36463

Трансформация и дробление религиозных течений как признак кризиса феодальной цивилизации

Доклад

История и СИД

Признаки упадка церкви: коррупция и неравенство в церковной иерархии церкви. Их суть: нельзя отпускать грехи без покаяния оно требует внутренней работы а не просто оплаты раскаивающийся получает прощение от Бога а не от церкви лучше совершить доброе деяние чем откупаться богатство церкви в священном писании а не в золоте и добрых делах. Лютер получил значительную поддержку но в каталической церкви дело сначала показалось незначительным когда в 1520 году Папа отлучил Лютера от церкви его многочисленные сторонники сожгли...

Русский

2013-09-22

39.5 KB

0 чел.

20. Трансформация и дробление религиозных течений как признак кризиса феодальной цивилизации.

Выражением переходных процессов в духовной сфере явилась собой Реформация, как общественно-религиозное течение 16 вв.

Причины:

В конце 14-15 вв. огромную роль в жизнь общества играла Католическая церковь. Высшее духовенство во главе с Папой Римским претендовало на контроль над политической жизнью, что вызывало протест крупных феодалов. Церковь все больше подавляла проявления свободомыслия, подчиняла все сферы жизни церковным канонам. В то же время в 16 в. возродился интерес к литературе, науке и искусству, к человеческим эмоциям и разуму, следуя древнегреческим образцам.

Признаки упадка церкви:

- коррупция и неравенство  в церковной иерархии церкви. Приходы и епископаты фактически являлись вотчинами владения церковных иерархов.

- необразованное низшее духовенство с низким уровнем морали и культуры. Высшие иерархи купались в роскоши, тем самым компроминтируя церковь в то время, как низшее духовенство прибывало в нищете.

- упадок монашества. Монастыри, некогда бывшие центром культурной духовной жизни, превращались в чисто административные единицы.

Тем не менее церковная организация несла в себе ряд важных достижений, необходимых для жизни общества:

- существование реформаторских групп – представители духовенства и члены религиозных орденов выказывали благочестие и призывали вернуться к библейским заветам.

- регулярное проведение церковных проповедей, которые служили единственным источником информации,  развлечением, использовались для формирования идеологии. Были очень популярными и эффективными.

- сильный общинный элемент религии. При каждом приходе существовали мирские братства, которые занимались малыми благими делами. Эти братства во многом поддерживали авторитет религии и ее практическую ценность.

Повсеместное распространение различных месс. С одном стороны, давали людям надежду, однако были платными.

Серьезные проблемы были связаны с практикой индульгенции. Изначально индульгенция представляла папский декрет, обеспечивающий освобождение в чистилище, выдавалась за духовные подвиги. Однако затем получила распространение практика продажи индульгенций. В 1514 году папе Льву Х потребовались деньги для строительства собора Св. Петра, он объявил о всеобщем прощении грехов и монахи пошли с огромным количеством индульгенций. Один из них Иоганн Тенсель попробовал продать индульгенцию священнику и профессору университета Мартину Лютеру. Возмущенный Лютер составил «95 тезисов». 1917 год – начало реформации. Их суть:

- нельзя отпускать грехи без покаяния ( оно требует внутренней работы, а не просто оплаты)

- раскаивающийся получает прощение от Бога, а не от церкви

- лучше совершить доброе деяние, чем откупаться

- богатство церкви в священном писании, а не в золоте и добрых  делах.

Лютер получил значительную поддержку, но в каталической церкви дело сначала показалось незначительным, когда в 1520 году Папа отлучил Лютера от церкви, его многочисленные сторонники сожгли папскую грамоту, а Лютер объявил об отречении самого Папы. В 1521 году Лютер вступил в диспут с представителями папства, они не смогли опровергнуть его учение. Самое главное, что Лютер и его идеи пользовались значительное поддержкой крупных феодалов, желавших освобождения от церковной власти.

Курфюст Фридрих Саксонский предоставил Лютеру убежище в своем замке. Изначально Лютер не хотел глубоких реформ в церкви. Но поддержка светских феодалов вынудила его разрушить церковную структуру. В Германии  и Щвейцарии произошли изменения.

Церковь обложили налогом, появились светские проповедники. Возникло новое понимание Бога. Если в католичестве он понимался, как внешняя сила, точка опоры, то протестанты воспринимали Бога как внутреннюю опору, т.е. человек не нуждается в посреднике. Внутренняя вера остается единственным путем спасения. Протестанты отказались от обрядов и таинств. Таинствами перестали считаться брак и посвящение в духовный сан. В церемониале были разночтения, но в целом он упростился, лишился лишней торжественности. Упразднен институт монаршества и монастырей как экономической единицы. Создана новая церковь – лютеранство. Она отличалась от остальных прямым следованием Лютера. Во-первых, по Лютеру церковь остается наставницей людей. Во-вторых, священнослужитель только должность и он не должен отличаться от мирян особыми качествами. В-третьих, церковь не обладает имуществом, кроме необходимого богослужению. В-четвертых, во главе церкви ставятся правители светские и богослужение ведется на родном языке. В-пятых, упростил культ и обряд. Вера становится индивидуальной, а посредником между Богом и человеком служит священное писание.

Несмотря на преобразования,  Лютер был консервативным человеком и не стал разрушать церковную структуру. Кроме того, крупные феодалы использовали Реформацию в своих интересах и превратили церковь в управляемых институт. Но существовали и радикальные течения, которые хотели полностью отказаться от церковной структуры. Пример, анабаптисты мечтали о возвращении времен нового завета, полагая, что праведник не совершавших грехов может не подчиняться светским властям и даже вершить суд. Они требовали совершить божий суд над всеми нечестивцами. В германских княжествах поднялись восстания. Восставшие крестьяне разрушали замки и монастыри, требовали уничтожения церкви, снижения налогов, отмены крепостной зависимости и возврата общинной собственности на землю. В итоге восстание потерпело поражение.

Продолжение реформации связывают  с Жаном Калвином. В целом поддерживал идеи Лютера, но ввел ряд идейных положений:

- Бог дарует своим избранникам успех, а потому удачливый, успешный человек и есть праведник, при этом Бог подталкивает тем или иным поступком.

Социально-экономической опорой Кальвина стал город Женева, который боролся за независимость герцога Савойского. С помощью новой идеологии горожане получили независимость и создали собственную духовную культуру.

В Англии сформировалось особое течение – англиканская церковь, которая представляла собой смещение взглядов. Основой компромиссов стало сохранение церковной структуры с собственным управлением и пышным церемониалом при протестантских убеждениях верующих. Существовали сторонники очищение англиканской церкви от остатков каталицизма. Их называли пуритане.

Религиозно-экономические течения реформации сформировали новый тип человеческой личности (инициативной, терпимой к новому, стремящейся к развитию), основы буржуазной морали (стремление к личному успеху и обогащению), новые принципы отношения индивида, группы и общества (возможности общения напрямую, без посредников). Основы идеологии гражданского общества: преодоление сословной замкнутости. Реформация стала ответом на цивилизационный кризис, идеологически подготовила буржуазную революцию, сформировался человек, необходимый для развития  индустриальной цивилизации, которая построена на частной инициативе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16186. Административное право. Учебное пособие 3.13 MB
  Название документа АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО: УЧЕБНИК издание второе переработанное и дополненное под ред. Л.Л. Попова Юристъ 2005 Дата 30.04.2005 Источник публикации Юристъ 2005 Автор КОЗЛОВ Ю.М. ОВСЯНКО Д.М. ПОПОВ Л.Л. Примечание к документу Материал под...
16187. Право и факт в римском праве. Учебное пособие 709.5 KB
  Покровский И.A. Право и факт в римском праве. Киев Типография Императорского университета Св. Владимира Н.Т. КорчакНовицкого 1898 г. Право и факт в римском праве Предисловие Значительная часть предлагаемой работы 1 5 9 была напечатана под заглавием Die actione...
16188. Основные вопросы владения в новом германском уложении. Учебное пособие 140.5 KB
  ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ВЛАДЕНИЯ В НОВОМ ГЕРМАНСКОМ УЛОЖЕНИИ Вестник права. 1899. № 1 И.А. ПОКРОВСКИЙ I. Владение являлось в литературе настоящего столетия одним из самых спорных институтов гражданского права. Несмотря на самую оживленную разработку его в которой приняли...
16189. История римского права. Учебное пособие 2.99 MB
  Покровский И.А. ИСТОРИЯ РИМСКОГО ПРАВА Используется греческий шрифт СОДЕРЖАНИЕ ИОСИФ АЛЕКСЕЕВИЧ ПОКРОВСКИЙ И ИЗУЧЕНИЕ РИМСКОГО ПРАВА В РОССИИ 5 Предисловие к 1му изданию 12 Предисл
16190. Основы римского гражданского права. Учебное пособие 1.3 MB
  PAGE 1 Подопригора A.A. Основы римского гражданского права: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и факультетов 2е изд. перераб. К.: Вентури 1995. 288 с. А.А.Подопригора ОСНОВЫ РИМСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА Допущено Министерством образования Ук
16191. Искусство спора, о теории и практике спора. Учебное пособие 648 KB
  53 О доказательствах Проф. С. И. Поварнин ИСКУССТВО СПОРА. О теории и практике спора Воспроизведено по второму изданию Культурнопросветительного кооперативного товарищества НАЧАТКИ ЗНАНИЙ Петроград 1923 Классическая серьезная книга по искусству спо
16192. Теоретические основы квалификации преступлений. Учебное пособие 649 KB
  Министерство образования Российской Федерации Московская государственная юридическая академия Оренбургский институт Плотников Александр Иванович Теоретические основы квалификации преступлений Учебное пособие ...
16193. Господарське законодавство. Підручник 1.17 MB
  МІНІСТЕРСТВОМ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ Я.М. Пігач Л.М. Труфанова ГОСПОДАРСЬКЕ ЗАКОНОДАВСТВО Рекомендовано Міністерством освіти і науки України як навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів Киї...
16194. Тактика допроса. Учебное пособие 548.5 KB
  Питерцев Станислав Константинович Степанов Алексей Александрович Тактика допроса Серия Библиотека криминалиста 160 с.: ил. Серия Библиотека В. Усманов Г. Михайлова В. Земских А. Батлер Н. Бчржаков В. Зисссева М. Одинакова В. Зассеева Главный редактор Заведующи...