36463

Трансформация и дробление религиозных течений как признак кризиса феодальной цивилизации

Доклад

История и СИД

Признаки упадка церкви: коррупция и неравенство в церковной иерархии церкви. Их суть: нельзя отпускать грехи без покаяния оно требует внутренней работы а не просто оплаты раскаивающийся получает прощение от Бога а не от церкви лучше совершить доброе деяние чем откупаться богатство церкви в священном писании а не в золоте и добрых делах. Лютер получил значительную поддержку но в каталической церкви дело сначала показалось незначительным когда в 1520 году Папа отлучил Лютера от церкви его многочисленные сторонники сожгли...

Русский

2013-09-22

39.5 KB

0 чел.

20. Трансформация и дробление религиозных течений как признак кризиса феодальной цивилизации.

Выражением переходных процессов в духовной сфере явилась собой Реформация, как общественно-религиозное течение 16 вв.

Причины:

В конце 14-15 вв. огромную роль в жизнь общества играла Католическая церковь. Высшее духовенство во главе с Папой Римским претендовало на контроль над политической жизнью, что вызывало протест крупных феодалов. Церковь все больше подавляла проявления свободомыслия, подчиняла все сферы жизни церковным канонам. В то же время в 16 в. возродился интерес к литературе, науке и искусству, к человеческим эмоциям и разуму, следуя древнегреческим образцам.

Признаки упадка церкви:

- коррупция и неравенство  в церковной иерархии церкви. Приходы и епископаты фактически являлись вотчинами владения церковных иерархов.

- необразованное низшее духовенство с низким уровнем морали и культуры. Высшие иерархи купались в роскоши, тем самым компроминтируя церковь в то время, как низшее духовенство прибывало в нищете.

- упадок монашества. Монастыри, некогда бывшие центром культурной духовной жизни, превращались в чисто административные единицы.

Тем не менее церковная организация несла в себе ряд важных достижений, необходимых для жизни общества:

- существование реформаторских групп – представители духовенства и члены религиозных орденов выказывали благочестие и призывали вернуться к библейским заветам.

- регулярное проведение церковных проповедей, которые служили единственным источником информации,  развлечением, использовались для формирования идеологии. Были очень популярными и эффективными.

- сильный общинный элемент религии. При каждом приходе существовали мирские братства, которые занимались малыми благими делами. Эти братства во многом поддерживали авторитет религии и ее практическую ценность.

Повсеместное распространение различных месс. С одном стороны, давали людям надежду, однако были платными.

Серьезные проблемы были связаны с практикой индульгенции. Изначально индульгенция представляла папский декрет, обеспечивающий освобождение в чистилище, выдавалась за духовные подвиги. Однако затем получила распространение практика продажи индульгенций. В 1514 году папе Льву Х потребовались деньги для строительства собора Св. Петра, он объявил о всеобщем прощении грехов и монахи пошли с огромным количеством индульгенций. Один из них Иоганн Тенсель попробовал продать индульгенцию священнику и профессору университета Мартину Лютеру. Возмущенный Лютер составил «95 тезисов». 1917 год – начало реформации. Их суть:

- нельзя отпускать грехи без покаяния ( оно требует внутренней работы, а не просто оплаты)

- раскаивающийся получает прощение от Бога, а не от церкви

- лучше совершить доброе деяние, чем откупаться

- богатство церкви в священном писании, а не в золоте и добрых  делах.

Лютер получил значительную поддержку, но в каталической церкви дело сначала показалось незначительным, когда в 1520 году Папа отлучил Лютера от церкви, его многочисленные сторонники сожгли папскую грамоту, а Лютер объявил об отречении самого Папы. В 1521 году Лютер вступил в диспут с представителями папства, они не смогли опровергнуть его учение. Самое главное, что Лютер и его идеи пользовались значительное поддержкой крупных феодалов, желавших освобождения от церковной власти.

Курфюст Фридрих Саксонский предоставил Лютеру убежище в своем замке. Изначально Лютер не хотел глубоких реформ в церкви. Но поддержка светских феодалов вынудила его разрушить церковную структуру. В Германии  и Щвейцарии произошли изменения.

Церковь обложили налогом, появились светские проповедники. Возникло новое понимание Бога. Если в католичестве он понимался, как внешняя сила, точка опоры, то протестанты воспринимали Бога как внутреннюю опору, т.е. человек не нуждается в посреднике. Внутренняя вера остается единственным путем спасения. Протестанты отказались от обрядов и таинств. Таинствами перестали считаться брак и посвящение в духовный сан. В церемониале были разночтения, но в целом он упростился, лишился лишней торжественности. Упразднен институт монаршества и монастырей как экономической единицы. Создана новая церковь – лютеранство. Она отличалась от остальных прямым следованием Лютера. Во-первых, по Лютеру церковь остается наставницей людей. Во-вторых, священнослужитель только должность и он не должен отличаться от мирян особыми качествами. В-третьих, церковь не обладает имуществом, кроме необходимого богослужению. В-четвертых, во главе церкви ставятся правители светские и богослужение ведется на родном языке. В-пятых, упростил культ и обряд. Вера становится индивидуальной, а посредником между Богом и человеком служит священное писание.

Несмотря на преобразования,  Лютер был консервативным человеком и не стал разрушать церковную структуру. Кроме того, крупные феодалы использовали Реформацию в своих интересах и превратили церковь в управляемых институт. Но существовали и радикальные течения, которые хотели полностью отказаться от церковной структуры. Пример, анабаптисты мечтали о возвращении времен нового завета, полагая, что праведник не совершавших грехов может не подчиняться светским властям и даже вершить суд. Они требовали совершить божий суд над всеми нечестивцами. В германских княжествах поднялись восстания. Восставшие крестьяне разрушали замки и монастыри, требовали уничтожения церкви, снижения налогов, отмены крепостной зависимости и возврата общинной собственности на землю. В итоге восстание потерпело поражение.

Продолжение реформации связывают  с Жаном Калвином. В целом поддерживал идеи Лютера, но ввел ряд идейных положений:

- Бог дарует своим избранникам успех, а потому удачливый, успешный человек и есть праведник, при этом Бог подталкивает тем или иным поступком.

Социально-экономической опорой Кальвина стал город Женева, который боролся за независимость герцога Савойского. С помощью новой идеологии горожане получили независимость и создали собственную духовную культуру.

В Англии сформировалось особое течение – англиканская церковь, которая представляла собой смещение взглядов. Основой компромиссов стало сохранение церковной структуры с собственным управлением и пышным церемониалом при протестантских убеждениях верующих. Существовали сторонники очищение англиканской церкви от остатков каталицизма. Их называли пуритане.

Религиозно-экономические течения реформации сформировали новый тип человеческой личности (инициативной, терпимой к новому, стремящейся к развитию), основы буржуазной морали (стремление к личному успеху и обогащению), новые принципы отношения индивида, группы и общества (возможности общения напрямую, без посредников). Основы идеологии гражданского общества: преодоление сословной замкнутости. Реформация стала ответом на цивилизационный кризис, идеологически подготовила буржуазную революцию, сформировался человек, необходимый для развития  индустриальной цивилизации, которая построена на частной инициативе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85555. З книгою подружишся, розуму наберешся 204 KB
  Обладнання: таблиця Книга асоціативний кущ Живи книго виставка книг фото бібліотечних уроків презентація Історія книги. Книгаце духовна і моральна цінність набрання людства безцінний скарб. Які асоціації виникають у вас із словом книга Що для вас книга Яка вона ваша порадниця і помічниця...
85556. В. А. Сухомлинский «Петя, собака и котёнок» 67.5 KB
  Задачи: дать представление о доброте добрых делах учить рассуждать высказывать свои мысли строить текст по опорным словам и словосочетаниям продолжить работу над нарушенной последовательностью развивать речь воспитывать желание совершать добрые дела. На доске: Петя бежит собака испугался маленький...
85557. У ЗОЛОТО ВБРАЛАСЯ ЗЕМЛЯ 84.5 KB
  Матеріал до уроку: запис твору Еніо Маріконе Пори року фото Золота осінь зображення ЇжачкаЛісовичка осіннє листя малюнки овочів. Коли до нас приходить осінь за календарем Назвіть місяці осені. Чому вони так називаються Яку роботу виконує кожен із місяців осені Яка буває осінь Рання золота пізня.
85558. Зима-красуня, біла чарівниця! В ній стільки дива-дивного й краси! 44 KB
  Постарайтесь запамятати де вже побувала зима біловолоса б словникова робота полотно одпочить дугою скляною налилось верболіз очерет поневолі в повторне читання вірша учнями мовчки Що у вірші казкове а що відбувається насправді г аналіз вірша і вибіркове читання У яких рядках вірша зима змальована...
85559. «Наши корни» (с использованием миниатюр В.Сухомлинского) 149.5 KB
  У кого-то дерево с глубокими корнями в этих семьях хранится память не только о бабушках и дедушках но и о прабабушках и прадедушках. Мама папа бабушка дедушка. В соседней комнате на диване сидят дедушка и бабушка. Маленькая Аленка играет на полу плюшевым медвежонком и смотрит как папа мама дедушка...
85560. Шевченко великий співець України 96.5 KB
  Шевченка записи пісень на твори поета. Шевченка На дошці запис Нам стануть у пригоді: діти зачитують ваші попередні знання; повідомлення наших Шевченкознавців ; торбинка запитань; безсмертні Шевченкові вірші твори та малюнки; знання вчителя; пісні на слова Т. Шевченка. Тоді темної ночі перед світанком у селі Моринцях на Звенигородщині у хаті Григорія Шевченка кріпака пана Енгельгарда блиснув єдиний на...
85561. ЦІКАВА КНИГА ПРИРОДИ В.СУХОМЛИНСЬКИЙ «СЕРГІЙКОВА КВІТКА» 46.5 KB
  Вчити дітей бачити і розкривати красу природи. Заохочувати дітей до творчості. Розвивати мовлення, мислення дітей. Сприяти розвитку мовного апарату, пам’яті, вміння концентрувати увагу, володіти голосом. Виховувати любов і шанобливе ставлення до природи рідного краю.
85562. Урок з позакласного читання «Усний журнал» 563 KB
  Розширювати уявлення про красу рідної природи; удосконалювати навички виразного читання; розвивати уяву, пам’ять, образне мислення, уміння узагальнювати, аналізувати прочитане; формувати вміння простежувати взаємозв’язок людини з природою; виховувати інтерес і бережливе ставлення до природи.
85563. Автоматизация системы управления запасами на шахте “Самсоновская-Западная” 784.5 KB
  Применение современных персональных микроЭВМ в качестве технического средства АРМ управленческого работника приводит одновременно с организацией децентрализованной системы обработки данных к интеграции информационной базы данных учета.