаться брак и посвящение в духовный сан. В церемониале были разночтения, но в целом он упростился, лишился лишней торжественности. Упразднен институт монаршества и монастырей как экономической единицы. Создана новая церковь – лютеранство. Она отличалась от остальных прямым следованием Лютера. Во-первых, по Лютеру церковь остается наставницей людей. Во-вторых, священнослужитель только должность и он не должен отличаться от мирян особыми качествами. В-третьих, церковь не обладает имуществом, кроме необходимого богослужению. В-четвертых, во главе церкви ставятся правители светские и богослужение ведется на родном языке. В-пятых, упростил культ и обряд. Вера становится индивидуальной, а посредником между Богом и человеком служит священное писание.

Несмотря на преобразования,  Лютер был консервативным человеком и не стал разрушать церковную структуру. Кроме того, крупные феодалы использовали Реформацию в своих интересах и превратили церковь в управляемых институт. Но существовали и радикальные течения, которые хотели полностью отказаться от церковной структуры. Пример, анабаптисты мечтали о возвращении времен нового завета, полагая, что праведник не совершавших грехов может не подчиняться светским властям и даже вершить суд. Они требовали совершить божий суд над всеми нечестивцами. В германских княжествах поднялись восстания. Восставшие крестьяне разрушали замки и монастыри, требовали уничтожения церкви, снижения налогов, отмены крепостной зависимости и возврата общинной собственности на землю. В итоге восстание потерпело поражение.

Продолжение реформации связывают  с Жаном Калвином. В целом поддерживал идеи Лютера, но ввел ряд идейных положений:

- Бог дарует своим избранникам успех, а потому удачливый, успешный человек и есть праведник, при этом Бог подталкивает тем или иным поступком.

Социально-экономической опорой Кальвина стал город Женева, который боролся за независимость герцога Савойского. С помощью новой идеологии горожане получили независимость и создали собственную духовную культуру.

В Англии сформировалось особое течение – англиканская церковь, которая представляла собой смещение взглядов. Основой компромиссов стало сохранение церковной структуры с собственным управлением и пышным церемониалом при протестантских убеждениях верующих. Существовали сторонники очищение англиканской церкви от остатков каталицизма. Их называли пуритане.

Религиозно-экономические течения реформации сформировали новый тип человеческой личности (инициативной, терпимой к новому, стремящейся к развитию), основы буржуазной морали (стремление к личному успеху и обогащению), новые принципы отношения индивида, группы и общества (возможности общения напрямую, без посредников). Основы идеологии гражданского общества: преодоление сословной замкнутости. Реформация стала ответом на цивилизационный кризис, идеологически подготовила буржуазную революцию, сформировался человек, необходимый для развития  индустриальной цивилизации, которая построена на частной инициативе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7269. Принципи трудового права України 66 KB
  Тема 3. Принципи трудового права України. План лекції. Поняття основних принципів трудового права України. Основні права і свободи громадян, закріплені в Конституції України, що визначають принципи правового регулювання трудових відносин. Пр...
7270. Методы макроэкономического планирования и прогнозирования 229.5 KB
  ТЕМА 3: Методы макроэкономического планирования и прогнозирования. Методы макроэкономического прогнозирования Под методами прогнозирования понимается совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, вне...
7271. Гіпсові в’яжучі матеріали 60.5 KB
  Тема Гіпсові вяжучі матеріали План заняття Технологія виробництва високоміцного гіпсового вяжучого, його властивості та застосування. Високо випалювальні гіпсові вяжучі. Особливості твердіння гіпсу. Техніка безпеки, охорона ...
7272. Особливості публічного виступу 34.5 KB
  Тема: Особливості публічного виступу План Підготовка до публічного виступу, вимоги. Використання наочних засобів. Психологічні особливості публічного виступу. Публічний виступ - це усне монологічне висловлювання з метою впливу...
7273. Базові засади управління соціальною сферою 105 KB
  Лекція 4. Базові засади управління соціальною сферою. Система й структура державного управління соціального сферою. Нормативно правове забезпечення управління соціальною сферою. Програмно цільове управління. Як вже зазначалося, в умовах підвищення ролі л...
7274. Социальная подструктура личности 81 KB
  Социальная подструктура личности Вопросы для обсуждения: Социализация личности. Механизмы социализации Основные социальные процессы и поведение человека Просоциальное и асоциальное поведение. Социализация личности. Механизмы социа...
7275. Засади кримінального процесу 84.92 KB
  Засади кримінального процесу ПЛАН: Вступ 1. Поняття, значення і класифікація засад кримінального провадження. 2. Конституційні засади кримінального провадження. 3. Спеціальні засади кримінального провадження та їх характеристика. Висновки...
7276. Засоби колективного та індивідуального захисту населення 82.5 KB
  Тема: Засоби колективного та індивідуального захисту населення. План: Колективні засоби захисту: призначення і класифікація. Індивідуальні засоби захисту людей: Індивідуальні засоби захисту органів дихання Індивідуальні зас...
7277. Суб’єкти трудового права України 77.5 KB
  Поняття субєкта трудового права України. Громадяни як субєкти трудового права України. Власник або уповноважений ним орган як субєкт трудового права України. Підприємство як суб'єкт трудового права України. Трудовий колектив як суб'єкт трудового права України.