36465

Трансформация социально-политических отношений в рамках индустриальной цивилизации

Доклад

История и СИД

Средоточием политической власти является государство опирающееся на систему правовых норм органы власти и управления армию аппарат идеологического воздействия на свою экономическую силу. когда впервые по приговору парламента был казнен король как символ абсолютной власти. Восстановившаяся после власти Кромвеля монархия получила чисто представительские полномочия. Провозглашение императором Наполеона восстановившего ряд признаков абсолютной власти имело иную социальную подоплеку: это была форма диктатуры победившей буржуазии.

Русский

2013-09-22

46.5 KB

1 чел.

23. Трансформация социально-политических отношений в рамках индустриальной цивилизации.

Становление и распространение буржуазного социально-политического строя в XVI—XIX вв. вызвали радикальные сдвиги в структуре общества. Вершину социальной иерархии занял класс капиталистов, весьма неоднородный по своему составу. Его ядро составили торговцы и финансисты, скопившие огромные богатства и вложившие их, когда это стало выгодно, в развитие мануфактур и фабрик, сельскохозяйственных и строительных компаний, банков.

Рабочий класс, живший за счет продажи своей рабочей силы, также был неоднородным. Небольшой слой рабочей аристократии — высококвалифицированных рабочих, цеховых старост, профсоюзных лидеров — по своему имущественному положению немногим отличался от низших слоев буржуазии. Основная же масса рабочих, обладавших необходимым уровнем квалификации, жестоко эксплуатировалась. Пролетарии и сезонные рабочие сохраняли участки земли, что примиряло их с невысокой зарплатой. Люмпен-пролетарии жили за счет случайных заработков.

Изменился облик крестьянства. В его среде выделились сельская буржуазия, не оторвавшаяся в отличие от городской от непосредственного участия в производстве; основная масса крестьян, мелких независимых товаропроизводителей, удовлетворявших

большую часть своих потребностей за счет собственного хозяйства; сельская беднота, пролетарии и полупролетарии, батраки, жившие в основном за счет продажи своей рабочей силы внаем.

Сформировался довольно значительный слой городской мелкой буржуазии: ремесленники, мелкие торговцы, владельцы небольших ресторанов, гостиниц, парикмахерских и других предприятий сферы услуг. Они имели в своей собственности средства производства, жили в основном за счет доходов от продажи товаров и услуг, выплачивая различные налоги; иногда нанимали нескольких работников — постоянно или на сезон.

В индустриальном обществе сложился значительный, быстро расширявшийся слой интеллигенции — научно-технической (ученые, инженеры, агрономы, техники), художественной (архитекторы, художники, артисты, музыканты), экономической (управляющие и служащие предприятий).

Особо следует выделить слой чиновников, обслуживавших государственную машину и получавших за это жалованье, а после ухода с работы — пенсию.

Значительный социальный слой составляли военнослужащие, прежде всего офицеры и генералы. Они занимали особое положение в обществе, в основном были выходцами из аристократических и буржуазных слоев и являлись опорой для правящей верхушки, время от времени ее сменяя, а иной раз устанавливая открытую военную диктатуру.

В социалистическом варианте позднего индустриального общества социальная стратификация радикально изменилась. Помещики, капиталисты, кулаки, духовенство были ликвидированы не только экономически и юридически, но и в значительной мере

физически. Рабочий класс был провозглашен гегемоном, но на деле превратился в эксплуатируемый государственно-бюрократическим аппаратом класс. Крестьяне в результате насильственной коллективизации были лишены основной части земли

и средств производства и работали в колхозах и совхозах за ничтожное вознаграждение, обеспечивая себя продуктами питания за счет подсобного хозяйства. Интеллигенция количественно выросла за счет огромного числа инженеров, работников науки, образования, культуры, но реально оставалась бесправным социальным слоем. На вершине социальной пирамиды находился новый правящий класс, состоявший из партийно-государственных функционеров, высших военачальников, директоров крупных предприятий. Именно этот класс, опиравшийся на партийно-государственный аппарат и карательные органы, фактически распоряжался «общенародной» и кооперативной собственностью, присваивал прибавочный продукт, руководил обществом, беспощадно подавляя инакомыслие.

Средоточием политической власти является государство, опирающееся на систему правовых норм, органы власти и управления, армию, аппарат идеологического воздействия, на свою экономическую силу. Для индустриальной цивилизаций характерно нарастание роли и могущества государства, хотя этот процесс протекал неравномерно.

 Уже с XVII в. (а в Нидерландах — со второй половины XVI в.) начинается кризис абсолютизма, зашатавшегося под напором окрепшей буржуазии, которая обрела экономическую силу и потребовала соответствующего места на политической арене.

Сильный удар по феодальному политическому строю нанесла английская буржуазная революция середины XVII в., когда впервые по приговору парламента был казнен король как символ абсолютной власти. Восстановившаяся после власти Кромвеля монархия получила чисто представительские полномочия. Полное поражение абсолютизм потерпел в результате Великой французской революции, в ходе которой также был казнен король, а путем репрессий уничтожена значительная часть феодальной аристократии. Провозглашение императором Наполеона, восстановившего ряд признаков абсолютной власти, имело иную социальную подоплеку: это была форма диктатуры победившей буржуазии. Реставрация Бурбонов, союз реакционных монархических сил в Европе, судорожные попытки сохранить самодержавие в России, смягчив его либеральными реформами, затянувшийся абсолютизм Османской империи уже не могли остановить победоносного утверждения нового политического строя — буржуазной демократии. Ее типичными образцами стали президентская республика в США, парламентская республика во Франции и конституционная монархия в Англии.

В основе буржуазной демократии лежит признание равноправия и свобод всех граждан; преодоление феодально-сословных и кастовых ограничений для отдельных групп населения; правовая защита личных и имущественных прав; устранение дискриминации по расовому, национальному, религиозному и иным признакам; предоставление права всем гражданам, достигшим определенного возраста, избирать и быть избранными в центральные, местные и муниципальные органы. Важным принципом буржуазной демократии является разделение властей — законодательной (представительной), исполнительной (подотчетной парламенту) и судебной (судьи независимы и подчиняются только закону).

Переход к монополистической, а затем государственно-монополистической стадиям развития капитализма усилил концентрацию власти в руках крупной буржуазии, ограничил либо превратил в формальность основы буржуазной демократии, что в условиях общенациональных кризисов вызвало серию революций и установление откровенных форм диктатуры. Наиболее отчетливо это проявилось в утверждении тоталитарных государств — фашизма в Германии и Италии, авторитарно-репрессивного режима в СССР, а затем и в большинстве других социалистических стран, а также в ряде освободившихся от колониального владычества стран Латинской Америки, Азии и Африки. При всем различии в идеологических установках и социальной базе этих государств, они имели немало общего в государственно-правовом строе, принципиально отличавшемся от буржуазной демократии. Вся полнота власти сосредоточена в руках правящих кругов, до крайних пределов доходят централизация государственного управления и милитаризация страны. Царствует правовой произвол, широко применяются репрессии. Тоталитарные государства, основанные на насилии, на бесправии населения, недолговечны. Но и в странах западной демократии в период заката индустриальной цивилизации происходит монополизация власти правящей элитой, усиление милитаризма, ограничение прав и свобод граждан.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что развитие политической и  государственно-правовой систем индустриальной эпохи было достаточно противоречиво. Расширились границы буржуазной демократии. Но концентрация экономических сил обернулась концентрации власти политической диктатурой, прикрытой ширмами демократии. Это нашло подтверждении в установлении тоталитарных режимов, которые в условия глубокого кризиса и хаоса иногда приходили к власти демократическим путем (пример, в Германии в 1933г.). Мощные средства идеологического воздействия создавали базу для таких режимов, для унификации политических взглядов людей и формирования массовых политических партий.

Утверждается правовой порядок, основанный на признании равноправия граждан и социальных слоев перед законом, на первенстве закона в урегулировании правовых отношений.  Однако за этим стояло всевластие капитала.

В динамике институтов политической жизни в индустриальную эпоху четко вырисовывается несколько фаз: утверждение и распространение буржуазной демократии в итоге рядо буржуазно-демократический революций (английской, североамериканской, французской); торжества демократий во второй половине 19-го столетия в развитых странах; заката, превращения в свою противоположность в тоталитарных государствах с конца 20-х гг.20 века; новая волна демократизации в конце 20 века.

Индустриальная цивилизация достигла небывалых высот в развитии производительных сил и богатства общества, обеспечении единства мировой экономики и развития культуры, повышения уровня жизни населения развитых стран.

Но одновременно она открыла дорогу  для новых противоречий, углубила пропасть между богатыми и бедными государствами, развязала небывалые по масштабам мировые войны, поставила человечество на грань экологической катастрофы и самоуничтожения в результате применения оружия массового уничтожения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53010. Акробатика. Игры - эстафеты 48.5 KB
  Строевые упражнения Повороты Налево Направо Кругом Расчет на 13 Ходьба на носках руки на поясе; на пятках руки за головой; на внешней стороне стопы руки на поясе на внутренней стороне стопы руки на поясе в полном присесте руки на коленях Бег в среднем темпе; приставными шагами правым ⁄ левым боком бег со сменой направления Ходьба с восстановлением дыхания. Руки на поясе. руки к плечам. стойка ноги врозь руки на поясе 1.
53011. Основна гімнастика 67 KB
  Дистанція витягнутої руки Розповісти про правила поведінки на уроці фізичного виховання. 15хв Стежити за чіткістю виконання Під час ходьби руки на поясі тулуб прямий плечі розведені. Біг: звичайний; з підніманням колін; із закиданням гомілок; з підскоками і сплесками руками над головою; Ходьба: звичайна підняти руки через сторони вгору вдих опустити руки видох Гра Світлофор: Учні шикуються в колону по одному і в повільному темпі біжать по спортзалу. руки на поясі.
53012. Використання дидактичного фольклору і творів дитячих письменників на уроках навчання грамоті 368 KB
  Це стимулює учнів до роботи і вони з великим бажанням виконують завдання вчителя: Хто швидше та вірніше складе слово відгадку При роботі над значенням слова загадку можна використовувати поряд з уже відомими в методиці прийомами пояснення значення слова. Хто це Спробуй вiдгадати. Хто це Спробуй відгадати. Хто ж вона така Берізка польова II.
53013. Український пісенний фольклор як джерело народознавства 580 KB
  Особливу роль в посібнику приділяється тому щоб привернути увагу та шанобливе ставлення учнів до української пісні. Урок №1 Пісня як джерело народознавства: а виникнення народної пісні; б пісенна творчість українського народу; в пісня жанр народної творчості; г родинно побутові пісні; д важливість фольклорних творів; е усна народна творчість; є українська народна пісня; ж пісня голос душі; з пісенна етнологія частина народознавства; і додатки до уроку №1. Урок №3 Народний потенціал забавлянок та дитячих пісень:...
53014. Food. Здорова їжа 94 KB
  Good morning everyone! I’m glad to see you. How are you? Ps: Good morning teacher! We are glad to see you, too. We are fine, thank you. Повідомлення теми та мети уроку. T: During our lesson today we will speak about food. We will discuss healthy and unhealthy food and your likes and dislikes in your eating habits.
53015. Food. Cooking traditions. Table manners 54 KB
  T: Today we’ll revise vocabulary on the topic, make up dialogues, listen to the text, sing a song, visit TV show and even take part in it. T: Well, let’s get into English language spirit. Listen and repeat after me: A good cook never cooks while looking into a cookery book. After dinner sleep a while, after supper walk a mile.
53016. Їжа та напої 43 KB
  Will you translate it? So by the end of our lesson you should be able to speak about right or healthy food, to use vocabulary on the topic in your speech, to give advice for everybody how to be healthy. Also we’ll review some grammar rules connected with countable and uncountable nouns. To begin with I’d like you to start from the sounds. At first let’s train our tongues.
53017. Food traditions in different parts of the world 199.5 KB
  Привітання Повідомлення теми та мети уроку Tody we re going to spek bout food trditions in different prts of the world. Who is on duty tody записати число в зошити nd now get redy with your tongues to prctice sounds: wht sound is it: fried rice spicy to slice [i] показати на дошці to stir to serve to burn herb [з:] показати на дошці to chop cheese chicken crunchy chewy [t∫] Перевірка домашнього завдання Helthy food Unhelthy food You see list of foods nd your tsk is to sort them ccording to the tble робота в...